Разграничивались ли в русском праве уголовные и гражданские обязательства

Обновлено: 15.05.2024

Русская правда ( древнеруск. ПРАВДА РОУСЬСКАЯ , или ПРАВДА РУСКАЯ) является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства. Его анализ, на мой взгляд, должен быть интересен достаточно широкому кругу лиц, которые интересуются правовой историей Российского государства. К большому сожалению у нас нет оригинала, всё что сохранилось до наших дней - это списки Правд (более 100), древнейшим из которых считается Краткая Правда. Она содержит в себе 43 статьи, которые делятся на статьи с 1-18 (Правда Ярослава) и с 19 по 41 (Правда Ярославичей). Две последние – это Покон вирный или Урок Ярославль (ст.42) и Устав (Урок) мостников (ст.43). Несмотря на то, что Краткая Правда состоит из нескольких частей, в действительности она является единым целым, связанным по структуре и содержанию, что говорит о многократных редактированиях, внесениях изменений.

Статья 1 гласит:

Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу, любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще боудеть роусинъ, любо гридинъ, любо коупчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои боудеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.

Перевод: «Убьет муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривень за голову.

Тут видны следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности - кровной мести . Но уже введены первые юридические понятия: муж - свободный мужчина; русин - младший княжеский дружинник: гридин - представитель боевой дружины; купчина - дружинник, занимавшийся торговлей; ябетник - дружинник, связанный с судебным процессом; мечник - сборщик штрафов; изгой - человек, потерявший связь с общиной; словенин - житель словенской, т.е. новгородской земли , в данном контексте - рядовой житель.

Основой традиционных обществ являлся общественный уклад который характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока ), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением. Преобладает аграрный уклад экономики, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли.

Несомненно как внутренняя, так и внешняя торговля наложила свой отпечаток на развитие общества и становление правовой системы Древней Руси, поэтому несмотря на сохранении права мести появляется гораздо более прогрессивное - денежное взыскание или наказание (судебные штрафы), как естественная эволюция развития общества и государственности.

Только в статье 1 Русской Правды возможно наказание в виде смерти как месть, в других статьях о ней никогда не упоминается. Это вероятнее всего связано, прежде с тем, как влияла на право христианская церковь, выступавшая против смертной казни. О телесных наказаниях и о лишении свободы также ничего не говорится.

Можно было бы соотнести 1 статью Русской Правды с другими источниками права Руси, например, по договору с Византией 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор с Византией 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства, но степень использования данных источников в повседневности не изучен в полной мере.

Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки её активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Русскую Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права, являясь первым писаным сводом законов , в котором прослеживается на примере 1 статьи её эволюция и развитие.


Оглавление

  • 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
  • 2. Периодизация отечественной истории государства и права
  • 3. Возникновение государства у восточных славян
  • 4. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
  • 5. Источники права древнерусского государства
  • 6. Государственный строй древнерусского государства
  • 7. Правовое положение населения Киевской Руси
  • 8. Система государственных органов власти Древней Руси
  • 9. Общая характеристика Русской Правды
  • 10. Судебный процесс, преступление и наказание по Русской Правде

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

9. Общая характеристика Русской Правды

Основным источником права Древнерусского государства является Русская Правда, которую считают крупнейшим памятником древнерусского права. Существует более ста списков Русской Правды, разделенных согласно содержанию на три редакции, такие как:

1) краткая редакция Русской Правды (Краткая Правда) — самая древняя часть Русской Правды, состоящая из двух частей: Правды Ярослава (1015–1054 гг.) и Правды Ярославичей (60-е гг. XI в.). Краткая Правда содержала 43 статьи, которые в основном содержали нормы уголовного права и процесса. В Правде Ярослава сохраняется кровная месть, отсутствует четкая дифференциация размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. В Правде Ярославичей отменялась кровная месть, устанавливалась мера наказаний, ограждающих жизнь и имущество феодалов. Окончательный вариант Краткой Правды сформировался в конце XI в.;

2) пространная редакция (Пространная Правда) — систематизированный сборник правовых норм, измененная и дополненная Краткая Правда. Пространная Правда содержала 121 статью. Пространная редакция Русской Правды состояла также из двух частей: Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная Правда отражала дальнейшую социальную дифференциацию, устанавливались привилегии феодалов (вводились более высокие штрафы за убийство, нанесение побоев, увечий, оскорблений, за посягательство на имущество, нарушение границ земельных владений феодалов), определялось зависимое положение смердов, закупов, закреплялось бесправие холопов. Пространная редакция свидетельствовала о дальнейшем развитии феодального землевладения, охране права собственности на имущество, определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству. Большая часть Пространной Правды были посвящены нормам уголовного права и процесса. Пространная Правда просуществовала до XIV в.;

3) сокращенная редакция (Сокращенная Правда) — систематизированный сборник правовых норм, составленный во второй половине XV в. Сокращенная Правда получила такое название за то, что из ее состава были исключены ставшие неактуальными нормы права.

Русская Правда регулировала вопросы уголовного права и процесса, гражданского права (права собственности), семейно-брачных отношений, наследственного права, обязательственного права и вопросы правового положения населения.

По Русской Правде выделялись следующие слои населения: князья, бояре (княжьи люди), служилые люди, дружина, духовенство, городское население, смерды, закупы, холопы (докладные, кабальные), рядовичи, изгои, прощенники.

Русская Правда различала договоры:

3) хранения имущества (поклажи);

4) займа с самозакладом (закупничество);

6) личного найма.

Форма договора была устной. Договор заключался при свидетелях, с совершением символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору. Стороны договоров должны были отвечать требованиям возраста, правоспособности и свободы.

Русская Правда предусматривала наследование по закону и завещанию. Преимущественное право на получение наследства имели сыновья. Наследство между сыновьями делилось поровну, но отцовский двор переходил только к младшему сыну. Дочери бояр и дружинников имели право на наследство. По Русской Правде имущество смердов могли наследовать только сыновья, при их отсутствии имущество считалось выморочным и поступало в казну князя. Незаконнорожденные дети права на наследство не имели, но если их матерью была рабыня, то они вместе с ней получали свободу.

1) краткая редакция Русской Правды (эта группа относится к первым писаным законам Киевской Руси);

2) пространная редакция (она содержит 121 статью);

3) сокращенная редакция (самая поздняя редакция Русской Правды).

Все эти правды шли сплошным текстом без деления на статьи, разделили ее позднее в XVIII в.

Структура краткой редакции Русской Правды первоначально не имела делений, но позднее (XVIII в.) была разделена на части:

1) Правда Ярослава (издана в 1015–1054 гг.);

2) Правда Ярославичей (в 60-е гг. X в.).

Окончательный вариант краткой редакции Русской Правды сформировался в конце XI в.

В XII в. Владимир Мономах добавил новые правовые нормы в Русскую Правду, в результате Русская Правда стала состоять из частей и называлась пространной редакцией:

1) Суд Ярослава (первоначальная, краткая редакция);

2) Устав Владимира Мономаха (его реформы государственного аппарата и судебной системы).

Пространная редакция просуществовала до XIV–XV вв., включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига.

Сокращенная редакция принадлежит второй половине XV в., которая связывается с именем Ивана III и его реформой правовой системы и систематизацией права. Сокращенная редакция Русской Правды потому так и называется, что из ее состава были исключены ставшие неактуальными нормы права.

Русская Правда регулировала главным образом вопросы уголовного права, но она касалась и вопросов семейно-брачного, наследственного права и вопросов правового положения населения.

По Русской Правде выделялись следующие слои населения:

1) князья (стояли над законом);

2) бояре (подчинялись закону и именовались княжьими людьми);

3) духовенство (их судила только церковь);

4) простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие);

6) холопы (рабы);

Русская Правда не содержала положений о праве собственности на землю, при этом устанавливались санкции за покушение на собственность, например за перепахивание межи устанавливался штраф – 12 гривен. Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась различная.

Русская Правда имела понятие деликтного обязательства. Ответственность за такое правонарушение устанавливалась в размере причиненного ущерба.

Русская Правда регулировала договорное право.

Виды договоров по Русской Правде:

1) купли-продажи;

2) займа;

3) хранения имущества (поклажи);

4) займа с самозакладом (закупничество);

6) личного найма.

Форма договора была устной, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору.

По Русской Правде выделялось наследование:

8. Судебный процесс по Русской Правде

Русская Правда выделяла 4 стадии судебного процесса:

2) свод-отыскание ответчика (следствие);

4) вынесение решения.

1. Заклич – первая, начальная стадия судопроизводства. Ее особенности: лицо, обнаружившее, что пропала вещь или найдено тело, должно было всенародно огласить об этом на площади при свидетелях (не обязательно фиксировать поименно этих свидетелей). Свидетелями, как правило, были все присутствующие при закличе. Заклич осуществлялся в устной форме.

2. Свод-отыскание ответчика – вторая стадия процесса, которая использовалась только в гражданском судопроизводстве. Второй стадией уголовного судопроизводства было следствие. Свод-отыскание ответчика, или следствие, проводились следующим образом: если лицо, начавшее судопроизводство (кликавшее на площади), утверждает, что это его вещь, при условии, что оно продало эту вещь ранее, то начиналась стадия свода-отыскания, на которую приглашались 12 мужчин; если же лицо говорит, что вещь не его, но куплена или кто-то поручил ее продать, то все идут на свод. Следствие предполагало прямое отыскание, т. е. все шли от одного возможного вора к другому, пока не находили истинного собственника.

Если найденное лицо (ответчик) утверждал, что он не крал вещь, и ссылался на иное лицо, то он независимо ни от чего признавался виновным и должен был выплатить штраф.

Свод был прямым истребованием вещи из чужого незаконного владения, в этом он схож с современным виндикационным процессом.

Временные рамки свода не были установлены, но в целях их сокращения закреплялось, что свод в черте города (в пределах его населения) мог проводиться не более 3 раз. Свод не проводился вне пределов города.

3. Судоговорение – это собственно рассмотрение дела.

На судоговорении стороны должны были представить доказательства и свидетелей своей правоты. Таким образом, судоговорение по Русской Правде носило состязательный характер, а все рассмотрение дела было гласным (на площади, в присутствии всех желающих) и устным (никак ход рассмотрения не фиксировался).

4. Вынесение решения – это заключительная стадия судопроизводства по Русской Правде, она также никак не оформлялась, и решение выносилось в устной форме. Приговор по уголовным делам приводился в исполнение немедленно.

По гражданским делам на основании решения суда между сторонами должно было быть заключено соглашение об исполнении приговора. Такое соглашение заключалось в течение 3–6 месяцев. Если ответчик отказывался заключить это соглашение, то потерпевший имел право обратиться в суд и просить ответчика головой, т. е. получить ответчика в качестве раба.

Допустимые доказательства по Русской Правде (документального оформления доказательства не получали):

1) свидетельские показания:

а) видаки (очевидцы);

б) послухи (свидетели, не являющиеся очевидцами); лицо для доказательства своей правоты должно было привести не менее 2 (для иностранцев) или 6 (для русских) послухов;

2) письменные документы;

3) улики (раны, ссадины).

Особый процесс был в Божьих судах. Он был жесток и основывался на вере в Божью справедливость. Виды наказаний:

1) ордалии – пытки;

2) рота – публичная клятва богами;

3) поле – судебный поединок.

9. Преступление и наказание по Русской Правде

Преступление и наказание по Русской Правде представляет собой регулирование уголовного и исполнительного производства.

Русская Правда не содержала определенного понятия преступления. Оно характеризовалось как обида, т. е. причинение материального, физического или морального ущерба кому-либо.

В Русской правде наиболее разработанной была сфера уголовного права.

Граница между областями уголовного и гражданского права была весьма условной. Уголовное правонарушение в законе не отграничивалось от гражданско-правового правонарушения. Объектами преступления были личность и имущество. Различия имели место в основном во взысканиях: за уголовным преступлением налагался штраф, взыскиваемый в пользу князя, за гражданским правонарушителем следовало возмещение убытков в пользу потерпевшей стороны.

Объективная сторона преступления в законе характеризовалась как покушение на преступление и оконченное преступление.

Законодатель имел представление о необходимой обороне, допускал безнаказанное убийство вора. В Русской Правде говорилось и о превышении пределов необходимой обороны (если вора убьют после его задержания, спустя некоторое время, когда непосредственная опасность от его действий уже не исходит).

К смягчающим обстоятельствам закон относил состояние опьянения преступника, к отягчающим – корыстный умысел. Законодатель знал понятие рецидива, повторности преступления (в случае конокрадства).

Субъектами преступления были все физические лица, иключая холопов. Понятия юридического лица Русская правда не знала. Поэтому, среди видов преступлений, предусмотренных древнерусским кодексом, нет преступлений против государства и против князя как его главы. Личность самого князя как объекта преступного посягательства рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только более высоким положением и привилегиями.

Субъективная сторона преступления включала умысел и неосторожность. Хотя четкого определения формы вины (умысел, неосторожность) не получили в Русской Правде.

Из преступлений против личности наибольшее внимание уделялось убийству. Причем,

Русская правда различала два вида убийств:

- в ссоре (на пиру),

Тяжелым преступлением против личности считалось нанесение увечий и других телесных повреждений (усечение руки, ноги, лишение глаза, нанесение побоев и т.п.). Закон выделял преступления против чести, оскорбление действием (удар чашей, рогом, мечом в ножнах).

Имущественные преступления по Русской Правде включали:

- порча межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей;

- разбой (еще не отличимый от грабежа);

- уничтожение чужого имущества;

- повреждение межевых знаков;

- конокрадство (как особый вид кражи);

- злостную неуплату долга и проч.

Русская Правда не содержала, как уже отмечалось, статей о государственных преступлениях, а также и статей о преступлениях против нравственности.

Что касается преступлений против нравственности, они уже во времена Русской Правды были отнесены к сфере собственно церковного законодательства и регламентированы церковными уставами князей Владимира и Ярослава.

Церковное законодательство боролось с многоженством, наложничеством, своевольным разводом по односторонней инициативе мужа, браками между близкими родственниками и т.п. Церковные уставы ограничивали произвол родителей при заключении брака их детьми, карал детей, бьющих своих родителей (церковным и государственным наказанием).

Система наказаний по Русской Правде достаточно проста. Например, за убийство Древнейшая часть Русской правды (Правда Ярослава) признавала возможность кровной мести и только в случае отсутствия мстителей или нежелания родственников мстить за убийство устанавливала денежное взыскание.

В Законе ничего не говорилось об убийстве князя. Другие источники Киевского государства (летописи) свидетельствуют о безоговорочном применении в этом случае смертной казни.

Смертная казнь не упоминается в кодексе, хотя на практике она, несомненно, имела место, о чем сообщается в летописях. Умолчание о смертной казни в Русской правде ученые объясняют обычно следующими обстоятельствами:

- во-первых, тем, что законодатель, стремившийся устранить кровную месть, не упоминал о смертной казни, которая ассоциировалась с кровной местью;

- во-вторых, влиянием на древнерусское право православной Церкви, выступавшей против смертной казни в принципе.

Такое наказание назначалось только в трех случаях:

– убийство в разбое,

Следующим по тяжести наказания была вира – штраф (денежное взыскание в размере 40 гривен), который назначался только за убийство.

Одинарная вира назначалась за убийство простого человека (40 гривен). Двойная вира – за убийство человека с привилегиями (80 гривен). Вира поступала в княжескую казну.

Все остальные преступления (как против личности, так и имущественные) наказывались штрафом – продажей, размер которой дифференцировался в зависимости от тяжести преступления (1, 3, 12 гривен).

Виры и продажи, поступавшие в казну, сопровождались возмещением ущерба потерпевшему и его семье. Вире соответствовало головничество, продаже – урок.

Главной целью наказания по Русской правде являлось возмещение ущерба (материального и морального).

1) краткая редакция Русской Правды (эта группа относится к первым писаным законам Киевской Руси);

2) пространная редакция (она содержит 121 статью);

3) сокращенная редакция (самая поздняя редакция Русской Правды).

Все эти правды шли сплошным текстом без деления на статьи, разделили ее позднее в XVIII в.

Структура краткой редакции Русской Правды первоначально не имела делений, но позднее (XVIII в.) была разделена на части:

1) Правда Ярослава (издана в 1015–1054 гг.);

2) Правда Ярославичей (в 60-е гг. X в.).

Окончательный вариант краткой редакции Русской Правды сформировался в конце XI в.

В XII в. Владимир Мономах добавил новые правовые нормы в Русскую Правду, в результате Русская Правда стала состоять из частей и называлась пространной редакцией:

1) Суд Ярослава (первоначальная, краткая редакция);

2) Устав Владимира Мономаха (его реформы государственного аппарата и судебной системы).

Пространная редакция просуществовала до XIV–XV вв., включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига.

Сокращенная редакция принадлежит второй половине XV в., которая связывается с именем Ивана III и его реформой правовой системы и систематизацией права. Сокращенная редакция Русской Правды потому так и называется, что из ее состава были исключены ставшие неактуальными нормы права.

Русская Правда регулировала главным образом вопросы уголовного права, но она касалась и вопросов семейно-брачного, наследственного права и вопросов правового положения населения.

По Русской Правде выделялись следующие слои населения:

1) князья (стояли над законом);

2) бояре (подчинялись закону и именовались княжьими людьми);

3) духовенство (их судила только церковь);

4) простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие);

6) холопы (рабы);

Русская Правда не содержала положений о праве собственности на землю, при этом устанавливались санкции за покушение на собственность, например за перепахивание межи устанавливался штраф – 12 гривен. Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась различная.

Русская Правда имела понятие деликтного обязательства. Ответственность за такое правонарушение устанавливалась в размере причиненного ущерба.

Русская Правда регулировала договорное право.

Виды договоров по Русской Правде:

1) купли-продажи;

2) займа;

3) хранения имущества (поклажи);

4) займа с самозакладом (закупничество);

6) личного найма.

Форма договора была устной, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору.

По Русской Правде выделялось наследование:

8. Судебный процесс по Русской Правде

Русская Правда выделяла 4 стадии судебного процесса:

2) свод-отыскание ответчика (следствие);

4) вынесение решения.

1. Заклич – первая, начальная стадия судопроизводства. Ее особенности: лицо, обнаружившее, что пропала вещь или найдено тело, должно было всенародно огласить об этом на площади при свидетелях (не обязательно фиксировать поименно этих свидетелей). Свидетелями, как правило, были все присутствующие при закличе. Заклич осуществлялся в устной форме.

2. Свод-отыскание ответчика – вторая стадия процесса, которая использовалась только в гражданском судопроизводстве. Второй стадией уголовного судопроизводства было следствие. Свод-отыскание ответчика, или следствие, проводились следующим образом: если лицо, начавшее судопроизводство (кликавшее на площади), утверждает, что это его вещь, при условии, что оно продало эту вещь ранее, то начиналась стадия свода-отыскания, на которую приглашались 12 мужчин; если же лицо говорит, что вещь не его, но куплена или кто-то поручил ее продать, то все идут на свод. Следствие предполагало прямое отыскание, т. е. все шли от одного возможного вора к другому, пока не находили истинного собственника.

Если найденное лицо (ответчик) утверждал, что он не крал вещь, и ссылался на иное лицо, то он независимо ни от чего признавался виновным и должен был выплатить штраф.

Свод был прямым истребованием вещи из чужого незаконного владения, в этом он схож с современным виндикационным процессом.

Временные рамки свода не были установлены, но в целях их сокращения закреплялось, что свод в черте города (в пределах его населения) мог проводиться не более 3 раз. Свод не проводился вне пределов города.

3. Судоговорение – это собственно рассмотрение дела.

На судоговорении стороны должны были представить доказательства и свидетелей своей правоты. Таким образом, судоговорение по Русской Правде носило состязательный характер, а все рассмотрение дела было гласным (на площади, в присутствии всех желающих) и устным (никак ход рассмотрения не фиксировался).

4. Вынесение решения – это заключительная стадия судопроизводства по Русской Правде, она также никак не оформлялась, и решение выносилось в устной форме. Приговор по уголовным делам приводился в исполнение немедленно.

По гражданским делам на основании решения суда между сторонами должно было быть заключено соглашение об исполнении приговора. Такое соглашение заключалось в течение 3–6 месяцев. Если ответчик отказывался заключить это соглашение, то потерпевший имел право обратиться в суд и просить ответчика головой, т. е. получить ответчика в качестве раба.

Допустимые доказательства по Русской Правде (документального оформления доказательства не получали):

1) свидетельские показания:

а) видаки (очевидцы);

б) послухи (свидетели, не являющиеся очевидцами); лицо для доказательства своей правоты должно было привести не менее 2 (для иностранцев) или 6 (для русских) послухов;

2) письменные документы;

3) улики (раны, ссадины).

Особый процесс был в Божьих судах. Он был жесток и основывался на вере в Божью справедливость. Виды наказаний:

1) ордалии – пытки;

2) рота – публичная клятва богами;

3) поле – судебный поединок.

9. Преступление и наказание по Русской Правде

Преступление и наказание по Русской Правде представляет собой регулирование уголовного и исполнительного производства.

Русская Правда не содержала определенного понятия преступления. Оно характеризовалось как обида, т. е. причинение материального, физического или морального ущерба кому-либо.

Читайте также: