Что такое приказная система
Обновлено: 07.07.2024
XVII век был веком расцвета и падения приказной системы управления. На протяжении века существовало до 80 центральных бюрократических учреждений — приказов разного значения, функций и величины.
Важной особенностью приказной системы управления является крайняя пестрота и неопределенность функций приказов. Почти каждый приказ XVI — XVII вв. выполнял не только функции управления; в его ведении находились также определенные территории (волости, города, селения), налоги с которых поступали на содержание приказа и осуществление его задач, а население их судилось в приказе.
Этой сложностью определения точных функций приказов объясняются и трудности классификации приказов. Все созданные классификационные схемы приказов можно считать условными.
С созданием приказов в Русском государстве появилось обширное бумажное делопроизводство. В процессе практической деятельности приказов сложились формуляры определенных видов документов, порядок их оформления и движения как внутри каждого приказа, так и между ними. Делопроизводство требовало известных канцелярских навыков и опыта, которых подчас не имел начальник приказа. Поэтому в помощники судьям в приказы назначались дьяки. Число дьяков зависело от размеров и значения того или иного приказа: во многих приказах было по дьяку, в Посольском — до трех, Разрядном — до шести, а в Поместном — до пятнадцати. В Посольском, Разрядном, Поместном, четвертных, Тайном приказах один из дьяков был думным. Судьи некоторых приказов (чаще всего финансовых, где существовала бухгалтерская документация) назначались из дьяков. Дьяки комплектовались из рядового дворянства, иногда из ду-
Крупные приказы подразделялись на столы, а столы — на повытья. В Разрядном приказе было 9 столов, в Поместном — тоже 9 столов. Столы Поместного приказа делились на 40 повытий. Столы возглавлялись дьяками, повытья — старшими подьячими. Некоторые приказы делились только на повытья. Столы носили названия по роду деятельности (например, в Разрядном приказе — денежный, приказный); по территориям (там же Московский, Владимирский и пр.); по подведомственным территориям и фамилиям старших подьячих.
В определении характера управления в приказах среди историков не было единомыслия: одни считали его коллегиальным, другие — единоличным. В действительности в приказах существовал особый, приказный характер управления, заключавшийся в том, что спорные дела судьи рассматривали вместе с дьяками, а дела, не носящие спорный характер, они рассматривали каждый в отдельности. Характерной особенностью приказного делопроизводства была крайняя централизация управления: в приказах разрешались не только важные, но и сравнительно второстепенные дела.
Большинство приказов помещалось в Кремле.
В комнатах со сводчатыми потолками, глиняными или изразцовыми печами и небольшими слюдяными окошками стояли столы и лавки; на полках, в сундуках, ящиках, шкафах размещались документы.
ние, где разместились только семь крупных приказов: Посольский, Разрядный, Большой казны и др.
Приказная система с ее централизацией и бюрократизмом, бумажным делопроизводством и бесконтрольностью порождала волокиту, Злоупотребления и взяточничество. К концу века приказная система пришла в упадок; ее заменила более прогрессивная система управления — коллегиальная.
МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Крестьянская война и польско-шведская интервенция в начале XVII в. потребовали создания твердой власти на местах. По росписи городов и уездов в 1614 г. видно, что в 103 городах с уездами были уже назначены воеводы, в 1616 г.— в 138, а в 1625 г.— в 146 городах. Воевода стал основным звеном местного управления.
Срок службы воеводы длился обычно один — три года.
В большие города назначали нескольких воевод; один из них считался главным. В небольших городах был один воевода. В слободах и волостях воевода осуществлял свою власть с помощью приказчиков.
Воевода имел приказную или съезжую избу, в которой производились все дела по управлению городом и уездом. Приказная изба возглавлялась дьяком. Здесь хранились государевы грамоты и печать, приходные и расходные книги и росписи разных податей и сборов, сами сборы (государева казна). В крупных городах приказные избы разделялись на столы, находящиеся в ведении подьячих. Число подьячих в съезжих избах было различно. В приказной избе были также приставы, надельщики, рассыльщики и сторожа, которые приводили в исполнение приказания воеводы.
При смене воевод сдавались все дела и казенное имущество по описям и книгам (сдаточным описям или росписным спискам). Один Экземпляр описи посылался в тот приказ, в ведении которого находился город с уездом.
Каждый воевода получал из приказа наказ, определявший круг его деятельности.
Воевода управлял вверенной ему территорией. Он осуществлял охрану феодальной собственности, боролся с укрывательством беглых, с нарушением казенного интереса (корчемства), со всяким несоблюдением порядка вообще (бой, пожар, мор), ведал городовым и дорожным делом, надзирал за судом губных и земских старост. Административно-полицейский надзор воеводы простирался и на личную жизнь местного населения. В крупных городах полицейский надзор за населением, укреплениями и караулами осуществлял подчиненный воеводе городничий (бывший городовой приказчик).
Широкими были финансовые полномочия воеводы. В писцовые книги, которые составлялись для финансовых отчетов, заключали описание земель по количеству и качеству, доходность земель (урожайность), повинности в пользу землевладельца-феодала. Там, где за основу исчисления брались дворы (в городах), в писцовые книги заносились сведения и о них.
После окончания польско-шведской интервенции из Москвы во все концы государства для определения платежеспособности населения посылались дозорщики, составлявшие дозорные книги. Воеводы обязаны были оказывать этим финансовым агентам из центра всяческое содействие.
Сборы государственных налогов проводили выборные лица: прямых — старосты и целовальники, косвенных (таможенных и кабацких сборов) — головы и целовальники. Воеводы осуществляли финансовый контроль за деятельностью этих выборных властей. В съезжую избу обычно свозились все собранные деньги.
Воевода обладал большими военно-административными функциями. Он набирал на службу служилых людей — дворян и детей боярских, вел их списки с указанием имения, жалованья, исправности службы каждого, производил периодические смотры и отправлял их на службу по первому требованию Разрядного приказа.
Ответствен был воевода за все городские учреждения, крепостные пушки, различные военные и казенные съестные припасы, которые он принимал и сдавал по описи.
В разной степени подчинения у воеводы находился ряд должностных лиц: осадный голова (комендант крепости), засечные, острож-
ные, стрелецкие, казачьи, пушкарские, объезжие, житничьи и ямские головы.
Неограниченным произволом отличались воеводы Сибири. Почти каждая смена сибирских воевод заканчивалась следствием (сыском) об их злоупотреблениях с привлечением в качестве соучастников дьяков, подьячих и т. п.
В полицейском отношении земские органы были полностью подчинены воеводам. Правительство пыталось отстранить воевод от влияния на земские органы, но безуспешно. В наказах воеводам запреща-
Помимо губных и земских органов, в XVII в. существовали и другие выборные органы. В каждом уезде находилось несколько таможен, возглавляемых таможенными целовальниками; таможни уездов подчинялись таможенному голове, при котором существовала таможенная изба. Кружечные дворы и кабаки возглавлялись соответствующими головами и целовальниками. Кроме того, выборными были ларечные старосты, житейные и мельничные целовальники и др. Все они попали под надзор воевод.
И телесные наказания и смертная казнь проводились публично с целью запугать народные массы, лишить их воли к сопротивлению возраставшей эксплуатации и закрепощению.
Приказы в истории - это учреждения государственной власти. Они возникли на Руси в 16-м в. Изначально их сущность заключалась в выполнении уполномоченными людьми каких-либо поручений. Когда появились приказы, они могли быть поручены определенному лицу, в этом случае они носили имя человека, которому велено было исполнить данное поручение. В дальнейшем они сформировались как отдельные органы государственного управления и заменили Боярскую думу. Деятельность приказов была направлена на выполнение функций исполнительной власти.
Состав приказов
Верховная власть имела право назначить и отстранить уполномоченных лиц от ведения дел. Каждый приказ состоял из двух отделов:
Создание приказов
Создание приказной системы управления было обусловлено процессом формирования Русского государства и необходимостью решения новых, сложных задач. Каждый приказ имел самостоятельную организацию и занимался закрепленными за ним задачами. Но, несмотря на строгую организацию, приказная система не имела четкого разграничения деятельности субъектов структуры. Иногда род деятельности приказов не соответствовал выделенному направлению и названию. Многие учреждения совмещали функции, не относящиеся к их прямой деятельности. Это обуславливалось несовершенством управленческой структуры и приводило к неразберихе, взяточничеству и казнокрадству.
Классификация приказов
Чтобы разобраться, что такое приказы в истории, следует ознакомиться с их основными категориями. Приказная система состояла из двух основных групп:
- Общегосударственные - решали вопросы, связанные с государством, международными отношениями, установлением порядка, землевладением и финансовым регулированием.
- Территориальные приказы - это в Древней Руси местные органы власти. Эта группа приказов решала вопросы, возникающие на конкретной территории. В связи с этим сами учреждения прикреплялись к определенному городу или области.
Общегосударственные учреждения
К этой категории относилось несколько основных приказов.
Посольский выполнял функцию развития торговли и других дел в международном формате. Судейство иностранцев, выкуп и обмен также возлагались на этот приказ. В середине 17-го века для содержания этого учреждения был даже утвержден налог.
Организацией населения, пригодного к воинский службе, занимался Разрядный приказ. Его задачей было назначение военнослужащим пособий с занесением в списки, определение граждан на службы со всей страны. Также это учреждение определяло возможность награждения и жалования. Ему были подвластны все города, основанные в 17-м веке, включая судопроизводства и доходы, он также координировал работу военнослужащих всех чинов.
За строительство зданий и сооружений ответственным был назначен Каменный приказ. Все сопутствующие дела по постройке также возлагались на него.
Для сохранности печатей и штампов государственной важности сбора и сдачи печатных пошлин существовал Печатный приказ.
Приказ Большого дворца занимался делами дворцовых строений. Он организовывал всю деятельность, направленную на функционирование и улучшение условий во дворцах. Следует отметить, что приказы в истории - это структура, сложенная из множества взаимодополняющих друг друга частей.
Контроль за системой налогообложения осуществляли сразу несколько учреждений - Казна, приказ Большого прихода и прочие.
В эту группу относился и Холопий приказ, ответственный за дела, связанные с холопами.
Для управления и контроля за военной деятельностью было создано несколько приказов, основным из которых был Разрядный, заведовавший войсками и системой обороны государства. Также отдельные учреждения управляли стрельцами, артиллерией, полками, изготовлением оружия - мечей, сабель, огнестрела.
Осуществление судебной деятельности контролировала система приказов, главным из которых был Разбойный приказ. В его функции входило поддержание порядка в государстве, обеспечение безопасности и ведение дел уголовного характера.
Контроль за работой всех приказов осуществлял Большой Московский разряд - ставил в известность приказы о вынесенных указах царя и дополнял документы государственной важности предложениями, без ведома приказов.
Преобразование приказов
В начале 17-го века, после нашествия поляков и шведов, необходимо было принять меры по обеспечению военными ресурсами Русь и установлению порядка хозяйственной части. Это послужило основой направления деятельности приказной системы. Приказы в истории - это важный момент формирования и становления системы управления страной. Царское правительство вновь организовало работу не действующих приказов, а также сформировало много новых учреждений. Схожие функции в этот период времени перераспределялись между приказами с различным направлением деятельности. В военной и финансовой отраслях было открыто несколько дополнительных приказов, ведавших делами одинаковой направленности. Также в это время для решения срочных задач часто использовались временные приказы, которые, после выполнения необходимых требований тут же закрывались. В основном это были приказы финансовой и хозяйственной направленности, созданные с целью рационального использования имеющихся ресурсов.
К концу 17-го в. численность приказов составляла уже более 50, это была уже самостоятельная огромная структура, занимавшаяся делами различного рода. В это время верховные лица пытались объединить управление приказами с помощью назначения единственного управляющего. Приказные учреждения классифицировались на: общегосударственные, административные и судебно-полицейские, военные, финансовые, дворцовые и территориальные. Соответственно, каждый блок регулировал отдельное направление государственного порядка.
Распад приказной системы
Надо понимать, что приказы в истории - это шаг в развитии управленческой основы Руси, при этом существовало немало отрицательных сторон, вызванных незрелостью этой системы.
Читайте также:
- Денежные средства которые по закону обязаны выплачивать один из супругов другому как называется
- Название этого законодательного органа с иврита переводится как собрание
- Как узнать свою прописку через госуслуги
- Переплатили алименты можно ли в следующем месяце заплатить меньше
- Как посмотреть паспорт вакцинации на егов