Какие черты характерны для абсолютной монархии предоставление широких полномочий

Обновлено: 28.06.2024

На протяжении всей истории было создано множество различных способов управления обществом. Один из них — абсолютизм.

Абсолютизм — это тип политического режима, типичного для времен старого режима, то есть стадии до Французской революции, которая принесла с собой переход от Нового времени к Современному.

Другими словами, для этого типа режима монархи, которые в то время были правителями, являются высшей властью для всех целей трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Следовательно, именно король будет принимать максимум решений о том, какие законы создавать, как их выполнять, и судить тех, кто их нарушает.

Таким образом, мы замечаем, что нет разделения властей, поскольку три силы сосредоточены в одной фигуре, монархе, как верховном правителе всех своих граждан, не подчиняясь никаким высшим законам, кроме божественного, которое, как и христианские страны, было выше земных.

Фактически, идея о том, что абсолютная власть, которой обладают эти монархи, является производным от высшей силы Бога, которая дает этим людям, в частности, обязанность и способность управлять и распространять священное слово.

Одна из фраз, которая лучше всего описывает суть абсолютизма и его последствия, была точно произнесена французским королем Людовиком XIV, королем и величайшим представителем абсолютного короля. После попытки восстания во французском регионе монарх попал в парламент Парижа.

Различия между абсолютизмом и тоталитаризмом

Что касается тоталитаризма, то он относится к типу политического режима, который возник в современную эпоху, а точнее, в начале 20-го века.

В тоталитарном режиме существует одна политическая партия, которая монополизирует все сферы власти в государстве и передает ее единому лидеру. Кроме того, они пытаются навязать определенную идеологию всем гражданам.

У них обычно есть механизмы, такие как репрессии, цензура или политическая полиция, для достижения этих целей и удержания их у власти, подавляя любые намеки на несогласие или сопротивление, которые могут возникнуть и которые представляют собой зародыш потенциального падения указанного тоталитарного режима.

Однако в абсолютизме фигуры политической партии не существует или не имеет смысла — концепции, которой не существовало во времена абсолютных монархий. Нет и лидера как такового, царя, который, как мы уже сказали, обладает всей властью. Еще одна важная деталь заключается в том, что абсолютистский режим не претендует на какую-либо идеологию для своих граждан.

Напротив, то, чего абсолютизм хочет от всех подданных — это не что иное, как простое подчинение монарху и его признание как фигура несомненной власти. Следовательно, он не требует механизмов для изменения мышления граждан, но требует, чтобы они признавали реальную власть и подчинялись ей.

Этапы абсолютизма

Абсолютизм претерпел трансформацию, пройдя ряд этапов. Происхождение, то есть его начальная фаза, находится между пятнадцатым и шестнадцатым веками, то есть переходом между средневековьем и современной эпохой, отмеченным открытием Америки. На этом первом этапе европейские монархи начали собирать практически все сферы власти над своим народом.

Но на этом первом уровне все еще существовали некоторые ограничения, особенно со стороны религии, поскольку Церковь все еще контролировала многие страны Европы в этом отношении во главе с Папой Римским. После разделения на католиков и протестантов это влияние сократится до меньшего числа стран.

Европейские монархии в это время эволюционировали от феодализма к авторитаризму. Это был путь к концентрации власти над несколькими королями, которая в конечном итоге кристаллизовалась в абсолютизме. С появлением национальных государств эта трансформация стала более очевидной, достигнув своего максимального великолепия.

Это было в семнадцатом веке, особенно в середине того века, когда абсолютизм достиг своей наиболее важной стадии, олицетворяя себя, как мы упоминали в начале, в короле Франции Людовике XIV, абсолютном монархе по преимуществу, который иллюстрировал феномен личности-государства.

Однако это не означает, что они были полностью железными и неизменными системами, поскольку в течение этих столетий в определенных областях было много восстаний и даже революций, что в некоторых странах означало подвергнуть сомнению авторитет абсолютного монарха.

Самый очевидный случай — это сама Французская революция, которая была не чем иным, как падением абсолютной монархии во Франции и посевом многих других династий по всей Европе в ближайшие десятилетия.

Границы абсолютизма

Хотя уже было ясно, что монархи-абсолютисты достигли невиданной прежде концентрации власти, правда в том, что все еще существовали некоторые пределы, которые представляли собой границу для этого скопления сил в одном человеке. Первым из этих ограничений, была религия.

Все короли Европы были христианского вероисповедания, поэтому они, как и все другие христиане, подчинялись божественным законам и Божьим представителям на Земле, как это было в случае с Папой. Позже, после раскола церкви, некоторые из этих монархов перестали подчиняться его приказам, так как перестали быть католиками.

Точно так же были части закона, заключенные в естественном праве, разработанные во времена Римской империи, которые были настолько важны и универсальны, что даже представитель абсолютизма не мог бы быть выше них. Некоторые из его отраслей относятся к частному праву или международному праву, в том числе.

Вдобавок, даже если абсолютный монарх был самим представителем государства, как сказал Людовик XIV (теоретически), правда в том, что каждое королевство поддерживается рядом фундаментальных законов, которые могут даже быть простыми традициями, столь глубоко укоренившимися на территории и в ее обществе.

В этих пределах абсолютизма можно найти, например, принцип легитимности, согласно которому государство является континуумом, находящимся над своим монархом, даже если он абсолютен. В этом смысле, когда этот человек умирает или отрекается от своего наследника, все граждане знают, что будет новый король, и государство продолжит сохранять его личность.

Другая традиция, которая останется выше царя — это принцип религии. Этот принцип подразумевает, что монарх всегда должен сохранять религиозное вероисповедание, которым обладает само государство. Это характеристика, которая встречается как в абсолютизме, так и в других типах монархий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В большинстве развитых государств современного мира утверждается демократический режим, основанный на уважении интересов каждого члена общества, разделении властей, справедливости судебной системы. Однако так было не всегда. Из курса истории известно множество примеров государств, в которых власть была сосредоточена в руках одного человека, а мнение народа при решении важных вопросов не учитывалось. Рассмотрим наиболее типичные черты абсолютизма.

  • Что такое абсолютная монархия?
  • Единовластие абсолютного монарха
  • Отсутствие разделения властей
  • Бесправный народ
  • Передача власти по наследству
  • Мощная армия

Что такое абсолютная монархия?

Абсолютизм – это политический режим, при котором вся власть в стране находится в руках одного человека (короля, императора, султана, царя). Он может принимать решения в области внешней и внутренней политики, руководствуясь собственными соображениями и желаниями. Интересы и потребности населения при этом не являются определяющими.

Единовластие абсолютного монарха

Правитель единолично определяет направления внешней политики, задает экономический курс, решает по своему усмотрению социальные проблемы. Он издаёт законы, контролирует их выполнение, является высшим судьей. У монарха могут быть приближенные, с которыми он совещается. Их мнение носит рекомендательный характер.

Правитель наделяется полномочиями до конца жизни. Он не подчиняется законам, так как может их изменить по собственному желанию.

Отсутствие разделения властей

Для того, чтобы избежать концентрации власти в одних руках, в современных государствах наблюдается разделение властей на три не зависящих друг от друга ветви. При абсолютизме этого нет. Законы, принятые монархом, обладают высшей юридической силой. Никто в стране не имеет права их изменить.

Орган исполнительной власти при правителе обычно формируется из его приближенных. При этом государь постоянно контролирует исполнение его решений. Людей, отказывающихся подчиниться, ждет суровое наказание (ссылка, лишение имущества, казнь). Лидер страны принимает и судебные решения: он может помиловать человека или приговорить его к смерти.

Бесправный народ

Население страны не участвует в политической жизни. Это является одним из основных признаков абсолютной монархии. Органы власти не являются выборными. Они формируются по приказу государя.

В том случае, если жители высказывают недовольство, пытаются протестовать, отстаивают свои интересы, их ждет неминуемая кара. Зачинщиков выступления чаще всего уничтожают. Активисты на долгое время заключаются под стражу, лишаются нажитого имущества. Власть активно использует аппарат запугивания и принуждения.

Простой народ, представляющий большую часть населения, живет в бедности. Крестьяне обеспечивают своих хозяев всем необходимым для жизни.

Передача власти по наследству

Правитель, обладающий безграничной властью, передает ее по наследству. Чаще всего трон переходит по мужской линии. Наиболее вероятным преемником является старший сын короля или императора. В случае отсутствия детей престол переходит к братьям или другим родственником. Основополагающим во многих государствах является принцип старшинства.

Мощная армия

Для того, чтобы контролировать население страны и защищать ее границы государь создает сильное войско. Во главе его стоят хорошо обученные военачальники. Солдаты стабильно получают жалованье, что исключает возможность бунта. В случае народных волнений армия должна подавить мятеж, восстановить порядок.

Таким образом, при абсолютизме власть концентрируется в руках правителя и его ближайшего окружения. Она носит пожизненный характер, передается по наследству. Решения, принятые правителем, подлежат неукоснительному выполнению. Жители государства занимают бесправное положение, вынуждены мириться с обстоятельствами. Любое проявление недовольства карается с помощью войска.

Для характеристики сущности формы правления нужно рассмотреть следующие аспекты:

– строение высших органов государственной власти (т.е. их состав, компетенцию и принципы взаимодействия);

– особенности взаимоотношений между верховными государственными органами и иными органами государства, а также населением;

– порядок и механизм образования государственных органов;

– степень и масштаб участия населения в формировании властных органов.

В литературе принято выделять две главные формы государственного правления: монархию и республику.

Монархия означает единовластие, единодержавие. Монархия представляет собой форму правления, при которой вся высшая власть пожизненно принадлежит только одному человеку – монарху (королю, царю, султану и т.д.). Он наследует её в качестве члена правящей династии. Монарх выступает единоличным главой государства. При этом он не обязан отчитываться перед населением за свои властные действия и поступки.

К типичным чертам монархии (монархической формы государственного управления) относят:

– наличие единоличного носителя высшей государственной власти;

– династический механизм наследование верховной власти;

– пожизненная принадлежность властных полномочий монарху;

– власть монарха не выступает производной от власти народа, она даруется монарху высшими силами и поэтому не подлежит сомнению;

– формальное отсутствие юридической ответственности монарха за собственные действия как руководителя государства.

Наиболее важным фактором, определяющим сущность и форму правления, является тип общества. Монархия сформировалась при рабовладельческом обществе. В условиях феодализма она приобрела свойство основной формы государственного правления. При государствах буржуазного типа были сохранены только формальные черты монархического управления.

В зависимости от полноты власти монарха выделяют следующие виды монархии: абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

При абсолютной монархии король по закону наделен всей полнотой верховной государственной власти, т.е. законодательной, исполнительной и судебной. В таких государствах отсутствует парламент как законодательный орган, который избирает население. Также отсутствуют конституционные акты, которыми как-либо ограничивается монарх. Для абсолютной монархии характерен авторитарный режим правления.

Конституционная монархия – это форма правления, при которой наличие и деятельность представительного властного органа ограничивает полномочия монарха, что находит отражение в конституции. Конституционная монархия появилась во времена буржуазного общества. Как правило, государства подобной формы правления действуют в демократическом режиме.

Конституционная монархия бывает дуалистической и парламентарной.

В условиях дуалистической монархии порядок организации верховных органов государственной власти имеет двойственный характер. Так, монарх концентрирует у себя исполнительную власть, формирует ответственное перед ним правительство. При этом законодательной властью наделен парламент, однако монарх вправе накладывать абсолютное вето на принимаемые парламентом законы.

Парламентарная монархия характеризуется следующими чертами:

– власть монарха ограничивается во всех областях государственной власти и отсутствует какой-либо дуализм;

– исполнительная власть реализуется правительством, которое согласно конституции несёт ответственность перед парламентом;

– правительство формируют представители партии, которая победила на свободных выборах;

– главой государства считается руководитель партии, которая имеет наибольшее количество мест в парламенте;

– парламент разрабатывает и принимает законы, при этом их подписание монархом является лишь формальным актом.

Следует отметить, что в современном мире наиболее распространенной формой правления является республиканская, а не монархическая.

Таким образом, монархия как форма государственного правления имеет свои отличительные черты, которые несут положительные и отрицательные последствия. Сущность монархии проявляется в концентрации власти в руках одного правителя. Однако степень этой концентрации существенно отличается в зависимости от реализуемой на практике формы монархии.

Читайте также: