Религия как источник права курсовая

Обновлено: 19.05.2024

Введение………………………………………………….……3
Глава 1. Общая характеристика религиозного права………4
Глава 2. Отдельные ветви религиозного права……………..6
2.1 Мусульманское право…….………………………………6
2.2 Индусское право…………………………………………14
2.3 Еврейское право………………………………………….19
2.4 Христианское право………………………….………. 24Введение:
В мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов. Различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем). Национальная правовая система – органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положенияи т.д.
Правовая семья – это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).
В зависимости от вышеназванныхпризнаков выделяют следующие основные правовые семьи:
1) Романо-германскую;
2) Англо-американскую;
3) Религиозную;
4) Традиционную.
Цель данной работы – рассмотреть религиозную правовую семью.
В этой семье различают несколько отдельных ветвей права: мусульманское, индусское, еврейское и др.

Глава 1.
Общая характеристика семьи религиозного права

Несмотря на достижениянаучно-технического прогресса и информационных технологий, развитие культуры и образования, религия не исчерпала своей регулятивной роли. Религиозные нормы в той или иной степени продолжают оказывать воздействие на общественные отношения во всех государствах современного мира. При этом все существующие религии можно разделить на три группы: мировые религии; национальные и региональные религии;родоплеменные религии или культы. Каждая из этих групп религий оказывает влияние на право. В некоторых случаях (христианство, буддизм, родоплеменные культы и др.) это влияние незначительно и сказывается лишь на особенностях правосознания, в других (ислам, иудаизм, индуизм) – право, возникнув в рамках самой религии, продолжает существовать и развиваться в неразрывной связи с ней, образуя такое явление как религиозноеправо.
К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
* главный творец права – Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить исоответственно строго соблюдать;
* источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности;
* весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
* особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие итолкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;
* отсутствует деление права на частное и публичное;
* нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
* судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовыхсемьях).
Характерная особенность религиозного права — персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.
Главной тенденцией развития религиозного права является усиление роли закона как источника права (в частности.

Источники права - это формы выражения права, с помощью которых воля государства поднимается до уровня всеобщей обязанности и становится верховенством права.

Воля государства, выраженная в форме судебных норм (правил поведения), должна быть сформулирована таким образом, чтобы более широкие слои населения могли признавать эти нормы.

В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:

  • юридический обычай;
  • правовой акт;
  • юридический прецедент;
  • нормативный договор;
  • юридическая наука.

Правовой обычай - это неписаная норма поведения, сложившаяся в результате ее текущего и многократного использования в течение длительного времени и признанная государством в качестве общепринятой нормы.

Таким образом, обычай проявляется как средство для дальнейшего формирования права. Он сохраняется только в той мере, в какой факты выражают его реальность. Любой новый обычай считается новым образцом какой-то уже сложившейся привычки, а каждая новая форма обычая по-своему моделирует содержание старого варианта обычая. Поэтому обычаи, по сравнению с другими источниками (формами выражения) права, обладают большей гибкостью и пластичностью.

Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых документах, является нормативный акт. Правовой отличается от обычая главным образом тем, что его показатели регистрируются, а не сохраняются только в памяти. Поэтому его появление было более понятным и простым в использовании. В современных условиях нормальный правовой акт как одна из наиболее удачных форм выражения судебных норм является весьма распространенным способом доведения содержания этих норм до сведения всего населения страны. Нормативный акт - это письменный официальный документ (законодательный акт), изданный компетентным органом и содержащий решение о принятии, изменении или отмене тех или иных судебных норм.

Готовые работы на аналогичную тему

Судебные нормы, включенные в нормативные правовые акты, воспроизводят, конкретизируют, удовлетворяют, а иногда и отменяются правовыми нормами, включенными в другие источники права.

В некоторых странах широко используется такой источник права, как правовой прецедент. Суть его заключается в том, что решение судебной власти по конкретному делу является официально общей нормой, образцом разрешения аналогичных дел другими судами, либо служит примером толкования закона.

Поэтому судебный прецедент - это решение по конкретному делу, которое в обязательном порядке применяется в судах той же инстанции или нижестоящих инстанций при рассмотрении аналогичных дел.

В некоторых случаях источником права может быть нормативный договор. Его главное отличие от всех других источников права состоит в том, что в нем содержится норма права, которой является общее правило, связывающее неопределенное число людей. Однако, в отличие от других видов договоров, нормативный правовой договор также отвечает условиям действительности договоров. Для формирования нормативного договора необходимы:

  • согласие двух или более человек;
  • взаимное признание этого источника права.

Еще одно отличие нормативного правового договора состоит в том, что он может содержать не только моральные нормы, но и моральные принципы (например, принцип гуманности, содержащийся в большинстве современных конвенций).

Особенностью этой формы выражения права является то, что она не утверждается каким-либо законодательным органом, а является юридическим соглашением договаривающихся сторон.

Действительно, нормативный договор представляет собой необычную, но очень важную разновидность договорных актов, существующих в рамках обычаев не только национальных, но и международных. Нормативное значение договоров отчетливо проявляется в отраслях международного и конституционного права. Поэтому еще одним отличительным аспектом юридического договора является то, что он чаще всего носит публичный характер, то есть участниками таких соглашений являются государства, различные государственные органы и межгосударственные субъекты.

В разные периоды развития общества роль науки как источника права постоянно менялась, либо диктуя законодателям учебники, либо практически полностью исчезая из правового пространства. В настоящее время цели судебной науки полностью определены: разработка путей создания и реализации права, обеспечение систематического и углубленного признания всей правовой действительности.

Религиозные тексты как источник права

Религиозные источники - это группы религиозных норм, включенных в религиозные книги, а также акты, принятые органами управления религиозных организаций.

Во всех рабовладельческих и феодальных государствах религия играла важную роль в жизни общества. Она оказывала значительное влияние на государственную политику, в том числе и на разработку законов. Религиозные организации оказывают большое влияние на людей, поэтому государство, не желая им противостоять, часто дает власть религиозным нормам, которые таким образом приобретают религиозный характер.

Религиозные тексты как источник права являются наиболее характерными чертами мусульманского и еврейского права.

Религиозные тексты включают в себя Библию, которая является собранием священных книг христианства. Библия разделена на две основные части: Ветхий Завет, содержащий книги, написанные до прихода Христа, и Новый Завет, содержащий книги, написанные после прихода Христа. Ветхий и Новый Завет состоят из книг, разделенных на Главы, а затем на стихи.

Одним из наиболее важных источников еврейского права является Талмуд, собрание древних писаний, датируемых IV веком до Рождества Христова и V веком после Рождества Христова, содержащие не только тексты священных писаний, но и тексты их раввинских выступлений.

В наше время собрания религиозных текстов являются источниками права в мусульманских странах (Коран), в Индии (Шастры, Веды), в Ватикане (Библия). Но даже в этих странах все чаще используются в качестве источников права различные нормативные акты.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Теория государства и права

Оглавление

1. Религиозное бытие права 5

1.1. Иудаизм как правовая система 5

1.2. Иудейϲкое право 13

2. Исламская правовая система 19

2.1. Источники, концепции и принципы исламского права 19

2.2. Приспособление мусульманского права к современному миру 29

Список литературы 38

Выдержка из текста

Степень разработанности проблемы. Теоретические основы работы базируется на научных трудах по философии права и религии, общей теории государства и права, конституционного права, религиоведения, психологии и социологии религии.

Священные религиозные книги (Талмуд, Библия, Коран) были и остаются одними из древнейших источников права, сохраняющих свое значение в традиционалистских правовых системах.В настоящее время религиозные тексты как источники права наиболее характерны для мусульманского права, что является отличительной особенностью данной правовой системы.Национальные религиозные правовые системы, основывающиеся, как правило, на священных текстах, написанных тысячелетия тому назад, обращены в прошлое время.

Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных, частнонаучных и специальных методов познания, в числе которых следует выделить диалетику, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, метод сравнительного правоведения (компаративный), исторический метод и др.

1.1 Понятие и структура правовой системы 3.1 Англо-саксонская и романо-германская правовые системы 3.2 Традиционные и религиозные правовые системы

Актуальность данной работы заключается в том, что в последнее время в мире появляется тенденция к сближению правовых систем. Это проявляется в перенимании одними правовыми системами признаков других, в кодификации законов, во введении новых правовых норм и так далее.

Не смотря на процессы унификации и стандартизации правовых систем, которые активно идут в современном мире сохраняются и достаточно архаичные институты и правовые системы. В течении XVIII – XX веков на религиозную правовую семью оказывало сильнейшее влияние западная правовая традиция и современное право, но это не привело к кардинальной модернизации этой правовой семьи. В некоторых странах даже наблюдается откат от демократизации и модернизации правовой системы, вызванный именно чрезмерным влиянием западного права.

— весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, религиозными, философскими и моральными поступками, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

Список литературы

1. Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права. М., 2011. Философская энциклопедия: В 4 т. М., 2011.

2. Всемирная энциклопедия. Философия. М.-Минск, 2011.

3. Всеобщая история государства и права / Под ред. Батыра К.И. М., 2010.

4. Грубарг М. Основные элементы учения иудаизма о государстве и праве // Государство и право. 2012. N 5.

5. Документы по истории зарубежного права. М.: Изд-во МГУ. 1987.

6. История государства и права зарубежных стран / Под ред. П.Н. Галанзы. М. 2013.

7. История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / Под ред. Н.А.Крашенинниковой и О.А.Жидкова. М. 2010.

8. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 года. В 2-х кн. М., 2012.

9. Коран // Перевод и комм. ИЮ. Крачковского. М. 1963.

10. Лившиц Р.З. Теория права. М.,2010.

11. Малахов В.П. Философия права. Идеи и предположения. М., 2010.

12. Малахов В.П. Философия права. М., 2002.

13. Малахов В.П. Философия права. М., 2012.

14. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М., 2011.

15. Henkin L. Constitution and Other Holy Writ: Humane Right and Divine Commands, from The Judeo-Christian Tradition add US Constitution. Proceedings of a Conference at Annerberg Research Institute, 1987.

16. Новая история стран Азии: (вторая половина XIX-начало XXвека) / Под ред. В.И. Овсянникова М., 2010.

17. Политико-правовые ценности: история и современность. М., 2012.

18. Пилкинтонгон С.М. Иудаизм. М., 2011.

19. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. М., 2013.

20. Примак Т.К., Старостина С.А. Договор в иудаизме // История государства и права. 2007. N 17.

21. Рулан Н. Историческое введение в право. М., 2005.

22. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2010.

23. Сигалов К.Е. Религиозное бытие права // Юридический мир. 2013. N 7.

24. Сигалов М.К. Целеустановки логики правосознания иудейского права // История государства и права. 2012. N 9.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что вопросы взаимодействия права и религии с давних пор вызывали интерес российских и зарубежных правоведов, во многих работах которых рассмотрение этого взаимодействия находит место. В настоящих условиях данная проблематика становится еще актуальнее. В ряду факторов, обуславливающих ее насущность выделяются следующие:

Западноевропейским обществом все стремительнее утрачиваются признаки христианской цивилизации, и оно все больше становится обществом секулярным, ориентированным на новые ценности. При этом идет усиление вызова ему мусульманским миром, все активнее проникающим в Европу. Зарождающийся конфликт пассионарной исламской религиозности с европейским универсализмом не может не отразиться и на развитии права.

В России постсоветского периода началось возрождение Русской православной церкви, восстановление утраченных ее за годы советской власти позиций. На сегодняшний день Церковь вновь обрела широкое общественное влияние и стала значимым элементом гражданского общества. В связи с этим требует острого внимания ряд проблем, такие как правовое регулирование свободы совести, свобода вероисповедания, хозяйственно-экономическая деятельность религиозных объединений. Возникает и вопрос касательно имплементации норм канонического права в современную правовую систему российского государства.

До сей поры не решена научно-практическая задача, позволяющая найти оптимальную модель государственно-церковного взаимодействия и, как важный аспект этого вопроса, оптимальное соотношение канонического и государственного права.

Цель исследования. Рассмотрение взаимосвязи права и религии в современном мире.

Объектом исследования выступают институты религии и права и их взаимосвязь в современном мире.

Предмет исследования- нормы религиозного и правового характера.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

1) Рассмотреть соотношения права и религии с позиции теории.

2) Изучить исторический аспект взаимодействия религиозных и правовых норм.

3) Проанализировать взаимоотношения правовых и религиозных институтов в современной России.

На основании поставленных задач имеет смысл провести структурирование работы.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Методы исследования. В ходе написания работы были использованы следующие методы: логический метод, исторический метод, метод толкования права и сравнительно-правовой метод.

Глава1.Основные концепции соотношения государства, права и религии в современном мире

Теоретические аспекты права и религии

Теории естественного права и естественной религии, берущие свое начало в Новом времени, утверждали идеи индивидуального самоопределения человека в своих религиозных убеждениях, принадлежности человеку ipsofacto ряда прав, к которым относятся в том числе право свободы совести и вероисповедания[1]. Современные концепции соотношения государства, права и религии, на наш взгляд, подчинены одной идее – идее постсекулярного общества.

Однако на сегодняшний день единство мнений о пропорции государства и религии в жизни общества, степени их взаимной обусловленности, возможностях взаимодействия еще не достигнуто. В связи с этим целесообразно рассмотреть различные подходы к этому вопросу[2].

Несмотря на различие подходов к проблеме соотношения религии, государства и права в постсекулярном обществе, существует ряд наиболее влиятельных конструкций, которые предлагают следующие варианты их взаимодействия:

1. Нормативный дифференционализм, который предполагает разделение рационального и религиозного, в то же время указывая на необходимость взаимодействия данных сфер, итогом которого будет являться построение новой нормативности, свободной от устаревших принципов национальности, этничности и суверенности[3].

Данная концепция предполагает одновременно необходимость создания нормативно-абстрактной правовой системы, которая будет воздействовать на всех участников процесса коммуникации, и невозможность какой-либо критики со стороны секулярного мышления по отношению к религии. Для того чтобы подобная ситуация могла существовать в реальности, необходимо, чтобы указанные нормативные системы не исключали религию и не противоречили ей, тогда как последняя обязуется не вмешиваться в саму структуру норм. Очевидно, что достижение такого согласия – трудновыполнимая цель. Однако теоретики данной концепции утверждают, что консолидирующим фактором должна выступить европейская идентичность как нечто уже сконструированное в долгом и публичном процессе исторического развития региона. Кроме того, подобная модель требует и безусловного принятия, и исполнения ряда ограничений для всех сторон процесса: как государства, формирующего публичные нормы, так и религиозных сообществ, получающих отдельные преференции, однако не правомочных выходить за их рамки.

2. Коммуникативная теория. В рамках данного подхода обосновывается невозможность формирования истинных идеалов и норм как с помощью государственных идеологии и политики, так и с помощью догм религии. Истина конвенциональна, временна, и приблизиться к ней возможно лишь в ходе постоянного диалога религии и разума[4].

Соответственно, выработанные в такой среде нормы и принципы могут корректно применяться только в релевантных ситуациях (условиях и контекстах, ради действия в которых они были выработаны).

Существование универсальных нормативных систем отрицается, поскольку стабильность взаимодействия государства и религии, как это ни парадоксально, может быть достигнута только в условиях перманентного изменения правовой реальности. Коммуникация и консенсус выступают в качестве альтернативы рационализму традиционного нормотворчества и догматизму религиозных учений. Коммуникативная теория обосновывает многообразие правового мира, отсутствие в нем замкнутых в себе чисто юридических категорий, изолированных от культуры и религии.

В отличие от предыдущей концепции, отрицается существование чистых, не смешанных областей рационального и иррационального. Религия и право как социальные регуляторы находятся в постоянной интеракции, оказывая влияние друг на друга.

Влияние религии на государство и право не означает ее новой гегемонии, подобное положение вещей является признаком гармонично функционирующего и развивающегося общества.

Таким образом, стабильность всего постсекулярного мира зависит от коммуникации различных его элементов: государства, иных общественных институтов, в том числе религиозных, норм права, морали, религии и так далее, поскольку все они являются равноправными участниками коммуникативного процесса.

3. Социокультурное направление.

Это наиболее близкая к досекулярному обществу концепция, провозглашающая приоритет социокультурных факторов, необходимость построения нормативных систем именно на их основе. Постсекулярная нормативность в разрезе данной теории предстает не выделенными принципами и правилами построения правовой системы, а целостным образом жизни, в рамках которого религия и право близки до смешения. С точки зрения представителей социокультурного направления, не существует матрицы или регулятора, которые установят соотношение веры и разума, данное соотношение естественным образом проистекает из национальной культуры, в противном случае оно видоизменяется или отвергается представителями этой культуры[5].

Признание руководящей роли социокультурных факторов обеспечивает обществу стабильное существование и эволюционный путь развития. Это положение максимально приближает данную теорию к идеалам досекулярного общества, поскольку право, экономика и политика становятся в подчиненное положение, превращаясь в инструменты культуры, религии и национального сознания. При этом отрицается косность традиционалистских ценностей, утверждается изменчивость культуры, вслед за которой изменениям подвергается и существующая нормативность.

4. Агонистическая нормативная модель в целом признает и секулярность Запада, приоритет политических и правовых норм в данном регионе, и то, что весь остальной мир не обязан идти по его пути, во многих странах религия продолжает играть доминирующую роль, и это не препятствует процессам модернизации[6].

Многополярный мир, постоянный конфликт концепций являются площадкой для развития человечества, путь западной цивилизации не является единственно возможным, другие общества следуют собственными дорогами, другими, но зачастую не менее прогрессивными.

Таким образом, современный мир предполагает диалектическую борьбу противоположностей различных систем соотношения религии государства, которая двигает вперед модернизацию. В связи с этим не стоит пытаться объединить мир, развитие приносит многополярность, объединение человеческой цивилизации вокруг нескольких противоречащих друг другу центров. Агонистическая модель диктует вариант согласия в конфликте между религиозными, этическими, культурными принципами различных систем. Постсекулярное общество в незападных цивилизациях только лишь имманентно присущее им соотношение указанных принципов, отличное от привычного для европейца.

Одно из величайших достижений западной правовой мысли – теория естественных прав человека – во многих религиозных обществах нашло более эффективные и функциональные эквиваленты. При этом последние тесно переплетены с религиозными догмами, что не мешает им обладать прогрессивным характером. Абсолютизация превосходства западных либеральных демократий, наделение их исключительным правом на установление единственно возможных правил, обеспечивающих прогресс в совокупности с защитой прав каждого отдельно взятого человека, являются ошибочными.

Среди теоретиков, поддерживающих идею становления в западном мире нового, постсекулярного общества, отсутствует единство мнений в отношении понимания данного феномена, его функционирования и перспектив развития. Различные концепции предлагают широкий спектр возможных детерминант становления новой модели соотношения религии и права, обосновывают как радикальный, так и умеренный характер изменений.

На данном этапе довольно сложно определить, какая из концепций более справедлива; более того, на наш взгляд, более актуальны вопросы о детерминантах формирования постсекулярного общества и проблемах практики, возникающих в связи с его становлением.

Как причины и условия разрушения секуляризма можно выделить следующие факторы:

3. Политические факторы. Оказывают сильное, но сиюминутное воздействие, являясь скорее условиями, чем причинами.

Анализ детерминант демонстрирует качественный характер изменений парадигмы, что исключает их сиюминутность, а значит, мы имеем дело действительно с новой нормой, а не с временным отклонением от нее.

Таким образом, следует вывод, что в отечественной науке философии права не так много исследований посвящено указанной проблематике, что является существенным пробелом в ее осмыслении не только потому, что данный предмет изучения имеет ярко выраженный практический характер, но и по причине несхожести российской и западноевропейской моделей соотношения религии, государства и права, в связи с чем необходимы авторские разработки в этой сфере.

Читайте также: