Россия как наследник золотой орды

Обновлено: 30.06.2024

Традицию новогоднего телевизионного обращения к народу ввел Леонид Брежнев, первым с бокалом шампанского в руке снялся Борис Ельцин, а Владимир Путин перенес поздравление на свежий воздух. Подробности.

Запад готовит кибератаку, в которой обвинят русских хакеров

Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики

Главные события 2022 года в политике

Как победили Гитлера под Москвой

Украина готовится к войне

Города России украсились к празднованию Нового года и Рождества

Главный вход на территорию ВДНХ выглядит сегодня именно так – с большими светящимися цифрами 2022. Москва и многие другие крупнейшие города России искусно украшены к празднованию Нового года. Как это сделано – в репортаже газеты ВЗГЛЯД

Украинские авиастроители представили первый серийный Ан-178

В Ленобласти открыли мемориальный комплекс в честь Александра Невского

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.

  • Лучше предыдущего
  • Хуже предыдущего
  • Таким же
  • Приглашать гостей
  • Ходить в гости
  • Не хожу в гости и не приглашаю их

Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Главная тема

непризнанная республика

Видео


Окончание строительства

энергетический кризис

государственный ориентир

переговоры путина и байдена

критерий истины

реальный сценарий

разные ценности

на ваш взгляд

11 ноября исполнилось 540 лет одному из важнейших событий в истории Русского государства – Стоянию на реке Угре. Какое отношение оно имеет к избавлению Руси от татаро-монгольского ига*, почему и как наше государство так долго шло к этой решающей схватке и какая военная хитрость помогла русским победить?

Вдохновленный успехами, Иван III вступил в брак с дочерью последнего наследника византийского трона – Софьей Палеолог. Так он унаследовал связь с великой православной державой и принял в качестве герба своего государства древний символ Римской империи и дома Палеологов – двуглавого орла. По приказу государя всея Руси началось невиданное ранее масштабное каменное строительство: был построен Московский Кремль – самый большой замок в мире, возведены удивительно красивые соборы. Россия преобразилась.

Но для всех этих достижений потребовались годы тяжелого труда, упорных и кровопролитных войн, тонкой работы искусных дипломатов. Одной из самых важных задач, стоявших перед Иваном III, было освобождение от вассальной зависимости, связывавшей русские княжества с Золотой Ордой и ее наследниками.

После завоевания Руси в середине XIII века огромная территория от Кипчакской степи на юге до бескрайней тайги на севере попала в зависимость от татарских ханов из династии Чингизидов – потомков великого завоевателя. Это означало, что любой русский князь получал власть не по обычаю и праву наследования, а по воле хана Золотой Орды, который имел право дать ярлык на княжение любому претенденту, которого считал законным. Русь платила татарам унизительную дань, около 10% годового дохода. Во время завоевательного похода хана Батыя были сожжены города, разрушены крепости, погибло множество людей, сильно пострадала торговля и ремесло.

Золотоордынское иго* мешало развитию Руси, поэтому почти сразу после завоевания началось вооруженное сопротивление иноземной власти. В 1380 году в сражении на Куликовом поле объединенные силы русских княжеств разбили армию Мамая, но, к сожалению для русских, татары были еще слишком сильны. Претендент на ханский трон Тохтамыш с помощью войск Тамерлана вновь объединил Орду. Освобождение от ига пришлось отложить на сто лет.

Одержав верх, Иван III отказался платить дань. Ахмат некоторое время подождал, видимо надеясь, что московский князь одумается, и в 1476 году отправил к Ивану III посольство. Татарин объявил государю всея Руси требования покорности и вручил то, что сейчас называется верительной грамотой, подтверждавшей его полномочия.

На эту тему

Такие дела в то время быстро не делались. Надо было хорошенько подготовиться и собрать достойное войско, которое могло бы одержать победу над русскими. Кроме того, стоило найти союзников и дождаться удачного момента, чтобы нанести удар.

Время пришло в 1480 году. Казимир IV обещал татарам ударить по Москве с запада, братья Ивана III – князья Андрей и Борис – поссорились с ним из-за спора о праве бояр на выбор какому князю служить. Хранители древних феодальных обычаев настаивали на том, что недовольный великим князем боярин может покинуть Москву вместе со всеми своими владениями и людьми, выбрав себе нового сеньора. Иван III, стремившийся к объединению всех русских земель, категорически отрицал это право. Конфликт привел к тому, что в январе братья-князья собрали войско, ушли к западной границе и начали переговоры с Казимиром IV. Ахмат, внимательно наблюдавший за делами на Руси, пришел к выводу – пора седлать коней!

Близ города Воротынска татары должны были соединиться с армией Казимира IV, но тут судьба встала на сторону москвичей. В набег на подольские земли Великого княжества Литовского пошел крымский хан Менгли-Гирей. Он был вассалом Османской империи, справедливо считал ханов Золотой Орды своими врагами и претендовал на получение дани от Литвы. Менгли-Гирей решил, что стоит помочь врагу своего врага, и нанес удар, который заставил Казимира IV забыть про обещания, данные хану Ахмату, и увести армию на защиту своих владений.

Не дождавшись союзника, Ахмат все же решил не останавливаться – этого требовал престиж государства. В это время в Москве Иван III совещался с митрополитом и боярами. Речь шла о том, стоит ли пытаться остановить ордынское войско или покориться татарам, признав их власть. И Православная церковь, и русская аристократия решительно высказались за продолжение войны. И тут новая удача – князья Андрей и Борис, прослышав о татарском набеге, одумались и предложили Ивану III мир.

Великий князь забыл про старые обиды, не стал преследовать мятежников и присоединил их войско к своему. В начале октября русские полки выступили на решающую битву.

И тут сработала военная хитрость, задуманная Иваном III чуть раньше. Еще когда не встали реки, великий князь отправил своего воеводу князя Василия Звенигородского с небольшим отрядом в набег на столицу Золотой Орды – волжский город Сарай-Берке. Спустившись на лодках по Оке, а затем по Волге, русские достигли лишенной защиты столицы, захватили и сожгли город.

Появление в глубоком тылу вражеского войска испугало Ахмата. К тому же ударили сильные морозы. Узнав о примирении Ивана III с мятежными братьями, хан понял, что победа упущена, и приказал своему войску отступить. Как повелось, по дороге домой татары разграбили земли своего союзника Казимира IV. Вероятно, Ахмат нашел в этом некоторое удовлетворение, отомстив правителю Польши и Литвы за провал похода на Русь.

Впрочем, неудачи продолжали преследовать Ахмата. Прослышав, что хан пришел домой с добычей и распустил войско, на него внезапно напали ногайцы. Ахмата зарезали сонного в собственном шатре, а победитель – хан Ибак – отправил в Москву письмо, извещавшее Ивана III, что его грозный соперник мертв.

Русское войско во главе с великим князем возвратилось в Москву, встречаемое радостным народом. Русское государство подтвердило свое право на независимость. Главная задача Ивана III была успешно выполнена. Вскоре Большая Орда прекратила свое существование. А в 1552 году царь Иван IV взял Казань, завершив тем самым историю многовекового противостояния России и степных захватчиков.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ


Это сознание было особенным?

А как же крупные восстания в Новгороде и в городах Северо-Восточной Руси на рубеже 1250-1260-х годов?

Об этом я и говорю. Это были выступления не против ханской власти как таковой, а против злоупотреблений со стороны мусульман-откупщиков, собирающих дань в русских городах. В этом же ряду стоит восстание против бесчинств ханского посла и его свиты в Твери в 1327 году.


Но я согласен с историками из Татарстана, что сейчас нужно уходить от прежних историографических стереотипов и устаревших публицистических штампов в изображении Золотой Орды. Она была гораздо более интересным и сложным явлением, а вовсе не сборищем свирепых кочевых степных разбойников, как многие у нас до сих пор считают.

Но есть и противоположная точка зрения, которую сейчас активно продвигают историки из Татарстана и Казахстана. Они стремятся доказать, что Орда представляла собой блестящую высокоразвитую цивилизацию Евразии. Насколько это соответствует реальности?

Истина, как обычно, посередине. Проблема вот в чем. Золотая Орда была сложным организмом. Если читать труды нынешних татарстанских и казахстанских историков, а также работы археологов, исследующих золотоордынские города, возникнет впечатление, что это была развитая городская цивилизация с высокой самобытной культурой. В реальности же абсолютное большинство жителей Золотой Орды оставались кочевыми скотоводами. Это совсем другой полюс культуры, который археологически трудно уловить.

Древнерусская демократия Историк Павел Лукин о противоречиях русской истории

К тому же известные нам источники (хотя в основном их писали никогда не бывавшие в Орде иноземцы) повествуют именно о том, что происходило в городах, — о событиях при ханском дворе, настроениях среди аристократии и купечества. Но кочевая степь — основа Золотой Орды — оказывалась за пределами их внимания. Поэтому, с моей точки зрения, говорить об Орде как о блестящей высокоразвитой цивилизации Евразии — это все-таки одностороннее представление.

Своеобразное иго


Что это означает?

То, что на любую должность вышестоящий правитель выдавал ярлык — своего рода лицензию на власть. В этих условиях не оставалось места для народного самоуправления. Так постепенно закладывались основы русского самодержавия. Кстати, и в организации военного дела московские князья очень много позаимствовали у ордынских ханов.

В русской культуре существует множество тюркских заимствований в языке, в одежде и даже в кулинарии. Особенно это касается допетровского периода нашей истории. Здесь Русь уместно сравнить с Испанией, где обширное мавританское влияние существенно обогатило культуру.

Получается, вы считаете русский самодержавный деспотизм, отдельные черты которого проявляются и поныне, исключительно ордынским наследием?

Да, я действительно так думаю.

Но ваш коллега Игорь Данилевский полагает, что во Владимиро-Суздальской земле такая система власти установилась еще до монгольского нашествия, при князе Андрее Боголюбском.

Понимаете, самодержавных монархов хватало и в Европе, но там не установился самодержавный деспотизм в качестве постоянно функционирующей системы власти. Андрей Боголюбский с его порядками был исключением из ряда древнерусских князей. К тому же не будем забывать, что кончил он плохо.

Завоевание без оккупации

Почему вы считаете, что Северо-Восточная Русь была частью Золотой Орды? Многие историки с вами не согласятся.

Если это так, то какой статус княжества Северо-Восточной Руси имели в составе Орды?

Довольно своеобразный. Если вся территория Золотой Орды была поделена на улусы, то русские княжества оставались под властью своих исконных правителей.

То есть их статус был уникальным?

Нет. В таком же положении находились Грузия, сельджукская Малая Азия, страна енисейских киргизов, Уйгурия и некоторые другие территории.

Вы оговариваетесь, что княжества Северо-Восточной Руси были завоеванными, но не оккупированными ордынцами.

Но это действительно так — ордынцы никогда не держали на Руси свои гарнизоны. Иногда лишь приезжали ханские посольства или периодически заходили отряды сборщиков дани.

По вашим словам, Москва после распада Золотой Орды стала участником борьбы за ее геополитическое наследство. Получается, что Великое княжество Московское было таким же осколком Золотой Орды, как Крымское, Казанское и Астраханское ханства или Ногайская Орда?

Почему именно Москва победила в этом историческом противоборстве за господство в Северной Евразии?

Об этом нужно говорить отдельно. Вкратце можно выделить две причины. Во-первых, это результат умелой политики московских князей, которые смогли нейтрализовать конкурентов среди русских князей и сконцентрировать под своей властью огромные ресурсы.

Во-вторых, опираясь на служилое сословие (будущее дворянство), московские князья постепенно консолидировали вокруг себя большинство русских княжеств и в итоге подчинили себе разрозненные ханства, оставшиеся после распада Золотой Орды. Исключениями стали Крымское и Казахское ханства, сохранившиеся до XVIII-XIX веков.

Есть такой философский постулат, что всякая сложность делает любую систему более устойчивой. Можно ли сказать, что взаимодействие с Ордой и с другими восточными влияниями сделало российскую государственность более сильной, крепкой и прочной?

Ордынское наследие

Как вы думаете, есть ли у современной России историческая преемственность по отношению к Золотой Орде?

Московские государи наследовали прежде всего административные методы ханов Золотой Орды. Они позаимствовали у своих предшественников технологию власти, да и то в основном это касалось их неславянских подданных. После разгрома поволжских ханств московский князь стал старшим государем для местного тюркоязычного населения, а потом и для населения Сибири.

Основатель Великороссии Какую роль Андрей Боголюбский сыграл в возникновении Российского государства

Он тоже потом выдавал ярлыки (в Москве их предпочитали называть грамотами) на правление местным ханам, его представители взимали ясак (натуральный налог) и брали аманатов (заложников). Так было удобнее управлять огромной территорией. Ведь по историческим меркам Московское государство разрасталось стремительно — практически за век русские дошли до Тихого океана. Вот тут им и пригодились методы управления, оставшиеся от Орды.

Но все это было не потому, что московские князья полагали себя наследниками ханов Золотой Орды. Русское государство было православным царством, осознавало себя Третьим Римом и преемником рухнувшей Византии. Недаром Иван Грозный считал себя прямым потомком императора Августа и Рюрика. Поэтому ни о какой идейной преемственности Московской Руси в отношении Золотой Орды говорить нельзя. Иными словами, идеология Московского государства была полностью европейско-византийской, но в технологии власти применялись многие ордынские практики.

Я убежден, что абсолютно неправильно всякий раз привязывать историю Золотой Орды к русской истории, потому что она была самостоятельным субъектом исторического процесса. Золотая Орда — это не часть истории Руси, но неотъемлемая часть истории России.

Я считаю, что нельзя приписывать Орде какое-либо фатальное влияние на течение русской истории. Достоверно известно, что в русских княжествах шли самостоятельные политические процессы. О русско-ордынских отношениях есть великолепные работы моего коллеги Антона Горского. Поэтому я не вполне согласен с утверждением уважаемого Рафаэля Сибгатовича. Мне представляется, что он преувеличивает влияние Орды на внутриполитическую ситуацию в Северо-Восточной Руси в то время.

Разве нет в этом противоречия? Вы сказали, что фатального влияния Орды на ход русской истории не было, и в то же время соглашаетесь, что нахождение Северо-Восточной Руси в ее составе привело к возникновению русского самодержавия.

Здесь нет никакого противоречия. Русское самодержавие — это объективное последствие того, что Северо-Восточная Русь стала частью Орды. Но я еще раз повторяю: ордынцы крайне редко вмешивались в русские дела. Приведу один из немногих таких примеров. В середине XIV века, когда Москва заметно усилилась, хан Узбек увидел в этом опасность и создал ей противовес — Нижегородско-Суздальское великое княжество.

Но простые русские люди во времена ордынского владычества татар практически не видели. На Руси появлялись лишь баскаки для сбора дани (и то лишь до начала XIV века) или ханские послы для зачитывания ярлыков на княжение, и потом они сразу же отправлялись восвояси.

Это правда, что князь был обязан встречать ханского посла у городских ворот и пешком вести его коня под уздцы до своего дворца?

Упоминание об этой процедуре встречается у польского историка Яна Длугоша, жившего в XV веке. Трудно сказать о достоверности этого свидетельства. Но, впрочем, такова была традиционная демонстрация покорности, принятая во многих культурах.

Юбилей курултая

Если я правильно понимаю, идея отметить 750-летие Золотой Орды сначала возникла в Казахстане, где вспомнили о Таласском курултае 1269 года, а потом ее подхватили в Татарстане.

Я считаю, что это надуманный юбилей. На самом деле в 1269 году Золотая Орда никакой независимости от Монгольской империи не получила. Я продолжаю придерживаться традиционной точки зрения, что это событие следует отсчитывать с 1266 года, когда ордынский правитель Менгу-Тимур впервые приказал отчеканить монеты со своей тамгой вместо тамги главного монгольского государя — великого хана.

Что такое тамга?

Это род личного герба.

А что же случилось в 1269 году?

В 1269 году улусные правители Борак-хан и Хайду-хан и представитель Менгу-Тимура встретились на реке Талас и договорились разделить сферы влияния. Но с похожей идеей еще в 1260 году выступил великий хан Монгольской империи Хубилай, поскольку это было логично и рационально для управления такой огромной территорией.

Нет ли угрозы того, что юбилей Золотой Орды для Казахстана и Татарстана может стать полем конкуренции и заложником различной политики памяти в тюркоязычном мире? Мы это сейчас видим на примере ожесточенных споров Украины и России за наследие Киевской Руси.

Надеюсь, что до этого не дойдет. История Золотой Орды — это общее наследие народов России и Казахстана. Хотя в Казахстане, насколько я понимаю, празднование будет проходить на государственном уровне, а у нас в России — на региональном: в этом году в Казани откроется юбилейный Международный золотоордынский форум.

Историк Игорь Данилевский как-то сказал, что история России включает в себя не только историю Московского государства, но и также историю Великого княжества Литовского и Золотой Орды. Вы согласны с этим мнением?

Как в современной Российской Федерации преподносить непростую историю взаимоотношений Руси и Золотой Орды? У русских одна историческая память, у татар или башкир — другая.

Это очень сложный вопрос, и касается он не только тюркоязычных народов. То же самое на Кавказе: у русских одно отношение к Кавказской войне XIX века и деятельности генерала Ермолова, а у местных народов — совершенно иное.

Если говорить об исторической памяти, то она воспитывается и внушается. С одной стороны, это слой низовой семейной памяти, с другой — то, о чем рассказывают в школе.


Но как обо всем этом надо рассказывать в школе?

Что это общая история людей, живущих в современной России. В ее прошлом было всякое — и жестокие конфликты между народами, и не менее жестокие распри внутри этих народов. Если говорить об ордынском владычестве на Руси или завоевании Казанского ханства Иваном Грозным, давайте не будем забывать, что речь идет о взаимоотношениях наших далеких предков, живших несколько столетий назад. Поэтому не нужно эмоционально оценивать последствия их поступков и переносить это на современность. История так распорядилась, что в результате разнообразных внутриэтнических и межэтнических конфликтов и контактов сложилось единое многонациональное Российское государство. И теперь Российская Федерация — общая родина для всех народов, чьи предки когда-то могли находиться в условиях жесткого противоборства.

Россия наследница Золотой орды

Сегодня идёт оживлённый спор о роли Ига в истории России. Порой теории самые радикальные – вплоть до утверждения, что Ига не было вообще. Мой взгляд, пожалуй, самый неожиданный и радикальный:

РОССИЯ – величайшее из всех чудес света. Московская Россия – православная наследница Золотой Орды, внучка Киевской Руси.

Возможно, мои утверждения не понравятся и русским европейцам, и славянофилам, но только они позволяют разумно объяснить феномен появления России, понять почему она такая, а не другая, понять почему так велика сегодня роль православия.

Действительную историю нашей родины мы только начинаем изучать. Если согласиться с моим открытием ( опровергнуть его невозможно, можно только запретить) то, все учебники истории и энциклопедии в мире придётся исправлять, там Иго зло, причина отставания от запада. У меня единство противоположностей зло - благо: без Ига не было бы сегодняшней России. Тем, кто скажет, что объединение всё равно было бы, отвечу: не будем гадать о том, что было бы.

История справедлива. Она давала шанс и Галицкой, и Киевской, и Новгородской, и Владимирской Руси стать центрами новой России. Не смогли, а после драки кулаками не машут. Ходить с плакатом на майдан проще, чем с мечом участвовать в сече. Возможно, Русь всё равно объединилась бы, но это была бы другая Россия, и другая история. Не было бы ни Бородино, ни знаменитых слов: Отступать некуда - за нами Москва! Поэтому наш новый ноябрьский праздник единения логично будет отменить и начать праздновать победу на Куликовом поле, как день рождения нынешней России. Единение произошло тогда. Не было только новгородцев и рязанцев. Это была безупречная победа, Русь и победила, и не нарушила союзнический договор с Ордой, разбив самозванца Мамая. Этому моменту особое внимание оказала православная церковь, благословляя на битву. Второго такого примера верности и благородства в истории нет! Позволят ли признать моё мнение академики, а, главное, политики во власти? Хотя, при такой трактовке истории, у нас появляется реальная причина для всенародного праздника и гордости за народ - победитель. Вокруг него объединились народы, входившие в состав Золотой Орды, участвовавшие в Куликовской битве на стороне Руси. Это открытие прочного фундамента нынешней России, доказательство её легитимности существования в мире, справедливости границ, большой роли православия и Москвы, как столицы. Московская Русь - дочь и наследница Золотой Орды. Пусть не родная, а приёмная, главное ею взращённая и воспитанная.

Суть моего открытия: в том, что трактовка ига и его значения для России, а, следовательно, для всего мира, была в корне ошибочна. Если заблуждения древних летописцев я могу объяснить тем, что они не знали итога нашествия, то выводы историков 18 -20го веков объясняю только затмением разума – ум за разум зашёл. Советские историки свободными не были. Они были задавлены авторитетом Маркса и Ленина. Поэтому в мире победило мнение: иго – зло, оно задержало экономическое и политическое развитие России на 300 лет, породило в русских раболепие, покорность, лень, глупость, безынициативность, азиатчину. Ничего светлого. На самом деле западники всё с ног на голову перевернули, им так было удобно.

Идея, сплочённость, дисциплина и воля вождя удесятеряют силы отдельных людей и государств. Государство без идеологии – слепой поводырь, ведущих слепцов к пропасти. Не зря наши предки, говоря: Простота хуже воровства. Простаки политики, равно предатели – мина замедленного действия, когда рванёт от государства останутся одни обломки.

Прав проф. И. А. Ильин, писавший в статье "Мировая политика русских государей", что "Европе не нужна правда о России, ей нужна удобная о ней неправда. Европейцам нужна дурная Россия: варварская, чтобы "цивилизовать ее по своему", угрожающая своими размерами, чтобы ее можно было расчленить, - реакционная, чтобы оправдать для нее революцию и требовать для нее республики, - религиозно-разлагающаяся, чтобы вломиться в нее с пропагандой реформации или католицизма, хозяйственно-несостоятельная, чтобы претендовать на ее сырье или, по крайней мере ,на выгодные торговые договоры и концессии". Но нам - то пора знать правду о своей стране и её истории!

Я не знаю, почему никому в голову не пришла простая мысль: А была бы нынешняя Россия без Ига? Все уверены, что да. А на чём основана эта уверенность? На том, что Россия есть сегодня? Согласитесь, что это странный способ доказательства. Москва почти не имела шансов победить в соревновании Владимирское, Рязанское и Тверское княжества. Ярлык от Золотой Орды дал возможность Московсим князьям возвыситься и возглавить процесс собирание сначала старорусских, а затем и земель Золотой Орды. 250 лет пребывания в Золотой Орде не прошли даром. Народы, входившие в её состав, пригляделись, притёрлись друг к другу. Для них поменялось только место уплаты дани. Отношение власти к ним не поменялось. Повода для конфликта и бунта у народов не было. Вот что думает по этому поводу Гумилёв:

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Влияние Золотой Орды на Русь

Русь несколько веков находилась в Монголосфере, которая охватывала Китай и Ближний Восток.

Одним из наиболее главных утверждений русских евразийцев считается тезис о преемственности между Россией и Золотой Ордой – государством монголо-татар, существовавшим в Евразии с XIII по XVI век. Об этом говорили даже их противники — историки-западники XIX века такие как Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев, которые и создали миф об исключительно европейском характере русской культуры.

По Карамзину, именно подчинение монголам превратило русских князей в раздробленной конфедерации удельной Руси в самодержавных владык.

Так что же русские, русская культура и российское государство переняли от Золотой Орды?

Россия – геополитическая наследница Монгольской империи и Орды

Прежде всего, неоспоримо, что Московская Русь, Российская империя, СССР и современная Россия – геополитические наследники Монгольской империи и Орды.

Влияние Золотой Орды на Русь

Двуглавый орёл - геральдический символ государства Российского. Ему 530 лет. Датируется временем правления Ивана III после его женитьбы на Зое Палеолог.

В правление Василия III распалась Золотая Орда и образовалось Московское княжество (Русское государство), в которое помимо самого Московского княжества вошли Рязань, Смоленск, Псков.

Как справедливо замечали Н.С. Трубецкой и П.Н. Савицкий, московские цари, начиная с Ивана Грозного, стали собирать земли бывшей Золотой Орды. Трубецкой даже эпатажно заявлял: в XVI веке ханская ставка переехала из Сарая в Москву.

Влияние Золотой Орды на Русь

В Золотой Орде двуглавый орёл встречается на монетах с конца XIII по вторую половину XIV века

Действительно, московские цари присоединили где военным путём, а где и мирно к России Казань, Астрахань, Башкирию, Сибирь, а всё это – бывшие ордынские улусы. Екатерина присоединила Крымское ханство, при Александре Первом в состав России вошли казахи (Синяя Орда), Николай Первый вёл войны на Кавказе, как ранее вели такие же войны и там же ордынские ханы и темники, а Александр Третий присоединил Среднюю Азию, входившую ранее в Улус Джучи. Затем с 1919, когда красная Россия стала федераций благодаря вхождению в неё Башкирской республики, собирателями ордынских земель выступили Ленин и Сталин (Сталин вёл военную операцию в Средней Азии до середины 1930-х). Ельцин – разрушитель СССР, всё же не дал отпасть от РФ Татарии, Башкирии и Кавказу – древним ордынским землям, а Путин в 2014 году вернул в состав России Крым – некогда территорию Крымского ханства, и ещё в 2001 году был создан ЕАЭС, куда входят Казахстан и Киргизия, сегодня уже открыто объявляющие себя наследниками Орды.

Иначе говоря, 5 веков российской истории заставляет русских самодержцев примерять шапку Мономаха, которая, как доказал историк Г.В. Вернадский, на самом деле пришла не из Византии, а досталась Ивану Третьему от ордынского хана Узбека, дочь которого (в крещении Агафья) вышла замуж за князя Юрия Даниловича, брата Калиты.

Политическая преемственность

Но кроме геополитической, есть и политическая преемственность. Русская политическая традиция начинается с Орды.

Влияние Золотой Орды на Русь

Безусловно, специфика российской политической парадигмы – сильная единоличная, самодержавная власть, будь то царя, императора, генсека, президента. Традицию эту обычно отсчитывают с XVI века, с Ивана Грозного, который объявил себя первым русским царём (царём всея Руси). Но, строго говоря, русские летописи сообщают о царях ещё задолго до Ивана, царями там называются ханы Золотой Орды: Бату, Сартак, Озбэг (Узбек) и т.д.

Влияние Золотой Орды на Русь

Вплоть до XVII века на царских приемах в Московском кремле перед царём лежали три короны – Московская, Казанская и Астраханская, а позади его трона стояли татарские царевичи, символизируя связь Рюриковичей и Чингисидов.

Само русское престолонаследие было почерпнуто русскими князьями с принципа властенаследия Чингисидов по крови. Кньзья видели, что только чингисиды наследовали высшую власть в улусах, и только их потомки носили родовой титул Чингисидов.

Благожелательное отношение к другим народам

Задолго до евразийцев А.Ф. Рихтер писал, что русские переняли у ордынцев благожелательное отношение к другим народам, к их религиям, невмешательство в их дела.

Джувейни сообщает, что:

В изложении Ясы от Макризи отмечается, что:

Влияние Золотой Орды на Русь

Золотая Орда была интернациональным государством, которое было признано тогдашним международным сообществом, то есть было, как бы сейчас выразились, законным субъектом международного, хоть тогда ещё неписаного, права.

Логистика

Влияние Золотой Орды на Русь

Марко Поло, который посетил Монгольскую империю при хане Хубилае, писал:

При Иване Третьем ямская система приобрела государственное значение. В XVI веке был даже создан особый Ямской приказ, а в XVII веке ямские станции покрыли все царство, включая Сибирь и земли Украины и Белоруссии.

Ямская служба оставила глубокий отпечаток в русской культуре: образ ямщика имеется во многих классических произведениях русской литературы (от Пушкина до Толстого), писатели и поэты подчёркивали тоскливый, монотонный характер песен ямщиков, что сближает их с протяжными степными монгольскими песнями.

Финансы

Влияние Золотой Орды на Русь

Влияние Золотой Орды на Русь

Финансово-фискальная система монголов была так чётко отлажена, что князь Дмитрий Донской, завоевав в 1377 г. волжских булгар, просто взял и в город Булгар послал русских чиновников со штатом писцов, как монголы отправляли на Русь баскаков. Впоследствии налоговую службу на манер ордынской учредил во всём царстве Иван Грозный.

В завершение рассказа об экономике заметим: до монголов русские князья были правителями, но не владельцами земель, кроме своей вотчины. Войдя в Орду, русские с удивлением узнали, что Великий Хан – и правитель, и владелец всей земли в государстве, и он дарует право своим подданным владеть или пользоваться участками земли. Через 3 столетия, когда Иван Грозный провозгласил себя царём всея Руси, он так же заявил о своем праве на все земли, и вотчинные, и поместные.

Военное дело

Обратимся теперь к влиянию Орды на военное дело Руси. До монгольского нашествия войско русичей не имело централизованного управления. Все вопросы решал совет князей, где иногда разгорались жаркие споры, ведь одни князья не желали подчиняться другим. Ядром войска была княжеская дружина, и князь со своею дружиной стремился в гущу боя, на передний край. Лошади были дороги и редки, кавалерии почти не было (на конях были только князь и его приближенные). Дружинники были вооружены длинными мечами (на европейский манер), и вообще в ведении войны многое сохранялось от варягов – предков Рюриковичей.

При встрече с войсками Батыя русичи убедились в несовершенстве такого войска. Монгольская армия управлялась ханом (нойоном), который вообще не принимал участия в сражении. Он отдавал приказы темникам, которые стояли в тылу и управляли боевыми подразделениями издали, их приказы передавались при помощи сигнальных костров и барабанов.

Влияние Золотой Орды на Русь

Невыполнение приказа влекло за собой казнь командира и каждого десятого в подразделении. Решающую роль в бою играла кавалерия, всадники были вооружены кривыми монгольскими саблями.

Весь период ордынского владычества русские князья были вынуждены участвовать в военных экспедициях монголов, и так они переняли монгольское военное искусство и в последствии их же им и победили.

Дмитрий Донской победил Мамая, потому что его войско копировало войско Батыя, а войско Мамая потерпело поражение, потому что превратилось в разрозненные разбойничьи отряды. К тому времени, как отмечал историк Омари, в улусе Джучиевом внуки и правнуки мудрых монгольских ханов растворились в кыпчаках и пропала былая дисциплина, Орда пришла в упадок.

Влияние Золотой Орды на Русь

Язык, культура, быт

Закончить этот рассказ о влиянии Орды на Русь можно обращением к языку, культуре, быту. Множество слов, особенно касающихся финансовой сферы, попали в русский язык из тюркского языка (неофициального языка Орды, ибо монголы составляли лишь немногочисленную верхушку).

По оценкам разных лингвистов, тюркизмы составляют до 5% словарного состава русского языка, причем многие пришли в русский язык уже в постордынский период. Через тюркские языки русский обогатился персизмами и арабизмами. Меньше говорят о восточных корнях русской традиционной одежды (эпохи Московского допетровского царства). Длинные шапки, которые бояре не снимали даже в присутствии царя, пришли через монголов с Дальнего Востока. Кафтан, башмаки, колпак, халат, кушак, зипун – эти слова, равно как и предметы, которые они обозначают, – тюркского происхождения.

Влияние Золотой Орды на Русь

Обилие ковров, накидок, подстилок в русских домах – тоже восточное влияние, оно сохранилось до сих пор, а в годы СССР ковры в квартирах считались знаком благополучия.

Впрочем, это же можно сказать отчасти и об одежде. Проницательный Эдуард Лимонов, вернувшись из Европы, заметил, что русский обычай ходить дома в тренировочных штанах удивил его и заставил подумать, что русские всё же восточный народ, раз так любят это подобие турецких шароваров.

Конечно, этим влияние Орды на Русь и русскую культуру не исчерпывается. Это только отдельные факты, но и они заставляют нас задуматься о восточных корнях нашей культуры и цивилизации.

Читайте также: