Роль внешней политики как средства обеспечения национальной безопасности рф

Обновлено: 25.06.2024

Под обеспечением национальной безопасности понимается деятельность нации, ее институтов и граждан (подданных) по вы явлению, предупреждению угроз безопасности и противодействию им в качестве условия защиты национальных интересов.

Политика обеспечения национальной безопасности - это деятельность политического руководства страны по определению целей и постановке задач по защите национальных интересов страны и выработке форм, методов и способов достижения этих целей.

Основные направления политики национальной безопасности должны определяться интересами страны, необходимостью выработки и использования эффективных средств в противодействии внутренним и внешним угрозам этим интересам. Достижение целей политики национальной безопасности реализуется путем решения комплекса подчиненных им задач во всех сферах жизнедеятельности.

Главной целью обеспечения национальной безопасности Рос сии должно бытьсоздание и поддержание должного уровня защищенности жизненно важных интересов ее объектов безопасности, который бы создавал благоприятные условия для развития нации и исключал опасность ослабления России как субъекта международного права. Данная цель достигается путем решения следующих задач:

1) прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности России;

2) реализация мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

3) обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

4) обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

5) укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

6) обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства России всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями и ряда других.

Принципы обеспечения национальной безопас ности России:1)законность; 2) соблюдение баланса жизненно важных интересов нации (лич­ности, общества и государства); 3) взаимная ответственность личности, общества и госуда­рства по обеспечению безопасности; 4) интеграция с международными системами безопасности; 5) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации; 6) приоритетность политических, дипломатических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности; 7) реальность выдвигаемых задач и ряд других.

Национальная безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики во всех сферах жизнедеятельности, системой мер экономического, политического и организационного характера, адекватных угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства, в соответствии со Стратегией НБ РФ до 2020 г., образуется государственнаясистема обеспечения национальной безопасности.

Граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством России, Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом и составляющим негосударственную си стему обеспечения национальной безопасности.

Таким образом, в систему обеспечения национальной безопасности входят органы государственной власти России и субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Силы обеспечения национальной безопасности создаются и развиваются в соответствии с решениями ее руководства для выполнения программ обеспечения национальной безопасности и включают в себя: Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и ведомства, в которых законодательством России предусмотрена военная служба, а также структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, на которые возлагаются функции по обеспечению национальной безопасности.

Национальная безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении страны средствами - политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и ресурсными - на основе последовательной реализации полити­ки национальной безопасности.

Основные ресурсы обеспечения НБ, помимо объективных особенностей географического положения России и наличия стратегических ядерных вооружений, связаны с ее интеллектуальным богатством, достаточно высоким научно-техническим потенциалом, возможностями ее природы и рядом других факторов.

Основу системы обеспечения НБ составляют органы публичной власти , реализующие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности нации.

В формировании и реализации политики обеспечения НБ РФ участвуют:

Президент Российской Федерации – он руководит органами и силами обеспечения НБ РФ; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством России формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности; в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Стратегии национальной безопасности РФ; определяет направления внутренней и внешней политики страны.

Федеральное Собрание Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспече­ния национальной безопасности России.

Правительство России координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области;

Совет Безопасности России проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз НБ РФ, оперативно готовит для Президента России проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения НБ РФ, а предложения по уточнению отдельных положений Стратегии НБ России, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ решений в этой области.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента России и Правительства России в области НБ РФ; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту России и Правительству Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства РФ в области НБ РФ, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации в области военной безопасности России; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и органи­заций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству России.

Судебные органы должны обеспечивать защиту конституционного строя в России, осуществлять правосудие по делам о преступлени­ях, посягающих на безопасность нации; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений.

Помимо перечисленных задач, решаемых системой обеспечения национальной безопасности, государство осуществляет политику по выполнению многих других задач, способствующих обеспечению национальной безопасности.

В экономической сфере: 1) подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса; 2) преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников.

Во внешнеэкономи ческой деятельности:создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики; расширение рынков сбыта российской продукции; по мнению многих ее руководителей – создание единого экономического пространства СНГ.

Во внутриэкономической деятельности: 1) правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства России; 2) усиление государственного регулирования в экономике; 3) принятие необходимых мер по развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.

Решение указанных задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов в приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического потенциала и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом.

Организация работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России в области экономики, также требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации.

Направления защиты конституционного строя в России:обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов РФ; разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России.

Обеспечение НБ РФ включает в себя защиту культурного, духовного наследия, исторических традиций, сохранение культурного достояния этносов России, формирование единой политики в области духовно-нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных СМИ для проката программ, пропагандирующих насилие.

Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народов России. В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и духовного наследия необходимо создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры.

В области охраны и укрепления здоровья граждан усиление внимания к развитию государственной, страховой и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.

К числу приоритетных направлений в экологической сфере относятся: рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; улучшение экологической ситуации в стране.

Внешняя политика Российской Федерации нап равлена: на проведение активного внешнеполитического курса; на упрочение ключевых механизмов многостороннего уп­равления мировыми политическими и экономическими процессами; на обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения глобальной и региональной стабильности; на защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целях мер политического, экономического и иного характера; на полноправное участие России в глобальных и региональных структурах.

Проблема обеспечения национальной безопасности затрагивает всех нас, поэтому мы обязаны обладать хотя бы минимумом знаний в этой области.


Посмотрев этот видеоурок, учащиеся познакомятся с национальными интересами современной России. Узнают, что такое национальная безопасность и каким документом она регламентируется. Мы также рассмотрим основные источники угроз национальной безопасности Российской Федерации и выясним, как государство обеспечивает национальную безопасность.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Обеспечение национальной безопасности России"

Россия — наша Родина. Это страна, где мы с вами родились, где жили наши предки и где, вероятнее всего, будут жить ваши дети. Любовь к Родине — это естественное чувство каждого нормального человека, гражданина этой страны. Любовь к Родине прежде всего воспитывается в каждом человеке как любовь к матери, любовь к родному дому, любовь к городу или населённому пункту, где протекают ранние годы жизни, как любовь к нашей стране, к её людям, культуре и обычаям. Всё это вызывает стремление внести свой вклад в то, чтобы страна наша стала прекраснее, а жизнь в ней — лучше.


В настоящее время Российская Федерация является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Россия — одна из богатейших стран мира, в которой есть важнейшие стратегические ресурсы: многочисленное и образованное население и передовые технологии. В стране имеются крупные залежи полезных ископаемых, необъятная территория и огромный резерв нетронутых экосистем.

Россия — многонациональное государство с федеративной формой управления территориями, регионами и республиками, которые обладают хозяйственной и экономической самостоятельностью, являются субъектами государственного и международного права и на добровольной основе входят в состав единого государства — Российской Федерации.

Национальные интересы России отражают Конституция Российской Федерации и федеральные законы, в которых определены основы государственного строя России, внутренняя и внешняя политика государства по обеспечению суверенитета и целостности страны, росту благосостояния граждан, социально-экономическому и культурному развитию общества.


Президент Российской Федерации — глава государства, является гарантом соблюдения конституционных прав и свобод граждан России. Президент Российской Федерации в качестве Верховного главнокомандующего отвечает за национальную безопасность страны и в ежегодном отчёте перед гражданами страны отражает уровень защищённости государства и общества от внешних и внутренних угроз.

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели, текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти и общественными организациями, действующими на основе Конституции Российской Федерации и других законов России.

Национальные интересы России представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах:

• интересы личности — это обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, качества жизни и разностороннего развития человека;

• интересы общества — это укрепление демократии, правового, социального государства, гражданского мира, достижение высокого уровня жизни народа, предотвращение чрезвычайных ситуаций и так далее;

• интересы государства в международной сфере — это сохранение конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России; политической, экономической, социальной стабильности, правопорядка, взаимовыгодного международного сотрудничества;

• интересы государства во внутриполитической сфере — это конституционный строй государства, гражданский мир и национальное согласие, территориальная целостность, правопорядок и демократия, отсутствие экстремизма, этносепаратизма, социальных конфликтов;

• интересы общества в духовной сфере — это укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;

• интересы общества и государства в информационной сфере — это соблюдение конституционных прав, свобод граждан в получении информации, развитие телекоммуникационных технологий, защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа;

• интересы России в военной сфере — это защита государства и общества от военной агрессии против России и её союзников, обеспечение мира;

• а интересы России в экологической сфере — это сохранение и оздоровление окружающей среды.

Таким образом, национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Она является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.


Согласно этому документу, национальная безопасность Российской Федерации — это состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет и независимость, государственная и территориальная целостность, а также устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Основными источниками угроз национальной безопасности Российской Федерации являются:

• террористическая деятельность международных террористических и экстремистских организаций на территории России;

• экстремистская, дестабилизационная противоправная деятельность националистических, религиозных, политических организаций, направленная на нарушение государственного и общественного порядка, насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации (противозаконные забастовки, стачки, митинги и прочее);

• разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, направленная на причинение ущерба национальным интересам Российской Федерации;

• незаконная деятельность преступных организаций, связанных с криминальными формами ведения финансовой и экономической деятельности, с продажей наркотических, психотропных средств и всех видов вооружений;

• приграничные конфликты, создание напряжённости вблизи государственной границы;

• информационная война антиправительственных организаций, отдельных политических режимов по внедрению опасной дезинформации в информационное пространство Российской Федерации через СМИ, Интернет, печатную и видеопродукцию;

• доставка на территорию Российской Федерации средств террора, подготовка его организаторов и так далее.

Центральным органом, обеспечивающим деятельность по поддержанию и укреплению национальной безопасности, является Совет Безопасности (СБ) РФ. Цель его деятельности — выявить, оценить и предупредить любые угрозы национальной безопасности России.

Совет формируется президентом Российской Федерации, который является и его председателем (в 2021 году это был Владимир Владимирович Путин).

С 16 января 2020 года также была учреждена новая должность — заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации. Оперативным управлением на этой должности занимается Дмитрий Медведев.


Постоянными членами Совета являются председатель правительства, министр иностранных дел, директор Федеральной службы безопасности РФ и министр обороны. Среди членов Совета — полномочные представители президента Российской Федерации в федеральных округах; министры, а также генеральный прокурор страны.

Совет безопасности при Президенте Российской Федерации осуществляет координацию и общее руководство системным комплексом сил и средств обеспечения национальной безопасности государства на международной арене и внутри страны. Оперативное управление системой мер по обеспечению национальной безопасности осуществляют Вооружённые Силы Российской Федерации, службы разведки и контрразведки, правоохранительные и медицинские органы, которые находятся в постоянной готовности. Эта система определяет общие подходы и важнейшие направления государственной политики по обеспечению безопасности страны в многополярном мире.


После Второй мировой войны страны — союзники и победители (Россия, Англия и Америка) на долгие десятилетия определили баланс сил в мировой политике. Идеологические и политические разногласия привели к конфронтации, организации двух военных союзов — блока социалистических стран Варшавского договора и блока капиталистических стран НАТО. То есть сложился двуполярный мир, в котором две сверхдержавы боролись за первенство и власть в решении мировых вопросов — это Соединённые Штаты Америки и Союз Советских Социалистических Республик.

Значительные ресурсы экономик СССР и США были направлены на усиление национальной обороны государства, на оснащение армий новыми видами вооружений, ракетными комплексами, которые могли поразить оборону противника в течение нескольких минут. История прошлого века свидетельствует о моментах, когда мир стоял на пороге Третьей мировой войны — ядерной, последствия которой были бы губительны для всего населения планеты.

В советское время Стратегия национальной безопасности предусматривала наращивание военного потенциала страны для защиты от внешнего врага и сохранения национальной безопасности государства СССР. История свидетельствует о ключевой роли внутренней стабильности в обществе — социальной безопасности. Состояние социально-экономической системы государства в целом и общественной безопасности (социальной безопасности) является основой национальной безопасности. Социальная безопасность подразумевает выполнение социальными институтами своих функций для удовлетворения потребностей, интересов и реализации целей населения.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет ключевые направления её обеспечения: повышение мощи национальной обороны, рост экономики и качества жизни, социального благополучия граждан.

Оборона — это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооружённой защите государства. Основные направления обороны: оценка и прогноз военной угрозы; разработка военной доктрины (концепции о военной политике Российской Федерации) и мер поддержания боеготовности Вооружённых Сил России; планирование и организация мероприятий по гражданской обороне, оборонной промышленности и деятельности предприятий военно-промышленного комплекса; международное сотрудничество в целях коллективной безопасности государств и совместной обороны.


Повышение мощи национальной обороны определяет меры модернизации технического вооружения всех родов Вооружённых Сил Российской Федерации, повышение профессионализма военнослужащих и качества взаимодействия подразделений Вооружённых Сил со структурами государственной власти, структурами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в совместном выполнении мер предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и при выполнении международных миссий.

Современная жизнь привела к пониманию того, что устойчивое развитие страны, обеспечение развития её экономики, повышение благосостояния всего многонационального народа, вхождение страны в разряд ведущих мировых держав может быть достигнуто, в том числе путём профилактики причин возникновения чрезвычайных ситуаций. Высший приоритет в этом отводится человеку, а один из основных путей — повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Читайте также: