Религия как форма отчуждения в философии л фейербаха

Обновлено: 28.06.2024

По Фейербаху, человек – природное существо, высшее проявление ее жизненной силы. При этом человек значительно отличается от животной сущности с любой точки зрения. Благодаря тому, что человек – природное существо, человек - универсальное существо, т.к. природа сама по себе универсальна и безгранична. Человек неограничен и свободен, потому что неограниченна и свободна и природа.

Важнейшее отличие человека от любых других существ – он есть мыслящее существо. При этом человек остается существом природным, сознание - свойство как природного существа, высшая форма психического отражения. Мышление обеспечивается благодаря мозгу, который у человека имеет сложное строение по сравнению с другими, более простыми, существами. Вообще, сущность человеческого сознания – в том, что человек способен познать собственную сущность, а содержание – знание как о самом себе, так и о внешнем мире.

Духовный мир человек – результат его мышления, сознания. Сущность человека включает сущность разума и чувства, сущность воли.

Познание предметов объективного мира включает познание и самого субъекта познания. Познавая какой-либо предмет, мы познаем в нем собственную сущность. При этом процесс мышления связан с деятельностью мозга, но мыслит не мозг, а человек, т.к. свойства познания несводимы к деятельности подобной материи, которая является только субстратом мышления.

Чувство зависимости человека от стихийных сил природы, бессилие перед ней можно считать психологической причиной появления религии. Кроме того, на человека серьезное влияние страх перед смертью, и обещание возможности бессмертия - козырь в руках религии. Также пугает непонятное, бессилие познать законы природы, объяснить некоторые явления. Познание тайны бытия человека тоже играет немаловажную роль. Боязнь любой неизвестности позволяет религии толковать проблему выгодным для себя образом.

Практические причины возникновения религии существуют наравне с психологическими. Они связаны с бытием человека, с необходимостью реализации естественных потребностей. Отсюда стремление к счастью для человека вполне естественно.

Общественной причиной существования религии Фейербах считает социальную несправедливость, разделение общества по имущественному признаку.

Религия возникает благодаря тому, что человек наделен творческими возможностями к фантазии, воображению, творению виртуального мира. Действительно, Бог создается воображением человека, оно приписывает Богу человеческие качества: разум, волю, возводя их в Абсолют, придавая сверхприродный масштаб. Созданный фантазией человека Бог создан для преодоления человеческих слабостей. Бог – сила все знающая и везде присутствующая, абсолютная воля, добрая воля.

Критика религии Фейербахом связана с тем, что религиозная вера связана со слепым поклонением Богу, отсюда следует потеря религиозным человеком свободы, что активно используется церковью.

Вместо религиозной веры Фейербах предлагает естественную веру в силу природы, вместо веры в Бога – веру в человека как природное существо с его неограниченными возможностями разума и воли.

Воля – проявление сущности человека, человек является ее носителем. Кроме того, воля выражает внутренние необходимости человека в его стремлении к счастью, когда человек способен удовлетворить все свои жизненные потребности. В своей теории этики и морали добром Фейербах считает то, что соответствует стремлению к счастью, злом – то, что ему противоречит.

32Сущность и основные принципы диалектико-материалистической философии К. Маркса. Сущность диалектического метода и диалектики в марксистской философии. Основные законы динамики.

Основоположниками марксистской философии были Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксизм – философия диалектического материализма с особыми принципами объяснения и понимания бытия мира, человеческой истории и их развития. Все предшествующие марксизму философские теории рассматриваются как недостаточно научные. Тем не менее, работы Гегеля и Фейербаха послужили теоретической предпосылкой формирования теории бытия.

Задача марксизма – не только объяснение мира, но и изменение его. Марксизм рассматривается его создателями как орудие революционного изменения мира. Тем не менее, объяснение и познание мира остаются необходимыми условиями изменения. Основной вопрос философии – соотношение материи и сознания, бытия и мышления. В соответствии с общими принципами материализма, основой бытия мира является несотворимая природа, которой ничего не предшествует. В рамках диалектического материализма природа способна к саморазвитию по естественным законам. В соответствии с принципом диалектики происходит развитие объективного мира, его качественное и направленное изменение.

Отметим характерные принципы диалектико-материалистической теории развития природы, которые основоположники впоследствии применили и к развитию человеческой истории.

Выделяются пять форм движения материя: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Переход между формами движения от низшей к высшей происходит скачкообразно. В процессе перехода существуют некие переходные формы движения, которые будут выявлены по мере развития науки. При этом можно считать, что объективному миру присущ принцип повышения своей организации. Такие законы развития применимы и к развитию общественных систем, что является важной частью марксистской философии.

В учении о причинно-следственных отношениях исключается наличие сверхъестественных причин развития мира, отрицается механистический детерминизм (учение о универсальной взаимосвязи явлений объективной действительности). В марксизме увеличивается значение случайности в закономерном развитии мира. Случайность – форма проявления закономерности, ее дополнение. Таким образом, несостоятельными оказываются гипотезы и о предопределенности бытия мира, и о господстве случайности. Идея Гегеля о противоречии как источнике развития развивается в марксизме.

33 Проблема материи,определение материи,пространства и времени в марксисткой философии.Принципы класификации форм двидения материи в марксисткой философии.

Марксистская философия возникла в середине XIX века и оставалась влиятельным течением в мировой философской мысли до 90-х годов ХХ века. Ее основоположниками явились немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс. По своей сути она является философией диалектического материализма.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Л. ФЕЙЕРБАХ О СУЩНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕЛИГИИ

Религия является важнейшим фактором, влияющим на мировозрение, образ жизни каждого человека, отношения в обществе в целом.

В ХХ веке набрала популярность секуляризационная теория, согласно которой роль религии обратно пропорциональна развитию прогресса. Сторонники этой теории утверждали, что научно-технический прогресс уже к началу двадцать первого века станет причиной того, что веру в Бога сохранят только люди, живущие в слабо развитых странах.

Однако, в настоящее время, интерес к религии не только не упал, а только увеличился, что подтверждается расцветом не только основных мировых религий, но и появлением многочисленных новых религиозных учений.

В чем тайна религии? Почему человек создает себе Бога?

На этот вопрос пытались ответить многие философы. Одним из них был Людвиг Андреас фон Фейербах (28 июля 1804 - 13 сентября 1872) – последний представитель немецкой классической философии. В настоящее время, когда углубился кризис религиозных институтов гражданского общества, отвечающих за духовный облик человека, когда большое значение придается психологической и духовной функции религии, терия Фейербаха не утратила своей актуальности. Его учение о человеке, проникновение в его внутренний мир, поиски человеческого счастья делает философию Фейербаха как никогда интересной для изучения.

Фейербах утверждал, что основу религии составляет чувство зависимости человека - то, от чего человек зависит и чувствует себя зависимым. Божественную сущность, раскрывающуюся в природе, он приравнивал к самой природе. Бог не может быть определим человеком, поскольку бог – необъятное, великое, бесконечное существо. Но он таков только потому, что вселенная, им созданная, обширна, неизмерима, бесконечна или во всяком случае кажется таковой человеку.

Бог есть таинственное и непонятное существо для человека, но только потому, что природа – таинственна и непонятна.

Чувственное восприятие, созерцание, фантазия, представление – вот тот источник, из которого рождается религия. При этом предметом и содержанием религии считается человек, его непосредственная сущность.

Другими словами, божественная сущность не что иное, как человеческая сущность, освобожденная от индивидуальных границ, объектированная, а затем – обожествленная, почитаемая в качестве потусторонней сущности, т.е. Бога.

При этом он утверждает, что учение: бог – творец мира, имеет свое основание и свой смысл лишь в учении: человек есть цель творения.Только тот свет, который светит ради человека, есть свет теологии.

Отличительными признаками истинно человеческого в человеке Фейербах считал разум, волю и чувства. Он говорил, что современный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. При этом сила мышления есть свет познания, сила воли- энергия характера, сила чувства – любовь.

Предпосылка религии, по Фейербаху, заключается в противоположности или противоречии между хотением и умением, между желанием и исполнением, между намерением и осуществлением, между представлением и действительностью, между мышлением и бытием. И делает вывод о том, что человек чувствует и представляет себя с религиозной точки зрения ограниченным, и эти гарницы являются только границами представления и фантазии.

Фейербах делает вывод о том, что вера в бога есть либо вера в природу (объективную сущность), как человеческое (субъективное) существо, либо вера в человеческое существо как сущность природы.

При этом он отрицает дуализм тела и души, утверждая, что такое понятие как бессмертная душа не имеет смысла.

Фейербах говорит о том, что найти бога в вере возможно только в воображении, только в человеческом сердце, ибо бог есть не что иное, как сущность фантазии или способности воображения. Таким образом он указывает на то, что вера в Бога имеет психологические корни.

Фейербах констатирует связь индивида с родом, придавая этому факту религиозное значение. Род есть божество, которым святится каждый член его, каждый индивид.

Фейербах стремится не упразднить религию, а очеловечить ее, утверждая, что человек становится богом для человека. Если мы больше не будем верить в лучшую потустороннюю жизнь, а будем стремиться к лучшей посюсторонней жизни, но не поодиночке, а объединенными силами, то мы создадим такую жизнь. При этом мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку как единственно истинную религию, на место веры в Бога- веру человека в самого себя. Его метод состоял в том, чтобы опираясь на наглядные, исторические эмпирические факты и примеры, посредством человека свести все сверхчеловеческое к природе и посредством природы все сверхчеловеческое свести к человеку.

К сожалению, Фейербаху в своем учении не удалось раскрыть социальные, классовые основы, пораждающие религию. Ему не удалось постичь диалектику как выражение материальной практической деятельности человека. Человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Узость антропологического принципа ярче всего проявляется в выводе Фейербаха о том, что стержень движения общества образует смена религии.

Фейербаховская философия, его труды выражали дух своего времени, имели гуманистическую направленность, его взгляды во многом стали идейной основой марксизма, и в этом выражается историческое значение Фейербаха.

Однако Фейербах, при всем своем атеизме не только не смог найти средств борьбы с религией, не отрицал ее, но и стремился обосновать необходимость новой религии. При этом мораль этой религии выходила, по Фейербаху, из свойственного от природы человеку стремления к счастью, достижение которого возможно при условии, если каждый человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к другим людям. Но люди не идеальны, поэтому мораль, сконструированная философом, носит абстрактный, внеисторический характер.

Изучение проблемы человеческого счастья - одна из основных гуманистических задач. И несмотря на то, что Фейербах сузил понимание человеческого счастья до индивидуальных чувств людей в их абстрактном понимании, причину ощественного развития он видит в стремлении людей к счастью, что делает его философию привлекательной и актуальной до сих пор.

Фейербаховские положения об общей сущности религии способствуют выявлению спекулятивно-теологических предпосылок идеализма. Идеализм выражает в понятийной форме не то, что отличает одну религию от другой, а то, что присуще и обще им всем. Фейербах в своих работах вскрывает идейное родство идеализма и религии.

Однако антропологический материализм не способен разъяснить, какого рода обстоятельствам – социально-экономическим или антропологическим – принадлежит определяющая роль в формировании религиозного сознания. Фейербах указывает и на те и на другие обстоятельства, не вскрывая отношений между ними.

Признавая универсальный характер чувств человека, Фейербах не смог объяснить откуда происходят религиозные чувства людей, сведя все к родовой сущности человека, считая ее неизменной, поскольку она дана ему природой.

В философии Фейербаха человек выступает как бесстрастный созерцатель природы.

Фейербах надеялся, что придет время, когда вообще вера в бога будет считаться суеверием, когда вместо церковного света наивной веры засияет, согревая человечество, яркий свет природы и разума.

После этих слов прошло почти два столетия. Уровень образования современного человека, его материальная обеспеченность, коммуникабельность намного выше чем во времена Фейербаха. Закономерным следствием глобализации, повышения миграционной мобильности, развития инфомационно-коммуникативных технологий является то, что та или иная религия находит своих последователей там, где исторически их никогда не было.

Список литературы:

2. Сочинения К.Маркс и Ф.Энгельс, изд.2, т.21, стр.269-317 [электронный ресурс] – режим доступа-

6. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М, 1997. -576 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Людвиг Фейербах (1804-1872). Основные сочинения: К критике философии Гегеля; Сущность христианства; Основные положения философии будущего; Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии; О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли; Эвдемонизм.

С точки зрения Ф., философия и религия - противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, а в философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Величайшая задача философии - критика религии, разоблачение иллюзий.

Для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение Бога, а часть вечной природы. В этом суть антропологизма Ф. Центр - человек как психофизическое единство, единство души и тела.

Антропологический принцип Фейербаха выражается в том, что он по новому интерпретирует само понятие "объект". Понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - другой человек.

Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.

Антропологический принцип в философии:

o пробуждает осознание принадлежности к роду,

o каковое и есть разум (= любовь),

o причём эта родовая сущность осознаётся как тождественная во всех индивидах и образующая их родовое единство.

23.1 Основные этапы развития западной философии

Античная философия (VI в. до н.э. – III в. н.э.)

• Ранняя античная философия (VI-V в. до н.э.) (досократики)

• Эллинистическая философия (конец IV – I в. до н.э.)

• Поздняя античная философия (I-III вв. н.э.)

Средневековая философия (IV-XIV вв.)

• Патристика (IV-VIII вв.)

• Схоластика (XI-XIV вв.)

Философия Возрождения (XV-XVI вв.)

Новая философия (XVII – 1-я треть XIX в.)

Современная философия (с 40-х гг. XIX в.)

Античные философы хотели понять природу, средневековые хотели понять Бога.

Новая философия наукоцентрична, тогда как новейшая философия социоцентрична.

Также новую философию можно разделить на периоды до Канта и после Канта.

Античная греческая и греко-римская философия имеют более чем тысячелетнюю историю с 6 в. до н.э. до 3 в. н.э. 1) Эпоха натуралистов. Между 6 и 5 вв.до н.э. мы видим представителей разных школ: ионийцев, пифагорейцев, элеатов, атомистов, эклектиков. 2) Софисты и Сократ стали первыми гуманистами, они попытались ответить на вопрос, в чем же суть человека. Платон и Аристотель дали важнейшие образцы большого философского синтеза. 3) Эллинистический период эпохи завоеваний Александра Македонского закончился вместе с языческой эрой кинизма, эпикуризма, стоицизма, скептицизма, эклектизма.

Средневековье. Патристика. Философское осмысление христианской догматики (Проблема триединства Бога; Проблема Боговоплощения; Проблема иконопочитания).

Проблема теодицеи (Зло как недостаток блага; Иллюзия зла как следствие абсолютизации частной точки зрения; Зло как злоупотребление свободой воли) Философия истории (Смена цикличной парадигмы линейной; История как мистическая драма). Схоластика. Проблема веры и разума.бытия Бога (Онтологическое доказательство; Космологические доказательства; Каузальный вариант; Модальный вариант; Телеологическое доказательство); Проблема универсалий (Реализм; Номинализм; Концептуализм).

От гносеологического оптимизма Бэкона …(Знание – сила. Развитие науки – залог будущего благоденствия человечества.) … через сведение эмпиризма к сенсуализму (Локк) и элиминацию объективного предмета науки (Беркли) … … к гносеологическому пессимизму Юма. (Достоверное знание невозможно и не нужно. Стремление к нему порой даже вредно)

Декарт (дуализм: дух и материя), Спиноза (монизм: бог или природа), Лейбниц (плюрализм: монады). Предмет познания-это материальная субстанция, как может непротяженный дух раскрывать протяженную материю.

Доведенный до логической крайности, эмпиризм наталкивается на непреодолимые трудности: великая задача поисков новых путей и решений, способных предотвратить как иррационалистические и скептические крайности, так и крайности противоположного рода, связанные с рационалистическими философскими системами, выпала на долю Канта.

Гегель. Младогегельянцы (Штраус, Бауэр). Фейербах.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Мы многому можем научиться у Фейербаха, в том числе атеизму и гуманизму. В наши дни признаваться в том, что ты не веришь в бога, как-то не принято. Ведь с религией богословы издавна связывали особую духовность, высокую нравственность, миролюбие, а с неверием – деградацию личности, упадок культуры, распад общества и семьи, склонность ко лжи, воровству, убийству.… Эта традиция сохранилась до сих пор, только ее обоснование с годами приобретает все более изощренный и изобретательный характер.

Содержание работы

Введение 3
1. Биография Л.Фейербаха 4
2. Учение Фейербаха о Боге, о религии и о христианстве 11
3. Атеизм Фейербаха 12
4. Характеристика атеизма Фейербаха 15
Заключение 17
Список используемых источников: 18

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

Учение Фейербаха о Боге, о религии и о христианстве

Начало, середина и конец всякой религии – это сам человек. Религия – это поклонение человека самому себе. Однако это поклонение, вместо того, чтобы быть обращенным к самому себе, обращено к своей проекции вовне. Результатом этого становится отчуждение человека и его нищета. То есть, когда человек становится религиозным, он отчуждается от своей истинной сущности и наделяет ею Бога. Так человек делает Бога богатым, а сам становится внутренне разделенным и обнищавшим.

Атеизм Фейербаха

Историко-философские взгляды Фейербаха возникли и сформировались в определенных исторических условиях на основе определенного историко- философского багажа. Важнейшим идейным источником материализма и атеизма Фейербаха были ростки атеистической и материалистической мысли предшествующих эпох. В новых исторических условиях Фейербах развил и продолжил материализм и атеизм. Фейербах глубоко и обстоятельно изучил идейное наследие своих предшественников ссылался на них, считая их атеизм поверхностным и неглубоким.

Наряду с психологической, эмоциональной основой религии Фейербах отмечал наличие у религиозных представлений гносеологических корней. Он усматривал их в отрыве мышления от бытия, в развитии абстрактного мышления, таящего в себе возможность отхода от восприятий органов чувств и создания понятий, которые искажают действительность. Именно таким путем и возникает понятие бога – этот центральный пункт всех религий. Мы находим у Фейербаха попытки раскрыть и социальные причины религии, ее общественную функцию. Так, например, он подчеркивал, что переход от языческой религии (политеизма) к монотеизму связан с возрастанием зависимости людей от своих земных владык, от царской власти. Возвышение монархов обусловило, по Фейербаху, возникновение идеи единого, всемогущего бога.

Характеристика атеизма Фейербаха

Характеристика атеизма Фейербаха будет неполной если не затронуть еще один вопрос: перерастание его критики религии в критику идеализма. Не только в том смысле, что он, подрывая основы религии, объективно, неизбежно подрывал и корни идеализма. Фейербах сознавал, и это было его глубоким убеждением, что критика религии не может считаться достаточно полной, если она не распространяется и на идеализм, подводящий теоретическую наукообразную базу под мистику и поповщину. Современные религии, освобождаясь в процессе эволюции от многих грубых и примитивных черт, находят больше контактов с идеалистической философией. Обстоятельство это еще больше усиливало необходимость вскрытия внутренней, идейной связи, существующей между религией и идеализмом.

Заключение

Исторической заслугой Фейербаха было раскрытие внутренней связи религии с идеалистической философией, единства религиозного и идеалистического мировоззрений. С позиций материализма и атеизма Фейербах развенчивает объективный идеализм Гегеля, агностицизм Канта, мистицизм Шеллинга.

Немецкий философ-гуманист мечтал об освобождении человека от пути религии, о торжестве знания. "Никакой религии! – такова моя религия", – восклицал он. Основоположники марксизма дали высокую оценку фейербаховскому атеизму, использовали его критику религии в процессе формирования собственных атеистических воззрений. Ограниченность же фейербаховского атеизма проявилась и в вопросе о том, есть ли будущее у религии. Решительно отвергая религиозные представления, существование потустороннего мира и сверхъестественных сил, Фейербах ратовал за новую, "разумную" религию – религию любви. По учению Фейербаха, любовь человека к человеку должна вытеснить традиционную религию и стать истинной религией. Будучи идеалистом в понимании истории и отвергая революционный путь переустройства общества, Фейербах пришел к переоценке роли религии, к превращению ее в панацею от всех социальных бед.

Читайте также: