Рк как правовое социальное государство презентация

Обновлено: 18.05.2024

Конституция РК декларирует нормы и принципы социального государства, провозглашает социальные права как неотъемлемый атрибут свободного развития личности, тем самым обуславливая значительную ответственность государства в решении социальных проблем.

Кроме того, развивается социальное законодательство, представляющее собой правовые нормы, регулирующие в соответствии с Конституцией отношения в социальной сфере. К ним относятся: законодательство о труде, устанавливающее государственные гарантии трудовых прав граждан при соблюдении интересов работников и работодателей; законодательство о социальной защищенности населения, пенсионное законодательство, законодательство о миграции, об образовании, охране здоровья, поддержке населения экологически неблагополучных регионов.

Появление в Конституции норм социального государства обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, сегодня подобные положения прямо или косвенно зафиксированы в Конституции многих стран и подобная форма записи является данью требований времени со стороны Казахстана; во-вторых, социальная трансформация и прежде всего переход от административно-командных к рыночным экономическим моделям требует радикальных изменений, принципов социальной политики, а также подходов к их реализации; в-третьих, казахстанцам, пережившим шок радикальных реформ, наиболее привлекательной была идея такого общества, в котором была бы раскрепощена личная инициатива, позволяющая достигать высокого материального и социального статуса и при этом гарантировалось бы качественное социальное обеспечение и высокая степень социальной защищенности.

Не смотря на то, что нынешняя экономическая ситуация не позволяет говорить о том, что в Казахстане уже сформировано такое государство, тем не менее сам факт провозглашения Республики социальным государством, говорит о том, что интересы, потребности граждан, народа в целом являются главным приоритетом в преобразовании общественной жизни.

Можно сказать, что деятельность социального государства прежде всего связывается с удовлетворением материальных, социальных, духовных потребностей и интересов личности. В свою очередь удовлетворение последних предполагает реализацию всех прав и свобод человека. Только такой подход в решении социальных вопросов может характеризовать Республику Казахстан как со¬циальное государство.

Для Казахстана наиболее приемлемо следующее понимание: социальное государство — государство, обязанностью которого является создание достойных человека условий жизнедеятельности, реализация закрепленных в Конституции и других законодательных актах Республики Казахстан прав и свобод, воплощающих интересы и потребности граждан и руководствующихся принципами гуманизма и взаимной ответственности.

Таким образом, центр тяжести корректировки реформ должен сместиться, с одной стороны, на структурные преобразования в сфере труда и социально-трудовых отношений, с другой, на обеспечение реального приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры), которые должны обеспечить воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечить достойный уровень жизни; в-четвертых, уровень ожиданий и требований общества к государству сегодня значительно превышают его реальные возможности. В связи с этим власть должна постоянно разъяснять гражданам изменившуюся роль государства в социально-экономической жизни общества, конкретных параметров ее ответственности, разграничение функций различных уровней власти в управлении социальной сферой, демонстрируя при этом политическую и финансовую открытость.

Социальное государство ориентировано на развитие рыночного хозяйства, частной собственности, конкуренции, предприимчивости. Не уравнительное распределение благ, а обеспечение каждому достойных условий жизни, в первую очередь, за счет развития производства, его эффективности, индивидуальной ответственности и активности.

Перед социальным государством и социальной политикой, в рамках которой осуществляются его принципы, не стоит задача создания абсолютной социальной справедливости, они призваны обеспечить социальную компенсацию в такой степени, чтобы вследствие неравномерного распределения ресурсов не возникали социальные конфликты, лишения, чтобы не происходила правовая, социальная и культурная изоляция определенных социальных групп.

Дальнейшее развитие страны – это, прежде всего, улучшение жизненного уровня всех слоев общества, высокий уровень и качество жизни населения выступает главным показателем конкурентоспособности стран.

Д.Д.Ешпанова, кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК

Цель: знакомство с отраслями права, формирование мылящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность.

Оборудование: шляпы, бейджеки, электронный учебник.

1. Уходящий год насыщен политическими событиями. В этом году наша страна отмечает 15-летие Независимости. На уроке мы будем продолжать знакомство с отраслями права.

Эпиграф: “Я вижу близкую гибель, того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью”. (Платон)

Эмблема: Корабль с парусами, как символ нашего государства, устремлённого вперёд и стремящегося войти в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.

К нам в гости пришла богиня Фемида – богиня Правосудия с карающим мечом и весами, чтобы она могла взвешивать вину и карать. На глазах же всегда повязка. Повязка знаменовала, что правосудие осуществляется, не взирая на лица. Решение будет верное и справедливое. Богиня Фемида желает всем удачи, честности и справедливости.

Сегодня на уроке у нас нет учеников, – присутствуют прокуроры, адвокаты, судьи, где представлена вся судебная система страны. У каждого бейджик, кого он представляет. Предлагаю группам задание.

Задание: Вы живёте в обществе, где нет ни каких прав. Определите 5 самых главных правил, которые необходимы Вам для нормальной жизни. Спикеры от группы прикрепляют правы к парусу корабля.

  1. Право на охрану;
  2. Право на жизнь;
  3. Право на труд;
  4. Право на получение образования;
  5. Право на получение гражданства.

Наш корабль получился правовым.

Работаем по плану.

  1. Уголовное право: структура, функции и основные принципы.
  2. Дисциплинарная и административно-правовая ответственность.
  3. Гражданские правонарушения и ответственность.

Самостоятельная работа учеников. Работаем методом помет. Для закрепления материала выполняем тест.

– С какой целью назначаются наказания за преступления?

– В исторической поэме М. Жумабаева “Батыр Баян” есть такой эпизод. Известный своей храбростью батыр Баян привёл из очередного похода несколько пленных. Среди них была молодая девушка, сестра джунгарского батыра. У Баяна был младший брат Ноян, который влюбился в пленную девушку. Потеряв, от любви голову, Ноян сбежал с ней в стан врага. Узнав о побеге, Баян бросился в погоню, достал беглецов и убил обоих.

– Как вы думаете, считается ли поступок Баяна преступлением?

2. Президент большое внимание уделяет охране здоровья нации. Ну, а, чтобы быть здоровым необходимо сохранить в чистоте окружающую среду. Просмотр видео сюжета о том, как человек за последнее столетие в результате индустриальной революции загрязнил окружающую среду.

Группа ребят проводит судебное заседание.

Судья: Слушается уголовное дело по обвинению человека, называющего себя Венцом Природы, в преступлениях против планеты Земли. Который изменил численное соотношение флоры и фауны, выбросы загрязнение довёл до критической величины.

Прокурор: Человек вырубает леса, загрязняет атмосферу. Катастрофа неминуема: если человек не повернёт свой технологический руль. Прошу признать человека виновным.

Адвокат: Мне очень трудно защищать человека, так как он во многом виноват. Не имея самого элементарного для жизни, он достиг небывалой высоты. Его не остановил страх, перед стихийными силами природы. Он поставил их себе на службу. Я прошу суд дать возможность искупить свою вину.

Судья: Оглашается приговор. Суд установил. Человек виновен в уничтожении лесов, животных, в загрязнении воздуха и воды. Человек признал свою вину и раскаялся. Учитывая чистосердечное признание, суд приговорил человека признать виновным в совершении и назначить ему наказание с отсрочкой исполнение до конца XXI века. Приговор обжалованию не подлежит.

Вопрос: Какая отрасль права представлена в главенствующем виде?

3. II группа.

Милиционер вводит арестованного в состоянии алкогольного опьянения.

Судья: Гражданин, вы, обвиняетесь в том, что алкоголь завладел вашим разумом, и вы стали от него напрямую зависеть, что является опасным для общества. Вам выносится условное наказание, так как вы признали свою вину и запрещаем Вам впредь, употреблять спиртные напитки, так как это наносит непоправимый вред здоровью и способствует деградации личности.

Яблонская Виолетта: Ярким доказательством этого является избрание Казахстана в Совет ООН по правам человека, за которое проголосовали 182 делегата ООН. Это возлагает большие обязанности на нашу страну в будущем, но это и огромное доверие мирового сообщества.
Казахстан воспользуется предоставленной возможностью шире реализовать работу в сфере продвижения общемировых ценностей — прав и свобод человека.
За годы независимости были предприняты серьезные шаги по внедрению международных стандартов в области прав человека. Примерами этому служат принятие и реализация национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 годы и концепция правовой политики РК на период с 2010 по 2010 год. Данные программные документы направлены на усиление национальной системы защиты прав человека и успешно реализуются во взаимодействии с государственными органами, неправительственными организациями и международными структурами.
Важный вклад в укрепление национальной системы защиты прав человека вносят Комиссия по правам человека при президенте Казахстана, офис уполномоченного по правам человека и созданный консультативный совет НПО. Следует отметить, что в 2012 году казахстанское учреждение омбудсмена успешно прошло аккредитацию в международном координационном комитете национальных правозащитных учреждений ООН. Данное событие необходимо рассматривать в качестве признания усилий нашего государства по созданию условий для эффективного функционирования правозащитных механизмов.

Учитель: Казахстан сегодня ориентируется на европейские стандарты в области защиты и развития прав человека. Чем это можно доказать?
Курочка Рая:
Одним из ярких подтверждений тому является подписание весной этого года президентом Казахстана указа об участии РК в Европейской комиссии за демократизацию через право (так называемая Венецианская комиссия). Данный акт главы государства последовал после решения Комитета министров Совета Европы об удовлетворении соответствующей заявки нашего государства, что явилось свидетельством достижений нашей страны по укреплению верховенства закона.
Казахстан — это открытое демократическое развивающееся светское государство. В настоящее время наша республика вышла на новый этап реализации механизмов защиты прав человека, поскольку фактически завершена работа по присоединению ко всем основополагающим международным конвенциям и договорам в области прав человека (в общей сложности мы присоединились к свыше 60 международным договорам по правам человека). И работа в этом направлении активно продолжается.
Следует подчеркнуть, что Казахстан подтверждает и поддерживает постоянное сотрудничество с международными механизмами контроля по соблюдению прав человека, периодически представляя в органы ООН доклады о выполнении основополагающих правозащитных конвенций и прилагая максимум усилий для реализации полученных рекомендаций.

2. Учитель: Конвенцию о правах ребенка подписали 150 стран мира, в том числе Казахстан. Конвенция ООН о правах ребенка - это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Республика Казахстан ратифицировала этот важный документ в 1994 году. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом. Ребята, вы все ознакомлены со статьями Конвенции. Назовите те статьи, которые вам наиболее близки и понятны.
Дарбинян Анна:
Ст.7 Ребенок имеет право на имя при рождении.
Ст.6 Ребенок имеет право на жизнь.
Ст.20 Ребенок, лишенный семьи, имеет право на особую защиту и помощь.
Ст.21 Право на усыновление, в том числе международное.
Ст.24 Право на медицинское обслуживание.
Ст.26 Право на социальное обеспечение.
Ст. 28 Право на образование.
Ст.31 Право на отдых, участие в культурной жизни.
Ст.37 Право на свободу от произвольного ареста, пыток, на правовую помощь.
Учитель: В Конституции РК закреплены основные положения Конвенции о правах ребенка. А теперь послушаем детей о правах, которые соблюдаются в нашей школе.

Ст.16 Право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту от посягательства на честь.
Ст.24 Право на медицинское обслуживание.
Ст.26 Право на социальное обеспечение.
Ст.28 Право на образование.
Ст.31 Право на отдых, участие в культурной жизни.

Конституции Республики Казахстан государство рассматривается с различных сторон. В статье 1-й Конституции говорится:
"Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы".
Казахстан - демократическое государство. Характеристика Казахстана как демократического государства вытекает из содержания Конституции Республики Казахстан и из деятельности государственных органов.

Содержимое работы - 1 файл

OGP.rtf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Современный гуманитарный технический институт

Республика Казахстан правовое социальное государство

Конституции Республики Казахстан государство рассматривается с различных сторон. В статье 1-й Конституции говорится:

"Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы".

Казахстан - демократическое государство. Характеристика Казахстана как демократического государства вытекает из содержания Конституции Республики Казахстан и из деятельности государственных органов. Демократизм может быть формальным, т. е. закрепленным в правовых нормах. Демократизм может быть не только формальным, но и реальным, т. е. обеспеченным всевозможными гарантиями. Демократический характер государства Казахстана определяется в конституционных принципах. Одним из основополагающих принципов организации государства является выборность главы государства, депутатов Парламента, местных представительных органов. Другим основополагающим принципом деятельности государства является решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. Сюда относятся, в частности, проведение референдума, процедура голосования в парламенте.

Демократичность государства Казахстан выражается и в том, что Конституция устанавливает демократические нормы, позволяющие гражданам выдвигать и выбирать в представительные органы своих представителей, выражающих, и желающих, и способных отстаивать интересы народа в целом, интересы социального и национального меньшинства, законные интересы отдельных граждан.

Демократичность государства Казахстан выражается в демократических способах проведения референдума, который основывается на принципах: 1) добровольности участия в референдуме и свободного волеизъявления граждан; 2) всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании; 3) гласности. На референдум могут быть вынесены вопросы принятия Конституции, конституционных законов, законов Республики, внесение в них изменений и дополнений. На референдум могут выноситься вопросы, связанные с решением иных наиболее важных вопросов государственной жизни Республики.

Демократизм государства Казахстан выражается и в возможности оказывать гражданами, их объединениями влияния на содержание управленческих решений государственных органов и процессов их реализации в своих интересах. Для этого Конституция предусматривает определенные условия. Важнейшим из них является демократический политический режим.

Под политическим режимом понимается система приемов, методов, форм осуществления политической власти в обществе. Политический режим характеризует сущность, формы государства, его отношения с обществом, с отдельным человеком, урегулированные, в первую очередь, нормами конституционного права. Политический режим ярко показывает степень реального функционирования конституционных норм. Конституция Республики Казахстан предусматривает демократический политический режим. Во-первых, он выражается в установлении институтов представительной и непосредственной демократии. Дело, разумеется, не только в юридическом закреплении этих институтов, но и в том, чтобы они могли действовать с целью обеспечения участия граждан в формировании государственных органов, в определении политики государства, все реализации. Во-вторых, демократический политический режим выражается в закреплении широких гражданских прав и свобод и обеспечивании гарантии их реализации. Например, Конституция не только предусматривает свободу предпринимательской деятельности, но и создает, с одной стороны, правовую основу для нее, а, с другой стороны - защищает предпринимателя от незаконных действий должностных лиц. То же самое можно сказать 6 других гражданских правах, свободах. В-третьих, Конституция открывает дорогу для формирования независимых средств массовой информации. Политическая цензура (запрет, контроль), являвшаяся мощным средством тоталитарного режима, ушла в прошлое. Отсутствие цензуры - яркое проявление существования демократического политического режима. Обеспечение независимости средств массовой информации позволяет высвечивать недостатки в работе государственных органов, нарушения закона должностными лицами и укрепляет законность. В-четвертых, политический плюрализм, многообразие политических движений, признанные Конституцией Республики Казахстан, позволяют формированию различных организаций, в том числе оппозиционных, критикующих действия государственных органов. И это, безусловно, одна из гарантий от возможного отступления от демократических методов управления обществом.

Одним из важнейших принципов демократической организаций государства является принцип разделения властей. Конституция Республики Казахстан установила, что государственная власть в Республике осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви с использованием системы сдержек и противовесов.

Система сдержек и противовесов направлена на то, чтобы органы государства, реализуя свои полномочия, не могли рассчитывать на безнаказанность за их нарушение, за узурпацию полномочий других органов.

Проявлением демократизма государства является утверждение национального и народного суверенитета. Национальный суверенитет выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической и духовной сфере. В условиях современного Казахстана национальный суверенитет имеет свои особенности. Дело в том, что в Казахстане имеется одна единственная нация - нация казахов, которая столетиями проживает на своей территории, и здесь она сформировалась как нация. Нигде в мире больше нет казахской нации, хотя казахи проживают во многих странах, и их насчитывается несколько миллионов человек. Новая Конституция Республики Казахстан 1995 г. признала и закрепила этот исторический факт, указав, что "создается государственность на исконной казахской земле" (преамбула). Из этого естественно вытекает, что казахская нация имеет право самоопределяться в государственной сфере, т. е. создавать свою национальную государственность. И признание этого было провозглашено как в законе Республики Казахстан о государственной независимости, так и в Конституции 1993 г. Однако в Казахстане живут представители многих других национальностей в количестве, превышающем половину населения страны. Несмотря на значительное количество, у них отсутствуют признаки нации. Например, в Казахстане живут в большом количестве русские, украинцы, узбеки, корейцы, уйгуры, и т. д. У каждой этой этнической группы есть исконная родина, где живут соответствующие нации, но поскольку они являются гражданами Республики Казахстан, то они имеют право на самоопределение в государственной сфере. Но не будучи нациями на территории Казахстана, они находятся в политико-правовой связи с государством как часть населения, народа страны. В силу этого в условиях Казахстана следует говорить о самоопределении в государственной сфере не одной только казахской нации, а всего народа Казахстана. В политическом отношении национальный суверенитет сливается с народным суверенитетом и как таковой является источником государственной власти, государственного суверенитета. Этим самым снят опасный источник напряженности в межнациональных отношениях. Особое значение имеет национальный суверенитет в духовной сфере. Национальный суверенитет в условиях многонационального Казахстана реализуется путем предоставления права казахской нации, всем национальным группам возможности реализации их этнической, культурной, языковой самобытности, путем содействия их активному участию во всех сферах общественной и государственной жизни. Т

Идея поддержки национальной самобытности проживающих в Казахстане национальных групп была заложена в Декларации о государственном суверенитете Казахстана, принятой 25 октября 1990 г.

"Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР".

Чрезвычайно важным в условиях современного Казахстана оказался вопрос о языках. Хотя казахский язык в период Советской власти наряду с русским признавался государственным языком, фактически сфера применения казахского языка сузилась до опасных пределов. Из употребления в государственной сфере он почти был вытеснен. В силу необходимости поднятия его значения, казахский язык был объявлен государственным. Однако в стенах Парламента, а также в средствах массовой информации вопрос о придании русскому языку также значения государственного превратился в острейшую проблему. Новая Конституция 1995 г. в этом вопросе пошла на существенный компромисс, установив, что русский язык употребляется официально в государственных органах и организациях и в органах самоуправления "наравне с казахским". Этот вопрос всесторонне отрегулирован в новом законе о языках.

Существенным признаком суверенитета государства является верховенство государственной власти. Верховенство позволяет создавать самостоятельную систему национального права, которая регулирует важнейшие стороны общественных отношений, устанавливает единый на всей территории правовой порядок, определяет правовой статус государственных органов, права, свободы и обязанности граждан. Верховенство государственной власти проявляется в верховенстве на территории Казахстана Конституции Республики, затем законов и других нормативных правовых актов, принимаемых высшими органами государственной власти.

Другим признаком суверенитета является единство государственной власти. В Конституции Республики Казахстан отмечается, что "государственная власть в Республике едина" (статья 3, п. 4). Единство государственной власти выражается в существовании системы органов, объединенных в высшую государственную власть. Она разделяется на ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделяясь, эти ветви единой государственной власти в рамках своих полномочий выполняют функции всего государства.

Наделение Парламента, правительства и судебных органов самостоятельными полномочиями не означает, что они абсолютно независимы друг от друга. Они являются органами одного государства. К тому же они оказывают влияние друг от друга. Например, Парламент может выразить недоверие правительству и т. д.

Становление правового государства в Казахстане. Правовое государство создается в процессе длительного исторического развития. Поэтому в Конституции Республики Казахстана записано, что страна встала на путь формирования правового государства.

Первым показателем правового государства является верховенство закона, его господство в общественной жизни. Наиболее важные стороны общественной жизни должны регулироваться посредством законов, Конституция ориентирует законодательный орган на это обстоятельство. В соответствии с Конституцией Парламент Республики Казахстан "вправе издавать законы, которые регулируют важнейший общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы" и т. д. Президенту могут быть переданы законодательные полномочия, и он может издавать указы, имеющие силу законов. В определенных случаях народ через референдум может принимать акты, имеющие силу конституционных и обычных законов. Расширение круга субъектов, имеющих право принимать законы, показывает намерение государства стать правовым.

Другим важным принципом правового государства является обязательность для всех государственных органов, должностных лиц требований законов. Законы исходят главным образом от государства, его органов. Следовательно, в первую очередь, само государство берет на себя обязательство соблюдать требования законов. Во всех случаях реализация восходит к государству, его органам. Либо государственные органы следят за реализацией законов, либо они сами применяют законы, либо они обеспечивают применение законов, либо они применяют меры воздействия на нарушителей и т. д. Следовательно, принимая законы, государство не только берет на себя обязательство выполнять требования законов, но и следит за всем ходом выполнения положении законов всеми субъектами. В число субъектов относятся государственные органы, служащие всех рангов и положений. Притом выполнение положений законов государством, его органами и должностными лицами имеет исключительное значение в становлении правового государства. "Правовое государство" - это не только государство где формируется право, принимается множество законов. "Правовое государство" вместе с тем такое государство, где деятельность государственных органов и учреждений основана исключительно на принятых законах. Нарушение положений действующих законов должностными лицами, государственными органами, тем более государством в целом ведет к тяжелым последствиям для самого государства. Даже при наличии большого числа хороших законов нарушение их государственными органами, с одной стороны отодвигает процесс формирования правового государства, а с другой стороны, порождает недоверие населения к нему. Нарушения законов государственными органами и должностными лицами всегда были и долго еще будут. Таковые имеют место даже в самых развитых государствах, которые можно считать правовыми. Но речь идет, во-первых, о масштабах нарушений, а во-вторых, о решимости государства постоянно к неуклонно бороться с ними. Если нарушения приобретают массовые масштабы и государство либо бессильно, либо не замечает их, тогда трудно вести речь о формировании правового государства. Особенно масштабными могут быть эти нарушения в переходные и кризисные периоды. Нарушения могут проявляться в злоупотреблениях служебным положением, в принятии незаконных решений исполнительными органами, в коррупции, во взяточничестве, в хищениях и т. д.

Важным принципом правового государства является неуклонное соблюдение законов гражданами. Для этого необходимо знать законы, другие нормативные правовые акты, устанавливающие Права, свободы и обязанности граждан. Для того, чтобы обеспечить знание законов Конституция предусматривает официальную публикацию законов, всех нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан. Печатание является обязательным условием их применения - это конституционное положение имеет большое значение в правовом просвещении граждан, поскольку они имеют возможность знакомиться с нормативными правовыми актами, касающимися их прав, свобод и обязанностей. Указанное конституционное положение должно обеспечить доступность для граждан многочисленных ведомственных актов, в которых конкретизируются права и обязанности граждан. Нередко государственные органы стараются не публиковать свои нормативные правовые акты, ограничивая доступ к ним граждан. Одна из причин этого - наличие в этих актах положений, нарушающих законные права и свободы граждан.

Другим важным условием выполнения гражданами положений законов является формирование их правосознания. Этому вопросу не уделялось должного внимания. Коренное изменение отношения государства к вопросам правового просвещения населения началось с постановления Президента Республики от 21 июня 1995 г. "О мероприятиях по осуществлению правового всеобщего обучения" в стране. Это - акт большого политического значения, в его основе лежит идея обеспечивания формирования правового государства. В нем предусматривается обучение правовым и нравственным нормам с дошкольного возраста. Правовым обучением охватываются граждане всех возрастов и всех слоев, независимо от сферы обучения, работы и служебного положения вплоть до министров. И законопослушные граждане, и безупречно исполняющие законы государственные служащие, и нарушители законов формируются с детского возраста.

Соблюдая требования законов, граждане конечно же должны чувствовать свою ответственность перед государством. Но это не означает, что ответственность должна носить односторонний характер. Не только граждане должны быть ответственны перед государством,, но и государство должно быть ответственно перед гражданами Раньше существовало представление, что права и свободы граждан - своеобразный дар государства гражданам. На самом деле многие права и свободы являются естественными, закрепляемыми в законах. Даже те права и свободы граждан, которые государство признает, объективно обусловлены. Государство несет ответственность за их охрану, создание условий для их реализации, Государство, его органы, учреждения, должностные лица должны обеспечивать реализацию прав и свобод граждан. При том они должны служить всему обществу, не деля их на классы, социальные слои, национальные группы. Они должны служить именно человеку, обеспечивать его законные права и свободы. И это одна из основных черт правового государства, о чем говорится в статье 1-й Конституции: "Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Читайте также: