Регуляцию деятельности организма животного как единого целого осуществляет система органов

Обновлено: 02.07.2024

Оборудование: таблицы по зоологии с изображением различных систем органов отдельных групп животных: пищеварительная система дождевого червя; нервная система гидры; нервная система плоских червей; нервная система позвоночных; скелет рыбы или лягушки; внутреннее строение речного окуня; эндокринная, выделительная, кровеносная системы человека.

Основные понятия и термины урока: орган, система органов, газообмен, гормоны, сердце, сосуды, почки, яичники, семенники, лёгкие, скелет, мышцы, трахеи, жабры.

Методические рекомендации

1. Закрепление знаний об органах и системах органов животных.

(Беседа с использованием вопросов на странице 51 учебника.)

Учащиеся отвечают устно на вопросы учебника, при ответах используются таблицы с изображением систем органов, при необходимости учитель акцентирует внимание ребят на отдельных вопросах и терминах. На данную форму работы отводится максимум 15 минут, так как данные вопросы являлись домашним заданием к уроку.

Вопрос 1 . Что такое орган? Какие органы называются внутренними? Какие органы человека вы знаете?

Орган – часть тела с присущими ей определенными формой, строением и функциями. Состоит из нескольких тканей, но преобладает, как правило, один или два типа тканей. Внутренниминазываются органы, расположенные в полостях тела. У человека это, например, сердце, легкие, печень, желудок, почки и др.

Вопрос 2. Что называется системой органов?

Системой органовназывают взаимосвязанные между собой органы, выполняющие общие функции. Например, кровеносная система включает сердце и сосуды; выделительная система – почки, мочеточники и мочевой пузырь.

Вопрос 3 . Какая система обеспечивает согласованную деятельность всех органов?

Все части нашего организма – клетки, ткани, органы, системы органов – работают согласованно, как единое целое. Такая согласованность достигается, прежде всего, благодаря деятельности нервной системы. Впервые она появляется у гидры. У нее нервная система состоит из разбросанных по телу нервных клеток. У плоских червей планарий – из скоплений нервных клеток, которые образуют парные головные узлы, отходящие от них нервные стволы и многочисленные нервные ответвления. Самая сложная нервная система у позвоночных; она образована головным и спинным мозгом, а также многочисленными нервами.

Вопрос 4. В чем состоит функция системы органов размножения?

Система органов размножения обеспечивает воспроизведение организмом себе подобных.

Вопрос 5. Какая система обеспечивает газообмен в нашем организме?

Система органов дыхания осуществляет обмен газов в организме, т. е. поступление кислорода и выделение углекислого газа. Строение дыхательной системы у разных животных различно. Так, например, у насекомых это система тонких трубочек – трахей, у рыб – жабры, а у млекопитающих – легкие.

Вопрос 6. Назовите органы, составляющие кровеносную систему.

Органы кровеносной системы – это сердце и сосуды.

Вопрос 7. Каковы функции опорно-двигательной системы?

Опорно-двигательная система у позвоночных животных состоит из скелета и прикрепленных к нему мышц. Скелет придает телу форму, служит ему опорой, защищает внутренние органы от повреждений. Благодаря сокращениям мышц животное может активно передвигаться.

Вопрос 8. Как устроена пищеварительная система дождевого червя?

У дождевого червя пищеварительная система включает в себя рот, глотку, пищевод, зоб, мускулистый желудок, кишечник, анальное отверстие. Последовательно проходя по отделам пищеварительной системы, пища претерпевает поэтапные изменения.

Вопрос 9. В чем заключается функция пищеварительной системы?

В пищеварительной системе происходит переваривание пищи и всасывание в кровь питательных веществ, необходимых для жизнедеятельности организма.

Например, у дождевого червя захваченный кусочек листа через глотку и пищевод поступает в зоб, где увлажняется. Затем в мускулистом желудке он основательно перетирается, превращаясь в кашицеобразную массу. Переваривание и всасывание пищи происходит в кишечнике. Здесь сложные вещества пищи превращаются в более простые, растворимые вещества, которые всасываются стенками кишечника и поступают в кровь. Непереваренные остатки пищи выводятся наружу через анальное отверстие.

Вопрос 10. Какую роль в организме выполняет выделительная система?

Главной функцией выделительной системы является выведение из организма вредных и ненужных веществ – продуктов его жизнедеятельности.

Вопрос 11 . Что такое гормоны?

Гормоны – это особые химические вещества, которые выделяются в кровь специальными железами, составляющими эндокринную систему. Гормоны принимают участие в регуляции деятельности организма. Гормоны разносятся по организму кровью, а их выделение контролируется нервной системой.

Вопрос 12 . Какова роль эндокринной системы?

Железы эндокринной системы вырабатывают гормоны, которые регулируют функции отдельных органов или всего организма в целом.

Данная форма работы представляет индивидуальную работу ребёнка в течение 5-10 минут времени с целью акцентирования внимания на основные понятия темы. Каждый учащийся просматривает каждый пункт карты, где изучаемая тема представлена в сжатом виде.

Инструктивная карта: (что должен знать учащийся)

  1. Знать, что органы животных объединяются в системы органов.
  2. Знать, что в пищеварительной системе животных происходит переваривание питательных веществ и всасывание продуктов переваривания в кровь.
  3. Знать, что кровеносная система животного снабжает все органы животного питательными веществами и кислородом и выносит из них ненужные вещества.
  4. Знать, что система органов дыхания животного осуществляет газообмен, т. е. поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа.
  5. Знать, что выделительная система животного обеспечивает выведение из организма вредных веществ, образующихся в результате жизнедеятельности.
  6. Знать, что опорно-двигательная система состоит из скелета и прикрепленных к нему мышц.
  7. Знать, что нервная система координирует процессы, происходящие в организме, и управляет поведением животного.
  8. Знать, что эндокринная система животных участвует в управлении процессами, происходящими в организме, путем выделения сигнальных веществ – гормонов.
  9. Знать, какую функцию в организме животных выполняет система органов размножения.
  10. Знать, что в яичниках образуются женские половые клетки, а в семенниках – мужские.

3. Контроль знаний учащихся: тестовые задания представлены в трёх вариантах.

Выберите один верный ответ

В пищеварительной системе происходит:
а) только всасывание питательных веществ
б) только переваривание питательных веществ
в) переваривание и всасывание питательных веществ
г) поступление, переваривание и всасывание питательных веществ

К органам пищеварительной системы рыбы относится(ятся):
а) хвостовой плавник
б) жабры
в) ротовая полость
г) почки

Толстая кишка входит в состав:
а) выделительной системы
б) дыхательной системы
в) эндокринной системы
г) пищеварительной системы

Поступление во все органы животного питательных веществ обеспечивает:
а) опорно-двигательная система
б) пищеварительная система
в) эндокринная система
г) кровеносная система

Дыхательная система насекомого представлена:
а) легкими
б) жабрами
в) трахеями
г) кишечником

В организм речного окуня кислород поступает:
а) из легких в кровь
б) из крови в мышцы
в) из крови в жабры
г) из кишечника в кровь

Расщепление углеводов, в результате которого выделяется энергия, в организме птицы происходит:
а) в легких
б) в кишечнике
в) в межклеточном веществе костей
г) во всех клетках организма

С помощью кровеносной системы в организме ежа осуществляется перенос:
а) хлорофилла
б) нервных клеток
в) непереваренной пищи
г) углекислого газа

К опорно-двигательной системе кита относятся:
а) мышцы, двигающие хвостом
б) сердечная мышца
в) легкие
г) головной мозг

Гормоны доставляет к органам:
а) нервная система
б) кровь
в) дыхательная система
г) пищеварительная система

Все части организма человека – клетки, ткани, органы, системы органов – работают согласованно, как единое целое, благодаря:
а) только эндокринной системе
б) только нервной системе
в) только органам чувств и головному мозгу
г) нервной и эндокринной системе

Пищеварительная система состоит:
а) только из пищеварительного канала
б) из пищеварительного канала и пищеварительных желез
в) из органов пищеварения и выделения
г) только из пищеварительных желез

К пищеварительной системе птицы относится:
а) спинной мозг
б) тонкая кишка
в) перо
г) легкое

К пищеварительной системе не относится:
а) толстая кишка
б) тонкая кишка
в) почка
г) желудок

Из кишечника питательные вещества поступают:
а) в легкие
б) в почки
в) в кровь
г) в сердечную мышцу

В дыхательную систему птицы входят(ит):
а) жабры
б) легкие
в) сердце
г) почки

Углекислый газ в организм животного поступает:
а) из кровеносной системы в дыхательную
б) из нервной системы в дыхательную
в) из дыхательной системы в выделительную
г) из кровеносной системы в выделительную

В организме животного дышат:
а) только клетки стенок легких
б) только клетки печени
в) все клетки организма
г) только клетки крови

В организме животного углекислый газ выделяется:
а) всеми клетками
б) только клетками жаберных стенок
в) только сердечной мышцей
г) только мозгом

Кровеносная система лисицы состоит из:
а) сердца и сосудов
б) легких
в) только сердца
г) только сосудов

Нервная система позвоночного животного образована:
а) головным и спинным мозгом
б) только головным мозгом
в) только нервами
г) спинным и головным мозгом, а также нервами

У гидры нервная система состоит из:
а) разбросанных по телу нервных клеток
б) парных головных нервных узлов
в) головного, спинного мозга и нервов
г) брюшной нервной цепочки

Значительная часть питательных веществ, образующихся в процессе пищеварения, обычно:
а) растворима в воде и не может усваиваться организмом
б) нерастворима в воде и не может усваиваться организмом
в) растворима в воде и может усваиваться организмом
г) нерастворима в воде и может усваиваться организмом

В состав пищеварительной системы позвоночного животного входит(ят):
а) семенники
б) легкие
в) сердце
г) глотка

В пищеварительную систему позвоночного животного не входт:
а) подкожный жир
б) ротовая полость
в) двенадцатиперстная кишка
г) толстая кишка

В органы опорно-двигательной системы собаки питательные вещества поступают из:
а) пищеварительной системы
б) крови
в) выделительной системы
г) эндокринной системы

Органы дыхательной системы щуки представлены:
а) жабрами
б) трахеями
в) легкими
г) сердцем

У рыбы кровеносная система состоит из:
а) трехкамерного сердца
б) двухкамерного сердца и сосудов
в) только из сосудов
г) из легких

С помощью кровеносной системы в организме животного осуществляется перенос:
а) кислорода
б) веществ, которые нужно удалить из организма
в) питательных веществ
г) всего вышеперечисленного

Кровеносная система не:
а) переносит питательные вещества и газы
б) переносит гормоны
в) защищает от инфекций
г) передает нервные импульсы

В состав опорно-двигательной системы птицы входят:
а) желудок
б) мышцы, двигающие крылья
в) печень
г) почки

Гормоны поступают:
а) из эндокринной системы в дыхательную
б) из пищеварительной системы в дыхательную
в) из эндокринной системы в кровь
г) из дыхательной системы в пищеварительную

У позвоночных животных работой различных органов управляет(ют):
а) нервная и эндокринная системы
б) только нервная система
в) пищеварительная система
г) выделительная система

Понятие об органе и системе органов. Орган —это часть тела организма со свойственной ему определенной формой, строением и функцией. Примерами органов являются сердце, легкие, почки, желудок, головной и спинной мозг и др. В состав органа входят разные виды тканей, из которых, как правило, одна или две доминируют. Так, в желудке имеются различные виды соединительной ткани, мышечная и нервная ткани, однако преобладают мышечная и эпителиальная, определяющие специфику строения и функций этого органа.

Органы, сходные по общему строению, функциям и развитию, объединяются в системы органов человека. Различают опорно- двигательную, пищеварительную, кровеносную, дыхательную, выделительную, половую и нервную системы.

Организм — единое целое. Регуляция деятельности организма. Организм человека — единая система. Между отдельными его структурами (клетками, тканями, органами, системами органов) в процессе жизнедеятельности устанавливается тесная взаимосвязь и взаимодействие. Все процессы, происходящие в организме человека, соподчинены и согласованы друг с другом. Поэтому на любой раздражитель, поступающий как из внешней среды, так и из разных органов и тканей, организм человека реагирует как единое целое. Такая интеграция всех систем органов в единый организм, позволяющая ему нормально существовать в постоянно меняющихся условиях внешней среды, достигается двумя механизмами регуляции функций — нервным и гуморальным (химическим).

Нервная регуляция осуществляется нервной системой — головным и спинным мозгом — через отходящие от них нервные волокна, которыми пронизаны все органы тела человека. Этот вид регуляции обеспечивает быстрые ответные реакции организма в целом, или его определенных клеток, или их групп (локальный ответ) на то либо другое раздражение.

Нервная регуляция носит рефлекторный характер.Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии ЦНС. Разные раздражители, постоянно воздействующие на организм, воспринимаются специализированными рецепторами. Есть рецепторы, воспринимающие раздражения светом, звуком, теплом, холодом, прикосновением и др. Возникшее в форме нервного импульса возбуждение от рецепторов передается по чувствительным нервным волокнам в соответствующий нервный центр ЦНС, регулирующий деятельность строго определенного органа.

Нервный центр — это совокупность вставочных нейронов, обеспечивающих переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные. Из ЦНС по двигательным нейронам оно передается к различным органам, отвечающим соответствующим образом на поступившее возбуждение. Путь, по которому возбуждение распространяется от рецептора до эффектора (рабочего органа), называется рефлекторной дугой (рис. 12.3). В состав рефлекторной дуги входят: рецептор, чувствительный нерв, нервный центр, двигательный нерв и исполнительный (рабочий) орган — эффектор. Рефлекторная дуга выполняет свои функции только при условии целостности всех составляющих ее элементов.


Рис 12.3. Рефлекторная дуга: 1нервное окончание чувствительного волокна; 2чувствительное волокно; 3спинномозговой узел; 4 — отросток чувствительного нерва; 5вставочный нейрон; 6центробежный нейрон; 7 — двигательное нервное волокно; 8нервное окончание в мышце.

Наряду с возбуждением большое значение для рефлекторной реакции организма имеет торможение. Торможение — это нервный процесс, выражающийся в задержке возбуждения в ответ на раздражение или в ослаблении уже возникшего в коре головного мозга возбуждения. Оба процесса—возбуждение и торможение — взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают нормальную согласованную деятельность всех органов и организма в целом. Например, во время бега или ходьбы в нервных центрах происходит чередование возбуждения и торможения, благодаря которому обеспечивается регуляция работы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей.

Гуморальная регуляция осуществляется биологически активными химическими веществами —гормонами, поступающими к тканям и органам через жидкости внутренней среды организма — кровь, лимфу, тканевую жидкость. Гормоны вырабатываются железами внутренней секреции вдали от регулируемого органа и оказывают регулирующее воздействие сразу на многие органы и ткани. Как правило, гормональной регуляции подвергаются медленно протекающие процессы (рост тела, половое созревание и др.).

Несмотря на указанные различия в скорости и локальности воздействия, обе системы регуляции взаимосвязаны друг с другом. Многие гормоны влияют на деятельность нервной системы, а нервная система, в свою очередь, оказывает регулирующее действие на протекание всех процессов в организме, в том числе и на гуморальные. В результате создается единый скоординированный механизм нервно-гуморальной регуляции функций организма человека при ведущей роли нервной системы. Эта регуляция осуществляется автоматически по принципу саморегуляции, что обеспечивает поддержание относительного постоянства внутренней среды организма. Саморегуляция осуществляется благодаря обратным связям между регулируемым процессом и регулирующей системой. Как саморегулирующаяся система организм человека успешно приспосабливается к меняющимся условиям внешней среды.


Оглавление

  • Введение
  • 1 Основные проявления жизни и системы, их обеспечивающие
  • 2 Основные законы построения и развития животного организма
  • 3 Понятие о норме, вариантах и аномалиях
  • 4 Опорно-двигательная система

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эволюционно-функциональная морфология животных предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 Основные проявления жизни и системы, их обеспечивающие

Каждый организм состоит из ряда функциональных систем органов и аппаратов, обеспечивающих все проявления его жизни и прежде всего реактивность, обмен веществ и размножение.

Реактивность — свойство живой материи не только воспринимать раздражения, исходящие из внешней или внутренней среды, но и отвечать на эти раздражения соответствующей реакцией. Реактивность организма проявляется изменениями двигательной активности, секреторной функции и интенсивности обменных процессов, что находится в зависимости от состояния нервной системы. Таким образом, движение и секреция являются основным проявлением жизни живых организмов, на каком бы уровне своего развития они ни были. Нервная система, находясь в тесной морфофункциональной взаимосвязи со всеми частями и органами тела, осуществляет координацию всей их деятельности, что, в свою очередь, обеспечивает объединение всего организма в единую целостную систему.

Обмен веществ и энергии в организме возможен лишь в определенных физико-химических условиях внешней и внутренней среды, что и обеспечивает их единство. Когда эти условия изменяются, то происходят нарушения обменных процессов, сопровождающиеся заболеваниями или приводящие к гибели организма.

Обмен веществ и энергии осуществляется в организме при активном участии сердечно-сосудистой системы, которая транспортирует от органов пищеварения и дыхания ко всем органам и тканям питательные вещества и кислород, а забирает от них продукты метаболизма к органам выделения. Теплопродукция в организме осуществляется мышечной системой. Регуляция и адаптивная перестройка интенсивности обменных процессов происходят под контролем нервной системы через посредство желез внутренней секреции и сердечно-сосудистой системы.

Размножение обеспечивает преемственность жизни на нашей планете и сохранение определенной численности видов. При ослаблении этой способности или с ее прекращением виды обречены на вымирание.

Для позвоночных свойственно половое размножение. Половые клетки, вырабатываемые в половых железах, содержат в себе всю необходимую генетическую информацию, передаваемую будущему потомству при оплодотворении. Процесс размножения находится под воздействием нервней и гуморальной регуляции. Таким образом, все жизненные процессы, происходящие в организме, обеспечиваются определенными структурами, которые составляют основу его сомы и внутренностей, объединенных между собой сердечно-сосудистой и нервной системами.

Система органов (аппарат) — исторически сложившаяся совокупность органов, находящихся между собой в тесной морфологической и функциональной взаимосвязи и взаимозависимости.

С дидактических (познавательных) позиций под аппаратом следует понимать совокупность органов, которые, несмотря на различия в своем строении, топографии и происхождении, объединяются между собой для обеспечения какого-либо определенного жизненно важного процесса в организме (аппарат движения, аппарат пищеварения, аппарат дыхания).

Под системой органов следует понимать совокупность органов, имеющих общее происхождение, тесную морфологическую взаимозависимость и выполняющих строго определенную функцию (система органов крово — и лимфообращения, нервная система). Отдельные органы и системы могут входить составными частями в аппарат (мышечная и костная системы составляют аппарат движения; органы мочеотделения и органы размножения объединяются в мочеполовой аппарат).

В организме млекопитающих аппараты и системы органов принято подразделять на соматические, составляющие основу тела (soma) животного, и висцеральные, входящие в состав его внутренностей (viscera). Соматические органы и внутренности объединены между собой сердечно-сосудистой и нервной системами.

1 К соматическим органам и аппаратам относятся аппарат движения и общий покров.

Аппарат движения — состоит из костной и мышечной систем, которые обеспечивают функцию перемешения тела в окружающей среде, защиту тела и выполнение тех жизненных процессов, связанных е обменом веществ и размножением.

Общий покров — служит наружном оболочкой тела животного и не только выполняет защитную роль от вредных воздействии внешней среды, но и обеспечивает с ней тесную взаимосвязь через многочисленные рецепторы, а также участвует в обеспечении обмена веществ (газообмен, терморегуляция и выведение продуктов метаболизма). К общему покрову относится кожа и ее производные (волосы, перья, мякиши, роговые образования и железы кожи).

2 К внутренностям — относятся органы, объединенные в пищеварительный, дыхательный и мочеполовой аппараты.

Пищеварительный аппарат — обеспечивает процессы приема пищи и воды. Пища после механической и химической обработки переводится в водорастворимые питательные вещества, которые затем поступают в кровь и лимфу, а непереваренные частицы корма выводятся из организма во внешнюю среду. К пищеварительному аппарату относятся органы ротоглотки, передней, средней и задней кишок с их внутристенными и застенными железами.

Дыхательный аппарат — служит для поступления в организм из внешней среды кислорода (О2) и выделения из организма двуокиси углерода (CO2), воды (в виде паров) и излишков тепла. В состав дыхательного аппарата входят органы, проводящие воздух (носоглотка, гортань, трахея, бронхи), и орган газообмена (легкие), где осуществляется обмен газами между кровью и внешней средой.

Мочеполовой аппарат — подразделяется на системы мочеотделения и размножения.

Система (или органы) мочеотделения — обеспечивает выведение из организма продуктов белкового, солевого и водного обменов. В состав органов мочеотделения входят орган мочеобразования (почки) и органы мочевыделения (мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал). Система (или органы) размножения служит для обеспечения функции размножения в сохранения жизнедеятельности вида. К органам размножения относятся органы, где происходит развитие половых клеток, или мужские и женские гениталии (семенники, яичники), органы, проводящие половые продукты (семяпроводы, яйцеводы), органы совокупления (наружные половые органы) и у самок еще и орган плодоношения (матка).

3 Системы нейрогуморальной регуляции, или системы жизнеобеспечения, осуществляющие объединение всех систем и органов организма в единое целое и его взаимосвязи с внешней средой. К ним относятся железы внутренней секреции, сердечно-сосудистая и нервная системы:

а) железы внутренней секреции — вырабатывают гормоны, которые, поступая в кровь и, разносясь по организму, участвуют в регуляции всеми важнейшими процессами, происходящими в организме (рост, развитие и обмен веществ). К железам внутренней секреции относятся гипофиз, эпифиз, надпочечник, щитовидная, околощитовидная железы инкреторные образования поджелудочной и половых желез;

б) сердечно-сосудистая система — представлена системой кровеносных и лимфатических сосудов, заполненных кровью и лимфой, выполняющих транспортную и иммунобиологическую функции. В состав сердечнососудистой системы входят кровь, лимфа, кроветворные органы, сердце, артериальные, венозные и лимфатические сосуды. Совокупность лимфатических сосудов и лимфоидных образований составляет единую лимфатическую систему; в) нервная система — выполняет регулирующую, координирующую и объединяющую функции, обеспечивая гармоничную целостность организма и его единство с окружающей средой. Нервная система, функционируя но принципу рефлекса (reflexus — отражение), осуществляет всю высшую и низшую нервную деятельность организма. В состав нервной системы входят центральные органы (головной и спинной мозг) и периферические нервы, осуществляющие взаимосвязь центральных отделов с соматическими (соматические нервы) и висцеральными (вегетативные нервы) органами.

С внешней и внутренней средами центральные отделы нервной системы связаны с помощью воспринимающих экстеро — и интерорецепторов, богато представленных в коже, во всех внутренних органах и сосудах, и органов чувств (органы зрения, слуха, обоняния и вкуса), воспринимающих свет, цвет, звук, запах и вкус.

Клетка – структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов.

Ткани – совокупность клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями.

Органы – это часть тела, выполняющие общие физиологические функции.

Система органов – органы, сходные по своему строению, происхождению и выполняемой функции.

Организм – живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, само поддерживанием своего строения и организации, способностью воспроизводить их при размножении, сохраняя наследственные признаки.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни. / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. для уч - ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Тема нашего сегодняшнего урока – организм – единое целое. По данным науки, первые существа на нашей планете появились примерно три с половиной миллиарда лет назад. С момента появления примитивной жизни, благодаря эволюции, на земле появилось огромное многообразие живых форм. Бактерии, водоросли, простейшие животные, многоклеточные животные и человек, любое существо, возникшее из семени, споры или зиготы является организмом. В условиях лаборатории могут существовать отдельные клетки. В естественных условиях, то есть в природе, самостоятельно могут существовать только живые организмы. Организмы – это реальные носители жизни.

В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой организм – единое целое.

Взаимосвязь клеток и тканей

Взаимосвязь всех жизненных процессов одноклеточных организмов обеспечивается взаимодействием органоидов клетки. У многоклеточных организмов контакт и взаимодействие клеток происходят через клеточную мембрану. У высших растений связь между клетками обеспечивают тончайшие нити цитоплазмы, которые проходят через поры в клеточной оболочке и соединяют содержимое соседних клеток.

Сходные по строению и действующие совместно клетки образуют ткани, которые, в свою очередь, взаимосвязаны между собой. Взаимосвязь растительных тканей особенно ярко проявляется в процессе питания растений.

Взаимосвязь органов и систем органов

Из тканей формируются органы и системы органов, специализирующиеся на выполнении определенных функций. Они не способны существовать самостоятельно вне целостного организма и тесно связаны друг с другом.

Лист – орган, в котором происходит фотосинтез, он обеспечивает углеводами не только себя, но и другие органы растения. Перемещение воды и минеральных веществ от корней к листьям, а органических веществ в обратном направлении. осуществляется по стеблю. Он же служит опорой для листьев, цветков и плодов.

Органы и системы органов животных тоже взаимосвязаны между собой. Наш организм состоит из огромного числа разнообразных по форме, размерам и функциям клеток. Несмотря на высокую специализацию (структурные изменения клеточных элементов в соответствии с выполняемой функцией), все они имеют общий принцип строения (плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды) и обладают основными свойствами живого (обмен веществ и энергии, раздражимость, возбудимость, проводимость, секреция, деление и др.), включая поддержание постоянства внутренней среды клетки. Сходные по строению, функциям и происхождению клетки формируют ткани. По характеру деятельности (специализации) все ткани подразделяются на четыре группы: нервную, мышечную, эпителиальную и ткани внутренней среды. Из тканей образованы органы – анатомически обособленные части организма. Органы, совместно обеспечивающие выполнение одной или нескольких функций, объединяются в системы органов (дыхательную, кровеносную, пищеварительную и др.). Из систем органов образован целостный организм, способный противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, которые несовместимы с жизнью отдельной клетки или системы.

Читайте также: