Кто платит за неработающих граждан омс

Обновлено: 30.06.2024

Льготный период оплаты за ОСМС продлили до 1 июля 2020 года, передает официальный сайт столичного акимата.

Что это значит для населения и какие привилегии получил казахстанский бизнес в связи с режимом ЧП, рассказала старший менеджер департамента анализа и прогнозирования Фонда медицинского страхования Актолкын Султанова.

Что такое льготный период?

Это период, на который все казахстанцы считаются условно застрахованными в системе обязательного социального медицинского страхования, вне зависимости от уплаты отчислений и взносов в Фонд социального медицинского страхования. То есть до 1 июля все медицинские услуги будут оказываться каждому человеку бесплатно и в полном объеме сразу в двух пакетах – ГОБМП и ОСМС.

Однако это не является отсрочкой и не освобождает плательщиков от обязательных ежемесячных платежей. Если человек по истечении льготного периода не произведет взносы на ОСМС за неоплаченные месяцы и не станет участником системы медстрахования, то он будет считаться незастрахованным и сможет получать медуслуги только в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Для дальнейшего участия в системе и получения статуса застрахованного ему необходимо будет сделать взносы на ОСМС за период с 1 января 2020 года, то есть за 6 месяцев пользования пакетом ОСМС.

Кто полностью освобожден от уплаты взносов за ОСМС и на какой период?

Кроме того, не удерживаются взносы за обязательное социальное медицинское страхование с надбавок, которые с 1 марта 2020 года выплачиваются медработникам, задействованным в противоэпидемических мероприятиях.

Какие категории крупного бизнеса освобождены от уплаты за ОСМС?

Постановлением Правительства определены 10 категорий бизнеса. Это розничная торговля автомобилями, легкими автотранспортными средствами, например, мотоциклами, автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, за исключением произведенных станциями техобслуживания, находящимися на придорожной полосе. Сюда же относится розничная торговля в крупных торговых сетях, стационарных торговых объектах, неспециализированных магазинах, являющихся торговыми объектами, за исключением аптек, торговли продуктами питания, напитками и табачными изделиями.

К крупному бизнесу отнесена деятельность воздушного пассажирского транспорта, предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания, деятельность ресторанов и предоставление услуг по доставке продуктов питания, аренда и управление собственной или арендуемой недвижимостью, предоставление коммерческих помещений в аренду, за исключением аптек и розничной торговли продуктами питания, напитками и табачными изделиями.

Все они освобождены от уплаты отчислений и взносов за своих работников до 1 июля 2020 года.

Какая деятельность в данном случае подпадает под освобожденные категории МСБ?

Отнесены такие же виды деятельности, перечисленные среди освобожденных категорий крупного бизнеса, а также ряд других направлений. Это деятельность в области права – юридические консультанты, нотариусы, адвокаты, частные судебные исполнители, медиаторы.
Также консультанты по вопросам коммерческой деятельности и управления, туристские агентства и туроператоры, санитарно-эпидемиологические, больничные и санаторно-курортные организации, частные дошкольные, начальные и средние учебные заведения, частная врачебная практика, стоматологии, концертные и театральные залы, фитнес-клубы, стирка и химчистка текстильных и меховых изделий, предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты.

Все они освобождены от уплаты взносов и отчислений за своих наемных работников до 1 октября 2020 года.

Как оплачивают взносы за ОСМС индивидуальные предприниматели?

Если ИП имеет наемных сотрудников и их деятельность подпадает под одну из вышеперечисленных категорий крупного или малого и среднего бизнеса, они полностью освобождаются от уплаты отчислений до соответствующего установленного периода. В ином случае индивидуальный предприниматель обязан осуществлять ежемесячные выплаты за себя в размере 5% от 1,4 МЗП, что в 2020 году составляет 2 975 тенге.

Сколько платят за ОСМС самозанятые граждане и кто входит в эту категорию?

Для физических лиц, проживающих в городах республиканского и областного значения, размер ЕСП составил 1 МРП, или 2 651 тенге. Для лиц, проживающих в других населенных пунктах, – 0,5 МРП, или 1 326 тенге. Согласно статье 775 Налогового кодекса, порядок исчисления и уплаты этого вида платежа устанавливается, исходя из размера МРП на 1 января соответствующего финансового года.

Важно также помнить, что этот платеж необходимо производить за текущий отчетный месяц. Оплатить за предыдущий налоговый период или авансом за будущий не получится. В случае если платеж по каким-либо причинам не был уплачен своевременно, можно оплатить задолженность в качестве самостоятельного плательщика – 5% от 1 МЗП, или 2 125 тенге.

Как быть, если человек работает по договору гражданско-правового характера и одновременно по трудовому договору?

За физическое лицо, которое работает по договору ГПХ, взносы в размере 1% от суммы договора за ОСМС удерживает налоговый агент, или услугополучатель. В 2021 году это будет 2% от суммы договора. В случае если этот договорник работает параллельно в другой компании по трудовому договору и за него там делают отчисления в Фонд медстрахования, ему необходимо получить справку с основного места работы и предоставить в ту компанию, где он числится на договоре ГПХ. При этом предельный доход, с которого могут быть удержаны отчисления, не может превышать 10 МЗП, или 425 тыс. тенге.

Как быть гражданину, который не имеет дохода и работы?

В случае, если гражданин относится к одной из этих категорий, но при этом отражается в системе как незастрахованный, необходимо обратиться с подтверждающими документами в Правительство для граждан для разъяснения ситуации. В целом статус присваивается автоматически.

Как быть, если гражданин не входит в число льготных категорий граждан, не является ИП, не имеет дохода?

Наталья Потапкина

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Любой работодатель каждый месяц платит различные страховые взносы с выплат своим сотрудникам. Если они работают по трудовому договору, то это взносы:

  • в Пенсионный фонд России (в ПФР);
  • в Фонд медицинского страхования (в ФФОМС);
  • на социальное страхование от болезней и травм или по материнству (в ФСС).
  • на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (тоже в ФСС).

Также взносы платятся с выплат тем сотрудникам, которые оформлены в компании по гражданско-правовым договорам:

  • в ПФР;
  • в ФФОМС;
  • на социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, если это прописано в договоре.

Мы поговорим о взносах за сотрудников на пенсионное, медицинское страхование и страхование от болезней и травм или по материнству. Они регламентируются главой 34 НК РФ. О страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний читайте в ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ.

Выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами


Страховыми взносами облагаются выплаты сотрудникам исходя из трудовых отношений и согласно гражданско-правовым договорам по выполнению работ, оказанию услуг и авторским заказам.

Выплаты, с которых взносы не уплачиваются, перечислены в ст. 422 НК РФ:

  1. Государственные и социальные пособия;
  2. Компенсационные выплаты при увольнении, выплаты по возмещению вреда, оплате жилья или питания, оплате спортивной или парадной формы, выдаче натурального довольствия и т.д.;
  3. Призы, доплаты к пенсии бывших сотрудников и стипендии по ученическим договорам;
  4. Полевое довольствие;
  5. Суммы единовременной материальной помощи, например, при рождении или усыновлении ребенка, при потере члена семьи, при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. Доходы, помимо оплаты труда, полученные членами общин коренных малочисленных народов от реализации продукции традиционного промысла;
  7. Страховые платежи по обязательному и добровольному личному страхованию;
  8. Оплата обучения сотрудников, связанная с профессиональной необходимостью;
  9. Другие компенсации и выплаты.


В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия легко начислять и учитывать взносы, формировать платежные поручения.

Предельная база для начисления страховых взносов

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Взносы в ПФР и ФСС ограничены предельными базами для начисления взносов, которые ежегодно индексируются исходя из роста средней зарплаты:

Предельная база для взносов в ПФР в 2020 году — 1 292 000 рублей.

Предельная база для взносов в ПФР в 2021 году — 1 465 000 рублей.

Предельная база рассчитывается исходя из дохода работника нарастающим итогом. Как только его доход за год достигнет предельной базы — в дальнейшем взносы нужно платить по новым правилам. При выплате взносов по основному тарифу при превышении этой базы взносы уплачиваются по уменьшенной ставке — 10%. Если организация на льготном тарифе, то при превышении взносы не платятся.

Предельная база для взносов в ФСС в 2020 году — 912 000 рублей.

Предельная база для взносов в ФСС в 2021 году — 966 000 рублей.

Если база превышена, то взносы платить не нужно.

Для взносов на ОМС и травматизм предельная база не устанавливается, поэтому весь доход, полученный работником, облагается взносами.

Тарифы страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Рассмотрим основные тарифы страховых взносов за работников в 2020 и 2021 году. Они остаются неизменными:

  1. На обязательное пенсионное страхование — 22 %.
  2. На обязательное медицинское страхование — 5,1 %.
  3. На случай временной нетрудоспособности и материнства — 2,9 %;
  4. На травматизм — от 0,2 % до 8,5 % в зависимости от класса профессионального риска, присвоенного основному осуществляемому виду деятельности.

В таблице указаны специальные пониженные тарифы взносов для некоторых категорий плательщиков, установленные в 2020 и 2021 году.

В 2021 году большинство работодателей на УСН будут платить взносы по общему тарифу в 30 %, так как переходный период подошел к концу. До 2024 года льготной ставкой в 20 % смогут пользоваться благотворительные и некоммерческие организации на УСН.

С 2020 года на основные тарифы перешли еще несколько категорий страхователей:

  • хозяйственные общества и партнерства, которые применяют или внедряют результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их участникам или учредителям — бюджетным или автономным научным учреждениями либо образовательным учреждениям высшего образования;
  • организации и предприниматели, которые осуществляют технико-внедренческую деятельность и платят сотрудникам, работающим в технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зонах;
  • организации и ИП, заключившие соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности, которые платят сотрудникам, ведущим эту деятельность в особых экономических зонах.

С 2020 года эти категории платят взносы по общему тарифу — 30%, а при превышении предельной базы для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование не отменяют уплату, а снижают процент взносов в ПФ до 10%.

Сроки уплаты страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Страховые взносы перечисляются в ИФНС за каждый месяц до 15-го числа последующего месяца. Если последний день уплаты — выходной или праздничный, то уплатить взносы можно в ближайший рабочий день. Со взносами на травматизм порядок аналогичный, но уплачивать их надо по-прежнему в ФСС.

Предприниматели уплачивают страховые взносы за себя в другие сроки. Взносы за прошедший год нужно уплатить до его окончания или в ближайший следующий рабочий день. За 2019 год деньги перечисляйте в налоговую до 31 декабря, а если ваш доход превысил 300 000 рублей, то сумму доплаты переведите в ИФНС до 1 июля 2020 года.

Автор статьи: эксперт Контур.Бухгалтерии Наталья Потапкина

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

Федеральные медицинские организации теперь могут оказывать специализированную медпомощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования – ФФОМС взял на себя отдельные полномочия страховщика и станет напрямую финансировать такие организации. Эти и другие поправки, внесенные в Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ и направленные на то, чтобы сделать медицинскую помощь более доступной для граждан, начали действовать с 2021 года. Подробности – в нашем материале.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 08.12.2020 № 430-ФЗ, прежде всего регулируют оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС. Как сказано в пояснительной записке к проекту данного закона (рассматривался в ГД РФ, № 1027750-7), поправки призваны повысить эффективность реализации базовой программы ОМС и обеспечить доступность медпомощи. Ключевая роль в достижении этой цели отведена медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти.

Рассмотрим, как изменились система ОМС и схемы организации и оплаты медпомощи в ее рамках.

Новые полномочия и обязательства ФФОМС

Федеральный фонд взял на себя отдельные полномочия страховщика и начал напрямую финансировать федеральные медицинские организации. Само полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению предоставления специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями в рамках базовой программы ОМС, теперь прописано в п. 11 ст. 5 Закона № 326-ФЗ. Расходы на это несет ФФОМС, он же должен регулировать отношения по ОМС в части оказания пациентам такой помощи (п. 4, 5 ч. 2 ст. 26 Закона № 326-ФЗ).

Кроме того, к полномочиям ФФОМС отнесено ведение единого реестра медицинских организаций и включение в него федеральных учреждений, оказывающих специализированную медпомощь (ч. 2.2 ст. 15, п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ), а также ведение единого реестра экспертов качества медпомощи, куда в том числе входят сведения об экспертах, оценивающих качество помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями (п. 11 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ). Эти реестры (как и иные сведения и документы) должны размещаться в государственной информационной системе ОМС, оператором которой является ФФОМС (ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).

А вот полномочия по принятию подзаконных актов в ряде случаев перешли к Минздраву. В частности, министерство утверждает порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи (п. 9.1 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ), хотя раньше это делал ФФОМС (п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона № 326-ФЗ утратил силу). Аналогичная ситуация сложилась в отношении требований к структуре и содержанию тарифного соглашения: раньше их устанавливал ФФОМС, теперь – Минздрав (ч. 2 ст. 30 Закона № 326-ФЗ). Соответственно, Приказ ФФОМС от 21.11.2018 № 247, определяющий такие требования, больше не применяется – этот вопрос теперь регулируется Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1397н.

Медпомощь, оказываемая федеральными медорганизациями

Согласно поправкам федеральные медицинские организации теперь могут предоставлять медпомощь в трех видах. Во-первых, они по-прежнему вправе участвовать в реализации территориальных программ ОМС и оказывать в их рамках первичную медико-санитарную и скорую (в том числе скорую специализированную) помощь. Во-вторых, по территориальной программе ОМС такие организации вправе оказывать специализированную (в том числе высокотехнологичную) медпомощь – в случае распределения учреждению объемов предоставления названной медпомощи (ч. 2.3 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). В-третьих, федеральные медицинские организации смогут оказывать специализированную медпомощь (в том числе высокотехнологичную) в условиях стационара и дневного стационара в рамках базовой программы ОМС (п. 11 ст. 5, ч. 3.1 ст. 35 Закона № 326-ФЗ).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 326-ФЗ пациенты могут выбирать медицинскую организацию (в том числе федеральную). Порядок направления пациентов в федеральные учреждения утвержден Приказом Минздрава РФ от 23.12.2020 № 1363н.

Как видим, для первых двух случаев действуют общие правила распределения объемов и финансирования медпомощи, установленные Законом № 326-ФЗ, для третьего введены отдельные нормы. Остановимся на последних.

Медпомощь в рамках базовой программы ОМС.

В базовой программе ОМС для федеральных медицинских организаций должны быть отдельно установлены нормативы объемов оказания специализированной медпомощи (в том числе высокотехнологичной) в условиях стационара и дневного стационара. Эти объемы будут распределяться (перераспределяться) между федеральными учреждениями с учетом их мощностей и объемов оказываемой медпомощи за счет иных источников финансирования (ч. 3.1, 3.2 ст. 35 Закона № 326-ФЗ). Порядок распределения и перераспределения объемов установит Правительство РФ.

Также должны быть определены нормативы финансовых затрат на предоставление единицы такой помощи и перечень заболеваний, по которым ее оказывают федеральные учреждения.

К сведению: базовая программа ОМС – это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа госгарантий на 2021 год и плановый период утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (далее – Программа госгарантий, Постановление № 2299). Нормативы объемов медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, установлены в разд. VI Программы госгарантий, нормативы затрат – в ее разд. VII. Порядок установления тарифов на оплату такой помощи приведен в приложении 2 к Программе госгарантий.

Порядок распределения объемов медпомощи пока не утвержден, но обозначены правила на переходный период. Как сказано в п. 3 Постановления № 2299, до утверждения Правительством РФ названного порядка федеральные учреждения, направившие заявки на распределение им объемов, могут оказывать медпомощь при заболеваниях и состояниях, приведенных в приложениях 1 и 3 к Программе госгарантий. ФФОМС предоставит организациям авансы в размере 1/12 финансового обеспечения, полученного ими в 2019 году за оказание специализированной помощи в условиях стационара и дневного стационара в рамках реализации территориальных программ ОМС (с учетом индексации).

Единый реестр медицинских организаций.

Форма заявки и порядок ее подачи утверждены Приказом Минздрава РФ от 21.12.2020 № 1346н.

Заключение договора с ФФОМС.

Для оказания специализированной медпомощи в рамках базовой программы ОМС федеральные медицинские организации должны заключить договор с ФФОМС. Особенности этой процедуры определены ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, а форма типового договора утверждена Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1396н.

Чтобы заключить договор, федеральное учреждение должно отвечать двум условиям:

1) быть включенным в единый реестр медицинских организаций;

2) иметь распределенный объем предоставления медпомощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС (с учетом правил, действующих в переходный период).

Отметим, что в рамках реализации базовой программы ОМС федеральные учреждения заключают иной договор, нежели в рамках реализации территориальной программы (второму виду договора посвящена ст. 39 Закона № 326-ФЗ, а его новая форма утверждена Приказом Минздрава РФ от 30.12.2020 № 1417н). В первом случае сторонами договора выступают ФФОМС и федеральное учреждение, во втором – территориальный ФОМС, страховая медицинская организация и учреждение здравоохранения.

Как следует из норм ч. 2 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, по договору федеральная медицинская организация обязуется оказать медпомощь пациенту в рамках распределенного объема и по установленным тарифам, а ФФОМС обязуется оплатить эту медпомощь. Оплата осуществляется на основании представленных федеральным учреждением реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 5 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ).

Создание подзаконной базы нормативных актов

Перераспределение полномочий ФФОМС, новая схема организации и оплаты специализированной медпомощи, а также другие поправки обусловили доработку нормативной базы, необходимой для исполнения новых норм Закона № 326-ФЗ (причем не только тех, которые регулируют оказание специализированной помощи в рамках базовой программы ОМС). Некоторые ранее изданные акты перестали действовать. Принят ряд новых документов (они названы выше), а что-то только предстоит утвердить.

Приведем несколько вопросов, на отдельное регулирование которых указано в Законе № 326-ФЗ, но пока эти нормативные акты не приняты:

методика расчета объемов финансового обеспечения медицинской помощи, утверждаемая Минздравом (п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ);

порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по ОМС застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, который устанавливается Минздравом (п. 9.1 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);

порядок ведения, форма единого реестра медицинских организаций и перечень содержащихся в нем сведений, которые устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования (в силу п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ для этого потребуется внести изменения в Приказ Минздрава РФ от 28.02.2019 № 108н, утвердивший названные правила);

порядок ведения единого реестра экспертов качества медпомощи, определяемый Минздравом (ч. 7.1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);

порядок функционирования государственной информационной системы ОМС, который устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).

Иные изменения в системе ОМС

Помимо регламентации работы федеральных медицинских организаций, оказывающих медпомощь в рамках базовой программы ОМС, в Закон № 326-ФЗ внесены и другие поправки. Перечислим только три из них.

1. Медпомощь должна быть предоставлена вне зависимости от места проживания пациента, что тоже призвано обеспечивать ее доступность. Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 326-ФЗ учреждения здравоохранения обязаны оказывать помощь пациентам как в пределах территории субъекта РФ, в котором гражданину выдан полис ОМС (в этом случае помощь предоставляется в рамках территориальной программы ОМС), так и за пределами субъекта РФ, где гражданину выдан полис (тогда помощь оказывается в рамках базовой программы ОМС). В первой ситуации медпомощь оплачивается страховой медицинской организацией, а во второй – территориальным ФОМС (ч. 2.1 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

Полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению медпомощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории региона, в котором выдан полис ОМС, передано на уровень субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 326-ФЗ).

2. В договоре на оказание и оплату медпомощи по ОМС, заключаемом с учреждением здравоохранения, должны содержаться положения, предусматривающие обязанность территориального ФОМС проводить медико-экономический контроль. Кроме того, оплачивать такую помощь можно по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи и на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 4.1, 6 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

Кратко сформулируем ключевые изменения, которые напрямую касаются учреждений здравоохранения.

1. Федеральные медицинские учреждения теперь могут оказывать специализированную медпомощь (в условиях стационара и дневного стационара) в рамках базовой программы ОМС. Финансировать такую работу будет ФФОМС. В федеральное учреждение пациент направляется учреждением здравоохранения, проводящим лечение в рамках территориальной программы ОМС. При наличии нескольких федеральных учреждений, предоставляющих специализированную помощь по конкретному заболеванию, у пациента появляется возможность выбора федеральной медицинской организации.

Глава Совета Федерации предложила брать взносы на медстрахование с неработающих

Андрей Иванов

Председатель верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко предложила обязать безработных вносить взносы в фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). По ее мнению, таким образом можно будет снять проблему дефицита средств у регионов.

С одной стороны, логику Матвиенко можно понять. У нас, по разным оценкам, до 30 миллионов человек (до 40% всех трудоспособных) на бирже труда не состоят, налогов не платят, но при этом где-то зарабатывают. Как правило, люди занимаются частной практикой. Делают ремонты квартир, чинят автомобили, подрабатывают на стройках или пишут компьютерные программы. Нигде, соответственно, не оформляясь. Эти люди экономят 13% от дохода, которые должны были заплатить в качестве налога. Еще 30% экономится на взносах в социальные фонды. Таким образом, люди увеличивают свой чистый доход почти в полтора раза, не внося денег в казну.

При этом люди пользуются всеми благами государства, в том числе имеют право на медицинскую помощь и могут рассчитывать на защиту государства от противоправных действий. И так получается, что добросовестные работники оплачивают социальные гарантии тех, кто имеет дополнительный доход.

С другой стороны, если государству в целом не удалось за столько лет собрать налоги с самозанятых, то как получится собрать отдельно взносы в фонд ОМС? Проблему, очевидно, надо решать в комплексе. И пополнение фонда здравоохранения — далеко не главная причина всех поставить на налоговый учет.

Но стоит учитывать, что многие из тех, кто нигде официально не работают, работы действительно не имеют. Есть регионы, где в сельской местности практически нет рабочих мест. Люди, конечно, научились выживать. Держат коров, свиней, кур и гусей, выращивают всё, от картошки до винограда. В целом, живут такие трудолюбивые люди неплохо, можно даже сказать зажиточно. Но живых денег в руках у них практически не бывает. И в этом явно не их вина. Как брать взносы с них?

Стоит еще учитывать нашу российскую практику законотворчества и правоприменения. При написании масштабных законов образуются различные прорехи. Причем такие, что человек всюду должен, а прав ни на что не имеет. Не получится ли так, что люди всё равно будут утаивать свой доход, а законопослушные граждане будут под подозрением.

И совершенно неясно, как будет оказываться медицинская помощь тем, кто будет числиться закоренелым неплательщиком? Не выйдет так, что значительное количество граждан вообще не смогут рассчитывать на лечение?

Заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Олег Куликов замечает, что право на бесплатную медицинскую помощь имеют по Конституции все российские граждане:

— Инициатива Матвиенко довольно сомнительна. У нас медицинская помощь в государственных учреждениях оказывается бесплатно абсолютно всем гражданам. Скорая медицинская помощь оказывается бесплатно и иностранцам.

Совершенно неясно, почему мы должны дискриминировать временно неработающих граждан. Мало ли по каким жизненным, семейным обстоятельствам люди не работают.

К тому же, оплачивать взносы должны не только работающие, но и бюджеты субъектов Российской Федерации. При чем тут, работает гражданин или нет, платит он или не платит?

— У нас 30% граждан, имеющих медицинскую страховку, ни разу в год за медпомощью не обращаются. Они платят намного больше, чем пользуются медициной. Но об этом почему-то не говорят. Давайте тогда этим гражданам вернем взносы. Медицинская помощь рассчитывается примерно из суммы 10 тысяч в месяц на каждого.

Надо быть справедливым. Некоторые не работают, но им нужна помощь. Сколько люди получают травм на улицах. В автомобильные аварии попадают свыше ста тысяч человек в год.

Так что мера, предложенная Матвиенко, негуманная. Если вы хотите собирать больше налогов, то должна эффективнее работать налоговая полиция. Если люди работают, но не платят налоги, надо с ними работать.

Но треть граждан оплачивают страховку и не обращаются за помощью. У нас система медицинского страхования построена по принципу общественной солидарности. Богатый платит за бедного, здоровый за больного. И так было всегда. Не нужно менять этот принцип, так как он соответствует нашему опыту.

— Чтобы принять закон, нужны какие-то расчеты. Надо знать, сколько человек работает и взносы не платит. Где они работают, какую зарплату получают? Они работают на себя, на личном подсобном хозяйстве в деревне? Всякий раз это разная ситуация.

Не надо проколы налоговой службы перевешивать на граждан. По Конституции у нас медицинская помощь бесплатная для всех. Это раньше тунеядцев отправляли за 101-й километр, но эта мера была осуждена. Не надо пытаться повторить отрицательный опыт.

Мы не знаем пока, кто и почему не платит взносы в фонд ОМС. Но медпомощь может понадобиться каждому. Давайте не будем делать людей инвалидами из-за того, что они не смогут получить квалифицированную помощь специалистов. Люди, ведь, начнут употреблять лекарства по своему усмотрению, обращаться к знахарям. Но это будет только вред здоровью. Сейчас мы видим не медицинский подход к решению проблемы, а чисто бухгалтерский.

— Сегодня в рамках действующего законодательства я не вижу возможности принять инициативу Матвиенко, — говорит профессор Академии труда и социальных отношений Андрей Гудков.

— С другой стороны, у нас теперь могут принять любые решения. Скажем, решили же выплатить пенсионерам по пять тысяч вместо ежемесячной индексации. Так что удивляться ничему не приходится.

Но хочу напомнить, что за неработающих взносы платят регионы. Но субъекты РФ платят меньше, чем обычно платят граждане, и это порождает по-настоящему крупную проблему. В бюджете ОМС образуется дефицит.

Кстати, ни в одной стране мира безработные, если они стоят на бирже труда, не платят взносы за медицинское страхование.

Но у нас фактически отменено страхование занятости. Пособие по безработице мизерное. Ни один приличный человек не позволяет себе ходить на биржу труда за этим пособием, просто потому, что сил и нервов потратишь больше, чем в итоге получишь.

— Конечно, несправедливо, когда люди работают, а налогов не платят, при этом всеми благами пользуются. Но кто виноват? Раз уж создали такую систему, что граждане не хотят с государством сотрудничать, то не стоит удивляться сложившейся ситуации.

Раньше система социального страхования была под профсоюзами. Большая часть собранных средств распределялась в рамках предприятия. Тогда участвовать в системе соцстрахования было интересно. Люди понимали, на что уходят их деньги.

Выход из ситуации есть только один. Не люди должны быть для государства, а государство для людей. Вот у нас с 1991 года проводят разные реформы, а цели мы пока так и не достигли.

Читайте также: