Реклама как объект авторского права

Обновлено: 02.07.2024

Результаты интеллектуальной деятельности (РИД), выраженные в объективной форме, подлежат регулированию и охране со сто­роны авторского законодательства (4 части ГК РФ).

Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведе­ний науки, литературы и искусства, а также фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (так называемые смежные права).

Признаки авторского произведения:

— оригинальность,

— объективная форма, т.е. внешнее конкретное выражение, доступное для восприятия

- возможность воспроизведения.

Автором охраняемого авторским правом произведения является только физическое лицо, творческим трудом которого и было создано это произведение.

Произведению должно обладать объективной новизной.

Авторское право охраняет не все объективно новые результа­ты творческой деятельности, а лишь те из них, которые являются уникальными, не повторяющимися при параллельном творчестве. Такие неповторяющиеся творческие результаты называют ориги­нальными.

Оригинальность можно определить как проявление личности автора. Понятие оригинальности по разному трактуется:

- в странах копирайта (практически все страны англосаксон­ской правовой семьи) законодательство провозглашает произве­дение оригинальным, если оно не является результатом просто­го копирования. Однако, в Англии по сравнению с США требуется наличие более значительной степени творческих усилий.

- в странах авторского права (континентальной правовой семьи) оригинальность в авторском праве определяется как марка индивиду­альности автора. Произведение является оригинальным, если его автор смог выразить в произведении свои эмоции, свои ощуще­ния, свою фантазию.

Не охраняются авторским правом идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, ре­шения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (п. 5 ст. 1259 ГК РФ), например, шахматная партия, методики обучения.

Авторским правом не ох­раняются выраженные в произведении идеи. Идея сама по себе не может быть предметом присвоения ни авторским правом, ни каким-либо другим механизмом. Идеи свободны.

Статья 1259 ГК РФ оставила перечень объектов авторского права открытым.

Поэтому возможно сделать предположение о том, что реклама может считаться объектом автор­ского права.

ПРИМЕРЫ творческого представления

- во Франции в первый день рекламной кампании Nescafe Gold тираж двух утренних газет вышел с ароматом кофе Nescafe.

- реклама в виде букв-сугробов или расчищенных от снега участков на льду реки Невы. Сама исходная идея авторским правом не ох­раняется, но форма ее реализации подлежит охране.

- в Китае рекламирование средств по уходу за волосами осуществлялось путем размещения искусственных шелковых волос по всей дли­не эскалаторов в метро.

ОХРАНА

Ис­пользование объектов интеллектуальной собственности возмож­но только с разрешения их правообладателей. Исходя из этого, повторение рекламы, являющейся самостоятельным охраняемым объектом авторского права, является нарушением.

Однако в настоящее время получила широкое рас­пространение добровольная регистрация права авторства на произведение.

Существуют два основных способа:

- нотариальное удостоверение подписи автора под неопубликованным произведением, или нотариальное заверение копий такого произведения.

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ и СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ:

Выводы

1.реклама представляет собой объект авторского права и охраняется зако­нодательством об интеллектуальной собственности.

2.выступая как творческое произведение, реклама одно­временно может содержать в себе и другие объекты авторского права, уже созданные ранее иными авторами.

3.рек­лама может быть и составным произведением, и производным, при условии соблюдения прав авторов каждого из произведе­ний, включенных в составное произведение, или, соответствен­но, прав авторов оригинального произведения, подвергшегося переработке. И в том, и в другом случаях осуществленные авто­ром рекламы — составного произведения подбор или располо­жение материалов, а автором рекламы — производного произве­дения переработка должны в обязательном порядке представлять результат творческого труда.

4.Личные неимущественные права всегда принадлежат автору и, в силу их неотчуждаемости, не подлежат передаче ни по ав­торскому договору, ни в рамках трудового договора. Создав рек­ламное произведение, придумав рекламный слоган, физическое лицо, благодаря творческому труду которого появилась реклама, будет считаться ее автором. Что касается исключительных иму­щественных прав, то здесь правообладателем может являться как сам автор, так и его работодатель, правопреемник (напри­мер, наследники), иной правообладатель на основании договора об отчуждении исключительного права.

Лекция 4. Реклама в контексте авторского права. Признаки авторского права в рекламе

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Результаты интеллектуальной деятельности (РИД), выраженные в объективной форме, подлежат регулированию и охране со сто­роны авторского законодательства (4 части ГК РФ).

Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведе­ний науки, литературы и искусства, а также фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (так называемые смежные права).

Признаки авторского произведения:

— оригинальность,

— объективная форма, т.е. внешнее конкретное выражение, доступное для восприятия

- возможность воспроизведения.

Автором охраняемого авторским правом произведения является только физическое лицо, творческим трудом которого и было создано это произведение.

Произведению должно обладать объективной новизной.

Авторское право охраняет не все объективно новые результа­ты творческой деятельности, а лишь те из них, которые являются уникальными, не повторяющимися при параллельном творчестве. Такие неповторяющиеся творческие результаты называют ориги­нальными.

Оригинальность можно определить как проявление личности автора. Понятие оригинальности по разному трактуется:

- в странах копирайта (практически все страны англосаксон­ской правовой семьи) законодательство провозглашает произве­дение оригинальным, если оно не является результатом просто­го копирования. Однако, в Англии по сравнению с США требуется наличие более значительной степени творческих усилий.

- в странах авторского права (континентальной правовой семьи) оригинальность в авторском праве определяется как марка индивиду­альности автора. Произведение является оригинальным, если его автор смог выразить в произведении свои эмоции, свои ощуще­ния, свою фантазию.

Не охраняются авторским правом идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, ре­шения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (п. 5 ст. 1259 ГК РФ), например, шахматная партия, методики обучения.

Авторским правом не ох­раняются выраженные в произведении идеи. Идея сама по себе не может быть предметом присвоения ни авторским правом, ни каким-либо другим механизмом. Идеи свободны.

Статья 1259 ГК РФ оставила перечень объектов авторского права открытым.

Поэтому возможно сделать предположение о том, что реклама может считаться объектом автор­ского права.

ПРИМЕРЫ творческого представления

- во Франции в первый день рекламной кампании Nescafe Gold тираж двух утренних газет вышел с ароматом кофе Nescafe.

- реклама в виде букв-сугробов или расчищенных от снега участков на льду реки Невы. Сама исходная идея авторским правом не ох­раняется, но форма ее реализации подлежит охране.

- в Китае рекламирование средств по уходу за волосами осуществлялось путем размещения искусственных шелковых волос по всей дли­не эскалаторов в метро.

ОХРАНА

Ис­пользование объектов интеллектуальной собственности возмож­но только с разрешения их правообладателей. Исходя из этого, повторение рекламы, являющейся самостоятельным охраняемым объектом авторского права, является нарушением.

Однако в настоящее время получила широкое рас­пространение добровольная регистрация права авторства на произведение.

Существуют два основных способа:

- нотариальное удостоверение подписи автора под неопубликованным произведением, или нотариальное заверение копий такого произведения.

Ролики на ютубе, мобильные приложения, статьи, рисунки и фотографии — это объекты авторских прав, которые закон охраняет. Их можно использовать только с согласия автора. Читайте, как защитить собственный контент →


Сеть наполнена всевозможным контентом: фотографиями, текстами, стихами, комиксами, музыкой. И этот контент весьма коварен. Кажется, раз он находится в свободном доступе, значит можно его брать и использовать по своему усмотрению. Например, поставить эффектное фото тортика на аватарку группы своей кофейни в контакте. Однако у любой фотографии есть автор, который может доказать авторство через суд и отсудить у предпринимателя компенсацию в сотни тысяч.

Сегодня расскажем, как пользоваться чужим контентом на законных основаниях и как защитить собственные творения, если вы стали автором чего-либо.

Почему нужно быть осторожным с интернет-контентом

Любой объект, который создан творческим трудом человека, является объектом авторских прав и находится под защитой закона. К таким объектам относятся:

  1. произведения науки и литературы;
  2. музыка;
  3. фото и рисунки;
  4. дизайн;
  5. программное обеспечение;
  6. фильмы и видеоролики.

Полный перечень объектов авторских прав содержит 1259 статья Гражданского кодекса. В статье перечислены не все результаты интеллектуальной деятельности — их намного больше. Например, мем или подкаст не названы, но и они являются объектом авторских прав.

Автор творения считается его правообладателем. Только он по закону имеет право свободно распоряжаться объектом. Все прочие лица такого права не имеют, за крайне редким исключением. Взять чужую фотографию и разместить её в блоге от своего имени — это тоже самое, как в гостях вытащить из шкатулки хозяйки золотые серьги и забрать их без спроса. Одним словом, это воровство.

Как накажут за нарушение авторских прав

  1. прекратить пользоваться контентом — удалить с сайта или из блога чужие фотографии, тексты, видеоролики;
  2. возместить убытки или выплатить компенсацию.
  1. От 10 тысяч руб. до 5 млн. руб.
  2. Двукратный размер стоимости контрафакта.
  3. Двукратный размер стоимости права использования — в зависимости от цены лицензии на произведение.

Автор вправе заявить в качестве компенсации любую сумму, но суд учтет обстоятельства дела: сколько именно объектов было украдено, как повёл себя нарушитель. На основе этих данных судья вынесет решение. Обычно компенсации по делам о нарушении авторских прав солидные.

За кражу чужого контента предусмотрена не только гражданская ответственность, но и уголовная. Она наступает, если плагиат причинил автору или другому правообладателю крупный ущерб. Как разъяснил Пленум Верховного суда, в каждом конкретном деле судья сам решает, признавать ущерб крупным или нет, — в зависимости от реальных потерь и упущенной выгоды. Наказанием для нарушителя может послужить штраф, обязательные или исправительные работы и даже лишение свободы. Случаи условного лишения свободы не редкость. Так, петербуржец скачал из интернета две пиратские программы и получил 2,5 года условно.

Как защитить свои авторские права

Объект авторских прав попадает под защиту закона автоматически. Написал статью, разработал приложение, сделал фото, записал обучающий видео-курс — авторское право заработало. Поэтому необязательно принимать дополнительные меры. Но если дойдёт до суда, автору придётся доказать своё авторство на произведение. Вот здесь то и пригодятся способы, о которых мы расскажем далее.

Регистрировать ПО в Роспатенте

  1. Подготовить заявление и депонируемые материалы, включая реферат.
  2. Подтвердить согласие на обработку персональных данных.
  3. Оплатить госпошлину.
  4. Подать документы через сайт Федерального института промышленной собственности или через Госуслуги.

Вот реквизиты для оплаты госпошлины, для организаций стоимость составляет 4 500 руб., для физлиц 3 000 руб.

Роспатент рассмотрит заявку, внесёт разработку в реестр и выдаст свидетельство о госрегистрации. На всё отводится не больше 62 дней.

Депонировать произведения

Депонирование — это хранение образца авторского творения. До 2018 года услугу оказывало Российское авторское общество, в настоящее время — специализированные компании.

Депонирование может пригодиться авторам, сценаристам, фотографам, художникам, блогерам — всем, кто создает уникальный авторский контент.

Произведения будут храниться в реестре в электронном виде. В случае судебного разбирательства хранитель реестра сообщит, когда произведение было депонировано. Ранний экземпляр считается подлинником.

Сохранять черновики и наработки

Необработанные фото, пробные видеоролики, рукописи книг помогают подтвердить авторство. К примеру, иллюстраторам и дизайнерам можно сохранять изображения в формате PSD — основном формате фотошопа.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Один очень показательный случай с фото может послужить хорошим лайфхаком для фотографов. Если коротко, то есть решение суда, которое подтверждает, что доказать авторство фото можно, если у тебя на руках есть исходник с большим захватом кадра. Поэтому я теперь советую всем своим клиентам-фотографам перед выпуском в свет слегка подрезать фото по углам.

Ставить значок копирайта

Знак копирайта и надписи с запретом на копирование материалов выполняют информирующую функцию. Когда на фото, сайте или дизайне есть значок копирайта, проще установить факт нарушения. А если конкурент взял и замазал его, можно смело требовать компенсацию, согласно ст. 1300 ГК.

Правильнее всего ставить знак копирайта, а рядом указывать фамилию, имя и год. Например, © Алексей Алексеев, 2021.

Как не нарушить чужие авторские права

Главное правило, которое нужно соблюдать: используйте контент только с разрешения автора, либо контент с открытой лицензией.

Получать разрешение правообладателей

Это единственный 100% надёжный способ законно использовать фото, тексты, ролики, музыку в коммерческих целях без риска заработать штраф.

  1. Исключительная — когда автор передаёт право использовать контент одному человеку или фирме.
  2. Неисключительная — когда автор передаёт право множеству людей или компаний. По такому принципу работают стоки с фото.

Важно. Всегда проверяйте, какой тип лицензии в договоре. Иначе автор может продать контент нескольким конкурирующим фирмам одновременно.

  1. предмет договора очень подробно;
  2. пределы использования, к примеру, можно копировать, но нельзя перерабатывать;
  3. срок договора (если срок не указан, считается, что договор действует пять лет);
  4. территорию использования;
  5. другие обязательства пользователя.

Если автор согласен, можно заключить с ним договор об отчуждении исключительного права. В этом случае объект перейдёт в вашу собственность без оговорок. Сможете размещать его где угодно и даже перепродавать другим компаниям. Единственное, имя автора нужно указывать.

Использовать контент с открытой лицензией

Многие авторы выкладывают в сеть свои творения в рамках лицензии Creative commons. Она позволяет решить две задачи одновременно: авторам — защитить свои права, пользователям — использовать контент в рамках конкретной лицензии бесплатно.

Разновидностей лицензии CC несколько. Каждая разрешает пользоваться произведениями определенным образом. К примеру, CC BY позволяет копировать, распространять, изменять материал с единственным условием: указывать автора.


Не все лицензии CC открыты для коммерческого использования. Бизнес может использовать контент с лицензией CC BY, CC BY SA, CC BY ND.

Картинки с открытой лицензией ищите на Flickr, музыку на Netlabels и FMA, ролики на ютуб.

Авторские права не вечны. По закону они действуют всю жизнь автора и 70 лет после его смерти. После этого произведение переходит в общественное достояние. Тогда им можно пользоваться без чьего-либо согласия и без выплаты вознаграждения.

Важно. Право автора на имя всё равно сохраняется. Нельзя взять контент, автор которого умер давным давно, и назвать его своим.

Мы уже писали про уникальность и защиту оригинального контента. Сегодня более подробно рассмотрим, как защитить свой контент с юридической точки зрения.

Воровство контента (и авторских прав на него) в интернете встречается сплошь и рядом. Этого не избежать. Хотя нет, один способ все-таки есть — совсем ничего не публиковать. =)

К сожалению, контент копировали, копируют и будут копировать.

И если предотвратить воровство нельзя, то можно подготовиться к тому, чтобы защищать нарушенные права. Итак, по порядку.

Немного занудства: пробежимся по статьям Гражданского кодекса

Авторскому праву посвящена целая глава в Гражданском кодексе Российской Федерации. Под авторским правом понимаются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства (ст. 1255 ГК РФ).

Объектом авторского права являются, соответственно, произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ).

Немного поясню: сайт (целиком), контент с сайта, фотографии, картинки, видеоролики — всё это относится к объектам авторского права.

А возникает авторское право на произведение автоматически в момент его создания. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Теперь разберемся, какие именно права есть у автора. Традиционно права делятся на личные и имущественные. К личным правам относятся: право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения (п. 2 ст. 1255 ГК РФ). К имущественным правам относится: исключительное право на произведение (ст. 1270 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ, правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности. Также правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. При этом отсутствие запрета не считается согласием/разрешением.

Примечание: автор и правообладатель — это не всегда одно и то же лицо. Автором является человек, чьим творческим трудом создано произведение. А вот правообладателем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Поскольку законодательство не запрещает отчуждение права в пользу других лиц, то правообладателю принадлежит исключительное право на произведение.

И все-таки, как защитить своё?

Совет № 1. Ставьте некое предупреждение об авторских правах

Например, у нас выглядит так:

защита от воровства контента

Совет № 2. Ставьте знак охраны авторского права

Совет № 3. Ставьте водяные знаки на фотографиях

И лучше, чтобы на водяном знаке было указано ваше имя. Можно, конечно, указывать сайт, почту или псевдоним, но в случае, если ваше авторское право будет нарушено, доказать принадлежность сайта/почты/псевдонима именно вам будет сложнее.

Примечание: если водяной знак на фотографии обрезали/заретушировали, то это уже нарушение по отдельной статье ГК РФ — ст. 1266 — право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений .

Совет № 4. Не передавайте никому исходные фотографии

А также черновики/наброски ваших работ и т.п. Ведь всё это является доказательством ВАШЕГО авторства.

Совет № 5. Фиксируйте авторство текса

Этому мы даже посвятили статью, ознакомиться можно здесь. Яндекс.Вебмастер дает возможность поисковику узнать, что этот текст ваш. Что, соответственно, уменьшит вероятность плагиата.

Совет № 6. Рассказывайте пользователям о выходе нового материала

Например, освещайте новые статьи из блога с помощью социальных сетей/рассылок. Другими словами — анонсируйте выход вашего контента, как это делаем мы =)) В этом есть и другие плюсы, например, привлечение трафика.

Совет № 7. Можно распечатать статью/страницу сайта/картинку и заверить у нотариуса

Разумеется, это будет стоить денег. Но доказательством будет неоспоримым.

Есть еще варианты использования скриптов для запрета копирования/выделения текста, добавление ссылки на источник при копировании. Но это варианты, которые легко обойти (подробности в этой статье).

Если все-таки случилось…

Тут два варианта развития событий: досудебное урегулирование конфликта и судебное разбирательство, если первый вариант не сработал.

Досудебное урегулирование конфликта

Для начала напишите нарушителю вашего права письмо-претензию. Контакты можно найти на сайте, где вы увидели свой контент. Если контент разместили не на сайте, а, например, в социальной сети, то обратитесь сразу и к администрации ресурса.

Заявление должно содержать:

1) сведения о правообладателе или лице, уполномоченном правообладателем (если заявление направляется таким лицом) (далее — заявитель):

а) для физического лица — фамилию, имя, отчество, паспортные данные (серия и номер, кем выдан, дата выдачи), контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты);

б) для юридического лица — наименование, место нахождения и адрес, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты);

2) информацию об объекте авторских и (или) смежных прав, размещенном на сайте в сети Интернет без разрешения правообладателя или иного законного основания;

3) указание на доменное имя и (или) сетевой адрес сайта в сети Интернет, на котором без разрешения правообладателя или иного законного основания размещена информация, содержащая объект авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для его получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет;

4) указание на наличие у правообладателя прав на объект авторских и (или) смежных прав, размещенный на сайте в сети Интернет без разрешения правообладателя или иного законного основания;

5) указание на отсутствие разрешения правообладателя на размещение на сайте в сети Интернет информации, содержащей объект авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет;

6) согласие заявителя на обработку его персональных данных (для заявителя — физического лица).

В адрес хостинг-провайдера направляем письмо-претензию/заявление, но только без угрожающей подписи об обращении в суд (требования к заявлению можно будет найти на сайте хостинговой компании).

Статья 1253.1 ГК РФ предусматривает ответственность информационного посредника (каковым является хостинг-провайдер) за нарушение интеллектуальных прав. Есть и исключения, когда информационный посредник не будет нести ответственности. Перечислю: п. 2 ст. 1253.1: Информационный посредник, осуществляющий передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате этой передачи, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) он не является инициатором этой передачи и не определяет получателя указанного материала;

2) он не изменяет указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала;

3) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицом, инициировавшим передачу материала, содержащего соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, является неправомерным.

Пункт. 3 ст. 1253.1: Информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий:

1) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным;

Но, несмотря на эти исключения, информационному посреднику может быть предъявлено требование о защите интеллектуальных прав (п. 4 ст. 1253.1 ГК РФ).

Судебное разбирательство

Если первый вариант не дал результатов, то тогда обращаемся в суд. И вот тут уже начинаются сложности. Давайте разбираться.

1. Если нарушитель (ответчик) и автор (истец) являются физическими лицами, то обращаться нужно будет в суд общей юрисдикции либо по месту жительства/нахождения ответчика, либо (если место жительства/нахождения ответчика неизвестно) по месту жительства истца.

2. Если одной из сторон конфликта является юридическое лицо, то иск будет подаваться в арбитражный суд по месту нахождения нарушителя (ответчика).

3. Далее составляем исковое заявление. Требования к исковому заявлению перечислены в ст. 131 Гражданского процессуального кодекса .

4. Прикладываем к исковому заявлению следующие документы (согласно п. 4 ст. 144.1 ГПК РФ):

а) подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, объектов исключительных прав;

б) права заявителя на данные объекты.

5. Если вы все сделали правильно (написали исковое заявление, приложили необходимые документы), то суд выносит определение о предварительном обеспечении защиты авторских прав (п. 5-7 ст. 144.1). В этом определении устанавливается срок (не более пятнадцати суток со дня вынесения определения) для подачи искового заявления по требованию в связи с которым судом приняты меры по обеспечению имущественных интересов заявителя.

Примечание: если в пятнадцатидневный срок иск не подается, то меры по предварительному обеспечению подлежат отмене. И да, не злоупотребляйте своим правом подачи в суд заявления о предварительных обеспечительных мерах без дальнейшей подачи искового заявления. Это наказуемо, п. 9 ст. 144.1 ГПК предусматривает за это ответственность. Ответчик может потребовать от вас возмещение убытков.

Немного практики

Приведу вам пару примеров споров по защите интеллектуальной собственности.

С Алёнкой все сладко да гладко

И снова о вкусняшках

В итоге судебных разбирательств все четыре инстанции арбитражной системы подтвердили исключительное право Ferrero на бренд Raffaello.

Ваша песенка спета

А вот весьма занятная история о том, как работает защита интеллектуальных прав не у нас в России:

Еще больше похожих историй вы найдете в следующих источниках:

    по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015 г. по некоторым вопросам применения судами норм авторского права

Здесь приведены различные спорные ситуации и решения по ним.

Подытожим

Описанные процессы предотвращения и защиты авторских прав весьма трудоемки и трудозатратны. Поэтому не ленитесь и на самом первом этапе творческого процесса заботьтесь о защите своего детища. =)

Ну а если Муза вас давно не посещала, а уникального контента на сайте хочется, то обращайтесь к нашим копирайтерам.

Целью данной курсовой работы является комплексное и всестороннее изучение наиболее частых случаев нарушения авторских прав в рекламе.

Задачи курсовой работы:

1.Рассмотреть общее понятие авторского права в рекламе;
2.Анализ трех наиболее часто встречающихся видов авторского права в рекламе.
3.Привести примеры нарушения авторских прав в рекламной деятельности.
Объектом курсовой работы является авторское право в рекламе.

Предмет курсовой работы – это нарушение авторских прав в рекламе.

Содержание работы

1.Авторское право в рекламе…………………………………………..4
1.1. Объекты авторского праава в рекламе………………………. 4

1.2.Реклама как объект авторского права…………………………7

2. Нарушение авторского права в рекламе………………………..……11

2.2. Использование чужих произведений…………………………. 12


3. Оформление отношений на авторское право………………………15

3.1. Виды авторских договоров…………………………………….15

3.2. Передача прав на ролик заказчику……………………………. 15

3.3. Фирма и сотрудники……………………………………………. 16

4. Примеры нарушения авторского права в рекламе . ……………19

Список использованных источников. 24

Содержимое работы - 1 файл

Реклама Курсяк.docx

1.1. Объекты авторского праава в рекламе………………………. 4

1.2.Реклама как объект авторского права…………………………7

2. Нарушение авторского права в рекламе………………………..……11

2.2. Использование чужих произведений…………………………. 12

3. Оформление отношений на авторское право………………………15

3.1. Виды авторских договоров…………………………………….15

3.2. Передача прав на ролик заказчику……………………………. 15

3.3. Фирма и сотрудники……………………………………………. 16

4. Примеры нарушения авторского права в рекламе . ……………19

Список использованных источников. . . 24

Качество рекламы растет: появилась отличная цветная печать, в избытке промышленно изготовленные рекламные сувениры, то есть рынок рекламных услуг сложился, технические проблемы решаемы, и с неизбежностью возник такой элемент конкурентной борьбы, как наличие творческих решений (идей, изобретений, инноваций) в рекламе.

Целью данной курсовой работы является комплексное и всестороннее изучение наиболее частых случаев нарушения авторских прав в рекламе.

Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотреть общее понятие авторского права в рекламе;
  2. Анализ трех наиболее часто встречающихся видов авторского права в рекламе.
  3. Привести примеры нарушения авторских прав в рекламной деятельности.

Объектом курсовой работы является авторское право в рекламе.

Предмет курсовой работы – это нарушение авторских прав в рекламе.

Источники, использованные для написания курсовой работы, в основном представлены учебными пособиями по рекламе и статьями авторов. В учебных пособиях, в большей степени, описывается теоретическая часть с краткими примерами. В авторских статьях тексты носят рекомендательный практический характер и приведены конкретные примеры нарушения авторских прав и разрешения конфликтов.

1. Авторское право в рекламе

Объекты авторского права в рекламе общеизвестны – логотипы, этикетки, упаковки, фотографии и слайды. Очень важно помнить, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты.

  1. Воспроизвели;
  2. Выпустили тираж;
  3. Переработали и записали;
  4. Перевезли через границу .

Всё это – самые грубые нарушения. Каждый пункт –это отдельные виды прав, которые в ряде случаев могут независимо друг от друга защищаться автором либо иным правообладателем. И, конечно же, передача указанных прав в определенном объеме и является предметом взаимоотношений автора либо рекламного агентства с заказчиком.[7]

1.2. Реклама как объект авторского права

Если творчество не ограничилось созданием слогана, а приобрело вид текста, изображения, звукового или аудиовизуального ролика, то вероятность признания творческого труда в этом случае почти стопроцентная.

Вопрос о том, сможет ли заказчик использовать ролик для создания новых, становится еще более важным в случае, если при создании этого ролика использовали произведения третьих лиц, получив разрешение на их использование только собственно первозданном ролике. В этом случае создание заказчиком нового ролика, производного от первозданного, с использованием произведения на котором он был основан, без заключения договора с третьим лицом будет незаконным.

Говоря о тендере, необходимо помнить, что идеи авторским правом не охраняются. Охраняется форма воплощения идеи. Не будет считаться нарушением авторского права, если клиент, посмотрев рекламу, сделает свою, которая будет основана на той же идее, что была заложена в ранее участником конкурса . Но если заказчик скопирует какую-то отличительную часть формы рекламы, можно будет говорить о нарушении авторских прав.
На примере тендера на рекламу пива. Если сделана реклама, где красивая девушка медленно пьет пиво из запотевшего бокала, но эта реклама не понравилась заказчику, то вы не сможете, апеллируя к авторскому праву, запретить заказчику сделать свою рекламу, где другая красивая девушка будет точно так же медленно пить из запотевшего бокала свое пиво. Если же придуман какой-то оригинальный ход, преподнесенный необычным образом, то будет возможность попытаться доказать в суде, что заказчик не просто использовал чужую идею, которая авторским правом не охраняется, а осуществил переработку созданного ранее произведения, охраняемого авторским правом. Граница между этими двумя вариантами действительно весьма тонкая, поэтому крайне важно, чтобы между заказчиком и рекламной фирмой был заключен договор, в котором все подробно было бы оговорено.

Авторские права разделяются на две группы:

1) личные неимущественные (право авторства, право на имя, право на защиту репутации) — принадлежат автору произведения и не могут отчуждаться;

2) имущественные (право на воспроизведение, право на распространение, право на переработку и др.) — могут свободно отчуждаться третьим лицам по авторским договорам.

Имущественные права могут быть переданы правообладателем третьему лицу на основании авторского договора, причем как в полном объеме (передача исключительных прав), так и в частичном (передача неисключительных прав: первоначальный правообладатель сохраняет за собой право осуществить передачу авторских прав третьим лицам).
Авторский договор — это единственное основание передачи имущественных авторских прав. Никакой иной вид договора его подменять не может. Так, по договорам подрядного типа передаются права на созданную вещь (результат работ), но не имущественные авторские права. Согласно закону об авторском праве передача собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. В результате недооценки надлежащего оформления отношений пострадать может не только автор, но и заказчик. Например, заказчик расплатился с автором или агентством за работу, но не приобрел авторских прав, и, как следствие, оказался в роли правонарушителя. Исключением из этого правила является правопреемство имущественных авторских прав в силу закона на так называемые служебные произведения. В соответствии со ст. 14 закона об авторском праве, если автор работает в штате организации по трудовому договору и в его служебные обязанности входит создание произведений, авторские имущественные права на созданные им произведения будут принадлежать работодателю. Особо следует выделить следующие нормы об авторском договоре, которые необходимо помнить заказчику, агентству и автору. Во-первых, права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Во-вторых, все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными. Поэтому к тексту авторского договора надо относиться очень внимательно и при возникших сомнениях проконсультироваться с юристом.[10]

Читайте также: