Регламент по или о как правильно

Обновлено: 04.07.2024

Понятие регламент пришло в Россию из Франции. У него может быть несколько разных значений, поэтому слово широко используется в различных направлениях деятельности, включая научные процессы. Зачастую, регламентом называют какой-либо нормативный акт, описывающий выполнение конкретной работы.

1. Что такое регламент простыми словами

Регламент – это документ, где описан порядок и этапы, которых следует придерживаться группе участников для выполнения какого-либо бизнес-процесса. Как правило, здесь указывают сроки начала и завершения процесса. В разговорной речи понятие часто используется для обозначения ограничений публичного выступления. Например, это может происходить на собрании в компании во время обсуждения разных вопросов.

2. Обозначение понятия регламент

  • Этапы проведения массового мероприятия. В первую очередь, речь идет о собраниях, заседаниях, конференциях и съездах участников разных представительных государственных органов;
  • Документ, где описаны особенности выполнения конкретных действий. В данном случае, процесс возглавляет один человек, в чьём подчинении есть группа людей. Она набрана с целью выполнения текущего бизнес-проекта. В таком регламенте указывают сроки выполнения каждого из этапов;
  • Совокупность правил, направленных на урегулирование работы какого-либо из учреждений. Также это может касаться конкретной организации или предприятия;
  • Регламентом иногда называют нормативные акты международного назначения;
  • Документ, устанавливающий обязательные требования, которые касаются объекта технического регулирования;
  • Разновидность использующихся в ЕС документов, но их чаще всего называют постановлениями;
  • Совокупность временно действующих или постоянных правил для урегулирования внутренней деятельности парламента, конкретного лица или нескольких представителей власти. Данный документ готовят, опираясь на действующие в государстве законы. Основной для формирования документа является Конституция. В данном случае, независимо от созыва, в парламенте формируют специальные комитеты. Их деятельность направлена на проверку выполнения всех требований по регламенту.

3. Особенности регламентов

Регламентом можно назвать любой документ, который разрабатывался и принимался ответственными лицами для урегулирования и оптимизации работы проекта, учреждения или сообщества. В нём поэтапно прописаны все шаги, а также ключевые моменты и требования, которые нужно обязательно выполнить. Иногда здесь указаны показатели, которых следует достигнуть по завершению проекта.

Например, если это бизнес-проект, для качественного и оперативного выполнения необходимо указать сроки, ресурсы (на которые можно опереться в процессе выполнения), а также рамки ответственности. Документу также может содержать обязанности и права каждого из участников проекта. Иногда это правила работы для комитетов, профессиональных сообществ, общественных учреждений или корпораций.

Регламент, это постоянный распорядок, отражающий особенности организации работы фирмы, правительственной палаты, политической партии или отдельных лиц. Такой же распорядок действует для контроля работы депутатов. Данные документы принимают совместно на голосовании всего парламента, опираясь на Конституцию и действующее законодательство.

Если необходимо отменить регламент, это можно сделать, обратившись к специальным комитетам, которые были созданы для контроля соблюдения прописанных в регламенте правил.

4. Какими бывают регламенты

На данный момент существует несколько разновидностей регламентов, которые используются как в отдельных обществах, так и во всех странах мира. При подробном изучении каждого из них можно заметить, что документы имеют большое отличие друг от друга. Всё зависит от сферы деятельности организации, сообщества или отдельной страны.

4.1. Административный регламент

Государством управляют специальные органы. Главной целью управленческого аппарата является защита прав и интересов жителей страны. Данное правило говорит о том, что для корректной работы государственных органов требуется взаимодействие с гражданами. Любой из них рано или поздно может обратиться в государственные органы за конкретными услугами.

Чтобы они предоставлялись в соответствии с законом, создают специальные административные регламенты, регулирующие исполнение государственных функций. В России, эти процессы осуществляются, опираясь на административную реформу. Функции административного регламента, это:

  • Определение перечня государственных услуг, которые могут понадобиться юридическим или физическим лицам;
  • Установить полномочия гос. органов и их права. Также здесь следует учесть ответственность сотрудников соответствующих ведомств на основании должностных инструкций;
  • Установление обязанностей и вариантов взаимодействия органов. Имеется ввиду способ решения проблем, в том числе вопросов, которые касаются процесса передачи документов. Совместно органы должны определить порядок документооборота и распределить обязанности;
  • Установление сфер, на которое могут воздействовать органы власти.

Административным регламентом называется правовой нормативный акт, который устанавливает порядок предоставления муниципальных или государственных услуг, а также определяет стандарты их предоставления.

Административный регламент нужен для того, чтобы создать прозрачную схему оказания государственных услуг. Также он помогает уменьшить коррупционную составляющую при работе государственных органов. Документ регламентирует действия госслужащих, что необходимо для повышения эффективности их действий, а также работы в целом.

Благодаря интернету, электронный документооборот становится всё популярнее. Бумаги передаются через современные электронные средства связи. Благодаря этому прогрессу, административный регламент постоянно совершенствуется, что положительно отражается на эффективности работы государственных органов, предоставляющих услуги.

4.2. Генеральный регламент

Другими словами, этот документы можно назвать уставом государственной службы. В первую очередь, он предназначен для простых граждан, проживающих в стране. Этот регламент впервые издали в начале XVIII века, а конкретно в 1720 г. Его главная особенность на тот момент, это регулирование системы делопроизводства. Это касалось коллегий, на тот момент нового типа учреждений.

Генеральный регламент регулировал порядок осуществления действий в решении разных вопросов. Также в документе необходимо было указать порядок ведения документооборота, а также способ взаимодействия властей с организациями. В 1833 г. генеральный регламент перестал существовать, так как утратил свою силу. Это произошло благодаря созданию нового свода законов Российской Империи, которые принимались с целью регулирования более важных сфер деятельности для государства.

4.3. Технический регламент

Этот документ устанавливает порядок, нормы, а также условия выполнения каких-либо задач. В момент перехода от плановой экономики к рыночной, необходимо было обязательно придерживаться ГОСТов. В первую очередь, негативные стороны этих правил ощутил на себе конечный потребитель. Чтобы обезопасить потребителей от некачественной продукции, в 2002 г. был разработан соответствующий закон.

Именно с этого момента были введены технические регламенты. Эти документы определяли обязательное требования касательно критериев безопасности производимой продукции. Также здесь устанавливались правила производства, а также были прописаны требования, обеспечивающие безопасность рабочих на производстве.

Данная разновидность регламентов разрабатывается специалистами, работающими в соответствующих сферах. Но, стоит понимать, что технический регламент не создают абсолютно для всего. Это требуется только в случае с той продукцией, которая может повлиять на здоровье граждан, сохранность их имущества, а также способной повлиять на природу.

Например, документ разрабатывают, чтобы производить невредную и полезную еду. Но при этом, он не может оказывать влияние на вкус колбасы, молока и т.д. Технические регламенты имеют юридическую силу в пределах ЕАЭС. Сюда входят Киргизия, Россия, Армения, Белоруссия и Казахстан. Говоря о Европейском Союзе, здесь действуют иные регламентирующие документы.

4.4. Регламент для управления бизнесом

Планомерно развивать бизнес, не организовав его работу на разных уровнях независимо от направления, невозможно без регламента управления. Он включает в себя инструкции, обязанности и правила, призванные регулировать деятельность компании и распределять задачи работников каждого из подразделений.

Чтобы иметь возможность развивать бизнес, необходимо создать регламенты на всех уровнях управления. В совокупности они сформируют системы управленческих регулирующих актов. В процессе создания организации, необходимо придерживаться следующих правил:

  • опираясь на мнение и опыт участников бизнеса, следует сформировать главную идею компании. На этом этапе определяются цели, а также пути для их достижения;
  • один из основополагающих этапов, это разработка устава компании;
  • далее подписываются контракты между всеми учредителями, регулирующие совместную деятельность;
  • следующей этап, это регистрация компании в ФНС;
  • после этого необходимо приступить к формированию штатного расписания, а также положениях об оплате труда;
  • один из последних этапов, это наем рабочих, а также заключение трудовых контрактов.

Такая разновидность регламентов необходима на этапе создания компании. В процессе её работы понадобятся другие регулирующие акты, которые следует определять, опираясь на сферу деятельности. Устанавливающие нормы, порядок, правила действий, а также управленческие регламенты могут иметь разное название, например, положения, инструкция или методические указания. Но, они все объединены единой сутью, а именно регламентированием ведения предпринимательской деятельности внутри конкретной организации.

Регламент можно считать регулирующей основой практически всех бизнес процессов. Это один из лучших способов организации деятельности предприятия, производства, публичных собраний или других событий. Правильно разработанный регламент поможет обеспечить плодотворную и корректную работу государственных органов.

Смотрите также видео "Алгоритм разработки регламента [Как создать и внедрить профессиональный стандарт?]":


профессиональный управляющий документами, документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Разница – в цели создания и функциональном назначении видов документов. Вид документа – обобщенное название совокупности документов, принадлежащих к определенной системе документации и связанных между собой по признакам содержания и целевого назначения.

В процессе разработки инструкции по делопроизводству регламентируют прежде всего работу с документами, принадлежащими к системе организационно-распорядительной документации, в которой есть следующие подсистемы:

  • организационная документация (документы этой подсистемы являются правовыми актами);
  • распорядительная документация (документы этой подсистемы – также правовые акты);
  • справочно-информационные документы;
  • документы по личному составу;
  • договорная документация.

Положение, правила, инструкция, а также устав, штатное расписание, структура и штатная численность являются документами подсистемы организационной документации. К организационным документам относятся и новые виды создаваемых в настоящее время документов – концепция, стратегия, политика.

На общепонятийном уровне определения видов организационных документов закрепляются словарями – энциклопедическими, русского языка и специальными отраслевыми.

В профессиональной сфере делопроизводства и архивного дела названия видов документов должны, конечно же, употребляться в терминологическом значении. Рекомендуем проанализировать цели создания и функциональное назначение организационных документов, которые закреплены в определениях их видов, зафиксированных в Единой государственной системе делопроизводства (М., 1974):

Такую же юридическую природу имеют регламент и правила, определения и функциональное назначение которых были зафиксированы отраслевым словарем – Кратким словарем видов и разновидностей документов (М., 1974):

В словарях фиксируется актуальное употребление того или иного слова в конкретном значении. В настоящее время новый словарь видов и разновидностей управленческих документов готовит ВНИИДАД, обобщая современную практику. Регламент как свод правил (название вида известно с 18 века, с петровских времен), правила и положение как свод правил, регулирующих определенную отрасль или направление деятельности, одинаково допустимы для наименования видов издаваемых организационных документов.

В организации могут издаваться административные регламенты (по функциям и услугам, если брать пример с государственных органов) и технические регламенты (преимущественно по производственным процессам, по процессам контроля и поверки приборов и оборудования; обратите внимание, что на федеральном уровне утверждаются технические регламенты на продукцию, имеющие силу федерального закона).

Исходя из требований законодательства в государственных органах разрабатываются и утверждаются положения о подразделениях и служебные должностные регламенты.

Должностные инструкции, положения о должностях руководителей (например, положение о должности генерального директора, положение о должности члена совета директоров и т.п.) и положения о структурных подразделениях разрабатываются в организациях на основе требований подзаконных нормативных правовых актов.

Производственный процесс в целом может регламентироваться инструкцией, а одна из его составных частей (один из процессов) возможно регламентировать правилами его реализации, схемой или блок-схемой.

Регламентация видового состава документов в процессе разработки и регламентации процедуры, бизнес-процесса, функции и услуги (государственной, муниципальной, оказываемой клиентам организации и т.п.) способствует управляемости организации, повышает качество управления, позволяет оценивать его по показателям эффективности и обеспечивать реальный переход на электронный документооборот.

В первой статье о документообороте мы рассказали о том, какие виды документов есть в управляющей организации, о первых шагах к построению системы работы с ними и о номенклатуре дел. Узнайте, на что обратить внимание при создании регламентов работы с разными потоками документов в УО.

Пропишите в регламенте по документообороту цель его создания

Документооборот – это движение документов в компании после их создания или поступления извне. Чтобы документ не потерялся и был вовремя исполнен, в управляющей организации должна быть чёткая система работы с документами: входящими, исходящими и внутренними.

Для этого в УО утверждаются регламенты документооборота, в каждом из которых необходимо указать:

  • Чёткую схему движения документа от момента его создания/получения до исполнения.
  • Сроки, которые отводятся на каждый этап работы с документом.
  • Сотрудника, который несёт ответственность за документ на каждом этапе.

Цель таких регламентов – создать чёткую схему работы, чтобы любой сотрудник, который с ней знакомится, мог легко понять, как он должен поступать с теми или иными документами, свою роль в документообороте компании.

Не включайте в регламент ненужные ситуации

В регламенте по документообороту не нужно прописывать ситуации:

  • Которые в конкретной организации никогда не происходят.

Если УО никогда не получает писем от благотворительных организаций, то не нужно создавать схему работы с такой корреспонденцией.

Создавать регламент по работе с документами необходимо исходя из существующей ситуации в каждой конкретной компании. То, что работает в одной УО, может оказаться неэффективным для другой.

Все описанные в регламенте действия должны быть понятны и полезны для каждого сотрудника УО, учитывать общие интересы и соответствовать целям создания документа.

Регламент должен быть чётким и лёгким в использовании, не содержащим непонятных терминов и сокращений. Аббревиатуры необходимо расшифровать перед тем, как приступить к изложению регламента.

Оформите регламент по работе с документами правильно

По сути регламент по документообороту – это инструктивное письмо с пошаговыми действиями сотрудников, совершаемыми в зависимости от вида полученного документа и ситуации. Он должен содержать общую последовательность шагов для работы с каждым входящим, исходящим или внутренним документом.

Инструктивное письмо для лёгкости восприятия строго структурируется:

Для удобства чтения и усвоения материала текст должен быть разбит на смысловые блоки с использованием отступов. Не следует выделять в тексте отдельные строки или слова курсивом или полужирным шрифтом: читающие инструкцию сотрудники могут упустить из внимания остальные части документа. Выделяются только подзаголовки.

Регламент по документообороту должен быть утверждён и подписан руководителем УО, прошит и пронумерован. Хранить регламент удобнее в отдельной папке с инструкциями, обязательными для ознакомления и выполнения всеми сотрудниками УО. Первым листом в подобной папке расположите контрольный лист, в котором будет указана последовательность инструкций.

Включите в инструкцию все этапы работы с входящими документами

Самой важной в документообороте управляющей организации является инструкция по работе с входящими документами (ВхД), присланными жителями многоквартирных домов, РСО, подрядчиками, контрольными ведомствами. За их утерю и неисполнение в срок организации грозят штрафы и привлечение к административной ответственности.

В регламенте необходимо прописать порядок и сроки следующих действий с ВхД:

Корреспонденция может поступать по почте, доставляться курьерами, а также направляться в УО по электронной почте и с помощью факсимильной связи. В первичную обработку включаются: приём писем и документов, проверка целостности упаковки, правильность адресата и соответствие вложений.

Важно: обязательно определите сотрудника УО, который отвечает за данный этап, обозначив должность: делопроизводитель, секретарь, офис-менеджер УО или другая. Пропишите действия сотрудника на случай, если письмо доставлено по ошибке или с неполным пакетом вложений.

Регистрируется вся входящая корреспонденция. В УО могут быть созданы несколько журналов регистрации в зависимости от адресанта: журнал учёта обращений жителей домов, журнал учёта обращений органа ГЖН и т.д. Либо заводится единый журнал, проводится электронная регистрация ВхД.

Все конверты вскрываются, на первом листе или сопроводительном к документам письме проставляется дата и регистрационный номер. Такие же данные заносятся в журнал регистрации. Все полученные документы сортируются для передачи на рассмотрение руководству.

Необходимо определить и зафиксировать в регламенте перечень входящих документов, которые не подлежат регистрации: обычно это информационно-справочные письма, открытки и поздравления, реклама.

Важно: передача документов на рассмотрение должна производиться в день их регистрации. В регламенте можно предусмотреть, какие документы передаются руководителю УО, а какие – непосредственно в подразделения.

Руководитель изучает содержание письма и пишет на документе резолюцию. Резолюция должна содержать указание на ответственное за исполнение лицо или подразделение, срок исполнения и необходимость контроля.

  • Передача на исполнение и исполнение документа.

Исполняет документ подразделение или сотрудник, которых назначил при рассмотрении письма руководитель УО в сроки, указанные им или которые следуют из текста самого письма.

Важно: в УО может быть предусмотрен порядок передачи документов на исполнение, в том числе под подпись в журнале. В таком случае ответственный за документооборот сотрудник и руководитель в любой момент смогут найти, когда и кем был принят на исполнение ВхД.

Исполненный документ с копией ответа на него возвращаются ответственному за делопроизводство либо хранятся в отделе в специальных папках, если это предусмотрено системой документооборота в УО.

Важно: Копия ответа подшивается вместе с самим запросом, на ответе должны стоять исходящий номер и дата отправления, способ направления. Это поможет оперативно найти информацию по исполнению письма, если таковая потребуется. В журнале регистрации ВхД следует предусмотреть поля, чтобы внести в них информацию об исполнителе и дате направления ответа.

Если ответ важный, то в регламенте можно предусмотреть критерии определения важности письма и обязанность исполнителя проконтролировать, что адресат его получил, например, совершив контрольный звонок.

Чётко пропишите этапы работы с исходящими документами

Исходящие документы (ИД) проходят путь внутри УО от их создания до направления. Все этапы необходимо учесть и прописать в регламенте работы с исходящей корреспонденцией, куда попадают и ответы на запросы жителей домов, РСО, органов надзора.

Первым этапом после создания документа станет его согласование, при необходимости – доработка, затем утверждение. Порядок согласования также можно прописать в инструкции: например, определить, что ответы на запрос жителей МКД согласовываются с юристом УО.

Утверждает письмо тот, кто подписывает его перед отправкой. Если в УО принято отправлять жителям домов письма за подписью заместителя руководителя или начальника абонентского отдела – то именно они эти письма и утверждают, ознакомившись с листом согласования.

Второй этап – регистрация и передача сотруднику, ответственному за отправку документа. Регистрировать исходящие документы необходимо в отдельном журнале. В самом письме в шапке проставляются дата и номер ИД, соответствующие данным в журнале регистрации.

Письмо может быть направлено и в электронном виде, в таком случае в регламенте должно быть зафиксировано, кто и с использованием какого адреса электронной почты это делает, разрешено ли сотрудникам направлять письма со своих электронных адресов.

При передаче писем на отправку ответственный сотрудник обязан проверить правильность указания реквизитов для направления документов, а работник, который отвечает за отправку, – правильность указания адреса после конвертирования корреспонденции.

Контрольная копия ИД должна храниться вместе с запросом, если это ответ на входящий документ, либо в папке исходящих писем у ответственного сотрудника УО или в создавшем его подразделении.

Создайте свою схему движения внутренних документов

Инструкция по работе с внутренними документами (ВнД) индивидуальна для каждой управляющей организации, так как зависит от размера компании, структуры и штата. В ней прописываются основные типы внутренних документов и основания, по которым эти документы создаются.

После создания ВнД проходит этап согласования, доработки и подписания у руководителя УО или подразделения, которое создало документ. Затем документ регистрируется в журнале регистрации внутренних документов. Журнал может быть один общий, или несколько – в зависимости от вида ВнД: отдельно приказы, распоряжения, служебные записки и т.д. Также журналы могут быть в каждом структурном подразделении.

После регистрации документ тиражируется, если его нужно распространить на несколько сотрудников/подразделений, или направляется в подразделение-адресат. Для каждого этапа движения внутреннего документа также должны быть установлены предельные сроки.

Сформулируйте следствия создания регламента по документообороту

Составление регламента работы с потоками разных документов поможет решить в УО несколько важных задач:

  • Чётко прописать сроки и ответственных за работу с входящей корреспонденцией, что сведёт к минимуму случаи утери документов и пропуск крайней даты ответа на входящие письма. Следовательно, УО не будут грозить штрафы за несоблюдение сроков ответа на письма согласно № 59-ФЗ, ПП РФ № 416 и других НПА.
  • Наладить взаимодействие между подразделениями, определить круг обязанностей каждого сотрудника, принимающего участие в документообороте.
  • Упорядочить схему движения документов внутри организации и свести к минимуму факты утери информации и неосведомлённости сотрудников по какому-либо вопросу.

Мы продолжим писать про нюансы создания и упорядочения документооборота в УО и в следующих статьях расскажем о номенклатуре дел, работе с архивом, создании шаблонов разных писем.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

Мы уже разбирали, как написать одностраничный Устав единственного учредителя, короткий договор, а теперь поговорим про регламент оказания услуг. С регламентами сложилась ужасная ситуация:

прочитать и понять их почти невозможно;

регламенты не несут пользы клиентам.

Регламент – это стандарт качества обслуживания, по сути, аналог ГОСТа, который должен защищать интересы клиента. А на деле же часто написан нечитабельным юридическим языком в интересах Исполнителя. Обычно пользователи подписывают не читая договор и все приложения к нему, а потом не могут защитить свои права. Они уже не хотят перемен, смирились. А мы хотим, поэтому создаем документы простыми и работающими, а вас призываем выбирать компании с ясными документами.

Кратко о наших принципах:

Чего не должно быть в регламенте:

словаря общеизвестных терминов – не надо определять Интернет, сеть, ЛК и т.п.;

ни на что не влияющих тупых фраз, которые заведомо никто не будет даже читать;

страшилок и кабальности, что мы порвём клиента, если он оступится;

дублирования императивных норм законов и подзаконных актов – они действуют независимо от того, что написано в договоре и регламенте.

Что должно быть в регламенте:

классификация и перечень объектов предметной области: типы услуг, типы событий, виды аварий, способы коммуникаций, перечень юридически значимых действий и т.д.;

измеряемые критерии: объёмы, минуты, скорость, оценки и т.д.;

алгоритмы, процедуры, которые реально важны;

ответственность за нарушение.

Далее – большой лонгрид про написание полезного регламента и примеры, как делать не стоит.

Зачем писать регламент и как его писали мы

Заказчику регламент нужен, чтобы получить качественную услугу и отстаивать свои права, если исполнитель косячит.

Исполнителю же регламент нужен не затем, чтобы иметь 100500 поводов нагнуть требовательного и придирчивого клиента, а чтобы сотрудники не халявили, оказывали услуги качественно и в компанию шли клиенты по сарафанному радио.

Регламент – редкий зверь

Причина такого заголовка сводится к тому, что как показала практика, встретить простой и/или понятный регламент практически невозможно, а порой в открытом доступе на сайте его вообще может не быть.

Пришли мы к этому, когда искали и смотрели, как сделано у других.

Схожий опыт уже был – он описан в статье про то, как написать простой и понятный договор.

Как и в прошлый раз, изучение чужих регламентов показало, что у других написано сложно, скучно, непонятно, о чем мы уже сказали в начале статьи, но давайте подробнее разберем, чего же не должно быть в регламенте.

Ощущение, что документ(ы) писал фрилансер, которому за количество символов платили.

Больше услуг – больше чтива на ночь, смиритесь!

А вот тут уже 17 страниц – из-за растянутых формулировок и текста ради текста.

Лавируем

Максимально расплывчатые понятия и неизмеримые параметры – это уже не классика, а издевательство!

Своевременно – это час? День? Месяц? Год?

Уязвимости какого характера? Microsoft практически в каждом обновлении на своих продуктах уязвимости закрывает – выходит, они там по умолчанию есть и сервером с виндой пользоваться запрещено?

Списки и словари, которые мы так любим…

Списка литературы в конце не хватает, но не будем подкидывать плохих идей. Большая часть определений - очевидные и общедоступные понятия, а если наоборот, то зачем их использовать?

Спасибо, что разъяснили…

При этом существует простое и известное/доступное понятие – ​льготный период, а судя по отсутствию в википедии понятий как “мягкий” и “жесткий” – ​это какое-то изобретение, очевидно, велосипеда.

Цитаты из законов и подзаконных актов и прочие сложные юридические выкладки

В ряде случаев предполагается, что документы должны изучить юристы, но какое это отношение имеет к клиенту, который не имеет юридического образования или юриста в штате?


Много бесполезного текста.

Не забываем пугать клиента

Вам не кажется, что тут что-то не так?

Что должно быть и что многие упускают

Что вам, как клиенту хочется видеть в регламенте?

Классификацию объектов предметной области

Какие услуги оказываются?

Какие события могут произойти?

А что, если произойдет авария?

Если с услугами в большинстве случаев проблемы возникают редко, то возможные события и тем более аварийные ситуации никак не прописаны.

Измеряемые критерии

Какие объемы услуг и в какие сроки должны быть предоставлены?

Сколько минут / часов / дней требуется для того или иного события?

С какой скоростью должна отвечать техническая поддержка?

Точных значений и того, что действительно можно измерить, многие избегают по понятным причинам.

Алгоритмы, которые реально важны

Без лишних слов, просто и понятно – написать, как и куда обратиться, как оценить качество, в какие сроки ждут реакции от вас.

Этому тоже мало где уделяют внимание.

Гарантии качества

Это важнейший момент, который либо не прописан, либо прописывается с большим количеством сносок и оговорок.

Когда речь заходит про дата-центр, особенно сертифицированный, разве это не накладывает ряд обязательств на исполнителя?

Ответственность за нарушение

Этот пункт связан с предыдущим, так как в случае нарушения гарантий должна наступить ответственность, прописанная в документах.

Многие и этого избегают, но если нет гарантий – за что ответственность? Удобно.

А ведь регламент бывает необходим!

Предположим, регламент у поставщика уже есть, но вам он не нравится.Тут стоит задаться вопросом: станет ли поставщик менять его ради одного клиента? Подписать-то могут любую редакцию, но найдет ли это отражение в реальных рабочих процессах?

Чтобы разобраться в этом, стоит обратить внимание на то, как и зачем пишется должен писаться регламент.

Как мы писали регламент

Тут мы повторимся, так как отталкивались от того, что должно быть в регламенте:

классификация и перечень объектов предметной области: типы услуг, типы событий, виды аварий, способы коммуникаций, перечень юридически значимых действий, …;

измеряемые критерии: объёмы, минуты, скорость, оценки, …;

алгоритмы, процедуры, которые реально важны;

ответственность за нарушение.

Важно отметить, что типовой документ тут не подойдет, необходимо понимать реальное положение дел в конкретной ситуации.

Разберем наш регламент оказания услуг дата-центра и шаги, которые были предприняты для его написания.

Шаг 1:

Составляем каркас, в нашем случае это 11 пунктов:

Время реакции и режим работы.

Оценка качества услуг.

Порядок посещения дата-центра.

Порядок приемки-передачи оборудования.

Методы и порядок коммуникаций.

Каркас получился типовой + мы не стали дублировать то, что и так определено в договоре – зачем лишние пункты.

Шаг 2:

Наполняем каркас контентом.

Состав услуг

Тут все очевидно: главное, не забыть про дополнительные услуги.

Классификация заявок

Требуется понять, по каким вопросам обращаются клиенты, сгруппировать ряд обращений, выписать все необходимые. Нам помогло то, что ранее мы уже писали SLA и KPI для инженеров дата-центра, в рамках чего эта работа и была проделана.

Время реакции, срок выполнения заявок и режим работы

Режим работы – очевидный параметр, не будем на нем останавливаться.

Со временем реакции уже сложнее.

У нас есть время реакции, которое мы прописываем в инструкции для инженеров, есть статистика, которая говорит о том, что они в это время укладываются. А значит, можем смело ставить эту цифру в регламент.

Например, время реакции с нашей стороны мы указали 30 минут, однако статистика на данный момент говорит о том, что средний максимум –17 минут. Запас оставляем, но можно и снизить показатель, для красивых цифр.

Расписывать детально по всем типам не стали, выделили лишь типовое обращение, нестандартное обращение, инцидент, аварию и исходящее обращение.

Срок выполнения заявки – тут тоже нужна статистика, которая показывает, в какие сроки и какие обращения были закрыты, на что и стоит ориентироваться.

Тут важно отметить, что мы не забыли и про пункт, который регламентирует сроки получения обратной связи от клиента, так как в ряде ситуаций, молчание клиента стопорит выполнение задачи.

Например, выделение IP-адреса или консультация – типовые обращения, среднее время закрытия подобных заявок составляет 63 и 86 минут соответственно.

Срок выполнения типовых обращений мы прописали 2 часа, так что укладываемся.

Оценка качества услуг

Тут ничего сложного – перечисляем, как клиент может оценить качество.

В нашем случае – это:

Поставить оценку в переписке по электронной почте, в тикет-системе, в чате Telegram.

Позвонить техническому или исполнительному директору (контакты есть на сайте).

Вот так может выглядеть статистика у инженеров, чьи показатели выше 97%:


Все минусы и недочеты учитываются и тщательно подсчитываются.

Характеристики дата-центра

Ничего сложного, особенно когда он сертифицирован, а значит, можно смело ссылаться на параметры, актуальные для сертификации.

Сертификатов должно быть три:


Если же их нет, то можно отталкиваться от параметров резервирования по нашей таблице.

Гарантии

Часть гарантий перекрывается параметрами дата-центра и сроками реакции/закрытия инцидента, поэтому, в нашем случае описывать все в этом пункте не стали.

Закрыли частый (и очень важный) вопрос: в какие сроки мы можем подготовить сервер?

Опять же, отталкиваясь от статистики, пишем реальные сроки.

Например, изрядно выбились по срокам подготовки сервера –подарили месяц бесплатной аренды, сами виноваты. Хоть и без пофигизма поставщиков не обошлось, за что им отдельное спасибо… Нужно ли здесь многоточие?

Порядок посещения дата-центра

Как ни странно, но с этим регулярно возникают вопросы и даже курьезные ситуации – так что, вынесли в отдельный пункт и описали все требования, но тут стоит отталкиваться от вашей локации.

Порядок приемки-передачи оборудования

Очень важный пункт, в котором стоит в очередной раз вспомнить, какие косяки имели место быть и все их описать. Причем обратите внимание: требования тут идут именно к клиенту.

После подобных ситуаций мы добавили в регламент пункт 8.3., в котором явным образом прописали, кому мы выдаем сервер – само собой, курьерам без оригинала доверенности не выдавали и выдавать не будем.

Или еще один важный пункт в том же разделе:

Почему так? А потому что написал клиент заявку – отключите, снимите, съезжать буду. Ок, но зачастую это “съезжать буду” может затянуться на неделю, две, месяц… Да, сервер не в стойке, да, не кушает электричество, но хранить-то его тоже нужно. Один – ладно, но если таких 10? 100?

Доставка

Тоже пункт, который был специально вынесен отдельно, чтобы избежать недоразумений, которые периодически возникают и мы с ними сталкиваемся.

Методы и порядок коммуникаций

Пункт немного сложнее, чем может показаться. Да, тут мы перечисляем все способы с нами связаться, но при этом уделяем внимание и вопросу идентификации клиента, что бывает камнем преткновения во многих конфликтах.

Ответственность

Безусловно, самый интересный пункт!

Пункт про деньги – и да, мы тоже считаем что 1/720 это смешно, потому что не брать денег за время, которое услуга не предоставлялась,– логично, но ответственностью и не пахнет.

Так что у нас иные цифры:

100 часов не работал по нашей вине – месяц не оплачиваешь.

Туда же занесли и возмещение за факт нарушения регламента.

Мы не рассчитываем брать эти деньги из воздуха, потому что регламент – это зеркальное отражение KPI и SLA сотрудников, договоров и оговоренных уровней качества услуг с поставщиками. Как говорится, бизнес никогда не перекладывает на себя новые расходы – тут ситуация немного схожая, вот только клиента эти внутренние разбирательства беспокоить не должны.

Например, в конце января по нашему недосмотру в дата-центре Тушино ночью у клиента отключился один из двух серверов. Не авария, но инцидент, по нашему регламенту время на его устранение – 2 часа.

Усугублялась ситуация еще и тем, что на тот момент круглосуточных инженеров в дата-центре не было (с марта ситуация исправлена, теперь работаем круглосуточно).

Запустить оборудование удалось в районе двух часов дня, что даже при учете рабочего времени – сильно за рамками.

Как итог, весь февраль клиент размещался у нас бесплатно, все еще с нами и больше жалоб не поступало.

Еще пример: накосячили при настройке VLAN (позиционировали как аварию), клиент получил простой 68 минут, что опять же, вышло за рамки регламента. Компенсация – неделя бесплатно.

Шаг 3:

Проводим этап согласований и правок на их основе.

тем, кто должен его соблюдать;

тем, кто должен следить за его соблюдением;

тем, кто будет его подписывать с другой стороны (некоторым клиентам, например).

Тут важно понимать, что регламент обязательно нужно показать:

Именно на этом шаге можно обнаружить полный спектр несоответствия реальности и ожиданиям.

Так в итоге, зачем?

Регламент – это зеркало того, как ваша компания готова/хочет/может работать (нужное подчеркнуть), а не пустая бумага. Это нужно транслировать клиенту на понятном ему языке.

А еще – это самоконтроль и понимание к чему нужно стремиться.

Как следствие, регламент не должен и не может быть шаблонным документом, потому что всегда пишется индивидуально, на основании:

понимания своих же бизнес-процессов и услуг;

не из головы взятых и прописанных SLA / KPI внутри компании;

договоров с поставщиками и их обязательств;

обширной статистики обращений, сроков, косяков и иных ситуаций.

А значит, если регламента у компании нет, то стоит задуматься: отсутствие какого из вышеперечисленных пунктов мешает его написать?

Дата-центр ITSOFT — размещение и аренда серверов и стоек в двух дата-центрах в Москве. За последние годы UPTIME 100%. Размещение GPU-ферм и ASIC-майнеров, аренда GPU-серверов, лицензии связи, SSL-сертификаты, администрирование серверов и поддержка сайтов.

Читайте также: