Если стоматолог сделал плохо зуб права пациента

Обновлено: 19.05.2024

Клиника освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, только в том случае, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы или по иным основаниям, предусмотренным законом.

Необходимо знать и то, что, в случае предъявления претензий, требования пациента об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению клиникой в добровольном порядке. Если же клиника отказывается от добровольного порядка удовлетворения претензий пациента, он вправе обратиться в суд, при этом суд может вынести решение о взыскании с клиники, нарушившей права пациента, в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований пациента

Если же с заявлением в защиту прав пациента выступят общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы, и т.п.) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа будут перечислены указанным структурам. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу пациента вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков результата работы, подлежит возмещению в полном объеме, при этом право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие таких недостатков, признается за любым потерпевшим, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с клиникой или нет. При этом вред подлежит возмещению, если он причинен в течение установленного срока службы результата работы.

Если же на результат работы должен быть установлен срок службы, но он не установлен, либо пациенту не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы, либо пациент не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы (например, о необходимости ежегодной смены ортодонтического оборудования) и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо результат работы по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

Если стоматологической клиникой не установлен срок службы на результат работы, вред, в случае его причинения, подлежит возмещению в течение десяти лет со дня передачи результата работы пациенту, а если день передачи установить невозможно, то с даты окончания выполнения работы.

Клиника несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу пациента в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для оказания услуг, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет. Клиника освобождается от ответственности только в том случае, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения пациентом установленных правил использования результата работы.

Помимо компенсации вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу пациента, он вправе требовать и компенсацию морального вреда. Моральный вред, причиненный пациенту вследствие нарушения стоматологической клиникой его прав, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации клиникой при наличии ее вины. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом, не зависит от размера возмещения имущественного вреда, а сама компенсация осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных пациентом убытков.

При обнаружении недостатков работы либо результата работы пациент вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований пациента о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном оказании услуги не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания оказания услуги.

Кроме того, пациент вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги стоматологической клиникой не устранены. Пациент также вправе расторгнуть договор об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Пациент вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Требования, связанные с недостатками оказанной услуги, могут быть предъявлены при принятии оказанной услуги или в ходе оказания услуги. Пациент вправе предъявлять требования, связанные с недостатками оказанной услуги, если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии – в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия оказанной услуги.

В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, стоматологическая клиника отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) пациентом вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет, а недостатки работы (услуги) обнаружены пациентом по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, пациент вправе предъявить требования, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) пациент вправе предъявить клинике требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) пациентом, если срок службы не установлен

Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления пациентом или обнаруженный недостаток является неустранимым, пациент по своему выбору вправе требовать –

  • соответствующего уменьшения цены за оказанную услугу;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами;
  • расторжения договора об оказании услуги и возмещения убытков.

Суммируя все это, можно сделать вывод, что стоматологические клиники заинтересованы в установлении на выполненные работы гарантийных сроков и сроков службы. В самом деле, закон в обязательном порядке устанавливает ответственность клиники по безвозмездному удовлетворению требований пациентов в течение гарантийного срока и безвозмездному устранению существенных недостатков результатов работы в течение срока службы.

Однако, если гарантийный срок и срок службы не установлены, но могли и/или должны были быть установлены, то в этом случае законодатель требует, чтобы все претензии, соответствующие требованиям гарантийного срока, удовлетворялись в течение двух, а срока службы — в течение десяти лет со дня приемки пациентом результата работы либо со дня окончания работ в клинике.

Нетрудно догадаться, что в этом случае клинике удобнее, проще и безопаснее установить собственные обоснованные страховые сроки и сроки службы на те результаты работы, которые попадают под действие данных положений закона. Эти сроки могут соответствовать требуемому законодательством двухлетнему периоду времени, адекватному страховым требованиям, и будут значительно меньше назначаемого при их отсутствии десятилетнего периода ответственности.

Не менее важно и то, что, установив конкретный срок службы, клиника вправе оговорить условия эксплуатации результата работы пациентом, необходимые для обеспечения этого срока. Однако просто установить гарантийный срок и срок службы еще мало. Эту информацию стоматологической клинике необходимо довести до пациента и подтвердить этот факт документально. Одной записи в амбулаторной карте для этого недостаточно. Документом, подтверждающим установление страховых сроков, обязательства клиники и условия ее дополнительной ответственности перед пациентом, является страховой полис.

Некачественное протезирование зубов

В каких случаях удастся вернуть деньги за некачественное протезирование зубов, как этого добиться и в какие органы стоит обращаться – полная инструкция в одной статье

Вам провели некачественное протезирование или лечение зубов, и вы не знаете, что теперь делать и куда бежать? Прежде всего, необходимо успокоиться и задать себе вопрос: готовы ли вы до конца отстаивать свои права? Однако нужно понимать, что для этого у пациента тоже должны иметься существенные основания, а также документальные доказательства того, что услуга действительно была оказана. О том, как предусмотреть все нюансы и подводные камни в данном вопросе, какие документы собирать и куда идти с жалобами, расскажем в сегодняшнем материале.

Как обезопасить себя от ошибок врачей

Некачественные зубные протезы – это, как правило, свидетельство непрофессионализма врачей, которые их создавали и устанавливали. Также это может говорить о том, что при их изготовлении применялись материалы низкого качества. Однако зачастую проблемы можно избежать, если пациент изначально обратится в клинику с хорошей репутацией, где работают опытные врачи, где есть своя зуботехническая лаборатория, оборудованная по последнему слову техники. А также дается гарантия работу, соблюдаются нормы этики и законодательства.

При обращении в стоматологию не стесняйтесь и не ленитесь запрашивать сертификаты качества и лицензии. Удостоверьтесь, что все врачи имеют профильное образование и квалификацию: к примеру, протезирование должен проводить ортопед, при этом хорошо, если он еще будет и гнатологом, тогда протезы будут не только красивыми, но и действительно функциональными.

Обязательно заключите с клиникой договор, в котором будут прописаны конкретные услуги, сроки их исполнения, ответственность сторон и гарантийные обязательства. Если на руках у вас не будет подписанного оригинала договора, то доказать потом что-то в случае наличия проблем будет очень сложно, а иногда и нереально.

На заметку! Пациенты подают в суд жалобы не только на некачественные зубные протезы и протезирование, но и на другие услуги, оказанные стоматологическими клиниками. Среди самых распространенных: некачественное лечение зубов, отторжение установленных имплантов или плохо проведенное исправление прикуса брекетами/элайнерами.

Помните, что гарантия и срок службы протеза – это две совершенно разные вещи. Гарантия дается на сам протез (то есть условно говоря, на материал), а также на работу врачей, то есть на саму услугу. А вот срок службы обусловлен качествами и характеристиками материалов, из которых сделаны протезы. Если это пластмасса, то срок службы не превышает 3 лет, если диоксид циркония, то он может быть больше 15 лет. Фактическая длительность эксплуатации, как правило, превышает срок гарантии.

Вы вправе требовать возместить ущерб, перелечить зуб, переделать конструкцию или вернуть за нее деньги только тогда, когда в указанные гарантийные сроки выяснилось, что по вине стоматологов вам было проведено некачественное протезирование зубов. Если никаких гарантий не прописано, то законом предусмотрено, что претензии на такие услуги могут предъявляться не позднее 2 лет с момента их оказания.

Объективные симптомы, которые могут указывать на то, что протезы сделаны некачественно

Помните, что первые 2-3 месяца после установки протезов не всегда являются определяющими для того, чтобы понять, что они действительно изготовлены и установлены с нарушениями. Дело в том, что чем больше отсутствует у пациента зубов, тем сложнее и дольше может быть естественный период адаптации к конструкциям, особенно, если они съемные. Поначалу они могут натирать слизистую и искажать дикцию, не исключена вероятность того, что придется сделать несколько коррекций, прежде, чем они станут комфортными.

Какими могут быть стоматологические ошибки

На плохое качество изделий могут указывать следующие симптомы:

  • после установки вы ощущаете боль, которая только растет со временем и становится очень сильной,
  • появились язвы, сильный воспалительный процесс на слизистой, возникает кровоточивость,
  • коронка или мост стали подвижными или совсем отклеились/выпали,
  • болит пролеченный опорный зуб, на котором был закреплен протез,
  • скололся кусочек материала протеза, появились трещины на нем,
  • идет сильный запах из-под коронок,
  • вам трудно и больно жевать пищу, челюсти не смыкаются между собой, вы постоянно травмируете или повреждаете конструкцией мягкие ткани полости рта.

Важно! Чувство легкого недомогания и дискомфорта, недовольство качеством протезов – недостаточные основания для того, чтобы считать стоматологию, где оказали услуги, плохой. Субъективные ощущения пациента в данном случае за основу не берутся, а неудовлетворительное качество услуг еще нужно доказать и подтвердить документально. Помните, что суд вправе отказать вам в исполнении иска, если выяснится, что услуга соответствует всем действующим российским стандартам качества.

Последствия для здоровья, если протезы сделаны неправильно

Как правило, проблемы возникают тогда, когда врачи не учитывают индивидуальных особенностей пациента и создают протезы, которые нарушают прикус и окклюзию смыкания челюстей и тем самым подрывают полноценную работу ВЧНС, челюстно-лицевого аппарата. В таком случае очень скоро после восстановления зубов пациент рискует столкнуться с дискомфортом, натиранием и травмированием слизистой, с ухудшением жевательной функции, с нарушением дыхания и дикции, с головными и мышечными болями. Да и сама конструкция из-за этого может быстро прийти в негодность, выпасть, сломаться, треснуть, расколоться, потерять свои функциональные и эстетические качества.

Если установленная вам искусственная коронка выходит за нормы прикуса, то на нее и на все опорные элементы (зубы, десны, костную ткань) приходится повышенная нагрузка. Это опасно перегрузкой тканей пародонта, воспалительными процессами, разрушением пародонтальных связок и расшатыванием зубов.

Иногда стоматологи допускают ошибки не только с протезами. Довольно распространена ситуация, что недостаточно опытные врачи плохо проводят подготовку зуба к протезированию. Например, не до конца прочищают корневые каналы, заносят внутрь инфекцию. В таком случае под протезом может развиться серьезный воспалительный процесс. Если проблему игнорировать, то воспаление осложнится остеомиелитом, абсцессом, флегмоной.

Сломанный зубной протез

Читайте статью по теме: где лучше сделать имплантацию и протезирование на имплантах. В ней вы найдете полезные советы по выбору хорошей, а главное, добросовестной клиники.

Права пациентов

Если услуга действительно оказана плохо и с нарушениями, то потребитель имеет право вернуть деньги за некачественное протезирование зубов, потраченные им на лечение ранее – частично или в полном объеме. Либо вы можете потребовать устранения имеющихся недостатков или возмещения расходов, понесенных вами в результате обращения к третьим лицам (например, в другую стоматологию) для решения проблемы, возникшей по вине врачей. Можно также требовать возмещения убытков и морального вреда, если в результате был нанесен существенный вред вашему здоровью и трудоспособности.

Естественно, требования должны предъявляться согласно ситуации и тяжести вреда (это лучше всего докажет независимая экспертиза, о которой мы поговорим далее). Они не должны быть завышены, иначе ни клиника, ни суд их не удовлетворят.

Вопрос можно попробовать решить мирным путем…

Если вы думаете, что резкое ухудшение самочувствия или здоровья связано именно с некачественно оказанными стоматологическими услугами, а в клинике вам говорят, что все сделано корректно, не признают вины или открещиваются от исполнения обязательств, то нужно действовать дальше.

Составление досудебной претензии: нюансы и особенности

Важно! К претензии нужно приложить ксерокопии документов, подтверждающих факт получения услуг в конкретной стоматологии, если таковые имеются: различные чеки, платежные документы, план лечения, акт выполненных работ, договор. Также, если вы требуете возвращения денег, то нужно приложить реквизиты своего расчетного счета.

Независимая экспертиза

Если после личного обращения в стоматологию вам было отказано в помощи, то придется искать независимых экспертов, которые смогут подтвердить обоснованность ваших жалоб и установить, что услуги действительно были оказаны плохо. Это может быть другая стоматология (имеющая право оказывать экспертные услуги) или городская комиссия департамента Здравоохранения, где вам на основании осмотра и исследования могут засвидетельствовать факт нарушений и выдать соответствующее заключение в виде акта с подписью и печатью. Полученный документ необходимо будет вместе с другими бумагами предоставить в суд.

Экспертиза у другого стоматолога

На заметку! В ходе проведения медицинской экспертизы специалисты ставят своей целью установить взаимосвязь между оказанными услугами и осложнениями, которые возникли у пациента после этого. Также эксперты оценивают, насколько правильно было назначено лечение пациенту исходя из его клинической ситуации и как проводилось лечение.

Возможен и другой вариант: можно попробовать подать иск в суд, и уже представителями закона будет назначена медицинская экспертиза.

Подготовка документов в суд

Если досудебная претензия в стоматологическую клинику осталась без ответа или вы не удовлетворены решением стоматологов относительно вашего случая, то необходимо составить исковое заявление. Лучше всего будет, если в этом вам поможет адвокат. Но можно составить иск и самостоятельно в письменном или печатном виде. Бланки можно найти на правовых порталах. В заявлении необходимо указать реквизиты истца и ответчика, описать суть проблемы и свои требования: можно потребовать не только возмещение суммы, потраченной на лечение, но и компенсацию морального вреда.

Интересно! Согласно 1 независимым исследованиям, большинство исков, подающихся в суд (если дело до этого дошло), касаются финансовых выплат. Пациенты хотят получить деньги на новое и зачастую более дорогостоящее протезирование в другом учреждении, потому что больше не доверяют тому, в котором проходили лечение изначально. Или за моральный вред. Единичны случаи, когда пациенты требуют применения административных взысканий к врачам и клинике.

К иску необходимо приложить акт независимой экспертизы, копии медицинских и платежных документов, договора с клиникой, досудебную претензию и ответ на нее (если он имеется), чеки и доказательства отправки жалобы в стоматологию.

1 Дергунов Д.Н., Малый А.Ю., Ромодановский П.О. Характерные особенности судебных дел в области стоматологии. Проблемы экспертизы в медицине, 2007.

Шпак Роман

Нередко стоматологические клиники предпочитают сдавать в аренду стоматологические кабинеты, не задумываясь о юридических последствиях в случае нанесения вреда здоровью пациента оказанием некачественных медицинских услуг. На практике возникают также вопросы распределения ответственности врачей при заключении гражданско-правового или трудового договора.

Причинение вреда здоровью пациента: правовые аспекты

Помимо прочих основные начала для защиты прав граждан на социальные блага, в том числе на здоровье, содержатся в Конституции РФ, в соответствии с которой права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции). Кроме того, специальная правовая база определяет права граждан на охрану здоровья и последствия их нарушения. В числе способов защиты прав, установленных ст. 12 ГК РФ, предусмотрена компенсация морального вреда. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), суд может возложить на нарушителя обязанность его денежной компенсации (ст. 151 Кодекса).

По общему правилу, установленному п. 1 и 2 ст. 1064 ГК, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. В случаях, специально предусмотренных законом, вред возмещается независимо от вины причинителя (п. 1 ст. 1070, ст. 1079, п. 1 ст. 1095, ст. 1100 ГК). Обязанность возмещения вреда может быть возложена на лиц, не являющихся его причинителями (ст. 1069, 1070, 1073, 1074, 1079 и 1095 Кодекса).

Установленная ст. 1064 ГК презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен предъявить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер вреда, а также того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, обязанным возместить вред в силу закона.

В объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью, включаются (ст. 1085 ГК):

  • утраченный потерпевшим заработок (доход), под которым следует понимать средства, получаемые потерпевшим по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, а также от предпринимательской и иной деятельности (например, интеллектуальной) до причинения увечья или иного повреждения здоровья. При этом в счет возмещения вреда не засчитываются пенсии, пособия и иные социальные выплаты, назначенные потерпевшему как до, так и после причинения вреда, а также заработок (доход), получаемый потерпевшим после получения вреда здоровью;
  • расходы на лечение и иные дополнительные расходы (дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и т.п.).

Судам следует учитывать, что расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Однако если потерпевший имеет право на их бесплатное получение, но фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе удовлетворить требования о взыскании с ответчика фактически понесенных истцом расходов.

В отличие от утраченного заработка (дохода), размер дополнительных расходов не подлежит уменьшению и при грубой неосторожности потерпевшего, поскольку при их возмещении вина потерпевшего в силу п. 2 ст. 1083 ГК не учитывается (п. 27 Постановления Пленума ВС № 1).

Кто несет ответственность за некачественное лечение: врач или клиника?

Рассмотрим несколько видов правоотношений между врачами и стоматологическими клиниками.

Норма ст. 406.1 ГК позволяет включить в договор обязанность одной стороны возместить имущественные потери другой, возникшие в случае наступления определенных в договоре обстоятельств, не связанных с нарушением обязательств из договора. Такое перераспределение ответственности, если арендатор оказывает платные медицинские услуги в арендованном стоматологическом кабинете, представляется справедливым, поскольку за любые нарушения прав пациента, включая информационные, к ответственности привлекается медучреждение и (или) предприниматель, оказывающий медицинские услуги.

Если стоматологическая клиника сдает в аренду кабинеты, не предъявляя к арендатору указанных требований и не регулируя должным образом отношения между ними, то с высокой вероятностью она не сможет предъявить какие-либо регрессные требования к врачу-арендатору.

Отношения сторон по договору возмездного оказания услуг регулируются гл. 39 ГК, а если заказчиком является гражданин, заказывающий услугу для удовлетворения бытовых или других личных потребностей, – также Законом о защите прав потребителей.

Таким образом, поскольку договор возмездного оказания услуг заключается между потребителем и организацией, оказывающей стоматологические услуги (а не с врачом), именно организация возвращает потребителю деньги за некачественную услугу.

Аналогичный порядок установлен для ситуаций, когда в процессе оказания медицинских услуг причинен вред жизни или здоровью гражданина. Так, в соответствии с ч. 2, 3 ст. 98 Закона об основах охраны здоровья медучреждения, а также медицинские и фармацевтические работники несут ответственность за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медпомощи. Такой вред возмещается медучреждениями в объеме и порядке, установленных законодательством РФ. Ответственность за причинение вреда здоровью или жизни пациента медучреждения несут на основании ст. 1084 и 1095 ГК.

Соответственно, если пациент арендатора заключал договор со стоматологической клиникой, оплата производилась также через клинику, то она и будет нести ответственность.

В подобных случаях стоматологической клинике, на мой взгляд, будет сложно взыскать убытки с арендатора.

Международная практика

Тема персональной ответственности врачей неоднократно обсуждалась в разных источниках. Мне знакомо израильское законодательство, поскольку в этой стране я учился и практиковал.

Министерство здравоохранения Израиля соответствующими законами и инструкциями полностью обеспечивает законодательную базу профессиональной деятельности врачей.

В Израиле медицина – страховая. Поскольку в этой стране установлена личная ответственность за результат профессиональной деятельности, все практикующие врачи застрахованы. Страховые компании страхуют только ту профессиональную часть работы, по которой данный врач прошел специализацию. Это привело к тому, что, хотя закон не ограничивает врача в направлениях его деятельности, израильские медики в основном заняты только в той области, по которой прошли специализацию.

В России постепенно приходят к имплементации зарубежного опыта.

Принцип вины является одним из фундаментальных правовых принципов ответственности современного гражданского права. Начиная с Французского гражданского кодекса 1804 г. он был заложен в основу гражданских кодексов почти всех стран.

При обращении к бремени доказывания виновности нельзя не упомянуть российское право, которое исходит из презумпции виновности причинителя вреда. Согласно п. 2 ст. 1064 ГК причинитель вреда должен доказать отсутствие своей вины. Такая особенность российского деликтного права существенно усиливает ответственность. В связи с этим можно сказать, что ГК устанавливает ответственность, которая по правовому характеру значительно приближена к безвиновной. Неслучайно в российском праве суды нередко смягчают виновную ответственность. Вполне возможно, с этим же стремлением связана частота непризнания судом в России причинной связи и размера убытков в исках о возмещении вреда, что выглядит непривычно, поскольку зарубежные суды стремятся усилить, а не смягчить виновную ответственность. Это хорошо иллюстрирует тот факт, что исходные точки в российском и зарубежном праве находятся на противоположных концах спектра ответственности 2 .

Другая модель взаимоотношений между врачом и клиникой – оказание услуг по гражданско-правовому договору. В этом случае клиника также будет нести ответственность.

Согласно ч. 8 ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, но это не влияет на ответственность в случае оказания врачом некачественных услуг.

В соответствии с положениями ст. 1068 ГК юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Рассмотрим подробнее трудовые отношения между врачом и стоматологической клиникой, поскольку именно эта модель позволяет клинике возместить убытки в порядке регресса.

Варианты трудовых отношений между врачом и клиникой, как правило, следующие:

  • работник клиники – на основании трудового договора (ч. 1 ст. 16 ТК);
  • совместитель – в соответствии с ч. 1 ст. 60.1 ТК работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого (внешнее совместительство).

Предъявление регрессных требований к работнику

Порядок привлечения сторон трудового договора к материальной ответственности определяется положениями ТК. Так, согласно ст. 233 Кодекса материальная ответственность стороны наступает за ущерб, причиненный другой стороне в результате виновного противоправного поведения (действий или бездействия) первой, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба. В соответствии с ч. 1 ст. 238 ТК работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом (ч. 1 ст. 238 ТК) понимаются:

  • реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если он отвечает за сохранность этого имущества);
  • необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества;
  • необходимость для работодателя произвести затраты на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

При предъявлении регрессных требований к работнику важно соблюдать сроки обращения в суд. В силу ч. 3 ст. 392 ТК работодатель вправе предъявить к работнику иск о взыскании сумм, выплаченных в счет возмещения ущерба третьим лицам, в течение года с момента выплаты работодателем данных сумм. Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам. При этом за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК или иным федеральным законом (ст. 241 ТК)

Хочу обратить внимание на еще один момент: если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить ущерб, суд в соответствии с ч. 1 ст. 250 ТК может с учетом степени и формы вины, материального положения работника, а также других обстоятельств дела снизить размер взыскания, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности. Таким образом, взыскать с работника причиненный ущерб в регрессном порядке непросто.

Как быть, если врач-работник уволился и другим врачам стоматологической клиники приходится переделывать выполненные им работы, порой весьма дорогостоящие? Как клиника в этом случае может взыскать ущерб, если трудовые отношения давно закончились? Как вариант она может заключить с врачом соглашение о возмещении ущерба во время его увольнения. Следует отметить, что в странах общего права такие соглашения между работодателем и работниками практикуются.

Что касается стран ближнего зарубежья, практика там примерно соответствует российской. Например, по законодательству Республики Беларусь работник обязан бережно относиться к имуществу нанимателя, принимать меры к предотвращению ущерба (п. 6 ч. 1 ст. 53 ТК РБ). Случаи и порядок возмещения такого ущерба, основания наступления материальной ответственности работника перед нанимателем установлены ГК РБ, ТК РБ и иными нормативными правовыми актами.

Материальная ответственность работника наступает в случаях:

  • причинения прямого действительного ущерба;
  • вины работника в причинении ущерба;
  • противоправности деяния (действия или бездействия) работника;
  • прямой причинной связи между виновным деянием работника и ущербом (работник обязан возмещать в установленных законодательством пределах и порядке ущерб, причиненный по его вине нанимателю, с которым он состоит в трудовых правоотношениях, а также третьим лицам).

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (п. 1 ст. 937 ГК РБ). При этом наниматель не несет ответственности, если работник причинил вред третьему лицу не при исполнении трудовых обязанностей.

Участие работника в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, при рассмотрении в суде дела об определении размера материальной ответственности работодателя освобождает последнего в дальнейшем от доказывания правильности определения им суммы затрат на возмещение ущерба, причиненного работником третьему лицу, так как в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела с участием тех же лиц. Если вопрос о сумме возмещения потерпевшему был решен без участия работника, он может оспаривать размер его материальной ответственности, ссылаясь на неправильное определение размера причиненного им ущерба.

В заключение отмечу, что независимо от способа возмещения ущерба работодателем материальная ответственность работника должна рассчитываться вновь (на основе размера затрат работодателя). При этом способ возмещения ущерба работником не определяется формой возмещения ущерба работодателем. Таким образом, установление материальной ответственности работодателя за ущерб, причиненный работником, значительно повышает гарантии восстановления нарушенных прав и свобод граждан.

1 Подробнее об этом см.: Louisell D.W., Williams H. Res Ipsa Loquitur – Its Future in Medical Malpractice Cases // California Law Review. Vol. 48. Issue 2. 1960.

2 См. об этом: Чжеву Ли. Соотношение виновной и безвиновной ответственности в деликтных обязательствах // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. № 4, апрель 2013 г.

Если вы официально работаете и платите налоги, то можете вернуть часть денег, потраченных на лечение зубов в прошлом году. Но сумма выплат ограничена, и для ее получения придется предоставить ряд документов.

Содержание

Стоматологические услуги весьма недешевы, и для большинства приведение зубов в порядок – существенная статья расходов. Однако далеко не все знают, что часть потраченных на лечение денег можно вернуть в виде налогового вычета. Рассказываем, кто имеет на него право и как правильно оформить все документы.

За какое лечение можно получить налоговый вычет

Получить налоговый вычет можно за любые стоматологические услуги, если они были оказаны в клинике, имеющей лицензию (ст. 219 Налогового кодекса). Однако есть и исключения, например, отбеливание зубов по закону в список услуг, за которые можно получить вычет, не входит.

Компенсация за протезирование зубов

Протезирование тоже входит в список услуг, за которые можно получить налоговый вычет. А учитывая то, что это одна из самых дорогостоящих манипуляций, как раз за протезирование можно получить самые привлекательные выплаты.

Кто может получить вычет?

Получить налоговый вычет может любой человек, имевший в год оказания стоматологических услуг доходы, с которых уплачивался НДФЛ 13%.

Можно получить налоговый вычет даже в том случае, если вы официально не трудоустроены

Получить налоговый вычет за стоматологические услуги можно не только за собственное лечение, но и за услуги, оказанные родителям, детям, супругу (супруге). Таким образом, даже неработающие пенсионеры, школьники, студенты, люди без официального дохода могут получить налоговый вычет при помощи своих родственников со стабильной работой. Как получить компенсацию за протезирование зубов пенсионеру? Через родственников, которые работают с официальным оформлением. Налоговый вычет за лечение зубов ребенка, как правило, получает кто-то из родителей.

Как рассчитать размер компенсации?

Налоговый вычет на лечение зубов составляет 13%, но максимальная сумма, от которой они высчитываются, не может превышать 120 000 рублей. Таким образом, получить можно до 15 600 рублей. Единственная услуга, на которую не устанавливается максимальная сумма выплаты, – имплантация протезов. И еще один важный нюанс – сумма возвращенных средств не может быть больше, чем работодатель отчислил с ваших доходов за год.

Возврат налога за лечение зубов: инструкция

Документы

Документы для налогового вычета за лечение зубов необходимо подготовить заранее и отдать все сразу. Чтобы получить налоговый вычет за лечение зубов, вам нужно предоставить:

  • Паспорт.
  • Справка 2-НДФЛ и налоговая декларация 3-НДФЛ.
  • Заявление на получение вычета.
  • Квитанция (чеки) об оплате стоматологических услуг.
  • Договор с клиникой, которая оказывала услуги.
  • ·Копия лицензии клиники.

Если вы получаете налоговый вычет за своего родственника, нужно собрать дополнительные документы:

  • Свидетельство о рождении ребенка (если лечился ребенок).
  • Свидетельство о рождении того, кто получит вычет (если лечился родитель).
  • Свидетельство о браке (если услуги оказывались мужу или жене).

Заявление

Заявление оформляется по специальной форме. Ее лучше запросить в ФНС, чтобы у вас точно был корректный документ. В интернете можно посмотреть примеры и образцы, но не советуем скачивать шаблоны с незнакомых сайтов, в данном случае лучше подстраховаться и лишний раз проконтролировать, чтобы у вас была самая свежая и актуальная форма.

Кстати, в налоговой инспекции вам могут помочь с заполнением заявления, если вы сомневаетесь в том, что сможете сами учесть все нюансы.

Сроки подачи заявления на вычет – до 3 лет

Налоговый вычет можно получить в году, следующем за тем годом, когда оказывалось лечение. То есть в 2021 году можно получить вычет за стоматологические услуги, оказанные в 2020 году. А в целом заявление можно подать в течение трех лет после лечения.

Когда придет вычет?

ФНС готовит уведомление в течение 30 дней. Вся сумма компенсации выплачивается единовременно – в среднем через несколько месяцев после подачи документов.

Можно ли вернуть НДФЛ через работодателя?

Да, это возможно. Если вы хотите вернуть деньги за лечение зубов через работодателя, обратитесь в бухгалтерию и предоставьте документ, подтверждающий право на льготу (он должен быть заранее получен в налоговой инспекции). Важно! В этом случае вы не получите выплату сразу, она постепенно ровными долями будет распределена на последующие месяцы – из вашей зарплаты будет вычитаться меньше налогов, пока вся компенсация не будет возвращена.

Социальный и имущественный вычет в один год – это возможно?

Да, это возможно, но нужно учесть важный нюанс: сначала нужно подавать документы на социальный вычет, а потом – на имущественный. Дело в том, что выплату по социальному вычету нельзя перенести на следующий год, и, если будут какие-либо проволочки, вы можете потерять возможность получить деньги. Поэтому сначала нужно разобраться с этим вопросом, а потом в спокойной обстановке оформлять имущественный вычет (часть его можно перенести на будущие периоды).

Отношения любого врача, в том числе и стоматолога, с пациентом, регулируются правами и обязанностями обеих сторон.

Главная цель любой профессиональной деятельности врача – сохранение человеческой жизни и улучшение ее качества через оказание медицинской помощи

Права стоматолога и пациента

Врач обязан в любой ситуации оказать экстренную медицинскую помощь любому человеку, независимо от его возраста, пола, национальной и расовой принадлежности, социального статуса, политических и религиозных убеждений, а также других немедицинских факторов, в том числе и материального положения. Безвозмездная помощь неимущему этически оправдана.

Врач всеми своими силами и легальными способами обязан помогать делу здравоохранения населения. В том числе врач должен осуществлять различную просветительскую деятельность.

Врач не имеет права оставить без внимания любую жестокость и унижение достоинства одного человека другим.

Главное условие деятельности врача – его специальные знания и искусство лечения

Врач должен постоянно углублять свои знания, улучшать свое мастерство и качество оказываемой им медицинской помощи.

Врач имеет право на самостоятельно принятие решений только тогда, когда он предъявляет высокие требования к себе, способен исправлять свои собственные ошибки и обладает высокой компетентностью в своей области.

Primum non nocere. Не навреди

Врач не должен причинять вред пациенту, наносить ему физический, нравственный или материальный ущерб ни намеренно, ни по ошибке.

С врачебной профессией несовместимо злоупотребление положением и знаниями врача

Врач не имеет права:

  • Использовать свои возможности и знания в негуманных целях
  • Без каких-либо серьезных оснований отказывать в медицинских мерах или наоборот, применять их
  • Использовать медицинское воздействие на пациента в интересах других лиц или с целью его наказания
  • Навязывать пациенту свои политические, религиозные или философские взгляды. Любые личные убеждения врача и прочие непрофессиональные мотивы никак не должны сказывать на диагностике и лечении

Врач имеет право принять от самого пациента и его близких благодарность.

Врач должен быть свободным

Принимая участие в различных консультациях, комиссиях, консилиумах или экспертизах, врач должен открыто и ясно заявлять о своей позиции, стойко отстаивать свою точку зрения, а в случае малейшего давления прибегать к общественной и юридической защите.

Врач отвечает за качество оказанной им медицинской помощи

Врач при лечении обязан приложить максимум усилий, чтобы качество той помощи, которую он оказывает, было на максимально высоком уровне.

Оценить качество помощи, которую оказывает врач, могут только его коллеги-врачи, имеющие аккредитацию врачебной ассоциации.

У врача есть право отказаться работать с пациентом

В определенных ситуациях врач имеет право перепоручить пациента другому специалисту:

  • Если он чувствует, что недостаточно компетентен для оказания должной помощи и не имеет нужных знаний, чтобы качественно вылечить пациента
  • Необходимая медицинская помощь не соответствует нормам морали врача
  • Врачу не удается установить терапевтическое сотрудничество с пациентом

Пациент имеет право на независимость и свободу личности

Врач обязан уважать достоинство и честь пациента. Любое негуманное или грубое отношение к пациенту, унижение его достоинства, проявление превосходства врача перед пациентом или выражением какому-либо пациенту неприязни со стороны врача полностью недопустимы.

При возникновения конфликтов рода пациент – семья, пациент – общество и др. врач обязан отдать предпочтение пациенту, если только это предпочтение не принесет ущерба окружающим или самому пациенту.

Пациент имеет право на информацию о своем здоровье

Пациент имеет право получить помощь, которая не ограничена никакими посторонними влияниями

Во время оказания врачом медицинской помощи врач обязан руководствоваться личным опытом, своими знаниями и интересами пациента. Любые вмешательства в отношения врача и пациента, а также в процесс лечения, допустимы только по просьбе врача.

Врач имеет право выписывать пациенту любые препараты и назначать любое лечение, которое не противоречит медицинским стандартам современности.

Пациент имеет право согласиться на лечение или отказаться от него

Ни одно медицинское вмешательство не может быть проведено без согласия на него пациента, кроме случаев когда:

  • Пациент находится в тяжелом психическом или физическом состоянии, в котором он не может принимать собственные осознанные решения
  • Пациент опасен для окружающих. В этом случае врач обязан применить недобровольные меры, это соответствует профессиональной этике

В тех случаях, когда врач осуществляет принудительное лечение, он может осуществлять его только в соответствии с законодательством. Меры принуждения не могут быть применены, если к этому нет медицинских показаний.

Право пациента на врачебную тайну

Врач обязан хранить в тайне информацию о состоянии здоровья пациента, его болезнях и проблемах. Из этого правила есть несколько исключений:

  • Врач может передать информацию другому врачу с целью консультации или для проведения научного исследования
  • Врач имеет право разгласить информацию о заболевании, если это предотвратит причинение ущерба как окружающим, так и пациенту
  • Врач обязан разгласить врачебную тайну по решению суда

Право пациента на свободный выбор лечащего врача

Врач не имеет права мешать пациенту, который решил доверить свое лечение другому врачу.

Читайте также: