Русская правда пестеля предполагала что высшим законодательным органом власти в россии станет

Обновлено: 18.05.2024

Конституционные проекты Пестеля и Муравьева являются одними из первых документов в истории России, так кардинально предусматривающие изменение тогдашнего строя России. Они являлись конкурирующими программными документами, несходные между собой в некоторых принципиальных вопросах. Одним из таких вопросов, к примеру, было физическое уничтожение царской семьи. Пестель считал, что во избежание реставрации монархии царская семья должна быть полностью уничтожена физически до последнего человека и горячо отстаивал свое мнение. Конституция Муравьева предусматривала конституционную монархию.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Пестель и его Русская правда.docx

Процесс освобождения крестьян от крепостной зависимости Пестель считал возможным растянуть на десять лет. В течении этого времени бывшие крепостные должны платить оброк или работать на помещичьих полях. Но, несмотря на это, с момента установления республики они получали все права российских граждан – могли избирать и быть избранными в любой орган власти.

Конституционный проект объявлял все основные гражданские свобод – слова, печати, собраний, вероисповеданий и т.д.

Конституционные проекты Пестеля и Муравьева являются одними из первых документов в истории России, так кардинально предусматривающие изменение тогдашнего строя России. Они являлись конкурирующими программными документами, несходные между собой в некоторых принципиальных вопросах. Одним из таких вопросов, к примеру, было физическое уничтожение царской семьи. Пестель считал, что во избежание реставрации монархии царская семья должна быть полностью уничтожена физически до последнего человека и горячо отстаивал свое мнение. Конституция Муравьева предусматривала конституционную монархию.

Движение декабристов наложило глубокий отпечаток на дальнейшую историю России, ибо это было первое организованное выступление против самодержавно-крепостнических порядков в России и стало началом первого, дворянского периода в революционном движении в России. Политико-правовые взгляды декабристов, также сыграли большую роль. Так, например, идеи декабристов, отличающиеся радикализмом для своего времени, оказывали влияние на ход государственных реформ в XIX веке (как рассказывают современники, материалы допросов декабристов были настольной книгой императора Николая I) и идеологию будущих поколений общественных деятелей России.

1. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений: Учебное пособие. Вып. 1. М., 1994. Вып. 2. М., 1997.

2. Гуторов В.А. История политических и правовых учений. Конспект лекций. С.-Пб.: Издательство Михайлова В.А., 2000.

3. Избранные социально- политические и философские произведения декабристов. Т1.-М.:Госкомиздат,1951.

4. Избранные социально- политические и философские произведения декабристов. Т2.-М.:Госкомиздат,1951.

5. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т3.-М.:Госкомиздат,1951.

6. Литвак, Реформы и революции в России, Просвещение, 1988г.

7. Семенова А.В. Временное революционное правительство в планах декабристов. -М.: Мысль, 1982.

8. Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т1.-М.; 1986.

9. Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т3.-М.; 1986.

10. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т7. -М.: Знание, 1954.

11. Семенова А.В. Временное революционное правительство в планах декабристов. -М.: Мысль, 1982.

1 Литвак, Реформы и революции в России, Просвещение, 1988г. Стр.71.

2 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т 7. -М.: Знание, 1954.Стр.102.

3 Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т3.-М.; 1986.Стр.48

4 Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т1.-М.; 1986.Стр.348.

5 Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т1.-М.; 1986.Стр.342.

6 Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т3.-М.; 1986.Стр.242.

7 Семенова А.В. Временное революционное правительство в планах декабристов. -М.: Мысль, 1982. Стр.84.

8 Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений: Учебное пособие. Вып. 1. М., 1994. Вып. 2. М., 1997. Стр. 35-38.

9 Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1.-М.:Госкомиздат,1951.Стр. 43.

10 Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т3.-М.:Госкомиздат,1951.Стр. 114.

11 Гуторов В.А. История политических и правовых учений. Конспект лекций. С.-Пб.: Издательство Михайлова В.А., 2000. Стр.61.


Декабристы в советское время восхвалялись как предтечи большевиков, которыми они явно не были хотя бы по своему социальному происхождению. Они были выходцами из верхов тогдашнего русского общества. И судить о них можно как о таковых, а не по советским лекалам, пусть и с обратным знаком.

Виднейшей фигурой среди декабристов был Павел Иванович Пестель. Лютеранин по вероисповедованию, он происходил из семьи высокопоставленного чиновника. Отец его – Иван Борисович Пестель (1765–1843) вышел из среды московского чиновничества, служил по почтовой части. При Александре I обратил на себя внимание аккуратностью исполнения своих обязанностей и был назначен на несколько ревизий в Вятскую и Казанскую губернии.

Проявив себя как опытный чиновник, он в 1806 г. был назначен генерал-губернатором Сибири, где царили произвол, взяточничество и казнокрадство. Иван Борисович предпочел не выезжать в Сибирь и всю свою службу пробыл в Петербурге. Он оказался впутанным в питейные откупа, что не помешало ему стать членом Государственного Совета в Департаменте законов.

Одержимый идеей модернизации России, декабрист Пестель создал самый радикальный в XIX в. политический проект преобразования государственного устройства России и решения крестьянского вопроса.

Пестель разошелся с отцом, что не помешало ему в дальнейшем помогать семье выплачивать многочисленные долги отца. С матерью у него сложились самые теплые отношения, что отражено в его письмах к матери из крепости, после отказа от исповеди, предложенной православным протоиереем П.Н. Мысловским.

Русская Правда, или Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного верховного правления

Введение. Основные понятия

Параграф 11. О необходимости Русской Правды и временного верховного правления.

Сия цель двойная не может иначе, с успехом быть достигнута как посредством учреждения Временного верховного правления и обнародования Русской Правды ко всеобщему сведению. Причины к тому суть следующие: предлагаемый новый порядок, по обширности государства и многочисленности статей и предметов преобразованию подлежащих, не может быть введен вдруг одним разом.

Для сего нужно множество мер приуготовительных или переводных, которые должны постепенно в ход и действие быть приводимые, дабы государство не подверглось беспорядкам, волнениям и превращениям, которые вместо улучшения могли бы только ввергнуть оное в гибель. Все происшествия в Европе, в последнем полустолетии случившиеся, доказывают, что народы, возмечтавшие о возможности внезапных действий и отвергнувшие постепенность в ходе государственного преобразования, впали в ужаснейшие бедствия и вновь покорены игу самовластия и беззакония.

Сие доказывает необходимость приступить к преобразованию государства постепенными мероприятиями. Кому может быть поручено исполнение сего важного дела, как не Временному верховному правлению: прежняя верховная власть довольно уже доказала враждебные свои чувства против народа русского; а представительный Собор не может быть созван, ибо начала представительного верховного порядка в России еще не существуют.

Но поелику Россия должна иметь залог в том, что Временное верховное правление точно будет действовать для одного только блага России и для всевозможного усовершенствования положения и состояния ее по всем предметам и статьям, то необходимым оказывается издание Русской Правды в виде наказа верховному правлению. С другой стороны, составление Уложения, или Полного свода законов есть дело обширное, многотрудное, требующее много времени и больших соображений, дабы все статьи оного в совершенном между собой находились согласии и соответствии. А посему и не может быть вдруг ныне издано. К тому же государственное уложение должно содержать одни только точные, или Положительные законы и постановления, утверждающие будущий порядок в государстве, а следовательно, и не должно оно содержать:

1) Ни воспоминания о ныне существующем порядке: ибо оный прекратит свое существование;

2) Ниже изложения переводных и приуготовительных мероприятий или средств, коими нынешний порядок заменен будет предполагаемым новым: ибо приготовительные или переводные меры суть действия преходящие;

3) Ниже, наконец, основных умозрительных соображений и правил, на коих государственное здание имеет быть сооружено: ибо умозрения не могут входить в состав Положительных законов или Уложения.

Но поелику три сии предмета преимущественно важны и России непременно известны быть должны при самом начале ее возрождения и преобразования, то тем еще более оказывается необходимость в Русской Правде, которая, излагая коренные начала и основания сего преобразования, содержала бы указания на целое государство и на все оного части, члены и отрасли.

Конституция – Государственный завет

1) Границы Российского Государства суть-

При сем случае действуют два правила: правило благоприличия для России и правило народности племен или народов, смежных и подвластных. Когда речь идет о народе, могущем пользоваться независимостью, тогда правило народности берет перевес. Когда дело идет о народе, не могущем оными пользоваться и долженствующем быть под покровительством и зависимостью у другой славнейшей державы, тогда правило благоприличия для России берет перевес – Польша – правило народности объявляет независимость и самостоятельность народа, но правило благоприличия определяет в сем случае частности границеположения.

2) Российское Государство разделяется в отношении законного своего пространства на 10 областей и 3 удела. Уделы суть Столичный, в коем пребывает и сосредоточивается государственное правление, Нижний Новгород или Москва, Донской и Киргизский. Каждая область состоит из 5 губерний или округов. Губернии состоят из уездов, уезд состоит из волостей. Волости бывают цельные и приписные – 1000 обывателей мужского пола.

3) Государство состоит из народа и правительства.

4) Весь российский народ составляет одно сословие – гражданское; все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие – гражданское. Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои названия, составляют один народ русский. Все россияне расписаны по областям. Каждый российский гражданин есть член какой-либо волости. Сие заменяет теперешнее распределение россиян по сословиям. Волость имеет для своих членов два списка: гражданский и скарбовой. В скарбовой список вносятся граждане, имеющие в волости какую-нибудь собственность. Подать берется с собственности – посему может один и тот же человек в скарбовых списках многих волостей быть записан, но в гражданском списке может каждый быть записан только по одной волости, ибо гражданский список означает политическое состояние, а политическим правом пользуется каждый русский в той только волости, в которой состоит в гражданском списке.

5) Вся земля, к каждой волости принадлежащая, разделяется на две части: волостную и частную. Первая принадлежит всему обществу, вторая – частным людям. Первая составляет собственность общественную, вторая – собственность частную. Волостная земля есть неприкосновенная. Она разделяется на участки. Участки раздаются по требованиям членов волости. Остальная земля отдается в наем посторонним лицам не иначе, как на один год. Если требуется более участков, чем таковых имеется, тогда не удовлетворяется требование тех, которые наибольшее число участков взять желают; участки сии переходят из рук в руки в тех только случаях, когда являются новые требователи. Сии требователи суть или такие, кои прежде никакого участка не брали или желают взять более. У кого участок отбирается, тот сам назначает, какой участок он отдает. Правило совокупной стоятельницы (principe de la Solidarite) перед правительством является всегда волость, а не люди порознь. Россияне составляют народ, состоящий из одних обывателей Земли. Все россияне суть помещики, или частные или общественные.

6) Переход из нынешнего положения в порядок, здесь предлагаемый, есть постепенный. У нынешних помещиков земля откупается оброком или работою летнею. Наперед заводится сие в казенных имениях и волостях, а потом уже в частных. Оброчные селения и пахотные селения, дворовые люди, заводские крестьяне продолжают нынешнее занятие положенное время, те же сами откупаются, а дворовые в волости поступают.

7) Правительство разделяется на Верховную власть и государственное правление.

8) Насчет устроения Верховной власти отвергается правило равновесия властей, но принимается правило определенности круга действий. Верховная власть разделяется на законодательную и верховно-исполнительную-Первая поручается – Народной вече, вторая – Державной Думе. Сверх того нужна еще власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов. Власть блюстительная поручается верховному собору.

9) Народная веча состоит из народных представителей, выбранных народом на 5 лет. Каждый год пятая часть нисходит и заменяется новыми выборами. Тот же самый может быть опять выбран. Устройство внутреннего порядка веча принадлежит ему самому. Председатель избирается ежегодно из членов, последний год заседающих. Народная веча есть одно целое и на каморы не разделяется. Вся законодательная власть в ней обретается. Она объявляет войну и заключает мир.

Различие в составлении законов заветных и всех прочих законов. Первые обнародываются и на суждения всей России предлагаются.

Народная веча имеет свое время, когда не заседает, тогда оставляется временная комиссия. Никто не может распустить Народной вечи. Она определяет волю в государстве, душу народа.

10) Державная Дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет. Ежегодно один из Думы выходит и заменяется другим выбором. Председатель есть член, заседающий последний, или пятый, год. Ежегодно предлагает каждая губерния кандидата. Из числа сих кандидатов выбирает Народная веча окончательно. Державная Дума имеет всю верховно-исполнительную власть, ведет войну и производит переговоры, но не объявляет войны и не заключает мира. Все министерства и все вообще правительствующие места состоят под ведомством и начальством Державной Думы, действуя с распоряжением и исполняя с приказанием. Она имеет собственную свою канцелярию.

11) Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояре назначаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном, ни в исполнительном порядке. Губернии назначают кандидатов, а Народная веча замещает упразднившееся число бояр. Председатель выбирается на год самим собором. Собор имеет Верховно-блюстительную власть. Народная веча препровождает к нему на утверждение все законы. Собор не рассуждает о сущности предметов, но смотрит на одни формы, дабы во всем соблюдено законное: после сего утверждения получает закон свою действительную силу. Сам же собор не действует. Собор назначает из своих членов по одному генерал-прокурору в каждое министерство и по одному генерал-прокурору в каждую область (приказной блюститель, областной посадник). Генерал-прокурор рассматривает журналы палат министерства, утверждает их определение, взирая на одну законность и соблюдение предлагаемого порядка, но не входя в суждение о сущности самого содержания; без их утверждения не может исполнение последовать, они утверждают за свои действия. Державная Дума решает, а Верховный собор может чиновника отдать под суд. Отданный под суд судится судебным порядком. Генерал-губернатор имеет таковые же обязанности в отношении областных правлений. Из сего явствует, что собор удерживает в пределах законности Народную вечу и Державную Думу. Сам же не имеет никакого действия положительного. Главнокомандующие действующих армий назначаются Верховным собором. Он принимает начальство над армией, когда выступает за пределы государства, и слагает, когда в пределы вступает губернии на военном положении.

Дележ земель

I. У кого есть 1000 душ и более.

1. Если на каждую душу имеется по 10 или более десятин земли, тогда половина земли останется за помещиком, а другая половина отберется для волости без всякого помещику возмездия.

2. Если на каждую душу имеется менее 10 десятин земли, но не менее пяти, тогда половина земли останется за помещиком, а другая половина отберется для волости, а за оную получит помещик возмездие:

1000 – 9. – 9000. – 4500. – 4500. – 500. – 5000

1000 – 8. – 8000. – 4000. – 4000. – 1000. – 5000

1000 – 7. – 7000. – 3500. – 3500. – 1500. – 5000

1000 – 6. – 6000. – 3000. – 3000. – 2000. – 5000

1000 – 5. – 5000. – 2500. – 2500. – 2500. – 5000

1000 – 4. – 4000. – 2000. – 2000. – 2000. – 4000

1000 – 3. – 3000. – 1500. – 1500. – 1500. – 3000

1000 – 2. – 2000. – 1000. – 1000. – 1000. – 2000

1000 – 1. – 1000. – 500. – 500. – 500. – 1000

Таким образом, ему додается к его земле из казенных земель нужное число десятин, дабы итог всех его земель составлял 5000 десятин.

«1. Если у помещика имеется 10 000 десятин земли или более, тогда отбирается у него половина земли без всякого возмездия.

2. Если у помещика имеется менее 10 000 десятин, но не менее 5000 десятин земли, тогда за отбираемую половину земли дается ему возмездие, состоящее в таковом числе десятин земли, чтобы итог возмездной земли и за ним остающейся земли составлял всего-навсего 5000 десятин.

3. Если у помещика имеется менее 5000 десятин земли, тогда ему дается за отбираемую для волости землю таковое же точно число десятин возмездной земли.

4. Число десятин возмездной земли может быть выдано из казны помещику деньгами или натурою. Если выдаваться будет деньгами, то ценность определится показанием волости или помещика. За то обязан будет.

(Восстание декабристов. М., 1958. Т. VII. С. 113–216)

Личность Павла Ивановича Пестеля – многогранна. Определенное представление о его взглядах дают его ответы Верховной следственной комиссии. Он последовательно и достаточно откровенно освещал этапы становления своих вольнолюбивых взглядов.

Вот отрывок из его следственного дела:

П. И. Пестель о причинах своего вольномыслия

1. Имя и отчество мои суть: Павел Иванович сын Пестель. Имею от роду 34 года, скоро минет 35.

2. Я принадлежу к лютеранскому вероисповедованию. Ныне царствующему Императору я не присягал на верное подданство, ибо арестован был 13 декабря прошедшего 1825 года.

3. До двенадцати лет возраста воспитывался в доме родителей, а в 1805 году отправлен с моим братом в Гамбург, а оттуда – в Дрезден… В 1810 году был отправлен в Пажеский корпус, оттуда выпущен в конце 1811 года прапорщиком в Лейб-гвардии Литовский полк, что ныне Лейб-гвардии Московский полк. О политических науках не имел ни малейшего понятия до самого того времени, когда стал готовиться к вступлению в Пажеский корпус, в коем их знание требовалось для поступления в Верхний класс. Я им тогда учился у профессора и академика Германа, преподававшего в то время сии науки в Пажеском корпусе.

7. Когда я получил довольно основательные понятия о политических науках, тогда я пристрастился к ним… Я видел, что благоденствие и злополучие царств и народов зависит большею частью от правительств, и сия уверенность придала мне еще более склонности к тем наукам, которые о сих науках рассуждают и путь к оным показывают… Продолжая таким образом заниматься, начал я потом уже рассуждать и о том: соблюдены ли в устройстве российского правления правила политических наук, и начал разные предметы обдумывать: какими постановлениями они могли бы быть заменены, пополнены или усовершенствованы.

Обратил также внимание на положение народа, причем рабство крестьян всегда на меня сильно действовало, а равно и большие преимущества аристократизации, которую я считал сменою, между монархом и народом стоящую и от монарха ради собственных выгод скрывающую истинное положение народа… Тогда начал во мне возникать внутренний ропот против правительства.

Возвращение Бурбонского Дома на французский престол и соображения мои впоследствии о сем происшествии могу я назвать эпохою в моих политических мнениях, понятиях и образе мыслей: ибо начал рассуждать, что большая часть коренных постановлений, введенных революциею, были при реставрации монархии сохранены и за благие вещи признаны… От сего рассуждения родилась мысль, что революция не так вредна, как говорят, и что может быть даже весьма полезна, в каковой мысли я укреплялся тем другим еще суждением, что те государства, в коих не было революции, продолжали быть лишенными подобных преимуществ и учреждений.

Тогда начали сии причины присовокупляться к выше уже приведенным и начали во мне рождаться почти совокупно, как конституционные, так и революционные мысли…

От монархически-конституционного образа мыслей был я переведен в республиканский главнейшими следующими причинами и соображениями: сочинение Детю де Траси на французском языке очень сильно на меня подействовало. Он доказывает, что всякое правление, где главою государства есть одно лишь лицо, особенно, если сей сан наследственен, неминуемо кончается деспотизмом.

Все газеты и политические сочинения так сильно прославляли возрастание благоденствия в Северных Американских Штатах, приписывая сие государственному их устройству, что сие мне казалось ясным доказательством в превосходстве республиканской конституции для России, но еще спорил тогда в пользу монархических, а потом стал его суждения себе припоминать и с ними соглашаться… Мне казалось, что главное стремление нынешнего века состоит в борьбе между массами народными и аристократиями всякого рода, как в богатстве, так и на правах наследственных Происшествия в Неаполе, Гишпании и Португалии имели тогда большое на меня влияние. Я в них находил, по моим понятиям, неоспоримые доказательства в непрочности монархических конституций и полные достаточные причины к недоверчивости к истинному согласию монархов на конституции, ими принимаемые. Сии последние соображения укрепили меня весьма сильно в республиканском и революционном образе мыслей.

Формирование мировоззрения, а также политико-правовых идей П.И. Пестеля, обстоятельства и этапы протекания. "Русская правда": общая характеристика данного проекта и его положения, вопросы государственного устройства, земельного и крепостного права.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.11.2013
Размер файла 29,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

право крепостной мировоззрение политический

Значительным фактом общественно - политической истории Российской империи первой половины XIX века является движение декабристов, положившее начало первому этапу революционного выступления дворянства против царского самодержавия. Выступление декабристов было единственным внешним и наглядным проявлением кризиса существующего политического строя, резко поставившим вопрос об отмене крепостничества в Российской империи.

На нынешнем этапе развития нашей страны, как и во все другие периоды русской истории, задача совершенствования государства и общественного строя по-прежнему остаётся в центре внимания общества. Многие проблемы современной России имеют истоки в её историческом прошлом, поэтому при их решении во внимание должен приниматься весь исторический опыт России. Учитывая эти обстоятельства, политические и правовые взгляды П.И. Пестеля актуальны и в наши дни.

1. Формирование мировоззрения П.И. Пестеля

Павел Иванович Пестель родился в Москве 24 июня 1793 года. Будущий декабрист получил блестящее и разностороннее образование: до 12 лет он обучался дома, затем 2 года - в Дрездене, а завершил учёбу в петербургском Пажеском корпусе. В 1811 году П.И. Пестель выпущен из Пажеского корпуса в лейб-гвардии Литовский полк прапорщиком, участвовал в Отечественной войне 1812 года. За храбрость, проявленную в Бородинском сражении, он был награждён золотой шпагой. 19-летний офицер был тяжело ранен, но продолжил службу адъютантом фельдмаршала П.Х. Витгенштейна, участвовал в Заграничных походах 1813-1814 гг., и ещё не раз отличился в боях, имел высокие награды России, Австрии и Пруссии.

На созванном в январе 1821 года съезде Союза в Москве его немногочисленные делегаты договорились распустить организацию.

На основе Союза благоденствия весной 1821 года возникли сразу две крупные революционные организации: Северное общество в Петербурге и Южное общество в Украине. Северное общество, чьи установки считались более умеренными, возглавил Никита Муравьёв. Более революционное и решительное Южное общество возглавил Павел Иванович Пестель.

Однако из вышеперечисленных глав написаны и окончательно отделаны были лишь две первые главы и большая часть третьей, четвертая и пятая главы остались в виде черновых подготовительных отрывков.

Историческим прообразом демократической системы для П.И. Пестеля служило вече Новгородской республики. Но вече всего Российского государства собрать было невозможно, в связи с этим планировалось всю страну разделить на 10 областей, состоящих из 5 округов (губерний). Округа в свою очередь делились на уезды (поветы), а те - на волости. Столицей России становился Нижний Новгород, переименованный во Владимир - в честь киевского князя, крестившего Русь, тогда как город Владимир переименовывался в Клязьмин - по названию реки, на которой он расположен.

Государственное управление в России основывалось на принципе разделения властей.

Председатель выбирался на год самим собором. Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей и только после утверждения Верховным собором закон получает юридическую силу. Собор имеет серьёзные контрольные функции, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область.

Распорядительную власть на местах получали областные, окружные, уездные и волостные наместные собрания. Исполнительная же власть на местах осуществлялась соответствующими наместными.

Также при рассмотрении аграрного проекта Пестеля следует отметить, что правительство новой России должно было всемерно поддерживать предпринимательство. В связи с чем, им была предложена новая налоговая система, основным принципом которой была замена всякого рода натуральных и личных повинностей (продуктами или работой) денежными. Налоги должны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц их.

Национальный вопрос и правовой статус граждан России. Одной из важнейших задач конституционного проекта П.И. Пестеля является достижение единства в государстве. Основу принципа единства составляет политическое единство государства, заключающееся в том, что во всех частях государства действуют одни и те же законы, один и тот же образ правления, а само государство состоит из частей, однородных в политическом смысле. Национальное единство рассматривается им как производное от политического. Оно включает в себя требования слияния всего населения в единую нацию (русский народ), использования единого языка (русского), принятия единой веры (православия), распространения единых обычаев и нравственных представлений, перехода к одинаковому образу жизни. При этом важно отметить, что для П.И. Пестеля достижение политического и национального единства - не самоцель, а необходимое средство создания процветающего государства.

Одним из главных принципов взаимоотношения гражданина и государства у П.И. Пестеля является требование независимости граждан России от иностранных государств. Это требование преимущественно проявляется в недопустимости двойного гражданства для россиян; в запрете вступления их в иностранную службу без предварительного разрешения Верховной власти; в запрете иностранным подданным занимать государственные должности в России; в запрете деятельности тех религиозных (и прочих) организаций, которые признают над собою управление, находящееся вне России.

При этом приобретение гражданства и пользование правами гражданства - это, в трактовке П.И. Пестеля, не одно и то же. Человек начинает пользоваться всеми гражданскими правами, когда он становится способным исполнять все установленные законом обязанности перед государством. Поэтому политические права для личности предусматривались после достижения совершеннолетия, а для этнической группы в целом - когда она достигнет необходимого культурного уровня.

Избирательное право признавалось за мужским населением, достигшим двадцатилетнего возраста, при этом оно не ограничивалось имущественным или образовательным цензами.

Подобные документы

Внутренняя реальность и внешние характеристики человека. Характеристика феномена "русской души" через призму исследований этой темы русскими мыслителями. Душа народа - русская правда. Положительные стороны русского характера: духовность, душевность.

реферат [19,2 K], добавлен 27.07.2010

Россия - самая. Душа народа - Русская Правда. Двадцатый век. Русский характер. Листая страницы русской философской и художественной литературы ХIХ - ХХ вв. Сердце, которое свободно передает свое видение воле для действия и мысли для осознания и слова.

реферат [37,5 K], добавлен 22.12.2002

Русская духовная культура в оценке религиозных философов. Современные исследования В. К. Кантора. Русский европеец как задача России. Философы двадцатого столетия обращаются к истории, пытаясь выявить основные положения о русской духовной культуре.

реферат [14,4 K], добавлен 14.11.2005

История формирования русской идеи в ее концептуальном виде на уровне государственной идеологии. Этапы ее возрождения и воплощение в трех направлениях: славянофильство, западничество и евразийство. Русская идея в современной культуре и образовании России.

реферат [64,4 K], добавлен 28.02.2012

Современные подходы к проблеме истины и заблуждения. Правда и ложь как объекты философского анализа. Истина как философская категория для обозначения меры отражения объекта познающим субъектом. Основные различия между категориями "заблуждение" и "ложь".

Место и значение крестьянского вопроса в программах декабристов рассматривается на анализе "Русской правды" Павла Пестеля и т.н. "Конституции" Никиты Муравьёва - основных документов Южного и Северного тайных обществ. Делается вывод о том, что отмена крепостного права рассматривалась декабристами как необходимый шаг в ликвидации сословий, главным же вопросом восстания на Сенатской площади - в полном соответствии с тезисом В.И. Ленина - был вопрос о власти.

Гражданское общество со смещёнными морально-нравственными оценками - в культурном созидании человечества своей доли не имеет. Такое общество не способно выработать государственную власть, питающую идеалы и готовую этим идеалам служить. Оно обречено находиться под игом коррупции и безнравственности, произвола и вседозволенности. Однако в наследство от коммунистического прошлого к нам перешли многие тлетворные мифы, до сих пор мешающие отличать правду ото лжи, верность от предательства, героизм от непростительного сумасбродства. К таким мифам относится и миф о декабристах. Огромное эпистолярное наследие, касающееся этого вопроса, а также записки, мемуары, дневники до сих пор не все изучены и беспристрастно проанализированы. А потому общественное мнение и мнение ученого мира остаётся в основном непоколебимым в оценке декабристского движения как движения героического, справедливого, жертвенного. И те немногие голоса, взывающие к пересмотру этого мнения, по-прежнему воспринимаются в штыки, как попытки очернить светлую страницу российской истории.

Утопия Павла Пестеля строилась на двух китах:

1). Освобождение Крестьян от Рабства не должно лишить Дворян дохода ими от Поместий своих получаемых.

2). Освобождение сие не должно произвезти Волнений и Безпорядков в Государстве, для чего и обязывается Верьховное Правление безпощадную строгость употреблять противу всяких Нарушителей общаго спокойствия.

Примерно так же и в то же время, что и Пестель, рассуждал на эту тему и граф Аракчеев, тот самый, который мракобес и цепной пёс самодержавия.

Но тогда, может быть, правительству и не следовало так строго судить декабристов, раз уж его собственные планы и планы дворян-революционеров по уничтожению крепостного права почти совпадали? Но ведь дело то именно в том, что не крестьянский вопрос, по которым выявляются общие позиции, а вопрос о власти был для декабристов главным. А в этом случае существующая государственная власть обязана была себя защищать!

Мне могут сказать: «Ну, ладно. Император Николай мог ненавидеть Павла Пестеля за то, что тот хотел извести и его самого, и его семью. Но мы-то можем обвинить его только в утопизме некоторых положений его государственной теории при общем человеколюбивом ее направлении. Согласен. А мы и не призываем ненавидеть декабристов, давно понесших справедливые наказания, к тому же многие из них нашли в себе силы быть полезными России в их нелегком положении, а те, кому Бог даровал больший жизненный срок, успели послужить и новому Государю Александру Второму, и главному делу его жизни – Реформе 1861 года. И все-таки мы, русские люди, должны понимать, что готовность отдельных деятелей жертвовать благополучием и самими жизнями других во имя торжества ими выдуманных идей, заслуживает самого глубокого порицания, срока давности не имеющего… Не забудем и о почти полутора тысячах убитых на Сенатской площади, и о тысячах искалеченных солдатских судеб…

Республика – по Пестелю – устраивалась следующим образом. Всё государство делилось на волости, и каждый безнациональный гражданин был к одной какой-то волости причтен. Обладать имуществом он мог в нескольких волостях, но приписан был строго к одной. Все без исключения граждане волости составляли Земское Народное Собрание, имеющее своей главной целью назначать всех членов в свое Наместное Волостное Собрание и по нескольку членов в свое Наместное Уездное и в свое Наместное Окружное или Губернское Собрания. Наместные Окружные или Губернские Собрания назначают Народных Представителей в Народное Вече, образующее Верьховную Законодательную Власть.

А вот в чем наши авторы сошлись, так это в том, что столицу вновь обустроенного государства нужно переместить… в Нижний Новгород! Мотивировали они своё предложение былыми заслугами нижегородцев в деле освобождения России от поляков и широтой и красочностью нижегородских ярмарок…

Здесь не место проводить полный сравнительный анализ двух рассматриваемых документов. Различий очень много, и они принципиальны. Но нам важно констатировать, что оба документа вопрос освобождения крестьянства задвигают в дальний угол, а в красный угол выносится вопрос о власти. О власти организаторов государственного переворота…

Уже Павел I подготовил и частично провел в жизнь целый ряд реформ, направленных на улучшение положения крестьян. Была облегчена рекрутская повинность - Указом от 10 ноября 1796 г. был отменен набор, объявленный Екатериной (подобная отмена произошла и в 1800 г.). Армия с 500 тыс. сократилась до 350 тыс. человек. И это при Императоре, про которого до сих пор говорят, что он был помешан на армии, парадах и муштре! 12 ноября 1796 г. на Совете Его Императорского Величества был принят Указ о замене хлебного сбора 1794 года, "по причине неудобств в приеме", умеренной денежной податью, "считая по 15 коп. за четверик", и начиная сбор со следующего 1797 года. Вслед за этим была понижена цена на соль. Далее последовало прощение недоимок подушной подати на сумму в 7 млн. руб., что составляло 1/10 часть годового бюджета. Вы вдумайтесь в эти цифры!!

Целая серия указов была направлена на устройство хлебных магазинов на случай неурожаев. Была проведена реформа удельных крестьян. Указом от 2 марта 1798 г. было установлено выдавать промежуточные паспорта удельным крестьянам, что не только значительно облегчало уход селян на заработки, но и выход их в купечество, в чём было усмотрено "согласие общественной пользы с приращением дохода". А посему Указом от 22 октября 1798 г. велено было увольнять удельных поселян в купечество "по праву" за выплату выкупной суммы, назначенной мирским приговором и утвержденной департаментом. Целый ряд указов и постановлений касался казенных крестьян, в частности указ об освобождении от заводских работ крестьян и замена их профессиональными мастеровыми и т.д. Наконец, главным делом Павла Первого стал Манифест от 5 апреля 1797 года об ограничении барщины 3-мя днями в неделю. Уже одно это великое дело, и мученическая кончина Императора – поводы к основательному сбору материалов для его канонизации…

Святой Августейший страстотерпец Павел моли Бога о нас!

*К моменту восстания Указ действовал уже почти 23(!) года, а освобождено было в Российской империи от крепостной зависимости всего-то около 1,5 % крестьян, и это при том, что Государь сам постоянно контролировал ход своего Указа и всегда имел перед собой соответствующие списки освобожденных… Среди будущих декабристов лишь единицы воспользовались этим Указом для освобождения своих рабов.

Читайте также: