Расскажите об основных учениях о происхождении государства и права в чем причины плюрализма

Обновлено: 05.07.2024

Познание государства и права закономерно начинается с обра­щения к проблемам, связанным с процессами формирования начал государственности и правового закрепления публичных институтов властвования Всегда ли в истории человеческого общества сущест­вовали эти столь органично ему присущие социальные явления или возникают они на соответствующем этапе развития мировой циви­лизации'' Сегодня ответ очевиден государство и право являются продуктом определенной исторической эпохи, которая поддается изучению и измерению, естественно с точки зрения современных исследователей, вооруженных всем богатством научных знаний об окружающем нас социуме Однако и поныне не утихают споры вокруг причин и путей зарождения государства и права как у раз­ных народов и в различных географических регионах, так к в целом

Следует согласиться, что вряд ли исторические, этнографиче­ские, антропологические или иные науки, дающие все новые дан­ные о формах и способах возникновения государственности, сой­дутся на какой-либо определенной дате, которая фиксировала бы появление первого государственного образования.

Соблазнитель­но, конечно же, принять за точку отсчета конкретное столетие, год или даже день, как сделали средневековые интерпретаторы текста Библии, определив по нему точные сроки создания челове­ка и всего земного, а именно — качало октября 3761 года до н э

Либо начинать государственное летоисчисление с даты реально­го исторического события, например со дня переезда пророка Му­хаммеда из Мекки в Медину (16 июля 622 г.). Но поступив подоб­ным образом, исследователи лишили бы себя простора выбора для обобщений, подгоняя свои субъективные суждения под определен­ную философию мысли, определенную религию и столь же опреде­ленное государство и его право.

Потому и вызывают обоснованный скептицизм древние и не столь давние теории о возникновении государства, пытавшиеся от­талкиваться от конкретных дат в государственно-правовой истории В соответствии с выводами некоторых их них государство появляет­ся, например, в 3100 г. до н.э с формированием Раннего царства в Египта Однако в выделенном случае речь идет об объединении уже существовавших с середины IV тысячелетия до н.э. государствен­ных образований на берегах Нила Признанием этой очевидности служат недавние раскопки в захоронениях эпохи дофараоновского Египта, относящиеся к 3300-м годам до н.э. В одной из могил были найдены глиняные таблички, которые представляют собой первые в мире налоговые документы, а именно отчеты о передаче правителю десятой доли имущества подданных Открытие свидетельствует о наличии особых властно-правовых отношений в стране по крайней мере за 200 лет до ранее фиксированной даты создания первого в мире государства

ренне И лишь несколько десятков тысяч лет тому назад формиру­ется homo sapiens — человек современного типа, что в дальнейшем приводит к изменениям в его социальном окружении.

10 тыс. лет тому назад на основе неолитической революции человечество пере­ходит к оседлому образу жизни. Результатом качественных перемен стало появление примерно 6—5,5 тыс. лет тому назад первых форм государственности и первых правовых систем, закрепляемых пуб­личной властью.

Действительно, можно ли считать датами появления древнерус­ского государства 862 г., когда новгородские племена пригласили Рюрика к себе на княжение, либо 882 г, когда его преемник Олег 34ХВ1ТШ) земли Среднего Приднепровья? Отнюдь нет, поскольку многочисленные источники (в их числе археологические раскопки, сочинения византийских и восточных авторов-современников тех событий) свидетельствуют о том, что формирование государства в Древней Руси происходило изнутри на протяжении VI—IX вв. Именно тогда наблюдается рост городов, на пересечении торговых путей создается Киев, образуются органы управления союзов пле­мен, устанавливается иерархия среди вождей-князей, те. происхо­дит постепенное становление государственных институтов.

Но что же послужило толчком, непосредственным основанием для появления государства в его понимании как совокупности вла­сти, территории и населения, подчиняющегося общим законам' В этом принципиальном вопросе не было, да и до сих пор нет единой позиции, что вполне объяснимо Ведь на выработку отношения различных учений к сути проблемы о происхождении государства и права оказывали и продолжают оказывать влияние многочисленные факторы. Во все времена люди стремились выяснить и объяснить причины возникновения государственно организованного общест­ва, выявить корни власти и облеченных ею правителей, найти и проследить те нити, которые связывают государство и право, и оп­ределить в них главную определяющую

Первопричиной появления государства и права объявлялись.

• божественное происхождение государственной власти, ее ос-

• биологическая эволюция человеческого рода на пути от низше­го к высшему;

• антропологические различия людей, приведшие к господству одной расы и принижению роли иных народов и наций;

• захваты чужих территорий и насильственное удержание в подчинении их населения;

• сила разума, проявившаяся в самоограничении естественных прав человека в пользу общественных целей;

• непримиримость классовой борьбы, выразившаяся в установле­нии господства одних слоев общества над другими;

• строительство крупных гидротехнических сооружений, для чего принудительно соединялись огромные народные массы,

• психологические потребности людей жить коллективно и взаи­модействовать в условиях организованного сообщества,

• г-юба/ьные экологически кризисные явления, способствовав­шие объединению людей в целях выживания, и др

• неадекватностью философско-идеологических воззрений их представителей;

• различиями в развитости той или иной формы государственно­сти, которая становилась предметом изучения и обобщения;

• социальной и политической заданностью учения, т е тем, что именно оно стремилось увековечить или оправдать;

• уровнем развития самой человеческой цивилизации и степе­нью ее общего познания

Последние обстоятельства становятся решающими в ныне пред­ставленной шкале теорий происхождения государства и права. Од­ни из доктринальных представлений давно изжили себя, в то же время являя познавательный интерес для общеюридической и исто- рико-правовых наук; другие построения продолжают отстаивать не­изменность и правоту своих выводов и предложений; третьи утвер­дились в роли частных теорий, раскрывающих определенные грани процесса формирования государственности, иные же переросли свои прежние рамки, став составной частью интегрированных на­учных знаний современного общества о государстве и праве.

Теории происхождения государства и права — это научные концепции, объясняющие условия и причины возникновения государства.

Государственно-правовая действительность окружает людей на протяжении многих тысячелетий. Люди являются подданными, или гражданами определенного государства, сообразуют свои действия с правовыми требованиями и предписаниями, подчиняются государственной власти.

Еще в глубокой древности люди начали задумываться о том, как появились государство и право, причины и пути их возникновения. Различные теории по- разному отвечают на эти вопросы. Множественность теорий обусловлена различиями социальных и исторических условий, в которых жили исследователи, разнообразием философских и идеологических позиций, которые они занимали.

Основные теории происхождения государства и права:

  • теологическая теория;
  • патриархальная теория;
  • органическая теория;
  • теория насилия;
  • психологическая теория;
  • теория общественного договора (естественного права);
  • историко-материалистическая теория.

Теологическая, патриархальная, органическая теории

Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения государства и права. Она объясняла их происхождение исключительно божественной волей. Представители теологической теории: религиозные деятели средневековой Европы (XIII век — Фома Аквинский), Древнего Востока, идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты).

Теологическая теория отстаивает идеи вечности и незыблемости государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле, как воле Бога, которая проявляется через религиозные организации и церковь. Теологическая теория недоказуема, ее невозможно прямо опровергнуть. Вопрос об истинности теологической теории решается только вместе с вопросом о существовании Высшего Разума, Бога и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Патриархальная теория. Ее основатель — Аристотель (III в. до н.э.). Идеи патриархальной теории высказывали и поддерживали Михайловский, Фильмер и др. Суть теории в том, что государство появляется из разрастающейся во времени, из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится монархом, главой государства. Его власть является продолжением власти отца. Монарх выступает отцом всех подданных. Все население должно подчиняться законам и государственной власти.

Патриархальная теория полностью опровергнута исследованиями современных ученых. Не существует ни одного исторического свидетельства, подтверждающего эту теорию. Доказано, что патриархальная семья и государство появились одновременно в процессе разложения первобытнообщинного строя. Родственные связи в таком обществе достаточно быстро утрачиваются.

Органическая теория возникла в XIX веке в результате определенных успехов в естествознании. Еще древнегреческие мыслители сравнивали государство с живым организмом, законы которого представляли собой процессы человеческой психики. С появлением дарвинизма социологи и юристы стали применять некоторые биологические закономерности (эволюция, межвидовая и внутривидовая борьба, естественный отбор и т.д.) на социальные процессы. Наиболее яркие представители этой теории: Г. Спенсер, Блюнчли, Прейс, Вормс и др.

Согласно органической теории человечество появляется в виде результата эволюции животного мира:

  1. Развитие человечества привело к объединению людей, обусловленных процессом естественного отбора (противостояние и борьба с соседями) в единый организм — государство.
  2. В этом организме функции мозга выполняет правительство, которое управляет всем организмом, используя право в качестве импульсов, передаваемых мозгом.
  3. Низшие классы выполняют функции обеспечения жизнедеятельности организма (внутренние функции), а господствующие классы — внешние функции (нападение, оборона).

Органическая теория проявила свою несостоятельность. Все существующее в ней выстроено с учетом разных уровней проявления, жизнедеятельности и бытия. Развитие каждого уровня обусловлено характерными для этого уровня законами (классической и квантовой механики, биологии, химии и т.п.). Как нельзя объяснить эволюцию исходя только из законов естественных наук, так и нельзя распространить на развитие человеческого общества биологические законы. Отдельные положения органической теории можно использовать, как аналоги для понимания процессов возникновения государства.

Теория насилия, психологическая теория, теория общественного права, историко-материалистическая теория

Теория насилия появилась в XIX веке. Основные представители: К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг и др. Теория насилия объясняет происхождение государства и права определенными аспектами военно-политического характера — союзом племен. Государственный аппарат создавался для подавления порабощенного племени, принимались нужные законы. Возникновение государства — реализация закономерности принципа подчинения слабого сильному. Сторонники теории опирались на факт происхождения таких государств, как: венгерское раннегерманские и др.

Психологическая теория появилась XIX веке. Ее представители: Л.И. Петражицкий, Г. Тард и др. Появление государства и права объяснялось развитием и проявлениям свойств человеческой психики: подражанием, потребностью подчиняться, осознанием справедливости определенных вариантов отношений и действия, зависимости от элиты первобытного общества и др. Социальные закономерности могут реализоваться только через человеческую деятельность и поведение. Свойства психики оказывают некоторое влияние на реализацию этих закономерностей, но при этом не являются решающими. Сама психика формируется под воздействием соответствующих социальных, экономических и других внешних условий.

Историко-материалистическая теория связана с именами Л. Моргана, К. Маркса и Ф. Энгельса. Суть теории в том, что государство появляется, как естественный результат развития религии, первобытного общества, экономического развития, которое обеспечивает материальные условия появления государства и права, определяет социальные трансформации общества, представляющие важные условия и причины возникновения государства и права.

По-другому возникали государства в Южной Европе, где ведущую роль играло классовое расслоение, которое произошло в результате интенсивного формирования частной собственности. Сюда относятся возникновение Древней Греции, Рима. В Риме долгое время противоборствовали две группы свободных членов родоплеменного общества: патриции и плебеи. Это тоже оказало существенное влияние на классовое расслоение.

На вопрос возникновения государств в западной и восточной Европе существует несколько точек зрения. Сторонники первой точки зрения говорят о разложении первобытных отношений и зарождении феодальных (Россия, Германия). Вторая точка зрения сводится к тому, что после разложения родового строя наступает период длительный по времени, когда родовая знать определяется в особую группу, обеспечивает себя привилегиями, захватывает большую часть собственности. Крестьяне при этом не теряют своей свободы и имеют в собственности землю. Такой тип государства называется профеодальным.

В России IX-X вв формой государственности были города-государства Новгород, Псков, Суздаль с общинным устройством и общим собранием – вече. Эти города повлияли на формирование государственно-правового управления. Общественные отношения регулировали обычное и договорное право. В 862 г. новгородцами на княжение был приглашен Рюрик. Он не имел права собирать налоги, город просто оплачивал его работу.

Пути возникновения государства различны, существует несколько теорий.

Теологическая теория происхождения государства

К родоначальникам этой теории можно отнести Августина, Фому Аквинского. Древнейшая из теорий отражает теократические черты первых государств: законность культа и его обрядов, роль жрецов, соглашение между религиозной и светской властью.

Согласно данной теории творцом всего является Бог. Поэтому сущность государства, его природу познать невозможно, так как это божье творение. Теория не отрицает существование земного государства и поддержание в нем порядка. Благодаря этой теории престиж государства и государственной власти был высоко поднят. Теория к тому же осуждала преступность, способствовала утверждению порядка в обществе.

Патриархальная теория возникновения государства

Этой теории придерживались в Древней Греции и Риме, она была распространена во времена средневекового абсолютизма и дошла до наших дней. Родоначальником можно считать Аристотеля, который считал, что государство – это естественная форма человеческой жизни. Вне государства человек осуществлять общение, деятельность не может. Человек – это общественное существо, он стремится объединится с себе подобными, образовать патриархальную семью. Когда таких семей создается множество, происходит образование государства. Аристотель приравнивал власть государства к отцовской власти.

Л.Филмер в абсолютистской Англии, ссылаясь на патриархальную теорию, доказывал то, что королевская власть была дана Адаму Богом, поэтому он не только отец человеческого рода, но и властелин.

Теория договорного появления государства

Теория тоже древняя. Древнегреческие софисты считали, что люди объединились на договорных началах для того, чтобы обеспечить справедливость. Эпикур провозглашал, что государство покоится на взаимном договоре.

Руссо считал, что договор – основа законной власти. Каждый, кто договаривается, должен подчиняться общей воле (государству), став его участником. Суверенитет принадлежит народу в целом, правитель уполномочен народом, он отчитывается перед ним и сменяется по его воле.

Учение Гегеля и теория завоевания

В начале XX века стала распространяться теория насилия (завоевания). Опираясь на исторические факты, основоположники теории считали войны и завоевания основой государства. Л.Гумплович утверждал, что все государства возникли при помощи актов насилия.

Ирригационная, органическая и марксистская теории происхождения государства

Органическая теория, сторонниками которой являются Спенсер, Вормс, утверждает, что государство сформировалось при естественном развитии. Государство появилось вместе с людьми и является творением сил природы.

Ленин говорил о государстве как об аппарате для применения насилия, поддержания господства одного класса над другим.

По-другому возникали государства в Южной Европе, где ведущую роль играло классовое расслоение, которое произошло в результате интенсивного формирования частной собственности. Сюда относятся возникновение Древней Греции, Рима. В Риме долгое время противоборствовали две группы свободных членов родоплеменного общества: патриции и плебеи. Это тоже оказало существенное влияние на классовое расслоение.

На вопрос возникновения государств в западной и восточной Европе существует несколько точек зрения. Сторонники первой точки зрения говорят о разложении первобытных отношений и зарождении феодальных (Россия, Германия). Вторая точка зрения сводится к тому, что после разложения родового строя наступает период длительный по времени, когда родовая знать определяется в особую группу, обеспечивает себя привилегиями, захватывает большую часть собственности. Крестьяне при этом не теряют своей свободы и имеют в собственности землю. Такой тип государства называется профеодальным.

В России IX-X вв формой государственности были города-государства Новгород, Псков, Суздаль с общинным устройством и общим собранием – вече. Эти города повлияли на формирование государственно-правового управления. Общественные отношения регулировали обычное и договорное право. В 862 г. новгородцами на княжение был приглашен Рюрик. Он не имел права собирать налоги, город просто оплачивал его работу.

Пути возникновения государства различны, существует несколько теорий.

Теологическая теория происхождения государства

К родоначальникам этой теории можно отнести Августина, Фому Аквинского. Древнейшая из теорий отражает теократические черты первых государств: законность культа и его обрядов, роль жрецов, соглашение между религиозной и светской властью.

Согласно данной теории творцом всего является Бог. Поэтому сущность государства, его природу познать невозможно, так как это божье творение. Теория не отрицает существование земного государства и поддержание в нем порядка. Благодаря этой теории престиж государства и государственной власти был высоко поднят. Теория к тому же осуждала преступность, способствовала утверждению порядка в обществе.

Патриархальная теория возникновения государства

Этой теории придерживались в Древней Греции и Риме, она была распространена во времена средневекового абсолютизма и дошла до наших дней. Родоначальником можно считать Аристотеля, который считал, что государство – это естественная форма человеческой жизни. Вне государства человек осуществлять общение, деятельность не может. Человек – это общественное существо, он стремится объединится с себе подобными, образовать патриархальную семью. Когда таких семей создается множество, происходит образование государства. Аристотель приравнивал власть государства к отцовской власти.

Л.Филмер в абсолютистской Англии, ссылаясь на патриархальную теорию, доказывал то, что королевская власть была дана Адаму Богом, поэтому он не только отец человеческого рода, но и властелин.

Теория договорного появления государства

Теория тоже древняя. Древнегреческие софисты считали, что люди объединились на договорных началах для того, чтобы обеспечить справедливость. Эпикур провозглашал, что государство покоится на взаимном договоре.

Руссо считал, что договор – основа законной власти. Каждый, кто договаривается, должен подчиняться общей воле (государству), став его участником. Суверенитет принадлежит народу в целом, правитель уполномочен народом, он отчитывается перед ним и сменяется по его воле.

Учение Гегеля и теория завоевания

В начале XX века стала распространяться теория насилия (завоевания). Опираясь на исторические факты, основоположники теории считали войны и завоевания основой государства. Л.Гумплович утверждал, что все государства возникли при помощи актов насилия.

Ирригационная, органическая и марксистская теории происхождения государства

Органическая теория, сторонниками которой являются Спенсер, Вормс, утверждает, что государство сформировалось при естественном развитии. Государство появилось вместе с людьми и является творением сил природы.

Ленин говорил о государстве как об аппарате для применения насилия, поддержания господства одного класса над другим.

Читайте также: