Решает вопрос о приеме в состав рф новых субъектов кто осуществляет

Обновлено: 04.07.2024

О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г., в ред. Федерального закона от 31 октября 2005 г.

Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. (с изменениями и дополнениями).

Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа. Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г.

Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа. Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г.

Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. (с изменениями и дополнениями).

Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г.

Из трех вариантов, предусмотренных ч. 1 ст. 137, принятие и образование нового субъекта РФ, подлежащие регулированию специальным федеральным конституционным законом, воплощены в законодательстве – см. об этом далее. Третий вариант – изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ – еще не нашел отражения в специальном нормативном акте и вызывает немало вопросов (интересующиеся могут ознакомиться со статьей: Авакьян С.А. Изменение статуса субъекта Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 2003. № 2).

Мы переходим к рассмотрению вопросов, связанных с принятием и образованием нового (новых) субъекта (субъектов) Российской Федерации. Специальным нормативным правовым актом по данным вопросам является

«Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе

1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части.

Как видим, принятие четко обозначено с включением в состав Российской Федерации иностранной территории в виде иностранного государства или его части. Несколько смущает термин присоединение, который сам по себе допускает как добровольное вхождение в Российскую Федерацию иностранного государства или части его территории, так и принудительное включение таких территорий в Российскую Федерацию. Но как показывает дальнейший анализ Закона, он исходит из добровольного варианта.




Образование нового субъекта: предшествующая практика своей страны свидетельствует о том, что было несколько путей возникновения новых субъектов федеративного государства или новых крупных административно-территориальных единиц, потом становившихся субъектами такого государства:

- разделение единого субъекта на два новых (пример: на смену единой Чечено-Ингушской республике пришли две – Чеченская и Ингушская);

- объединение двух субъектов в один новый (пример – в истории Карачаево-Черкесской республики были период отдельного существования карачаевской и черкесской автономий);

- выделение субъекта из состава другого субъекта или включение в состав другого субъекта соответственно с повышением или понижением статуса (примеры: в истории Союза ССР было время вхождения Карело-Финской автономной республики в состав РСФСР, выделение ее в самостоятельную республику в составе СССР, преобразование в Карельскую АССР с вхождением ее в состав РСФСР);

«1. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации.

2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению.

Можно сделать вывод, что в Законе сознательноисключены иные способы образования нового субъекта Российской Федерации. В этом плане остается только желать, чтобы такие способы в жизни не возникали, поскольку это незамедлительно поведет к локальным конфликтам. Примеры: есть националистические настроенные политики в Карачаево-Черкессии, которые хотят отделения Черкессии; такое же периодически наблюдается в Кабардино-Балкарии с желанием отделиться Балкарии).

В свою очередь в Горном Алтае и Адыгее есть политики, настроенные на возвращение в качестве автономии в состав соответствующих краев, где как положения Закона могут быть использованы.

Обратим внимание на особенности нормативной основы процессов принятия и образования. Конституция РФ и названный Федеральный конституционный закон 2001 года являются лишь общей основой соответствующих процессов. Далее она состоит из таких актов (согласно ст. 2):

1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными (межгосударственными) договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, а также федеральными конституционными законами о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, а также федеральными конституционными законами об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.

Таким образом, очевидно, что принятие нового субъекта – это сначала международно-правовой процесс, предполагающий согласование воли Российской Федерации и другого государства, далее – внутригосударственный процесс Российской Федерации. Что касается образования нового субъекта – это только внутригосударственный процесс.

Однако в ходе принятия нового субъекта в Российскую Федерацию связь международного и внутригосударственного процессов надо видеть не только в том, что принятие предполагает тут же определение статуса нового субъекта и это надо сделать специальным федеральным конституционным законом. Может быть и так, что принимаемый субъект хочет объединиться с существующим субъектом РФ в новый субъект РФ. И возникает вопрос: всё делать в два этапа с разрывом по времени или же решать вопросы одномоментно.

Пример: Южная Осетия захочет стать субъектом Российской Федерации и объединиться с Северной Осетией в одну республику в составе Российской Федерации; надо ли в этом случае проводить на ее территории референдум с двумя вопросами, а также референдум на территории Северной Осетии? Или же сначала пусть войдет в состав РФ как субъект, и спустя некоторое время, если обе осетинские республики захотят, они объединятся в одну республику?

Хотелось бы обратить внимание на последний фактор – социально-экономические возможности субъектов Российской Федерации. В своем курсе конституционного права мы рассматриваем условия образования нового субъекта Российской Федерации. При этом предлагается учитывать социально-экономический потенциал субъектов Российской Федерации, в том числе и вновь создаваемых, в также роль этого потенциала в экономическом и социальном развитии Российской Федерации в целом.

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия , Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия , Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым , Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания , Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия ;

Алтайский край, Забайкальский край , Камчатский край , Краснодарский край, Красноярский край , Пермский край , Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область , Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область - Кузбасс , Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра , Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20 "О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 152).

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. N 173 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 7, ст. 676).

Наименование нового субъекта Российской Федерации - Республика Крым - дано в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1201).

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20 "О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 152).

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 679 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 24, ст. 2421).

Наименование нового субъекта Российской Федерации - Забайкальский край - дано в связи с его образованием с 1 марта 2008 г., а наименования прекративших существование с 1 марта 2008 г. в качестве субъектов Российской Федерации Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3745).

Наименование нового субъекта Российской Федерации - Камчатский край - дано в связи с его образованием с 1 июля 2007 г., а наименования прекративших существование с 1 июля 2007 г. в качестве субъектов Российской Федерации Камчатской области и Корякского автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 29, ст. 3119).

Наименование нового субъекта Российской Федерации - Красноярский край - дано в связи с его образованием с 1 января 2007 г., а наименования прекративших существование с 1 января 2007 г. в качестве субъектов Российской Федерации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 42, ст. 4212).

Наименование нового субъекта Российской Федерации - Пермский край - дано в связи с его образованием с 1 декабря 2005 г., а наименования прекративших существование с 1 декабря 2005 г. в качестве субъектов Российской Федерации Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 13, ст. 1110).

Наименование нового субъекта Российской Федерации - Иркутская область - дано в связи с его образованием с 1 января 2008 г., а наименование прекратившего существование с 1 января 2008 г. в качестве субъекта Российской Федерации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа исключено из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 1).

Новое наименование области дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N 130 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 13, ст. 1390).

Наименование нового субъекта Российской Федерации - город федерального значения Севастополь - дано в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1201).

Новое наименование автономного округа дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. N 841 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 30, ст. 3051).

ПРИНЯТИЕ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ НОВОГО СУБЪЕКТА - конституционная процедура, предусматривающая изменение состава субъекта РФ в результате присоединения к ней иностранного государства или его части. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" принятие в РФ нового субъекта осуществляется на добровольной основе. При этом должны соблюдаться государственные интересы РФ, принципы федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ. Принятие в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию на основании международного договора. Вошедшему в состав РФ иностранному государству предоставляется статус республики, а его части - статус республики, края; области, автономной области или автономного округа. В соответствии с вышеназванным Законом инициатором предложения о П. в РФ н.с. является иностранное государство. Его предложение поступает Президенту РФ, который уведомляет о нем Совет Федерации, Государственную Думу и Правительство РФ. В международном договоре о П. в РФ н.с. определяются наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства и др. Договором может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, а также в систему органов государственной власти РФ. Одновременно с ратификацией международного договора в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о П. в РФ н.с. Данный закон вступает в силу не ранее вступления в силу для РФ и иностранного государства международного договора. Федеральным конституционным законом о П. в РФ н.с. вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ. Внесенные изменения учитываются при переиздании текста Конституции РФ.

Полезное

Смотреть что такое "ПРИНЯТИЕ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ НОВОГО СУБЪЕКТА" в других словарях:

ПРИНЯТИЕ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ НОВОГО СУБЪЕКТА — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части … Юридическая энциклопедия

Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта РФ — Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в… … Энциклопедия ньюсмейкеров

НОВОГО СУБЪЕКТА ПРИНЯТИЕ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ — ПРИНЯТИЕ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ НОВОГО СУБЪЕКТА … Юридическая энциклопедия

СУБЪЕКТА ПРИНЯТИЕ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ — ПРИНЯТИЕ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ НОВОГО СУБЪЕКТА … Юридическая энциклопедия

Принятие в РФ нового субъекта — 1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части. Источник: Федеральный… … Официальная терминология

Федеральный конституционный закон Российской Федерации — Основная статья: Законодательство Российской Федерации Федеральный конституционный закон Российской Федерации разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам,… … Википедия

Федеральный конституционный закон — Российской Федерации разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической… … Википедия

Федеральные конституционные законы — Федеральный конституционный закон Российской Федерации разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон… … Википедия

Инвестиции — (Investment) Инвестиции это капитальные вложения для получения прибыли Виды инвестиций, инвестиционные проекты, инвестиции в фондовый рынок, инвестиции в России, инвестиции в мире, во что инвестировать? Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

Рассмотрим порядок принятия и образования в составе России нового субъекта РФ.

Принятие в состав Российской Федерации нового субъекта – это процедура, которая предполагает изменение субъектной структуры государства в результате присоединения к РФ иностранного государства либо его части.

Принятие (или образование) в РФ нового образования происходит на добровольной основе. При этом учитываются государственные интересы России, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, сложившиеся исторические, экономические и культурные связи и возможности регионов РФ.

Изменение наименования субъекта РФ не приводит к образованию в составе РФ нового региона.

В качестве нового субъектного образования РФ может быть принято иностранное государство либо его часть, что осуществляется в соответствии с международным договором между ними.

В случае принятия в РФ в виде нового субъекта иностранного государства ему предоставляется статус республики, края или области; а части иностранного государства – статус республики, края, области, автономной области или автономного округа.

Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового региона иностранного государства или его части является данное иностранное государство либо его часть.

Президент России после получения указанного предложения ставит в известность об его содержании Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необходимости консультируется с ними.

В международных договорах отражается решение следующих вопросов: наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретения гражданства России его населением, механизм действия законодательства России на территории данного региона и т.д. В международном договоре может предусматриваться переходный (адаптационный) период.

После подписания международного договора Президент РФ направляет в Конституционный Суд России запрос о проверке соответствия данного договора Конституции РФ.

Если Конституционный Суд РФ признает международный договор соответствующим Конституции РФ, то он передается в Государственную Думу на ратификацию вместе с проектом ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта.

Данный проект ФКЗ должен содержать положения, которые устанавливают наименование, статус и границы нового субъекта, сроки переходного периода и иные вопросы.

Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции России, которая определяет состав РФ, производятся на основании ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта и отражаются при переиздании текста Конституции России.

Образование в составе РФ нового субъекта по причине объединения двух и более граничащих между собой регионов РФ может привести к прекращению их существования.

Инициатива формирования в составе РФ нового региона принадлежит субъектам РФ, на территориях которых он образуется.

Совместное предложение представительных органов и руководителей заинтересованных регионов об образовании в составе РФ нового субъекта направляется Президенту России. Оно должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его образования.

Президент России информирует о полученном предложении об образовании в составе РФ нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство и при необходимости проводит с ними консультации.

Если Президент России поддерживает инициативу заинтересованных субъектов, то вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта выносится на референдумы в заинтересованных регионах.

Официальные данные об итогах референдумов заинтересованных регионов по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта направляются Президенту.

Проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта вносится Президентом в Государственную Думу в случае, если на референдумах заинтересованных регионов было принято решение об образовании нового субъекта.

В проекте ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта должны иметься положения, в которых отражаются наименование, статус и границы нового региона РФ, положения о прекращении существования заинтересованных субъектов. В нем также должны присутствовать заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть решены следующие вопросы: формирование органов государственной власти нового субъекта РФ; внесение изменений и дополнений в ФЗ о федеральном бюджете; правопреемство нового субъекта РФ в отношении собственности заинтересованных регионов РФ и иные вопросы.

Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции о составе РФ отражаются на основании ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта и учитываются при издании нового текста Конституции России.

Состав Российской Федерации и возможности его изменения. Конституционное регулирование принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта: условия, выдвижение инициативы, проведение референдума. Международный договор, его значение и ратификация.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 27.01.2011
Размер файла 64,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Глава 1. Состав Российской Федерации и возможности его изменения

1. Состав Российской Федерации

2. Изменения состава Российской Федерации

Глава 2. Конституционное регулирование принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта

Глава 3. Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта

1. Условия принятия в Российскую Федерацию нового субъекта

2. Международный договор, его значение

3. Ратификация международного договора

4. Проект федерального конституционного закона, его содержание, порядок принятия

Глава 4. Порядок образования в составе Российской Федерации нового субъекта

1. Условия образования в составе РФ нового субъекта

2. Порядок выдвижения инициативы образования в составе РФ нового субъекта

3. Порядок проведения референдумов по вопросу образования нового субъекта в составе РФ

4. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта Федерации

Список использованных источников

В своей работе я намерена подробно изучить порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации. Прежде всего необходимо определить причины происходящих перемен, а так же насколько это возможно спрогнозировать их последствия. Затем я намерена изучить нормативно-правовую базу, на которой основываются все изменения субъектного состава Российской Федерации. Процесс образования в составе Российской Федерации нового субъекта и процесс принятия в состав Российской Федерации нового субъекта РФ я рассмотрю отдельно, так как в каждом из этих случаев могут быть различные способы изменения состава нашей страны.

На тему изменения субъектного состава РФ, в частности об укрупнении субъектов Федерации, в последние годы пишут многие юристы и политики. Многие предлагают различные варианты совершенствования субъектного состава России, но в одном авторы солидарны - такие изменения необходимы на данном этапе развития российского федерализма. В данной курсовой работе я использовала исследования таких авторов как А.В. Безруков Безруков А.В. Образование нового субъекта РФ: Пермский опыт и перспективы Красноярского края // Конституционное и муниципальное право. 2005. №5; Безруков А.В. Усиление централизации: совершенствование или разрушение российского федерализма? // Журнал российского права. 2001. №12. , М.В. Баглай Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 5 изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006. , Л.М. Карапетян Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Норма, 2001 г. и другие.

Структура моей курсовой работы соответствует поставленным выше задачам. Она состоит из введения, 4 глав и заключения. Каждая глава соответствует одной из задач. Все глав, кроме 2, разделены на параграфы. Заключение представляет собой анализ результатов выполненной работы.

Глава 1. Состав Российской Федерации и возможности его изменения

1. Состав Российской Федерации

В соответствии с Конституцией РФ и с учетом последних изменений на 16 августа 2007 года в составе Российской Федерации находятся следующие субъекты Российской Федерации (всего 85):

«Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

Алтайский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

2. Изменения состава Российской Федерации

Среди причин и обстоятельств, способных обусловить реализацию соответствующего правового механизма, большинство авторов, пишущих на данную тему (Л.М. Карапетян, А.В. Безруков, Н.А. Михайлова, А.Р. Парамонов и другие), особенно выделяют экономическую причину.

Если говорить о первом способе изменения состава РФ, то здесь можно привести в пример опыт СССР, когда экономически более слабые государства стремились войти в состав Советского Союза (например, Армения). Однако в истории Российской Федерации подобные прецеденты не имели места.

Что же касается второго способа, то здесь исследователи выделяют ни только экономическую причину, а целый комплекс причин - экономических, политических, социальных.

Впервые задействован механизм внесения изменений в текст Конституции Российской Федерации (не связанный с упрощенной процедурой внесения в статью 65 Конституции РФ нового наименования субъекта Российской Федерации).

2. Конституционное регулирование принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта.

1) принятие в РФ нового субъекта, что означает присоединение к Российской Федерации иностранного государства, либо его части;

2) образование в составе РФ нового субъекта. В этом случае новый субъект, образуется на территории Российской Федерации, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из названных в части 1 статьи 65 Конституции субъектов Федерации.

- принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ;

- изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ.

3. Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта

1. Условия принятия в Российскую Федерацию нового субъекта

В соответствии с частью 1 статьи 4 ФКЗ от 17 декабря 2001 года новым субъектом Российской Федерации может стать иностранное государство или его часть. Главным условием принятия в Российскую Федерацию нового субъекта является обоюдное желание Российской Федерации и данного иностранного государства (его части), о чем говорится в части 2 статьи 4 указанного закона. Принятие нового субъекта осуществляется в соответствии с международным договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным между Российской Федерацией и иностранным государством (его частью). В случае принятия в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление ему статуса края или области (ч.3 ст. 4 ФКЗ от 17 декабря 2001 года). Если же в состав Российской Федерации принимается часть иностранного государства, статус нового субъекта определяется международным договором. В соответствии с указанным международным договором новому субъекту может быть предоставлен статус республики, края, области, автономной области или автономного округа, о чем говорится в части 4 статьи 4 рассматриваемого федерального конституционного закона.

2. Международный договор, его значение

3. Ратификация международного договора

1) предварительное обсуждение в комитетах и комиссиях Государственной Думы, в том числе с участием уполномоченных Президентом РФ представителей;

2) проведение парламентских слушаний;

3) привлечение экспертов;

Принятый Государственной Думой федеральный закон о ратификации международного договора Российской Федерации подлежат в соответствии со статьей 106 Конституции Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006. (Кодексы и законы России) с.34 обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Принятый Федеральным Собранием Российской Федерации федеральный закон о ратификации международного договора Российской Федерации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (пункт 2 статьи 17 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации).

4. Проект федерального конституционного закона, его содержание, порядок принятия

4. Порядок образования в составе Российской Федерации нового субъекта

1. Условия образования в составе РФ нового субъекта

В статье 5 отмечено так же, что образование нового субъекта в составе Российской Федерации может повлечь за собой прекращение существования субъектов, территории которых объединились.

Важно так же отметить, что изменение наименования субъекта не является условием, при котором в составе Российской Федерации образуется новый субъект, о чем сказано в пункте 3 статьи 5 рассматриваемого федерального конституционного закона.

2. Порядок выдвижения инициативы образования в составе РФ нового субъекта

- предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности субъектов Федерации, на территории которых образуется новый субъект;

- предложения о внесении изменений в федеральный бюджет на текущий год, либо проект федерального бюджета на следующий год - в зависимости от того требует образование нового субъекта Российской Федерации перераспределения бюджетных средств текущего года или нет;

- предложения о функционировании на территории нового субъекта Российской Федерации государственных органов, организаций заинтересованных субъектов; предложения о формировании органов государственной власти нового субъекта РФ;

- предложения о действии законов, нормативно-правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта РФ;

- сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов в заинтересованных субъектах для рассмотрения вопроса об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта с согласованной формулировкой выносимого на них вопроса.

«В указанных документах было закреплено решение основных проблемных вопросов объединения следующим образом:

1) объединение субъектов носит добровольный характер;

2) новый объединенный субъект становится правопреемником Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в отношении их собственности, отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;

3) нормативные правовые акты Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа будут действовать на территории нового субъекта в части, не противоречащей его новому уставу;

4) предметы ведения и полномочия органов государственной власти Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа перейдут новому субъекту;

5) территорию нового субъекта составят объединенные территории Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа;

6) первое высшее должностное лицо (губернатор) и первый законодательный (представительный) орган государственной власти нового субъекта будут избраны сроком на пять лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

7) процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа не предполагает досрочного прекращения полномочий глав администраций и законодательных собраний объединяемых субъектов;

8) статусом нового субъекта является область в составе Российской Федерации;

9) предусматривается, что в г. Кудымкаре (столица Коми-Пермяцкого автономного округа) должны функционировать отдельные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;

10) в Федеральном Собрании на переходный период сохраняется представительство населения Коми-Пермяцкого автономного округа;

3. Порядок проведения референдумов по вопросу образования нового субъекта в составе РФ

4. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта Федерации

Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта РФ, положения о прекращении существования заинтересованных субъектов РФ (в случае действия п.2 ст. 5 настоящего ФКЗ). Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 12, проект федерального конституционного закона должен содержать заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки для урегулирования вопросов формирования органов государственной власти нового субъекта РФ, функционирования на территории нового субъекта территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных судов, государственных органов и организаций заинтересованных субъектов РФ. Также в заключительных и переходных положениях регулируются вопросы правопреемства нового субъекта РФ в отношении собственности заинтересованных субъектов РФ в отношениях с органами государственной власти РФ, другими субъектами Федерации, иностранными государствами и международными организациями; вопросы внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет на текущий год, если это необходимо, и действия законов, нормативных правовых актов заинтересованных субъектов РФ на территории нового субъекта Федерации.

Изучая тему принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации, я выявила причины, по которым происходят указанные изменения. Особое внимание я обратила на тенденцию к укрупнению субъектов Российской Федерации, рассмотрела возможные положительные и отрицательные последствия данного процесса.

Вопрос принятия в состав Российской Федерации нового субъекта я рассматривала отдельно от вопроса об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, в главе 3. Это позволило мне подробно проанализировать статьи нормативно-правовых актов, регулирующих рассматриваемые процессы. Таким образом, я определила условия принятия в Российскую Федерацию нового субъекта, роль международного договора и порядок его ратификации, а также содержание и порядок принятия соответствующего федерального конституционного закона.

Подводя итоги, я могу сказать, что изучила вопросы принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации достаточно полно, и считаю, что цели, поставленные мною в начале работы, были достигнуты.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006. (Кодексы и законы России) 64 с.

6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 5 изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006. 856 с.

7. Безруков А.В. Образование нового субъекта РФ: Пермский опыт и перспективы Красноярского края // Конституционное и муниципальное право. 2005. №5 с. 37- 44

8. Безруков А.В. Усиление централизации: совершенствование или разрушение российского федерализма? // Журнал российского права. 2001. №12. с. 27-32

9. Борисов И.Б. Некоторые практические аспекты объединения субъектов Российской Федерации // Адвокат. 2004. № 5. с. 30-37

11. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Норма, 2001. 352 с.

Подобные документы

Структура Конституции Российской Федерации как высшего нормативного правового акта государства. Порядок принятия и вступления в силу поправок к основному закону. Хронология принятия поправок. Порядок образования нового субъекта в составе Федерации.

контрольная работа [39,3 K], добавлен 10.04.2014

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие и регулирующие федеративное устройство Российской Федерации и порядок его изменения. Процесс принятия в РФ нового субъекта. Проблемы образования субъектов РФ и изменения их наименования или правового статуса.

курсовая работа [26,4 K], добавлен 19.04.2012

Федеративное устройство России. Правовые основы образования новых субъектов Федерации в России. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Особенности судебного конституционного контроля при принятии в состав России нового субъекта.

курсовая работа [47,7 K], добавлен 26.01.2012

Конституционно-правовая характеристика института президентства в республиках в составе Российской Федерации. Компетенция президента субъекта РФ как руководителя органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарстан).

реферат [23,8 K], добавлен 29.08.2012

Место Суда субъекта Российской Федерации в современной судебной системе. Общественно-правовые отношения, связанные с реализацией компетенции Суда субъекта РФ. Правовые нормы, регулирующие его полномочия, порядок и условия формирования, структуру.

курсовая работа [36,6 K], добавлен 15.01.2015

Необходимость принятия новой Конституции Российской Федерации и разработка ее проекта. Изменение однопартийной системы, плановой экономики и государственно-правового статуса страны. Проведение референдума для решения вопроса конституционной реформы.

контрольная работа [25,7 K], добавлен 10.10.2010

Понятие, функции и структура парламента Российской Федерации и законодательных органов субъектов Федерации. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой. Порядок принятия законов субъекта РФ на примере Пензенской области.

Читайте также: