С чем связаны права человека а фактом рождения б с возрастными свойствами человека

Обновлено: 28.06.2024

Концепция поколений прав человека - это теория, согласно которой, в зависимости от времени появления, существует три поколения прав.

Обозначенная классификация была предложена чешским ученым К. Васаком. Он связывал данные поколения прав с лозунгами, звучавшими во времена революции во Франции: “равенство”, “свобода” и “братство”. Стоит отметить, что это разделение является условным, так как по характеру конкретные права можно отнести к различным группам.

Предлагается более подробно рассмотреть каждое из предложенных трех поколений прав.

Первое поколение прав человека

Первое поколение политических и гражданских прав начинает свое существование в XVII и XVIII веках в процессе реформ в ходе французской, американской и английской революций.

Права, относящиеся к первому поколению, являются основой в институте прав человека. Они закреплены в международных документах в качестве неотчуждаемых, и не подлежащих какому-либо ограничению. Несколько западных специалистов склоняются к рассмотрению этих прав как собственных “прав человека”, предполагая, что права, относящиеся ко второму и третьему поколению, могут претендовать только на статус “социальных притязаний”.

Права человека, вытекающие из первого поколения, включают в себя личные права, основанные на естественных, и сформированных на базе позитивного права, политических правах. Более конкретно о них говорится в законодательстве тех государств, которые являются демократическими.

Отличительная черта политических прав в том, что они принадлежат только лицам, являющимся гражданами государства, и принадлежат им с момента получения гражданства определенной страны.

Первое поколение содержит те права, которые “сформулированы отрицательно”, так как они выражают некую “негативную свободу”, заключающуюся в обязывании государства не вмешиваться в область личной свободы, предоставляемой им гражданам.

Готовые работы на аналогичную тему

Права, относящиеся к первому поколению, содержатся в положениях Всеобщей декларации прав По данной теме мы уже выполнили реферат Основные положения всеобщей декларации прав подробнее человека 1948 года. Они преследуют цель обеспечения защиты людей от ограничения их свободы. В данном случае идет речь о следующих видах прав человека:

  • право свободы вероисповедания;
  • право участия в управлении государственными делами;
  • право равенства перед судом и законом;
  • право на жизнь и свободу;
  • право на обеспечение безопасности человека от незаконного (своевольного) задержания или ареста;
  • право на собственность и на защиту от лишения человека его собственности.

Указанные права признаются в качестве неотчуждаемых и не подлежащих какому-либо ограничению.

Второе поколение прав человека

Основой зарождения данного поколения прав стала борьба народов XIX - XX веков за то, чтобы улучшить свой уровень экономики.

Содержание прав второго поколения основывается на теории “формулирования в положительном ключе”, в отличие от прав первого поколения, ведь это поколение требует от государства особых усилий при воплощении их в жизнь.

Ко второму поколению прав человека принято относить социальные, экономические, экологические и культурные права.

Законодательное закрепление данные права получили в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, а также во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Направленность рассматриваемых прав связана с обеспечением свободы участия в экономической, социальной, культурной жизни государства, а также социальной справедливости.

Так, второе поколение прав человека включает в себя следующие виды прав:

  • право на труд;
  • право социального обеспечения;
  • право на благоприятные и справедливые условия труда;
  • право защиты от безработицы;
  • право досуга и отдыха;
  • право иметь определенные жизненные стандарты;
  • право на получение образования;
  • право на обеспечение охраны здоровья;
  • право свободного участия в культурной общественной жизни;
  • право на творчество;
  • право на пользование результатами, полученными в ходе прогресса науки;
  • право на защиту детства и материнства;
  • право на получение медицинской помощи.

Права второго поколения отличаются от прав первого по своей природе. Для того, чтобы осуществить права, принадлежащие ко второму поколению, воздержание государства от вмешательства в сферу действия прав не является достаточным. Помимо этого стоят задачи по созданию социальных программ и ведению всесторонней хозяйственной и организационной деятельности, позволяющей обеспечить гарантию действия данных прав.

Некоторые буржуазные современные государства решили не присоединяться к Международному пакту о По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Международному право подробнее социальных, экономических и культурных правах, что мотивировали отсутствием в указанных в Пакте По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Договора подробнее правах признаков субъективности, в частности, невозможностью их судебной защиты. Несмотря на то, что эта позиция государств может приниматься во внимание, присоединение к Пакту По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Лицензионный договор подробнее может создать для них обязательства по совершенствованию своего внутреннего законодательства и организации деятельности в соответствии с ним. В XXI веке государство должно стремиться к статусу социального. Это является закономерностью при развитии государств современного мира, которая закреплена в конституциях таких государств как, например, Франция, Испания, Италия По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственный строй Италии подробнее , Турция, Португалия.

Третье поколение прав человека

Первоначальная идея возникновения и дальнейшего существования третьего поколения прав человека была сформирована в результате обострения мировых глобальных проблем после окончания Второй мировой войны 1939 - 1945 годов. Данное поколение рассматривать лучше в качестве продукта на стадии формирования, как результат одномоментного “взлета и падения” государств в конце XX века.

Законодательное выражение закрепила ст. 28 Декларации По данной теме мы уже выполнили реферат Лицензионное производство подробнее прав человека 1948 года. Она провозгласила, что каждый обладает правом на международный и общественный порядок, в котором изложенные в Декларации права, подлежат полной реализации.

Реализация прав, входящих в третье поколение, основывается на совместных действиях людей конкретной общности. При этом ряд таких прав могут быть реализованы и одним индивидом, который принадлежит к определенный общности, например, это касается религиозных прав. Это говорит о том, что в качестве критерия определения данных прав, выступает специфика субъекта.

Третье поколение прав человека состоит из следующих видов “коллективных прав” человека:

  • право экономического, политического, культурного и социального самоопределения;
  • право участия в пользовании “общим человеческим наследием”;
  • право социального и экономического развития;
  • право на пользование здоровой и чистой окружающей средой;
  • право на мир;
  • право на получение гуманитарной помощи.

Обозначенные права по своей принадлежности распространяются не на конкретного индивида, а на целые нации и народы.

Помимо указанных трех видов поколений прав человека, в юридической литературе и теории некоторые ученые предлагают выделять еще три - четвертое, пятое, шестое поколения человеческих прав. В науке эта проблема является дискуссионной и не решена в полной мере. Нет однозначного ответа на вопрос о том, стоит ли рассматривать эти дополнительные поколения прав.

Главными представителями теории выделения четвертого, пятого и шестого поколения прав человека являются О.Ю. Малинова и А.Б. Венгеров. Мнение этих ученых заключается в том, что четвертое поколение включает в себя право на мир, космос, право на ядерную безопасность, информационные и экологические права. Выдвижение прав в данную отдельную категорию они видят в необходимости развития научно-технического прогресса общества и всего человечества.

Разделение прав человека на пятое и шестое поколение диктуется расширением прав и степенью их защищенности. При этом данная позиция в науке находится только на уровне дискуссий, и далеко не все ученые и правоведы поддерживают такое мнение.

  • Первое поколение — личные и политические права, которые были провозглашены еще во времена Великой Французской революции и американской борьбы за независимость.
  • Второе поколение — это социально-экономические и культурные права. Их провозглашение и закрепление произошло в результате борьбы народов за улучшение своего положения.
  • Третье поколение — к нему относят коллективные права на мир, на здоровую окружающую среду, на развитие и другие.

Права третьего поколения еще не утвердились, многие специалисты вообще сомневаются в том, что можно говорить о коллективных права в контексте прав человека. Ведь последние — это права каждого отдельного человека, а третье поколение говорит о правах различных групп лиц.

Права первого поколения

Эти права условно разделают на две группы: личные и политические .

Личные права и свободы называют еще гражданскими, большая часть которых принадлежит каждому человеку от рождения. Они являются неотъемлемыми и не подлежат какому-либо ограничению.

Первое поколение прав является фундаментом свободы каждого человека. Гражданские права формулируются негативным образом, т. е. обязывают государство их не нарушать .

К этим правам относят:

  • право на жизнь;
  • право на уважение чести и достоинство человека;
  • право на свободу и личную неприкосновенность;
  • свобода передвижения;
  • неприкосновенность частной жизни и др.

Лишь в исключительных и прямо предусмотренных законом случаях допускается ограничение некоторых личных прав.

Политические права и свободы дают человеку возможность участвовать в общественно-политической жизни и управлении государством.

Многие из политических прав связаны с гражданством (подданством), т. е. принадлежат только гражданам определенного государства. Также они в полной мере могут быть реализованы в полном объеме как минимум с момента достижения гражданином совершеннолетия, а иногда еще позже.

Например, быть избранным на пост Президента РФ может быть гражданин не младше 35 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ).

К политическим правам относят:

  • право на участие в управлении делами государства;
  • право избирать и быть избранным;
  • свобода слова;
  • право на мирные собрания и т. д.

Первыми юридическими актами, закрепляющими права человека, стали акты английского конституционализма: Петиция о правах (1628 г.), Habeas Corpus Act (1679) и Билль о правах (1689) .

Но самым известным документом является французская Декларация прав человека и гражданина (1789) .

Права второго поколения

К этому поколению относят экономические, социальные и культурные права.

Они стали результатом борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышение культурного статуса. Эти права определяют положение людей в сфере труда, их благосостояние, социальную защищенность.

К социально-экономическим права относятся:

  • право на труд;
  • право на отдых;
  • право на социальное обеспечение;
  • право на жилище;
  • право на охрану здоровья и т. д.

Культурные права обеспечивают духовно-нравственное развитие людей, помогают каждому человеку стать полезным членом общества. Это:

  • право на образование;
  • право на доступ к культурным ценностям;
  • право на творчество;
  • право на использование результатов научно-технического прогресса и т. д.

Первым государством, в котором были закреплены и приняты права второго поколения, стал СССР. Он же впоследствии добился внесения положений о социально-экономических правах в акты международного права.

Права третьего поколения

После обострения во 2-й половине XX века глобальных проблем — в первую очередь экологической — и вступления наиболее развитых стран в постиндустриальную эпоху заговорили о коллективных правах.

В частности, это право на безопасную окружающую среду, право на доступ к информации, право на безопасность.

Отличительная особенность этого поколения прав: они являются правами всего человечества . Эти права не связаны с конкретной личностью, а диктуются принадлежностью к какой-то группе людей. При этом действует принцип: реализация коллективных прав не должна ограничивать права человека и гражданина.

Государство, которое обеспечивает осуществление основных прав человека, а также их охрану и защиту называют правовым . Конституции многих стран содержат положение о том, что они являются правовыми государствами (в т. ч. и Конституция РФ).

Однако, на сегодняшний день это во всех случаях является лишь декларацией, целью, а не реально существующим положением вещей.

С уважением, Альберт Садыков (дата публикации: 21.09.2018)

1. К правам, которые предполагают свободную активность самого человека, из представленного ниже относится:
а) право участвовать в управлении государством +
б) право на охрану здоровья
в) право на жизнь

2. Слова: гражданские, экономические, социальные, политические, культурные, относятся к:
а) системе прав и свобод личности +
б) основам религиозного учения
в) конкретной личности

3. Вступление человека в политическую партию является реализацией данного права:
а) гражданского
б) личного
в) политического +

4. Виновность обвиняемого устанавливает:
а) потерпевший
б) суд +
в) судебный медик

5. Примером реализации культурных прав человека является:
а) уборка двора
б) поступление старшей сестры в политехнический университет +
в) пенсия, которую ежемесячно получает бабушка

6. К социальным правам человека можно отнести:
а) свободу передвижения
б) свободу вероисповедания
в) охрану здоровья +

7. В законах свободам и правам человека дается следующая характеристика:
а) неотъемлемые и неотчуждаемые +
б) природные и социальные
в) разрешённые и запрещённые

8. Что называется дискриминацией человека?
а) лишения, ограничения +
б) продажность, коррумпированность
в) чрезмерность, вседозволенность

9. Какой характер носят права человека:
а) локальный характер
б) избирательный характер
в) всеобщий характер +

10. Первая Конституция, зафиксированная на бумаге, была принята:
а) во Франции
б) в США +
в) в Японии

11. К личным правам человека не имеет отношения:
а) право избирать +
б) право на честь и достоинство
в) право на жизнь

12. Право человека свободно выбирать профессию и род деятельности относят:
а) к праву на труд +
б) к праву на отдых
в) к праву на объединение

13. Необходимо выбрать верное высказывание:
а) Гражданские права связаны с управлением государством
б) В России существует должность Уполномоченного по правам ребёнка +
в) Защита прав и свобод – это личное дело человека, с которым государство никак не связано

14. Права человека признаются на таком уровне:
а) международном +
б) российском
в) на уровне стран СНГ

15. Защиту детства и материнства относят к таким правам:
а) социальным +
б) моральным
в) культурным

16. Право в отличие от морали:
а) является видом социальных норм
б) регулирует поведение людей
в) поддерживается силой государства +

18. Естественным правом человека является:
а) право на участие в политической жизни
б) право на жизнь +
в) право на доступ к культурной жизни

19. К признакам свобод и прав человека из представленного ниже не относится:
а) всеобщий характер
б) защита закона
в) различия по расовому признаку +

20. Человек обладает естественными правами:
а) с рождения +
б) с 14 лет
в) с 18 лет

21. Источником права является:
а) коллективные решения какой-либо социальной группы
б) правовые акты государства +
в) личные решения представителей власти

23. Появление международных источников права связывают:
а) с войной белой и алой розы
б) с наполеоновскими войнами
в) со второй мировой войной +

24. К международным источникам прав человека из представленного ниже относится:
а) Конституция РФ
б) Трудовой кодекс РФ
в) Всеобщая декларация прав человека и гражданина +

26. Мысль о необходимости установления свобод и прав граждан впервые зародилась:
а) в Древних Греции и Риме +
б) в Древней Руси
в) в Древнем Китае

27. Конвенция о правах ребенка была принята:
а) в 1948 году
б) в 1959 году
в) в 1989 году +

28. Конституция России была принята:
а) в 1948 году
б) в 1959 году
в) в 1993 году +

29. Гарантом Конституции, а также прав и свобод граждан является:
а) народ России
б) Конституционный Суд РФ
в) Президент РФ +

30. Какое название носит конституционное право человека защищать свои права в суде, в том числе в ЕСПЧ:
а) конституционная обязанность
б) юридическая гарантия +
в) задача Правительства РФ

Тест по обществознанию Права и обязанности граждан для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 10 заданий.

1 вариант

1. Какой термин обозначает возможности человека, которые обеспечивают условия его жизнедеятельности?

1) деятельность
2) права
3) обязанности
4) труд

2. Найдите термин, обобщающий перечисленные понятия: право на участие в культурной жизни, свобода творчества, возможность пользоваться учреждениями культуры — это

1) личные права
2) социальные права
3) культурные права
4) гражданские права

3. Найдите правильное окончание предложения.

Независимо от вероисповедания, социального происхожде­ния, пола, имущественного положения

1) все люди имеют равные права
2) все граждане получают возможность пользоваться пра­вами по достижении восемнадцатилетия
3) все граждане участвуют в управлении государством
4) все люди обязаны трудиться

4. Найдите слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) гарантии прав и свобод
2) защита прав
3) Конвенция о правах ребёнка
4) уплата налогов
5) Всеобщая декларация прав человека

5. Установите соответствие между видами прав и примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответст­вующий элемент из второго столбца.

А) право на жизнь
Б) право на честь и достоинство
В) право избирать депутатов Государственной Думы РФ
Г) право быть избранным Пре­зидентом РФ
Д) никто не должен подвергаться жестокому обращению

1) гражданские права
2) политические права

6. Найдите ситуацию, которая связана с реализацией социального права.

1) В конце учебного года Саша Петров вместе со своими од­ноклассниками прошёл диспансеризацию.
2) Семья Петровых приняла участие в первомайской демонстрации.
3) Старший брат Саши Петрова -известный писатель.
4) Петровы любят путешествовать.

7. Выберите правильные высказывания.

1) Гражданские права связаны с управлением государством.
2) Права человека неотчуждаемы.
3) Защита прав и свобод — это личное дело человека, с ко­торым государство никак не связано.
4) В России существует должность Уполномоченного по правам ребёнка.

8. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из списка. Обратите внимание на то, что предложенных от­ветов больше, чем пропусков, и они даны в исходной грам­матической форме (именительный падеж, единственное число).

Права человека признаны на __________ (А) уровне. Нормы и __________ (Б), которые защищают жизнь, честь и достоинство человека, записаны во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г. Права человека и гражданина закреплены в __________ (В) большинства современных государств.

1) закон
2) международный
3) принцип
4) глобальный
5) требование

9. Приведённые ниже ситуации связаны с реализацией прав или исполнением обязанностей. Распределите их в две группы.

А. Реализация прав
Б. Исполнение обязанностей

1) Николая призвали на воинскую службу
2) предприниматель Калачёв заплатил налог
3) Степан работает водителем такси
4) граждане не дали построить гараж на территории городского парка
5) в этом году гражданин А. уходит в отпуск в сентябре
6) СМИ сообщили о создании акционерного общества

10. Заполните пропуск в схеме.

Тест по обществознанию Права и обязанности граждан 7 класс 1 вариант 10 задание

2 вариант

1. Какой термин обозначает должное, необходимое поведение человека?

1) права
2) обязанности
3) свободы
4) возможности

2. Найдите термин, обобщающий перечисленные понятия: ежегодный отпуск, выходные дни, праздничные дни.

1) право на отдых
2) право на труд
3) право на социальное обеспечение
4) право на охрану здоровья

3. Найдите правильное окончание предложения.

Неделимость прав означает, что

1) люди могут иметь одни права и быть лишёнными дру­гих
2) человек пользуется всеми правами и свободами в сово­купности
3) все люди имеют равные права
4) права человека неотчуждаемы

4. Найдите слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) право на жизнь
2) право на защиту чести и доброго име­ни
3) право на личную неприкосновенность
4) политиче­ские права
5) Всеобщая декларация прав человека

5. Установите соответствие между видами прав и свобод и их примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) право на образование
Б) право участвовать в культурной жизни
В) свобода творчества
Г) право на жилище
Д) защита семьи, материнства и детства

Виды прав и свобод

1) социальные права
2) культурные права

6. Найдите ситуацию, которая связана с реализацией политического права.

1) Надежде исполнилось 18 лет, и она впервые голосовала на выборах в Государственную Думу.
2) Надежда учится в Юридической академии.
3) После рождения второго ребёнка мама Надежды полу­чила материнский капитал.
4) Падина семья купила квартиру.

7. Выберите правильные высказывания.

1) Экономические права граждан предназначены для за­щиты их чести и достоинства.
2) Если права человека нарушены, он может обратиться в суд.
3) В соответствии с Конституцией РФ ребёнку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина.
4) Забота о детях — это право и обязанность родителей.

8. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из списка. Обратите внимание на то, что предложенных отве­тов больше, чем пропусков, и они даны в исходной грамма­тической форме (именительный падеж, единственное число).

Российское государство __________ (А) защиту прав и свобод человека и гражданина. Оно берёт на себя __________ (Б) соблюдать их на своей территории. Права детей в первую оче­редь защищают их родители. В РФ существует должность Уполномоченного по правам ребёнка. В случае нарушения прав всем гражданам обеспечена __________ (В) защита.

1) судебный
2) право
3) обязательство
4) гарантировать
5) законный

9. Приведённые ниже ситуации связаны с реализацией прав или исполнением обязанностей. Распределите их в две группы.

А. Реализация прав
Б. Исполнение обязанностей

1) Сергей во всём помогает своей старенькой бабушке
2) Карасёвы получили уведомление о налоге на дачный участок
3) гражданин К. участвовал в выборах Президента РФ
4) Светлана решила стать дипломатом
5) у Ольги поднялась температура, и её мама вызвала врача
6) старшеклассники заботятся о памятнике героям Вели­кой Отечественной войны, который находится непода­лёку от школы

10. Заполните пропуск в схеме.

Тест по обществознанию Права и обязанности граждан 7 класс 2 вариант 10 задание


Тест с готовыми ответами содержит ответы на тему: "Права ребенка". Он содержит 20 вопросов, связанных с законодательством, правами ребенка, мировоззрением и другими правовыми документами.

Содержимое разработки

Преподаватель: Ахмедова Э.А.

Какие из перечисленных прав, закрепленных в конституции РФ, относятся к личным

1. Право участвовать в управлении делами государство

2. Право на жилище

3. Право на жизнь

4. Право на неприкосновенность личности

С какого возраста несовершеннолетний может обратиться в суд за защитой своих прав?

Выберите один ответ:

Согласно международному законодательству ребенок обладает правами:

Выберите один ответ:

1. с момента рождения

2. по достижению 14 лет

3. по достижению 16 лет

4. по достижению 18 лет

На основании Конвенции о правах ребенка насилие в отношениях детей является нарушением прав человека. Насилие нарушает:

Выберите один ответ:

1. право на равную защиту

2. право не подвергаться жестокому обращению

3. право на стандарты эмоционального состояния

4. право на жизнь и физическую неприкосновенность

Воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, государство:

Выберите один ответ:

1. не вмешивается, если не угрожает жизни и здоровью ребенка

3. никогда не вмешивается

4. контролирует при проведении обрядов в учебных заведениях

Может ли ребенок быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции?

Выберите один ответ:

3. да, но только в чрезвычайных случаях

Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находится под защитой:

Выберите один ответ:

1. государства

3. органов загса

К законным представителям ребенка относятся:

Выберите один ответ:

2. усыновители (удочерители), опекуны, попечители

3. патронатные воспитатели и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка

4. все выше перечисленные

По определению ООН, подросток – это лицо в возрасте:

Выберите один ответ:

1. от 12 до 19 лет

2. от 10 до 19 лет

3. от 12 до 18 лет

Документ, защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран, - это …

Выберите один ответ:

3. Конвенция

Выберите один ответ:

Признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые в истории провозгласила …

Выберите один ответ:

Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций – это социальная …

Выберите один ответ:

2. реабилитация

Права учащихся образовательного учреждения определяются…

Выберите один ответ:

1. Общим собранием родителей

2. Уставом образовательного учреждения

3. Типовым положением об образовательном учреждении

Выберите один ответ:

3. личную неприкосновенность

Основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей:

Выберите один ответ:

Реализуя право детей на здоровье, страны, ратафицировашие Конвенцию о правах ребенка, обязуются:

Выберите один ответ:

1. бороться с болезнями и недоеданием детей

2. распространять санитарную информацию

3. сокращать детскую смертность

4. все выше перечисленное

5. обеспечивать дородовой и послеродовой уход за ребенком

Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:

Выберите один ответ:

1. если это не наносит вреда другим

4. по разрешению старших

Какой международный документ был принят в 1959г. Генеральной Ассамблеей ООН?

Выберите один ответ:

1. Конвенция о правах ребенка

2. Конституция о правах ребенка

3. Международный пакт о правах ребёнка

4. Декларация прав ребёнка

Что делают государства-участники, принявшие Конвенцию для осуществления права ребенка на образование на основе равных возможностей?

Выберите один ответ:

1. вводят бесплатное и обязательное начальное образование

2. принимают такие меры как введение бесплатного среднего образования (общего и профессионального) и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей

3. поощряют развитие различных форм среднего образования, обеспечивают его доступность

4. все ответы правильные


-80%

Читайте также: