Что значит красная линия на повестке

Обновлено: 30.06.2024

Что будет, если два раз проигнорировать повестку в военкомат и можно ли мужчине жить без военного билета?

Ежегодно 1 апреля в России стартует весенний призыв в армию. Он продлится 3,5 месяца - до 15 июля. Как обычно, повестки получат молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. Anews вооружился советами юристов и ответил на несколько важных вопросов об армии, в которых полезно разбираться каждому потенциальному призывнику.

Сколько раз объявляют призыв?

Это происходит дважды в год. Весной - 1 апреля. И осенью - 1 октября. Осенний призыв длится вплоть до Нового года, 31 декабря. Однако это общие сроки призыва. Существуют и дополнительные - для особых категорий призывников.

Например, молодые люди, живущие в сельской местности и занимающиеся посевными работами, могут попасть только под осенний призыв. А те, кто постоянно находится в некоторых районах Крайнего Севера, призываются лишь раз в год: с 1 мая по 15 июля. К таким регионам относятся Чукотка (один район), Хабаровский край (два района), Якутия (14 муниципальных образований), Забайкальский край (три района).

Не попадают под осенний призыв и работники педагогической сферы. Это правило распространяется на всю страну.

Как выдается повестка в армию?

Повестка призывнику должна вручаться исключительно лично под подпись. Если бумагу передают через друзей, родственников, подкладывают под дверь, в почтовый ящик или под дворники автомобиля, вручением такой ход не считается. Нельзя считать получением повестки и звонок из военкомата с просьбой приехать, взять бумагу и расписаться.

Вручить повестку может не только представитель военкомата, но и участковый, а также сотрудник учебного заведения (если призывник учится), который занимается военно-учетной работой.

Важный момент. В январе 2018 года в Госдуму внесли на рассмотрение законопроект , по которому военкоматы смогут отправлять призывникам повестки по почте заказным письмом с уведомлением. Если закон будет принят, вручение повесток лично в руки перестанет быть обязательным.

По задумке автора законопроекта замглавы Комитета Госдумы по обороне Андрея Красова, если письмо пришло уже после окончания призыва, мужчина должен сам явиться в военкомат до начала следующего призыва. В случае, если повестка была получена после даты явки, которая в ней указана, призывник обязан приехать в военкомат не позднее трех дней.

Что будет, если получить повестку и не прийти в военкомат?

Если проигнорировать требование военкомата первый раз - получить повестку лично в руки и расписаться за нее - можно отделаться штрафом. Согласно статье 21.5 Кодекса об административных правонарушениях, он составляет от 100 до 500 рублей.

Как можно получить отсрочку?

Отодвинуть службу в армии можно по нескольким причинам.

Причина №1 - учеба. Отсрочку могут получить студенты очных отделений вузов (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), а также колледжей и техникумов. Отметим, что до прошлого года правило не распространялось на студентов средних специальных учебных заведений старше 20 лет. В январе 2017 года эти ограничения отменили . Теперь призвать студента техникума или колледжа в армию могут только после выпускных экзаменов.

Причина №2 - семейные обстоятельства . Это правило распространяется на мужчин, воспитывающих двоих и больше маленьких детей, отцов-одиночек, отцов детей-инвалидов в возрасте до трех лет. К семейным обстоятельствам также относят уход за тяжелобольными родственниками и опекунство над несовершеннолетними братьями и сестрами. Не призовут в армию и мужчину у которого есть маленький ребенок и беременная жена (на позднем сроке).

Причина №3 - особая работа. Если человек до получения повестки успел устроиться работать в МВД, в армию его временно не призовут. Отсрочка дается также сотрудникам МЧС, Нацгвардии и таможенникам.

Причина №4 - состояние здоровья. Оговоримся, что в истории с болезнями есть несколько разных категорий годности, расскажем о них чуть позже. В данном случае речь идет о случае, когда медкомиссия посчитает, что призывник болен, но шанс на его выздоровление есть, поэтому ему дается отсрочка, но не освобождение от службы.

Кого точно не берут в армию?

Самая популярная причина, по которой могут не взять в армию - состояние здоровья. Среди наиболее известных антиармейских болезней числятся проблемы со зрением, пищеварительной системой, сердцем. Однако это лишь малая часть, на деле список недугов довольно обширен. Полный перечень можно посмотреть здесь .

Наличие болезни из списка не дает стопроцентной гарантии, что в армию идти не придется. Медкомиссия, которую проходит каждый потенциальный солдат, распределяет призывников по категориям.

Что такое альтернативная служба и кто туда попадает?

Разберемся с термином. Альтернативной службой называют работу в каком-нибудь госучреждении, которую засчитывают за прохождение службы в армии. Перечень профессий широк: от дворника и курьера до врача и инженера. Полный список должностей можно посмотреть здесь . Какую именно работу будет выполнять человек на альтернативной службе, определяет государство.

Помимо того, что альтернативная служба не связана с армией, есть и другие отличия. Например, работать по этой схеме придется не 12 месяцев, а 21.

Чтобы попасть на альтернативную службу, призывник, во-первых, должен подать заявление в военкомат, а во-вторых, доказать, что обычная служба в армии ему не подходит. Например, противоречит религии или убеждениям. Рассчитывать на альтернативную службу могут также представители малочисленных народностей.

Стоит учитывать, что далеко не все заявления одобряются призывной комиссией. Например, в прошлом году по стране на альтернативную службу отправились всего 395 человек. Если доказать свою несовместимость с военной службой все же удается, призывника отправляют отдавать долг родине альтернативным способом в другой регион.

Отпускают ли из армии домой?

Если солдат уходит в увольнение в субботу, его отпускают на сутки, в воскресенье - до вечерней переклички.

Может ли в армии случиться недобор?

Хотя повестки рассылаются всем мужчинам, достигшим совершеннолетия, это не говорит о том, что все они должны пойти служить. Есть план: каждый год определяется необходимое количество призывников. В 2017-м в ходе весенней призывной кампании в армию призывались 142 тысячи человек. Как тогда заявили в Минобороне, число уклонистов не превысило 0,2%. В ведомстве также подчеркнули, что тенденция не являться в военкоматы по повестке идет на спад.

Мне 27, я не служил, у меня нет военного билета, нужен ли он мне?

Обычно проблемы из-за отсутствия военника могут возникнуть, если 27 еще не исполнилось. Скажем, будет сложнее устроиться на работу, например, в государственную организацию или просто крупную коммерческую компанию или взять кредит в банке. Если 27 уже есть, скорее всего, таких сложностей не возникнет.

В случае, если мужчина не служил, но хочет получить на руки военный билет, это можно сделать в военкомате. Правда, теперь человеку придется объяснять комиссии, почему до 27 лет ему так и не удалось побывать в армии. Если дело не в постоянных отсрочках или другой законной причине, а в банальном уклонении, военный билет не выдадут. Вместо него мужчина получит справку уклониста. Название документа звучит страшновато, но на деле с такой бумагой человек разве что не сможет работать в госорганах.

С 2013 года тем, кто бегал от военкомата до 27 лет, запрещалось занимать любые должности на госслужбе бессрочно. Однако в 2017 году Владимир Путин подписал закон , по которому запрет получил конкретные сроки - 10 лет.

Анализ обострения ситуации на Украине накануне важнейшего разговора Путина с Байденом

Однако кто такая Россия, чтобы разрешать независимой Украине входить или не входить в тот или иной альянс? Этим вопросом задавались и задаются многие, но чтобы ответить на него они должны принять во внимание общий контекст и не делать вид, что не понимают его. Ведь точно так же полвека назад можно было спросить, кто такие Соединенные Штаты, чтобы мешать Кубе вести оборонное сотрудничество с другими странами и размещать их вооружения на своей территории? Конечно, я имею в виду Карибский кризис 1962 года, когда СССР приступил к размещению ядерного оружия на Кубе. Мир тогда оказался на грани Третьей мировой войны, ядерной войны, и понятно, что советское ядерное оружие необходимо было убрать, иначе с миром было бы покончено.

Сегодня сложилась ситуация, когда Украину, политическую Украину, которая создана после спровоцированного мятежа и переворота 2014 года, заманивают под крыло НАТО. И если однажды Украина станет его членом, значит, огромный участок западного российского рубежа превратится в границу с этим военным альянсом, который Москва считает враждебным для себя (НАТО отвечает ей тем же). Вот где пролегает эта отчетливая красная линия. Похожая красная линия, правда чуть менее яркая, проявилась в 2014 году, когда Россия дала понять — не стоит ожидать от нее, что она откажется от доминирования в Черном море, то есть потеряет Крым, где размещен ее флот. Если бы была воля к диалогу, всего этого можно было бы избежать, в том числе и российской аннексии Крыма. Теперь же, когда кризис обостряется день ото дня, многие забывают о столь давних событиях.

Совместные военные учения Россия- Белоруссия в Нижегородской области

Я пояснил, что из себя представляет российская красная линия. Нравится это кому-то или нет, но она существует. Кстати, кого это не устраивает, пусть не возражает против того, чтобы Россия, как когда-то СССР, разместила оружие массового поражения на Кубе или где-нибудь еще недалеко от США. Так или иначе, но пересечением данной красной линии Москва сейчас крайне озабочена, и это подтверждает тот факт, что российское руководство упоминает о ней почти в любой дискуссии, связанной с Украиной.

Но не у одной Москвы есть повод для беспокойства. Вся Европа и весь мир должны озаботиться происходящим, поскольку пересечение этой красной линии повлечет войну в Европе. Современная Европа как зажигательная смесь, и все, что строилось годами и чем можно было гордиться (период мира после Второй мировой войны, который был трагически запятнан событиями на территории бывшей Югославии), можно легко потерять всего из-за нескольких ошибочных шагов.

В такой ситуации можно только догадываться, какая из сторон перейдет к действиям первой. Решится ли Киев, ободренный энтузиазмом Соединенных Штатов, пересечь российские красные линии и отправит войска на Донбасс? Или Москва первой перейдет Рубикон? Вскоре это может стать уже не столь важно. Судя по имеющейся информации, обе стороны сосредоточили в регионе значительные вооруженные силы. Сообщается о более чем 170 тысячах российских солдат на границе с Украиной и приблизительно о таком же количестве украинских на линии соприкосновения на Донбассе.

Избежать войны теперь становится все сложнее и сложнее. Единственный способ — диалог, и единственная надежда на то, что Россия и США все еще преследуют некие серьезные глобальные цели, не предусматривающие войну, включая те, о которых не говорят публично. Например, при нынешнем мировом порядке США совершенно невыгодно настраивать и Россию, и Китай против себя одновременно, хотя, конечно, порой собственные силы переоцениваются. Разговор Путина с Байденом во вторник будет чрезвычайно важным. Пока мы можем только спрогнозировать, что хотя бы до вторника не увидим резкого обострения ситуации на востоке Европы, но уже в среду гарантировать это станет намного труднее.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В жизни каждого российского мужчины обязательно наступает момент, когда военное ведомство желает познакомиться с ним поближе. Отношения между ними обычно начинаются с повестки, в которой гражданину предписывается к определенной дате явиться в военкомат.

Это первый шаг в довольно сложной призывной процедуре. А ее завершающий этап – отправка гражданина к месту службы либо полное его освобождение от призыва. Неявка по повестке в военкомат без уважительной причины является серьезным нарушением, за которое можно заплатить значительный штраф или даже попасть под уголовную статью.

Повестка и процедура призыва

В нашей стране действует всеобщая воинская повинность. Это означает, что каждый мужчина, достигший совершеннолетия, обязан пройти службу в армии. Ее срок составляет один год.

  • ФИО призывника и адрес его проживания;
  • дату и время прибытия в комиссариат;
  • причину вызова;
  • адрес места прибытия;
  • перечень вещей и документов, которые следует взять с собой;
  • подпись и печать учреждения.

Повестка состоит из основного листа и корешка, на котором гражданин расписывается во время получения. Там же размещается информация о лице, вручившем документ. После чего корешок подшивается в личное дело военнообязанного.

В документе обязательно указывается причина, по которой вызывают гражданина. Без этой записи повестка считается недействительной.

Порядок выдачи

Повестка должна быть вручена лично в руки военнообязанному. Данную процедуру регламентирует специальное положение. Варианты передачи документа через родителей, соседей или других лиц считаются незаконными. Призывник может смело игнорировать повестки, оставленные в почтовом ящике. Нельзя приглашать гражданина в военкомат с помощью телефонного звонка.

Еще одним законным способом передачи повестки является заказное письмо. Однако и в этом случае расписаться в его получении должен сам призывник.

Вручить повестку имеет право сотрудник военкомата или руководитель организации, где работает призывник. В небольших населенных пунктах эту функцию могут выполнять представители местной власти. Разрешено выдавать повестки также сотрудникам полиции, но задерживать призывников и доставлять их в военкоматы они не имеют право.

При вручении повестки работники военкомата обязаны попросить гражданина предъявить свой паспорт или любое иное удостоверение личности.

В законе нет указаний, где именно может происходить выдача повестки. Обычно это происходит по месту проживания военнообязанного, реже – на его месте учебы или на рабочем месте. Однако вручить документ могут и просто в общественном месте или прямо на улице.

Веские причины

Неявка в военкомат по повестке не считается нарушением, если у призывника есть уважительная причина. К ним относятся:

  • Заболевание или полученная травма, которая привела к временной потере трудоспособности призывника.
  • Тяжелая болезнь или смерть ближайших родственников гражданина: родителей, сестер или братьев, детей, усыновителей. К веской причине также относятся похороны кого-нибудь из указанных особ.

Возможны и другие уважительные причины неявки в военкомат. Признать их таковыми должен суд или члены призывной комиссии. Для этого гражданин обязан предъявить серьезные доказательства: больничный, свидетельство о смерти, документы о длительной поездке заграницу.

Гражданин обязан посетить военкомат по истечению действия уважительной причины без дополнительного вызова.

Несколько лет назад Верховный суд РФ постановил, что многократная неявка военнообязанного по повестке уже сама по себе является доказательством его умышленного нарушения закона.

Повестки и их виды

Есть несколько разновидностей повесток. Определенный документ предусмотрен для каждого этапа призывного цикла:

  • Повестка для уточнения данных. Ее присылают, если военкомат желает получить новые данные о работе, месте проживания или семейном положении военнообязанного. Подобный документ не связан с мобилизацией или призывом. Его могут прислать и еще не служившему юноше, и офицеру запаса. По закону гражданин сам обязан информировать военкомат об изменениях в своих данных на протяжении двух недель.
  • Повестка на медкомиссию. Медосмотр – важная часть призывного процесса. Оно показывает, может ли призывник проходить службу в армии. На данное мероприятие военнообязанных также приглашают специальной повесткой.
  • Повестка на заседание призывной комиссии. Данное мероприятие считается главным для военнообязанного. На нем решается, пойдет ли юноша в армию, будет признан негодным или получит отсрочку. Исходя из категории годности, выносится предложение о его будущем месте службы.
  • Повестка для отправки в войска. В этом документе указывается, когда юноша должен прибыть на сборный пункт для последующей отправки в часть. Обычно ее присылают за неделю до отбытия на место службы. Если гражданин не согласен с решением военкомата, то эта неделя – последний срок для его обжалования в суде или инстанции более высокого ранга. Сделать это, находясь в армии, практически невозможно.

Кроме того, существует отдельный вид повестки для граждан, которые выбрали альтернативную службу.

Иногда военнообязанным, прошедшим все призывные этапы, присылают еще одну повестку на контрольную явку. Это последняя проверка, на ней проводится инструктаж, куда нужно явиться для отправки на службу, что нужно иметь с собой.

Так выглядит повестка, которая приглашает призывника на сборный пункт для последующей отправки в войска.

Уже отслужившие граждане могут получать повестки, приглашающие их на учения или сборы.

Иногда повестка для уточнения может закончиться призывом. Подобные документы часто рассылают студентам последних курсов. После прибытия в военкомат у них действительно проверяют личные данные, однако сразу же выдают документ на медкомиссию.

Аналогичные повестки присылают и допризывникам для постановки их на учет.

Время вручения повесток

Призывные кампании имеют четкие рамки, и только в это время военнообязанные получают повестки. Исключение составляют повестки, которыми граждан вызывают для уточнения данных. Их присылают в любое время.

Бывает, что военкоматы начинают рассылать повестки еще до начала призывной кампании, но дата явки обязательно должна вписываться в определенные законом рамки.

Ответственность

Неявка в комиссариат по повестке считается уклонением от призыва, что грозит нарушителю серьезными последствиями. Степень неприятностей зависит от следующих факторов:

  • причины неявки;
  • наличия подписи;
  • дальнейшей добровольной явки.

Скорее всего, призывник сумеет избежать какой-либо ответственности, если он заблаговременно уведомит о невозможности участвовать в призывных мероприятиях и назовет вескую причину своего отсутствия. В этом случае комиссариат обычно ограничивается предупреждением. Прийти в комиссариат гражданин должен даже в случае утери документа.

Согласно действующему законодательству, карается не только игнорирование призывных мероприятий, но и изменение места жительства без постановки на воинский учет. По действующим нормам встать на него нужно не позднее трех месяцев после изменения прописки. В противном случае нарушителю грозит штраф в соответствии со статьей 21.5 КоАП РФ. Его размер составляет от 500 до 3 тыс. рублей. До 2020 года с нарушителей взимали от 100 до 500 рублей.

Административная ответственность также положена за умышленную порчу или небрежное хранение призывных документов, которое повлекло за собой их утрату.

Гражданин имеет право оспорить наложение на него штрафных санкций в суде. Для этого он может предъявить документы, доказывающие серьезность обстоятельств, которые не позволили ему вовремя прибыть в военкомат.

Призывная комиссия решает пойдет ли военнообязанный служить или будет освобожден от призыва. На нее также приглашают специальной повесткой.

Ответственность за неявку в военкомат по повестке может быть не только административной, но и уголовной. Уклонение от армии проходит по статье 328 российского УК. По ней штраф за подобное нарушение может достигать 200 тысяч. Также призывнику могут присудить взыскание в размере его заработка за 18 месяцев.

Аналогичные наказания также положены за уклонение от прохождения альтернативной службы.

Наказание военнообязанного зависит от количества нарушений и от того, какое именно мероприятие он проигнорировал. Например, минимальный штраф положен, если гражданин не пришел для уточнения своих данных или первый раз не явился по повестке.

Если же гражданин нарушает закон систематически, то высока вероятность уголовного дела. При этом не играет роли, какое именно мероприятие игнорирует военнообязанный: заседание комиссии, медосмотр или отправку в часть.

Для особо злостных нарушителей предусмотрены более суровые наказания:

  • шестимесячный арест;
  • два года принудительных работ;
  • до двух лет лишения свободы.

Как показывает практика, реальные сроки по этой статье дают редко. Подобное наказание применяют только при наличии отягчающих обстоятельств. К ним относится симуляция недугов, нанесение увечий, подделка или подлог документов.

Обычно дела об уклонении заканчиваются мировым соглашением после раскаяния нарушителя. Дело в том, что граждане с непогашенной судимостью не могут быть призваны в армию, поэтому даже условные приговоры за уклонение от службы – большая редкость. Штрафы по данной статье обычно не превышают суммы в 25 тыс. рублей.

Граждане, которые не прошли срочную службу без уважительной причины, не получают военный билет установленного законом образца. Вместо него им выдают справку. Устроиться с ней на работу в государственные структуры очень сложно, а в будущем российский парламент планирует принять закон, запрещающий уклонистам занимать государственные должности.

Поиск уклонистов

Пока на повестке нет подписи призывника он не считается нарушителем закона. Поэтому молодые люди, нежелающие идти в армию, просто прячутся до окончания призывной кампании. Они меняют место проживания, иногда даже выезжают за пределы страны.

Подобная тактика чрезвычайно популярна – в 2017 году в розыске находилось более 170 тыс. уклонистов. Десятками тысяч исчисляется количество молодых людей, которые убыли на новое место проживания, не снявшись с воинского учета. У военкоматов и МВД просто не хватает людей, чтобы искать их.

Если гражданин не явился по повестке в военкомат, то его объявляют в розыск и вносят в соответствующие базы. Военкомат передает его дело в Следственный комитет, который вызывает нарушителя на допрос. В случае неявки гражданина объявляют в федеральный розыск и заводят на него уголовное дело.

После этого найти нарушителя не так уж и сложно. Любая проверка документов, попытка трудоустройства, оформление кредита или банковской карты укажет на уклониста. К розыску беглецов привлекаются сотрудники полиции, ГИБДД, налоговых органов, участковые, представители местных властей. Ловят не только уклонистов, но и призывников, которые прячутся от повесток.

В последние годы к поиску нарушителей подключилась военная прокуратура.

Обязанности и права

У призывников есть права и обязанности, которые четко выписаны в законе. Они имеют право:

  • не прийти в комиссариат по уважительной причине;
  • проигнорировать повестку в случае нарушения процедуры ее вручения;
  • рассчитывать по получения отсрочки по болезни или для получения образования;
  • получить полное освобождения от службы по болезни;
  • получить решения комиссии в письменном виде для их возможного обжалования;
  • приглашать за заседания комиссии и другие мероприятия свидетелей или юристов;
  • требовать свое личное дело для ознакомления.
  • принимать повестки и расписываться в их получении;
  • является в военкомат в положенное время;
  • своевременно информировать комиссариат об изменении личных данных;
  • бережно относиться к личным воинским документам.

Тем более не стоит игнорировать повестки, если призывник планирует законно освободиться от армии по болезни. В этом случае нужно скрупулёзно выполнять все предписания военного комиссариата.

Если в положенный срок повестка не получена, то следует посетить военкомат самостоятельно – документ мог просто затеряться.

С другой стороны, не следует бояться отстаивать свои права. Если вы не согласны с решением медицинской комиссии, то не следует ожидать финальной повестки на отправку в войска, а сразу обращаться с жалобой в суд.

Уклонение от армии: проблема и решения

Проблема уклонения от воинской обязанности стоит в России чрезвычайно остро. Периодически власти предлагают новые способы ее решения.

В настоящее время в Государственной думе находится законопроект о самостоятельной явке призывников в военкоматы.

Народные избранники хотят высылать военнообязанным повестки по почте заказными письмами. При этом предлагается считать документ доставленным, если в его получении расписался любой совершеннолетний член семьи военнообязанного. Также планируется расширить возможность выдавать повестки на рабочем месте. С полиции обязанности по розыску уклонистов будут сняты.

Депутаты предлагают военнообязанным, которые достигли возраста 18 лет, самим приходить в военкомат, даже если они не получали повесток. Есть еще одна идея: выдавать молодым людям повестки вместе с паспортами и существенно ужесточить ответственность за неявку в военкомат.

Однако вряд ли ужесточения наказаний кардинально изменят ситуацию с призывом. Социологические опросы показывают, что молодые люди просто не желают идти в армию. Сегодня существует сотни юридических компаний, которые помогают призывникам законно не пойти в армию. И их услуги пользуются большим спросом.

Наиболее эффективное решение данной проблемы – ускоренный переход российской армии на профессиональную основу. Недостатка в желающих служить по контракту сегодня нет, поэтому провести подобную реформу можно сравнительно быстро. Однако генералы не желают отказываться от призывной армии, заявляя о необходимости мобилизационного резерва в стране. Они полагают, что обученные резервисты понадобятся стране в случае большой войны.

Подобные доводы кажутся весьма сомнительными – в обозримом будущем едва ли возможен масштабный конфликт с участием России . А для локальных войн мобильная и хорошо обученная профессиональная армия подходит куда лучше.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Бланк, заполненный определенным образом, с содержанием данных получателя, цели, причины вызова в военкомат и есть повесткой. Бывают нескольких видов:

  • для уточнения информации в документах воинского учета;
  • на медкомиссию (освидетельствование), прочие мероприятия с ней связанные;
  • для прохождения районной призывной комиссии или комиссии субъекта РФ;
  • на отправку в армию;
  • для отправления на прохождение альтернативной гражданской службы;
  • оформления, выдачи военного билета;
  • на сборы в армию.

Повестка на контрольную явку приходит или вручается в период между завершенной медкомиссией и присвоением категории годности, отправкой в армию.

Повестки, согласно действующему законодательству, должны вручаться лично в руки призывнику, выдаваться под расписку. В противном случае документ теряет юридическую силу, не считается врученным. Исключением является повестка для уточнения информации, которая может прийти по почте, быть оставленной в дверях, отдана родителям, родственникам.







Основные причины получения повестки

Согласно российскому законодательству, вручение повестки в военкомат может осуществляться по самым разнообразных причинам, которые указаны в самом бланке. Так, повестка прийти в военкомат может в том числе:

  • Для уточнения каких-нибудь данных о призывниках, необходимых военкоматам (к примеру, данных о новых регистрациях, если старые уже закончились, или о новых местах работы и пр.);
  • Повестка может прийти, чтобы вызывать молодых людей на медкомиссию в военкомат или для проведения там каких-нибудь процедур, необходимых для прохождения такой комиссии в дальнейшем;
  • Повестка в армию (для отправления к местам прохождения службы) может быть вручена призывникам исключительно вслед за прохождением медицинских освидетельствований (текущего призыва), то есть следом за определением их категорий пригодности;
  • Для вызова призывников на заседания призывных комиссий (также после медицинских освидетельствований);
  • Для выдачи призывникам направлений в какие-нибудь организации для прохождения альтернативной службы.


Когда в повестке содержится причина вызова, которая будет сильно отличаться от вышеприведенных, такой документ можно считать незаконным. То есть являться по нему в назначенное время призывники не обязаны. Конечно, работники военкомата могут попытаться привлекать таких призывников к ответственности за неявку, однако не стоит этого пугаться. Если адвокаты начнут обжалование такого решения, то любые суды будут на стороне призывников, которым выдали фальшивые повестки.

Кроме целей, сотрудники военкоматов регистрируют в специальных журналах серию с номером повестки, которые формируются с учетом определенных правил. Серии состоят из двух букв, первая из которых, – это обозначение названия субъекта РФ, вторая – это обозначение наименования населенного пункта или района. К примеру, военкомат Петровского района города Калининграда выдает повестки серии КП (К — Калининград, П. — Петровский район). Номера повесток начинаются с кодов регионов (две цифры) (39 для Калининграда). Далее идут две цифры, обозначающие год, в котором проводится призыв (16 для 2020 года), а оставшееся число – это номера повесток в журналах учета.

Призыв на военную службу: что нужно знать кадровику


Кого могут призывать на военную службу?

  • граждане, подлежащие призыву на военную службу;
  • граждане, не подлежащие призыву на военную службу;
  • граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности и призыва на военную службу;
  • граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу.

Граждане, подлежащие призыву, — это лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие на воинском учете, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Не подлежат призыву на военную службу следующие граждане (ч. 3 ст. 23 Закона № 53-ФЗ):

  1. Отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы.
  2. Имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления.
  3. В отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

К категории граждан, освобожденных от призыва на военную службу (ст. 23 Закона № 53-ФЗ), относятся:

  1. Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
  2. Проходящие или прошедшие военную службу в РФ.
  3. Проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу.
  4. Прошедшие военную службу в другом государстве.
  5. Имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень.
  6. Являющиеся сыновьями (родными братьями):
    • а) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
    • б) граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Обязанности гражданина, подлежащего призыву на военную службу

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, состоит из следующих этапов (ст. 26 Закона № 53-ФЗ):

  • явка на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
  • явка в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Первая обязанность гражданина, подлежащего призыву, — явка по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии для уточнения сведений воинского учета или отправки в воинскую часть для прохождения военной службы (направления на альтернативную гражданскую службу). Для этого он должен иметь при себе удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, паспорт (иной документ, удостоверяющий личность) гражданина РФ и другие документы, указанные в повестке.

В случае неявки без уважительной причины по повестке военного комиссариата на перечисленные мероприятия гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

  • заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Законодательство дает исчерпывающий список уважительных причин, поэтому неявка вследствие выполнения трудовых обязанностей уважительной причиной не является. Таким образом, организация обязана отпустить работника, получившего повестку.

Данное требование к организации также закреплено в ст. 170 ТК РФ. Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Так как воинская служба — это особый вид государственной службы, организация на период исполнения работником своей обязанности освобождает его от работы. Статьей 6 Закона № 53-ФЗ уточнено данное положение. В частности, гражданин освобождается от работы с сохранением за ним места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы для решения вопросов о призыве или добровольном поступлении на военную службу, при необходимости прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения. При этом работнику организация обязана также возместить расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также выплатой командировочных расходов.

Итак, первоначально гражданин получает повестку (см. Пример 1). Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военного комиссариата (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. При получении повестки, присланной на адрес организации, работник, отвечающий за воинский учет, обязан:

  1. сообщить об этом работнику, которому адресована повестка,
  2. взять расписку с работника о получении повестки (см. Пример 2),
  3. подготовить проекты документов для освобождения работника от работы на период, указанный в повестке (см. Пример 3).

Бездействия работника, отвечающего за воинский учет, в этом случае влекут административное наказание по ст. 21.2 КоАП РФ. При этом законодательство не регламентирует получение работником, отвечающим за воинский учет, от работника, которому вручается повестка, расписки. Но тогда у организации нет никаких доказательств факта вручения расписки, и в случае неявки работника в военный комиссариат виновата будет организация и, в частности, работник, отвечающий за воинский учет.

Читать еще: ИЖ-27, технические характеристики охотничьего ружья, ствол, приклад и калибр патронов, вертикальный и коллиматорный прицел, планка и цевье

Если период, указанный в повестке, приходится на трудовой оплачиваемый отпуск работника, то согласно ст. 124 ТК РФ его переносят на другое время или продлевают его по желанию самого работника. Оформляется это соответствующим приказом по предприятию.

По возвращении работник предъявляет повестку, где должны быть проставлены печати военного комиссариата с указанием даты и времени нахождения гражданина в данной организации. Это тем более важно, что явка может быть в повестке на одну дату, а задействован работник будет в течение нескольких дней. Например, медицинская комиссия с привлечением узких специалистов может проходить по определенным дням недели либо узкий специалист принимает только по определенным дням, поэтому процедура проведения медицинской комиссии может в совокупности длиться 2 недели, но общее количество дней может не превышать пяти.

Компенсация расходов

Так как организация на период отсутствия работника выплачивает ему средний заработок, а работник фактически не работает, то организации согласно законодательству положено возмещение затрат. Производится оно за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны России. Организации компенсируются следующие расходы:

  • проезд граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно;
  • найм (поднайм) жилья;
  • выплата командировочных (суточных);
  • выплата среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Сведения представляются на официальном бланке организации, документ скрепляется подписью руководителя и основной печатью организации. Кроме того, произведенные расходы должны быть подтверждены путем представления заверенных в установленном порядке копий соответствующих документов: табеля рабочего времени, расчета среднего заработка, платежной ведомости, справки из военкомата о прохождении медицинского освидетельствования.

К сожалению, срок, в течение которого военкомат должен перечислить деньги на счет организации, законодательно не установлен.

Увольнение гражданина, призванного на военную службу

Если после прохождения медицинского освидетельствования военным комиссариатом в отношении гражданина было принято решение о призыве на военную службу и ему была выдана повестка с указанием срока прибытия в военный комиссариат, то для организации этот факт является основанием прекращения трудовых отношений с данным гражданином по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

На основании повестки издается приказ по форме № Т-8 или № Т-8а, утвержденной Постановлением № 1.

Затем вносятся записи о расторжении трудового договора в личную карточку работника и в трудовую книжку.

Понятие красных линий

Красные линии представляют собой один из видов градостроительных ограничений и обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для их размещения.

Основное предназначение красных линий заключается в том, что формирование земельных участков и их использование (включая застройку) должны осуществляться с учетом существующих и планируемых территорий общего пользования, а также с учётом расположения линейных объектов, которые имеются или которые планируется разместить в будущем.

Установление красных линий на земельном участке не означает, что такой участок (или его часть за красными линиями) автоматически становится территорией общего пользования - данный правовой статус земельный участок, по сути, получает в результате его изъятия для государственных или муниципальных нужд. Однако для правообладателя такого земельного участка установление красных линий влечёт ряд правовых последствий и ограничений, более подробно описанных ниже.

Общие принципы установления красных линий

1. По общему правилу, красные линии должны быть установлены документацией по планировке территории (в ППТ и (или) проекте межевания территории). При этом такая документация (рассмотрим в качестве примера ППТ поселения) должна быть подготовлена и утверждена в соответствии со следующей процедурой:

  • Принятие решения о подготовке ППТ уполномоченным органом местного самоуправления или заинтересованным лицом;
  • Опубликование решения о подготовке ППТ в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, и на официальном сайте поселения в сети "Интернет";
  • Прием предложений физических и юридических лиц о порядке, сроках подготовки и содержании ППТ;
  • Подготовка ППТ с учетом поступивших предложений физических и юридических лиц;
  • Проверка и согласование подготовленного ППТ уполномоченными органами власти для последующего направления ППТ главе поселения (на утверждение) или для отклонения ППТ и направления его на доработку;
  • Проведение публичных слушаний по ППТ с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на соответствующей территории, и иных лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией ППТ;
  • Опубликование заключения о результатах публичных слушаний;
  • Рассмотрение ППТ, протокола публичных слушаний по ППТ и заключения о результатах данных публичных слушаний главой поселения и принятие им решения об утверждении или отклонении ППТ;
  • Официальное опубликование утверждённого ППТ. Со дня утверждения ППТ предусмотренные в нём красные линии считаются установленными.

Правовые риски правообладателя земельного участка

Основным риском правообладателя, связанным с установлением красных линий на его земельном участке, является возможное изъятие такого участка или его части за границами красных линий для государственных или муниципальных нужд.

Согласно законодательству РФ, если строительство того или иного объекта федерального, регионального или местного значения утверждено в ППТ, допускается изъятие соответствующего земельного участка (его части) для осуществления такого строительства.

Законодательство РФ допускает принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в рассматриваемых случаях не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения ППТ. Если в течение данного срока решение об изъятии земельных участков не принято, ППТ признается не действующим в части определения границ зон планируемого размещения соответствующих объектов федерального, регионального или местного значения.

Еще одним правовым риском, связанным с установлением красных линий, является возможное резервирование земельного участка или его части за границами красных линий для государственных или муниципальных нужд. Резервирование земельного участка (его части) допускается в тех же случаях, что и их изъятие, и оно может предшествовать его последующему изъятию и (или) ограничивать права правообладателя земельного участка в течение срока до трех лет.

По своей сути резервирование земель представляет собой ограничение прав правообладателей земельных участков на возведение зданий, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, а также по проведению некоторых видов работ. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель устанавливаются ЗК РФ и федеральными законами. Конкретные ограничения на зарезервированные земельные участки, необходимые для достижения целей резервирования, должны быть предусмотрены в соответствующем решении о резервировании.

Поскольку красные линии устанавливаются для обозначения существующих или планируемых границ территорий общего пользования и линейных объектов, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, данные ограничения правового статуса земель в границах красных линий не могут не отразиться на проектировании и строительстве на них.

Так, подготовка проектной документации осуществляется, помимо прочего, на основании информации, указанной в ГПЗУ. Если последний отражает прохождение красных линий по земельному участку, очевидно, что данное обстоятельности не может не быть принято во внимание при проектировании нового строительства или реконструкции (капитальном ремонте) имеющегося здания (сооружения).

Далее, при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство уполномоченный орган власти проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, а также допустимости размещения такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ (в т.ч., для исключения возможности планируемого размещения объекта на территории общего пользования). Если выявлено то или иное несоответствие ограничениям, установленным в соответствии с законодательством РФ (в т.ч. красным линиям), в выдаче разрешения на строительство может быть отказано.

Таким образом, установленные красные линии могут стать препятствием для правообладателя земельного участка в осуществлении строительства (реконструкции, капитального ремонта) на нём с учётом месторасположения и параметров, желаемых и приемлемых для такого правообладателя, либо (в худшем случае) привести к принципиальной невозможности реализации данных видов деятельности на земельном участке.

Одним из самых распространённых оснований для установления красных линий является планируемое размещение в их границах автомобильных дорог общего пользования.

В соответствии с законодательством РФ, в состав автомобильной дороги входят земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги. При этом такие границы определяются на основании документации по планировке территории с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса.

По смыслу сказанного, документация по планировке территории должна учитывать ширину полосы отвода проектируемой автомобильной дороги, и территория внутри красных линий должна включать в себя как саму проектируемую дорогу, так и её полосу отвода.

Однако на практике встречаются судебные дела, в которых границы частных земельных участков проходили на незначительном расстоянии от осей и дорожного покрытия автомобильной дороги, вследствие чего суды признавали, что данные земельные участки частично накладывались на полосу отвода автомобильной дороги и, следовательно, на них фактически распространялся правовой режим таких полос отвода. Суды при этом отмечали, что организации, осуществляющие эксплуатацию автомобильных дорог, были вправе размещать элементы их обустройства (например, остановки общественного транспорта) на принадлежащих частным лицам земельных участках, частично оказавшихся в полосе отвода. При этом такие частные лица не вправе были требовать устранения соответствующих нарушений их прав.

Следовательно, если красные линии установлены ввиду предполагаемого строительства автомобильной дороги, и при этом за границами красных линий находится лишь часть земельного участка, нельзя исключать, что на остальную часть такого участка, не включённую в границы красных линий, может фактически распространяться специальный правовой режим ограниченного землепользования полосы отвода. В этом случае на такой части земельного участка будет запрещено, в частности, размещать здания и другие объекты, не предназначенные для обслуживания автомобильной дороги, выполнять работы, не связанные со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, и т.п.

Корректировка (изменение) и вынос (отмена) красных линий

Описанные выше правовые риски, которые возникают у правообладателя вследствие установления красных линий на принадлежащем ему земельном участке, по сути, могут быть устранены (минимизированы) только либо в случае их смещения на расстояние, которое бы позволило такому правообладателю строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) в приемлемых границах и с приемлемыми параметрами, либо в случае их полной отмены.

Как показывает практика, в некоторых случаях правообладателям удается добиться изменения (корректировки) красных линий без обращения в суд, когда соответствующие изменения вносятся в градостроительную документацию уполномоченными органами.

Что касается отмены красных линий, то она чаще всего осуществляется на основании судебных решений, признающих градостроительную документацию, устанавливающую красные линии, недействующей в соответствующей части.

Законодательство РФ не предусматривает требований об обязательном досудебном (административном) урегулировании споров, связанных с признанием градостроительной документации недействующей. Вместе с тем, нами были обнаружены отдельные судебные решения, в которых суды особо отмечали, принял ли заявитель меры по изменению красных линий в административном порядке до подачи соответствующего административного заявления или нет.

Изменение красных линий предполагает необходимость внесения изменений в установившую их градостроительную документацию. Как упоминалось выше, по общему правилу красные линии устанавливаются документацией по планировке территории – ППТ и проектами межевания территории.

Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством РФ. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.

Исходя из данной нормы, корректировка документации по планировке территории осуществляется в порядке, определенном статьями 45, 46 ГрК РФ, которая была описана в настоящей статье выше.

При этом, по смыслу ч. 1 ст. 46 ГрК РФ, решение о внесении изменений в документацию по планировке территории может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления на основании предложений физических или юридических лиц.

Вынос (отмена) красных линий предполагает отмену действия соответствующей документации по планировке территории, установившей такие красные линии.

Как показал анализ судебной практики, действия правообладателей земельных участков, направленные на исключение красных линий из границ их земельных участков, а также соответствующие требования, заявленные в судебном порядке, различаются в зависимости от конкретной ситуации.

Вместе с тем, наиболее распространённым требованием, в результате рассмотрения которого красные линии могут быть отменены судом, является оспаривание установившей их градостроительной документации.

С точки зрения действующего законодательства РФ, градостроительная документация является нормативными правовыми актами, оспаривание которых в судебном порядке является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется посредством подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части.

С таким исковым заявлением вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Исходя из анализа изученных судебных решений, при рассмотрении подобного рода дел суды, как правило, принимают во внимание следующие обстоятельства, которые могут послужить основанием для признания градостроительной документации недействующей в части установленных красных линий:

Вышеперечисленные обстоятельства могут быть использованы правообладателем земельного участка в обосновании своих требований для оспаривания документации по планировке территории в части установления красных линий.

Вместе с тем необходимо иметь ввиду превалирующую ныне судебную практику, из которой следует, что суды рассматривают в качестве оснований для отказа в признании градостроительной документации недействующей в части установленных красных линий следующие обстоятельства:

  • Красные линии установлены в целях соблюдения публичных интересов, превалирующих над частными интересами правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Принципиально данный подход был сформулирован Конституционным Судом РФ, пояснившим, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик не предполагает их произвольного установления, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.

  • Красные линии могут не соответствовать фактически сложившемуся пользованию, если их установление основано на документации по территориальному планированию.

Действующее законодательство РФ не содержит требований, обязывающих органы государственной власти определять функциональные зоны в документации по территориальному планированию исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие в будущем.

  • Расположение красных линий для размещения того или иного объекта является единственно возможным.
  • Заинтересованные лица не выразили своих возражений против установления красных линий. Из отдельных судебных решений следует, что отсутствие возражений со стороны правообладателей земельных участков против установления красных линий, равно как их неучастие в публичных слушаниях по поводу утверждения соответствующего ППТ, оценивается, скорее, как негативное обстоятельство, если такие лица имели возможность для реализации данных действий.

В заключение хотелось бы рекомендовать правообладателям земельных участков и находящихся на них зданий (сооружений) регулярно изучать публикации в официальных средствах массовой информации о планируемых публичных слушаниях, в результате которых упомянутые объекты недвижимости могли бы быть затронуты красными линиями, а также принимать участие в таких слушаниях и использовать все возможные правовые инструменты для предотвращения установления таких красных линий.

Читайте также: