Ребенок в школе угрожает другим детям что делать

Обновлено: 25.06.2024

Что такое трудное поведение и каким оно бывает

Трудное поведение – это поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими, причиняет вред окружающему пространству и вещам и создает риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых и других живых существ. Из этого определения понятно, что от трудного поведения страдают не только окружающие, но и сам ребёнок, который себя так ведет.

Поскольку ребёнок сам страдает от этого, очень важно ему помочь, поддержать его и научить действовать по-другому. Потому что это не трудный ребёнок, а ребёнок, которому трудно.

У трудного поведения есть много разных видов: невыполнение домашнего задания, пропуск занятий, рискованное поведение, курение, употребление психоактивных веществ. Иногда это агрессия и травля – когда ребёнок выражает свои сильные эмоции деструктивными способами, которые задевают окружающих, наносят урон вещам и создают психологический дискомфорт.

Почему дети ведут себя агрессивно

Дети могут проявлять агрессию по разным причинам: из-за тревоги, стресса, неуверенности в себе, неблагоприятной ситуации в семье и неумения выразить свои чувства иным способом. Участвуя в травле, ребёнок может пытаться заслужить уважение в коллективе. Важно понимать, что, выражая агрессию, ребёнок делает это не назло и не ради удовольствия, а потому что не знает, как поступать иначе. В целом злость и агрессия – это нормальные чувства, такие же как радость, интерес или страх, но детей нужно учить выражать эти чувства не в деструктивном формате.


Как учителю вести себя, если ученик ведет себя агрессивно и провоцирует конфликты

Первое, что нужно сделать в случае конфликта – остановить ребёнка. Часто дети в состоянии аффекта не реагируют на слова, и тогда учитель может быть вынужден остановить его физически, но не проявляя встречную агрессию – не нужно хватать ребёнка за руку или плечо, лучше, например, обнять его.

Если агрессия направлена в адрес учителя

Если агрессия со стороны ученика направлена в адрес учителя, план действий выглядит точно так же, но ориентироваться нужно на собственную поддержку. Ребёнка нужно остановить любыми способами, не давать причинять физическую или словесную боль и последовательно устанавливать жесткие границы – что можно делать, а что нельзя, и говорить, какие будут последствия нарушения этих границ.

Педагогу важно помнить, что создает условия для обучения именно он, и помочь детям учиться вести себя иначе в его силах.

Что такое травля и как она выглядит

Проявление агрессии, которое длится какое-то время и не заканчивается – это травля. Травля - это систематическое целенаправленное, осознанное агрессивное поведение одного или нескольких человек при условии неравенства участников или по численности – несколько учеников против одного, или по статусу – более популярные дети против менее популярных, или по силе – более сильный ученик против более слабого.

Как учителю прекратить травлю в классе

Признайте, что проблема существует, и назовите ее. Если в классе систематически один ученик не разговаривает с другим, чьи-то вещи постоянно портятся, о ком-то распускаются слухи, – это не шутки или игра, а явные признаки травли, которую нужно остановить. Травля – это проблема всего класса, а не отдельных детей, поэтому педагогу нужно назвать происходящий процесс всем ученикам, и дать понять, что такого проявления насилия никто не заслуживает. Нужно дать травле однозначную оценку, сказать, что это плохо, и не должно происходить в классе. Важно не переходить на критику отдельных детей и их личных особенностей, иначе дети займут оборонительную позицию. Покажите, что травля – общая проблема, от которой страдают все, и с этой ситуацией нужно бороться вместе.


Травля – большая проблема в современных школах. Недавно мы провели исследование и выяснили, что в среднем на каждый класс приходится по 2-3 ребёнка, против которых ополчается часть или весь коллектив. Только задумайтесь о масштабах!

Если вы, как и многие другие семьи, столкнулись с буллингом, а разговоры с родителями агрессора и учителями не помогают – пора переходить к более активным действиям.

Содержание:

Дисциплинарные и гражданско-правовые механизмы защиты ребёнка


Буллинг в школах – явление весьма и весьма распространённое. Само это слово является заимствованным из английского языка и переводится как хулиганство.

Буллинг, по своей сути, и является хулиганством, выражающимся в явном пренебрежении социальными нормами и унижении чести, достоинства другого человека. Прямая ответственность за буллинг действующим законодательством не предусмотрена, но у пострадавшей стороны имеются определённые дисциплинарные и гражданско-правовые механизмы защиты своего ребёнка.

Эти механизмы можно разделить как на самостоятельные, выполняемые только родителями, так и на коллективные – когда родитель воздействует на хулигана и его родителей с помощью школьных и государственно-муниципальных инстанций.

Шаг 1. Собираем документы и доказательства


Первым делом необходимо собрать и удостоверить у нотариуса доказательную базу для дальнейших действий. Такой базой могут быть:

  • фото;
  • видео;
  • аудиозаписи;
  • скриншоты переписок;
  • свидетельские показания других людей;
  • справки о побоях от медицинской организации или судебно-медицинское заключение (в случае физического насилия);
  • испорченные вещи (порванные рубашки, сломанные карандаши и тому подобное).

Кроме сбора доказательной базы следует обратиться к психологу. Важно, что у специалиста должен быть диплом о высшем образовании, который подтвердит его компетенцию, а его заключение может быть использовано в качестве доказательства в дальнейшем.

Шаг 2. Привлекаем школу


Затем, имея на руках доказательную базу, следует обратиться к школьному психологу, директору, классному руководителю ученика.

Если же взаимодействие с сотрудниками школы провалилось, нужно начать писать жалобы.

Кроме прокуратуры, обратиться следует:

  • в управу района;
  • комиссию по делам несовершеннолетних;
  • полицию (в случае достижения возраста административной ответственности);
  • департамент образования вашего региона.

Шаг 3. Обращаемся в соотвествующие органы


В управу района и департамент образования пишем о бездействии директора, в комиссию по делам несовершеннолетних – на то, что обидчик нарушает честь и достоинство ребёнка, портит его вещи, что его поведение является девиантным и, скорее всего, его родители не исполняют обязанности по воспитанию. По результатам такого обращения родителей ребёнка могут привлечь к ответственности по статье 5.35 КоАП за вышеуказанное неисполнение родительских обязанностей.

В полицию, если хулиганом был достигнут возраст 16-ти лет, сообщаем об административном правонарушении по составу, предусмотренному статьей 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство). В заявлении также следует указать всю собранную доказательную базу, а после приёма заявления – талон-уведомление, который подтверждает факт приёма заявления о правонарушении.

Шаг 4. Готовимся к суду


Вместе с этим, начинайте сбор документов для суда. Потребуется вся доказательная база, заключение специалиста-психолога о тяжёлом психологическом состоянии, моральном терзании. Если у вас нет времени, знаний или желания заниматься этим самостоятельно – рекомендуется нанять юриста.

В исковом заявлении, направляемом в районный суд, вам нужно ссылаться на статьи 151 (компенсация морального вреда) и 1064 (возмещение имущественного вреда) ГК РФ. К заявлению следует приложить все нотариально засвидетельствованные доказательства причинения вреда и заключение психолога.

Важно правильно исчислить компенсацию морального вреда: к сожалению, единой методики и формулы составлено не было, а размер компенсации исчисляется на усмотрение суда. Размер возмещения имущественного вреда исчисляется исходя из рыночной стоимости повреждённых вещей.

Людям в принципе сложно сосуществовать без конфликтов. Пожалуй, каждый из нас неоднократно наблюдал ссоры между взрослыми людьми. Мы видим их в магазине возле кассы, на работе, на улице. А порой случается и так, что мы сами в силу обстоятельств становимся участниками этих конфликтов. И если уж взрослым людям не всегда удается мирно решать возникающие проблемы, то что говорить о детях? Ведь поведение ребенка определяется не осознанным выбором, а большим количеством факторов, которые он пока не в силах контролировать в полной мере. Поэтому если ребенок в школе обижает одноклассников, это вовсе не означает, что он законченный негодяй, который перешел на сторону зла. Чаще это означает, что ему нужна помощь на этом сложном пути взросления.

Агрессивное поведение

В наше время часто говорят о школьной травле, применяя этот термин едва ли не к каждой ситуации, где один ребенок обидел другого. Но буллинг — это достаточно узкое понятие, которое не охватывает всех разновидностей агрессивного поведения, поэтому сейчас речь пойдет именно о детской агрессии.

Подробнее о буллинге можно прочитать здесь:

Прежде всего, замечу: агрессия — это не эмоция, а форма поведения, содержащая угрозы или наносящая ущерб. Это означает, что она существует не сама по себе и может быть вызвана совершенно разными причинами, о которых мы поговорим чуть позже. Агрессия может быть физической или вербальной. Физическая агрессия — это подзатыльники, пинки, порча школьных принадлежностей или одежды, а вербальная — оскорбления, угрозы, дразнилки и так далее.

Кроме того, существует прямая агрессия, когда один ребенок открыто оскорбляет или бьет другого, и косвенная, при которой ущерб наносится исподтишка. К примеру, дождаться, пока одноклассник выйдет из класса, и выкинуть его рюкзак в мусорное ведро — это косвенная агрессия.

В этих примерах обидчик проявляет активность, физическую или словесную, открыто или тайком. Но агрессия может быть и пассивной и выражаться, например, в намеренном игнорировании одноклассника.

Наконец, агрессия может быть реактивной, то есть возникать в ответ на действия других детей, или спонтанной, возникающей из-за внутренних причин, о которых окружающие даже не догадываются. Зачастую не знает об этих причинах и сам ребенок. Давайте же разберемся, что влияет на формирование детской агрессивности.

Родители

Родители — это первые образцы поведения в жизни ребенка. Ребенок дошкольного возраста не способен самостоятельно решать, что такое хорошо и что такое плохо, и ему остается лишь наблюдать за взрослыми. Примерно к пятому классу у него формируется способность критически относиться к другим и самому себе. Но до тех пор ему приходится довольствоваться живым примером, который он вынужден считать правильным. Агрессивное поведение родителей или других значимых взрослых бывает частой причиной детской агрессии в младших классах. Предположим, что ребенок периодически наблюдает, как отец бьет кулаком по столу, а мама швыряет тарелки в стену. Или, еще того хуже, видит дома физическое насилие. Ребенку страшно, но он усваивает эти формы поведения. Ведь если так делают родители, значит, так можно. Родители швыряют вещи — можно швырять вещи, родители агрессивно высказываются — можно и это. Причем неважно, общаются они друг с другом, болтают по телефону или рассказывают в компании агрессивные анекдоты — важно, что ребенок это слышит.

В этих примерах речь шла о проявлении прямой агрессии, но бывает и косвенная, которая свойственна семьям, в которых царит дух интриги. Часто такое можно наблюдать в общении ребенка с разведенными родителями, каждый из которых пытается переманить его на свою сторону. Если у ребенка перед глазами есть пример агрессивного поведения, то объяснять ему что-либо практически бессмысленно. Хоть ранее я и указал, что влияние родительского примера особенно сильно до пятого класса, оно остается и в средней школе, пусть и в меньшей степени.

Ребенок в школе обижает одноклассников

Поэтому один из доступных родителям способов скорректировать детскую агрессию — это минимизировать проявление агрессии дома. Если между супругами назревает скандал — лучше провести его вне поля зрения ребенка. Физические наказания и оскорбления также необходимо исключить. И вообще, помните, что любое ваше слово или действие может быть усвоено ребенком и воспроизведено в школьной среде.

Школа

Разумеется, дети учатся не только на примере своих родителей, хоть он и наиболее весомый. Общение со сверстниками также формирует стиль поведения ребенка. В начальной школе это менее заметно, так как влияние родителей и классного руководителя еще слишком велико. Но тем не менее в этом возрасте дети учатся обращаться со своей агрессией, и происходит это, как правило, посредством шумных игр. Дети целыми табунами бегают по этажам, борются, залезают друг другу на плечи, кричат. Это необходимый этап в освоении собственной агрессивности: ведь агрессия может быть и полезной. Дать отпор обидчику, отстоять свои права, защитить слабого — все это требует способности быть агрессивным.

Однако если кто-то из детей в ходе игры начинает воспроизводить то, что видел дома, то игра меняется. Тот, кто умеет материться, кажется более взрослым и успешным в словесных баталиях, и остальным приходится либо адаптироваться к новым правилам, либо искать себе других соперников. Как раз те, кто подстраивается под эти условия, и становятся обидчиками тех, кого устраивает мирное сосуществование.

В подростковом возрасте ситуация осложняется тем, что формируется социальная иерархия класса. Авторитет родителей и классного руководителя ослабевает, а авторитет сверстников возрастает. И в этот момент ребенок может перейти на сторону обидчиков только для того, чтобы принадлежать к определенной группе. Ребенок может до конца не осознавать этих механизмов и воспринимать это как игру или шутку, но тем, кого он обидит, легче от этого не станет. А если в классе кого-то травят, то перейти на сторону обидчиков ребенок может также из-за страха оказаться под прицелом.

Как бы там ни было, главное средство предотвращения и коррекции агрессии ребенка — это обозначение четких границ его поведения. В идеале этим следует заниматься еще с дошкольного возраста, но, даже если момент упущен, ребенка надо удерживать в рамках дозволенного.

Что делать?

В этой статье я постарался описать проблему, а не дать ее готовое решение по той причине, что его попросту нет. Но тем не менее есть ряд рекомендаций, которые логично вытекают из общего понимания ситуации.

Ребенок в школе обижает одноклассников

Во-первых, необходимо минимизировать проявление агрессии дома. Любые крики, выяснения отношений, битье посуды и мебели, физические наказания, злые анекдоты, оскорбления и все прочее должны быть исключены из жизни ребенка. Неважно, дошкольник это или подросток. Понятно, что взрослым хочется побыть на своей взрослой волне, но нужно помнить об ответственности за своего ребенка.

Во-вторых, это обозначение границ допустимого поведения для ребенка. Опять же, в любом возрасте. Доносить словами и показывать примером, что можно, а что нельзя. Если папа говорит, что нельзя обижать девочек, но сам может обидеть маму, то ребенок в лучшем случае ему просто не поверит.

В-третьих, в основе агрессивного поведения ребенка могут лежать физиологические нарушения. В том случае, если ребенок внезапно и беспричинно стал агрессивен, есть смысл пройти обследование у невролога. Конечно, это не такая частая причина, но все же следует подстраховаться.

Нередко говорят о вреде агрессивных компьютерных игр. Отчасти это действительно так, но важно понимать, что игра — это чаще всего способ ребенка разрядиться, спустить пар. Прежде чем отнимать у него этот способ, необходимо придумать здоровую замену. Например, спортивную секцию, которая может его заинтересовать.

И главная рекомендация: обратитесь за помощью к детскому психологу. Внутренний мир ребенка сложен и непонятен не только для вас, но и для него самого. Разобраться в истинных причинах чаще всего очень непросто, а уж решить проблему самостоятельно — и подавно. Конечно, бывает так, что родители находят нужные слова, чтобы вернуть ребенка на правильный путь. Но если вы чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, то обратитесь за помощью к профессионалам.


14 -летний ученик школы Василий столкнулся с агрессивным поведением со стороны своего одноклассника Ивана в ноябре прошлого года. До этого Иван почти два года постоянно вместе со своими двумя сверстниками говорил Васе различные неприятные вещи, зло подшучивал, тыкал на уроке ручкой и настраивал одноклассников против него. Некоторые ученики одобряли поведение Ивана и смеялись над происходящим. Однажды на перемене Иван вместе с другом подошел к Васе и сообщил, что тот оскорбил его мать, дал однокласснику подзатыльник. Василий оттолкнул обидчика, Иван в ответ ударил его кулаком в лицо. Позже родители отвезли Васю в больницу, где врачи диагностировали у школьника перелом носа, ему пришлось перенести операцию.


В результате Вася перевелся в другое учебное заведение, а Иван выбрал себе очередную жертву и продолжает вести себя агрессивно. Эта история - один из возможных сценариев травли, которая может случиться в любой школе.

Все роли расписаны

В ситуации буллинга ребенок, которого травят, сам ничего сделать не может и не должен, потому что он - жертва насильственного поведения, а жертва просто не способна в одиночку решить проблему изнутри. Поэтому необходимо обратиться за помощью: к директору, классному руководителю, школьному психологу, к сторонним специалистам. Иногда бывают ситуации, когда родители обращаются по всем инстанциям, но не видят реакции. Волонтеры нашего проекта могут оказать бесплатную помощь, рассказать, как правильно выстроить диалог со школой, с родителями агрессора, чтобы все стороны осознали, что проблема касается лично их. Очень важно занимать активную позицию, искать информацию, она сейчас есть в Сети. Прежде всего, это даст вашему ребенку понять, что он не один. Иногда родители принимают решение о переводе ребенка в другую школу. Но если ситуация не отработана на психологическом уровне, то это скорее всего не поможет. Жертва так и не поймет, что не была виновата в насилии со стороны сверстников, и ситуация может повториться. Или если агрессора исключают из школы, он, скорее всего, будет вести себя точно так же и в другом месте. Более того, в классе после ухода жертвы скорее всего появится новый объект травли.

Откуда агрессия?

Как правило, причины агрессии лежат в двух плоскостях. Зачастую школьники берут пример поведения у своих родителей и общества, где есть культ грубой силы. Сериалы, неуважение к старшим, больным и слабым, кровавые компьютерные игры - все это может закладывать модель поведения.

Дети зачастую повторяют модель поведения взрослых.

Как решить проблему

Психологи и волонтеры, умеющие работать с этой проблемой, говорят, что решить ее можно. Самое главное - действовать.

Минюст рассказал, сколько детей становятся жертвами школьного хулиганства

Родители всегда должны общаться со своими детьми и прислушиваться к их рассказам о происходящем в школе. Если ребенок начинает нервничать, прогуливать, приходит домой с синяками или порванными тетрадками, то юристы предлагают действовать по следующему алгоритму.

Также родители жертвы могут поговорить и с родителями агрессора. Если ему еще нет 14 лет, то вся ответственность лежит на них. А значит, можно подать в суд или действовать через представителей власти и напомнить, что существует статья в административном кодексе о неисполнении своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Если подростку уже 14 лет, то здесь следует рассказать ему об уголовной ответственности по статьям умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, в том числе и психическое расстройство, кража, грабеж, вымогательство и вандализм.

Читайте также: