Республика провозгласила свой суверенитет является ли она после этого субъектом международного права

Обновлено: 02.07.2024

Государства как основные субъекты международного права

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).

Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была дана в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими условиями:

  1. постоянное население;
  2. определенная территория;
  3. правительство;
  4. способность вступать в отношения с другими государствами.

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть.

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость . Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства.

Территория является неотъемлемым условием существования государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства.

Государства-участники Заключительного акта рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от любых или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам г. и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета .

Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения государств в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права г. все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

  1. государства юридически равны;
  2. каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
  3. каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
  4. территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
  5. каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  6. каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Любое государство обязано поддерживать отношения с другими государствами в соответствии с нормами международного права и в соответствии с тем принципом, что суверенитет каждого государства подчинен (верховенству) международного права.

Особенности правосубъектности федеративных государств

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.

  1. внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;
  2. внешнеэкономические отношения РФ;
  3. оборона и безопасность;
  4. определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Вне пределов ведения РФ и совместных полномочий субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Республики не вправе:

  • вступать в отношения с иностранными государствами;
  • заключать с ними межправительственные договоры;
  • обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами;
  • быть членами межправительственных организаций.

Республики могут заключать международные договоры по вопросам, входящим в их компетенцию. Однако в любом случае эти договоры должны носить вторичный, производный характер. Они могут содержать нормы, обеспечивающие реализацию соответствующих договоров РФ. В целях обеспечения выполнения таких договоров республики могут иметь свои представительства в иностранных государствах, которые не являются дипломатическими учреждениями.

Например, в соответствии со ст. 14 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти города федерального значения Москвы 1998 г. Москва вправе выступать самостоятельно и по поручению органов государственной власти РФ участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции РФ, федеральному законодательству и международным договорам РФ. Москва вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с административно-территориальнымиединицамииностранныхгосударств,субъектами иностранных федераций и иными иностранными партнерами в соответствии с федеральным законодательством.

Субъекты международного права – это участники международных отношений, обладающие необходимыми для этого правами и обязанностями, осуществляющими их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Главное свойство субъекта - юридическая способность к самостоя­тельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами.

Основными субъектами международного права являются - государ­ства, нации, борющиеся за государственную независимость, и международные (межгосударственные организации). Эти субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособности), которая включает в себя такие важные права, как право заключать международные договоры, быть членами международных ор­ганизаций, иметь свои официальные представительства (дип­ломатические, консульские и др.), участвовать в работе международных конференций и т.д.

Кроме этих основных субъектов, существуют и иные субъ­екты. Некоторые из таких субъектов представляют собой госу­дарственно-подобные образования. Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое вре­мя (Данциг). Особый статус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объединения Германии в 1990 г.).

Среди основных субъектов международного права на первом месте стоят государства. Государство — главная по­литическая организация современного общества. Над госу­дарствами в международных отношениях нет верховной власти, которая могла бы диктовать им правила поведения в отношениях друг с другом. Государства одновременно являются главными создателями и гарантами соблюдения норм меж­дународного права. В то же время государства юридически не подчинены друг другу. В этом выражается суверенитет госу­дарств. Суверенитет — неотъемлемое качество государства как субъекта международного права. Он возник вместе с государ­ством. В мире сейчас около 200 суверенных государств. Почти все они — члены ООН.

Государство становится субъектом международного пра­ва в силу факта своего возникновения в качестве суверенного государства, как выражение самоопределения народа или нации. Десятки новых суверенных государств — полноправных субъектов международного права — появились таким путем после вто­рой мировой войны в Азии, Африке, других регионах мира. Вследствие распада или разделения ряда государств (СССР, Чехословакии, Югославии) в Европе возникло более десятка новых субъектов международного права: Российская Федера­ция, Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Чехия, Словакия, Бос­ния и Герцеговина, Словения, Хорватия и другие. Они стали полноправными членами ООН и иных международных организаций, заключают международные договоры, обменива­ются дипломатическими и консульскими представителями. Круг субъектов международного права непрерывно расширяется, и этот процесс еще не завершен.

Право народа (нации) на самоопределениеозначает пра­во свободно, без всякого вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономичес­кое, социальное и культурное развитие.




Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. регламентирует, что все народы имеют право на самооп­ределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой полити­ческий статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культур­ное развитие. Право народов (наций) на самоопределение применительно к каждому народу раскрывается через его национальный суверенитет, озна­чающий, что каждый народ имеет суверенное право на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное сущест­вование, на свободный выбор путей развития.

Значение принципа самоопределения подчеркивается правом каждо­го построившего свою государственность народа определять внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое, экономическое, социальное и культур­ное развитие. Если же речь идет о самоопределении отдельных народов в рамках самостоятельного государства, то вопрос должен решаться на основе кон­кретных обстоятельств в контексте взаимосвязанных друг с другом основных принципов международного права. Реализация самоопределения од­ним народом в рамках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов.

Необходимо различать самоопределение народов (наций), не имею­щих какой-либо государственности, от самоопределения народов (наций), уже достигших государственности. Если в первом случае национальный суверенитет народа еще не обеспечен государственным суверенитетом, то во втором случае народ уже реализовал свое право на самоопределение, и его национальный суверенитет находит защиту со стороны государства - самостоятельного субъекта международного права. Самоопределение на­рода внутри многонационального государства вовсе не предполагает обя­зательности отделения и создания собственного самостоятельного госу­дарства. В первую очередь такое самоопределение связано с повышением уровня самостоятельности, но без угрозы правам человека и территори­альной целостности государства.

Субъектами международного права, как правило, являются народы (нации), находящиеся в колониальной зависимости от метрополии, но бо­рющиеся за независимость и создание суверенного государства путем реализации права на самоопределение.

Колониальный народ (нация) имеет право на волеизъявление в лю­бой форме с целью получения независимости от метрополии, включая пра­ва на установление с суверенными государствами официальных отноше­ний, регулируемых нормами дипломатического и консульского права, и право на участие в деятельности международных организаций.

Одним из основных прав народа (нации) является право на междуна­родно-правовую защиту и получение поддержки от других субъектов меж­дународного права.

К производным субъектам международного права отно­сятся международные межправительственные организации. Производными субъектами они называются потому, что создаются государствами путем заключения договора - учре­дительного акта, являющегося уставом организации. Объем правосубъектности, как и ее предоставление, зависит от воли государств-учредителей и закрепляется в уставе международ­ной организации.

Международная организация, не обладая суверенитетом, источником своих прав и обязанностей в сфере реализации своей компетенции, имеет международный договор, заключенный между заинтересованными госу­дарствами.

Организация становится субъектом меж­дународного права, если государства-учредители наделяют организацию международными правами и обязанностями. Ее компетенция имеет специфический характер в том смысле, что права и обязанности международной организации отличаются от прав и обязанностей государства. Если правосубъектность государства не ограничена ни в предмете правового регулирования, ни в объеме правомочий, то право­субъектность организации определена теми конкретными задачами и це­лями, которые установлены государствами в учредительном акте, создаю­щем организацию. В связи с этим каждая международная организация имеет свой, присущий только ей, круг прав и обязанностей. Однако, не­смотря на различия в характере и объеме прав и обязанностей, организа­ции функционируют в рамках международного права и имеют признаки, обеспечивающие правосубъектность международной организации.

Созда­ние и функционирование международной организации имеет правомер­ную основу, если соответствуют нормам международного права, в первую очередь - его основным принципам.

Каждой международной организации присуща договорная правоспо­собность, специфика и объем которой определяются ее уставом. Поэтому объем правосубъектности у между­народных организаций не одинаков. Наибольшим объемом правосубъектности обладает ООН.Ее членами являются около 190 государств.

ООН координирует сотрудничество государств-членов в политических, экономических, социальных, культурных, гу­манитарных областях и занимает центральное место среди других международных организаций. 16 универсальных меж­дународных организаций, осуществляющих сотрудничество государств в конкретной сфере, определенной их уставом, свя­заны с ООН особыми соглашениями, закрепляющими за ними статус специализированного учреждения ООН.

Международные организации, имеющие такой статус (Международная организация труда (МОТ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный валютный фонд (МВФ) и др.), подконтрольны ООН, отчитываются перед ней, получают рекомендации.

Все иные международные организации, включая и регио­нальные, объединяющие государства, принадлежащие к одно­му географическому району: Европейский Союз, Совет Европы, Лигу арабских государств (ЛАГ), Содружество Не­зависимых Государств (СНГ) и другие, должны действовать в соответствии с принципами, закрепленными в Уставе ООН.

Особая международная правосубъектность ООН объясня­ется наличием системы коллективной безопасности, закреп­ленной в Уставе.

В силу указанных полномочий Совет Безопасности ООН может обязать государства, даже не являющиеся членами ООН, в случае кон­фликтной ситуации к любому мирному способу разрешения спо­ра, закрепленному в Уставе ООН, а в случае вооруженного конфликта, либо совершения государством иного международ­ного преступления принять резолюцию о применении к государ­ству-нарушителю политических, экономических санкций.

При продолжении противоправного поведения государ­ства-нарушителя Совет Безопасности ООН в качестве край­ней меры может принять резолюцию о применении против него военных санкций коллективных вооруженных сил, состоя­щих из национальных военных контингентов государств - чле­нов ООН.

Число государств членов международного сообщества не является постоянным, оно увеличивается в связи с возник­новением новых государств. Для того чтобы новые государства могли реализовать свою правосубъектность и осуществлять сотрудничество с другими государствами, необходимо признание со стороны последних.

Признание - односторонний акт государства, в котором оно констатирует появление на международной арене нового государства и выражает желание сотрудничать с ним. В меж­дународном праве нет специального соглашения, закрепляю­щего критерии признания и его юридические последствия. Признание базируется на практике государств. Из прин­ципа сотрудничества государств, закрепленного в Деклара­ции ООН о принципах международного права 1970 г., вытекает, что государства должны признавать любое право­мерно возникшее государство, внешняя политика которого свидетельствует о приверженности принципам международно­го права.

Так, государства - члены Европейского Союза в своем заявлении от 9 декабря 1991 г. выдвинули следующие критерии для признания новых госу­дарств Восточной Европы и на территории бывшего Советс­кого Союза:

· соблюдение положений Устава ООН и обязательств по Хельсинкскому Заключительному акту Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. и Парижской Хартии для новой Европы 1990 г., особенно касающихся вер­ховенства закона, демократии и прав человека;

· гарантии прав этнических и национальных меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках ОБСЕ;

· уважение нерушимости границ, которые могут быть из­менены только мирными средствами и по взаимному согласию;

· принятие всех обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия.

Практика государств выработала различные объемы признания. В свя­зи с этим существуют две формы признания: юридическая и фактическая.

Юридическое признание в свою очередь подразделяется на при­знание де-юре и признание де-факто.

Де-юре является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими предста­вительствами, т. е. установление стабильных политических отношений. Способы оформления пол­ного юридического признания могут быть различными. Чаще всего государства демонстрируют свое желание установить дипломатические и иные связи с признаваемым государством в каком-то официальном документе. Возможно и подразумеваемое признание.

Де-факто, как особая юридическая форма признания, является непол­ной, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений. От юридического официального признания следует отличать при­знание фактическое неофициальное. Оно осуществляется в форме по­стоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания счита­ется признание ad hoc (разовое, на данный случай). Признание оформляется актом признающего государства.

Признание государства как субъекта международного права одно­временно означает и признание его правительства. Если в акте, оформ­ляющем признание, говорится о признании правительства, то это означает и признание государства.

Субъект международного права является носителем международных прав и обязанностей, которые возникают в соответствии с общепризнанными нормами международного права либо положениями международно-правовых актов. Понятие субъект международного права характеризуется следующими признаками:

Во-первых, они являются участниками международных отношений и могут иметь субъективные юридические права и обязанности.

В связи с этим они должны обладать следующими свойствами:

  • обладать внешней обособленностью;
  • выступать в международных отношениях в виде единого лица;
  • иметь способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;
  • принимать участие в создании норм международного права.

Во-вторых, субъекты международного права обладают свойствами субъекта в соответствии с нормами международного права, являющимися обязательной основой их деятельности.

Субъекты международного права условно делятся на первичные и производные. Первичными субъектами являются государства, народы и нации. Производные субъекты международного права создаются первичными. Ими могут быть межправительственные организации или государственно-подобные образования. Особыми субъектами международного права являются индивиды.

Поскольку международное право создается государствами и регулирует межгосударственные отношения, то, соответственно, субъектами международного права выступают государства.

На государства возлагаются определенные права и обязанности, которые основываются на принципах международного права. Субъектами международного права могут быть унитарные и федеративные государства (рис. 1). Члены федерации, которыми являются республики, области, штаты, сохраняют некую внутригосударственную самостоятельность, но конституционным правом самостоятельного участия во внешних сношениях не обладают.

Готовые работы на аналогичную тему

Конфедерация наряду с государствами-членами может выступать субъектом международного права, если на нее было возложено осуществление определенных задач в сфере международных отношений.

Исторически сложилось несколько способов образования новых государств как субъектов международного права:

  • смена государств одного исторического типа другим;
  • возникновение государства в ходе получения колониальным народом независимости;
  • территориальные изменения в связи с объединением нескольких государств в одно, либо в связи с распадом одного государства на несколько или в результате отделения одного государства от другого.

Во всех этих случаях имеет место вопрос о признании новых государств субъектами международного права.

Субъекты международного права. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Субъекты международного права. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Государства как основные субъекты международного права

Основным субъектом международного права является государство, поскольку оно обладает первоначальной правосубъектностью. Государства имеют наибольший объем международных прав и обязанностей.

Им присущи следующие признаки:

  • аппарат власти и управления;
  • территория;
  • население;
  • суверенитет.

Суверенитет государства характеризуют самостоятельность государства, верховенство и неограниченность его власти внутри страны, а также независимость и равноправие во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитету присущи международно-правовой и внутренний аспекты.

Международно-правовой аспект заключается в том, что государство рассматривается международным правом как субъект и участник международных отношений в целом, а не по отдельности государственные органы и должностные лица. И все международно-правовые действия, которые совершаются должностными лицами государства, специально уполномоченными, считаются совершенными от имени этого государства. Суть внутреннего аспекта состоит в территориальном верховенстве и политической независимости государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основой международно-правового статуса государства являются права, перечисленные в различных международно-правовых источниках. К ним относятся:

  • право на суверенное равенство;
  • право на самооборону;
  • право создание международно-правовых норм;
  • право на участие в международных организациях.

Долг каждого государства – соблюдать международно-правовые принципы и уважать правосубъектность других государств. Суть правовой природы суверенитета состоит еще и в том, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия.

Российская Федерация как субъект международного права

В декабре 1991 года Союз ССР прекратил свое существование как федеративное государство и как субъект международного права, что означало конституирование Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее (до апреля 1992 г. — РСФСР По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система России подробнее ) в качестве суверенного государства с самостоятельным международно-правовым статусом.

Российская Федерация является суверенным государством, которое осуществляет полноту власти на всей своей территории и самостоятельно действует во внешней сфере. России присущи все признаки основного субъекта международного права.

Российская Федерация – это демократическое федеративное государство, состоящее из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые являются равноправными субъектами Российской Федерации.

Республика, находящаяся в составе Российской Федерации, имеет свою конституцию и своё законодательство. У края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа имеется свой устав и законодательство.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находятся:

  • федеративное устройство и территория РФ;
  • права и свободы человека и гражданина, регулируемые государством и находящиеся под его защитой;
  • гражданство;
  • внешняя политика и международные отношения;
  • международные договоры РФ;
  • вопросы войны и мира;
  • внешнеэкономические отношения РФ;
  • оборона и безопасность;
  • определение статуса и защита государственной границы РФ.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации, полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее , федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и субъектов РФ имеют право осуществлять международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также участвовать в деятельности международных организаций. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Субъектами международного права являются

  • граждане и иностранцы
  • государства
  • юридические лица
  • физические лица
Вопрос 2

Нормы международного права возникают в результате

  • принятия законов
  • договоров и соглашений
  • издания указов
  • молчаливого согласия
Вопрос 3

Отрасль международного права, принципы и нормы которой направлены на ограничение причиняемых вооружёнными конфликтами страданий и бедствий, называется

  • военным правом
  • гуманитарным правом
  • правом мирного сосуществования
  • антивоенным правом
Вопрос 4

Какой принцип отличает международное право?

  • юридического равенства участников
  • свободы договора
  • суверенного равенства государств
  • презумпции невиновности
Вопрос 5

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Международное ___ (А) – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между ____(Б) и другими субъектами международного общения. К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными _____ (В), между государствами и государство-подобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют ____(Г) международного права. ____ (Д) международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений _____ (Е) международного права или иных субъектов.

Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и её применение является

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Вопрос 6

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«____________(А) проявляется в обязательности решений власти для всего населения, возможности отмены решений других организаций, исключительным __________(Б) устанавливать общеобязательные права и обязанности и применять насилие. Уважение суверенитета другой страны является основополагающим принципом ____________(В), который закреплён в уставе ООН.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Вопрос 7

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Статуты Международного Комитета Красного Креста, являются _______(А) основой, определяющей деятельность движения. Статуты, состоящие из 18 статей, определяют миссию Красного Креста, новую организационную структуру, контроль за расходом средств и управлением _______(Б), бюджет Международного Комитета Красного Креста и взаимоотношения этой организации с _______(В) организациями. Статуты также подчёркивают тот факт, что Международный Комитет Красного Креста является одним из основных защитников верховенства _______(Г) права. Основная Женевская _______(Д) об отношении к раненым на поле боя была подписана государствами-участниками Красного Креста. В течение последующих лет был принят ряд значительных поправок и дополнений. В частности, регламентировалось отношение к _______(Е) во время вооружённых конфликтов.

Вопрос 8

1) суверенное равенство государств 2) в случае необходимости применение силы 3) неприменение силы или угрозы силы 4) мирное разрешение международных споров 4) вмешательство во внутренние дела государств

5) сотрудничество.

Юридические нюансы становления Таджикистана как независимого и суверенного субъекта международного права

9 сентября 1991 года Таджикистан обрел Государственную независимость. Таджикский народ, который в течение более 1100 лет в силу определенных обстоятельств был лишен своей государственности, обрел суверенитет. Суверенный Таджикистан стал субъектом международного права, то есть носителем международных прав и обязанностей, участником международных правоотношений.

Проректор по международным связям Российско-Таджикского (славянского) университета, кандидат юридических наук, доцент Умед МАНСУРОВ рассказал о юридических нюансах становления Таджикистана как независимого и суверенного субъекта международного права.

Важным и основополагающим этапом развития международной правосубъектности Республики Таджикистан является юридическое закрепление статуса государства в качестве субъекта международного права в Декларации о государственном суверенитете от 24 августа 1990 года и в Заявлении о Государственной независимости от 9 сентября 1991 года.

Так, 27 августа 1991 года было подписано Соглашение об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Казахской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР и Узбекской ССР. Однако, несмотря на то, что в Декларации провозглашалась самостоятельность Таджикистана в международных отношениях, зарубежные страны стали устанавливать дипломатические отношения с ним лишь после признания его в качестве независимого государства.

21 декабря 1991 года распался Советский Союз. В Соглашении о создании СНГ от 8 декабря стороны констатировали, что СССР прекратил свое существование как субъект международного права и геополитической реальности. После образования СНГ многие государства мира стали заявлять о признании бывших советских республик в качестве новых независимых государств. Так, в ноте государства Израиль от 25 декабря 1991 года сообщалось, что принято решение официально признать все республики бывшего СССР, провозгласившие о своей независимости, и установить с ними дипломатические отношения.

Со стороны Европейского сообщества были согласованы Критерии признания новых государств в Восточной Европе и на территории Советского Союза:

И уже в начале 1992 года государства начали устанавливать дипломатические отношения с Таджикистаном. Например 4 января -Китай, 8 января — Иран, 29 января — Турция, 14 февраля — США, 3 марта — Франция, 26 марта — Израиль, 8 апреля — Россия и т. д. Стали открываться дипломатические представительства зарубежных государств. Первым свое посольство открыл Иран (8 января 1992 г.), затем открыли свои посольства Китай, США, Турция, Россия и Пакистан. В свою очередь, Указом Президента Таджикистана от 25 августа 1992 г. предусматривалось открытие посольств Республики Таджикистан в Афганистане, Иране, Пакистане, Бельгии, Саудовской Аравии, Китае, Турции, США, ФРГ и генерального консульства в столице Индии. Первым дипломатическим представительством Таджикистана в Европе стало Посольство Таджикистана в ФРГ, которое открылось в сентябре 1994 г.

В случае с членством в ООН ситуация была иная. Как известно, до распада Советского Союза членом ООН был СССР, а из союзных республик — только Украинская ССР и Белорусская ССР. Поэтому членство в ООН сохранили Россия (как государство-продолжатель СССР), Украина и Беларусь. Другим бывшим республикам Союза ССР, в том числе Таджикистану, необходимо было подать заявку на членство в ООН.

29 января 1992 г. на своем заседании Совет Безопасности принял резолюцию о рекомендации Генеральной Ассамблее принять Республику Таджикистан в члены ООН (S/RES/738). Если Совет Безопасности рекомендует принять в члены ООН подавшее заявление государство, Генеральная Ассамблея рассматривает вопрос о том, способно ли оно выполнять обязательство по Уставу ООН. Ассамблея решает большинством присутствующих и участвующих членов Организации вопрос о приеме в члены ООН.

2 марта 1992 г. на состоявшемся пленарном заседании 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН были приняты 8 бывших республик СССР, ставших независимыми государствами, среди которых был и Таджикистан. Резолюция Генеральной Ассамблеи была принята путем аккламации, т. е. без голосования, под аплодисменты всего зала. Первоначальные проекты этих резолюций были внесены Россией, Украиной, Беларусью. А соавторами проекта резолюции по Таджикистану стали более ста государств.

Таким образом, прием в ООН Республики Таджикистан явился высшим юридическим подтверждением признания мировым сообществом Таджикистана как полноправного субъекта международного права и международных отношений.

Республика Таджикистан как субъект международного права имеет основные права и несет основные обязанности в качестве участника межгосударственного общения. Международная правосубъектность Таджикистана находит свое конкретное выражение в наличии у него и осуществлении им таких международных прав :

  • право на уважение суверенитета;
  • право на независимость и территориальную неприкосновенность;
  • право на суверенное равенство;
  • право на участие в международных конференциях;
  • право на членство в международных организациях;
  • право на установление дипломатических и консульских отношений;
  • право на создание норм международного права путем заключения международных договоров;
  • право на индивидуальную и коллективную самооборону;
  • право на защиту своих граждан за рубежом

и международных обязанностей, как:

  • обязанность выполнять свои международные обязательства;
  • обязанность уважать суверенитет и не вмешиваться в дела других государств;
  • обязанность сотрудничать с другими государствами;
  • обязанность решать международные споры мирными средствами и др.

В настоящее время наше государство активно участвует в международных отношениях, в различных формах реализует свою международную правосубъектность:

Читайте также: