Религиозные войны во франции кто участники

Обновлено: 18.05.2024

Религиозные (гугенотские) войны во Франции – это серия гражданских военных конфликтов между представителями католицизма и протестантизма.

Во Франции 16 века существовало 2 основных ответвления христианства: католицизм и протестантизм. Французские монархи стремились к объединению своего народа, желая избежать внутренних конфликтов. Генрих II решил, что правильным будет отдать предпочтение католицизму и ограничить возможности протестантов.

На престол взошла Екатерина Медичи. В 1562 году она позволила провести съезд теологов обеих конфессий, по итогам которого протестанты получили возможность проводить богослужения. Ответ не заставил себя долго ждать, и Франсуа де Гиз издал антипротестантский триумвират, а в скором времени католики перешли к более радикальным действиям.

  1. Идеологические – католики и протестанты придерживались разных взглядов относительно места религии в жизни человека и ее влияния на повседневность.
  2. Экономические – протестанты были более конкурентоспособны, поскольку их доктрина предписывала трудолюбие и бережливость.
  3. Борьба за власть – во Франции 17 века велось активное противостояние между династиями де Гизов, Валуа и Бурбонов.
  4. Политические – во внутренние междоусобицы активно вмешивались Германия, Англия и Испания.

Основные действующие лица

  • ФранцискI – первый король Франции, предпринявший попытку остановить распространение протестантизма.
  • ГенрихII – сын Франциска I , который вел войну с Англией, Испанией и Нидерландами.
  • Екатерина Медичи – королева, супруга Генриха II , пыталась примирить протестантов и католиков.
  • ФранцискII – сын Генриха II и Екатерины, работал в интересах католиков.
  • КарлIХ - сын Генриха II и Екатерины, война началась во время его пребывания на престоле.
  • ГенрихIII – сын Генриха II и Екатерины, пытался примирить расколотый народ.
  • ГенрихIV – король Наварры, занявший свое место на престоле в 1572 году, дал начало династии Бурбонов. Во время его правления были окончены религиозные войны.
  • Франсуа де Гиз – герцог Лотарингский, спровоцировавший войну в 1562 году.
  • Генрих де Гиз – глава Католической лиги.
  • Принц Людовик де Конде – лидер протестантов.
  • Граф Гаспар де Колиньи – лидер протестантов.

Французская религиозная война включает в себя 8 этапов, в которых активные боевые действия перемежались с относительно мирными годами. Датой начала войны считается 1 марта 1562 года, когда в Васси состоялась резня, спровоцированная герцогом Франсуа де Гизом. После его гибели в 1563 году военные действия практически прекратились, а Екатерина Медичи издала Амбуазский эдикт, провозгласивший свободу выбора той или иной конфессии на всей территории государства, кроме столицы – там разрешался только католицизм.

Вторая гугенотская война датируется 1567-1568 годами . Она не несла никаких радикальных политических изменений, но сказалась на взглядах Екатерины Медичи: ее оскорбили действия протестантов, и королева признала ошибочность своей политики. Екатерина принялась изгонять из страны проповедников.

Во время четвертой гугенотской войны 1572-1573 годов Екатерина Медичи предприняла еще одну попытку установить мир между католиками и протестантами посредством заключения брака между своей дочерью, прихожанкой католической церкви, Маргаритой де Валуа и лидером протестантов – Генрихом Наваррским. Католики подобного рода решение восприняли крайне враждебно. 18 августа 1572 года бракосочетание состоялось. В ночь с 23 на 24 августа прошло собрание королевского совета, по итогу которого было принято решение уничтожить протестантов. Начало резни связывают с династией де Гизов. Протестантов истребляли целыми семьями, зверства вошли в историю под названием Варфоломеевской ночи. Четвертую войну завершил Булонский эдикт 1573 года, согласно которому протестанты получили свободу проведения богослужений.

Спустя несколько месяцев католики развернули шестую войну 1576-1577 годов, в которой одержали победу. Итог сражений подвел эдикт Пуатье, который перечеркнул практически все пункты мира в Болье.

Седьмая война 1579-1580 годов началась по инициативе Генриха Наваррского, который не собирался сдавать позиции протестантов. Этот конфликт завершил мир во Фле, вернувший некоторые права гугенотам.

Гугено́ты (фр. Huguenot(s)) — название с XVI века французских протестантов (кальвинистов). Происходит от франко-швейцарского eyguenot (aguynos), обозначавшего члена женевского протестантского союза против герцога Савойского. Слово eyguenot в свою очередь восходит к с.-в.-нем. eitgenôz (современное нем. Eidgenosse) ‘собрат, соратник, союзник’. Начиная с XIV века Eidgenosse официально обозначает просто гражданина Швейцарской Конфедерации.

Появление протестантизма во Франции

Сначала слово гугенот употреблялось противниками протестантов как насмешка; но впоследствии, когда Реформация стала распространяться во Франции, оно прижилось и среди самих французских протестантов. Сторонники Реформации во Франции появились очень рано.


При покровительстве Маргариты, королевы Наваррской, сестры короля Франциска I, возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие и распространение нашло учение Кальвина, особенно в среде дворянства и среднего сословия. К веротерпимости и реформам призывал даже католический епископ Брюсонне.

В 1534 году протестанты наводнили крупные города листовками, грубо высмеивавшими священников и мессу. В ответ начались массовые аресты и казни еретиков. Реформированная церковь во Франции была вынуждена уйти в подполье.

Религиозные войны

Франциск I повелел конфисковать все протестантские сочинения и запретил гугенотам под угрозой смертной казни устраивать свое протестантское богослужение; но эти меры не смогли остановить распространение реформаторского учения. Генрих II в 1555 году издал эдикт, которым грозил гугенотам сожжением на кострах, и с особенным рвением принялся за искоренение “ереси”. Тем не менее при нём во Франции насчитывали до 5000 кальвинистских общин. При Франциске II, находившемся под сильным влиянием знатного семейства Гизов, в 1559 году при каждом парламенте была учреждена особая комиссия — “огненная палата”, следившая за исполнением эдиктов о еретиках.

Всеобщая оппозиция против Гизов дала гугенотам мужество бороться против преследований. Часть дворян-кальвинистов составила заговор с целью потребовать от короля свободы совести и удаления Гизов, а в случае отказа — силою захватить короля и заставить его передать управление расположенным к кальвинизму Бурбонам. Но заговор был открыт и король бежал.

Только при Карле IX в 1561 году издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность к ереси. Для прекращения вражды между католиками и гугенотами между ними был устроен религиозный диспут в Пуасси, который, однако, не привёл к желанному соглашению.

Как только был издан Январский эдикт 1562 года, предоставлявший гугенотам право свободного богослужения, Франсуа де Гиз напал при Васси на толпу гугенотов, собравшихся в сарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это было началом междоусобной войны. Всего войн было восемь.

Ненависть католических народных масс к гугенотам выразилась в кровавом насилии. Английская королева Елизавета снабжала гугенотов деньгами и оружием, немецкие протестантские князья оказывали им помощь войсками.

Варфоломеевская ночь

В 1572 году, чтобы приобрести доверие гугенотов, Екатерина Медичи, королева Франции, решила выдать замуж сестру Карла IX за Генриха Наваррского (лидера гугенотский войн этого периода). Временно во всей Франции водворилось спокойствие и мир, так что королева Наваррская вместе с принцем Конде и Генрихом Наваррским безбоязненно могла приехать в Париж на бракосочетание последнего с сестрой короля.

На эту свадьбу была приглашена масса знатных гугенотов; глава их, Колиньи, пользовался, по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французской политикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение; да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя его влияние вредным для себя. Этим, в последствии, и были вызваны события Варфоломеевской ночи.

По мнению историков, в планы королевы-матери не входила массовая резня гугенотов. Первоначально планировалось устранение Колиньи и ещё примерно десятка основных военных предводителей гугенотов, а также захват номинальных лидеров гугенотской партии. Но ненависть парижского населения к гугенотам, а также давняя вражда семейных кланов Колиньи и Гизов превратили намечавшуюся акцию в массовую резню.

Сигнал к началу устранения опасных гугенотов прозвучал с колокольни церкви Сен-Жермен-л’Оксеруа. Волна насилия прокатилась по Парижу, а позже и по другим городам и сёлам и вылилась в кровавую бойню в масштабах всей страны, длившуюся на протяжении нескольких недель. Количество жертв до сих пор служит предметом споров среди историков, однако, по мнению большинства из них, число жертв варьируется от 5 000 до 30 000 человек.

Легко узнаваемые по чёрным одеждам, гугеноты становились лёгкой добычей для обезумевших убийц, которые не давали пощады никому, будь то старики, дети или женщины. Город оказался во власти разбушевавшейся черни. Мёртвых раздевали — многим хотелось ещё и поживиться одеждой. В таком хаосе можно было спокойно ограбить соседа, разделаться с кредитором, а то и с надоевшей женой. Никто уже не отслеживал, кто гибнет под шпагами, гугенот или католик. В конце концов король приказал немедленно навести порядок на улицах Парижа.


Резня стала коренным переломом в Религиозных войнах во Франции. Гугенотам был нанесён сокрушительный удар, в результате которого они лишились многих из своих видных предводителей. Варфоломеевская ночь была “самой ужасной религиозной резнёй столетия”, во всей Европе она “оставила в умах протестантов неизгладимый след и мнение, что католицизм был кровавой и предательской религией”.

Продолжение противоречий

Решительная победа Генриха Наваррского над лигой и его восшествие на трон под именем Генриха IV (1594) ознаменовали конец религиозных войн. Генрих принял католичество по политическим соображениям, а Нантский эдикт (1598) предоставил гугенотам широкие права, легализовал издание протестантской литературы, даровал все гражданские и политические права, свободу торговли, право на наследование собственности, доступ во все школы, участие в местных и национальном парламентах. Для разбирательств судебных дел гугенотов при парламентах были созданы особые палаты, состоявшие наполовину из гугенотов.

В правление Людовика XIII кардинал Ришелье постепенно урезал привилегии протестантов; политическое влияние они утратили с падением крепости Ларошель (1628), но сохранили большинство гражданских свобод.

Людовик XIV приступил к насильственному обращению протестантов: солдаты размещались на постой в протестантских домах, пока их обитатели не присоединялись к официальной религии. Нантский эдикт был отменен 18 октября 1685, и гугеноты стали покидать Францию, эмигрируя в Англию, Нидерланды, Германию и Америку. Но и после массового исхода гугенотов из Франции протестантская вера там не умерла. Теперь к гугенотам принадлежали семейства торговцев и ремесленников.

Преследования продолжались, но официальную позицию властей в 18 в. можно в целом охарактеризовать как нейтральную.

Узаконивание прав

Гражданские права были возвращены гугенотам ноябрьским эдиктом 1787 года. Революция 1789 года предоставила протестантам все политические права, которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил их равноправие, и даже Реставрация признала за реформатами свободу совести и гарантировала их священникам жалованье от государства.

XIX век

Правда, в начале правления Людовика XVIII протестантов постоянно смещали с должностей, особенно на юге Франции и в окрестностях Нима, и даже были отдельные случаи нападения черни на гугенотов вследствие подстрекательства ультрароялистов и ультрамонтанов; но с тех пор подобные явления не повторялись.

XXI век

В настоящее время во Франции существует несколько десятков протестантских организаций. Из них только три организации считают себя продолжателями дела гугенотов:

РЕЛИГИОЗНЫЕ (ГУГЕНОТСКИЕ) ВОЙНЫ, войны между католиками и кальвинистами (гугенотами) во Франции в 1562–1598.

После смерти Генриха II и восшествия на престол Франциска II (1559–1560) власть оказалась в руках аристократического рода Гизов – герцога Франсуа Гиза и его брата кардинала Шарля Лотарингского, которые усилили гонения на гугенотов, введя смертную казнь за тайные религиозные сборища. Был предан суду и повешен советник Парижского парламента кальвинист А. де Бур (1559). На недовольство гугенотов наложилась неприязнь к Гизам высшей аристократии – принцев крови (Бурбоны), ближайших соратников Генриха II (коннетабль А. де Монморанси и маршал Сент-Андре) – и той части дворянства, которая оказалась не у дел после окончания в 1559 Итальянских войн. В 1560 оппозиционеры составили заговор, руководителем которого стал перигорский дворянин Ла Реноди; они планировали захватить короля и арестовать Гизов (Амбуазский заговор). Узнав о заговоре, Гизы пошли на уступки: 8 марта 1560 они издали эдикт, запрещающий религиозные гонения. Это не удовлетворило рядовых заговорщиков, которые стали собираться в окрестностях Амбуаза, где находился королевский двор. Однако они были разбиты правительственными отрядами. Гизы отменили Мартовский эдикт и сурово расправились с мятежниками. Принц Конде был арестован и приговорен к смерти. Его спасла только внезапная кончина Франциска II 5 декабря 1560.

Первая религиозная война (1562–1563).

1 марта 1562 Франсуа Гиз напал на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси (Шампань). Триумвиры захватили Карла IX и Екатерину Медичи в Фонтенбло и добились от них отмены Январского эдикта. В ответ Конде и Ф. д'Андело заняли Орлеан, сделав его своим оплотом; они заключили союз с английской королевой Елизаветой I и немецкими протестантскими князьями. Триумвиры взяли Руан, помешав объединению сил англичан и гугенотов в Нормандии; при его осаде погиб Антуан Наваррский. Получив подкрепление из Германии, Конде подошел к Парижу, но затем двинулся в Нормандию. 19 декабря 1562 у Дре он был разбит войсками триумвиров и взят в плен; в свою очередь католики потеряли маршала Сент-Андре и коннетабля Монморанси (первый убит, второй попал в плен). Возглавивший гугенотов адмирал Колиньи укрылся в Орлеане. Ф.Гиз осадил осадил город, но вскоре погиб под его стенами от руки убийцы. Смерть Гиза открыла путь к переговорам. В марте 1563 лидеры гугенотов и католиков при посредничестве Екатерины Медичи заключили Амбуазский мир, в своих основных пунктах подтвердивший Январский эдикт.

Вторая религиозная война (1567–1568).

Обострение отношений между гугенотами и королевской властью привело к постепенному отходу Екатерины Медичи от политики веротерпимости. Воспользовавшись походом испанской армии герцога Альбы в Нидерланды (1566), регентша собрала под предлогом защиты французских границ большую армию, которую внезапно двинула против гугенотов (лето 1567). Их вожди, предупрежденные об этом, сделали попытку захватить короля и его мать в бургундском замке Монсо. Те, однако, успели бежать в Мо, а затем, благодаря мужеству швейцарской гвардии, прорвались в Париж. Конде осадил столицу, но 10 ноября 1567 был разбит коннетаблем Монморанси у Сен-Дени; сам Монморанси пал на поле битвы. Преследуемые войсками католиков под командованием Генриха Анжуйского, брата короля, гугеноты отступили в Лотарингию, где соединились с армией немецких наемников пфальцграфа Иоганна-Казимира. В начале 1568 их объединенные силы оттеснили католиков к Парижу и осадили Шартр. В этих условиях Екатерина пошла на заключение 10 марта 1568 мира в Лонжюмо, подтвердившего положения Январского эдикта; она также предоставила Конде крупный кредит для расчета с Иоганном-Казимиром.

Третья религиозная война (1568–1570).

Получив передышку, Екатерина Медичи стала готовить новое нападение на гугенотов. Она добилась отставки канцлера М.Л'Опиталя, а затем потребовала от Конде возвращения долга. Тот отказался; был отдан приказ об аресте принца и других вождей гугенотов, которым, однако, удалось укрыться в портовом городе Ла-Рошели на западном побережье Франции, ставшем с того времени их главной цитаделью. Карл IX аннулировал прежние уступки протестантам. В январе 1569 Конде, получив военную помощь от англичан, двинулся на соединение с немецкой наемной армией, присланной во Францию маркграфом Баденским и герцогом Цвейбрюккенским, но был настигнут королевскими войсками под командованием Генриха Анжуйского и маршала де Таванна и разбит у Жарнака (на границе Лимузена) 13 марта. В битве погиб сам Конде, и гугенотов возглавили адмирал Колиньи и юный Генрих Бурбон, сын Антуана Наваррского. В июне 1569 они соединились с немецкими наемниками во Вьенне и осадили Пуатье. Отчаянная оборона города, которой руководили сыновья Ф.Гиза (Генрих Гиз и Шарль Майеннский), заставила гугенотов отступить; 3 октября они потерпели страшное поражение при Монконтуре от герцога Анжуйского. Однако католики не воспользовались своим успехом: вместо того, чтобы преследовать остатки армии Колиньи, они тратили время на осаду героически защищавшихся кальвинистских городов. На деньги ларошельского купечества Колиньи набрал новую армию и весной 1570 двинулся на столицу. Разбив королевские отряды в Бургундии, он спустился по долине Луары и стал угрожать Орлеану и Парижу. Правительству Карла IX пришлось спешно заключить с ним Сен-Жерменский мир, который предоставил гугенотам свободу вероисповедания во всей Франции, кроме Парижа, и право занимать государственные должности; в обеспечение договора им были переданы четыре крепости – Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Ла-Шарите.

Четвертая религиозная война (1572–1573).

Чтобы ограничить политическое влияние Гизов, Карл IX начал сближение с вождями гугенотов. Колиньи, вскоре приобретший большой вес при дворе, предложил организовать вторжение в Испанские Нидерланды как способ объединения французов; ради примирения религиозных партий возник проект брака Генриха Наваррского с сестрой короля Маргаритой. Однако придворные круги во главе с Екатериной Медичи, недовольные усилением политических позиций гугенотов, вступили в союз с Гизами. 18 августа 1572 состоялась свадьба Генриха и Маргариты, но уже 22 августа было совершено покушение на Колиньи. Под давлением своего католического окружения Карл IX одобрил план избиения гугенотов в ночь Св. Варфоломея 24 августа 1572 (см. ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ). В результате резни в Париже и других французских городах погибло около двадцати тысяч кальвинистов, среди них Колиньи. Их лидер Генрих Наваррский оказался пленником в Лувре. Но правительству не удалось ликвидировать гугенотское движение. Гугеноты отчаянно обороняли Сансерр и Ла-Рошель; и если Сансерр был взят, то под стенами Ла-Рошели королевская армия потерпела полную неудачу. Король был вынужден заключить с ними Ла-Рошельский мир, подтвердивший условия Сен-Жерменского договора и закрепивший за гугенотами Ла-Рошель, Ним и Монтобан.

Пятая религиозная война (1574–1576).

Шестая (1576–1577), седьмая (1580) и восьмая (1584–1598) религиозные войны.

Неудачи королевской власти в борьбе с гугенотами и возникновение кальвинистской республики на юге страны побудила католиков создать свою политическую организацию. В 1576 в Перонне (Пикардия) по инициативе Г.Гиза была образована Католическая лига. На Генеральных штатах в Блуа (декабрь 1576) лигисты открыто потребовали полного истребления гугенотов. Опасаясь популярности Г.Гиза, Генрих III провозгласил себя главой Лиги и аннулировал эдикт в Болье. Вспыхнула новая война, в которой на стороне протестантов выступили Швеция, Дания, Англия и немецкие протестантские князья. Эта война, не знавшая крупных военных столкновений, но сопровождавшаяся жестокими стычками и разбоем, завершилась в сентябре 1577 Бержеракским миром, закрепленным эдиктом в Пуатье: он повторял в основном условия эдикта в Болье, но также требовал ликвидации всех политических организаций, как католиков, так и кальвинистов. По истечении трехлетнего срока действия этого мира в 1580 разразилась новая, седьмая, война, в результате которой король уступил Генриху Наваррскому Керси и Аженуа (договор во Флексе).

Восьмая религиозная война, или Война трех Генрихов (1584–1598). После смерти в 1584 Франциска Алансонского наиболее вероятным наследником французского престола стал кальвинист Генрих Наваррский. Это спровоцировало восстановление Католической лиги во главе с братьями Гизами (Генрих Гиз, Шарль Майеннский и кардинал Луи Лотарингский); лигисты вступили в декабре 1584 в тайное соглашение с испанским королем Филиппом II и выдвинули претендентом на французскую корону кардинала Шарля Бурбона, дядю Генриха Наваррского. Другой ведущей организацией католического лагеря стала образованная в том же году Парижская лига, в которую вошли представители столичной буржуазии, ремесленников и бедноты. Под нажимом лигистов Генрих III издал в июле 1585 Немурский эдикт, поставивший протестантизм вне закона; однако он отказался лишить Генриха Наваррского и Луи Конде прав на престол. Это сделал в сентябре 1585 папа Сикст V. Разразилась война.

В результате Религиозных войн во Франции возникло своеобразное гугенотское государство в государстве и установилась относительная религиозная терпимость. Королевская власть сумела выстоять и вскоре восстановила свои прежние позиции. После Ла-Рошельской войны с гугенотами 1627–1628 Людовику XIII ликвидировал их политическую самостоятельность (Эдикт милости 1629), а в 1685 Людовик XIV, отменив Нантский эдикт, уничтожил их религиозную автономию.

Иван Кривушин

Pernot M. Les guerres de religion en France: 1559–1598. Paris, 1987
Garrisson J. Guerre civile et compromis, 1559–1598. Paris, 1991
Плешкова С.Л. Екатерина Медичи: Черная королева. М., 1994
Constant J.-M. La Ligue. Paris, 1996
Cottret B. L'Edit de Nantes: 1598: pour en finir avec les guerres de religion. Paris, 1997
Шишкин В.В. Маргарита де Валуа и седьмая религиозная война во Франции (апрель-ноябрь 1580 г.). В кн.: – Человек XVI столетия. СПб, 2000
Новоселов В.Р. Религиозные войны во Франции (1562–1598): военные перед лицом гражданской войны. В кн.: – Из истории социальных конфликтов и народных движений в средневековой Европе. М., Пятигорск, 2001
Knecht R. J. The French religious wars, 1562–1598. Oxford, 2002
Constant J.-M. Les Français pendant les guerres de religion. Paris, 2002
Артеменков М.Н. Английская политика по отношению к гугенотам во время религиозных войн во Франции. М., 2003

Французские религиозные войны шли с небольшими перерывами с 1562 по 1589 гг. Главными сторонами конфликта были католики и гугеноты (протестанты). Итогом многочисленных войн стала смена правившей династии, а также закрепление права на свободное вероисповедание.

Предпосылки

Кровопролитная религиозная война во Франции между католиками и протестантами началась в 1562 году. У нее было несколько поверхностных поводов и глубоких причин. В XVI веке французское общество раскололось на два непримиримых лагеря - католический и протестантский. Новое учение проникло в страну из Германии. Его сторонники выступали за отказ от некоторых норм католической церкви (продажи индульгенций, должностей и т. д.).

Самым популярным протестантским течением во Франции стал кальвинизм. Его приверженцев называли гугенотами. Очаги этого учения были рассеяны по всей стране, из-за чего религиозная война во Франции носила такой значительный масштаб.

Король Франциск I стал первым монархом, попытавшимся остановить распространение новой ереси. Он приказал конфисковать гугенотские сочинения, с помощью которых шла агитация католиков. Для королей посягательство на привычную веру было посягательством и на их собственную власть. Именно так рассуждали Валуа, из-за которых началась религиозная война во Франции.

начало религиозных войн во франции

Ущемление прав гугенотов

Преемник Франциска Генрих II еще более рьяно взялся за искоренение протестантизма в своей стране. В 1559 году был подписан Като-Камбрезийский мир, который положил конец длительным Итальянским войнам. После этого у короля и его армии развязались руки. Теперь у власти наконец появились свободные ресурсы, которые они могли бросить на борьбу с ересью. В очередном своем эдикте Генрих II пригрозил ослушникам сожжением на кострах. Но даже эти жесты государства никак не отразились на распространении кальвинизма. К 1559 году во Франции насчитывалось 5 тысяч общин, в которых жили приверженцы этого учения.

Со вступлением на трон малолетнего короля Франциска II при всех провинциальных парламентах были учреждены огненные палаты. Так назывались чрезвычайные судебные органы, которые разбирали дела протестантов. Эти учреждения курировали Гизы – могущественные родственники короля-мальчика. Начало религиозных войн во Франции и большая часть их кровопролитных событий лежит на их совести.

Амуазский заговор

Гизы (братья Франсуа и Шарль) были ненавистны многим дворянам – одним из-за своей деспотичности, другим из-за религиозной позиции. Аристократы, недовольные родственниками короля, вскоре после учреждения огненных палат организовали заговор. Эти дворяне хотели взять в плен малолетнего Франциска и потребовать у него права религиозного выбора (то есть свободы совести).

Заговор был раскрыт накануне исполнения. Франциск с приближенными бежал в Амбуаз. Тем не менее заговорщики не отказались от своих планов и попытались захватить короля силой прямо в этом городе. План провалился. Многие дворяне погибли в бою, другие были казнены после. Те события марта 1560 года стали поводом, из-за которого вспыхнула религиозная война во Франции.

Начало войны

Всего через пару месяцев после несостоявшегося заговора Франциск II умер из-за своего слабого здоровья. Трон перешел к его брату Карлу IX, на период правления которого пришлось начало религиозных войн во Франции. Год 1562-й ознаменовался расправой над гугенотами в Шампани. Герцог Гиз со своим войском напал на безоружных протестантов, мирно совершавших богослужение. Это событие стало сигналом для вспышки крупномасштабной войны.

У гугенотов, как и у католиков, были свои лидеры. Первым из них оказался принц Людовик де Конде из рода Бурбонов. После инцидента в Шампани он захватил несколько городов, сделав Орлеан оплотом протестантского сопротивления власти. Гугеноты заключили союз с немецкими княжествами и Англией – странами, где точно так же боролись с католическим влиянием. Втягивание в гражданское противостояние внешних сил еще более обострило религиозные войны во Франции. Годы потребовались для того чтобы страна исчерпала все свои ресурсы и, обескровленная, наконец пришла к мирному соглашению между сторонами.

Важной особенностью конфликта было то, что войн было сразу несколько. Кровопролитие то начиналось, то прекращалось, то снова возобновлялось. Так, с небольшими перерывами, война шла с 1562 по 1598 гг. Первый этап закончился в 1563-м, когда гугеноты и католики заключили Амбуазский мир. Согласно этому договору, протестанты получили право исповедовать свою религию в определенных провинциях страны. Стороны пришли к соглашению благодаря активному посредничеству Екатерины Медичи – матери трех французских королей (Франциска II, Карла IX и Генриха III). Со временем она стала главным действующим лицом конфликта. Королева-мать больше всего известна современному обывателю благодаря классическим историческим романам Дюмы.

религиозные войны во франции дата

Вторая и третья война

Гизы были недовольны уступками гугенотам. Они стали искать католических союзников за рубежом. Одновременно с этим в 1567 году протестанты, как и за несколько лет до того, попытались захватить в плен короля. Инцидент, известный как сюрприз в Мо, окончился ничем. Власти вызвали в суд лидеров гугенотов - принца Конде и графа Гаспара Колиньи. Те отказались прибыть в Париж, что послужило сигналом для возобновления кровопролития.

Причины религиозных войн во Франции заключались в том, что промежуточные мирные договоры, предполагающие небольшие уступки протестантам, не удовлетворяли ни одну из сторон. Из-за этого неразрешимого противоречия конфликт возобновлялся снова и снова. Вторая война закончилась в ноябре 1567 года из-за гибели одного из лидеров католиков - герцога Монморанси.

причины религиозных войн во франции

Брак Генриха и Марго

В 1572 году своей кульминации достигли религиозные войны во Франции. 16 век знал множество кровопролитных и трагических событий. Но, пожалуй, ни одно из них не могло сравниться с Варфоломеевской ночью. Так в историографии была названа массовая резня гугенотов, устроенная католиками. Трагедия произошла 24 августа 1572 года в канун дня апостола Варфоломея. Сегодня ученые дают разные оценки тому, сколько тогда было убито протестантов. Подсчеты дают цифру приблизительно в 30 тысяч человек – величину, небывалую для своего времени.

Расправе предшествовало несколько важных событий. С 1570 года ненадолго прекратились религиозные войны во Франции. Дата подписания Сен-Жерменского мирного договора стала праздником для измотанной страны. Но наиболее радикальные католики, в том числе могущественные Гизы, не хотели признавать этого документа. Помимо всего прочего, они были против появления при королевском дворе Гаспара Колиньи – одного из лидеров гугенотов. Талантливый адмирал заручился поддержкой Карла IX. Монарх хотел с помощью полководца присоединить к своей стране Нидерланды. Таким образом, политические мотивы восторжествовали над религиозными.

Екатерина Медичи также на некоторое время охладила свой пыл. В казне было мало денег, чтобы вести открытое противостояние с протестантами. Поэтому королева-мать решила пользоваться дипломатическими и династическими методами. Парижский двор согласовал условия брака между Маргаритой Валуа (дочерью Екатерины) и Генрихом Наваррским – еще одним лидером гугенотов.

Варфоломеевская ночь

Свадьба должна была отмечаться в Париже. Из-за этого в преимущественно католический город прибыло огромное количество гугенотов – сторонников Генриха Наваррского. Настроения в столице были самыми взрывоопасными. Простолюдины ненавидели протестантов, обвиняя их во всех своих бедах. В верхушке власти не было единства по отношению к предстоящей свадьбе.

Бракосочетание состоялось 18 августа 1572 года. Через 4 дня ехавшего из Лувра адмирала Колиньи обстреляли из дома, принадлежавшего Гизам. Это было спланированное покушение. Лидер гугенотов получил ранение, но выжил. Однако произошедшее стало последней каплей. Еще через два дня, в ночь на 24 августа, Екатерина Медичи повелела начать расправу над гугенотами, которые еще не покинули Париж. Начало религиозных войн во Франции поразило современников своей жестокостью. Но то, что случилось в 1572 году, не шло ни в какое сравнение с прежними ужасами сражений и битв.

Погибли тысячи людей. Гаспар Колиньи, накануне чудом избежавший смерти, распрощался с жизнью одним из первых. Генриху Наваррскому (будущему королю Генриху IV) удалось выжить только благодаря заступничеству при дворе своих новых родственников. Варфоломеевская ночь стала событием, переломившим ход конфликта, известного в истории как религиозные войны во Франции. Дата расправы над гугенотами ознаменовалась потерей многих их лидеров. После ужасов и хаоса в столице из страны бежало, по разным оценкам, около 200 тысяч гугенотов. Они переселялись в немецкие княжества, Англию и Польшу, чтобы оказаться как можно дальше от кровавой католической власти. Действия Валуа были осуждены многими правителями того времени, в том числе и Иваном Грозным.

религиозные войны во франции 16 век

Продолжение конфликта

начало религиозных войн во франции год

Католическая лига

В 1576 году Генрих де Гиз учредил Католическую лигу, в которую, кроме Франции, вошли иезуиты, Испания и папа римский. Целью союза был окончательный разгром гугенотов. Кроме того, на стороне лиги выступали аристократы, желавшие ограничить власть короля. Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции на протяжении второй половины XVI века были главными факторами, влияющими на ход истории этой страны. Время показало, что после победы Бурбонов власть королей только усилилась, несмотря на попытки дворян ограничить ее под предлогом борьбы с протестантами.

Католическая лига развязала Шестую войну (1576-1577), по итогам которой права гугенотов были заметно ограничены. Центр их влияния переместился на юг. Общепризнанным лидером протестантов стал Генрих Наваррский, после свадьбы которого когда-то произошла бойня в Варфоломеевскую ночь.

Король небольшого королевства в Пиренеях, принадлежавший к династии Бурбонов, стал наследником всего французского престола из-за бездетности сына Екатерины Медичи. У Генриха III действительно не было отпрысков, что ставило монарха в щекотливое положение. Согласно династическим законам, наследовать ему должен был его ближайший родственник по мужской линии. По иронии судьбы им и стал Генрих Наваррский. Во-первых, он также происходил от Людовика Святого, а во-вторых, претендент был женат на сестре монарха Маргарите (Марго).

религиозная война во франции

Война трех Генрихов

Чтобы как-то урегулировать конфликт, Гиз и Валуа согласились провести заседание Генеральных штатов в Блуа. Прибывший туда герцог попал в ловушку. Гвардейцы короля убили самого Гиза, охрану, а позже и его брата. Вероломный поступок Генриха III не прибавил ему популярности. Католики отвернулись от него, а папа римский и вовсе проклял.

Летом 1589 года Генрих III был заколот монахом-доминиканцем Жаком Клеманом. Убийца смог с помощью подложных документов добиться аудиенции короля. Когда гвардейцы расступились перед Генрихом, монах неожиданно вонзил в того стилет. Убийца был растерзан на месте. Но и Генрих III скончался от полученного ранения. Теперь ничто не мешало королю Наварры стать правителем Франции.

реформация и религиозные войны во франции

Нантский эдикт

И только после своей победы Генрих в 1598 году издал Нантский эдикт, который закреплял свободное вероисповедание по всей стране. Так закончились религиозные войны и укрепление монархии во Франции. После более чем тридцати лет кровопролития в стране наступил долгожданный мир. Гугеноты получили новые права и внушительные субсидии от власти. Итоги религиозной войны во Франции заключались не только в прекращении длительного конфликта, но и в централизации государства в правление династии Бурбонов.

XVI век стал в Европе периодом Реформации, которая переросла в вооруженное противостояние протестантов и католиков. Во Франции оно охватывает период с 1562 по 1598 год. Их участниками стали католики под предводительством династии Гизов и Гугеноты, лидерами которых были Бурбоны.

Религиозные войны (история, 7 класс) – кратко о причинах и участниках 1562-1598

Период с 1559 по 1572 год

Религиозные войны (история, 7 класс) – кратко о причинах и участниках 1562-1598

Рис. 1. Религиозные войны 1562 1598.

В 1560 году, после смерти Франциска II, королем Франции стал еще один малолетний король – Карл IX. Регентом при нем стала мать – Екатерина Медичи. Она проводила политику веротерпимости, влияние Гизов стало падать. После Сен-Жерменского эдикта 1562 года образовался католический альянс в следующем составе:

  • Франциск де Гиз.
  • Коннетабль Монморанси.
  • Маршал Сент-Андре.

В 1562 этот триумвират устроил резню протестантов в селении Васси и вынудил королеву отменить эдикт. Лидером гугенотов стал принц Людовик Конде, а центром сопротивления – город Орлеан. В качестве союзников на их стороне выступили протестанты из Германии и королева Англии Елизавета I. Первая война шла около года и завершилась к весне 1563 года Амбуазским миром, который в целом подтвердил Сен-Жерменский эдикт. В ходе боев погибли Сент-Андре и Франциск де Гиз, а два других лидера попали в плен – Конде к католикам, а Монморанси к протестантам.

Вторая война в 1567-1568 завершилась в пользу гугенотов. Казна Франции была пуста, погиб Монморанси. Третья война шла с 1568 по 1570 год и снова завершилась уступками короля Карла IX гугенотам, которым стали помогать голландцы под предводительством Вильгельма Оранского. В этой войне погиб принц Конде и командование гугенотами приняли адмирал Колиньи и граф Монтгомери. Несмотря на пару поражений, они овладели городом Тулуза.

По итогам войны гугеноты получили свободу вероисповедания по всей территории Франции, кроме Парижа, а также взяли под контроль четыре крепости: Коньяк, Монтобан, Ла-Шарите Ла-Рошель.

Религиозные войны (история, 7 класс) – кратко о причинах и участниках 1562-1598

Рис. 2. Карта религиозных войн во Франции.

Период с 1572 по 1598 год

В ходе четвертой религиозной войны произошла знаменитая Варфоломеевская ночь – резня католиками гугенотов в Париже и других городах. Число ее жертв исчисляется десятками тысяч. Во время четвертой войны не было заметных полевых сражений. Католики пытались выбить протестантов из Ла-Рошели, но ничего не достигли. Война закончилась эдиктом 1573 года, протестантские обряды разрешено было отправлять в Монтобане, Ниме и Ла-Рошели.

Пятая религиозная война 1574-1576 годов происходила при короле Генрихе III. Она интересна тем, что в ней принимали участие умеренные католики, которые выступали за гражданский мир и политику веротерпимости. Мирный договор 1576 года предоставил протестантам свободу вероисповедания по всей Франции, кроме Парижа.

Следом за ней сразу началась шестая война 1576-1577 годов. В ней перевес был на стороне католиков, которые одержали победы на суше и на море. Мирный договор 1577 года перечеркнул предыдущие уступки.

Седьмая война была также короткой, с 1579 по 1580. Мирный договор подтвердил сложившиеся порядки.

Конфликт 1584-1589 годов вошел в историю, как “Война трех Генрихов”: Генриха де Гиза, Генриха III Валуа и Генриха Бурбона (Наваррского). Первые двое были убиты, династия Валуа прервалась, а Генрих Бурбон занял королевский трон. Он, будучи гугенотом, провел последнюю войну с противниками из лагеря католиков – “Завоевание королевства” в 1589-1593 годах. Новый король был коронован, вопреки традиции, в городе Шартр, а не в Реймсе. В 1598 году Генрих IV Бурбон издал Нантский эдикт о веротерпимости. Это событие и стало финалом религиозных войн во Франции 1562-1598 годов.

Несмотря на победу над католической лигой, Генрих Бурбон сам перешел в католицизм в 1593 году. В 1595-1598 годах он провел относительно успешную войну с Испанией и положил конец иностранной интервенции.

Религиозные войны (история, 7 класс) – кратко о причинах и участниках 1562-1598

Рис. 3. Генрих IV 1598.

Что мы узнали?

В курсе истории 7 класса школьникам может быть задан доклад о религиозных войнах во Франции во второй половине XVI века. Тема довольно сложная, из-за количества событий и участников. Кратко о причинах религиозных войн во Франции можно сказать, что таковыми являются противостояние двух религиозных течений (католики и протестанты) и придворных группировок при слабых королях.

Читайте также: