Религиозная тайна как правовая категория

Обновлено: 30.06.2024

Монография посвящена сложной правовой проблеме реализации и защиты права на религиозную тайну как составного элемента права на свободу вероисповедания в Российской федерации.

В книге автором комплексно рассмотрены сущностные характеристики религиозной тайны и ее социально-правовое значение, регулирование религиозной тайны во внутренних установлениях религиозных объединений, гарантии реализации и защиты права на религиозную тайну и др. На основе произведенного исследования предлагаются конкретные меры по совершенствованию профильного законодательства.

Книга адресована работникам правотворческих и правоприменительных орга-нов, судьям, адвокатам, преподавателям светских и духовных образовательных учреждений, а также всем интересующимся проблемами государственно-конфессиональных отношений.

Среди тем в области юридического религиоведения тема религиозной тайны, несмотря на ее очевидную актуальность, продолжает оставаться одной из наиболее слабо изученных.

В современном российском праве существуют различные виды тайн – государственная, военная, коммерческая, адвокатская, тайна следствия, семейная тайна, банковская тайна и многие другие. Поисковые правовые системы насчитывают сотни ссылок на нормативно-правовые акты, регулирующие и защищающие различные виды тайн. Очевидно, что религиозная тайна обладает некими типологически сходными признаками с другими видами тайн. Однако здесь имеется и ярко выраженная специфика, в которой порой не просто разобраться. Для этого требуются не только юридические познания, но и знание внутренних установлений религиозных объединений, и, если хотите, личный духовный опыт исследователя темы.

В этом плане автор монографии К.М. Андреев человек, безусловно, уникальный. Читателю будет интересно знать, что Константин Михайлович является епископом Евангелической-Лютеранской церкви Аугсбургского исповедания. В то же время он известен и как адвокат и как автор многих публикаций на правовые темы. Он, в частности, последовательно доказывает, в том числе с богословской позиции, неотъемлемое право верующего обращаться в светский суд за защитой своих прав.

Методологически автор удачно применяет в исследовании конкретно-исторический метод, когда на конкретных примерах прослеживается история развития взаимоотношений между российским государством и верующими в контексте личной религиозной тайны и тайны исповеди.

Обращение к практике Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ позволили автору составить богатую и убедительную эмпирическую базу исследования.

На наш взгляд, в монографии удачно обозначены факторы, которые могут привести к снижению эффективности правового регулирования религиозной тайны в России.

Важным является вычленение в отдельный вид религиозной тайны профессиональной религиозной тайной, которая понимается автором как состояние запрета доступа к информации, ставшей известной священнослужителю (духовному лицу) в связи с оказанием духовной помощи. При этом автор не ограничивается при описании профессиональной духовной деятельности священнослужителя только, уже известным отечественной науке права, институтом исповеди, но расширяет понятие духовная помощь всем комплексом действия священника при исполнении им своих обязанностей. Таковыми, по мнению автора, могут быть также и частные беседы священника с верующим, в ходе которых ему могут быть открыта и стать известной аспекты личной религиозной тайны верующего.

Интересным и убедительным представляется тезис автора о том, что в качестве источников права на религиозную тайну должны признаваться внутренние установления религиозных объединений, под которыми предлагается понимать совокупность религиозных правил и канонов, определяющих вероучительную сторону деятельности религиозных объединений (lexcanonica).

Автор отмечает, что право на религиозную тайну имеет относительно абсолютный характер и может быть раскрыто исключительно с согласия субъекта. Однако, справедливо отмечается, что возможно и ограничение этого права при определенных условиях, если последнее может нарушать права других людей.

Представляется целесообразной и оправданной предлагаемая автором замена используемых в действующем законодательстве узких конфессиональных терминов, на более широкие - светские. Например: тайна исповеди – профессиональная религиозная тайна; священнослужитель – духовное лицо. В частности, под духовным лицом автор предлагает понимать физическое лицо, профессионально занимающееся отправлением религиозного культа и (или) руководством общиной верующих.

В настоящей монографии автор раскрывают не только содержание религиозной тайны, но и практические способы ее правовой защиты. В подходах защиты просматривается и личный уникальный правозащитный опыт автора.

Издание будет полезно для ученых правоведов, занимающихся данной проблематикой, законодателя, а также священнослужителей, юристов и администраторов религиозных объединений. Монография К.М.Андреева может быть также успешно использована в учебном процессе в светских и духовных образовательных учреждениях.

Текст: Анатолий Васильевич Пчелинцев

Анатолий Васильевич Пчелинцев, Константин Михайлович Андреев

В помощь руководителю религиозной организации

В современном российском праве существуют различные виды тайн: государственная, военная, коммерческая, адвокатская, тайна следствия, семейная тайна, банковская тайна и другие. Законодательство, так или иначе затрагивающее вопросы различных видов тайн, весьма обширно. Современные поисковые правовые системы насчитывают примерно 3000 ссылок на нормативно-правовые акты, регулирующие и защищающие различные виды тайн. Все они ограничены той областью правоотношений, из которой вытекает необходимость охраны той или иной тайны.

Одним из видов тайн является религиозная тайна, которая охватывает духовную сферу человеческого бытия и является одним из важнейших составных элементов свободы вероисповедания, позволяющих соотнести интересы верующих, общества и государства, оптимально определить границы и пределы допустимого вмешательства государства в сферу частной жизни верующих граждан.

Наглядным примером важности защиты религиозной тайны является жизненная история чешского святого Яна Непомуцкого, который был личным духовником жены короля Вацлава IV (1378–1419) и отказался раскрыть королю тайну исповеди королевы. По приказу короля Ян Непомуцкий был схвачен и брошен в тюрьму. После нечеловеческих пыток его засунули в мешок и кинули в бурные воды Влтавы с Карлова моста в Праге, где сегодня можно увидеть бронзовую скульптуру Яна, которая является самым известным изображением мученика. Над его головой находится нимб из пяти звезд, по преданию в том месте, где тело усопшего погрузилось в реку, возникло свечение из пяти святил. Позднее чешский народ собрал средства на огромный погребальный саркофаг из чистого серебра, который сегодня можно увидеть в соборе св. Вита.

Повышенное внимание к религиозной тайне в современной жизни нашего общества обусловлено возрастанием роли и места религии в жизни человека.

В настоящей книге авторы раскрывают не только содержание религиозной тайны, но и практические способы ее правовой защиты.

Издание составлено с учетом специфики деятельности религиозных организаций и призвано ответить на вопросы, связанные с религиозной тайной.

Данное издание будет полезно для священнослужителей, юристов и администраторов религиозных организаций. Оно может быть также успешно использована в учебном процессе в светских и духовных образовательных учреждениях.

Что такое религиозная тайна

Религиозная тайна как неотъемлемая часть свободы вероисповедания в силу достаточной новизны для отечественного права остается одной из наиболее слабо изученных тем и нуждается в научном обосновании и дополнительном исследовании.

Многие ученые нашего времени склонны считать, что тайна – это, прежде всего, информация.

Конфиденциальная информация является важнейшей составляющей любых информационных отношений. Содержание юридически значимой тайны заключается в том, что ее предмет образует информация, не предназначенная для широкого круга лиц, а ее разглашение может повлечь нежелательные последствия для владельцев и обладателей тайны[3].

Цель образования тайны заключается в том, чтобы предотвратить наступление предполагаемых негативных последствий получения, разглашения, распространения и использования закрываемой информации кем-либо, кроме лиц, непосредственно располагающих ею. Поэтому отношения между людьми, возникающие по поводу тайны, всегда жестко регулируются действием социальных норм – этических или правовых[4].

По нашему мнению, под религиозной тайной следует понимать информацию с ограниченным доступом, несанкционированное получение и разглашение которой может причинить ущерб охраняемым интересам верующей личности либо религиозного объединения.

Субъектом религиозной тайны является человек, запрещающий доступ к информации.

Предмет религиозной тайны подразумевает под собой содержание информации.

Объект религиозной тайны включает в себя совокупность прав, свобод и интересов, которым может быть нанесен ущерб в результате незаконного доступа к предмету религиозной тайны.

Религиозная тайна бывает личная и профессиональная. На наш взгляд, личной религиозной тайной являются сведения, связанные с принадлежностью лица к той или иной религии (конфессии) и личной реализацией религиозных прав. Именно религиозная самоидентификация личности являлась одним из наиболее распространенных поводов к ее дискриминации.

Можно привести немало подобных примеров, касающихся самых разных эпох и религий. Так, Эхтанон преследовал тех, кто поклонялся богу Амону, сыны Израилевы преследовали хананеев, римляне – первых христиан, синтоисты – буддистов, ортодоксальные мусульмане – суфиев, христиане – еретиков, католики – протестантов и наоборот, лютеране – анабаптистов, пуритане – квакеров и т. д.

Содержание права каждого на религиозную тайну состоит из следующих правомочий:

а) гарантирование неразглашения сведений о религиозной принадлежности личности;

б) возможность индивида по своему усмотрению предоставлять информацию, составляющую религиозную тайну другим лицам;

в) возможность принимать меры по обеспечению сохранности религиозной тайны;

г) гарантированность защиты нарушенного права на религиозную тайну.

Право на личную религиозную тайну, на наш взгляд, включает комплекс обязывающих и запретительных норм, которые гарантируют конфиденциальность и неприкосновенность религиозной жизни человека и гражданина. Сюда входят:

– запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о религиозной принадлежности верующего без его согласия, включая недопустимость отражения в личных и служебных документах указания на его религиозную принадлежность;

– конфиденциальность сведений о личных пожертвованиях в пользу того или иного религиозного объединения без огласки как самого факта пожертвования, так и размера пожертвования;

Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1984. С. 683.

Владимиров Л. Е. Учение об уголовных доказательствах. Тула, 2000. С. 346.

См.: Пилипенко Ю. С. Адвокатская тайна: законодательный, этический, правоприменительный аспекты. М.: Информ-Право, 2009. С. 23–25.

В Англиканской церкви действует наставление, по которому священники должны предупреждать кающихся о том, что переданная им информация о совершенных преступлениях и нарушениях норм безопасности будет передана государственным инстанциям. А как в такой ситуации должны поступать православные священники, и должны ли они передавать в правоохранительные органы имеющуюся по результатам исповеди информацию о преступлении?

Что такое тайна исповеди

Российское законодательство различает несколько разновидностей тайн, среди которых — врачебная, служебная, коммерческая, адвокатская и пр. Одной из наиболее таинственных и непонятных, с позиции правового регулирования, остается тайна исповеди.

Тайна исповеди представляет собой охраняемое нормами закона религиозное таинство. Такая тайна служит гарантией свободы вероисповедания. Исповедью в христианстве называется покаяние в грехах перед священником — в данной ситуации он выступает представителем Бога на земле.

Нарушение тайны исповеди с точки зрения законодательства

Закон не разделяет священнослужителей на тех, кто может совершать обряд, и тех, кто не вправе этого сделать по религиозным канонам. Нормы о свидетельском иммунитете на всех священнослужителей распространяются без каких-либо ограничений.

Свидетельский иммунитет священнослужителя гарантирован ему ст. 51 Конституции, где сказано, что лицо вправе не давать показания против себя, своего супруга и близких родственников. Но также есть оговорка о том, что круг других лиц, которые могут не давать показания, определен федеральными законами.

Сразу несколько норм законодательства указывают на невозможность привлечения священнослужителя к ответственности за отказ от дачи показаний в части сведений, которые стали известны ему по нормам исповеди. Священнослужители не подлежат допросу в качестве свидетелей. В частности, об этом говорится в ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса, ст. 69 Гражданского процессуального кодекса, ст. 51 Кодекса административного судопроизводства и ст. 90 Налогового кодекса.

Нормы распространяются не только на православных священников, но и на священнослужителей из религиозных организаций, которые прошли госрегистрацию на территории РФ.

На тот факт, что священнослужители не обязаны давать свидетельские показания, есть немало Постановлений Конституционного суда и прочих судебных решений.

Но в Постановлении Конституционного суда РФ от 2004 года №13-П есть оговорка, что священнослужитель вправе прибегнуть к раскрытию тайны исповеди в рамках уголовного судопроизводства для защиты круга интересов отдельных лиц, если их права непосредственным образом затрагиваются в процессе.

Но применительно к гражданскому судопроизводству свидетельский иммунитет является абсолютным. Это значит, что священнослужитель не только вправе отказаться от дачи показаний по делу, но и обязан это сделать, а сам суд не имеет права его допрашивать.

Нарушение тайны исповеди с точки зрения РПЦ

Перед посвящением в сан священники проносят клятву перед Богом о том, что он не нарушит тайны исповеди и не нарушит доверия людей.

В Основах социальной концепции Русской православной церкви в разделе 9 подчеркивается, что священнослужитель не вправе нарушать тайну исповеди даже в интересах правоохранительных органов. Но есть одно исключение: священник может поделиться информацией о готовящемся теракте, убийстве или исполнении преступного приказа при военных действиях.

Первоначально священник должен повлиять на человека, который замыслил противоправный поступок, и только если попытка священника будет безуспешной, он обязан предупредить тех, чьим жизням угрожает опасность (например, человека, которого хотят убить). Он не должен раскрывать, что и кем было ему сказано, но предпринять действия для защиты лиц, которые находятся в опасности — его прямая обязанность. В сложных ситуациях он может обратиться за помощью к архиерею епархии.

В действительности громких случаев нарушения тайны исповеди в России со стороны РПЦ не случалось, и судебная практика по этому вопросу отсутствует.

Таким образом, тайна исповеди сегодня гарантируется не только на уровне церкви и церковных канонов, но и на уровне федеральных законов, Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов. Священнослужители не подлежат допросу и не вправе привлекаться к ответственности за отказ от дачи показаний. Тайна исповеди выступает одной из гарантий конституционных свобод — свободы исповедания.

К. Андреев - Религиозная тайна

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "Религиозная тайна"

Описание и краткое содержание "Религиозная тайна" читать бесплатно онлайн.

Издание составлено с учетом специфики деятельности религиозных организаций и призвано ответить на вопросы, связанные с религиозной тайной.

Данное издание будет полезно для священнослужителей, юристов и администраторов религиозных организаций. Оно может быть также успешно использовано в учебном процессе в светских и духовных образовательных учреждениях.

Анатолий Васильевич Пчелинцев, Константин Михайлович Андреев

В помощь руководителю религиозной организации

В современном российском праве существуют различные виды тайн: государственная, военная, коммерческая, адвокатская, тайна следствия, семейная тайна, банковская тайна и другие. Законодательство, так или иначе затрагивающее вопросы различных видов тайн, весьма обширно. Современные поисковые правовые системы насчитывают примерно 3000 ссылок на нормативно-правовые акты, регулирующие и защищающие различные виды тайн. Все они ограничены той областью правоотношений, из которой вытекает необходимость охраны той или иной тайны.

Одним из видов тайн является религиозная тайна, которая охватывает духовную сферу человеческого бытия и является одним из важнейших составных элементов свободы вероисповедания, позволяющих соотнести интересы верующих, общества и государства, оптимально определить границы и пределы допустимого вмешательства государства в сферу частной жизни верующих граждан.

Наглядным примером важности защиты религиозной тайны является жизненная история чешского святого Яна Непомуцкого, который был личным духовником жены короля Вацлава IV (1378–1419) и отказался раскрыть королю тайну исповеди королевы. По приказу короля Ян Непомуцкий был схвачен и брошен в тюрьму. После нечеловеческих пыток его засунули в мешок и кинули в бурные воды Влтавы с Карлова моста в Праге, где сегодня можно увидеть бронзовую скульптуру Яна, которая является самым известным изображением мученика. Над его головой находится нимб из пяти звезд, по преданию в том месте, где тело усопшего погрузилось в реку, возникло свечение из пяти святил. Позднее чешский народ собрал средства на огромный погребальный саркофаг из чистого серебра, который сегодня можно увидеть в соборе св. Вита.

Повышенное внимание к религиозной тайне в современной жизни нашего общества обусловлено возрастанием роли и места религии в жизни человека.

В настоящей книге авторы раскрывают не только содержание религиозной тайны, но и практические способы ее правовой защиты.

Издание составлено с учетом специфики деятельности религиозных организаций и призвано ответить на вопросы, связанные с религиозной тайной.

Данное издание будет полезно для священнослужителей, юристов и администраторов религиозных организаций. Оно может быть также успешно использована в учебном процессе в светских и духовных образовательных учреждениях.

Что такое религиозная тайна

Религиозная тайна как неотъемлемая часть свободы вероисповедания в силу достаточной новизны для отечественного права остается одной из наиболее слабо изученных тем и нуждается в научном обосновании и дополнительном исследовании.

Многие ученые нашего времени склонны считать, что тайна – это, прежде всего, информация.

Конфиденциальная информация является важнейшей составляющей любых информационных отношений. Содержание юридически значимой тайны заключается в том, что ее предмет образует информация, не предназначенная для широкого круга лиц, а ее разглашение может повлечь нежелательные последствия для владельцев и обладателей тайны[3].

Цель образования тайны заключается в том, чтобы предотвратить наступление предполагаемых негативных последствий получения, разглашения, распространения и использования закрываемой информации кем-либо, кроме лиц, непосредственно располагающих ею. Поэтому отношения между людьми, возникающие по поводу тайны, всегда жестко регулируются действием социальных норм – этических или правовых[4].

По нашему мнению, под религиозной тайной следует понимать информацию с ограниченным доступом, несанкционированное получение и разглашение которой может причинить ущерб охраняемым интересам верующей личности либо религиозного объединения.

Субъектом религиозной тайны является человек, запрещающий доступ к информации.

Предмет религиозной тайны подразумевает под собой содержание информации.

Объект религиозной тайны включает в себя совокупность прав, свобод и интересов, которым может быть нанесен ущерб в результате незаконного доступа к предмету религиозной тайны.

Религиозная тайна бывает личная и профессиональная. На наш взгляд, личной религиозной тайной являются сведения, связанные с принадлежностью лица к той или иной религии (конфессии) и личной реализацией религиозных прав. Именно религиозная самоидентификация личности являлась одним из наиболее распространенных поводов к ее дискриминации.

Можно привести немало подобных примеров, касающихся самых разных эпох и религий. Так, Эхтанон преследовал тех, кто поклонялся богу Амону, сыны Израилевы преследовали хананеев, римляне – первых христиан, синтоисты – буддистов, ортодоксальные мусульмане – суфиев, христиане – еретиков, католики – протестантов и наоборот, лютеране – анабаптистов, пуритане – квакеров и т. д.

Содержание права каждого на религиозную тайну состоит из следующих правомочий:

а) гарантирование неразглашения сведений о религиозной принадлежности личности;

б) возможность индивида по своему усмотрению предоставлять информацию, составляющую религиозную тайну другим лицам;

в) возможность принимать меры по обеспечению сохранности религиозной тайны;

г) гарантированность защиты нарушенного права на религиозную тайну.

Право на личную религиозную тайну, на наш взгляд, включает комплекс обязывающих и запретительных норм, которые гарантируют конфиденциальность и неприкосновенность религиозной жизни человека и гражданина. Сюда входят:

– запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о религиозной принадлежности верующего без его согласия, включая недопустимость отражения в личных и служебных документах указания на его религиозную принадлежность;

– конфиденциальность сведений о личных пожертвованиях в пользу того или иного религиозного объединения без огласки как самого факта пожертвования, так и размера пожертвования;

– запрет на распространение информации, содержащейся в проповеди и молитве, произнесенных в среде единоверцев и содержащих информацию о частной жизни членов и иных участников данного религиозного объединения;

– недопустимость фото– и видеосъемки в культовых зданиях во время богослужений без предварительного согласия священнослужителя;

Главными критериями профессиональной тайны являются принадлежность субъекта тайны к определенной профессии, а во-вторых, наличие норм права, специально защищающих конкретный вид тайны.

Профессиональная религиозная тайна содержит в себе признаки производных, профессионально-доверенных тайн. Обладая признаками, свойственными поверенным тайнам, религиозная тайна предполагает правовую защиту конфиденциальной информации и особых требований к ее субъектам.

Таким образом, по нашему мнению, профессиональной религиозной тайной является состояние запрета доступа к информации, ставшей известной духовному лицу в связи с оказанием духовной помощи.

Читайте также: