Россия впервые получила политические права в каком году

Обновлено: 04.07.2024

Гражданские и политические права представляют собой класс прав , защищающих физических лиц " свободы от нарушений со стороны органов власти , общественных организаций и частных лиц. Они обеспечивают право на участие в гражданской и политической жизни общества и государства без дискриминации или репрессий .

СОДЕРЖАНИЕ

История

В 17 веке английский судья по общему праву сэр Эдвард Кок возродил идею прав, основанных на гражданстве, заявив, что англичане исторически пользовались такими правами . Парламент Англии принял английский Билль о правах в 1689 году он был одним из влияний , нарисованных на от Джорджа Мейсона и Джеймс Мэдисона при разработке Виргинских деклараций прав в 1776 году декларации Вирджинии является прямым предком и моделью для США Билля прав (1789 г.).

Защита прав

Т. Х. Маршалл отмечает, что гражданские права были одними из первых, которые были признаны и кодифицированы, за ними последовали политические права, а еще позже - социальные права. Во многих странах они являются конституционными правами и включены в билль о правах или аналогичный документ. Они также определены в международных документах по правам человека , таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 года и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года .

Вопрос о том, на кого распространяются гражданские и политические права, является предметом споров. Хотя во многих странах граждане имеют большую защиту от нарушения прав, чем неграждане, гражданские и политические права обычно считаются универсальными правами, применимыми ко всем людям .

По словам политолога Сальвадора Сантино Ф. Регилме-младшего, при анализе причин нарушений прав человека в странах Глобального Юга и отсутствия защиты от них следует сосредоточить внимание на взаимодействии внутренних и международных факторов - важная перспектива, которой обычно систематически пренебрегали. литература по обществоведению.

Прочие права

Обычай тоже играет роль. Подразумеваемые или не перечисленные права - это права, которые суды могут счесть существующими, даже если они прямо не гарантированы писаным законом или обычаями; Одним из примеров является право на неприкосновенность частной жизни в Соединенных Штатах , а Девятая поправка прямо показывает, что есть другие права, которые также защищены.

Некоторые мыслители утверждали, что концепции самообладания и когнитивной свободы подтверждают право выбирать пищу, которую человек ест, лекарство, которое он принимает , привычки, которым человек предается .

Общественные движения за гражданские права


Гражданские права гарантируют равную защиту перед законом. Когда гражданские и политические права не гарантируются всем в рамках равной защиты закона или когда такие гарантии существуют на бумаге, но не соблюдаются на практике, могут возникнуть противодействие, судебные иски и даже социальные волнения .

К 1848 году движения за гражданские права в Соединенных Штатах набрали обороты, выпустив такие документы, как Декларация чувств. Сознательно созданная по образцу Декларации независимости , Декларация прав и чувств стала основополагающим документом американского женского движения и была принята на съезде Сенека-Фоллс 19 и 20 июля 1848 года.

Примерно с 1950 по 1980 год во всем мире возникло несколько политических движений за равенство перед законом . Эти движения имели правовой и конституционный аспекты и привели к принятию большого количества законов как на национальном, так и на международном уровнях. У них также была активистская сторона, особенно в ситуациях, когда нарушения прав были широко распространены. Движения с провозглашенной целью обеспечения соблюдения гражданских и политических прав включали:

Большинство движений за гражданские права опирались на технику гражданского сопротивления , используя ненасильственные методы для достижения своих целей. В некоторых странах борьба за гражданские права сопровождалась или сопровождалась гражданскими беспорядками и даже вооруженными восстаниями. В то время как движения за гражданские права за последние шестьдесят лет привели к расширению гражданских и политических прав, этот процесс был долгим и непрочным во многих странах, и многие из этих движений не достигли или полностью не достигли своих целей.

Проблемы и анализ

Часто возникают вопросы о гражданских и политических правах. Например, в какой степени правительство должно вмешиваться, чтобы защитить людей от посягательств на их права со стороны других лиц или корпораций , например, каким образом следует бороться с дискриминацией при приеме на работу в частном секторе ?

Права первого поколения

Они были закреплены на глобальном уровне и получили статус в международном праве сначала статьями 3–21 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, а затем - Международным пактом 1966 года о гражданских и политических правах . В Европе они были закреплены в Европейской конвенции о правах человека в 1953 году.

Организации гражданских и политических прав

Существуют существующие организации, которые защищают гражданские и политические права людей в случае их нарушения. ACLU, основанная в 1920 году, является хорошо известной некоммерческой организацией, которая помогает сохранить свободу слова и работает над изменением политики. Еще одна организация - NAACP, основанная в 1909 году, которая занимается защитой гражданских прав меньшинств. NRA - это группа гражданских прав, основанная в 1871 году, которая в первую очередь занимается защитой права на ношение оружия. Эти организации служат различным целям, одним из которых является AFL-CIO, американский профсоюз, представляющий рабочий класс по всей стране.


Муниципальный район "Усть-Янский улус (район)"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

Фото страницы

Политические права, порядок их реализации и защиты

«Политические права граждан, порядок

Политические права граждан – это права, обеспечивающие возможность участия граждан Российской Федерации в политической жизни государства.

К политическим правам относятся:

- право граждан участвовать в управлении делами государством как лично, таки и через своих представителей;

- право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право на участие в Референдуме;

- право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

- право свободно искать, передавать, распространять информацию законным способом;

- право граждан на обращения (индивидуальные, коллективные) в государственные органы, органы местного самоуправления;

- право граждан участвовать в отправлении правосудия – быть присяжным заседателем;

- право граждан иметь равный доступ в государственной службе – не зависимо от пола, расы религиозной принадлежности;

- право граждан собираться мирно (без оружия), проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования;

- свобода мысли и слова.

Политические права и свободы возникают граждан РФ в силу рождения, с момента достижения ими совершеннолетия либо определённого в законе возраста, у иностранных граждан – с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ.

Например, в соответствии с действующим законодательством, голосовать на выборах и референдуме могут только граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, а вот Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации.

Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Также не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, и другие.

На сегодняшний день, при осуществлении политических прав граждане могут встречаться с рядом проблем. Гражданину может быть незаконно отказано в проведении публичного мероприятия, в регистрации кандидата на выборах, в регистрации общественной организации, может быть допущено нарушение срока ответа на обращение и т.д.

По ряду таких нарушений законодательство предусматривает административную ответственность. В частности, она предусмотрена за следующие правонарушения:

- воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них (ст. 5.38 КоАП РФ);

- нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан (ст. 5.59 КоАП РФ);

- невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий (ст. 5.52 КоАП РФ);

- умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, общероссийскому голосованию (ст. 5.14 КоАП РФ);

- подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.16 КоАП РФ) и т.д.

Возбуждение административных дел в сфере проведения публичных мероприятий отнесено к компетенции органов внутренних дел, в сфере реализации избирательных прав - к компетенции органов внутренних дел и членов избирательных комиссий. Прокурор уполномочен возбуждать административные производства по любому из указанных составов.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП указанные дела рассматриваются судами.

Кроме того, законом предусмотрена уголовная ответственность по ст. 142 УК РФ за фальсификацию избирательных документов, по ст. 142.1 УК РФ за фальсификацию итогов голосования и т.д.

В случаях если нарушены нормы законодательства и политические права гражданина, например, отказано в регистрации общественного объединения, отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, выявлена фальсификация итогов выборов - следует обращаться с административным исковым заявлением в суд общей юрисдикции.

Федеральное законодательство предоставляет гражданам широкие полномочия по реализации всего спектра политических прав. При этом всегда надо помнить о недопустимости ущемления прав других лиц, выполнение обязанностей по соблюдению требований закона.

Захарова Эвелина Геннадьевна

Работа позволяет узнать, как изменился правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации по сравнению с советской Россией и СССР. Определить уровень правовых знаний учащихся.

ВложениеРазмер
prava_cheloveka_v_konstitutsiyakh_sssr_i_rossii.pptx 607.89 КБ
prava_cheloveka_i_grazhdanina_v_konstitutsiyakh_sssr_i_rossii.docx 49.17 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Гипотеза: Конституция РФ 1993 года самая демократичная из всех, которые были в нашей стране Цель: Узнать , как изменился правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации по сравнению с советской Россией и СССР, определить уровень правовых знаний учащихся в области прав человека.

Задачи: 1. Изучить разделы, посвященные правам человека и гражданина в конституциях СССР и России; 2.Сравнить количество и виды прав, предоставляемых каждой Конституцией; 3. Провести социологический опрос старшеклассников на предмет знания конституционных прав и свобод; 4. Проанализировать полученные данные и сделать выводы.

Объект исследования – становление и развитие правового статуса человека и гражданина в Конституциях СССР, РСФСР и Конституции РФ Предмет исследования – конституционные права человека и гражданина в советской России, СССР и РФ Методы исследования: - анализ; - сравнение; - социологический опрос.

Права человека в Конституции СССР 1936 г. -Впервые закрепляла права и обязанности человека и гражданина в специальной главе

Права человека в Конституции СССР 1977 г. -Без существенных изменений происходит дальнейшее закрепление правового статуса человека и гражданина.

Права человека в Конституции Российской Федерации 1993 г. -Воплотила в себя международные принципы прав человека и гражданина, стала катализатором для вступления России в ряд международных Конвенций. -Впервые в истории России человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью

Заключение Сравнивая пять конституций нашего государства, можно сделать вывод, что самой демократичной в области прав человека является Конституция России 1993 года. Никогда еще правовой статус человека и гражданина не был столь высок, как сегодня.

Предварительный просмотр:

Секция: Общественные науки и философия

Тема работы: Права человека и гражданина в конституциях СССР и России

Выполнил: Фридрих Максим Александрович

Руководитель: Захарова Эвелина Геннадьевна

учитель истории и обществознания

Историческая справка_________________________________________________________5 Права человека и гражданина в КонституцииРоссии1918г. _________________________7

Конституция СССР 1924 г. ____________________________________________________8

Права человека и гражданина в Конституции СССР 1936 г. ________________________9 Права человека и гражданина в Конституции СССР 1977 г. _______________________11

Права человека и гражданина в Конституции России 1993 г. _______________________13

Социологический опрос ______________________________________________________15

Список используемых источников______________________________________________18

Проблема. Одно из противоречий современного российского общества заключается в том, что люди много говорят о правах человека на Западе, в бывшем СССР, но не стремятся знать свои права, прописанные в Основном законе страны. Мы не читаем Конституцию, мы не знаем, чем наши права сегодня отличаются от тех, которыми обладали граждане нашей страны в прошлом веке.

Исследованию различных аспектов прав человека посвящены труды многих русских ученых: Алексеевой Л., Алексеевой Т. А., Абрамова В. Ф., Башкировой Е. И., Володина А. Б., Гордона Л. А., Дилигенского Г. Г., Круглова А., Клямкина И. М., Капустина Б. Г., Левина И. Б., Лапо-Данилевского А. и других. Но все они занимались исследованием проблемы защиты прав человека, а сравнительная характеристика сразу всех конституций нашего государства нигде не представлена.

Объект исследования – становление и развитие правового статуса человека и гражданина в Конституциях СССР, РСФСР и Конституции РФ

Предмет исследования – конституционные права человека и гражданина в советской России, СССР и РФ

Цель: Узнать, как изменился правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации по сравнению с советской Россией и СССР. Определить уровень правовых знаний учащихся.

1. Изучить разделы, посвященные правам человека и гражданина в конституциях СССР и России

2.Сравнить количество статей, посвященных правам человека и виды прав, представленных в каждой конституции

3.Провести социологический опрос старшеклассников на предмет знания конституционных прав и свобод

4. Проанализировать полученные данные и сделать выводы

Конституция впервые гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности.[3]

Конституция демократической России от 12 декабря 1993 года[5], принятая на всенародном референдуме, не только воплотила в себя международные принципы прав человека и гражданина, но и стала катализатором для вступления России в ряд международных Конвенций. Так в 1998 году Российская Федерация присоединилась к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Человек, его права и свободы становятся высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства.[5]

Права человека и гражданина в Конституции РСФСР 1918 года

- полное, всестороннее и бесплатное образование;

- почетное право защищать революцию с оружием в руках.[1]

Провозглашались равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности.

Одновременно ст. 23 гл.5 гласила: Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции. [1]

Конституция СССР 1924 года

ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Глава 1. О предметах ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик

Глава 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве

Глава 3. О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик

Глава 4. О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик

Глава 5. О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик

Глава 6. О Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик

Глава 7. О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик

Глава 8. О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических Республик

Глава 9. Об Объединенном Государственном Политическом Управлении

Глава 10. О союзных республиках

Глава 11. О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик [2]

Исходя из представленного оглавления, делаю вывод, что Конституция СССР 1924 г. вообще не содержит раздела о правах и свободах человека и гражданина. Текст Основного закона полностью посвящен отношениям Центра и субъектов союзного государства. Остается только гадать, где и какие права человека и гражданина были гарантированы гражданам вновь созданного государства?

Права человека и гражданина в Конституции 1936 года

- на материальное обеспечение в старости;

Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.[3]

Формально гражданам СССР обеспечивалось право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества.[3]

Как отмечалось в ст. 123 Конституции[3], равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, караются законом.

- свобода собраний и митингов;

- свобода уличных шествий и демонстраций.[3]

Основной закон гласил: эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.

В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР была отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами (ст. 124 Конституции)[3]

Формально гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора (ст.127 Основного закона)[3]. Также конституция гарантировала: неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

Статья 129 [3] говорила о предоставлении права убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.

Конституция провозглашает, что граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития. При этом в Конституции подчеркивалось, что использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.[3]

Права человека и гражданина в Конституции СССР 1977 года

В Конституции 1977 года[4] находят отражение общепризнанные международные принципы прав и свобод человека и гражданина. Это связано с тем, что СССР становится участником ряда международных Конвенций. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) был ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. №4812-VIII и вступил в силу для СССР 23 марта 1976г.

В соответствии со ст. 36-46 Основного закона СССР 1977 года[4], граждане имеют право на:

- материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца;

- пользование достижениями культуры.

Статей 47 Конституции[4] гражданам СССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.

В соответствии с целями коммунистического строительства граждане СССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов (ст.51 Конституции 1977 г.)[4]

В целях укрепления и развития социалистического строя гражданам СССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст.50)[4]

Конституция провозглашала, что граждане имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения. Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства. Каждый гражданин имел право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе[4]

Следует акцентировать внимание на том, что в соответствии со ст.58 Конституции[4] Граждане СССР имели право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд. Более того, Основной закон содержал положение о том, что граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.[4]

Сравнивая последнюю советскую Конституцию с остальными, можно сделать вывод, что количество статей, посвященных правам человека и гражданина, увеличилось до 21. Однако, права неотделимы от обязанностей и государство по-прежнему не считает их высшей ценностью.

Права человека и гражданина в Конституции РФ 1993 года

Конституция Российской Федерации принятая на всеобщем референдуме 12 декабря 1993 года[5], впервые провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2).

1. Общая характеристика конституционных прав и свобод.

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие от рождения или в силу гражданства, закреплённые в Конституции, составляющие основы правового статуса личности. Глава 2 Конституции РФ закрепляет основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина. Конституционно закреплённые права и свободы человека и гражданина относятся к основам правового статуса личности, другие права и свободы человека и гражданина производны от основных. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Они закрепляются за каждым человеком (гражданином). Они характеризуются всеобщностью, равны и едины для всех. Конституционные права и свободы человека и гражданина отличаются особым механизмом реализации (они выступают в качестве предпосылки любого правоотношения), они обеспечиваются повышенной правовой охраной.

2. Классификация конституционных прав и свобод.

Конституционные права и свободы человека и гражданина принято подразделять на личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные.

К политическим правам и свободам (статьи 29-33)[5] относятся свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию право на объединение, право на проведение публичных мероприятий, право на участие в управлении делами государства (включая избирательное право, право на участие в референдуме, на участие в правосудии, на доступ к государственной службе), право на обращения (однако информационные права и свободы, право на объединение имеют и неполитические аспекты).

К экономическим правам и свободам (статьи 34-36)[5] относятся право на использование способностей и имущества для экономической деятельности, право частной собственности, право наследования. К социальным правам и свободам (статьи 37-42)[5] относятся право на труд (и другие трудовые права), родительские права, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду (а также на достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба).

К культурным правам и свободам (статьи 43-44)[5] относятся право на образование, свобода творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни.

К гарантиям прав и свобод человека и гражданина (статьи 45-56)[5] относятся государственная (в том числе судебная) защита прав и свобод человека и гражданина и право на их самозащиту, конституционные гарантии правосудия, недопустимость произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Гражданину принадлежат определенные права и свободы, необходимые для участия в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства. Их принято называть политическими правами и свободами. Политические права призваны обеспечить, с одной стороны, самостоятельность и независимость человека при решении общественных или государственных дел, а с другой - его активное включение в жизнь страны или отдельных коллективов. Эти права позволяют лицу совместно с другими участвовать в решении дел, стоящих перед обществом и государством, оказывать влияние на властные структуры.

Рассмотрим политические права и свободы граждан подробно:

  • право участвовать в управлении делами государства,
  • право избирать и быть избранным,
  • право участвовать в референдуме,
  • право на объединение,
  • свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования,
  • право на личные и коллективные обращения в орган государства и местного самоуправления,
  • право на равный доступ к гражданской службе,
  • право на альтернативную гражданскую службу,
  • право на участие в отправлении правосудия.


Наиболее общим выражением политических прав и свобод граждан Российской Федерации является право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ, ст. 45 Конституции РТ). Это право реализуется в ряде более узких по содержанию, но практически осуществляемых правах и свободах. К ним относятся: избирательное право, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право на доступ к государственной службе и отправлению правосудия; право на свободное проведение собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий, пикетирование; право на объединение в политические партии, общественные организации, профессиональные союзы; право обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Граждане имеют политическое право участвовать в управлении делами государства посредством референдума — всенародного голосования по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Примером непосредственного участия граждан Российской Федерации в управлении делами общества и государства служит всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

В Российской Федерации и Республике Татарстан действует множество общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности. Право на объединение в общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей предполагает, во-первых, образование гражданином на добровольной основе совместно с другими гражданами любого объединения (политической партии, общественной организации, профессионального союза, религиозного общества, коммерческой или иной произвольной формы), во-вторых, вступление гражданина в существующие общественные объединения, представляющие его интересы, в-третьих, воздержание от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений (ст. 30 Конституции РФ, ст. 44 Конституции РТ). Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Государственная служба выступает как форма осуществления нрава на управление делами государства. Правом поступления на государственную службу обладают граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком и имеющие профессиональное образование. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. По закону есть ограничения в принятии на государственную службу или занятие государственной должности. Это, к примеру, возможно в случаях признания гражданина судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий.

Граждане Российской Федерации и Республики Татарстан могут участвовать в рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах, то есть отправлении (осуществлении) правосудия, в качестве присяжных заседателей и народных заседателей.

К неотъемлемым политическим правам и свободам личности относится право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ, ст. 43 Конституции PT). Через эти мероприятия граждане могут выразить свою волю и воздействовать на государственные или общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и их публичного выражения. Это политическое право помогает обеспечить реальное народовластие. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Органы внутренних дел осуществляют охрану общественного порядка при проведении рассматриваемых мероприятий, предупреждают и пресекают противоправные действия. В случае необходимости виновные привлекаются к юридической ответственности.

Конституционное право граждан на личные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления объективно направлено как на улучшение деятельности этих органов, так и на защиту прав и свобод личности (ст.33 Конституции РФ, ст. 46 Конституции РТ). Орган, в который поступило обращение, обязан в пределах своей компетенции рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Политические права и свободы граждан выступают как средство для участия в управлении государством.

Предоставление и реализация политических прав связаны с обладанием российским или татарстанским гражданством (лица без гражданства и иностранцы их не имеют) и достижением определенного возраста (18 лет; для того чтобы стать депутатом Федерального Собрания — 21 год, судьей — 25 лет, Президентом — 35 лет, членом Конституционного суда — 40 лет).

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Читайте также: