Ребенок качает права что делать

Обновлено: 04.05.2024

Знают ли столичные школьники свои права и умеют ли их защищать? Этот вопрос обсуждался вчера на пресс-конференции, где присутствовали представители Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.

По их заказу ученые МГУ провели специальное исследование, результаты которого и представили журналистам. Кстати, были опрошены подростки 14-17 лет, которые заполнили 903 анкеты. Среди них - как ученики "простых" общеобразовательных школ, так и продвинутых лицеев-гимназий, а также дети-мигранты, дети-инвалиды.

Оказывается, о "своих правах в целом" осведомлены 80-90 процентов опрошенных, но из них лишь 10-15 процентов знают, что с ними делать, а защищать их умеют только 2-5 процентов. Причем, как отметила доцент МГУ Ирина Калабихина, коренные москвичи лучше знают свои права, чем мигранты, однако приезжие намного активнее в их отстаивании. Кроме того, международные документы (Конвенция о правах ребенка) известны московским школьникам лучше, чем российские правовые акты.

Между тем нарушения прав детей - дело обычное как в школе, так и дома. Например, более 40 процентов учеников сталкиваются с грубым отношением к себе со стороны педагогов. Две трети опрошенных рассказали, что учителя обзывают и оскорбляют учеников (распространенные варианты: "олухи, дебилы, моральные уроды, бестолочи, идиоты, тупицы". ). Около трети сообщили, что учителя кричат и поднимают на них руку (в основном, это подзатыльник или линейка). И как быть в такой ситуации?

Больше половины школьников не готовы защищать свои права: "лучше перетерпеть", потому что учителя "отомстят", снизив оценки. Каждый десятый признался, что опасается высказывать свое мнение. И родители, как правило, не хотят конфликтовать с педагогами, советуя "не связываться". Мол, держи свое мнение при себе, учитель всегда будет прав. И в семье уровень пассивности в отстаивании своих прав еще выше, чем в школе. Если подростка дома оскорбляют или даже бьют, около 40 процентов предпочитают отмолчаться и перетерпеть, на крайний случай уйти жить к бабушке-дедушке. И никакие "телефоны доверия", массово организованные в Москве, не решают эту проблему. Туда, по данным исследования, обращаются лишь 2,2 процента. (Тревожный телефон нужен, но короткий, из трех цифр, единый на всю страну, чтобы любой ребенок, попавший в трудную ситуацию, мог бесплатно набрать номер.)

По мнению детского омбудсмена Москвы Евгения Бунимовича, дискриминацией со стороны взрослых является само отношение к правам ребенка. Ответ один: сначала вырасти, выучись - потом качай права. "У большинства взрослых даже понятие "защита прав ребенка" вызывает отторжение, - говорит Бунимович. - Но многие проблемы детей, которые нам не кажутся страшными, для ребенка очень серьезны и иногда приводят к трагическим последствиям. Например, надо защищать свое достоинство. Но если на втором уроке ребенка унижают, а на шестом ему рассказывают, что он должен быть свободным, то ни к чему, кроме шизофрении, это не приведет. И ответственность у него появляется не через ремень, а через знание своих прав".

Есть ли в школах дискриминация по национальному признаку? "Проблема взаимоотношений с детьми-мигрантами есть, - признал Бунимович. - И драки бывают. Но не детская среда порождает эти проблемы. Их провоцируют взрослые, часто в форме бытового науськивания. И еще это - проблема нерегулируемой миграции".

"Сейчас с новой силой встает вопрос о праве на бесплатное образование, - считает детский омбудсмен. - Я выступаю против платных образовательных услуг, которые вводятся на федеральном уровне сверх образовательного стандарта. Если ребенок способен больше воспринимать, больше учиться, то надо предоставить ему возможность получать дополнительное образование. Государство должно быть заинтересовано в развитии ребенка. Москва - недотационный регион, сама финансирует школы. Поэтому должна отстоять право детей на бесплатное качественное образование, в том числе и дополнительное".

Кстати, представитель ЮНИСЕФ в России Бертран Бейвель очень удивился, что, согласно исследованию, дети не считают образование бесплатным. "Почему надо платить родителям? - спрашивал он. - Что это за образовательные реформы, если они не улучшают ситуацию?"

"Скоро - 1 июня, Международный день защиты детей, - говорит Бунимович. - Не все даже понимают, от чего их надо защищать. От мирового империализма? А надо просто не нарушать права детей и помогать их отстаивать". Для этого в Москве, например, повсеместно вводятся школьные омбудсмены, которые займутся конфликтами между учениками, их родителями и педагогами. И они уже успешно проявили себя в Южном административном округе и в Зеленограде.

В работе с детьми педагоги часто слышат от учащихся такие реплики: Вы не имеете права делать мне замечание (к примеру) или заставлять нас убирать мусор во дворе (например, если речь идет об экологическом субботнике) Много подобных ситуаций. В таких случаях свою речь я начинаю приблизительно так: Перед тем как качать права, давайте поговорим об обязанностях. Сначала - обязанности будем исполнять, а затем Вы можете качать права. " Как Вы решаете подобные ситуации?

Ответы


Мне кажется, мы отлично учим детей с малых лет о правах. Это замечательно, когда дети умеют защищать себя. А вот редко бывает так, чтобы наши ребята отлично исполняли свои обязанности. Как бы научить их обращать больше внимания на обязанности? Как что, я слышу реплики: Пойду жаловаться, Напишу жалобу и т.д. Я что-то очень часто стала слышать такие речи со стороны ребят. Кто их учит писать жалобы с малых лет? Один ученик так злился на учителя и часто говорил: Мы напишем жалобу на неё. Я говорю: С кем напишете? В ответ: С мамой и с папой. Надо ли детей учить писать жалобы? Сразу жалобы? Вообще я не понимаю тактику родителей в данном случае.


Ольга Михайловна, это почти везде так. Самое главное, свои права больше знают неуспевающие или те, которые очень часто пропускают уроки. Тем, кто добросовестно выполняет свои обязанности, думать о своих правах не хватает и времени. И родители успевающих учеников благодарны учителям.


Я твердо убеждена, что дети - отражение своих родителей. Поэтому прежде, чем проводить какую-либо работу с детьми необходимо поработать и с родителями. В моей практике эта система еще сбой не давала. Родители сами в ходе обсуждения приходят в определенному выводу, чаще всего положительному, а я просто делаю то, что должна) Мы убираем дворы, помогаем в библиотеке, помогаем детскому саду и т.д. Заранее оговариваю с родителями, что мои записи в дневниках детей по поводу пропусков - эта не претензия, а констатация реального факта. Пусть они даже об этом знают, я все равно пропишу наличие пропуска. Все это мы оговариваем в начале года. Претензий не бывает.


Ольга Михайловна, соглашусь с Еленой Маратовной: дети - это отражение родителей! поэтому сначала нужно проводить работу с родителями ребят.
Но вот еще одна сторона данной проблемы: а как часто педагоги начинают качать свои права, абсолютно забывая про обязанности.


Юлия Юрьевна, я по поводу прав и обязанностей учителей. Бывает и такое. Но мне кажется, что сейчас у педагогов остаётся всё меньше и меньше прав, есть только одни обязанности. Может я в чём то и ошибаюсь?


Ирина Александровна, действительно, обязанности современного учителя не имеют границ. Начиная от внешнего вида ученика до проведения мероприятий в выходные и отпускные дни. И отчитаться за это не забыть же надо


Да, прав у нас нет, но это потому, что сейчас родители - это бывшие дети нового времени, которые сами ни в грош не ставят учителя и учат этому детей.При этом они забывают про родительские обязанности.


Читая ваши комментарии, коллеги, лишний раз убедилась, какие же мы бесправные сотрудники, но всюду и везде исполняющие свои обязанности. О своих правах мы уже давно забыли, они у нас - сзади нас плетут еле-еле. Мы и молвить о них боимся. А вот с детьми через родителей работать - это правильно. Но ведь именно родители такие "требовательные" к своим деткам, что всё-таки прежде всего учат своих чадо качать права. Или я не права? Нелегко-то как нам.


Ольга Михайловна, огромная Россия и везде одни и те же проблемы. Раньше, когда сами были учениками, боялись родителям говорить что-то про школу. Скрывали замечания, которые делали нам учителя, т.к. еще и родители за это дома ругали. А час, целую басню придумают ы свою пользу. И, ученики всегда правы, вечно виновен учитель, который и воспитывает, и даёт знания, и занимается заполнением разных отчетов, заполнением обычного журнала и электронного и т.д. В то же время и является классным руководителем.


В Законе прописано, что мы оказываем УСЛУГИ по образованию. Я думаю, что поэтому и отношение соответствующее: что-то требуют, выказывают недовольство (как с официантами). Но разве можно уравнивать такие вещи, как сферу обслуживания и сферу образования. Родители многих детей учат учителей как правильно учить. Я очень по этому поводу расстраиваюсь. Начинать надо с изменения Закона, с восстановления Института родительской общественности.


Елена Маратовна, мало того, что дети учат учителей, как их учить. У нас нередко в школе родители дают советы, как проводить уроки, хотя сами воспитанием детей или вообще не занимаются, или постольку-поскольку. Многие наши родители окончили нашу школу, и мы, зрелые педагоги, знаем и помним, как они сами тянулись на троечки. Теперь же предлагают свои "методики". Лучше бы за своими детьми приглядывали и спрашивали с них выполнение обязанностей, а не качание своих прав!


Татьяна Александровна, согласна с вами. Контроль за соблюдением и выполнением родительских обязанностей отсутствует в нашем государстве, если речь, конечно, не идет о семьях "группы риска"

Ребенок вас словно не слышит? Возможно, вы просто не умеете с ним разговаривать. Фото: фотобанк Лори

Вот вы уже из кожи вон выпрыгнули, а родимое чадо так и не хочет садиться за уроки, есть кашу или убирать игрушки. На уговоры сил нет, хвататься за ремень или орать - непедагогично. Как сделать так, чтобы ребенок вас слушался? Советы дает наш эксперт - семейный и детский психолог, мама троих детей Регина БЕСЕДА.

1. Остановиться и подумать

- Прежде чем делать какие-то движения в адрес ребенка, сделайте паузу и подумайте: что именно вам сейчас не нравится? Превратите эмоции в слова, четко сформулируйте мысль, прежде чем начать разговор.

- А если все-таки прикрикнуть?

2. Говорить глаза в глаза

- Нужно, чтобы ребенок видел ваше лицо. Четко, со спокойной артикуляцией скажите, чего вы хотите от него.

- А разве нельзя разговаривать, не отрываясь, например, от плиты?

- Все ценят внимание. Если мы, взрослые, станем говорить, стоя друг к другу спиной, это ведь будет неуважительно, правда? Так же, когда вы поворачиваетесь к ребенку, вы показываете: да, у меня есть для тебя время. Тогда и ребенок не будет пропускать мимо ушей ваши просьбы и замечания.

- А если он все равно не реагирует?

- Что же выбрать?

Психолог Регина Беседа - сама мама троих детей.

4. Забудьте на время про имя

5. Запрет на шантаж

ВАЖНО!

Когда наказывать.

До 2 лет наказания вообще неуместны. В этом возрасте ребенок делает все, что говорит ему взрослый. Достаточно чуть-чуть изменить интонацию - и малыш поймет, что сделал что-то не то.

Если до 2 лет промежуток прожит спокойно, то дальше, как правило, родители не встречаются ни с агрессией, ни с истериками ребенка. И если это происходит - значит, он или начинает заболевать, или не выспался.

От 2 до 3 лет - возраст, когда ребенок просто качает права. Тут главное - мудрость родителей: следим за своей скоростью речи, интонацией - и ребенок будет делать то, о чем вы его просите. Наказывать будет не за что.

От 3 до 5 лет - в этом возрасте пора учить малыша жить по правилам. Если вы потакаете ребенку во всем, он вырастет эгоистом. Поэтому у него должны появиться какие-то обязанности. Скажем, самому надеть ботинки. Важно, чтобы дело получалось. Поэтому пусть ботинки будут не со шнурками, а на липучках.

От 5 до 8 лет - если отношения с ребенком в этом возрасте кризисные, надо обращаться к психологу, потому что у него уже сформировались традиции и привычки. И надо понять, откуда они взялись.

. и поощрять?

! Покупка поощрением быть не может. Чтобы ребенок нормально развивался, чувствуя себя нужным и любимым, его надо погладить-приласкать как минимум 8 раз в день. Но мы же не можем покупать в день 8 машинок или куколок! И еще помните: когда у ребенка есть все, он перестает мечтать.

! Формой поощрения будет и ваше внимание, которое ребенок ценит больше, чем подарки. Скажем, полчаса в день вы вместе с ребенком читаете, валяетесь на полу на подушках или гуляете. Или беседуете: как живут куклы? Или как дела в гараже? Может, машинки надо свозить на автомойку - в ванную комнату? И ребенок будет благодарен за такое качественное общение.

ПОЛЕЗНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Тренируем и переключаем внимание

Ребенок рассеян? Надо тренировать внимание. Например, взрослый предлагает игру на улице: назови все желтое, что ты видишь вокруг. И ребенок учится концентрировать внимание только на желтом: машина, одежда прохожего, листья. Такой тренинг помогает и в конфликтных ситуациях. Когда мы говорим, например: давай-ка посмотрим, с какого глаза у тебя больше слезок капает - с правого или с левого? Ребенок переключается: а правда, с какого? И вот он уже не плачет.

Возрастная категория сайта 18 +

Если ваш ребенок гуляет допоздна или планирует путешествие без взрослых, решил устроиться на работу или хочет заняться предпринимательской деятельностью и самостоятельно заключать сделки – узнайте, что ему позволено по закону и кому придется отвечать за его проступки

Родителям – о правах и обязанностях детей

Правоспособность: какие права ребенку гарантирует закон?

С момента рождения ребенок становится носителем субъективных прав. Они изложены, например, в ст. 18 Гражданского кодекса.

Граждане РФ с рождения имеют право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, могут избирать место жительства, иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать его, заниматься предпринимательской деятельностью, создавать юридические лица, участвовать в обязательствах (заключать договоры, быть акционерами и т.д.), могут иметь авторские права и др.

Правоспособность человека прекращается с его смертью.

Может ли ребенок заключить сделку без участия родителей?

Права малолетних предусмотрены ст. 26 и 28 Гражданского кодекса. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не могут быть самостоятельными участниками крупных сделок. Для этого им нужны представители – родители, опекуны или усыновители. То есть ребенок не может распоряжаться недвижимостью, автомобилем, дорогой аппаратурой и бытовой техникой.

Несовершеннолетние 14–18 лет совершают крупные сделки с письменного согласия представителей. Сделки будут действительны также при последующем письменном одобрении представителей.

При этом малолетние начиная с 6 лет могут самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки – купить еду, тетради и учебники. Приобретаемая вещь должна удовлетворять каждодневные потребности ребенка в пище, одежде, обучении и т.п.

Без участия взрослых можно совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или госрегистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом. То есть речь идет о мелких покупках, подарках, обмене. Также самостоятельно несовершеннолетний может вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими.

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут родители. Это значит, что если ребенок причинил вред, то пострадавший обратится в суд с иском к родителям. Компенсация будет выплачена из их заработной платы или взыскание будет обращено на их имущество.

В каком возрасте ребенок может устроиться на работу?

С 14 лет ребенок может привлекаться к легкому труду с письменного согласия родителей. Работа не должна быть сопряжена с вредом здоровью и влиять на процесс обучения. Подросток может работать в театре, участвовать в цирковых представлениях и концертах. Договор за ребенка подписывает родитель.

Если один из родителей выступает против заключения трудового договора с подростком, то учитываются позиция органа опеки и попечительства и мнение ребенка.

При этом заключение трудовых договоров, в которых на детей возлагается полная материальная ответственность, запрещено законом.

С 16 лет несовершеннолетние могут заключать трудовые договоры без согласия родителей.

Может ли подросток заниматься предпринимательской деятельностью?

То есть несовершеннолетние могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь с согласия родителей. Оно не потребуется только эмансипированным гражданам и тем, кто вступил в брак до 18 лет.

Для осуществления предпринимательской деятельности нужно будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе (ст. 23 Гражданского кодекса). Однако приобретение статуса ИП не позволит несовершеннолетнему самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью. До достижения им 18 лет в отношении сделок будут применяться ограничения, предусмотренные Гражданским кодексом. Сделки, не упомянутые в п. 2 ст. 26 Гражданского кодекса, он должен будет совершать с письменного согласия родителей. При отсутствии такого одобрения сделка впоследствии может быть признана судом недействительной (ст. 175 Гражданского кодекса).

Этого можно избежать, если добиться признания подростка полностью дееспособным до исполнения ему 18 лет. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится с согласия обоих родителей по решению органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия – по решению суда. Для этого несовершеннолетний, приобретший статус ИП, должен обратиться в орган опеки и попечительства или в суд с соответствующим заявлением.

Должно ли учитываться мнение ребенка о местожительстве при разводе родителей?

После расставания родителей нередко возникает вопрос, с кем из них ребенок останется после развода. Его мнение в суде будет учтено, если ему исполнилось 10 лет (ст. 57 Семейного кодекса). До достижения этого возраста решение за ребенка примет суд на основании заключения органов опеки и экспертизы, если в ней возникнет необходимость.

В путешествие – только с мамой или папой.

А вот чтобы официально запретить вывоз ребенка, необходимо обратиться с заявлением в территориальное подразделение МВД, занимающееся вопросами миграции. Данные о ребенке занесут в единую базу. По ней будет вестись проверка на всех пограничных пунктах паспортного контроля. После поступления заявления о несогласии на вывоз ребенка от одного из родителей несовершеннолетнего гражданина не выпустят из страны независимо от того, кто будет его сопровождать.

В дальний путь – без родителей?

Заказать услугу может только родитель или опекун. То есть дядя или тетя, дедушка или бабушка не смогут воспользоваться таким сервисом.

Для путешествий за границу понадобится нотариально заверенное разрешение от каждого родителя. Если супруги в разводе, достаточно будет разрешения только одного родителя.

Ребенок оказался в опасности – родителей лишат родительских прав?

Попробуем разобраться в ситуации. В данном случае не было вовлечения детей в участие в митинге – они оказались там с родителями по малолетству. Наказывать родителей за то, что они берут на собрание ребенка, – нельзя. Однако они могут понести ответственность в случае, если участие малолетнего ребенка в таком собрании сопровождалось опасностью для его здоровья и жизни.

Другое дело – привлечение к участию в несанкционированных митингах несовершеннолетних. За это для граждан предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., или обязательных работ на срок от 20 до 100 часов, или ареста на срок до 15 суток 1 .

Можно привести и другие примеры, когда ребенок оказался в опасности, за что родителей могли лишить или даже лишили родительских прав. Довольно часто встречается ситуация, когда дети пришли с родителями в ресторан. Взрослые заказали алкоголь, и впоследствии их поведение вынудило соседей по столикам вызвать полицию, несмотря на нежелание персонала ресторана вмешиваться в ситуацию. Один из подобных случаев закончился составлением протокола. После этого родителей с детьми посадили в такси, и те поехали домой. После инцидента органы опеки начали работу с семьей. Позже они вмешались в ситуацию, когда те же родители пытались выгнать детей 5 и 13 лет из дома, потому что те не давали им спокойно отмечать какое-то событие. Это стало поводом для лишения их родительских прав в отношении старшего ребенка и для ограничения прав в отношении младшего.

Чаще всего, если семья привлекла внимание полиции, то велика вероятность, что она окажется на особом контроле у органов опеки. Если действия родителей в дальнейшем создадут опасность для жизни и здоровья детей, то их могут лишить родительских прав.

Возрастные ограничения: куда не пустят с ребенком?

К слову, благодаря этим же поправкам родители могут рассчитывать на то, что информационная продукция, запрещенная для распространения среди детей, не будет продаваться на расстоянии менее чем 100 м от школ, садов и других детских организаций. Хотя тут нужно сделать оговорку: регионы вправе уменьшить это расстояние, но не более чем на 50 м.

За поздние прогулки ребенка родителей оштрафуют?

28 апреля 2009 г. были внесены изменения в Закон об основных гарантиях прав ребенка 3 . Поправками введен детский комендантский час: ребенку запрещено появляться без сопровождения взрослых на улице в ночное время суток. В большинстве регионов России детям до 16 лет можно находиться на улице одним до 22:00. Если ребенок старше, гулять разрешено до 23:00.

Несоблюдение ребенком режима комендантского часа считается неисполнением родителями обязанностей по воспитанию детей – ст. 5.35 КоАП РФ. Если ребенок при этом совершил противоправные деяния, наказание для него или его родителей может последовать по статьям Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса.

На родителей ребенка-нарушителя будет наложен штраф. Его размер в зависимости от нарушения и серьезности последствий может составить как 300 руб., так и 50 тыс. руб. Например, подросток, будучи пьян, оказался за рулем автомобиля и протаранил несколько машин. Родителям был присужден штраф в размере 30 тыс. руб.

Но наказание не может назначаться матери и отцу, не проживающим вместе с ребенком после развода или лишенным родительских прав, поскольку в их обязанности воспитание детей не входит. Исключение составят случаи, когда ребенок был временно передан им на законном основании.

Кто ответит за ошибки ребенка?

Родители отвечают за проступки своих детей, в первую очередь материально. В ряде случае может быть наложено административное взыскание вплоть до лишения родительских прав – например, если ребенок причинил тяжкий вред здоровью человека или совершил убийство и выясняется, что преступлению способствовало поведение родителей.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность, т.е. должны компенсировать причиненный ими вред. Родители привлекаются к ответственности только в случае отсутствия у ребенка доходов и иного имущества для возмещения вреда, если не докажут, что он был причинен не по их вине. Но на практике они отвечают чаще, чем дети этой возрастной группы.

Если ребенок объявлен полностью дееспособным, родители не несут ответственности по его обязательствам, в частности возникшим вследствие причинения им вреда.

Если несовершеннолетний из-за отставания в психическом развитии не мог осознавать общественную опасность своих действий или руководить ими, он не несет уголовной ответственности.

В исключительных случаях человек, достигший возраста 18–20 лет, может рассматриваться как несовершеннолетний. Такое решение по уголовным делам суд может принять исходя из характера совершенного им деяния и данных о его личности.

Читайте также: