Реабилитационная педагогика вступает в свои права тогда когда имеются определенные

Обновлено: 30.06.2024

Введение

Дезадаптация – это приспособление к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности. Социальная дезадаптация выражается в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения, деформации ценностных и социальных установок.

Школьная дезадаптация это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями и навыками становится затруднительным, в крайних случаях — невозможным. Как следствие — появлениепедагогически запущенных, неуспевающих детей, подростков, склонных к конфликтам, неспособных тормозить свои негативные эмоции.

Социальная дезадаптация более глубокая степень дезадаптации, которой свойственны асоциальные проявления (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждение от семьи и школы, что приводит к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятельности; трудностям в профессиональном самоопределении; снижает уровень усвоения нравственных и ценностных представлений, норм морали, права и, как следствие, способность адекватной самооценки.


Факторы, влияющие на возник­новениесоциальнойдезадаптированности:

В частности, к психосоматическим индивидуаль­ным факторам, способствующим возникновению и развитию социальной дезадаптированности несо­вершеннолетних, надо отнести: инвалидность, врож­денные уродства, общее недоразвитие, тяжелые формы хронических соматических заболеваний, орга­нические поражения ЦНС, психические заболева­ния, гиперактивность и т. д.

К факторам индивидуально-психологическим от­носятся: недостатки интеллектуального развития, искажения мотивационной сферы, несформированность способов общения (в том числе ролевого — по принадлежности к полу — поведения, что чаще встре­чается у детей из неполных семей), социофобия, аутизм, яркие акцентуации характера, агрессивность.

Образовательные факторы, провоцирующие по­явление социальной дезадаптированности, таковы: устойчивая школьная неуспешность (недоученность) и дублирование обучения, отказ посещать образо­вательное учреждение (для возраста 7—15 лет), перевод в другое образовательное учреждение без изменения места жительства, отвержение одно­классниками, нездоровый социально-психологичес­кий климат в среде участников образовательного процесса. Внеобразовательные — факторы подразумевают: смерть кого-то из значи­мых родственников и фактическое сиротство, раз­вод родителей, жестокое обращение в семье с при­менением методов психологического и физического насилия, социальная заброшенность родственника­ми и отсутствие должного ухода и воспитания, от­чуждение взрослых и формальное общение в семье, малообеспеченность семьи и неудовлетворитель­ные жилищные условия, гиперопека и гиперпротек­ция, патология личности кого-то из воспитывающих взрослых (в том числе как следствие душевного или нервного заболевания, криминализации, наркоти­зации и алкоголизации), вовлеченность в противо­правные действия и употребление психоактивных веществ.

Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и др.

Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Что отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков. Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп друзей, чем родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто растут в семьях, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения.

Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков

Работа с дезадаптированными детьми и подростками является их реабилитация. Рассмотрение проблемы реабилитации в методическом и теоретическом плане позволяет признать неоднозначность ее определений.

1.Реабилитация рассматривается как система мер, направленная на решение задач достаточно широкого диапазона от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

2.Реабилитация рассматривается и как результат воз­действия на личность, ее отдельные психические и физические функции.

В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособ­ление с использованием резервных возможностей организма, реабилитацияпонимается как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используе­тся для преодоления существующего порока, а в процессе адап­тации — приспособления к нему.

Следовательно, реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непре­рывным, хотя и ограничен временными рамками.

Следует различать различные виды реабилитации: медицин­скую, психологическую, педагогическую, социально-экономи­ческую, профессиональную, бытовую.

Медицинскаяреабилитациянаправлена на полное или ча­стичное восстановление или компенсацию той или иной утра­ченной функции организма ребенка или на возможное замедле­ние прогрессирующего заболевания.

Психологическаяреабилитациянаправлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании у детей и подростков представления о его не­нужности и никчемности как личности.

Профессиональнаяреабилитацияпредусматривает обучение или переобучение детей и подростков доступным для него формам тру­да, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.

Бытоваяреабилитацияимеет в виду предоставление нормаль­ных условий жизни подростка.

Социальная реабилитация— это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности.

Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его за­конных интересов и прав.

Социально-педагогическая реабилитация— это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребен­ка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умени­ями и навыками по самообслуживанию, положительными со­циальными ролями, правилами поведения в обществе; на полу­чение необходимого образования.

Социально-педагогическая реабилитациянаправлена на профилактику безнадзорности, бродяжничества дезадап­тированных детей и подростков;

· медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;

· формирование положительного опыта социального поведе­ния, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

· выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к суще­ствованию;

· психологическая и педагогическая поддержка, способ­ствующая ликвидации кризисных состояний личности;

· обеспечение возможности получать образование, нормаль­но развиваться;

· забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устрой­стве.

Другими словами, основная цель деятельности образовательный учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении.

Социально-педагогическая реабили­тация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы.

Диагностика предполагает социально-педагогическое иссле­дование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессио­нальных интересов.

Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности.

Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Восстанов­ление гармоничных отношений с, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возни­кающих конфликтов.

Реабилитация детей и подростков:

· тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие помощь в устранении этих причин;

· индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку избавиться от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически ( взаимодействие с родителями, психологом, в ряде случаев — с психиатром, невропатологом, наркологом);

· включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его;

· привлечение к работе классных руководителей, как еди­номышленников и помощников в процессе социальной адапта­ции детей, для изучения семейных проблем ребенка;

· установление контакта с семьей ребенка, при необходимости зашиты прав ребенка — жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания,посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок;

· проводить мероприятия, позволяющих подростку про­явить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;

· совместно со школьным психологом проводить занятия, направленные на снижение уровня агрес­сивности, развитие самоконтроля.

Заключение

Анализируя личность дезадаптированных детей и подростков, отмечаем зависимость их поведения от:

1. Наследственно-биологических факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, роды.

2. Ближайшего социального окружения подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности

воспитания подростков, школа, положение подростка в классе,

ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей.

3. Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки.

4. Правосознание подростка.

Таким образом, поведение дезадаптированных детей и подростков взаимообусловлено влиянием биологических и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему развития и воспитания подростков.

Литература

1. Галагузова М.А Социальная педагогика (курс лекций) ВЛАДОС, 1999

2. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2005

3. Н.И Никитина Методика и технология работы социального педагога

4. Вестник практической психологии образования 2006 № 2

5. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

6. Дети социального риска и их воспитание.// Под ред. Л.Д. Шипицыной. СПБ.: Речь,2003.

7. 1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1985

8. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001

9. Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983

10. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 1988

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

Другой технологией работы социального педагога с дезадаптированными подростками является их реабилитация. Рассмотрение проблемы реабилитации в методическом и теоретическом плане позволяет признать неоднозначность ее определений.

Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции.

В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма, реабилитация понимается как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации – приспособления к нему.

Следовательно, реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.

Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.

Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.

Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются:

  • профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;
  • медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;
  • формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
  • выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;
  • психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
  • содействие в возвращении в семью;
  • обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться;
  • забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.

Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений – социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.

Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.

Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения.

Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

Как научное понятие коррекционная педагогика в современной педагогической науке обрела официальный статус совсем недавно.

На дефектологических факультетах изучается дефектология (лат. дефектус - недостаток и греч. логос - учение ) как наука, которая исследует психофизиологические особенности развития аномальных детей (греч. аномалос - неправильный ), закономерности их обучения и воспитания, определяет условия, способствующие преодолению имеющихся у детей дефектов в умственном и физическом развитии.

В состав дефектологической науки входят различные отрасли специальной педагогики и психологии (сурдопедагогика и сурдопсихология; тифлопедагогика и тифлопсихология, олигофренопедагогика и олигофренопсихология; логопедия и психология речевых нарушений, отрасли специальной педагогики и психологии, изучающие сложные дефекты: слепоглухонемоту, умственную отсталость, нарушения моторно - двигательной сферы и др.).

Вместе с тем как в общей и специальной педагогике, так и в современной педагогической практике существует немало моментов, когда бывает трудно дать однозначный диагноз отклонениям в развитии и поведении ребенка.

Это происходит тогда, когда дефект неярко выражен, а аномалии в развитии имеют негрубые формы, когда имеющийся недостаток находится в пограничной зоне между нормой и патологией.

Это может быть и тогда, когда ребенок имеет затруднения в освоении учебной программы в общеобразовательной школе, но резко опережает детей в развитии и обучении во вспомогательной школе, когда в ликвидации его дефекта нужны не специальное медицинское лечение, не активное вмешательство дефектологов, а обычная коррекция его познавательных возможностей; изменение условий общего и семейного воспитания; предупреждение и частичное исправление его поведения; помощь в освоении социальных норм и нравственных ценностей.

В связи с этим, наряду с понятиями "специальная психология", "лечебная и реабилитационная педагогика", все чаще появляется унифицированное понятие коррекционная педагогика.

Коррекционная педагогика - отрасль педагогики, изучающая сущность и закономерности обучения и воспитания детей и подростков, имеющих не резко выраженные недостатки в развитии и отклонения в поведении.

Основной целью коррекционной педагогики является определение и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно - двигательной, соматической, интеллектуально - речевых сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

Выражаясь языком математических формул, можно сказать, что объектом коррекционной педагогикиявляются дети, "имеющие четыре "Д"", т.е. дети, у которых дефект не ярко выражен; дети, перенесшие в раннем детстве депривацию (лат. депривация - лишение ); в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию (франц. дез - - нарушение, лат. адапто - приспособление ) и проявляющие девиацию (лат. девиатио - отклонение ) в поведении.

Предметом коррекционной педагогики является процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков.

Исходя из сложившейся социально - педагогической ситуации, в которой оказываются дети с недостатками в развитии и девиациями в поведении, коррекционная педагогика призвана помочь решить следующие задачи:

1. определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления;

2. изучить историю становления и развития коррекционно - педагогической деятельности с детьми, имеющими недостатки в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении;

3. выявить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков;

4. разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно - педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками развития и отклонениями в поведении;

5. провести анализ общего и специального образования детей с недостатками в развитии и поведении в условиях массовой школы;

6. создать необходимую учебно - методическую базу в подготовке учителя к коррекционно - педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении.

Непременным условием выделения и функционирования любой науки является создание в ней собственного понятийного аппарата.

Поскольку коррекционная педагогика является одной из отраслей педагогических знаний, то в ней, наряду с собственной специфической терминологией, существуют и общепедагогические категории и понятия. В коррекционной педагогике, также как и общей, ведущими педагогическими категориями являются обучение, воспитание, развитие.

Воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в едином педагогическом процессе, целенаправленное и организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств.

Воспитание детей с отклонениями в развитии и поведении осуществляется в рамках единого педагогического процесса и направлено на развитие в ребенке гуманистических, общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, нравственно положительных черт и качеств. В воспитании используются как общепедагогические методы и приемы, так и специальные меры воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении в зависимости от степени и структуры дефекта, сущности и характера аномалии, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Важной особенностью в воспитании ребенка с отклонениями в развитии и поведении является оптимизм, уверенность в преодолении трудностей, надежда на достижение положительного результата, исключение из воспитательного процесса фиксации внимания на дефекте, опора на положительное в личности ребенка, стимулирование его компенсаторных возможностей, в то же время формирование умения объективно оценивать свои возможности, свои действия и поступки.

Обучение рассматривается педагогической наукой как специфический способ образования, процесс активного целенаправленного взаимодействия обучающего и обучаемого, в результате которого у ученика формируются определенные знания умения и навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.

Обучение в коррекционной педагогике носит специфический характер, определяемый глубиной и спецификой дефекта ребенка.

Обучение и развитие - два взаимосвязанных явления. Развивающий характер обучения детей с отклонениями в развитии и поведении предполагает учет зоны ближайшего развития воспитанника (по Л.С. Выготскому), тот запас возможностей, которые ребенок не в состоянии реализовать самостоятельно в настоящий момент, но успешно их использует при непосредственной помощи учителя. Обучение активизирует переход зоны ближайшего развития в ее актуальное развитие, когда поддержка учителя повышает уровень его самостоятельности. Обучение ведет за собой развитие.

К сугубо специальным педагогическим понятиям относятся "коррекция", "компенсация", "реабилитация", "адаптация".

В справочной и специальной коррекционно - педагогической литературе (Т.А.Власова, В.А.Лапшин, М.С.Певзнер, Б.П.Пузанов, С.Г.Шевченко и др.) довольно глубоко и обоснованно разработан понятийный аппарат, дана характеристика ведущих категорий коррекционной педагогики, производных от этих понятий.

Коррекция (лат. корректио - исправление ) определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоления дефекта (коррекция речи, произношение отдельных звуков, исправление недостатков зрения); в то же время коррекция может быть составной частью учебно - воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка.

В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно - воспитательной и коррекционно - развивающей деятельности.

Коррекционно - воспитательная деятельностьохватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на 1) изменение познавательных возможностей ребенка, 2) развитие его эмоционально - волевой сферы, 3) улучшение индивидуальных личностных качеств - ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности, 4) на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно - эстетических и иных способностей.

Коррекционно - развивающее обучение - это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Основная задача коррекционно - развивающего обучения заключается: 1) в систематизации знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка; 2) восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения; 3) развитие недостаточно сформированных умений и навыков; 4) коррекция отклонений в познавательной сфере ребенка; 5) подготовку ребенка к адекватному восприятию учебного материала.

Компенсация (лат. компенсатио - возмещение, уравновешивание ) - это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.

В процессе компенсации в организме ребенка происходит формирование новых динамических систем и условных связей; перестройка нарушенных или ослабленных функций (так, при дефекте зрительного анализатора усиливаются возможности слуха и осязания, при недостаточном развитии речевых возможностей усиливается роль кинестетических анализаторов). В то же время, сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов и родителей.

Следующее понятие адаптация школьная (лат. адаптио - приспособлять ) - это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Дети с недостатками в психофизическом развитии и отклонениями в поведении зачастую не готовы к школе, к изменениям в своей жизни (и не только у младших классах), к требованиям педагогов в силу своего общего развития (точнее, его недостатков) или же ошибок в воспитании и семейного неблагополучия. Так возникает проблема школьной дезадаптации, результатом которой являются: хроническая неуспеваемость; отставание по ряду предметов в освоении школьной программы; сопротивление педагогическому воздействию; негативное отношение к учению; пропуски занятий, побеги из школы и дома; педагогическая запущенность; асоциальное поведение.

Реабилитация социальная (лат. реабилитатио - восстановление ) - это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность адекватные взаимоотношения со сверстниками.

Процесс реабилитации - это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через: 1) медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта); 2) психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов); 3) педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств).

Реабилитация - это своего рода итог всей коррекционно - педагогической деятельности.

Дореволюционное педагогическое наследие, которое не было в полной мере осмыслено и оценено в советское время, при творческом к нему подходе может оказать неоценимую помощь современному образованию в поиске адекватных условий реабилитации детей, лишенных родителей, семьи и воспитывающихся преимущественно в учреждениях интернатного типа.

Если всмотреться в прошлое нашей педагогической истории, можно обнаружить поразительное разнообразие форм учебно-воспитательных учреждений. Некоторые из этих форм сегодня возрождаются, по поводу других идут жаркие дебаты. Ценности прошлого не переносятся механически в новые условия. Они требуют серьезного научного осмысления с учетом особенностей времени.

Педагогическое наследие К.Д. Ушинского — золотой фонд отечественной педагогики. Воспитание детей сирот было предметом его особого внимания и заботы. Его педагогическая деятельность в годы ее расцвета протекала в закрытых воспитательных учреждениях. Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных жизни, деятельности и научно-педагогическому наследию, многие прогрессивные идеи великого русского педагога остались невостребованными. Мы имеем всего лишь несколько исследований наследия К.Д. Ушинского (В.И. Куфаев, И.И. Данюшевский) по такой насущной проблеме, как воспитание детей в воспитательных заведениях.

К.Д. Ушинский поставил перед сиротскими учреждениями своего времени высокую гуманную цель: заменить по возможности родителей детям, дать им воспитание и поставить их на такую дорогу в жизни, на которой они могли бы быть деятельными, честными и полезными членами государства, которое их воспитало. Он ратовал за то, чтобы каждое сиротское заведение подготовляло своих воспитанников к самым разнообразным назначениям в жизни сообразно их способностям и наклонностям, т. е. поступало бы так, как поступают благоразумные родители. Уклад жизни сиротского заведения должен соответствовать воспитательным целям. В связи с этим он писал: «Никакое сиротское заведение не может назначить одной какой-нибудь жизненной цели для призреваемых им сирот. Заменяя для них, родите лей, оно должно и поступать, как поступают благоразумные родители; давать каждому сироте (по возможности) образование, сообразное с его способностями, и открывать каждому из них дорогу в жизнь, которая сообразна с его способностями, наклонностями и образованием.

Не отрицая значения общего распорядка в заведении, К.Д. Ушинский, однако, подчеркивает, что никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро ни был он придуман, не может заменить личности в деле воспитания. Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Решающее значение имеет убежденность самого воспитателя в том, что он стремится внушить своим питомцам, так как всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвою буквою, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом не помогает. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции; не согретая теплотою его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы. Вот почему, говорит Кд. Ушинский, в воспитании самое важное дело — выбор воспитателя, чтобы воспитатель был человек, прежде всего, глубоко верующий и нравственный. Все педагогическое учение Кд. Ушинского согрето благородным чувством любви к человеку и уважения к личности, чувством гуманизма.

Анализируя проект преобразования Гатчинского сиротского института, Константин Дмитриевич высказывает основные требования, без выполнения которых и сегодня невозможно построить соответствующее учебно-воспитательное заведение. Вот некоторые выдержки из этого документа: «Мнение коллежского советника Ушинского о проекте преобразований, представленном из Гатчинского сиротского института:

- в таком строго воспитательском заведении, каково сиротское, заменяющее сиротам семью, вся власть и вся ответственность должны быть сосредоточены на одном лице и, под условием какого будь успеха, учебная и воспитательная часть должны быть тесно и неразрывно соединены. Главное лицо должно быть воспитателем в полном смысле этого слова, отцом сиротского дома;

- на этом лице должна лежать вся тяжесть ответственности, оно должно быть не администратором только, не начальником, не чиновником, не контролером чужих действий, а воспитателем, потому что сиротское заведение есть строго воспитательное заведение, а не департамент, не богадельня, не казарма и даже не простое учебное заведение;

- его (сиротского заведения) главная обязанность — заботиться о физическом, а нравственном воспитании сирот и о возможно лучшем устройстве их судьбы;

- приняв сироту на свое попечение, заведение обязано поступить в отношении его, как поступил бы добрый, умный и попечительный родитель, и с одинаковой ревностью заботиться как о злых, так и о добрых; как о талантливых, так, а о бесталанных;

- заведение заменяет си ротам родителей, насколько, конечно, такая замена возможна, и в этом его главное основное значение, к которому все остальное в нем должно относиться, как средство к цели;

- в сиротском заведении все должно исходить из одной идеи, стремиться к одной цели, двигаться по одной воле и всякий разлад, всякая борьба между воспитателями, прежде всего, поразят само воспитание и отразятся самыми грустными явлениями в характерах воспитанников;

- во главе заведения должен быть поставлен воспитатель, сколь возможно удовлетворяющий требованиям этого звания по своим знаниям и по своему характеру;

- классные воспитатели должны бы жить в самом заведении, по возможности среди своих воспитанников;

- только уверившись в безвредности дитяти для других детей, можно допустить его в институт;

- несколько часов, проведенных в праздности, являются для детей сильнейшим наказанием. Любовь же и привычка к труду есть именно та почва, на которой могут успешно развиваться все добрые качества;

- дитя, по самой природе своей, требует беспрестанно физической деятельности. Если это требование детской природы не удовлетворено, то развивающиеся силы дитяти — ему вред; хорошо еще, если ребенок сделается только шалуном и буяном, но бывают последствия еще хуже — ребенок делается скрытным, злым мальчиком и устраивает для себя такую тайную сферу деятельности, в которую воспитателю нелегко проникнуть;

Правила определяли и другие стороны поведения. Воспитанникам вменялось в обязанность заботиться о чистоте и опрятности своего тела, платья, а также книг, тетрадей и пособий. Одежда должна была застегиваться на все пуговицы, ногти и волосы на голове следовало коротко стричь. Воспитанники сами чистили свое платье, сапоги, прибирали личные вещи и приучались к самостоятельности.

За столом они должны были, есть опрятно, не спеша, правильно пользоваться столовым прибором и салфеткой.

За всякие оказанные услуги следовало благодарить и самому стараться быть услужливым мальчиком. Разговаривая со старшими, воспитанник должен стоять в приличной позе, не облокачиваясь, не опираясь на предметы, смотреть в глаза собеседнику, не перебивать его вопросами, не смеяться и отвечать сдержанно, следя за правильностью своей речи.

Садиться при взрослых ему разрешалось только после их приглашения. При встрече с взрослыми полагалось вставать, вежливо кланяться, но первому не подавать своей руки. Находясь у кого-либо в доме, воспитанник не должен был вступать в споры, подсаживаться к карточным столам, находиться в курительной комнате и начинать без приглашения разговор. Ему следовало, деликатно обращаться со всеми людьми и, в частности, с прислугой. Курение табака и употребление спиртных напитков воспитанникам категорически запрещалось. Присылаемые родителями или родственниками деньги должны сдаваться на хранение воспитателям, которые выдавали детям мелкие суммы и только на приобретение полезных вещей.

Считалось, что успешное осуществление выдвинутых задач станет возможным, если воспитатель, выполняя свои обязанности, постоянно находился в кругу детей, утверждая важный педагогический принцип: все, что делается для детей, должно делаться вместе с ними.

В целях лучшей организации помощи воспитанникам при выполнении ими домашних заданий, воспитатель присутствовал во время уроков и приготовления домашних заданий. Главная задача его состояла в том, чтобы научить детей учиться самостоятельно, любить умственный труд. Поэтому он старался быть советчиком своего воспитанника, а не простым его репетитором, помогал, а не выполнял за него домашние задания.

Во время посещения уроков воспитатель знакомился с методикой преподавания, советовался с учителем, проверял успехи воспитанников своего отделения.

Практика воспитательной работы в военных гимназиях-интернатах прежде всего опиралась на педагогические идеи К.Д. Ушинского и строилась на основе индивидуального изучения детей, учета их возрастных особенностей. Из записей воспитателя 1- й Петербургской военной гимназии:

Этот факт свидетельствует о влиянии устного слова как воспитательного средства, с помощью которого можно было без принуждения, страха и насилия действовать на нравственные качества воспитанников. Использование слова в воспитательных целях есть большое искусство, методика которого разрабатывалась в практике военных гимназий.

С 1869 году в военных гимназиях было введено обязательное обучение танцам. Целью этих занятий являлось развитие эстетического вкуса воспитанников, плавности и ритмичности их движений. Обучение танцам служило одним из средств, позволяющих будущим офицерам принимать участие в общественных развлечениях.

Преподавателя и воспитателям военных гимназий вменялось в обязанность знать строение человеческого организма, его состояние в различных возрастах и уметь применять в упражнениях анатомо-физиологические законы, чтобы преодолевать физические недостатки воспитанников. Особенное внимание обращалось на технику гимнастических упражнений практические занятия играми, борьбой, фехтованием, плаванием, верховой ездой, стрельбой, бегом, бросанием дисков и на пробные уроки преподавания телесных упражнений.

По инициативе И.Ф. Лесгафта Ф.Ф. Эрисмана со второй половины 1880-х гг. в военных гимназиях были введены регулярные осмотры воспитанников. Преподавателям и воспитателям поручалось строго следить за посадкой учеников при чтении, письме, освещением рабочих мест и т. п. Значительно улучшен был распорядок дня. Установились обязательные прогулки на свежем воздухе, физические и гимнастические упражнения. Питание воспитанников стало производиться на основе нормативов, разработанных гигиеническим отделом при участии Лесгафта, что способствовало Нормальному физическому росту воспитанников, значительному сокращению в интернатах заболеваний.

Оканчивающие военные гимназии-интернаты молодые люди отличались большой образованностью, воспитанностью и любовью к военному делу. Поступая в военные училища, они легко осваивались с новыми для них порядками и жизнью будущего офицера.

Опыт военных интернатов заслуживает особого внимания в решении жизненных проблем тех детей, которые оказались социально дезадаптированы вследствие утраты связи с семьей. Сегодня в России активно развивается сеть кадетских корпусов, кадетских школ и классов. В них под патронажем военных обучаются тысячи юных кадетов.

Проведенное нами исследование свидетельствует о том, что в педагогической науке пока еще мало сделано для раскрытия генезиса идей педагогической реабилитации осиротевших детей на основе образовательного опыта великого русского педагога КД. Ушинского. Сделанный нами анализ еще раз подтверждает значимость и актуальность исследуемой проблемы.

Список литературы

1. Н Абраменкова ВВ. Центры духовной педагогики: от интерната к пансиону // Народное образование. 2. 1991.

2. Алпанов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. М., 1958


3 Яковлева Н.Ф. Сетевое профессиональное сообщество «Центр социально-психолого-педагогического сопровождения детей в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении. Сетевое пространство дополнительного профессионального образования: проблемы, поиски, пути решения: колл. монография. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2016. 198 с.

4 Лаврентьева З.И. Педагогическая реабилитация в процессе социального развития подростков: дис. … докт. пед. наук. Новосибирск, 2009. 423 с.

5 Медведева Н.М. Социальная реабилитация дезадаптивных подростков: автореф. дис. … канд. социол. наук. Москва, 2000. 26 с.

6 Кащеева А.В. Социально-педагогическая реабилитация подростков в специализированных учреждениях посредством формирования толерантности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. С. 186-189.

7 Штинова Г.Н., Галагузова М.Л., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: учебник для вузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 260 с.

8 Паатова М.Э. Формирование социально-личностной жизнеспособности в процессе социально-педагогической реабилитации девиантных подростков в учреждениях закрытого типа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. С. 42-43.

9 Москвина Е.В. Социально-педагогическая реабилитация подростков делинквентного поведения в специальном учебно-воспитательном учреждении: дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 2017. 24 с.

10 Ушакова Т.О. Социально-педагогическая реабилитация младших подростков группы риска средствами имитационной игры: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2010. 24 с.

Целями данной работы являются изучение сущности понятия социально-педагогической реабилитации на основе анализа психолого-педагогических исследований, формулирование авторского понимания понятия.

Материал и методы исследования

Материалами исследования явились научные психолого-педагогические исследования отечественных авторов по проблеме социально-педагогической реабилитации детей. Методы исследования: тематический поиск, контент-анализ, синтез, обобщение.

В настоящее время реабилитацию рассматривают в русле междисциплинарного подхода как особый взаимообусловленный процесс взаимодействия общества и индивида, направленный на повышение активности, функциональности социальной жизни реабилитанта, включающий реализацию восстановительных мер социально-экономического, юридического, психолого-педагогического и медицинского характера.

Содержание термина раскрывается в работах Н.М. Медведевой, А.М. Мингазовой, Е.И. Холостовой, А.Б. Чистовой и иных с позиций формирования способности ребенка преодолевать неблагоприятное влияние, воспитания уважительного отношения к самому себе, самостоятельности, развития готовности жить в условиях изменяющейся среды, восстановления социальных связей и отношений, каналов реабилитации.

Современные педагоги связывают социальную реабилитацию с восстановлением социальных связей ребенка, временно или вовсе утраченных в результате девиантного поведения: совершения противоправных действий, бродяжничества, агрессивного поведения, употребления алкоголя, наркотиков, ранних половых связей, тотальной школьной неуспеваемости и др. В связи с этим Н.М. Медведевой процесс социальной реабилитации определяется как деятельность по социальной адаптации, созданию необходимых социальных и бытовых условий, формированию ценностных ориентаций [5, с. 12].

Таким образом, под социальной реабилитацией понимается процесс создания необходимых условий для независимого существования индивида в ходе восстановления самостоятельности в общественной и семейно-бытовой среде. Реабилитационный процесс в данном ключе содействует адекватному реагированию ребенка на события, происходящие в его жизнедеятельности.

Социально-педагогическая реабилитация в научных работах рассматривается как:

– процесс, который направлен на изменения в ценностно-смысловой сфере личности ребенка, восстановление его социального статуса, а также физического, психического и нравственного здоровья (Н.В. Антакова, М.В. Иванова, М.Э. Паатова, И.Ю. Тарханова и др.);

– комплекс мер профессионального, медицинского, психолого-педагогического и социально-бытового характера, способствующих овладению детьми социальными ролями, правилами поведения в обществе, их возвращению к общественно-полезной жизнедеятельности (С.Н. Дубинин, Е.А. Обухова, Е.Я. Тищенко и др.);

– система мер по выявлению внутренних ресурсов, восстановлению, коррекции или компенсации нарушенных психофизических, социальных функций; устранению, ослаблению влияния неблагоприятных факторов (Т.И. Зубкова, Э.А. Маврина, И.С. Макарьев и др.).

Анализ данных исследований показал, что в современной научно-педагогической действительности социально-педагогическая реабилитация является сложным социальным феноменом, отличающимся специфичностью целевой аудитории и содержанием деятельности, основанным на комплексном подходе, включает педагогические, психологические, социальные формы и методы работы.

Устоявшейся научной точкой зрения служит определение социально-педагогической реабилитации как процесса, направленного на возвращение ребенка к активной жизнедеятельности в социуме и к общественно полезному труду. Следует понимать, что объектами социально-педагогической реабилитации являются дети, утратившие в силу каких-либо причин навыки, содействующие их социальной активности. В связи с этим в науке существует взгляд на социально-педагогическую реабилитацию как на процесс целенаправленной социально-педагогической адаптации ребенка к современной системе ценностей, в которую входят социально-правовые, культурно-национальные и общечеловеческие ценности [6, с. 186].

В научных исследованиях встречаются идеи рассмотрения социально-педагогической реабилитации как комплекса педагогических мер, способствующих обучению детей выстраивать отношения с социумом, формированию статуса ребенка в обществе. Так, узловым компонентом в понимании социально-педагогической реабилитации группой ученых в лице Г.Н. Штиновой, М.Л. Галагузовой, Ю.Н. Галагузовой является воспитательное воздействие на реабилитанта. В данной логике авторы характеризуют процесс реабилитации как комплекс воспитательных мероприятий, способных воссоздавать личностно значимые качества личности подростка, которые обеспечивают развитие активной жизненной позиции и включение его во взаимодействие с представителями общества, создают условия для развития навыков самообслуживания, овладения социальными ролями, нормами и правилами поведения в обществе, а также получения необходимого уровня образования [7, с. 231]. Таким образом, результатом воспитательных воздействий по актуализации личностно значимых качеств личности подростка может явиться социально и личностно значимая активность ребенка, выражающаяся в социально ориентированном взаимодействии в соответствии с освоенными социальными ролями, а также во включенности в образовательный процесс.

Определение сущности социально-педагогической реабилитации осуществляется с позиции внутренних и внешних факторов. Осмысление с точки зрения внутренних факторов подразумевает организацию педагогического процесса по применению мер, направленных на выявление имеющихся внутренних ресурсов ребенка, по восстановлению, коррекции искаженных психофизических и социальных функций, статуса в социуме, по развитию активной социально ориентированной жизненной позиции, оказанию содействия в формировании социального опыта, отношений, которые способны предоставить помощь в решении трудных жизненных ситуаций. Так, М.Э. Паатова социально-педагогическую реабилитацию определяет как специально организованный процесс, направленный на преобразование ценностно-смысловой сферы личности подростков, что окажет содействие социальному развитию и личностному функционированию, успешной социализации [8, с. 42–43].

К внешним факторам воздействия Е.В. Москвина относит влияние рецидивной преступности, утраченные социальные связи с обществом (в связи с чем процесс социально-педагогической реабилитации рассматривается как способность несовершеннолетнего противостоять влияниям рецидивной преступности), владение социально ориентированными способами поведения, восстановление утраченных социальных связей с обществом через включение подростка в разнообразные виды образовательной и трудовой деятельности [9, с. 12]. По мнению А.В. Мудрика, восстановление ослабленных или утраченных социальных взаимоотношений происходит в воссозданных актуальных ситуациях социального развития ребенка, что в свою очередь является сущностью процесса социально-педагогической реабилитации.

Проанализировав научные психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме социально-педагогической реабилитации, мы пришли к пониманию, что социально-педагогическая реабилитация является процессом. Осмысление в данном ключе обеспечивает целенаправленность, целостность взаимообусловленных педагогических, социальных воздействий, находящихся в единстве и взаимосвязи, формирующих сотрудничество всех субъектов реабилитации, что качественным образом влияет на результаты работы. Рассмотрение социально-педагогической реабилитации как результата также для нас является важным основанием для понимания сущности процесса. Социально-педагогический реабилитационный процесс целесообразно направлять на формирование и развитие у подростков индивидуальных, социальных особенностей, повышающих их возможности сопротивления отрицательному воздействию внешних факторов и нивелирующих вероятное развитие социально деструктивных форм поведения.

Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков определяется как процесс обучающего и воспитательного характера, направленный на восстановление искаженных социальных связей на основе взаимосвязанного комплекса мероприятий, положительно влияющих на состояние здоровья, психическое самочувствие, направленность поведения, выстраивание отношений. Реабилитация детей с отклонениями в поведении предполагает их включение в процесс восстановления здоровья физического, психического и нравственного, а также актуализацию механизмов социализации ребенка в условиях влияния на его поведение биологических и социальных факторов. Реабилитационный процесс безнадзорных детей направлен на восстановление их в статусе активного социального субъекта, развитие личностных качеств, не противоречащих социальным нормам, активной позиции в жизнедеятельности, навыков самообслуживания, социально приемлемых правил поведения в обществе, заинтересованности в получении образования. Восстановление социального статуса ребенка-сироты в процессе социально-педагогической реабилитации происходит через преодоление внутриличностного конфликта (который имеет корни в нарушенных отношениях с биологической матерью), развитие доверительных отношений с социальной (приемной) матерью. Реабилитация детей группы риска осуществляется такими педагогическими воздействиями на реабилитанта, которые способны восстановить дееспособность ребенка, его личную активность, актуализировать его возможности.

Степень изученности проблемы социально-педагогической реабилитации детей группы риска характеризуется весьма ограниченным числом фундаментальных исследований. Мы встретили только одно научное исследование, посвященное вопросу социально-педагогической реабилитации детей группы риска, однако целевой аудиторией автора являются дети младшего подросткового возраста, а сам реабилитационный процесс понимается автором как разновидность социально-педагогической практики, направленной на восстановление полноценного взаимодействия с ближайшим окружением [10, с. 8]. Однако наше понимание социально-педагогической реабилитации выходит за рамки одного из видов педагогической практики. Считаем, что социально-педагогическая реабилитация является процессом, включающим комплекс педагогических, психологических, социальных воздействий с помощью разнообразных технологий, методов и форм работы. Полагаем, что многообразие применяемых инструментов способно удовлетворить реабилитационные потребности ребенка и тем самым повысить результативность процесса социально-педагогической реабилитации.

Выводы. В результате проведенного теоретического анализа психолого-педагогических исследований сформулируем авторское понимание изучаемого понятия. Социально-педагогическая реабилитация – это целостный процесс целенаправленных, взаимосвязанных педагогических и социальных воздействий всех субъектов реабилитации, ориентированных на актуализацию внутренних ресурсов, способствующих развитию способности подростка сопротивляться воздействию факторов социального риска дезадаптации.

Разработанность проблемы социально-педагогической реабилитации в современной педагогической науке требует дальнейшего развития, так как наблюдается отсутствие единства в понимании понятия. Научная новизна предложенного определения сущности процесса социально-педагогической реабилитации детей заключается в том, что расширяет его объектную направленность, включает актуализацию собственных ресурсов ребенка в преодолении факторов социального риска дезадаптации, взаимодействие субъектов реабилитационного пространства.

Читайте также: