Рекомендации по предупреждению преступных посягательств в отношении детей что должен знать ребенок

Обновлено: 25.06.2024

ГУБЕРНАТОР ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

от 11 августа 2020 года N 407-рг

О принимаемых мерах по предупреждению преступлений в отношении детей, совершаемых близкими родственниками. Оказание помощи пострадавшим несовершеннолетним

В целях выявления и пресечения преступлений, совершаемых в отношении детей близкими родственниками, оказания необходимой и своевременной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от преступных посягательств, на основании Постановления губернатора Тульской области от 15 декабря 2010 года N 62-пг "О постоянно действующем координационном совещании по обеспечению правопорядка в Тульской области", в соответствии со статьей 33 Устава (Основного Закона) Тульской области:

1. Рекомендовать органам предварительного расследования и дознания следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области продолжить работу по выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений в отношении несовершеннолетних, по внесению представлений об их устранении в соответствующие органы и учреждения (должностным лицам) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Рекомендовать Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области:

1) продолжить реализацию мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений в отношении несовершеннолетних, совершаемых членами семей и лицами из близкого социального окружения семей;

2) осуществлять особый контроль за семьями, состоящими на профилактическом учете, члены которых привлекались:

к уголовной ответственности по статьям 115, 116, 119, 132 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Тульской области, муниципальным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав:

1) осуществлять контроль за результатами индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении, в связи с ненадлежащим исполнением родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей;

2) осуществлять на постоянной основе мониторинг чрезвычайных ситуаций, произошедших с детьми, с целью принятия мер по оказанию необходимой помощи и поддержки несовершеннолетним, пострадавшим от преступных посягательств.

4. Рекомендовать органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью обеспечения соблюдения прав и законных интересов детей:

1) продолжить работу по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, на ранней стадии семейного неблагополучия;

2) осуществлять контроль за семьями, в которых отмечено существенное изменение поведения и психологического состояния ребенка, дающее основание полагать, что в его отношении могло быть совершено преступление;

3) в случае выявления фактов противоправного поведения в отношении несовершеннолетних незамедлительно информировать органы внутренних дел, муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

5. Министерству труда и социальной защиты Тульской области, уполномоченному по правам ребенка в Тульской области, министерству здравоохранения Тульской области, министерству образования Тульской области во взаимодействии с Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области разработать план мероприятий ("дорожную карту") по учету информации о фактах гибели и травматизма детей.

Срок: до 10 августа 2020 года.

6. Рекомендовать Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области совместно с министерством труда и социальной защиты Тульской области, министерством образования Тульской области, органами местного самоуправления Тульской области обеспечить в полном объеме исполнение соглашений о взаимодействии и сотрудничестве при решении задач по обеспечению гарантий государственной защиты прав и свобод детей, пострадавших от преступных посягательств.

7. Министерству здравоохранения Тульской области, государственным учреждениям здравоохранения Тульской области:

1) организовать своевременное и в полном объеме оказание медицинской помощи несовершеннолетним, пострадавшим в результате противоправных действий (бездействия);

2) продолжить мониторинг несчастных случаев с участием несовершеннолетних, повлекших нарушение их здоровья, в рамках проводимой работы по снижению младенческой и детской смертности;

3) проводить оценку безопасности окружающей среды для ребенка при посещении семей с детьми по месту жительства (при патронажах, вызовах), незамедлительно информировать органы внутренних дел о выявленных фактах противоправных деяний в отношении несовершеннолетних, муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Тульской области о выявленных семьях, находящихся в социально опасном положении;

4) продолжить работу телефона доверия психиатрической службы министерства здравоохранения Тульской области.

8. Министерству труда и социальной защиты Тульской области, государственным учреждениям обслуживания семьи и детей Тульской области:

1) обеспечить своевременное и в полном объеме оказание социальной помощи несовершеннолетним, пострадавшим в результате преступных посягательств;

2) продолжить работу консультационного пункта "Детский мир без жестокости и насилия" на базе государственного учреждения Тульской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних N 1", в том числе в выездном и онлайн-режимах.

10. Министерству образования Тульской области совместно с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования:

1) обеспечить организацию системной работы служб психолого-педагогического сопровождения подведомственных образовательных организаций по выявлению обучающихся с отклонениями в поведении, выяснению причин и обстоятельств, способствующих ухудшению психологического состояния детей;

2) продолжить работу по проведению занятий с родителями по основам детской психологии и педагогике, правовому просвещению.

11. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов (городских округов) Тульской области:

1) продолжить работу на территориях муниципальных образований Тульской области общественных патрулей из представителей общественности, родительского сообщества для проведения совместно с органами внутренних дел рейдов в места концентрации молодежи в вечернее и ночное время с целью предупреждения совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними, а также в отношении несовершеннолетних;

2) использовать подборку видеоматериалов с выпусками телепроекта "Ответственное родительство", реализованного уполномоченным по правам ребенка в Тульской области совместно с государственной телерадиокомпанией "Тула", при организации работы с населением.

12. Министерству труда и социальной защиты Тульской области, уполномоченному по правам ребенка в Тульской области, государственно-правовому комитету Тульской области проработать вопрос внесения изменений в Закон Тульской области "О регулировании отдельных отношений в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и о наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по оказанию бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной и письменной форме некоторых категорий граждан" в части предоставления несовершеннолетним, пострадавшим от насилия и жестокого обращения, а также их законным представителям в целях защиты прав и законных интересов своевременной и бесплатной квалифицированной юридической помощи.

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое(эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников

Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.

Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.

Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.

Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.

· Не запугивайте, не угрожайте ребенку – полученное таким способом послушание подрывает веру ребенка в себя и в вашу любовь;

· Не прибегайте к насилию – насилие всегда воспроизводится;

· Не провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребенка – вы даете тем самым ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами;

· Не оценивайте, не сравнивайте ребенка с другими – принимайте его таким, какой он есть;

· Не замалчивайте проблемы и конфликты – высказывайте сами и непременно выслушивайте детей;

· Не приносите жертв – ребенку не может быть хорошо, если плохо вам;

· Не отвергайте ребенка, как бы тяжело он ни провинился.

Четыре заповеди мудрого родителя.

1. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ СДЕЛАТЬ ИЗ РЕБЁНКА САМОГО-САМОГО.

2. НЕ СРАВНИВАЙТЕ РЕБЁНКА С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ.

3. ПЕРЕСТАНЬТЕ ШАНТАЖИРОВАТЬ.

4. ИЗБЕГАЙТЕ СВИДЕТЕЛЕЙ.

· Если действительно возникла ситуация, когда ребёнок перешёл границы дозволенного поведения, очень важно, чтобы ваша воспитательная беседа состоялась без свидетелей. Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

· Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Ребёнок должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

· Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, где его любят и заботятся о нем!

· Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались скрыть это.

· Родительская жестокость по отношению к детям порождает в них представление о своей социальной незащищенности, ненужности, искажает представление ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок начинает бояться общения со взрослыми, не может найти выход из сложившейся ситуации.

· Самый тяжелый труд - воспитание человека, и ни один родитель не избежал на этом пути ошибок и трудностей. Бывают случаи, когда поступки детей ставят нас в тупик и кажется, что крик - это вполне адекватная реакция на случившееся. Остановитесь! Крик еще никому не помог разрешить ситуацию, но испугать ребенка, лишиться его доверия и искренности таким образом очень легко!

За и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте?

1. За то, чтобы перестать быть ребёнком.

2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.

3. За утверждение среди сверстников.

4. Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Сохранить любовь и уважение своих подросших детей вам помогут советы:

1. Не следует видеть в самостоятельности ребёнка угрозу его лишиться.

2. Помните, что ребёнку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё.

3.Чтобы ребёнок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, защита детей от преступных посягательств является одним из приоритетных направлений деятельности следственного управления. За период с сентября 2007 проведен анализ практики внесения представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений против несовершеннолетних.

Мерами профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних со стороны следственных органов являются выявление по каждому делу обстоятельств, способствовавших совершению преступления, внесение соответствующих представлений, проведение разъяснительной работы в детских учреждениях, взаимодействие со средствами массовой информации.

Следственным управлением постоянно проводится работа, направленная на информирование населения о состоянии преступности, в том числе в отношении несовершеннолетних, об итогах расследования преступлений указанной категории, результатов рассмотрения уголовных дел в суде. Информация размещается строго в соответствии с действующим законодательством о несовершеннолетних, при соблюдении норм морали и этики, таким образом, права и интересы детей соблюдены.

Расследование всех уголовных дел, потерпевшими по которым являются несовершеннолетние, находится на особом контроле руководителей следственных подразделений, а также на личном контроле руководителя следственного управления по Новосибирской области. Наиболее проблемные, резонансные уголовные дела указанной категории выносятся на заслушивание при руководителе следственного управления с участием следователя, руководителя следственного отдела, сотрудников отдела процессуального контроля, отдела криминалистики, уголовного розыска. По результатам заслушиваний руководителем следственного управления согласовывается план дальнейшего расследования, по делу даются письменные указания для выполнения их следователем.

Помимо этого, по всем уголовным делам анализируемой категории, срок следствия по которым превышает 3 месяца, ежемесячно проводятся заслушивания.

Представления о причинах и условиях совершенного преступления вносятся по всем без исключения уголовным делам рассматриваемой категории. При этом представления вносятся не только в подразделения органов внутренних дел, но и в администрации муниципальных образований, комиссии по делам несовершеннолетних, администрации образовательных, медицинских учреждений.

Так, с сентября по декабрь 2007 года внесено 9 представлений, за 2008 год - 65 представлений, за 2009 год - 44 представления, 10 месяцев 2010 года - 38 представлений.

Все представления рассматриваются, в установленный законом срок на них подготовлены письменные ответы. В случаях непредоставления ответа в установленный законом месячный срок следователями направляются письменные напоминания. В случаях существенного нарушения указанных сроков, игнорирования запросов следователя перед прокурорами инициируется вопрос возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований влечет наказание в виде штрафа).

С 2009 года в следственном управлении введена практика личного участия следователей при рассмотрении представлений по уголовным делам рассматриваемой категории, что позволило существенно повысить эффективность профилактической деятельности.

В качестве примеров результативного рассмотрения внесенных следователями представлений можно указать следующие уголовные дела:

Кроме того, в случаях установления в ходе расследования уголовных дел фактов ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей следователями некоторых следственных подразделений принимались меры к изъятию ребенка из семьи, а также меры, направленные на лишение родительских прав:

- уголовное дело по обвинению Ениной О.В. в покушении на убийство своего новорожденного ребенка (ч. 3 ст. 30, ст. 106 УК РФ). Смерть ребенка не наступила по не зависящим от Ениной О.В. обстоятельствам, в результате своевременно оказанной квалифицированной медицинской помощи. По уголовному делу инициировано направление в суд искового заявления о лишении Ениной О.В. родительских прав (Ордынский межрайонный следственный отдел);

В следственные подразделения ежеквартально направляются информационные письма по вопросам профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних.

Данное направление работы является одним из приоритетных и является объектом постоянного внимания со стороны сотрудников и руководства следственного управления.

В последние годы в нашей стране значительное внимание стало уделяться исследованию вопросов защиты прав несовершеннолетних как потерпевших от преступлений. Отчасти это обусловлено мировой тенденцией усиления гарантий прав потерпевших, отчасти – тенденцией усиления гарантий прав несовершеннолетних лиц как наименее защищенной социальной группы, игнорировать которые Россия в последнее десятилетие уже не может, поскольку страна все больше интегрируется в мировое сообщество, что накладывает на нее определенные обязательства в аспекте следования международным стандартам в сфере защиты прав человека.

Любой вид жесткого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка.

В своём выступлении на IV Съезде Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ Павел Астахов чётко обозначил одну из главных задач уполномоченных по правам ребенка – это защита прав детей, пострадавших от преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе – совершаемых с использованием новых информационных технологий.

По мнению заместителя начальника управления ГУОООП МВД России полковника полиции Елены Новосельцевой, тема защиты и поддержки прав несовершеннолетних на сегодняшний день не только не теряет своей актуальности, а становится все более острой. Об этом свидетельствуют и данные статистики. По данным МВД, ежегодно в России совершается более 600 тысяч правонарушений в отношении несовершеннолетних, из них 400 тысяч допускают родители в отношении собственных детей. А число преступлений, совершенных родителями по отношению к своим детям, в России за два последних года выросло на треть – с 3 до 4 тысяч.

Вопрос профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних и обеспечении безопасности их жизни является одним из приоритетных вопросов всех ветвей власти и общественности области.

Следует отметить, что проблема жестокого обращения с детьми на территории Орловской области не остается без внимания администрации области. Этот вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Орловской области. Улучшилась профилактическая работа со стороны органов внутренних дел, органов опеки и попечительства, органов, социальной защиты, образования других субъектов профилактики. Тем не менее, исходя из обращений, поступающих в адрес Уполномоченного по правам по правам ребёнка в Орловской области, можно сделать вывод, что в условиях роста насилия в обществе жертвой жестокого обращения часто становятся дети. Они не могут сами противостоять насилию из-за своей физической и психической незрелости. Поэтому, несмотря на то, что приоритетным направлением для субъектов системы профилактики, правоохранительных органов является выявление и предотвращение фактов физического, психического и сексуального насилия в отношении детей, они по-прежнему регулярно становятся объектами преступлений со стороны взрослых.

По сведениям УМВД России по Орловской области в 2012 году в отношении несовершеннолетних совершено 704 преступления (АППГ –638), что составило рост на 10,3%.

Количество несовершеннолетних, признанных потерпевшими 806(АППГ – 722), рост на 11, 6%.

В отношении каждой такой семьи должен быть разработан индивидуальный план мер, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение, направленное на коррекцию детско-родительских отношений. В этой связи настало время создания в области единого электронного банка данных детей и семей, находящихся в социально опасном положении, который позволял бы отслеживать весь цикл работы с семьей и вносить коррективы в программу реабилитации каждой из них. Большая роль в этой деятельности отводится ПДН органов внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних на местах. Говоря о взаимодействии, можно утверждать, эффективность и конечный результат усилий этих структур будет тогда, когда в нее активно включатся органы местного самоуправления и лично главы муниципальных образований.

Росту числа преступлений, совершенных в отношении детей, способствовали повсеместно выявленные органами прокуратуры факты ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей органами опеки и попечительства области: в ряде случаев несвоевременно решаются вопросы об изъятии детей из семей, находящихся в опасном положении, не ставятся вопросы о лишении родителей родительских прав; об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности, ввиду отсутствия контроля со стороны органов опеки г. Орла, 28.10.2012 отцом, ранее судимым по ст.156 УК РФ и лишенным родительских прав в отношении других детей, избит сын И. Несмотря на то, что этот ребенок родился за 4 дня до решения суда о лишении родителей родительских прав в отношении других детей, вопрос об изъятии этого ребенка органами опеки не ставился.

При этом из материала следовало, что физическое насилие в отношении своей дочери он допускал и ранее.

После вмешательства прокурора Колпнянского района возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ.

Родители зачастую даже не замечают нарушения прав ребёнка и своей жестокости по отношению к нему. Вот простейший пример: мама спешит домой, ребёнок хочет ещё поиграть, она его шлёпает – и это уже нарушение его права на неприкосновенность. Из таких мелочей, из незаметной на первый взгляд бытовой жестокости, равнодушия и непонимания образуются сначала ручейки, а затем мутные потоки произвола и насилия по отношению к детям во многих сферах нашей жизни.

Фактов нарушения прав детей, преступлений и жестокости в отношении подростков в области меньше не становится. Особо тревожит то, что возрастет число преступлений, которые ранее или не фиксировались вовсе, или были единичными. Это, прежде всего, жестокость и насилие со стороны родителей и близких подростков, педофилия, ранние половые связи, много проблем с интернетом.

Проблема жестокого обращения с детьми, насилия, сексуального совращения – это тема, с которой Уполномоченный сталкивается регулярно. Новые аспекты в этой области заключаются в том, что имеет место недооценка следственными, судебными, иными правоохранительными органами такой категории преступлений, опасности, как растление детей. Если в случае очевидного насилия, предусмотренного статьями 131, 132 Уголовного кодекса РФ, суды и следственные органы реагируют на такого рода преступления достаточно остро, то в случае совершения в отношении детей ненасильственных, псевдодобровольных половых сношений, включая гомосексуальные, инцестные отношения, развратные действия, зачастую эти события анализируются достаточно поверхностно.

Защита и восстановление нарушенных прав детей – жертв насилия, жестокого обращения, нравственного растления, сексуального совращения, других преступных посягательств признаны приоритетными направлениями деятельности как федерального, так и регионального уполномоченного по правам ребёнка.

Как отметил в своём выступлении Уполномоченный при Президенте по правам ребёнка Павел Астахов на заседании коллегии Следственного комитета под председательством руководителя СК Александра Бастрыкина, несмотря на внесение в законодательство Российской Федерации ряда существенных изменений, направленных на профилактику преступных посягательств в отношении несовершеннолетних и ужесточение ответственности за совершение указанных преступлений, виктимогенная ситуация в этой сфере продолжает оставаться неблагополучной. Для работы с детьми, пострадавшими от насилия и других преступных посягательств, как никогда требуются квалифицированные, специально подготовленные кадры детских и подростковых психологов и судебных экспертов. Как отметил Уполномоченный, таких кадров сегодня катастрофически не хватает.

Уполномоченный по правам ребенка в Орловской области отмечает, что данная проблема характерна и для нашего региона – это обеспечение следствия квалифицированными специалистами, знающими психологию подростка, методы работы с ним, имеющими полномочия оперативно принимать решения, в случае необходимости, об изъятии ребенка непосредственно с места преступления или иных мест, где есть угроза его жизни и здоровью. Есть основания полагать, что подписанные соглашения СУ и профильных Департаментов позволит снять этот вопрос, как и вопрос подготовки специалистов, имеющих право оперативно осуществлять экспертизу по фактам совершенных преступлений, что значительно сократит время их расследования. В настоящее время таких специалистов, особенно медиков, в области единицы.

Кроме того, Павел Астахов также указал на существенные изъяны в системе защиты детей от преступных посягательств: в стране отсутствует система предупреждения преступлений, совершаемых на почве педофилии, в том числе ответственность за пропаганду педофилии; не создана сеть специализированной психиатрической (сексолого-психиатрической) помощи таким лицам с расстройствами сексуального предпочтения, в том числе осуждённым к лишению свободы; в российском законодательстве отсутствуют определение детской порнографии и ответственность за сам факт её изготовления, перемещения через государственную границу и хранения без цели распространения.

Федеральный Уполномоченный предложил установить более строгие меры уголовной ответственности за совершение наиболее общественно опасных видов ненасильственных половых преступлений против несовершеннолетних, запретить процедуру примирения обвиняемого с несовершеннолетней жертвой в случаях, когда обвиняемый является родителем или законным представителем потерпевшего или имеет значительную разницу в возрасте с потерпевшим. Кроме того, среди предложений Павла Астахова –введение административной ответственности юридических лиц за правонарушения, совершённые в отношении детей, содержащихся в учреждениях интернатного типа (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и т.д.).

Уполномоченный по правам ребенка в Орловской области выражает непримиримую позицию, связанную с необходимостью ужесточения уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, ужесточения контроля за освобожденными лицами, которые совершили преступления насильственного характера против детей.

Весьма позитивную роль в этом сыграло введение в феврале 2012 года уголовно-правового запрета на применение условного осуждения за преступления против половой неприкосновенности малолетних и недавно подписанного Президентом страны запрета об условно-досрочном освобождении лиц, их совершивших. Эта практика применяется и судами области. Каждый потенциальный насильник должен знать – наказание сурово, неизбежно и пощады не будет. Может быть, это кого-либо отрезвит.

Ещё не удается детально анализировать причины, породившие каждое преступление, их обстоятельства, давать должную оценку деятельности должностных лиц, в чьих полномочиях контроль за подростками, их родителями или опекунами. Как результат, порой совершаются тяжелейшие преступления в отношении малолетних лиц, в т. ч. и родителями, родственниками, которые находились или должны были находиться под контролем полиции, органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, других структур.

Одним из важных путей совместной межведомственной работы является обеспечение безопасности несовершеннолетних, находящихся в специализированных учреждениях, детских садах, школах и больницах. Департаменты здравоохранения и социального развития, образования, молодежной политики и спорта осуществляют работу по завершению программы укрепления и обеспечения безопасности учреждений, оснащению системами ГЛОНАСС школьных автобусов, пресечению доступа в детскую среду лиц, которым запрещено заниматься соответствующими видами деятельности, связанными с контактами с несовершеннолетними.

Необходимо остановиться еще на одной проблеме в указанной сфере.

Конституцией Российской Федерации и уголовно-процессуальным законодательством всем участникам процесса гарантируется правовая защита, однако если подозреваемому и обвиняемому предоставляется бесплатная помощь адвоката, то потерпевшему, в том числе несовершеннолетнему, – нет. Это ставит последнего в неравное положение с подозреваемым и обвиняемым. Кроме того, ребенок, в силу своей психологической и возрастной беспомощности, получает большую психотравму не только в результате произошедшего, но и при участии в следственных мероприятиях.

Учитывая то, что действующее законодательство не предусматривает гарантий защиты прав несовершеннолетних потерпевших, а также особую общественную значимость данного вопроса, Уполномоченный предлагает предусмотреть в законодательстве Орловской области такие меры социальной поддержки несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства, как бесплатная юридическая и психологическая помощь.

Отдельным направлением в работе Уполномоченного является организация межведомственного взаимодействия в сфере обучения детей и подростков правилам ответственного безопасного пользования услугами Интернет - и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, защите имущественных прав подростков.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что преступность несовершеннолетних и насилие и жестокость по отношению к детям – проблема, имеющая глобальный характер, ее решение невозможно без объединения совместных усилий, активизации действий в этом направлении всех структур и ведомств, эффективного использования потенциала правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики, неправительственных организаций, институтов гражданского общества.

Нам еще немало предстоит сделать, чтобы построить общество, дружелюбное к детям. Очевидно одно: сегодняшние забота, компетентность, доброта по отношению к детям, их опережающее развитие – наиболее реальный путь к экономически мощному государству, к нравственно сильной стране, к той будущей России, о которой мы мечтаем.

Читайте также: