Равенство всех граждан перед законом гражданское общество какая партия

Обновлено: 30.06.2024

Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Гражданское общество основано на уважении к праву, ориентировано на конкретного человека, обеспечивает свободу развития личности, реальность прав и свобод человека, вырабатывает механизмы контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов, располагающих комплексом прав в различных сферах общественной жизни. В экономической сфере каждый индивид выступает собственником, т.е. реально обладает средствами, необходимыми для его нормального существования. В социальной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, однако он вправе самостоятельно определять эту принадлежность. В политической сфере индивид не зависит от государства, может быть или не быть членом какой-либо политической партии, участвовать или не участвовать в выборах и т.д. В духовной сфере индивид располагает свободой своего культурного развития.

В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы человека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии, профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реализовывать потребности и интересы индивида. Гражданское общество обладает возможностью к саморазвитию, независимо от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать влияние государственной власти.

Гражданское общество развивается вместе с государством, которое впитывает некоторые его черты. Таким образом, государство движется по пути к правовому. В этом смысле правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества. В состав гражданского общества входят социально-экономические отношения и институты, общественные объединения, профсоюзы и политические партии, сфера воспитания, образования, науки и культуры, средства массовой информации, семья, церковь и др. Все они составляют структуру гражданского общества, которая представляет собой внутреннее его строение, отражающее многообразие и взаимодействие всех составных частей.

Гражданское общество включает в себя три уровня общественных отношений. Первый из них связан с воспроизводством человека, воспитанием детей, семьей, бытом, образованием, культурой. Второй охватывает сферу экономики с многообразием действующих здесь субъектов. Третий уровень связан с политической жизнью общества, субъектами которой выступают граждане, их объединения и государство.

Гражданское общество тесно связано с политической системой общества. И там, и там действуют одни и те же субъекты. Тем не менее структура гражданского общества шире, чем структура политической системы. В последнюю не входят семья, воспитание, образование, социально-экономические отношения. Через политическую систему гражданское общество тесно связано с государством. Становлению и развитию гражданского общества способствуют культурное состояние общества, правовой характер государства, расширение прав и свобод граждан. Доминирование государства над обществом — основное препятствие развития гражданского общества. В условиях демократии общество добивается децентрализации государственной власти за счет расширения прав самоуправления, укрепляется представительный принцип в формировании высших органов власти. Все это усиливает контроль за государством со стороны общества и создает условия для полной реализации прав и свобод граждан.

Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского общества и государства затруднено рядом объективных причин. Государство построено как вертикальная система органов, связанных отношениями субординации. Главная функция государства — управление обществом. Нередко она реализуется в ущерб общественным интересам. Гражданское общество построено на горизонтальных связях его субъектов, взаимодействующих на началах свободы и равенства. Деятельность государства осуществляется на основе права, тогда как жизнь гражданского общества выходит за рамки правовых норм.

Устранение противоречий между гражданским обществом и государством, установление приоритета прав личности и свободного ее развития в деятельности государства должно привести к формированию правового государства.

Правовое государство — это такая организация государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.

Идея правового государства возникла в глубокой древности как реакция на произвол и злоупотребление властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое, имея преимущественно формально-определенный характер и письменную форму, может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

О значении закона говорили философы древности. Пифагор худшим из зол считал беззаконие и произвол, а высшей добродетелью — соблюдение законов. По мнению Платона, если закон не имеет силы, неизбежна гибель государства. Аристотель подчеркивал, что там, где отсутствует власть закона, не может быть государственного строя. Древнеримский политик и оратор Цицерон утверждал, что право должно основываться на справедливости, права человека принадлежат ему от природы, поэтому под действие закона должны подпадать все граждане и даже рабы, а не только узкий круг избранных лиц, стоящих у власти.

Идея правового государства получила свое дальнейшее развитие в трудах философов Нового времени. Так, К.Ясперс считал, что государство является правовым, если в нем действует свобода, основанная на законах, и приводил в пример Англию, где существует реальное уважение к праву и суду. По мнению Д.Локка в правовом государстве должен действовать закон, обеспечивающий естественные права человека. Государство должно устанавливать такие законы и охранять их от нарушений.

Ш. Монтескье связывал господство гражданской и политической свободы с установлением режима законности и безопасности граждан. В развитие этого утверждения он разработал теорию разделения властей, взаимно уравновешивающих друг друга. И.Кант поддерживал идею разделения властей, подчеркивая принцип верховенства народа, который проявляется в праве народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции. Государство, действующее на основе конституционного права, выражает волю народа и не может ограничить личную свободу граждан. Если государство уклоняется от этого правила, то оно может потерять доверие граждан.

Д.Дидро считал, что государство возникает в результате общественного договора, по которому люди передают государству часть своих прав ради обеспечения остальных и объединения общей воли и интересов. Таким образом, государственная власть основана на воле народа. Именно он является носителем суверенитета. Главная же цель государства состоит в обеспечении и защите прав граждан.

Г. Гегель видел в государстве наиболее совершенную организацию общественной жизни, построенной на правовой основе. Он приравнивал государство к праву, только более развитому и содержательному, включающему в себя весь комплекс прав личности, семьи и общества. Государство в таком его понимании выступает, по словам Гегеля, царством реализованной свободы.

В российской политической мысли идея государства, подчиненного праву, нашла отражение в трудах А.Н.Радищева, П.И.Пестеля, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского и др. На рубеже XIX — XX вв. концепцию правового государства разрабатывали Н. М. Коркунов, П.И.Новгородцев, С.А.Муромцев, Г.Ф.Шершеневич и др. В советской правовой науке идея правового государства отрицалась как буржуазная. Лишь в последние годы, особенно после принятия Конституции 1993 г., рассмотрению основ правовой государственности стало уделяться пристальное внимание.

В настоящее время в конституциях многих государств (ФРГ, США, Российской Федерации, Франции, Австрии и др.) есть положения, определяющие эти государства как правовые. В действительности правовое государство скорее идеал, который пока не достигнут, но к которому надо стремиться. В первую очередь это касается России, которая делает только первые шаги на пути к правовой государственности.

Идея правового государства стала востребованной и получила основополагающее свое развитие в период буржуазных революций в Европе, покончивших с периодом феодализма. С того времени идет длительный процесс становления правовой государственности во многих странах. В ряде государств он имел поступательное движение, в некоторых — был прерван установлением тоталитарных режимов (например, фашистский режим в Германии). Все это доказывает, что для формирования правового государства требуется создание ряда объективных предпосылок.

В современной науке выделяют так называемые основы правового государства — предпосылки его формирования. Экономической основой выступает многоукладная экономика, в рамках которой существуют различные формы собственности. Государство устанавливает правовые основы цивилизованной конкуренции, не допуская монополизации в экономике, ущемляющей интересы потребителей. Социальную основу составляют сформированные институты гражданского общества, создающие условия для всестороннего развития личности. В социальной структуре общества доминирует средний класс, служащий залогом политической стабильности. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, наблюдает за его действиями, следит, чтобы они не выходили за рамки закона. Политическая основа проявляется в суверенитете государства, гармонично сочетающем суверенитет народа и национальный суверенитет. Нравственная основа состоит в утверждении в обществе принципов гуманизма, приоритета прав и свобод личности, уважения к правам других людей.

Правовое государство может возникнуть только там, где общество имеет стойкие демократические, политические, культурные традиции. Ценности гуманизма и справедливости должны разделяться всеми членами общества. Государство развивается вместе с обществом, поэтому становление гражданского общества служит необходимой предпосылкой формирования правового государства. Становление правового государства требует высокого уровня правовой культуры и правосознания. Только в этих условиях будут полностью исполняться предписания правовых норм. Напротив, построение правового государства затруднено в том обществе, где существуют проявления правового нигилизма.

В правовом плане предпосылкой формирования правового государства должно стать создание правовых законов, провозглашающих принципы равенства и справедливости и отвергающих произвол государственной власти. На основе этих законов утверждается правовой характер взаимоотношений государства и граждан, основанный на установлении их взаимных прав и обязанностей. При этом права и свободы граждан рассматриваются как объективные и неотчуждаемые, а их защита составляет одну из основных обязанностей государства. Наконец, должны быть созданы такие механизмы, которые исключили бы возможность монополизации власти каким-либо одним лицом, политической партией или государственным органом. Эти механизмы состоят в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, конституционной регламентации их полномочий и контроле за их деятельностью со стороны общества.

Созданное на таких основах правовое государство должно обладать следующими основными признаками:

— взаимная ответственность государства и личности.В правовом государстве не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство несет ответственность перед гражданами. Ответственность личности перед государством строится на правовых началах. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер и соответствовать тяжести правонарушения. Ответственность государства проявляется в ответственности отдельных его органов и должностных лиц. Это, например, ответственность правительства перед парламентом, депутатов — перед избирателями, юридическая (дисциплинарная, уголовная и др.) ответственность должностных лиц и т.д.;

— разделение властей.Разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предотвращает возможность злоупотреблений со стороны любой из них. Каждая из властей занимает определенное место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей функции. При этом признак разделения властей станет жизнеспособным, если он будет обеспечиваться системой сдержек и противовесов. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые гарантируют их не зависимость и взаимоограничение. В федеративном государстве рассматриваемый признак дополняется вертикальным разделением властей между федеральным центром и субъектами федерации;

— идеологический и политический плюрализм. В правовом государстве существует реальная возможность излагать и пропагандировать свои политические взгляды. В обществе на равных функционируют различные политические организации, ведущие борьбу за власть цивилизованными демократическими способами. Каждый гражданин самостоятельно решает, каких взглядов ему придерживаться, какой партии принадлежать.

Вопросы и задания

2. Что такое правовое государство? Какие этапы прошло развитие идеи правового государства?

3. Какие предпосылки необходимы для создания правового государства?

4. Назовите признаки правового государства.

5. Какие проблемы формирования правового государства существуют в современной России?

6. Прочитайте высказывания философов и правоведов прошлого и объясните, как их взгляды повлияли на развитие идеи правового государства.

Конгресс, 4 июля 1776 г.

Принята единогласно тринадцатью Соединенными Штатами Америки

Когда ход событий приводит к тому, что один из народов вынужден расторгнуть политические узы, связывающие его с другим народом, и занять самостоятельное и равное место среди держав мира, на которое он имеет право по законам природы и ее Творца, уважительное отношение к мнению человечества требует от него разъяснения причин, побудивших его к такому отделению.

Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. Разумеется, благоразумие требует, чтобы правительства, установленные с давних пор, не менялись под влиянием несущественных и быстротечных обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех пор, пока их можно терпеть, нежели использовать свое право упразднять правительственные формы, ставшие для них привычными. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствуют о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становятся правом и обязанностью народа. Эти колонии длительное время проявляли терпение, и только необходимость вынуждает их изменить прежнюю систему своего правительства. История правления ныне царствующего короля Великобритании — это набор бесчисленных несправедливостей и насилий, непосредственной целью которых является установление неограниченного деспотизма.

Гражданское общество и государство

  1. В широком значении: принимается во внимание тот фрагмент общественной жизнедеятельности, которая не охватывается государством и его структурами. В данном контексте гражданское общество появляется с образованием государства и отмежёвывается от него в качестве самостоятельной сферы, которая не зависит непосредственным образом от этого государства. Необходимо акцентировать внимание на том, что широкое значение трактовки гражданского общества подразумевает совместимость не только с демократией, но и с авторитаризмом. Вместе с тем лишь при тоталитарном режиме возможно абсолютное или же фрагментарное поглощение гражданского общества политической властью.
  2. В узком значении: гражданское общество представляется диаметральной стороной государства правового, поскольку данные элементы друг без друга не существуют. Идеи гражданского общества о беспристрастии власти, о процветании и свободе личности вполне соотносятся с идеями о главенстве права, единстве закона и права, законодательном разделении функций разнообразных ветвей государственной власти. Необходимо подчеркнуть, что гражданское общество эволюционирует совместно с государством на пути к статусу правовому. Возникновение правового государства следует рассматривать как результат становления гражданского общества, а также условие его последующего усовершенствования. Данное положение подразумевает то, что и государство, и социальные группы, не исключая и отдельных личностей, признают приоритет права, находясь при этом в равном положении.

Среди основных идей и принципов, которые выступают основой для гражданского общества (вне зависимости от особенностей страны), традиционно выделяют:

  • рыночные отношения, разнообразие форм собственности, а также экономическую свободу;
  • принцип равенства всех членов общества перед законом, гарантирование правовой и социальной защиты личности. Не менее актуально в данном контексте отсутствие вмешательства в личную жизнь граждан со стороны государства;
  • одним из существенных принципов является существование правового государства, в котором реализуется практика разделения властей, постоянно взаимодействующих между собой;
  • наличие политического и идеологического плюрализма, обеспечение многопартийности, а также представительной и непосредственной демократии.

В современной политологии гражданское общество часто рассматривается в качестве определённого сообщества независимых личностей, обладающих конкретным набором прав в разнообразных областях общественной жизни:

  • в экономической сфере любой человек фактически владеет средствами, необходимыми для адекватного существования, то есть является собственником;
  • социальная сфера характеризуется принадлежностью человека к конкретной социальной группе, хотя каждый имеет полное право решать вопрос принадлежности по своему усмотрению;
  • в политической области члены общества не пребывают в зависимости от государства, поскольку могут сами определять своё участие либо неучастие в какой-либо политической партии или организации, игнорировать или же принять участие в выборах и пр.;
  • духовная сфера — любому человеку гарантирована полная свобода в выборе своего культурного развития.

В своём развитии гражданское общество базируется на признании права, ориентируется на определённого человека, обеспечивая при этом простор для развития конкретной личности. Характерной особенностью гражданского общества следует назвать его отличие от государственных структур, в которых доминируют вертикальные (подчинения) связи, в то время как для гражданского общества традиционны горизонтальные (согласования) связи, то есть отношения соперничества и солидарности, поддержки и изолированности между равноправными субъектами. В гражданском обществе существуют различные общественные институты (профсоюзы, политические партии, разнообразные объединения), которые позволяют гарантировать интересы и потребности каждой личности. Гражданское общество характеризуется потенциалом к развитию самостоятельно, независимо от государства, что позволяет ему сдерживать воздействие государственной власти.

Гражданское общество состоит из многих элементов: сюда следует относить общественные объединения и политические партии, профсоюзы, социально-экономические институты, средства массовой информации, сферу образования и воспитания, церковь, семью и т. д. Данные составные части являются структурой гражданского общества, которая отражает его внутреннее устройство, подчёркивающее разнообразие и взаимодействие всех ключевых звеньев.

Гражданское общество обладает собственными внутренне присущими ему источниками развития, которые являются независимыми от государства. Именно они позволяют обществу сдерживать властные полномочия в деятельности государства. Среди важнейших характерных особенностей развития общества нужно отметить гражданскую инициативу, представляющую собой сознательную и энергичную деятельность, целью которой является общественное благо. Комбинация инициативы с некоторыми моральными категориями (такими, как гражданский долг, совесть) выступает убедительным средством последующего прогрессивного развития гражданского общества.

Гражданское общество представляет собой разнообразие отношений самостоятельных и равноправных личностей (без ключевого воздействия со стороны государства), развивающиеся в условиях правовой государственности и рынка. Его создание происходит, как правило, инстинктивно и снизу, выступая итогом социального и духовного освобождения людей, превращая их в свободных граждан государства (но никак не подданных), которые обладают чувством собственного достоинства и не боятся ответственности за принимаемые решения.

В структуре гражданского общества можно выделить три уровня общественных отношений:

I уровень — охватывает сферу, связанную с воспроизводством человека, воспитанием подрастающего поколения, семейными отношениями, образованием;

II уровень — подразумевает экономическую сферу, в которой действуют разнообразные существующие здесь субъекты;

III уровень составляет политическая жизнь общества, основными субъектами в которой действуют граждане, созданные ими объединения, а также государство.

Характерной особенностью гражданского общества выступает его тесная связь с политической системой в обществе, поскольку в них функционируют одинаковые субъекты. Однако вместе с тем структура гражданского общества гораздо шире, нежели структура политической системы, так как последняя не включает в себя такие элементы, как социально-экономические отношения, семья, воспитание и образование. Посредством политической системы гражданское общество вплотную связывается с государством. Формированию и дальнейшему развитию гражданского общества содействуют:

  • правовой характер данного государства;
  • культурное состояние конкретного общества;
  • увеличение объёма прав и свобод членов общества.

Главной же преградой на пути эволюции гражданского общества является преобладание государства над обществом. При демократическом режиме общество способно добиться децентрализации государственной власти благодаря расширению прав самоуправления, кроме того, происходит укрепление представительного принципа в комплектовании высших органов власти. Данные меры способствуют усилению контроля обществом государства и формируют предпосылки безусловному гарантированию прав и свобод граждан.

На пути сбалансированного развития и взаимоотношений между гражданским обществом и государством стоит ряд объективных факторов. Главным из них является построение государства в виде вертикальной системы органов власти, которые связаны отношениями подчинения. Основной же функцией любого государства выступает управление обществом, причём очень часто она идёт во вред интересам общества. Напротив, гражданское общество базируется на системе горизонтальных связей между его элементами, взаимодействие которых происходит по принципу равенства и свободы. Государство действует, основываясь на праве, в то время как деятельность гражданского общества превышает рамки правовых норм.

На современном этапе формирование определённых условий для становления упорядоченного, организованного гражданского общества в России представляется долгосрочной и животрепещущей проблемой.

Трудности при создании гражданского общества:

  • отсутствие сложившейся исторически гражданской традиции. Опыт Советского Союза полностью отвергал даже малейшую возможность формирования социальных институтов, которые не контролировались государством. Те немногие допустимые формы не обременённого государственным контролем коллективного общения (клубы самодеятельной песни, фотоклубы и пр.) не смогли превратиться в центры создания новых элементов гражданского общества. Существовавшие общественные организации (общества борьбы за трезвость, профсоюзы и т. д.) в большинстве случаев действовали формально, при этом обладая ярко выраженным идеологическим характером;
  • отсутствие подходящих экономических условий, необходимых для создания полноценных гражданских институтов. Факт существования определённой собственности в руках людей, который выступает одним из важнейших элементов самостоятельности от государства, не превратился в данный момент в реальное основание для институтов гражданского общества. Перераспределение советской собственности, которая оказалась в руках у чрезвычайно узкого круга людей, не является гарантией для членов общества от произвола государства;
  • низкий уровень развития социальной структуры — деятельность большинства общественных структур является неэффективной, к тому же во многом подчинена коммерческим интересам.

Основные понятия

  • Гражданское общество — комплекс взаимоотношений и институтов (национальных, социально-экономических, нравственных, религиозных), посредством которых реализуются интересы людей и их групп.
  • Правовое государство — специфическое устройство государственной власти, способствующее наиполнейшему гарантированию прав и свобод индивида, тогда как деятельность государства, а также связи с гражданами опираются на правовые нормы.

Вопрос для самопроверки

Охарактеризуйте основную суть и значение гражданского общества.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какие из приведённых ниже высказываний о гражданском обществе являются верными?

А. Воплощение свободы человека в гражданском обществе приводит к господству анархии.

Б. Полнейшей противоположностью гражданского общества следует назвать тоталитарное государство.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые надо вставить на место пропусков.


Формирование гражданского общества — длительный процесс, произошедший во многих развитых странах после провозглашения прав и свобод личности. Оно способно развиваться в государствах с сильной демократической системой. Что такое гражданское общество? Это система общественных отношений, на которые не оказывают влияние органы власти. В него входят объединения людей, целью которых является удовлетворение нужд населения. Познакомимся с предпосылками возникновения, функциями и признаками гражданского общества.

Предпосылки возникновения гражданского общества

Кратко познакомимся с теми условиями, которые способствовали развитию гражданского общества.

  • В сфере экономики такой предпосылкой стало возникновение частной собственности, появление конкуренции, свободы выбора.
  • В области социальных отношений становлению гражданского общества способствовало увеличение численности среднего класса.
  • Равенство граждан перед законом, защита прав и свобод личности, политический плюрализм — характерные черты гражданского общества в области политики.
  • Культурные предпосылки — возрастание количества образованного населения, провозглашение ценности знаний и умений, доступ к информации, свобода слова, появление разных точек зрения на религию.

Политические дебаты

Рис. 1. Политические дебаты.

Гражданское общество включает в себя сферы жизнедеятельности, огражденные законом от непосредственного влияния органов государственной власти. Поэтому для его существования необходимо верховенство закона, самостоятельность граждан, наличие независимых средств массовой информации, доступ к образовательным услугам.

Функции гражданского общества

Совокупность негосударственных организаций выполняет следующие основные функции:

  • влияет на соблюдение человеком норм и правил поведения, обеспечивает контроль;
  • способствует развитию политической системы, основанной на принципах демократии;
  • защищает права личности, интересы граждан, общественных организаций;
  • контролирует степень вмешательства государственных органов в частную жизнь человека.

Джон Локк

Рис. 2. Джон Локк.

Признаки гражданского общества

В обществознании выделяются следующие признаки гражданского общества:

  • высокий уровень политической культуры, проявляющийся в сознательном участии граждан в политической жизни страны (примером может быть выражение своей позиции во время выборов);
  • осознание каждым человеком своей ответственности за все события, происходящие внутри страны;
  • проявление гражданской инициативы;
  • права и свободы как главная ценность общества.

Общественные отношения, для которых не свойственны вышеперечисленные черты, не относятся к гражданскому обществу.

Участие в выборах

Рис. 3. Участие в выборах.

Структура гражданского общества

Согласно определению, гражданское общество — это совокупность общественных объединений. Примерами таких объединений являются:

  • политические партии;
  • общественные организации;
  • союзы потребителей;
  • спортивные объединения;
  • независимые СМИ;
  • благотворительные фонды;
  • научные организации;
  • акционерные общества.

Что мы узнали?

Гражданское общество — это система общественных организаций, являющихся независимыми от государства. Оно выполняет ряд важных функций. Условиями его существования является верховенство права, активная позиция населения. В структуру гражданского общества входят общественные организации, политические партии, независимые СМИ.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и правовое государство"

Политический режим – это совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.


Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, то есть государства, политических партий и движений, политических институтов и так далее.

Главный признак, по которому различаются политические режимы – это характер отношений между властью и народом, личностью и обществом.

По этому признаку выделяют следующие основные типы политических режимов: недемократические и демократические.


К недемократическим режимам принято относить: авторитаризм и тоталитаризм.

Авторитаризм – это политический режим, при котором носитель власти (например: диктатор, монарх, тиран) провозглашает сам себя имеющим право на власть.

Основными чертами авторитаризма являются:

· жёсткий контроль политической сферы общественной жизни;

· правящая партия огосударствлена;

· деятельность оппозиции возможна, но она ограничена очень жёсткими рамками;

· права и свободы граждан декларируются, но не защищены законом от произвола властей, поскольку политические права фактически отсутствуют;

· закон защищает государство, а не личность;

· в сферах, не связанных с политикой, может быть относительная свобода (например, могут проявляться рыночные отношения в экономике).

Авторитаризм или его элементы широко распространены в современных обществах. Ярким примером страны с авторитарным режимом может быть Республика Куба. Руководитель страны – Рауль Кастро – одновременно является главой государства, правительства, главнокомандующим её вооружённых сил, а также лидером правящей Коммунистической партии Кубы.

Тоталитари́зм – это политический режим, подразумевающий полнейший (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.

Основными чертами тоталитаризма являются:

· государство осуществляет контроль всех сторон общественной и частной жизни;

· запрещено всё, что не разрешено законом;

· существует однопартийная система, деятельность оппозиции не допускается;

· существует единая обязательная идеология;

· права граждан не защищены от произвола властей, осуществляются массовые репрессии;

· в экономике господствует государственная, командно-административная система;

· происходит милитаризация общества.

Противоположностью авторитаризму и тоталитаризму является демократия.

Демократия – это политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.

Демократический способ правления известен со времён античности и Древней Греции. Символом и родиной демократических традиций часто называют город Афины. В современном мире в значительной части государств провозглашены демократические политические режимы.

Основные принципы демократии это:

· Признание народа источником власти и носителем суверенитета.

· При демократии граждане формируют законодательные органы власти страны и субъекта федерации, выбирают главу государства, органы местного самоуправления. По принципиальным вопросам общественной жизни они могут высказать своё мнение, участвуя в референдуме.

Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

· Развитая система органов местного самоуправления.

· Равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни.

· Формальное равенство – равенство всех перед законом.

· Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства.

· Свободные, всеобщие, прямые, равные выборы при тайном голосовании.

· Соблюдение принципа большинства, согласно которому большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю.

· Право меньшинства на оппозицию (при условии подчинения решениям большинства).

· Наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции в политической сфере.

· Плюрализм – многообразие мнений, взглядов, политических направлений и тому подобное как один из принципов демократического устройства общества.

· Наличие независимых средств массовой информации.

· Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества.

· Правовое государство, то есть форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

· Развитое гражданское общество.

Среди условий, необходимых для существования демократии можно выделить следующие:

· Высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам.

· Многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности как основы независимости (пусть даже и относительной) человека от государства.

· Высокая степень развития общей и политической культуры общества, социальная и политическая активность граждан и их добровольных объединений, развитость гражданского общества.

Основной классификацией разновидностей демократии выступает её подразделение на типы в зависимости от того, каким образом население страны участвует в управлении, а также от того, кто и как непосредственно выполняет властные функции. В соответствии с данной типологией принято выделять прямую, представительную и плебисцитную демократию.

При прямой (непосредственной) демократии граждане сами непосредственно участвуют в подготовке и принятии решений. Данный вид демократии используется главным образом на уровне местного самоуправления.

При представительной демократии граждане участвуют в принятии решений через своих представителей, например: депутатов, избранного ими главу города, области, государства и так далее.

При плебисцитной демократии граждане могут только поддержать или отвергнуть предлагаемое решение, однако сами принять участие в его подготовке и контролировать его выполнение граждане не в силах. Это могут быть референдум, прямое голосование, всенародное обсуждение и другое.

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества.

Сегодня мы можем говорить о том, что гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Так же гражданское общество – это и совокупность негосударственных добровольных объединений граждан, которые преследуют личные и групповые интересы.

И ещё мы можем сказать, что гражданское общество – это особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.

В отличие от государственных структур, в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнёрами.

Можно выделить следующие предпосылки возникновения гражданского общества.

Экономические:

· свободный рынок и конкуренция.

· большой удельный вес в обществе среднего класса.

Политико-правовые:

· юридическое равенство граждан;

· обеспечение прав и их защита;

· обеспечение прав человека на информацию;

· высокий образовательный уровень населения;

· свобода слова и совести.


Исходя из сущности гражданского общества, в политической науке выделены его основные структурные элементы, такие как:

Во-первых, общности людей:

· Политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти.

· Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.).

· Группы интересов добровольные или вынужденные объединения людей для удовлетворения и отстаивания жизненно значимых интересов её членов в отношениях с государством, остальной частью общества, политическими институтами и другими субъектами. Например:

o профсоюзы рабочих и служащих;

o фермерские (крестьянские) организации и союзы;

o профессиональные ассоциации предпринимателей;

o феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и тому подобные движения;

o союзы ветеранов и другие.

Во-вторых, муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы.

В-третьих, добровольные хозяйственные объединения людей (союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества).

Также в структуру гражданского общества входят:

· Научные и культурные организации, спортивные общества, клубы по интересам.

· Независимые средства массовой информации.

Есть множество определений функций гражданского общества, но в основном их можно свести к следующему:

· Гражданское общество воздействует на человека (с помощью негосударственных способов и санкций), вынуждая его соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание индивидов.

· Гражданское общество защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности.

· Гражданское общество способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.

· Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть.

И действительно, государство и гражданское общество постоянно находятся во взаимосвязи. Они взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп. Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства.

Правовое государство – это форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Можно выделить следующие признаки правового государства:

· главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

· равенство всех перед законом;

· разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Они не вмешиваются в сферу деятельности друг друга, но могут контролировать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

· реальность естественных прав и свобод человека, их правовая и социальная защищённость, поскольку эти права даются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

· признание прав и свобод человека высшей ценностью;

· политический и идеологический плюрализм;

· стабильность законности и правопорядка в обществе;

· контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Что такое политический режим?

2. В чём состоят различия между авторитаризмом, тоталитаризмом и демократией?

Гражданское общество и государство

  1. В широком значении: принимается во внимание тот фрагмент общественной жизнедеятельности, которая не охватывается государством и его структурами. В данном контексте гражданское общество появляется с образованием государства и отмежёвывается от него в качестве самостоятельной сферы, которая не зависит непосредственным образом от этого государства. Необходимо акцентировать внимание на том, что широкое значение трактовки гражданского общества подразумевает совместимость не только с демократией, но и с авторитаризмом. Вместе с тем лишь при тоталитарном режиме возможно абсолютное или же фрагментарное поглощение гражданского общества политической властью.
  2. В узком значении: гражданское общество представляется диаметральной стороной государства правового, поскольку данные элементы друг без друга не существуют. Идеи гражданского общества о беспристрастии власти, о процветании и свободе личности вполне соотносятся с идеями о главенстве права, единстве закона и права, законодательном разделении функций разнообразных ветвей государственной власти. Необходимо подчеркнуть, что гражданское общество эволюционирует совместно с государством на пути к статусу правовому. Возникновение правового государства следует рассматривать как результат становления гражданского общества, а также условие его последующего усовершенствования. Данное положение подразумевает то, что и государство, и социальные группы, не исключая и отдельных личностей, признают приоритет права, находясь при этом в равном положении.

Среди основных идей и принципов, которые выступают основой для гражданского общества (вне зависимости от особенностей страны), традиционно выделяют:

  • рыночные отношения, разнообразие форм собственности, а также экономическую свободу;
  • принцип равенства всех членов общества перед законом, гарантирование правовой и социальной защиты личности. Не менее актуально в данном контексте отсутствие вмешательства в личную жизнь граждан со стороны государства;
  • одним из существенных принципов является существование правового государства, в котором реализуется практика разделения властей, постоянно взаимодействующих между собой;
  • наличие политического и идеологического плюрализма, обеспечение многопартийности, а также представительной и непосредственной демократии.

В современной политологии гражданское общество часто рассматривается в качестве определённого сообщества независимых личностей, обладающих конкретным набором прав в разнообразных областях общественной жизни:

  • в экономической сфере любой человек фактически владеет средствами, необходимыми для адекватного существования, то есть является собственником;
  • социальная сфера характеризуется принадлежностью человека к конкретной социальной группе, хотя каждый имеет полное право решать вопрос принадлежности по своему усмотрению;
  • в политической области члены общества не пребывают в зависимости от государства, поскольку могут сами определять своё участие либо неучастие в какой-либо политической партии или организации, игнорировать или же принять участие в выборах и пр.;
  • духовная сфера — любому человеку гарантирована полная свобода в выборе своего культурного развития.

В своём развитии гражданское общество базируется на признании права, ориентируется на определённого человека, обеспечивая при этом простор для развития конкретной личности. Характерной особенностью гражданского общества следует назвать его отличие от государственных структур, в которых доминируют вертикальные (подчинения) связи, в то время как для гражданского общества традиционны горизонтальные (согласования) связи, то есть отношения соперничества и солидарности, поддержки и изолированности между равноправными субъектами. В гражданском обществе существуют различные общественные институты (профсоюзы, политические партии, разнообразные объединения), которые позволяют гарантировать интересы и потребности каждой личности. Гражданское общество характеризуется потенциалом к развитию самостоятельно, независимо от государства, что позволяет ему сдерживать воздействие государственной власти.

Гражданское общество состоит из многих элементов: сюда следует относить общественные объединения и политические партии, профсоюзы, социально-экономические институты, средства массовой информации, сферу образования и воспитания, церковь, семью и т. д. Данные составные части являются структурой гражданского общества, которая отражает его внутреннее устройство, подчёркивающее разнообразие и взаимодействие всех ключевых звеньев.

Гражданское общество обладает собственными внутренне присущими ему источниками развития, которые являются независимыми от государства. Именно они позволяют обществу сдерживать властные полномочия в деятельности государства. Среди важнейших характерных особенностей развития общества нужно отметить гражданскую инициативу, представляющую собой сознательную и энергичную деятельность, целью которой является общественное благо. Комбинация инициативы с некоторыми моральными категориями (такими, как гражданский долг, совесть) выступает убедительным средством последующего прогрессивного развития гражданского общества.

Гражданское общество представляет собой разнообразие отношений самостоятельных и равноправных личностей (без ключевого воздействия со стороны государства), развивающиеся в условиях правовой государственности и рынка. Его создание происходит, как правило, инстинктивно и снизу, выступая итогом социального и духовного освобождения людей, превращая их в свободных граждан государства (но никак не подданных), которые обладают чувством собственного достоинства и не боятся ответственности за принимаемые решения.

В структуре гражданского общества можно выделить три уровня общественных отношений:

I уровень — охватывает сферу, связанную с воспроизводством человека, воспитанием подрастающего поколения, семейными отношениями, образованием;

II уровень — подразумевает экономическую сферу, в которой действуют разнообразные существующие здесь субъекты;

III уровень составляет политическая жизнь общества, основными субъектами в которой действуют граждане, созданные ими объединения, а также государство.

Характерной особенностью гражданского общества выступает его тесная связь с политической системой в обществе, поскольку в них функционируют одинаковые субъекты. Однако вместе с тем структура гражданского общества гораздо шире, нежели структура политической системы, так как последняя не включает в себя такие элементы, как социально-экономические отношения, семья, воспитание и образование. Посредством политической системы гражданское общество вплотную связывается с государством. Формированию и дальнейшему развитию гражданского общества содействуют:

  • правовой характер данного государства;
  • культурное состояние конкретного общества;
  • увеличение объёма прав и свобод членов общества.

Главной же преградой на пути эволюции гражданского общества является преобладание государства над обществом. При демократическом режиме общество способно добиться децентрализации государственной власти благодаря расширению прав самоуправления, кроме того, происходит укрепление представительного принципа в комплектовании высших органов власти. Данные меры способствуют усилению контроля обществом государства и формируют предпосылки безусловному гарантированию прав и свобод граждан.

На пути сбалансированного развития и взаимоотношений между гражданским обществом и государством стоит ряд объективных факторов. Главным из них является построение государства в виде вертикальной системы органов власти, которые связаны отношениями подчинения. Основной же функцией любого государства выступает управление обществом, причём очень часто она идёт во вред интересам общества. Напротив, гражданское общество базируется на системе горизонтальных связей между его элементами, взаимодействие которых происходит по принципу равенства и свободы. Государство действует, основываясь на праве, в то время как деятельность гражданского общества превышает рамки правовых норм.

На современном этапе формирование определённых условий для становления упорядоченного, организованного гражданского общества в России представляется долгосрочной и животрепещущей проблемой.

Трудности при создании гражданского общества:

  • отсутствие сложившейся исторически гражданской традиции. Опыт Советского Союза полностью отвергал даже малейшую возможность формирования социальных институтов, которые не контролировались государством. Те немногие допустимые формы не обременённого государственным контролем коллективного общения (клубы самодеятельной песни, фотоклубы и пр.) не смогли превратиться в центры создания новых элементов гражданского общества. Существовавшие общественные организации (общества борьбы за трезвость, профсоюзы и т. д.) в большинстве случаев действовали формально, при этом обладая ярко выраженным идеологическим характером;
  • отсутствие подходящих экономических условий, необходимых для создания полноценных гражданских институтов. Факт существования определённой собственности в руках людей, который выступает одним из важнейших элементов самостоятельности от государства, не превратился в данный момент в реальное основание для институтов гражданского общества. Перераспределение советской собственности, которая оказалась в руках у чрезвычайно узкого круга людей, не является гарантией для членов общества от произвола государства;
  • низкий уровень развития социальной структуры — деятельность большинства общественных структур является неэффективной, к тому же во многом подчинена коммерческим интересам.

Основные понятия

  • Гражданское общество — комплекс взаимоотношений и институтов (национальных, социально-экономических, нравственных, религиозных), посредством которых реализуются интересы людей и их групп.
  • Правовое государство — специфическое устройство государственной власти, способствующее наиполнейшему гарантированию прав и свобод индивида, тогда как деятельность государства, а также связи с гражданами опираются на правовые нормы.

Вопрос для самопроверки

Охарактеризуйте основную суть и значение гражданского общества.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какие из приведённых ниже высказываний о гражданском обществе являются верными?

А. Воплощение свободы человека в гражданском обществе приводит к господству анархии.

Б. Полнейшей противоположностью гражданского общества следует назвать тоталитарное государство.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые надо вставить на место пропусков.

Читайте также: