Равноценная должность что это значит

Обновлено: 18.05.2024

Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Комментарии к ст. 172 ТК РФ

1. Сводный Перечень государственных должностей Российской Федерации утв. Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 (в ред. от 1 декабря 2008 г.). Он включает следующие должности:

Председатель Правительства РФ;

Первый заместитель Председателя Правительства РФ, заместитель Председателя Правительства РФ, Руководитель Аппарата Правительства РФ - заместитель Председателя Правительства РФ, Руководитель Аппарата Правительства РФ - министр РФ;

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве);

Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве);

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания;

Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания;

председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;

член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания;

первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания;

председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;

председатель подкомитета комитета Государственной Думы Федерального Собрания;

член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;

Председатель Конституционного Суда РФ;

заместитель Председателя Конституционного Суда РФ;

судья-секретарь Конституционного Суда РФ;

судья Конституционного Суда РФ;

Председатель Верховного Суда РФ;

первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда РФ;

судья Верховного Суда РФ;

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ;

первый заместитель, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;

судья Высшего Арбитражного Суда РФ;

Генеральный прокурор РФ, первый заместитель Генерального прокурора РФ - Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ;

Секретарь Совета Безопасности РФ;

Уполномоченный по правам человека;

руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ;

Председатель Счетной палаты;

заместитель Председателя Счетной палаты;

аудитор Счетной палаты;

Председатель Центрального банка РФ;

Председатель Центральной избирательной комиссии РФ;

заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии РФ;

секретарь Центральной избирательной комиссии РФ;

член Центральной избирательной комиссии РФ (замещающий должность на постоянной основе);

председатель федерального суда;

заместитель председателя федерального суда;

судья федерального суда;

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Выборные должности в субъектах РФ определяются в законах, например в Законе Камчатского края от 7 июля 2008 г. N 91 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае".

Выборные лица местного самоуправления - депутаты представительных органов местного самоуправления, члены иных выборных органов местного самоуправления, главы муниципальных образований, иные выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставами муниципальных образований.

Выборное должностное лицо - глава муниципального образования, иное выборное должностное лицо местного самоуправления, избираемое непосредственно гражданами РФ, проживающими на территории муниципального образования.

2. Лица, избранные на выборные должности в государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляют свои полномочия на указанных должностях не по трудовому договору, а в силу акта избрания. При этом работниками, освобожденными от работы вследствие избрания на выборную должность, следует считать тех лиц, которые исполняют свои полномочия на выборной должности в государственном органе, органе местного самоуправления на постоянной (штатной) основе. Правовое положение этих лиц, их права и обязанности определяются не ТК, а специальными законами. Гарантии, предоставляемые указанным лицам в период исполнения ими полномочий по выборной должности, не относятся к предмету трудового законодательства и в данном комментарии не отражены. Однако законами о статусе указанных лиц могут предусматриваться гарантии иного рода, предоставляемые после окончания полномочий по выборной должности и связанные с последующим трудоустройством, вопросами учета периода замещения выборной должности в трудовом стаже и т.д.

Так, ст. 25 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрены гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации.

Реализация этого права члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, прекративших свои полномочия, не означает, что работник, принятый по трудовому договору, заключенному без ограничения срока, на должность, ранее занимаемую указанным выборным лицом, подлежит увольнению. Напротив, этот работник не может быть уволен по п. 2 ст. 83 ТК. Если должность, занимаемая членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы до избрания, окажется после прекращения их полномочий не вакантной, они имеют право претендовать лишь на равноценную должность.

Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение 6 мес. после прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (ч. 2 ст. 25 названного Закона).

Супругу члена Совета Федерации, супругу депутата Государственной Думы, уволенным в связи с переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняются: стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы организации за год, на который приходится переезд, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если эти лица на момент переезда занимали должность, работали по специальности либо работали (служили) в местности, которые предусматривают предоставление соответствующей льготы (ч. 5 ст. 25 указанного Закона).

3. Аналогичные гарантии установлены законами субъектов РФ о статусе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ для депутатов этих органов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной (постоянной) основе.

Так, ст. 22 Закона Ленинградской области от 27 декабря 1994 г. N 12-ОЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Ленинградской области" установлены гарантии трудовых прав депутата Законодательного Собрания: по окончании срока его полномочий ему предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия - на другом предприятии, в учреждении, организации. Срок полномочий депутата собрания засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение 3 мес. после прекращения депутатских полномочий.

Статьей 18 Закона Республики Татарстан от 18 марта 2004 г. N 15-ЗРТ "О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан" предусмотрено, что срок полномочий депутата, работающего в Государственном Совете Республики Татарстан на профессиональной постоянной основе, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в стаж государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления депутата на работу или на службу в течение 6 мес. после прекращения полномочий депутата. Депутату, работающему в Государственном Совете Республики Татарстан на профессиональной постоянной основе, замещавшему до избрания депутатом государственную должность государственной гражданской службы Республики Татарстан, муниципальную должность муниципальной службы или работавшему по трудовому договору, после прекращения его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или, с его согласия, в другом государственном или муниципальном органе, другой организации.

4. Статьей 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с указанным Законом и уставом муниципального образования.

При этом данным Законом не устанавливаются гарантии трудовых прав лицам, избранным на выборные муниципальные должности, при их переходе на данные должности, а также при прекращении полномочий по указанным должностям.

См. также: Закон Ненецкого автономного округа от 1 июля 2008 г. N 35-оз "О гарантиях лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления в Ненецком автономном округе"; решение муниципального совета Краснояружского района Белгородской области от 12 августа 2008 г. N 58 "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещающим и замещавшим выборные должности в органах государственной власти и управления Краснояружского района"; Постановление администрации г. Североморска Мурманской области от 4 августа 2008 г. N 7 "Об утверждении Порядка назначения, выплаты и финансирования доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности муниципального образования ЗАТО г. Североморск".

Время работы депутата на выборной должности засчитывалось в трудовой стаж по той специальности, по которой депутат работал до избрания на выборную должность, поэтому указанный период работы истицы на выборной должности должен быть включен в специальный педагогический стаж, приобретенный ею в соответствии с ранее действовавшим законодательством, сказано в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. N 42-В04-5.

5. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2006 г. N 1-Г06-15 касается статуса депутата (см. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2006 г. N 1-Г06-15 - не приводится).

Исполнение обязанностей по вакантной должности — это выполнение новых функций (не предусмотренных основным трудовым договором) при временном переводе или назначении на свободное рабочее место. Обычно это происходит до назначения нового специалиста или до выхода на работу прежнего.

Что такое вакантная должность

Нередко возникают ситуации, когда сотрудник уволился, а замену еще не нашли. Его задачи выполнять некому, а производственный процесс останавливать нельзя. Работодатель вынужден возложить временное исполнение обязанностей по вакантной должности на других работников. Эти места обязаны предлагать и тем, кто, например, попал под сокращение штата.

Казалось бы, все просто. Но на практике данное понятие трактуют не всегда однозначно и иногда предлагают временно свободные места. Если работник долго отсутствует по уважительным причинам, за ним рабочее место сохраняется. Например, это касается тех, кто находится в длительных командировках (ст. 167 ТК РФ), в декрете или в отпуске по уходу за ребенком (ст. 81, 256 ТК РФ), проходит диспансеризацию (ч. 1–3 ст. 185.1 ТК РФ), профессиональное обучение (ч. 1 ст. 187 ТК РФ) и др. Получается, что принять на основное рабочее место в этом случае нового работника нельзя, а временное возложение обязанностей по вакантной должности в таком случае законно. На такие должности берут сотрудников в качестве замещения на определенное время — до того момента, пока постоянный работник не приступит к исполнению функций.

Способы исполнения обязанностей по вакантной должности

Иногда, если на предприятии освобождается пост, руководители пытаются поручить исполнение обязанностей без согласия работника, нередко просто в устной форме. Нагрузка прибавляется, а заработок остается тем же. Такое решение нелегально. Чтобы поручить исполнение функций, работодатель обязан оформить все по закону. Есть два варианта: пригласить человека со стороны или предложить должность одному из сотрудников компании.

Со сторонним работником Трудовой кодекс предоставляет возможность оформить срочный трудовой договор (ст. 59) или внешнее совместительство (ст. 282). Еще один вариант — договор гражданско-правового характера на определенный срок. Но только для внештатного сотрудника при выполнении ряда заданий и оказания услуг.

При возложении и.о. на штатного сотрудника есть несколько способов:

  • совмещение профессий (ст. 60.2);
  • временный перевод (ст. 72.2);
  • внутреннее совместительство (ст. 282).

Временные переводы с согласия сотрудника

Чаще всего временные переводы осуществляются по договоренности подчиненного и руководителя. Человек на определенный срок оставляет прежнюю работу, и его переводят на новый, часто вышестоящий пост.

При переводе с согласия сотрудника максимальный срок исполнения служебных обязанностей по вакантной должности не превышает одного года (ч. 1 ст. 72.2). Но закон не ограничивает, сколько раз проводить эту процедуру. Это основное отличие от временного замещения, когда переводят лишь до выхода прежнего сотрудника.

Временные переводы без согласия

В исключительных случаях закон позволяет перевести человека на новый пост по инициативе работодателя, без согласия работника (ч. 2, 3 ст. 72.2. ТК РФ). Согласия не потребуется в следующих случаях:

  • природная или техногенная катастрофа;
  • авария на предприятии;
  • несчастный случай на производстве;
  • эпидемия;
  • пожар;
  • голод;
  • простой;
  • производственная необходимость (предотвращение порчи имущества из-за ЧС и др.).

Максимальный срок, на который переводят временного заместителя без его согласия, составляет один месяц.

Если период превысит установленный срок, то даже при срочных ситуациях потребуется письменное согласие работника. То же самое касается и ситуации, когда новые функции предполагают более низкую квалификацию. Закон позволяет человеку отказаться от перевода, если возникает угроза его жизни и здоровью, даже в условиях ЧС (абз. 5 ч. 1 ст. 219, ч. 7 ст. 220 ТК РФ).

Совмещение

Временные заместители часто трудятся на двух разных постах одновременно в пределах основного графика. Это называют совмещением. Если профессии равноценные, то совмещать должности нельзя. Для этого варианта Трудовой кодекс предусмотрел наращивание объема работ и обязанностей (ст. 60.2).

От основной работы не освобождают, но за дополнительную нагрузку полагается доплата. Например, бухгалтер совмещает текущие обязанности с функциями кадровика. Или кассир выполняет одновременно и задачи консультанта.

Совместительство

Другой способ, предусмотренный в Трудовом кодексе, — совместительство (внешнее или внутреннее). Внешнее — на разных предприятиях, внутреннее — на одном, но на двух рабочих местах. Отличие от совмещения в том, что трудиться придется отдельно от основного режима, но не более четырех часов в день.

В законодательстве определены конкретные сроки и для ряда государственных служащих: органов принудительного исполнения, МВД, МЧС и др. Максимальный срок назначения исполняющего обязанности на вакантную должность составляет 6 месяцев в год, непрерывный срок замещения до выхода прежнего сотрудника — не более 4 месяцев (например, см. ст. 31 закона № 342-ФЗ от 30.11.2011).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, в каких случаях правомерно заключение срочного трудового договора. Используйте эти инструкции бесплатно.

Порядок оформления исполнения обязанностей по вакантной должности

Чтобы в дальнейшем трудностей при проверке контролирующих органов не возникало, следует соблюдать порядок возложения временного исполнения обязанностей по должности на работника, которого выбрал руководитель. Помните: в большинстве случаев поручить новую работу без договоренности с сотрудником нельзя. Первым делом составьте официальное предложение к работнику о выполнении новых функций. Добавьте раздел с отметкой о его согласии. Если человек сначала согласился, а потом передумал, он обязан сообщить об этом за три рабочих дня до начала трудовой деятельности на новом посту.

Вот пошаговая инструкция, как оформить исполнение обязанностей по вакантной должности методом совмещения:

  1. Получите добровольное согласие с работника в письменной форме.
  2. Издайте приказ о совмещении.
  3. Новые договоренности закрепите в дополнительном соглашении к основному договору.

Процедура оформления перевода на исполняющего обязанности на вакантную должность мало чем отличается. В этом варианте тоже понадобится согласие. Затем составьте дополнительное соглашение и издайте приказ о переводе.

Если согласие не требуется из-за производственной необходимости, то необходимо только издать распоряжение.

Немаловажно правильно оформить приказ о возложении обязанностей. Унифицированной формы документа вы не найдете. Но по общим правилам в нем следует указать:

Вооруженные Силы РФ, как и любая государственная структура, иногда подвергаются процессам реорганизации, в ходе которых происходят изменения состава и характеристик должностей. Такие явления официально называются организационно-штатными мероприятиями, и обозначаются с помощью аббревиатуры ОШМ.

Каждый военнослужащий в распоряжении определенной воинской части. Но часто происходят определенные изменения в структуре ВС РФ с целью ее совершенствования. Это часто предполагает перестановку кадров и сокращение личного состава. Увольнение может коснуться любого сотрудника, независимо от его личных заслуг и отношений с коллегами. По этой причине для военнослужащего ОШМ — это неприятное явление, особенно когда в ближайшие планы не входит уход на гражданку. Однако не все так плохо для попавшего под сокращение военного, ведь он может рассчитывать на поддержку со стороны государства, оказавшись в подобной ситуации.

Поговорим о том, что собой представляет увольнение по ОШМ, и на что можно рассчитывать уволенному военнообязанному.

ОШМ для военнослужащих

Согласно действующему законодательству, к служащему в армии гражданину, должность которого сокращают или реорганизуют по ОШМ, командование вправе применить следующие меры:

Увольнение военнослужащих по ОШМ

  • вывести за штат на полгода;
  • назначить на неравнозначную должность по желанию военного;
  • определить на равноценную должность без его желания.

Основной минус такого перехода в том, что найденная вакансия может находиться в любой точке РФ, где есть структурные подразделения ВС РФ. Это очень неудобно, и часто не устраивает попавшего под сокращение. Между тем, военнослужащий вправе отказаться от перехода, только если ему предложили не равнозначную должность, тогда он может попросить увольнение по оргштатным мероприятиям, что, в свою очередь, может вызвать недовольство командования. Причины для такой реакции могут быть разные, даже банальная вредность. В таком случае руководство имеет право вывести сотрудника за штат, и дальше искать для него место, ведь если будет равнозначная должность, согласия подчиненного на перевод не потребуется. На практике сокращение по такой причине производится на усмотрение руководства, и мнение увольняемого не учитывается.

Основания для увольнения по ОШМ

Увольнение военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям правомерно, если нет иных причин для увольнения, и сложилась одна из следующих ситуаций:

  • сокращается занимаемая им должность, нет равнозначного места в другом структурном подразделении, нет согласия военнослужащего на перевод;
  • не найдена подходящая для него должность в течение полугода нахождения за штатом;
  • произошло снижение звания или оклада по должности;
  • признание его негодным к службе по данной военно-учетной специальности (ВУС);
  • сокращение должностей данной ВУС;
  • происходит замещение должностей составом в пределах одного структурного подразделения, а у военнослужащего уже есть право на получение пенсии.

Только перечисленные причины увольнения по ОШМ являются законными, об этом нужно помнить, попав под сокращение.

Как уволиться по ОШМ

При увольнении по ОШМ от мнения военного мало что зависит, но его могут попросить написать рапорт на уход по этой причине. Таким способом начальство пытается обезопасить себя на случай судебных разбирательств. Спор может возникнуть, например, из-за неправильного исчисления выслуги лет или по какой-либо иной причине. Рапорт доказывает согласие его автора на увольнение при таких условиях, и может повлиять на решение суда не в пользу военнослужащего. На самом деле есть право отказаться от написания подобного документа. Конечно, это может вызвать негатив со стороны командира, однако, заставить это делать своего подчиненного он не сможет. По закону отсутствие рапорта на увольнение по ОШМ не является препятствием для сокращения.

Возможна ситуация, когда сам военный хочет уйти в отставку, тогда увольнение по ОШМ является лучшим вариантом для него, чем по какой-либо не льготной статье. В этом случае лучше получить согласие командования на оформление такого ухода. Кода подобного желания у руководства нет, уволиться будет сложнее. Вначале, если нет равнозначной должности, военнослужащего выведут за штат на срок до 6-ти месяцев. За это время могут найти подходящую должность. По закону от нее можно отказаться, только если место находится на другой территории, а переезд невозможен, так как:

  • военнослужащий не может проживать в данной местности по состоянию здоровья, что подтверждается медицинским заключением;
  • по состоянию здоровья в данной местности не могут проживать члены семьи военного, что также подтверждается медицинским заключением;
  • есть близкий родственник, и за ним нужен уход.

Если по одной из этих причин отказаться от переезда, то через полгода командование уволит по льготной статье, однако, такие ситуации довольно редки, поэтому лучше идти мирным путем.

Компенсации при увольнении по ОШМ

Компенсация при увольнении по ОШМ

Так как сокращение по оргштатным мероприятиям наносит материальный и моральный ущерб, государство гарантирует компенсации военнослужащим при увольнении. Согласно тексту закона, увольняемому положены следующие выплаты:

  • сумма 2-х окладов, если он прослужил меньше 20-ти лет;
  • сумма 7-ми окладов при стаже более 20-ти лет;
  • увеличение суммы на оклад, если военнослужащий имеет государственные награды за службу;
  • весь год после ухода в отставку уволенного ему выплачивается оклад по воинскому званию;
  • подъемные на материальные нужды;
  • на Крайнем Севере, поступив на новое место работы, армеец сможет получать районный коэффициент процентных надбавок к оплате труда;
  • возвращается налог на имущество и землю, если уволенный прослужил больше 20-ти лет.

Такие меры направлены на защиту нарушенных интересов служащих в армии.

Обеспечение жильем при увольнении по ОШМ

Кроме всего прочего, названный документ регулирует вопрос обеспечения собственным жильем военнослужащих при увольнении по ОШМ. На это могут рассчитывать не все граждане, а соответствующие двум критериям:

  1. прослужившие более 10-ти лет в ВС РФ;
  2. нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Такие граждане не могут быть уволены без предоставления им жилого помещения или субсидии на его приобретение в любом регионе РФ. Увольнение военнослужащего без жилья возможно только в случае его отказа от предлагаемой квартиры, либо непредставления документов без уважительных причин в месячный срок после уведомления Минобороны о готовности обеспечить его жильем. Однако это не значит, что уволенные военные останутся без квартиры: они также обеспечиваются жильем, только позже. Это право закреплено ст.15 данного закона.

Очевидно, что увольнение само по себе является негативным явлением для военнослужащих, но оргштатные мероприятия будут наиболее благоприятной причиной для этого, так как данный уход со службы предполагает получение льгот и компенсаций от государства.

Если у вас есть опыт увольнения по ОШМ, поделитесь им в комментариях, там же можно задать вопрос по этой теме.

Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Комментарии к ст. 172 ТК РФ

Текст комментария: Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е

Авторы: Орловский Ю.П., Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф., Коршунова Т.Ю., Серегина Л.В., Гаврилина А.К., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д.

1. К выборным должностям в государственных органах относятся должности: Президента РФ, депутатов Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, глав исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральным законом от 12.02.2001 N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" установлены правовые, социальные и иные гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, и членам его семьи.

Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в стаж федеральной государственной службы, в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии его поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий депутата. Депутату, работавшему до избрания в Государственную Думу по трудовому договору, после прекращения его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или (с его согласия) в другой организации (ст. 25 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

В случае роспуска Государственной Думы в соответствии со ст. ст. 111 и 117 Конституции РФ ее депутаты имеют право на получение единовременного денежного пособия, равного трехкратному размеру ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий. Депутату Государственной Думы (и проживающим совместно с ним членам его семьи), находящемуся на день роспуска Государственной Думы вне его постоянного места жительства, обеспечиваются бесплатный проезд и бесплатный провоз их имущества (в контейнерах общим весом до 10 т) к постоянному месту жительства депутата. Депутату Государственной Думы, который имеет страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии по старости (включая досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости), полномочия которого прекращены в связи с роспуском Государственной Думы, с его согласия такая пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством РФ пенсионного возраста. При этом он имеет право на ежемесячную доплату к указанной пенсии (ст. 26 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Гражданин РФ, не менее одного года исполнявший полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (за исключением гражданина, полномочия которого в качестве члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы были прекращены досрочно в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы), имеет право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом о занятости. Ежемесячная доплата к пенсии такому гражданину устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии по старости (инвалидности) и ежемесячной доплаты к ней составляла: при исполнении им полномочий члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы от одного года до трех лет - 55%, свыше трех лет - 75% ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается при увеличении в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Гражданину РФ, являвшемуся членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, имеющему одновременно право на ежемесячную доплату к пенсии, пенсию за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или на дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством субъектов РФ или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов РФ или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов РФ или муниципальной службы, устанавливается ежемесячная доплата к пенсии или одна из иных указанных выплат по его выбору.

Выплата ежемесячной доплаты к пенсии гражданину, являвшемуся членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, приостанавливается при замещении им государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта РФ, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности государственной службы РФ или должности муниципальной службы. После освобождения указанного лица от соответствующей должности выплата ему ежемесячной доплаты к пенсии возобновляется либо устанавливается вновь (ст. 29 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

2. В соответствии со ст. 1 Закона о мировых судьях порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается законами субъектов РФ. В большинстве из них мировые судьи назначаются; в некоторых, например в Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан, их избирают.

3. Законы субъектов РФ, устанавливая гарантии депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, закрепляют, что депутату, работающему на постоянной профессиональной основе:

- засчитывается срок его полномочий в общий и непрерывный трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в стаж государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы (Закон Республики Татарстан от 18.03.2004 N 15-ЗРТ "О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан");

- выплачивается после окончания срока полномочий назначенное ему денежное вознаграждение до устройства на новое место работы в течение трех месяцев. Если на новом месте работы указанное лицо получает заработную плату ниже размеров прежней, то ему производится доплата до уровня прежней заработной платы, но не более трех месяцев со дня ухода с должности (Закон Курской области от 05.07.1997 N 17-ЗКО "О статусе депутата Курской областной Думы");

- предоставляется в случае досрочного прекращения полномочий Государственного Собрания, а также после окончания срока депутатских полномочий, в случае неизбрания в Государственное Собрание право на получение единовременного денежного пособия в размере его ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий (Закон Республики Башкортостан от 14.03.2003 N 479-з "О статусе депутата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан");

- после прекращения работы на профессиональной постоянной основе (за исключением ее прекращения на основании личного заявления) сохраняется право получать установленное им ежемесячное денежное содержание (с учетом индексации) до устройства на новое место работы в течение шести месяцев (Закон Республики Карелия от 25.07.2002 N 612-ЗРК "О статусе депутата Законодательного Собрания Республики Карелия").

4. В ряде случаев работникам, избранным на выборную должность, после окончания срока полномочий предоставляются гарантии трудоустройства, которые выражаются в предоставлении: прежней работы (должности); равноценной работы (должности) в той же организации; равноценной работы (должности) в другой организации.

По окончании срока нахождения в выборной должности работник вправе вернуться на прежнее место работы и работодатель обязан предоставить ему прежнюю работу (должность). Следует отметить, что на занимаемую ранее должность может быть приглашен работник, с которым работодатель заключает трудовой договор на неопределенный срок. В этом случае он может предложить только равноценную работу (должность). В период нахождения лица на выборной должности в организации, где он работал, могут произойти структурные изменения, реорганизация юридического лица, приведшая к сокращению занимаемой им ранее должности или рабочего места. В такой ситуации работодатель при возвращении работника также может предоставить ему только равноценную работу (должность).

Равноценной признается работа (должность), соответствующая прежней по квалификации, условиям труда и его оплате, объему предоставляемых в связи с ее выполнением льгот и преимуществ.

Очевидно, в настоящее время говорить о предоставлении работодателем работы (с согласия работника) в другой организации трудно, поскольку сведения о вакантных должностях (рабочих местах) сконцентрированы в отделах занятости населения.

Задайте вопрос юристу:

Читайте также: