Что такое приказная система

Обновлено: 07.07.2024

XVII век был веком расцвета и падения приказной системы управ­ления. На протяжении века существовало до 80 центральных бюро­кратических учреждений — приказов разного значения, функций и величины.

Важной особенностью приказной системы управления является крайняя пестрота и неопределенность функций приказов. Почти каж­дый приказ XVI — XVII вв. выполнял не только функции управления; в его ведении находились также определенные территории (волости, города, селения), налоги с которых поступали на содержание при­каза и осуществление его задач, а население их судилось в приказе.

Этой сложностью определения точных функций приказов объяс­няются и трудности классификации приказов. Все созданные класси­фикационные схемы приказов можно считать условными.

С созданием приказов в Русском государстве появилось обширное бумажное делопроизводство. В процессе практической деятельности приказов сложились формуляры определенных видов документов, по­рядок их оформления и движения как внутри каждого приказа, так и между ними. Делопроизводство требовало известных канцелярских навыков и опыта, которых подчас не имел начальник приказа. По­этому в помощники судьям в приказы назначались дьяки. Число дья­ков зависело от размеров и значения того или иного приказа: во многих приказах было по дьяку, в Посольском — до трех, Разряд­ном — до шести, а в Поместном — до пятнадцати. В Посольском, Раз­рядном, Поместном, четвертных, Тайном приказах один из дьяков был думным. Судьи некоторых приказов (чаще всего финансовых, где существовала бухгалтерская документация) назначались из дьяков. Дьяки комплектовались из рядового дворянства, иногда из ду-

Крупные приказы подразделялись на столы, а столы — на по­вытья. В Разрядном приказе было 9 столов, в Поместном — тоже 9 столов. Столы Поместного приказа делились на 40 повытий. Столы возглавлялись дьяками, повытья — старшими подьячими. Некоторые приказы делились только на повытья. Столы носили названия по роду деятельности (например, в Разрядном приказе — денежный, приказ­ный); по территориям (там же Московский, Владимирский и пр.); по подведомственным территориям и фамилиям старших подьячих.

В определении характера управления в приказах среди историков не было единомыслия: одни считали его коллегиальным, другие — единоличным. В действительности в приказах существовал особый, приказный характер управления, заключавшийся в том, что спорные дела судьи рассматривали вместе с дьяками, а дела, не носящие спор­ный характер, они рассматривали каждый в отдельности. Характер­ной особенностью приказного делопроизводства была крайняя центра­лизация управления: в приказах разрешались не только важные, но и сравнительно второстепенные дела.

Большинство приказов помещалось в Кремле.

В комнатах со сводчатыми потолками, глиняными или изразцо­выми печами и небольшими слюдяными окошками стояли столы и лавки; на полках, в сундуках, ящиках, шкафах размещались доку­менты.

ние, где разместились только семь крупных приказов: Посольский, Разрядный, Большой казны и др.

Приказная система с ее централизацией и бюрократизмом, бумаж­ным делопроизводством и бесконтрольностью порождала волокиту, Злоупотребления и взяточничество. К концу века приказная система пришла в упадок; ее заменила более прогрессивная система управ­ления — коллегиальная.

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Крестьянская война и польско-шведская интервенция в начале XVII в. потребовали создания твердой власти на местах. По росписи городов и уездов в 1614 г. видно, что в 103 городах с уездами были уже назначены воеводы, в 1616 г.— в 138, а в 1625 г.— в 146 горо­дах. Воевода стал основным звеном местного управления.

Срок службы воеводы длился обычно один — три года.

В большие города назначали нескольких воевод; один из них счи­тался главным. В небольших городах был один воевода. В слободах и волостях воевода осуществлял свою власть с помощью приказчиков.

Воевода имел приказную или съезжую избу, в которой произво­дились все дела по управлению городом и уездом. Приказная изба возглавлялась дьяком. Здесь хранились государевы грамоты и печать, приходные и расходные книги и росписи разных податей и сборов, сами сборы (государева казна). В крупных городах приказные избы разделялись на столы, находящиеся в ведении подьячих. Число подья­чих в съезжих избах было различно. В приказной избе были также приставы, надельщики, рассыльщики и сторожа, которые приводили в исполнение приказания воеводы.

При смене воевод сдавались все дела и казенное имущество по описям и книгам (сдаточным описям или росписным спискам). Один Экземпляр описи посылался в тот приказ, в ведении которого находился город с уездом.

Каждый воевода получал из приказа наказ, определявший круг его деятельности.

Воевода управлял вверенной ему территорией. Он осуществлял охрану феодальной собственности, боролся с укрывательством бег­лых, с нарушением казенного интереса (корчемства), со всяким не­соблюдением порядка вообще (бой, пожар, мор), ведал городовым и дорожным делом, надзирал за судом губных и земских старост. Адми­нистративно-полицейский надзор воеводы простирался и на личную жизнь местного населения. В крупных городах полицейский надзор за населением, укреплениями и караулами осуществлял подчиненный воеводе городничий (бывший городовой приказчик).

Широкими были финансовые полномочия воеводы. В писцовые книги, которые составлялись для финансовых отчетов, заключали описание земель по количеству и качеству, доходность земель (уро­жайность), повинности в пользу землевладельца-феодала. Там, где за основу исчисления брались дворы (в городах), в писцовые книги за­носились сведения и о них.

После окончания польско-шведской интервенции из Москвы во все концы государства для определения платежеспособности населения посылались дозорщики, составлявшие дозорные книги. Воеводы обя­заны были оказывать этим финансовым агентам из центра всяческое содействие.

Сборы государственных налогов проводили выборные лица: пря­мых — старосты и целовальники, косвенных (таможенных и кабац­ких сборов) — головы и целовальники. Воеводы осуществляли финан­совый контроль за деятельностью этих выборных властей. В съезжую избу обычно свозились все собранные деньги.

Воевода обладал большими военно-административными функция­ми. Он набирал на службу служилых людей — дворян и детей бояр­ских, вел их списки с указанием имения, жалованья, исправности службы каждого, производил периодические смотры и отправлял их на службу по первому требованию Разрядного приказа.

Ответствен был воевода за все городские учреждения, крепостные пушки, различные военные и казенные съестные припасы, которые он принимал и сдавал по описи.

В разной степени подчинения у воеводы находился ряд должност­ных лиц: осадный голова (комендант крепости), засечные, острож-

ные, стрелецкие, казачьи, пушкарские, объезжие, житничьи и ямские головы.

Неограниченным произволом отличались воеводы Сибири. Почти каждая смена сибирских воевод заканчивалась следствием (сыском) об их злоупотреблениях с привлечением в качестве соучастников дья­ков, подьячих и т. п.

В полицейском отношении земские органы были полностью под­чинены воеводам. Правительство пыталось отстранить воевод от влия­ния на земские органы, но безуспешно. В наказах воеводам запреща-

Помимо губных и земских органов, в XVII в. существовали и дру­гие выборные органы. В каждом уезде находилось несколько тамо­жен, возглавляемых таможенными целовальниками; таможни уездов подчинялись таможенному голове, при котором существовала тамо­женная изба. Кружечные дворы и кабаки возглавлялись соответст­вующими головами и целовальниками. Кроме того, выборными были ларечные старосты, житейные и мельничные целовальники и др. Все они попали под надзор воевод.

И телесные наказания и смертная казнь проводились публично с целью запугать народные массы, лишить их воли к сопротивлению возраставшей эксплуатации и закрепощению.


Приказы в истории - это учреждения государственной власти. Они возникли на Руси в 16-м в. Изначально их сущность заключалась​ в выполнении уполномоченными людьми каких-либо поручений. Когда появились приказы, они могли быть поручены​ определенному лицу, в этом случае они носили имя человека, которому велено было исполнить данное поручение. В дальнейшем они сформировались как отдельные органы государственного управления и заменили Боярскую думу. Деятельность приказов была направлена на выполнение функций исполнительной власти.​

Состав​ приказов

Верховная власть имела право назначить и отстранить уполномоченных лиц от ведения дел. Каждый приказ состоял из двух отделов:

Русь в 16 веке

Создание приказов

Создание​ приказной системы управления было обусловлено процессом формирования Русского государства и необходимостью решения новых, сложных задач. Каждый приказ имел самостоятельную организацию и занимался закрепленными за ним задачами. Но, несмотря на строгую организацию, приказная система не имела четкого разграничения деятельности субъектов​ структуры.​ Иногда род​ деятельности приказов не соответствовал выделенному направлению и названию. Многие учреждения совмещали функции, не относящиеся к их прямой деятельности. Это обуславливалось несовершенством управленческой структуры и приводило к неразберихе, взяточничеству и казнокрадству.

Кремли Руси 17 века

Классификация приказов

Чтобы разобраться, что такое приказы в истории, следует ознакомиться с их основными категориями. Приказная система состояла из двух основных групп:

  • Общегосударственные - решали вопросы, связанные с государством, международными отношениями, установлением порядка, землевладением и финансовым регулированием.
  • Территориальные приказы - это в Древней Руси местные органы власти. Эта группа приказов решала вопросы, возникающие на конкретной территории. В связи с этим сами учреждения прикреплялись к определенному городу или области.

Общегосударственные учреждения

К этой категории относилось несколько основных приказов.

Посольский выполнял функцию развития торговли и других дел в международном формате. Судейство иностранцев, выкуп и обмен также возлагались на этот приказ. В середине 17-го века для содержания этого учреждения был даже утвержден налог.

Организацией населения, пригодного к воинский службе, занимался Разрядный приказ. Его задачей было назначение военнослужащим пособий с занесением в списки, определение граждан на службы со всей страны. Также это учреждение определяло возможность награждения и жалования. Ему были подвластны все города, основанные в 17-м веке, включая судопроизводства и доходы, он также координировал работу военнослужащих всех чинов.

За строительство зданий и сооружений ответственным был назначен Каменный приказ. Все сопутствующие дела по постройке также возлагались на него.

Для сохранности печатей и штампов государственной важности сбора и сдачи печатных пошлин существовал Печатный приказ.

Приказ Большого дворца занимался делами дворцовых строений. Он организовывал всю деятельность, направленную на функционирование и улучшение условий во дворцах. Следует отметить, что приказы в истории - это структура, сложенная из множества взаимодополняющих друг друга частей.

Контроль за системой налогообложения осуществляли сразу несколько учреждений - Казна, приказ Большого прихода и прочие.

В эту группу относился и Холопий приказ, ответственный за дела, связанные с холопами.

Для управления и контроля за военной деятельностью было создано несколько приказов, основным из которых был Разрядный, заведовавший войсками и системой обороны государства. Также отдельные учреждения управляли стрельцами, артиллерией, полками, изготовлением оружия - мечей, сабель, огнестрела.

Осуществление судебной деятельности контролировала система приказов, главным из которых был Разбойный приказ. В его функции входило поддержание порядка в государстве, обеспечение безопасности и ведение дел уголовного характера.

Аптекарский приказ

Контроль за работой всех приказов осуществлял Большой Московский разряд - ставил в известность приказы о вынесенных указах царя и дополнял документы государственной важности предложениями, без ведома приказов.

Преобразование приказов

​В начале 17-го века, после нашествия поляков и шведов, необходимо было принять меры по обеспечению военными ресурсами Русь и установлению порядка хозяйственной части. Это послужило основой направления деятельности приказной системы. Приказы в истории - это важный момент формирования и становления системы управления страной. Царское правительство вновь организовало работу не действующих приказов, а также сформировало много новых учреждений. Схожие функции в этот период времени перераспределялись между приказами с различным направлением деятельности. В военной и финансовой отраслях было открыто несколько дополнительных приказов, ведавших делами одинаковой направленности. Также в это время для решения срочных задач часто использовались временные приказы, которые, после выполнения необходимых требований тут же закрывались. В основном это были приказы финансовой и хозяйственной направленности, созданные с целью рационального использования имеющихся ресурсов.

Архитектура Руси 17 века

К концу 17-го в. численность приказов составляла уже более 50, это была уже самостоятельная огромная структура, занимавшаяся делами различного рода. В это время верховные лица пытались объединить управление приказами с помощью назначения единственного управляющего. Приказные учреждения классифицировались на: общегосударственные, административные и судебно-полицейские, военные, финансовые, дворцовые и территориальные. Соответственно, каждый блок регулировал отдельное направление государственного порядка.

Стрелецкий бунт

Распад приказной системы

Надо понимать, что приказы в истории - это шаг в развитии управленческой основы Руси, при этом существовало немало отрицательных сторон, вызванных незрелостью этой системы.

Читайте также: