Республика как форма правления понятие признаки и виды сравнительно правовой анализ

Обновлено: 02.07.2024

Форма государственного правления представляет собой структуру, порядок образования и взаимодействия высших органов государственной власти. Формы государственного правления подразделяются на монархические и республиканские.

Республика (лат. - общественное дело) - форма государственного правления, при которой верховная власть в стране принадлежит избранным на определённый срок органам государственной власти - парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и самоуправление.

Типичным для современных республик главой государства является единоличный президент. Это должностное лицо возглавляет государство в 150 странах мира (из приблизительно 200), остальные имеют ту или иную монархическую форму правления. Однако его правовой статус, полнота полномочий и их характер зависят от разновидности республиканского устройства.

Признаки республики:

• Власть главы государства и высших государственных органов делегируется им народом.

• полномочия главы государства ограничены определённым сроком;

• граждане имеют возможность участвовать в управлении делами государства.

• Разделение властей (на законодательную, исполнительную, судебную).

• Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.

• Высокий авторитет судебной власти.

Современные республики делятся на парламентарные, президентские, смешанны, (полупрезидентские) и социалистические.

1. Парламентарная республика (фр. раг1е - говорить). Признаки парламентарной республики:

• Верховенство власти парламента.

• Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах.

• Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

• Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев.

• Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов после чего правительство обязано уйти в отставку.

2. Президентская республика, характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства, и, действующий наряду с парламентом.

Признаки президентской республики:

• Президент назначает правительство, которое несет перед ним политическую ответственность.

• Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.

• Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков.

• Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом.

• Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны.

3. Смешанная (полупрезидентская) республика - сочетает черты парламентарной и президентской республики, а также новых черт. Главной чертой президентской власти в данной разновидности республик является стремление поставить президента над ветвями власти, над институтами государства, но не в качестве лица, сосредоточивающего в своих руках полномочия других ветвей власти, а в качестве арбитра в отношениях с ними.

Признаки смешанной республики:

• Отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством - президент в формально-правовом смысле отделен от руководства исполнительной властью, которое конституцией возложено на правительство.

• Возможность роспуска парламента по инициативе президента в случае непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня. В настоящее время существуют в Украине, России, Франции.

4. Социалистическая республика - возникла в ряде стран в результате социалистической революции. Ведущая роль принадлежит представительным органам, которые составляют основы аппарата государственной власти. Высшие и местные органы объединяются в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма. Отсутствует разделение законодательной и исполнительной власти. Отличительная особенность - правящая, как правило, коммунистическая партия подменяет собой государственную власть. Господствует плановое ведение хозяйства, основанное на государственной форме собственности. Известны три разновидности социалистических республик: Парижская коммуна. Советская республика, народно-демократическая республика.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Введение…………………………………………………………………3
Республика как форма правления: понятия и признаки………………..
Парламентская республика………………………………………4
Президентская республика………………………………………6
Смешанные республиканские формы правления…………………13
Заключение…………………………………………………………..37
Список использованной литературы………………………………..39
Словарь юридических терминов……………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

    1. Республика как форма правления: понятия и признаки………………..
    2. Парламентская республика………………………………………4
    3. Президентская республика………………………………………6
    4. Смешанные республиканские формы правления…………………13

    Список использованной литературы………………………………..39

    Словарь юридических терминов……………………….

    Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти.

    Т.е. под формой правления понимается организация власти характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.

    Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

    Задачей данной работы является исследование республиканской формы правления.

    Актуальность темы очевидна, т.к. научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства.

    Предметом рассмотрения данной курсовой работы являются виды республик.

    Объект исследования: республиканская форма правления.

    Цель данной работы: Выявить виды республики

    Структура работы: Состоит из одного раздела, а так же введения, заключения и списка использованной литературы.

    Методы исследования :сравнительно –исторический, метод системного анализа, хронологический.

    1. Республика как форма правления: понятия и признаки.

    Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление. 1

    Общими признаками республиканской формы правления являются:

    • существование единоличного и коллегиального главы государства;
    • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
    • осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
    • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
    • обязательность решений верховной государственной власти.

    Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

    Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

    • парламентарные;
    • президентские;
    • смешанные (полупрезидентские).
    1. Парламентская республика.

    Разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

    В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

    Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет. 2

    Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

    Глава правительства (премьер- министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

    Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

    Одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

    Наиболее характерные черты президентской республики :

    • внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
    • ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
    • более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

    Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В конституции США, а именно в статье IV утверждается следующее: “Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления”. Республиканская форма правления в США реализовалась в виде президентской республики: президент республики - глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.

    За основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов. В конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями власти - конгрессом, президентом и верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Фактические отношения между тремя основными органами власти - конгрессом, президентом (он именуется не президентом республики, а президентом США) и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается незыблемым.

    Все установленные полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей. Но конституция говорит не о законодательной власти вообще, а лишь о полномочиях законодательной власти, указанных в самой конституции. Следовательно, Конгресс обладает ограниченными законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими полномочиями. 3

    Исполнительная власть осуществляется Президентом, его полномочия весьма объемны. В его непосредственном подчинении находится весь государственный аппарат управления: министры, главы многочисленных ведомств, он непосредственно руководит огромным исполнительным аппаратом. Президент республики и исполнительный государственный аппарат образуют в США президентскую власть. Президент формирует администрацию, кабинет министров, исполнительные правления. Кабинет министров является консультативным органом, президент не обязан следовать его советам. Кабинет министров не принимает никаких правительственных актов.

    Как уже упоминалось, исполнительная власть в Соединенных штатах принадлежит президенту. Президент США является главой государства и правительства. Его полномочия в сфере государственной деятельности огромны. В отличие от императора Японии, в непосредственном подчинении президента находятся весь государственный аппарат управления.

    Президент США избирается косвенным путем сроком на 4 года. Одно и то же лицо может избираться президентом не более двух раз. Избирательная компания по выборам президента начинается задолго до того, как избиратели явятся на избирательные участки, чтобы проголосовать за выборщиков. В первых числах ноября избиратели голосуют за выборщиков по штатам. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько избрано представителей и сенаторов от штата в конгресс. При избрании выборщиков устанавливаются многомандатные избирательные округа (один штат - один округ) и применяется мажоритарная система относительного большинства. При этой системе список выборщиков от одной партии, получивший относительно больше голосов, чем другие списки, завоевывает все места от данного штата в коллегии выборщиков.

    Когда становится известно количество выборщиков, избранных от каждой партии, то фактически определяется, кто из кандидатов станет президентом. Подобное положение сложилось в связи с тем, что в американской практике выборщик рассматривается не как делегат избирателей, который может свободно проявить свою волю, а как агент партии, обязанный голосовать за кандидата той партии, от которой он избран.

    Форма правления — это способ устройства верховной государственной власти, выражающий источник происхождения данной власти, ее принадлежность и порядок перехода (передачи) верховной власти от одного правящего субъекта к другому.

    В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, различают монархии и республики.

    В свою очередь монархии подразделяются на два вида: 1) абсолютная (вся полнота власти принадлежит монарху); 2) конституционная (власть монарха ограничивается представительным органом, действующим на основе конституции).

    При республиканской форме правления источником власти является народ. Различают три вида республики: президентская, парламентская и смешанная (президентско-парламентская или парламентско-президентская).

    ↑ Монархия как форма правления

    Монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть формально или фактически принадлежит одному лицу, которое получает эту власть в порядке престолонаследия.

    ↑ Признаки монархии

    Можно выделить следующие признаки монархии:

    • Бессрочность и несменяемость
    • Наследуемость
    • Отсутствие юридической ответственности

    ↑ Виды монархии

    Абсолютная монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит монарху, отсутствуют представительные органы и принцип юридической ответственности монарха, ограничивающие его власть. Правительство формируется

    монархом и несет перед ним ответственность Народ при такой форме правления политически пассивен. (Саудовская Аравия, Бруней и некоторые др.)

    Конституционная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом, что фиксируется в конституции, которую монарх не вправе изменить.

    Разновидности конституционной монархии:

    Парламентская монархия – форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть – правительству во главе с премьер-министром, монарх выполняет представительную функцию. Обычно монарх номинально сохраняет определенные полномочия, однако воспользоваться этими полномочиями он может только по инициативе правительства. Обычно этими полномочия монарх пользуется в случае какого-либо политического кризиса. В частности, право налагать вето на законодательные акты парламента, на практике, как правило, не применяется (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания)

    Дуалистическая монархия – форма правления, при которой власть разделяется между правительством, которое формирует монарх и которое несет ответственность перед ним, и парламентом, который избирает народ.

    Монарх также может обладать правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента и выполнять ряд представительских и внешнеполитических функций (Марокко, Иордания, Кувейт и др.).

    ↑ Республика как форма правления

    Республика — форма правления, при которой высшие органы власти (в ряде случаев и высшие должностные лица) избираются народом на определенный, ограниченный конституцией срок.

    ↑ Признаки республики

    • Выборность, сменяемость органов власти: население выбирает высшие органы государственной власти на определенный срок;
    • Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Каждая ветвь власти выполняет различные функции по управлению государством;
    • Глава государства несет юридическую ответственность в случаях, предусмотренных конституцией.

    ↑ Виды республики

    Парламентская республика - это форма правления, при которой единственный демократический законный институт — парламент, правительство находится в зависимости от парламентского вотума доверия; выборы решают одновременно вопрос о составе парламента и правительства, которое формируется из членов победившей партии или коалиционно; глава правительства входит в нижнюю палату парламента и имеет право ее роспуска; правительство имеет право законодательной инициативы, а в некоторых случаях — право вето на законопроекты; президент избирается прямым народным голосованием либо депутатами парламента и выполняет в основном представительские функции (Германия, Венгрия, Польша и др.).

    Президентская республика - это форма правления, при которой президент — глава исполнительной власти, наделен значительными конституционными полномочиями, президент и парламент избираются отдельно прямым голосованием на определенный срок, поэтому они взаимонезависимы; жесткое конституционно закрепленное разделение властей; президент политически ответственен перед народом, а правительство перед президентом; парламент не имеет права отзыва правительства, но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия; президент, как правило, не вправе распустить парламент (США), но у него есть право вето, которое может быть преодолено 2/3 голосов; парламент вправе выдвинуть обвинения против президента и начать процедуру импичмента (дело Клинтона).

    Смешанная республика - это форма правления, при которой правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом; глава государства — президент, но он не является главой правительства; президент вправе распускать парламент и объявлять досрочные парламентские выборы в случаях, предусмотренных конституцией; партийная принадлежность президента, премьера и членов парламентского большинства может не совпадать; у президента есть право вето на решения парламента и право законодательной инициативы, кроме того, все законы вступают в силу после подписания их президентом, а его указы и распоряжения также имеют силу закона. У президента и парламента могут быть разные сроки полномочий (Франция). Считается, что в смешанной республике президентская власть более сильная, чем в президентской республике. Современная Россия представляет собой тип смешанной республики.

    В отдельных президентских республиках в условиях преобладающего влияния правящей партии президент, являющийся ее лидером, переизбирается на данный пост неограниченное количество раз и занимает пост фактически пожизненно. Он сосредоточивает в своих руках и государственное, и партийное руководство, использует авторитарные методы властвования. В этом случае республика превращается в суперпрезидентскую.

    Признаки республикВиды республик
    ПрезидентскаяСмешаннаяПарламентская
    Глава государстваПрезидентПрезидентПрезидент
    Глава правительстваПрезидентПремьер-министрПремьер-министр
    Глава государства избираетсяНаселениемНаселениемПарламентским способом
    Правительство формируетсяпрезидентомпрезидентомпарламентом
    Правительство отвечает передпрезидентомпрезидентом и парламентомпарламентом
    Право вето у президентаестьестькак правило, нет
    Право роспуска парламента (одной из палат) у президентанетестьесть

    ↑ Теократическое государство

    К самостоятельной форме правления можно отнести теократическое государство.
    Теократия представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть сосредоточена у духовенства или главы церкви.
    В настоящее время имеется два вида теократических государств: теократическая монархия — Ватикан, Саудовская Аравия (отдельные черты теократического государства присущи также султанату Бруней) и теократическая республика — например, Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан.

    ↑ Выборная монархия

    Есть и такие формы правления, которые сочетают в себе черты монархии и республики. Глава государства избирается, но из числа лиц, наследующих властные полномочия. Например, Объединенные Арабские Эмираты — федерация, состоящая из эмиратов. Эмиры получают власть в порядке престолонаследия. Каждые пять лет эмиры избирают из своего круга главу государства — президента страны. Аналогичная форма существует в Малайзии. Есть примеры республик, где власть фактически перешла к сыновьям умерших лидеров (КНДР, Сирия, Азербайджан), хотя выборы здесь и имели место, но значительную роль сыграла ментальность населения, видевшего правителя в представителе данного клана (семьи).

    Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношение друг с другом. На неё оказывают влияние соотношение социальных сил, уровень культуры (прежде всего – правовой), традиции страны, зарубежный опыт и т. д. Социальные причины, как правило, выдвигаются чаще всего в периоды революционных событий. Повышение роли парламента в ряде стран привело к возникновению парламентарной республики.

    Республика – форма государственного правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и местное самоуправление. Внутренняя классификация (по полномочиям президента) – парламентарные и президентские республики. Также выделяются различные смешанные формы: дуалистическая монархия – смесь абсолютной и конституционной; смешанные – полупрезидентская, полупарламентская республики – определяются различным объемом полномочий президента и парламента; также возможно смешение монархии и республики в суперпрезидентских государствах с пожизненным президенством (некоторые африканские государства – Нигерия и др.) и в выборных монархиях (некоторые исламские государства Востока – ОАЭ и др).

    Республика- (лат. respublica) общенародное дело. Республиканская форма правления - эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странам президент выбирается народом.

    Можно выделить следующие основные признаки республики:

    - существование единоличного или коллегиального главы госу­дарства;

    - выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

    - осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

    - юридическая ответственность главы государства в случаях, пред­усмотренных законом;

    - обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

    - преимущественная защита интересов граждан государства, вза­имная ответственность личности и государства;

    - имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

    Одна из первых республик сформировалась в Афинском государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической республикой.

    Президентская республика –это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

    В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против правительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.

    Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

    (США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская Федерация и другие)

    Парламентская республика -это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

    Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.

    (Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция).

    Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

    Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом.

    В смешанной республики, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по разному: самостоятельно или с согласия парламента. Президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство.

    Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом. (РФ, Казахстан, Румыния, Франция и др.)

    Республика (от лат. res publica — общественное дело) как форма правления имеет следующие признаки:

    — государственная власть производна от суверенного народа. Она либо избирается им, либо формируется по его поручению;

    — выборность и сменяемость главы государства, представи­тельной власти;

    — высшие органы исполнительной власти либо избираются населением, либо формируются парламентом (в парла­ментских республиках), либо утверждаются парламентом (в президентских республиках);

    — ограничены полномочия главы государства, законодатель­ных и исполнительных государственных органов конкрет­ным сроком;

    — юридическая ответственность государственной власти.

    По историческим периодам своего существования республики классифицируются: на античные (государства-полисы — Афины, Рим и т.д.); средневековые (феодальные); буржуазные.

    В рабовладельческий период существовали аристократические и демократические республики:

    а) в аристократических республиках (Спарта и Римская респу­блика V—II вв.

    до н.э.) вся реальная власть была сосредоточена в руках знати (аристократии). Народное собрание выполняло вто­ростепенную роль. Основная масса населения в них не принимала участия в выборах органов государственной власти;

    б) в демократических республиках к формированию органов го­сударственной власти допускалось все свободное население. При­мером такой республики являются Афины в V—IV вв. до н.э. Веду­щая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жиз­ни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепен­ные функции. Однако в таких республиках рабы (а они иногда составляли большинство населения) не обладали политическими правами, а значит, и не участвовали в формировании органов го­сударственной власти.

    В период феодализма республики носили городской характер. Города-республики распространяли свое господство на значитель­ные территории. В некоторых случаях они имели даже колонии. К числу таких республик относились торгово-промышленные цен­тры в Италии (Венеция, Флоренция), России (Новгород, Псков).

    Своего расцвета республиканская форма правления достигает в буржуазный период. В это время республика становится наиболее распространенной формой государственности. Она представлена двумя ее основными разновидностями — парламентской и прези­дентской республиками.

    Парламентская республика. Признаками парламентской респу­блики (Италия, ФРГ, Швейцария и др.) как формы правления яв­ляются следующие:

    — правительство формируется партией или партиями, имею­щими большинство мест в парламенте;

    — правительство несет перед парламентом ответственность. Оно действует в данном составе до тех пор, пока располага­ет поддержкой большинства представительного органа;

    — в случае необходимости парламент может объявить прави­тельству вотум недоверия;

    — президент такой республики избирается либо парламен­том, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента и представителей регионов;

    — роль президента формальна в осуществлении законотворче­ской и управленческой функций. Хотя конституции парла­ментских стран и наделяют президента значительными пол­номочиями, на практике любое его действие в качестве гла­вы государства осуществляется с согласия правительства.

    Достоинством парламентской республики является единство высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти и его кабинет назначаются и контролируются парламентом. Ис­полнительная власть является, по сути, продолжением законода­тельной, и тем самым конфликт между двумя ветвями власти сво­дится к минимуму. В случае же возникновения такого конфликта парламент либо меняет правительство, либо (в случае, когда ни одна из коалиций не имеет большинства) президент назначает вы­боры в представительный орган.

    Недостатки парламентской республики сводятся к следующему:

    а) парламентским республикам присущи частые правительст­венные кризисы и отставки (за 50 послевоенных лет в Италии сме­нилось более полусотни кабинетов министров);

    б) при неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства;

    в) вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство. Так, в Гер­мании в 1933 г. Гитлер пришел к власти, не имея абсолютного боль­шинства в представительном органе.

    Классическим примером парламентской республики может слу­жить Италия. В соответствии с Конституцией 1947 г. парламент в этой стране двухпалатный (палата депутатов и сенат). Нижняя па­лата избирается всеобщим и прямым голосованием. Сенат изби­рается от областей. Парламент является высшим законодательным органом.

    Президент является главой государства и воплощает националь­ное единство. Он избирается парламентом на совместном заседа­нии палат. Президент назначает выборы в парламент, по предло­жению лидеров политических партий назначает председателя Со­вета министров, а по его предложению — министров. Президент промульгирует (обнародует) законы, принятые правительством, сам издает нормативные акты. Он обладает правом отлагательного вето в отношении парламентских законов, которое может быть преодолено только вторичным принятием закона абсолютным большинством голосов обеих палат. Данные прерогативы прези­дента подчас сводятся к фикции, поскольку его акты должны быть скреплены подписью соответствующего министра, который несет за них ответственность.

    Правительство ответственно перед парламентом. Парламент должен вынести правительству вотум доверия в течение 10 дней после его образования.

    Важное правомочие парламента — контроль за деятельностью правительства. Такой контроль осуществляется в форме интерпел­ляций, резолюций, выражающих отношение депутатов к тому или иному вопросу, а также расследований, проводимых следственны­ми комиссиями.

    Президентская республика (США, Мексика, Аргентина, Брази­лия и другие страны) имеет следующие признаки:

    — высшие органы государственной власти обладают значи­тельной самостоятельностью. Государственное управление здесь строится по принципу жесткого разделения властей;

    — президент, как и парламент, избирается населением (вне­парламентский способ избрания президента);

    — президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти;

    — президент свободен в выборе министров (внепарламент­ский способ формирования правительства), хотя согласие парламента, как правило, необходимо;

    — президент непосредственной ответственности перед парла­ментом не несет, однако нуждается в его поддержке (осо­бенно в вопросах бюджета). Парламент при определенных условиях может отрешить президента от власти;

    — президент не может распустить парламент.

    Достоинство президентской формы правления заключается в

    а) эта форма в принципе обеспечивает большую степень поли­тической стабильности, чем парламентская, так как президент из­бирается на фиксированный срок, определенный конституцией;

    б) эта форма дает большие полномочия одному лицу, которое может более эффективно осуществлять руководство в чрезвычай­ных обстоятельствах, в период реформ;

    в) всенародно избранный президент выступает символом на­ции, объединяющим граждан государства.

    Недостатки президентской республики можно свести к следу­ющему:

    а) она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирова­ния конституционного кризиса;

    б) при определенных условиях возможно сползание политиче­ского режима к авторитаризму.

    Примером классической президентской республики являются Соединенные Штаты Америки. Государственное управление осно­вано на принципе разделения властей.

    Законодательная власть — конгресс, состоящий из двух палат — сената и палаты представи­телей. Исполнительная — правительство, формируемое и возглав­ляемое президентом.

    Президент избирается сроком на 4 года на основе всеобщего из­бирательного права и непрямых выборов. По Конституции США граждане избирают только выборщиков президента. Мандат выборщиков носит императивный характер, поскольку заранее известно, за какого кандидата голосует каждый из них.

    Компетенция президента США обширна.

    Он принимает непосредственное участие в законодательном процессе, которое сводится к следующему:

    а) он осуществляет право законодательной инициативы;

    б) все принятые конгрессом билли посылаются на утверждение президенту. В течение 10 дней он должен или подписать их, или возвратить конгрессу со своими возражениями. Конгресс может преодолеть президентское вето, вторично одобрив билль в каждой палате квалифицированным большинством ( 2 /3) голосов;

    в) большое число подзаконных актов президент издает самосто­ятельно, часть из которых может приравниваться к законам.

    Важная функция президента — назначение высших государствен­ных чиновников, которое он осуществляет по совету и с согласия сената.

    Он также заключает международные договоры (их должен одо­брить сенат). Президент не подотчетен никаким органам и может быть отстранен от должности, только если в порядке импичмента будет признан виновным в измене или другом тяжком преступле­нии или проступке.

    У конгресса полномочия также велики. Главная его функция — законодательная. Президент не имеет права распускать ни одну из палат конгресса.

    Для республик смешанной формы правления характерно:

    — президент в формально-правовом смысле отделен от руко­водства исполнительной властью, которое возлагается на председателя правительства;

    — президент имеет право роспуска парламента или его ниж­ней палаты.

    Образцом президентско-парламентской республики является Франция. По Конституции 1958 г., установившей Пятую республи­ку, президенту принадлежит центральное место в государственной системе. Он избирается на 7 лет путем прямых всеобщих выборов. Полномочия президента во Франции (как и в США) чрезвычайно обширны. К прерогативам президента в области законодательства можно отнести следующие. Он наделен правом законодательной инициативы и правом вето. Если президент отклоняет закон, при­нятый парламентом, то он обязан его подписать после вторичного одобрения законодательным органом. Любой законопроект может быть передан президентом в Конституционный совет для провер­ки его соответствия Конституции. Все законы, принятые парла­ментом, в течение 15 дней должны быть подписаны и промульги­рованы президентом.

    Вторым лицом в государстве является премьер-министр, кото­рый руководит деятельностью правительства. Премьер-министра назначает президент. По предложению главы правительства он назначает и министров. Премьер-министру принадлежит право законодательной инициативы, он может требовать созыва парла­мента, может в любое время выступать в парламенте, наконец, мо­жет требовать передачи правительству законодательных полномо­чий. Вместе с тем во Франции выработан довольно четкий меха­низм контроля правительства со стороны парламента. Так, он может выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания. Если за такую резолюцию проголосовало абсолютное большинство — правительство должно подать в отставку.

    Парламент состоит из двух палат — Национального собрания и сената. Основная функция парламента — принятие законов. Пар­ламент ограничен в осуществлении законодательной инициативы. На заседаниях палат первенство отдается законопроектам прави­тельства. На принятие соответствующих законов парламенту от­водится определенный срок. Если в установленный срок закон не принят, его положения могут быть введены в действие путем изда­ния соответствующего акта правительства.

    Нижнюю палату парламента президент имеет право распускать, но только после консультации с премьер-министром и председа­телями палат.

    Суперпрезидентская республика. В некоторых странах антидемо­кратического типа государства по конституции считаются респу­бликой. Однако в них имеется признак монархической формы правления — несменяемость главы государства. Такого рода респу­блики являются суперпрезидентскими.

    Одной из разновидностей форм правления является советская республика. Для нее характерны следующие признаки.

    1. Соединение законодательной и исполнительной власти в лице Советов (коллегиальные представительные органы публичной влас­ти), которые составляли основу всего аппарата власти, а также:

    — обладали правом принятия законов;

    — в лице исполнительных органов власти сами проводили их в жизнь. Правительство СССР, правительство союзных и автономных республик, исполкомы, т.е. вся пирамида ис­полнительной власти выступала в Советском государстве только как исполнительно-распорядительный аппарат со­ответствующих Советов;

    — сами вершили правосудие через систему судебных органов, состав которых утверждался Советами.

    2. Объединение высших и местных органов власти в единую представительную систему, которая была основана на принципе демократического централизма, т.е. подчинения нижестоящих Со­ветов вышестоящим.

    3. Советы строились по принципу открытого классового предста­вительства — как Советы рабочих, крестьянских и красноармей­ских депутатов. Представительные органы власти формировались на основе избирательного права, которое исключало участие не­которых социальных слоев в политической жизни страны. Суще­ствовало также неравное избирательное право. Преимущество отдавалось рабочему классу. После 1936 г. эти избирательные огра­ничения были отменены. В то же время существующая избиратель­ная система позволяла проводить в Советы лиц, угодных правяще­му режиму.

    4. В реальной действительности Советы проводили политику Коммунистической партии Советского Союза (КПСС). КПСС была единственной политической партией, имевшей офи­циальный статус государственной партии. По своей сути Коммуни­стическая партия являлась как бы государством в государстве, по­скольку партийный аппарат выполнял государственные функции.

    Читайте также: