Рукоприкладства по отношению к ребенку 6 строптивость непринятие всего что связано

Обновлено: 28.06.2024

Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.

Особенности формирования невроза у ребенка

Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.

Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.

Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.

Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).

невроз у детей

При неврозах у детей часто встречается заиканияе.

Виды и симптомы неврозов

Существуют такие виды общих неврозов, как:

Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:

  • Тики . Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
  • Заикание . Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье .
  • Энурез . Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).

Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения .

Лечение невроза у детей

Основным способом лечения является психотерапия.

Психотерапия способствует:

  • Улучшению обстановки в семье.
  • Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
  • Коррекции воспитания малыша.

Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.

психотерапия

Основным способом лечения неврозов является психотерапия.

Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.

Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:

  • Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут.
  • Седативные средства: валериана, пустырник и др.
  • Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид) ; настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин;
  • Полезны ванны (хвойные).
  • В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах — нейролептик соннапакс (меллерила).

Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.

Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.

Детские провокации. Как вести себя педагогу?

Педагоги всё чаще становятся объектами подростковой агрессии. По данным опроса НИУ ВШЭ, 70 % учителей подвергались насилию и травле со стороны учеников. Современные дети стали более свободными в проявлении протеста и афишируют свои провокационные действия в социальных сетях.

– Почему дети провоцируют?

– Существуют возрастные кризисы. В эти периоды меняется модель общения. В семь лет ребёнок ориентирован на взрослого. Поэтому к учителям в начальной школе дети проявляют уважение, статус педагога очень высок. В подростковом возрасте они больше общаются со сверстниками. Им важно соответствовать ценностям и правилам этой группы. Происходит первое отделение от родителей. Отсоединиться от значимого взрослого проще тогда, когда ты его обесценил. Поэтому поведение подростка по отношению к взрослому вызывающее. Если у ребёнка достаточно много конфликтов дома с родителями, то он будет отыгрываться на учителе. Это семейная проблема. Тогда необходимо включать в работу семью.

– Изменилось ли за последние годы провокационное поведение детей?

Безусловно, есть влияние компьютерных игр. Детям иногда сложно разделить реальный и виртуальный миры. Уровень агрессивности выше у ребят, которые много времени проводят в играх.

– Каковы признаки провокационного поведения?

– Дети проявляют протест. Например, учитель делает замечание о том, что приходить в школу надо в строгой форме одежды. Дети намеренно одеваются иначе. Или дети начинают ставить под сомнение знания учителя. Они могут указывать на ошибки, подчёркивать, что они знают больше. Это тоже провокационное поведение, направленное на подрыв авторитета учителя. Могут быть косвенные провокации: случайно сломал, разбил. Часто дети, которые не успешны в учёбе, могут привлекать к себе внимание своим поведением. Им сложно найти себя в школе. Хорошо, когда ребёнок может проявлять себя не только в знаниях.

– Насколько важен для подростков-провокаторов авторитет учителя?

– В основе психологической травмированности ребёнка лежат отношения с взрослым. Если педагог будет устанавливать индивидуальный контакт с учеником, и будет показывать это в своих действиях, то возможно, что отношения сложатся. Несмотря на психологическую травму взаимодействия с другим взрослым, ребёнок способен выстроить отношения.

Подростковый возраст – это тяжёлый возраст, прежде всего для самих детей. Это противоречия, непонимание самих себя. Это период войн, проигрышей, побед. При этом если взрослый задаёт правильный тон, то ребёнок может научиться быть успешным в договорённостях со старшими.

– Как выстраивать общение с ребёнком в период конфликта? Как правильно реагировать на провокации?

Важна ценность межличностного общения, включённость педагога в отношения внутри класса. Учителю необходимо шире смотреть на подростков, не ограничиваясь только оценкой интеллектуального развития. Иногда детям важно давать авансы. Например, если ребёнок не выполнил задание, то попросить его подойти после урока и дать ему ещё день на сдачу. Не ставить сразу плохую оценку.

Должна быть индивидуальная договорённость, доверие ребёнку. Если школьник не откликается, то нужно показать искренние эмоции. Показать, что вы расстроены из-за необходимости ставить плохую отметку. Это история про человеческие отношения, ведь подростки – это будущие взрослые. Прежде всего, должны быть уважение к ребёнку и искреннее сочувствие. Можно давать какие-то задания с учётом интересов ученика. Например, сделать доклад о своём увлечении.

Можно рассказывать что-то про своё детство, про свой школьный опыт. Рассказы про личное располагают подростков. Однако при общении с трудным учеником не надо раскрывать свои тайны. Нужно чётко понимать границы.

– В каких случаях педагогу следует обратиться за помощью?

– Адаптация длится примерно полгода, но лучше не затягивать. Если есть сложный ребёнок, нужно разговаривать о нём с коллегами. Чем раньше учитель обратится за помощью, тем лучше. Если есть школьный психолог, обсудить ситуацию с ним. Пригласить специалиста, чтобы он посмотрел, как ученик взаимодействует с другими на уроках, на переменах.

Очень полезны супервизии. Они позволяют обсудить с коллегами, как вести себя в конкретных ситуациях, найти важное задание для проблемного школьника. Коллеги могут помочь найти выход из трудной ситуации, конструктивный педагогический и психологический подход.

Сам себе и палач, и жертва – аутоагрессия у подростков

Аутоагрессия – это одна из разновидностей агрессивного поведения, при котором разрушительные действия или враждебное отношение направлено против самого себя. При этом человек может причинять себе вред как на физическом уровне, так и на психологическом, осознанно или бессознательно. К наиболее частым проявлениям физической аутоагрессии относятся: причинение себе боли, вырывание волос, нанесение телесных повреждений – порезы, ожоги, удары, царапины, расчесывание кожных покровов, кусание губ и щек и т.п. К психологическим проявлениям аутоагрессии можно отнести негативные эмоции и мысли по отношению к себе, самобичевание и самоуничижение – то есть любое нанесение ущерба своему душевному равновесию и благополучию. Люди со склонностью к такому виду саморазрушения долго и мучительно переживают свои даже самые незначительные ошибки, корят себя за промахи, часто позволяют в отношении себя принижающие мысли и высказывания, а в некоторых случаях – испытывают ненависть или чувство отвращения к себе.

Те или иные проявления саморазрушительного поведения встречаются у людей любого возраста, однако наиболее часто аутодеструкции подвержены дети подросткового возраста. Самым распространенным и широко известным типом такого поведения подростков являются порезы на бедрах или предплечьях – так называемые “вскрытые” или “перерезанные вены”. Сами вены при этом чаще всего не задеваются, ведь у ребенка, как правило, нет желания совершить суицид. Также довольно распространенным среди подростков способом причинения себе физического вреда является царапание себя ногтями или другими острыми предметами, щипки, удары головой или кулаком о твердые предметы, обжигание себя, регулярное раздирание или расчесывание уже существующих ран. Иногда аутоагрессия у подростков проявляется в форме постоянного самоунижения и самообвинения. У каждого склонного к аутоагрессии ребенка имеется свой “любимый” способ самоповреждения, и в основном он использует только его.

Причины появления аутоагрессии

Так откуда же у подростка возникает агрессия, направленная на себя самого? На самом деле тяга к саморазрушительным действиям может появляться по нескольким причинам.

Первая и встречающаяся довольно часто – перенос агрессии, направленной на внешний объект, на себя. Моральные нормы нашего общества часто не допускают каких-либо проявлений гнева по отношению к близким людям. А уж по отношению к родителям – и подавно. Но давайте представим ситуацию: в семье произошел конфликт, и подростка за что-то отругали. Иными словами, на него была направлена агрессия, на которую возникает вполне естественная ответная реакция – злость и обида. Но ребенок зачастую не может накричать в ответ, выплеснув свои негативные эмоции на родителей, поэтому всю свою скопившуюся агрессию он выражает самым безопасным для него в социальном плане способом – направляет ее на самого себя, причиняя себе боль и травмируя себя.

Вторая причина развития аутоагрессивного поведения – сильный стресс или длительное пребывание в состоянии психологического напряжения. Здесь ситуация схожа с предыдущей – у подростка возникает необходимость освободиться от напряжения и боли, которые доставляют ему мучения, но конкретного объекта, на котором можно было бы выместить всю свою злость, нет. Поэтому вся скопившаяся агрессия направляется им на самого себя. Также в подобных случаях подросток может прибегать к селфхарму как к способу отвлечения от сложных жизненных обстоятельств или душевных страданий.

Нередкой причиной самодеструкции является неприятие своего тела. В подростковом возрасте дети часто бывают недовольны своим внешним видом, что может стать поводом к ненависти к себе. Они пытаются любой ценой избавиться от своих надуманных изъянов, ставя под угрозу свое здоровье. Например, симпатичная девочка со вполне здоровым строением тела под влиянием ТВ и глянцевых журналов решает, что ее фигура не соответствует “норме” и вообще она некрасивая. Девушка начинает стыдиться себя, становится застенчивой, замыкается в себе. Вершиной айсберга ненависти к себе и своему телу могут стать расстройства пищевого поведения, оскорбительные высказывания в свой адрес или самоповреждение.

Иногда аутоагрессивные действия могут носить демонстративный характер – подросток хочет привлечь к себе внимание близких, получить помощь, сочувствие и понимание. Демонстративная аутоагрессия у подростков не всегда обусловлена наличием каких-либо сильных негативных эмоций по отношению к себе, однако это не делает ее менее опасной – несерьезная попытка причинить себе вред или свести счеты с жизнью совершенно случайно может обернуться совсем не так, как ребенком планировалось.

Как реагировать и чем помочь аутоагрессивному подростку

Психологи не рекомендуют родителям, заметившим у своего ребенка какие-либо проявления аутоагрессии, устраивать скандал, наказывать или высмеивать его. Это только усилит внутренние переживания и отдалит вас друг от друга. Но и оставлять без внимания проявления саморазрушительного поведения не стоит – со временем они могут усугубляться и переходить в куда более тяжелые и опасные формы.

В такой ситуации рекомендуется постараться исключить любые проявления агрессии как в отношениях с ребенком, так и с остальными членами семьи – это поможет создать приятную, дружелюбную атмосферу. Выражая (или проявляя) соучастие, заботу и понимание, родители дадут почувствовать аутоагрессивному подростку, что его любят, поддерживают и ни в чем не винят. Очень важно найти способ выйти с ним на диалог, после чего можно мягко и ненавязчиво предложить вместе сходить на консультацию к психологу.

В нашем центре психологической помощи специалист поможет ребенку понять, что именно стало причиной направленной на себя агрессии. Определив факторы, которые спровоцировали развитие аутоагрессивного поведения, и учитывая особенности характера подростка, психолог подберет оптимальный для конкретного случая метод снятия аффективного заряда, внутреннего напряжения и психологического дискомфорта. Важнейшими этапами психотерапии являются повышение самооценки ребенка, проработка и устранение комплексов – подросток постепенно учится принимать и любить себя, свое тело, избавляется от стеснительности и скованности.

Параллельно психолог работает и с родителями, ведь очень часто именно напряженная атмосфера в семье является главной предпосылкой развития аутоагрессии у ребенка. В ходе семейной терапии специалист поможет родителям подростка найти способ улучшения взаимопонимания между членами семьи, создания доверительных и теплых отношений с ребенком.


Fidem в Instagram

Трудности родителей в периоды возрастных кризисов у детей

Трудности родителей в периоды возрастных кризисов у детей

Дети растут и развиваются, учатся и набираются опыта, радуют и огорчают родителей. Их рост сопровождается кризисами развития, которые помогают ребенку перейти на новую жизненную ступень. Для большинства родителей это не простые периоды жизни.

Психологи выделяют:

Каждый из отмеченных кризисов является важным этапом в жизни ребенка. Для выстраивания гармоничных отношений со своим сыном или дочерью, от родителей требуется знание и понимание особенностей возраста, и внимательное отношение к изменениям в своём ребенке.Сложно понять какие изменения происходят в ребенке и почему. В эти периоды родители могут испытывать растерянность, чувствовать беспомощность и раздражение, понимать, что с ребенком происходит что-то непонятное. Это может быть поводом обращения за помощью к психологу.

Кризис рождения

Кризис рождения, это кризис появления ребенка на свет. Для ребенка это время привыкания и узнавания. Самостоятельное дыхание, самостоятельное пищеварение, восприятие окружающей среды. Это окончание внутриутробного развития младенца, его рождение и начало жизни. Считается, что продолжительность этого периода около 3х месяцев. У родителей в это время тоже происходит адаптация к изменениям в жизни. Часто эта адаптация происходит непросто, и семье с младенцем может быть необходима помощь психолога в прохождении этого кризиса, выстраивании новых гармоничных отношений с учетом изменившихся условий. Различные эмоциональные нарушения в это время могут проявляться у молодой мамы или отца, или у обоих родителей. Зачастую только специалист может помочь вернуть в семью взаимопонимание, мир и покой.

Случай из практики.

Молодая мама. Ребенку 6 месяцев. Обратилась за консультацией по поводу своих негативных переживаний. Она страдала из-за оторванности от привычного образа жизни, постоянных недосыпаний. Любящая мать, она была полностью поглощена заботами о дочке. Рядом был любящий муж, но женщина часто чувствовала себя несчастной, испытывала злость к мужу, ребенку, себе. Она не понимала, что с ней происходит. Рождение ребенка они с мужем планировали, ждали, хотели чувствовать радость и счастье, так и было временами. Но негативные эмоции, которые проявлялись, пугали женщину, пробуждали в ней чувство вины, обиду.

Работа с психологом длилась около 3х месяцев с еженедельными встречами. Взаимодействие со специалистом помогло маме разобраться в том, что с ней происходит, откуда берутся все эти противоречивые чувства. Ей удалось рассмотреть происходящее с разных сторон, вместе с психологом определить для себя новые способы взаимодействия с ребенком. Улучшились отношения с мужем. В них стало больше тепла и взаимопонимания, женщина стала чувствовать себя любимой и любящей.

Кризис 1 года

Случай из практики.

Семья с двумя детьми, сын 5 лет и дочь 1.5 года, обратилась за консультацией к психологу, в связи с жалобами воспитателей детского сада на агрессивное поведение мальчика по отношению к другим детям группы. Родители не сразу обратили внимание на замечания педагогов, т.к. дома ребенок вел себя хорошо. Со временем агрессия стала возникать и дома. Негативные реакции ребенка проявлялись во время занятий с мамой, игр с сестрой, по вечерам в отношениях с отцом. Психологу понадобилась не одна встреча, чтобы разобраться в тонкостях взаимоотношений в семье, чтобы построить доверительные отношения с мальчиком и помочь родителям увидеть семейную ситуацию глазами сына. Родительская требовательная позиция по отношению к сыну, на фоне конкуренции за родительское внимание с сестрой, разрушила теплоту детско-родительских отношений и сформировала негативные формы поведения у мальчика. Потребовалась длительная работа специалиста со всеми членами семьи для коррекции поведения ребенка дома, в детском саду и закрепления положительных форм взаимодействия между членами семьи.

Кризис 2-3х лет

Случай из практики.

Кризис 7 лет.

Многие родители не знают про кризис 7 лет. Главным достижением семилетнего развития ребенка можно считать уровень произвольности и осознанности его поведения. Проблемы в формировании этих процессов очень ярко проявляются при поступлении ребенка в школу. Родители, сталкиваясь с трудностями обучения ребенка, часто не понимают, как можно ему помочь. Важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы у ребенка не закрепилось негативное отношение к обучению, и не накопился отрицательный социальный опыт. Психолог вместе с родителями может разобраться, в чем причина дезадаптации ребенка. На занятиях специалист может инициировать начало изменений в поведении ребенка и его отношении к процессу учебы, может помочь родителям начать использовать новые формы взаимодействия с дочерью или сыном.

Случай из практики.

На приеме мама с дочерью – первоклассницей. Девочка веселая, живая, мама обеспокоена и встревожена изменившимся поведением ребенка дома. В поведении появилось то, чего никогда не было. Дочка практически перестала слушаться родителей, своевольничала, совершенно не рассказывала о том, что с ней происходит в школе. Изменения в поведении казались маме очень резкими, и она не понимала с чем их связать. Учитель в школе положительно оценивал успеваемость и поведение девочки. Общение с мамой и ребенком помогло специалисту определить причины трудностей в семье. Результатом их совместной работы явилось новое понимание у мамы особенностей данного возрастного этапа развития ребенка и формирование новых, более соответствующих данному возрасту, отношений между ней и дочкой. Чтобы работа специалиста была успешной, она требует времени и усилий всех участников, вовлеченных в ситуацию.

Подростковый кризис

Случай из практики.

В семье сложные взаимоотношения между родителями, однако, оба они обеспокоены эмоциональным состоянием сына 13 лет. Мальчик два раза менял школу и место жительства, на момент обращения учился сносно, но без желания, домашние задания выполнял под принуждением. Друзей мало, конфликтные отношения с одноклассниками, дома ребенок отгораживался от родителей, разговаривал с ними очень мало. Взрослые видели моральное неблагополучие сына, но не понимали, как ему помочь. Обратившись к психологу, им удалось наладить контакт с ребенком. Мальчик стал более открыт и заинтересован в общении с родителями, в школе почувствовал себя более комфортно и спокойно, изменился общий фон настроения ребенка.



Конечно, любая кризисная ситуация, всегда усложняет жизнь. Грамотное поведение родителей в кризисный период развития ребенка, зачастую, помогает предотвратить затяжной характер wxe cпроблем. Взрослые, чувствующие и понимающие внутреннюю жизнь своих детей, помогают им преодолеть сложности, и стимулируют подъем на новую ступень. Родители, испытывающие трудности, в эти периоды могут получить реальную помощь от психолога, если обращаются и готовы к совместной работе.


Fidem в Instagram

Детские провокации. Как вести себя педагогу?

Педагоги всё чаще становятся объектами подростковой агрессии. По данным опроса НИУ ВШЭ, 70 % учителей подвергались насилию и травле со стороны учеников. Современные дети стали более свободными в проявлении протеста и афишируют свои провокационные действия в социальных сетях.

– Почему дети провоцируют?

– Существуют возрастные кризисы. В эти периоды меняется модель общения. В семь лет ребёнок ориентирован на взрослого. Поэтому к учителям в начальной школе дети проявляют уважение, статус педагога очень высок. В подростковом возрасте они больше общаются со сверстниками. Им важно соответствовать ценностям и правилам этой группы. Происходит первое отделение от родителей. Отсоединиться от значимого взрослого проще тогда, когда ты его обесценил. Поэтому поведение подростка по отношению к взрослому вызывающее. Если у ребёнка достаточно много конфликтов дома с родителями, то он будет отыгрываться на учителе. Это семейная проблема. Тогда необходимо включать в работу семью.

– Изменилось ли за последние годы провокационное поведение детей?

Безусловно, есть влияние компьютерных игр. Детям иногда сложно разделить реальный и виртуальный миры. Уровень агрессивности выше у ребят, которые много времени проводят в играх.

– Каковы признаки провокационного поведения?

– Дети проявляют протест. Например, учитель делает замечание о том, что приходить в школу надо в строгой форме одежды. Дети намеренно одеваются иначе. Или дети начинают ставить под сомнение знания учителя. Они могут указывать на ошибки, подчёркивать, что они знают больше. Это тоже провокационное поведение, направленное на подрыв авторитета учителя. Могут быть косвенные провокации: случайно сломал, разбил. Часто дети, которые не успешны в учёбе, могут привлекать к себе внимание своим поведением. Им сложно найти себя в школе. Хорошо, когда ребёнок может проявлять себя не только в знаниях.

– Насколько важен для подростков-провокаторов авторитет учителя?

– В основе психологической травмированности ребёнка лежат отношения с взрослым. Если педагог будет устанавливать индивидуальный контакт с учеником, и будет показывать это в своих действиях, то возможно, что отношения сложатся. Несмотря на психологическую травму взаимодействия с другим взрослым, ребёнок способен выстроить отношения.

Подростковый возраст – это тяжёлый возраст, прежде всего для самих детей. Это противоречия, непонимание самих себя. Это период войн, проигрышей, побед. При этом если взрослый задаёт правильный тон, то ребёнок может научиться быть успешным в договорённостях со старшими.

– Как выстраивать общение с ребёнком в период конфликта? Как правильно реагировать на провокации?

Важна ценность межличностного общения, включённость педагога в отношения внутри класса. Учителю необходимо шире смотреть на подростков, не ограничиваясь только оценкой интеллектуального развития. Иногда детям важно давать авансы. Например, если ребёнок не выполнил задание, то попросить его подойти после урока и дать ему ещё день на сдачу. Не ставить сразу плохую оценку.

Должна быть индивидуальная договорённость, доверие ребёнку. Если школьник не откликается, то нужно показать искренние эмоции. Показать, что вы расстроены из-за необходимости ставить плохую отметку. Это история про человеческие отношения, ведь подростки – это будущие взрослые. Прежде всего, должны быть уважение к ребёнку и искреннее сочувствие. Можно давать какие-то задания с учётом интересов ученика. Например, сделать доклад о своём увлечении.

Можно рассказывать что-то про своё детство, про свой школьный опыт. Рассказы про личное располагают подростков. Однако при общении с трудным учеником не надо раскрывать свои тайны. Нужно чётко понимать границы.

– В каких случаях педагогу следует обратиться за помощью?

– Адаптация длится примерно полгода, но лучше не затягивать. Если есть сложный ребёнок, нужно разговаривать о нём с коллегами. Чем раньше учитель обратится за помощью, тем лучше. Если есть школьный психолог, обсудить ситуацию с ним. Пригласить специалиста, чтобы он посмотрел, как ученик взаимодействует с другими на уроках, на переменах.

Очень полезны супервизии. Они позволяют обсудить с коллегами, как вести себя в конкретных ситуациях, найти важное задание для проблемного школьника. Коллеги могут помочь найти выход из трудной ситуации, конструктивный педагогический и психологический подход.

Читайте также: