Разграничение языковых и произносительных единиц характерно для выделения чего

Обновлено: 02.07.2024

Мотивированная речевая активность ребёнка

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. О.Н. Сомкова подчеркивает, что исследования последних лет (Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности: чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать).

Развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе

Лидия Сергеева

Развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе

Звук речи – это минимальная, нечленимая речевая единица. Звукикак материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений)

. Постановка правильного
звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. Исследователи детской речи подчеркивают, что звуковая сторона речи является тем средством, которое позволяет каждому из участников речевого общения передавать другим содержание своих мыслей, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. Фонетические наблюдения детей над артикуляцией создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи и ее произносительном аспекте.
Звукопроизношение – это процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного)

Чтобы образовался нужный звук, язык, губы и зубы должны принять определенное положение (артикуляционную позу, а именно это подчас не удается ребенку, особенно при произнесении некоторых свистящих, шипящих и сонорных. Расссмотрим особенности артикуляционного аппарата, чтобы определить основные трудности при обучению детей дошкольного возраста звукопроизношению.

Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости)

и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество
звуков.Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть спинки языка и кончик языка: Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках [с, з], подниматься за верхние зубы (при звуках [т, д], прижиматься к альвеолам (при звуке л, дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке [р])
.

Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (при звуках [с, з, ц], подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердом нёбом (при звуках [ш, щ, ж])

. Средняя часть спинки языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому нёбу
(при звуке [й]и мягких согласных)
. Задняя часть спинки языка может подниматься и смыкаться с нёбом
(при звуках [к, г])
или же образовывать щель с нёбом
(при звуке [х])
.

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (при звуках[с, з, ц, щ, ж, ч, щ, р])

; могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок
(при звуке л)
; язык может сужаться, и боковые края его не будут касаться коренных зубов
(при звуках [о, у])
.В образовании
звуков играет большую роль также подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке [у], округляться, (при звуке [о], обнажать передние верхние и нижние-зубы (при звуках [и, с, з, ц, л] и др., слегка выдвигаться вперед (при звуках [ш, л])
. Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при
звуках [п, б, м], образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках [ф, в])
.

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков. Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки [м, м’, н, н’]. Если мягкое небо поднято, а маленький язычок прижимается к задней стенке глотки, то закрывается проход в носовую полость. Выдыхаемая струя воздуха идет через рот и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м’, н, н’)

Таким образом, при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижными, а работа их координированной.

. Он длится примерно от рождения до года и характеризуется такими периодами как гуление и лепет. Второй этап – это переход к активной
речи, который, как правило, начинается на втором году жизни ребенка и знаменуется появлением первых самостоятельных слов и фраз. И только на третьем этапе, начинающегося с третьего года жизни, происходит овладение малышом речью как средством общения. С этого периода активно обогащается и расширяется пассивный и активный словарь, усложняются грамматические конструкции, осуществляется становление правильного звукопроизношения.
По данным А. Н. Гвоздева, реакции на звуки наблюдаются у слышащего ребёнка сразу после рождения. Они выражаются во вздрагивании всем телом, мигании, в изменении дыхания и пульса. Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого и начале второго месяца жизни. Они определяют направление звучания, поворачивают голову в сторону звука. Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет)

. Помимо смычных
звуков появляются щелевые, затем ребенок начинает произносить звуки разного места образования, реализуя их в максимально контрастных слогах (В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова, О. Н. Усанова и др.)
.

В этот же период начинается формирование артикуляторных противопоставлений по признакам щелевые – смычные, глухие – звонкие и к концу лепета – твердые – мягкие. Звуки лепета постепенно приобретают акустико-артикуляторную определенность и приближаются к фонетическому строю родного языка. После двух лет происходит период накопления слов, которое в свою очередь ведет к необходимости их различения в процессе общения. Поэтому звуки в речи начинают приобретать функциональную значимость, которая связана с последовательным овладением системой противопоставлений, используемых в фонетической системе языка.

О. В. Горбунова отмечает, что первыми в словесной речи появляются твердые губные [m], , [р], зубно-язычный [v] и заднеязычные звуки [k], [g]. Из мягких звуков первым появляется среднеязычный [j].В дальнейшем наблюдается следующая тенденция: сначала дети произносят мягкие варианты фонем звуков, затем – твердые. При этом взрывные звуки опережают появление фрикативных. Из фрикативных звуков первыми появляются звуки нижнего подъема – свистящие, затем верхнего – шипящие. В последнюю очередь дети овладевают смычно-щелевой и дрожащей артикуляцией.

Ребенок младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет)

Произнесение слов в этом возрасте тоже имеет особенности. Маленький ребенок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например, легко произносит звук [р] в сочетании с гласными звуками (рука, роза, и не выговаривает в сочетании с согласными (тамвай – трамвай, клыша – крыша)

В среднем дошкольном возрасте (4-4,5 года)

Формирование звукопроизношения в норме заканчивается к 4–5 годам.

В старшем дошкольном возрасте продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Произношение становится чище, высказывания – точнее, фразы – более развернутыми. Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь ребенка увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом, хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. На шестом году жизни дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности. Произносительная сторона речи детей 7-го года жизни достигает высокого уровня. Дети должны правильно произносить все звуки родного языка, четко и внятно произносить фразы, могут говорить тихо и громко, шепотом, в зависимости от обстановки.

Звукопроизношениедетей старшего дошкольного возраста характеризуется рядом особенностей:

1. Дети имеют навыки звукового анализа, определяют место звука в слове.

2. Все звуки произносятся правильно и четко.

3. Исчезает замена шипящих и свистящих звуков.

4. У части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и сонорные)

М. М. Алексеева и соавторы отмечают, что на шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, продолжают развивать восприятие речи; воспитывать звуковую выразительность речи – развивают силу голоса и его тембр, темп и ритм речи, мелодику, навыки использования разной интонации. На седьмом году жизни происходит преимущественное развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов; воспитание интонационно-звуковой выразительности речи; работа над орфоэпически правильной речью.

Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их нечетко, как бы затушевывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа, что подготавливает ребенка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

Можно сделать вывод о последовательности развития звукопроизношения в онтогенезе:

На 2 месяце развития ребенка появляются недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движения голосовых реакций – это гуление.Можно выделить гласные: а, о, у, э, согласные п, м, к, г, х.

На 3 -4 месяце – появляется лепет.

5 месяцев – неосознанное появление звуков и их комплексов.

6 месяцев – подражательное повторение отдельных ритмичных слогов.

8 месяцев – произносит 8 слогов, образованных повторением одного и того же слога (лепет)

1-2 года – появляются гласные о, а, э, согласные п, б, м. Характерные возрасту недостатки звукопроизношения – пропуск (эллизия)

согласных при стечениях и в многосложных словах; добавления гласных между согласных при их стечении, и в конце слов, заканчивающихся на согласные
звуки. Ассимиляция звуков в слове (уподобление)
– если в слове 2-3 согласных, то трудные согласные заменяются на более простые согласные, находящиеся в этом же слове. Может быть и ассимиляция гласных
звуков. Смягчение согласных звуков. Замены (субституция)
согласных
звуков, в том числе и по звонкости-глухости. Метатезис звуков (перестановка звуков)
.

В 2-3 года – гласные [ы] и [у], согласные[ф в т д н к г х й]. Сохраняются ошибки, указанные для возраста 1-2 г., но в меньшем количестве.

3-4 года – Сохраняются ошибки, указанные для возраста 1-2 г., но в ещё меньшем количестве.

4-5 лет – свистящие [з с ц], шипящие[ш ж ч щ].Из ошибок сохраняются замены некоторых, наиболее сложных согласных.

5 -6 лет – звуки [р л].

К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. Как отмечал А. Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении).

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения. Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием и проходит ряд качественно разных ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки. Они являются врожденными, одинаковыми для детей всех народов, несмотря на различия языков и культур. Эти звуки являются предшественниками речи. Проблема развития звукопроизношения у дошкольников является актуальной, так как развитие данного процесса положительно влияет на становление всей речевой системы, поэтому существует необходимость раннего выявления детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и оказания им логопедической помощи в специально организованных условиях.

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:

1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе — торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.

4. Заикание — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.

Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения произношения рассматриваются либо как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.

При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии —функциональный.

Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата — в любом возрасте.

Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия.

7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.

Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

II. Нарушения структурно - семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

1. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее).

Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает.

2. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

Нарушения письменной речи. Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения.

1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.

Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов. По данным исследователей, эти затруднения обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания.

Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения, т. е. дислексии (алексии) и дисграфий (аграфий), возникающих при афазиях.

Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса. Нарушения устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) и дисграфия (аграфия).

В приведенную классификацию включены лишь те формы речевых нарушений, которые выделены в логопедической литературе и применительно к которым разработаны методики. Внутри каждой из форм речевых нарушений существуют виды и подвиды, которые отражены в последующих главах. В этой связи следует указать, что в ряде случаев виды нарушений, относящиеся к одной форме, представляют собой не вариант, а отдельное нарушение. Например, в дислексию включены, с одной стороны, артикуляторно-фонетические нарушения, т. е. дефекты собственно звуковой реализации речи, относящиеся к уровню речевой нормы, а с другой — фонематические нарушения, обусловленные несформированностью операций, осуществляющих отбор звуков, и относящиеся к уровню структурного (языкового) оформления высказывания.

Отмеченная непоследовательность классификации стала особенно заметной в современный период развития науки в связи с возросшими знаниями о речевых (психологических и физиологических) механизмах и новыми исследованиями в логопедии. Каждый новый этап в развитии науки и новые знания требуют внесения коррективное в прежние представления, поэтому дальнейшая разработка вопросов классификации речевых нарушений остается актуальной задачей логопедии.

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.

Внимание исследователей было направлено на разработку методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей (учебной группой, классом). Для этого необходимо было найти общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, особенно те, которые актуальны для коррекционного обучения. Такой подход потребовал другого принципа группировки нарушений: не от общего к частному, а от частного к общему. Это позволило строить ее на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.

Первая группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.

Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.

Нарушения устной речи могут быть разделены на два типа:

фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи;

Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:

темпоритмической организации высказывания;

Нарушения речи

Даные нарушения могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:

Дисфония (афония) это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

Брадилалия это патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

Тахилалия это патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе - торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения.

В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием: нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.

Заикание это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

Дислалия или нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении.

Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки.

Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения про¬изношения рассматриваются либо как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.

Развитие нарушения речи

При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии - функциональный. Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата. Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

Ринолалия это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии).

При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата.

Все остальные случаи назализованного произношения звуков, обусловленные функциональными или органическими нарушениями различной локализации, в этих работах называют ринолалией. В отечественных работах явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии.

До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механической дислалии. Учитывая специфику нарушения, необходимо ринолалию выделить в самостоятельное речевое нарушение.

Дизартрия

Дизартрия это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты.

Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой формат Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различая степень проявления дизартрии.

Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции других мозговых заболеваний.

Алалия и афазия

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

Алалия это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается, не сформированной речевая деятельность ребенка.

Система языковых средств (фонематических, граммагических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов поврежден.

Афазия означает полную или частную утрату речи, обусловленнаю локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

Нарушения речи при заболеваниях

Самыми распространенными недостатками речи у детей младшего школьного возраста являются различные виды нарушения звукопроизношения:

неумение произносить тот или иной звук;

замена одного звука другим;

искажения имеющегося звука.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Им были выделены органические, центральные поражения мозга и органические периферические причины:

поражение органа слуха;

морфологические изменения артикуляционного аппарата.

Механическая дислалия может зависеть от нарушений костного и мышечного строения периферического речевого аппарата. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные дефекты периферического речевого аппарата:

несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твердого нёба;

массивные и короткие подъязычные уздечки;

изменения формы и относительной величины челюстей;

патологическое расположение и форма зубов верхней и нижней челюстей.

Приобретенные дефекты периферического речевого аппарата бывают вследствие раздробления костей и разрыва мышц (с последующими рубцами), в результате челюстно-лицевых травм. Эти нарушения могут возникнуть в любом возрасте.

Лечение

Необходимо учитывать, что три последних дефекта часто являются лишь предрасполагающим моментом к появлению дефектов звукопроизношения, так как у физически и психически здорового ребенка при правильном речевом воспитании в большинстве случаев находятся естественные пути компенсации такого дефекта.

Достижения последних лет в области биологических, медицинских и других наук о человеке позволили более полно показать значение экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) причин в возникновении речевых расстройств. Был сделан акцент на необходимость комплексного, системного подхода в диагностике речевых нарушений.

Важно не только выделять органические (центральные и периферические) и функциональные причины речевых расстройств, но и представлять себе механизмы речевых нарушений, возникающих под влиянием тех или иных неблагоприятных воздействий на организм ребенка, что необходимо для выработки стратегии и тактики коррекции речевых расстройств, а также для прогноза их предупреждения.

Бороться с проблемами речи помагают врачи-логопеды, педиатры и психологи. У каждого из специалистов разработан отдельный эффективный план по устранению недостатков речи.

Фонетика (греч. phōnē – звук, phōnētikos – звуковой)– это учение о звуковой стороне языка; наука, изучающая звуковые средства (звуки, ударение, интонацию) и звуковые единицы языка (звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты и фразы).

Фонетика занимает особое место среди других лингвистических наук, так как имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишёнными самостоятельного смыслового значения.

Звуковые единицы и звуковые средства языка

Речь линейна. Речь представляет собой звуковой поток, который членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые разными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются речевая фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук.

Речевая фраза- это отрезок звучащей речи, заключенный между двумя длительными паузами, объединенный интонацией законченности и одним фразовым ударением.

Речевой такт (или синтагма) - часть речевой фразы между двумя короткими паузами, объединённая интонационно и одним тактовым ударением.

Речевая фраза и речевой такт выделяются ритмико-интонационными средствами, членение речевого потока на фразы и такты связано со смыслом и синтаксическим членением.

Царь с царицею простился, /

В путь-дорогу снарядился, /

И царица у окна ¦

Села ждать его одна. //

Фонетическое слово - часть речевого такта, объединённая одним словесным ударением.

Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам, так как в русском языке часть служебных слов и частиц не имеет самостоятельного ударения. Такие слова примыкают к знаменательным словам, составляя вместе с ними одно фонетическое слово.

Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой: на Èгорé, не Èзнáю.

Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой: скажú - Èка, конéчно Èже, придëт Èли.

Слог - часть фонетического слова, которая произносится на одном толчке выдыхаемого воздуха.

В звуковом потоке следует различать линейные, или сегментные, единицы языка и нелинейные, или суперсегментные. Под линейными (сегментными) единицами понимаются звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, речевая фраза, то есть звуки языка или их сочетания, располагающиеся последовательно друг за другом. Звук – наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких.

Объединение сегментных единиц в более крупные единицы осуществляется благодаря суперсегментным, или просодическим, единицам. К суперсегментным (нелинейным) единицам относится ударение и интонация. Они отличаются от сегментных единиц тем, что не могут существовать сами по себе, отдельно от звуков речи, а только вместе с ними. Они как бы накладываются на линейные отрезки: линейный отрезок можно произнести отдельно, а суперсегментный – только вместе с ним.

Итак, кроме звуков, к звуковым средствам, способствующим выражению содержания в языке, относятся ударение и интонация.

Ударение

Ударение в русском языке - важнейшее фонетическое средство, которое используется для выделения единиц в речевом потоке.

Словесное ударение - выделение одного слога в фонетическом слове.

Тактовое ударение - выделение одного фонетического слова в пределах речевого такта.

Фразовое ударение - выделение одного из тактов речевой фразы.

Обычно тактовое ударение падает на последнее слово такта, а фразовое - на последний такт фразы; они выполняют функцию объединения нескольких слов в такт или нескольких тактов во фразу.

*Логическое ударение - выделение в речевом такте слова для подчеркивания его особого значения.

Особенности русского ударения

В русском языке ударение свободное (может падать на любой от начала слова слог): пéрсики , банáны, ананáсы,- и подвижное (при формо- и словообразовании может перемещаться с одного слога на другой): окнό - όкна; водá - вόдный.

Функции словесного ударения:

1) оформляющая - ударение организует звуковую оболочку слова;

2) различительная - разграничение омографов (áтлас - атлáс, мукá - мýка) и омоформ (рýки - рукú).

Методическое примечание

В начальных классах присутствует трехаспектный анализ ударения:

1) лингвистический аспект предполагает знакомство с фонетической природой ударения (выделение ударного слога путем более длительного его произношения) и наблюдения за его функциями (плáчу - плачý, гόры - горы́, гвóздики – гвоздúки и т.д.);

2) речевой аспект - знакомство с орфоэпическими нормами в области ударения (щавéль, а не щáвель ; киломéтр, а не килόметр);

3) орфографический аспект учитывает роль ударения в обозначении гласных звуков буквами.

Интонация

Интонация выполняет важные функции: она не только оформляет фразу, различные синтаксические конструкции и предложения, но и участвует в выражении мыслей, чувств и волеизъявлений людей.

♦ Методическое примечание

Знания о функциях интонации, о её видах и компонентах являются теоретической базой для организации работы по воспитанию у дошкольников и младших школьников культуры устной речи.

Слог как минимальная произносительная единица языка

Существует несколько теорий слога, трактующих сущность этого явления. Артикуляционная теория учитывает работу органов произношения. По этой теории слог – такое звукосочетание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Поэтому пламя свечи, перед которой произносится слово, отклонится столько раз, сколько в слове слогов: са́д (1 раз), садово́д (3 раза).

Но некоторые случаи слогоделения не укладываются в эту теорию. Например, при произнесении односложного слова тка́ть пламя свечи отклонится два раза, а при произнесении двусложного слова ау ́ – один раз.

Сонорная теория основывается на акустических критериях. По этой теории слог – это волна сонорности, звучности. Слог включает звуки разной звучности, из которых самый звучный является слогообразующим, или слоговым.

Обозначим по степени звучности: гласные – 4, сонорные согласные – 3, звонкие согласные – 2, глухие согласные – 1 и составим график сонорности слов беспозвоночные и жизнь.

Б Е / С П О / З В О / Н О /Ч Н Ы / Е Ж И / З Н Ь

2_б̓• ________ з•_в•_________ч̓•_________________________з•_______

На графике получились волны сонорности. Каждый пик, вершина на графике соответствует слогу. В первом слове шесть пиков и шесть слогов [б̓ь-спъ-зв α-но́-ч̓ны- jь]. Слоговые звуки – гласные. Во втором слове два пика, следовательно, два слога. Первый слоговой звук – гласный, второй – сонорный согласный (жи ́-знь). Таким образом, по теории сонорности слоговыми могут быть не только гласные, но и сонорные согласные. Но они выполняют такую функцию, только находясь в группе согласных и при полном стиле произношения (медленное, тщательное проговаривание), поэтому то же слово жизнь может быть и односложным при неполном стиле произношения.

Виды слогов:

• по началу: а) неприкрытые (начинающиеся слоговым звуком): ус [ýс], ум [ýм];

б) прикрытые (начинающиеся неслоговым звуком): я-ма [ já/мъ], дом [дόм];

• по концу: а) открытые (оканчивающиеся слоговым звуком): ли-са [лʼи/сá];

б) закрытые (оканчивающиеся неслоговым звуком): зай -чик [зαṷ/чʼик], пень [пʼэ́нʼ].

В современном русском языке строение слога подчиняется закону восходящей звучности: начальный звук наименее звучный, конечный - наиболее звучный, т.е. слоговой (гласный). Поэтому большинство слогов в русском языке - открытые.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Читайте также: