Регламент юнситрал применяется только тогда когда стороны прямо оговорили это в контракте

Обновлено: 30.06.2024

Потому что они регулируют процедуру и определяют, какие полномочия могут быть реализованы арбитрами. Опишем регламенты, которые стороны могут применить к своему разбирательству, а также существующие арбитражные законы.

Законы

Есть три основных закона в сфере международного арбитражного разбирательства. Типовой закон (в случае его принятия) и закон государства, в котором находится суд, являются одновременно формами национального законодательства, а Нью-Йоркская конвенция является международной конвенцией, ратифицированной различными государствами.

Типовой закон

В 1985 году Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (UNCITRAL) разработала типовой закон о международном коммерческом арбитраже для принятия или адаптации государствами в качестве своего национального арбитражного закона. Хотя это всего лишь образец или пример того, как может выглядеть арбитражный закон (и поэтому он имеет силу только при принятии государством), по состоянию на 1 мая 2013 года он был принят более чем 60 государствами и повлиял на законы.

Закон места проведения арбитражного разбирательства (lex arbitri)

Стороны международного арбитража могут выбрать место проведения арбитражного разбирательства. Этот выбор является непосредственным, когда стороны прямо делают такой выбор, как правило, в своем арбитражном соглашении. Выбор становится косвенным, когда третейский суд или учреждение делают выбор для них. По просьбе стороны назначающие органы и национальные суды могут также выбирать место проведения арбитражного разбирательства в рамках арбитражного разбирательства ad hoc.

Причинами, объясняющими, почему стороны предпочитают разрешать спор в одном месте по отношению к другому, относят нейтралитет и удобство. Опытные стороны, как правило, выбирают конкретное место из-за своих арбитражных законов. Общепринятым является то, что юридическое место может отличаться от места проведения арбитража. Таким образом, стороны могут проводить все свои слушания в географическом месте, которое не является юридическим местом (например, арбитражным судом, размещенным в Лондоне, но с арбитражным разбирательством в Париже), хотя соответствующий применимый закон по-прежнему является законом места, а не места, где физически происходит арбитраж. Тем не менее, лица, участвующие в арбитраже в какой-либо юрисдикции, должны по-прежнему придерживаться местных законов, касающихся рабочих виз, квалификации юридических представителей и налогообложения.

Нью-Йоркская Конвенция

Режим Нью-Йоркской конвенции гарантирует, что всякая сторона, добивающаяся признания и обеспечения исполнения конвенции, должна предъявить: (1) первоначальное заверенное арбитражное решение или заверенную копию, (2) оригинал арбитражного соглашения или заверенную копию и, в соответствующих случаях, (3) заверенные переводы этих документов. Сторона, возражающая против исполнения, может оспорить решение только по ограниченным процессуальным и публичным основаниям, перечисленным в статье V Нью-Йоркской конвенции. Даже если какая-либо оспаривающая сторона доказала существование одного из этих конкретных оснований, судья, обеспечивающий исполнение, может, тем не менее, принять решение не откладывать или отказаться от исполнения решения.

Регламент

Арбитражный регламент регулирует арбитражную процедуру, устанавливая то, как должно проводиться разбирательство и какие полномочия могут осуществлять суд и стороны. Этот регламент касается способа проведения арбитражного разбирательства, а не разрешения материального спора сторон. Существуют некоторые арбитражные регламенты, принятые для специальных процедур, в то время как арбитражные центры разрабатывают свои собственные регламенты, применимые к арбитражным разбирательствам, проводимым под их эгидой. Некоторые арбитражные центры будут выступать в качестве назначающих органов в ходе специальных процедур. В таких случаях арбитражный центр не применяет свой регламент, и стороны могут управлять своим арбитражным разбирательством в соответствии с любым регламентом, который они (или, если не согласны, суд) могут выбрать. Больше всего востребован регламент ЮНСИТРАЛ.

Регламент ЮНСИТРАЛ

Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ был принят в 1976 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и рекомендован для использования при разрешении международных коммерческих споров путем арбитража. Регламент регулирует арбитражное разбирательство от начала производства до оглашения окончательного решения. Пересмотренный в 2010 году, Регламент служит отраслевым эталоном и повлиял на разработку многих институциональных арбитражных регламентов.

Институциональные регламенты

Различные арбитражные центры управляют арбитражным разбирательством в соответствии с изданными арбитражными регламентами. Эти арбитражные центры в разное время пересматривают свои регламенты, чтобы постоянно обновлять их в арбитражной практике. В качестве примеров можно привести Арбитражный регламент Международной торговой палаты (ICC), Регламент Лондонского международного арбитражного суда (LCIA), Регламент арбитража Швейцарии, Регламент международной торговой и торговой арбитражной комиссии Китая (CIETAC) и Международного арбитражного центра Гонконга (HKIAC). Независимо от того, являются ли они специальными или институциональными, регламенты должны действовать в контексте применимого процессуального права и, таким образом, не могут предоставлять сторонам или судам полномочия, которые согласно этому закону принадлежат исключительно государственным судам. Решение, полученное в результате процедуры, противоречащей избранному сторонами регламенту, может быть оспорено соответствии со статьей V Нью-Йоркской конвенции.

Пояснительные записки ЮНСИТРАЛ

Были подготовлены Пояснительные записки ЮНСИТРАЛ об организации арбитражного разбирательства для оказания помощи сторонам и судам, участвующим в специальных арбитражах, для организации арбитражного разбирательства. Пояснительные записки представляют собой полезный контрольный список вопросов сторон, которые суд должен рассмотреть, как до, так и во время арбитража. Учреждения могут также учитывать Пояснительные записки при разработке своих собственных правил. Записки не имеют силы закона и скорее напоминают дорожную карту для руководства арбитров и сторон в рамках этой процедуры.

Кодекс этических норм

Хотя арбитраж еще не признан общепринятой профессией, специалисты-практики, занимающиеся арбитражем, свободно регулируются с помощью различных кодексов этических норм, применимых к членам учреждения, которое их разработало. Таким образом, Кодекс этических норм Американской арбитражной ассоциации (AAA) и Американской ассоциации юристов (ABA) для арбитров в коммерческих спорах применяется к членам AAA и ABA. Правила этики Международного арбитража для международных арбитров применяются к членам Международной ассоциации юристов (IBA), но также служат в качестве наилучшей практики для арбитров в целом. Кодекс поведения Международного арбитражного центра Гонконга (HKIAC) для арбитров применяется к арбитрам, заседающим в соответствии с его арбитражным регламентом, Кодексом HKIAC для своих арбитров.

Рекомендации Международной ассоциации юристов (IBA) по конфликтным ситуациям

Основополагающим аспектом современного международного арбитража является нейтралитет суда. Стороны ожидают, что арбитражный суд будет независимым и беспристрастным при принятии своего решения. Арбитр, который не обладает независимостью от стороны или предвзято относится к стороне из-за личных или профессиональных отношений, будет иметь конфликт интересов и не должен принимать назначение в состав суда. Рекомендации Международной ассоциации юристов (IBA) по конфликтным ситуациям содержат инструктивные материалы по конфликтным ситуациям и способы для обращения с ними. Рекомендации разрабатываются для использования арбитрами в качестве руководства по вопросам раскрытия информации и могут также ориентировать национальные суды и арбитражные учреждения в решении задач арбитров.

Регламент Международной ассоциации юристов по получению доказательств

Читайте также: