Расскажите какие нравственные законы характеризуют вашу семью

Обновлено: 18.05.2024

Все в семье должно быть подчинено главному – воле Божией через мужа и отца. И заслуга жены и матери в семье в том, чтобы, всем сердцем и существом любя мужа и отца своих детей, она старалась слушаться и подчиняться мужу – главе семьи, главе домашней Церкви, как Христу. И с величайшей любовью служить жизнью своей Богу в своем смиренном и самохотном, сознательном подчинении мужу.

Чем семья крепка?

Любовь – это и единство. И любое отклонение, любое малейшее отступление от этого единства должно восприниматься в семье как аномалия и исправляться. Ибо цель и задача семьи – навыкнуть единству здесь, на земле, для единства вечного.

2. Природа семьи

Природа семьи: созидание семьи Господом, сочетание жены мужу; определение Божие о фундаменте человеческих взаимоотношений в семье; назначение семьи – сформировать человека

Кто создает семью?

Как сочетается мужу жена?

Каково определение Божие о фундаменте человеческих взаимоотношений в семье?

В чем назначение семьи?

Семья, по замыслу Творца, явилась наиважнейшим фактором в формировании человека. Она раскрывает все заложенные в нем способности, силы, дарования. Семья становится ковчегом духовной жизни, где человек учится быть личностью, открывающей в себе образ и подобие Божие. Для этого Слово Божие указывает людям несколько принципов, полагаемых в основание семейной жизни.

3. Фундамент семьи

Фундамент семьи: принципы, составляющие фундамент семейной жизни: отделение, постоянство, единство, физическая близость

Какие принципы составляют фундамент семейной жизни?

Согласно свидетельству Священного Писания, этими принципами являются: отделение, постоянство, единство и физическая близость.

О чем говорит первый принцип?

Он говорит о том, что, создавая свою семью, человек оставит отца своего и мать свою. Жених и невеста разрывают узы, которыми они были связаны со своими родителями. Это не отказ от родителей или повод плохо с ними обращаться, это не разрыв всех отношений с ними. Оставить отца и мать означает разорвать узы зависимости от родителей: вступающие в брак теперь не будут больше искать у них убежища, защиты, финансовой помощи. Источник удовлетворения этих нужд должен быть усмотрен в новых отношениях мужа и жены. Поступать так – значит положить основание хорошему браку.

О чем говорит создающим семью второй принцип?

Он говорит о постоянстве. Чтобы брак выдержал натиск бурь, супруги должны осознать, что их узы постоянны. Потому оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей. Создав семью, Бог имел в виду прочность, постоянство, жизнь бок о бок без условий и ограничений. Поэтому к первому принципу – отделения – Он присовокупил второй – прочность, постоянство. Развод как одна из возможностей разрыва брачных уз никогда не предусматривался в Божиих мыслях о браке. Этим полагается запрет думам о разводе даже как о возможном варианте – что Бог сочетал, человек да не разлучает.

Что открывает человеку третий принцип брака?

Третий принцип брака – навыкнуть здесь, на земле, единству жизни. И будут одна плоть. Достижение единства в браке – процесс, требующий усилий с обеих сторон. Единство – это способность слушать и прощать; в единстве две личности хотят полностью, без остатка поделиться всем, что наполняет их жизнь. Единство и подобие, однородность – не одно и то же. Подобие сопряжено с подчинением: ты должен быть похожим на меня, реагировать так же, как я. Единство же побуждает мужа принимать участие в трудностях жены и помогать ей справляться с ними.

Что утверждает для семейных людей четвертый принцип брака?

Он, согласно Писанию, утверждает: прочный, здоровый брак требует отделения от родителей, постоянства брачных уз, растущего единства и физической близости. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. Принцип физической близости упомянут последним в Божьем перечне четырех основных принципов, являющихся фундаментом брака. И не без причины. Муж и жена испытывают радость общения от физической близости при наличии отделения, постоянства и единства. При удалении любого из этих принципов, являющихся фундаментом брака, физическая близость очень быстро исчезает. Адам и Ева не стыдились друг друга. Не было в их отношениях ничего скрытого, не было смущений, страхов. Чувство неловкости полностью отсутствовало. Это обусловило полную свободу как эмоциональную, так и физическую.

Христианская семья может строиться только на прочном, Богом созданном фундаменте.

4. Каркас семьи

Каркас семьи: мудрость при создании семьи, задача для жены – повиновение мужу как Господу; и для мужа – большая любовь к жене по примеру как Христос возлюбил Церковь; повиновение и любовь – каркас богобоязненной семьи при взаимном уважении и приятных воспоминаниях

В чем усматривается мудрость при создании семьи?

Какие еще два принципа должны знать супруги, созидая свой дом?

5. Строительный материал семьи

Чем, каким поведением жены приобретается для Господа ее муж?

При постройке здания семьи апостол Петр советует иметь в виду следующие моменты.

Не проповеданием, не надоедливой ворчливостью, нет, а примером чистого, богобоязненного жития, безмолвной проповедью жизни по любви.

Что необходимо знать о внешнем и внутреннем отношении жены к своему мужу?

Какой вид добра заложен в основу отношения жены к мужу?

В чем усматривается благоразумие мужа по отношению к своей жене?

Таким образом, мужьям нужно помнить, что при строительстве прочной семьи им необходимо постоянно жить со своей женой. Семейный дом – не гостиница, где вы можете переночевать. Кроме того, мужьям необходимо обращаться со своими женами благоразумно. Чтобы быть хорошим мужем, необходимо благоразумие. Наиболее ценное благо – знать свою жену, знать ее по-настоящему. Хороший муж знает о своей жене то, что другие не должны знать. Он знает ее заботы и страхи, ее разочарования и надежды, ее секреты и мечты. Обладание такой информацией и является знанием своей жены. Для того чтобы знать свою жену, необходим чуткий дух, желание принять участие, слушать, заботиться. Ваша жена желает быть понятой.

Что значит знать свою жену и почитать ее?

Апостол Петр вменяет мужьям почитать своих жен, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни. Муж склонен предполагать, что после женитьбы его жена знает о том, как много она для него значит. Но об этом ей необходимо сказать хорошо подобранными, ласковыми словами. Время от времени необходимо выразить свою любовь, преподнеся жене цветы или небольшой подарок. Почтение, оказываемое ей, должно сопровождаться заботливо продуманными знаками внимания.

Чем скрепляется строительный материал мужа и жены?

Для жен строительный материал, необходимый для созидания семьи, – это богоугодное поведение, нежное отношение и готовность повиноваться. Для мужей же их стройматериал – это жить с женой в самых близких отношениях, хорошо знать ее, почитать, глубоко уважать, подкрепляя все это словами и делами. Этот строительный материал, скрепленный раствором любви, сделает семейный дом непоколебимым.

6. Опасность разрушения семьи

Что угрожает благополучию семьи?

Какими средствами семья сберегает себя от чрезмерной занятости?

Благополучию семьи грозит еще один вредитель – чрезмерная занятость. Современные христианские семьи разорваны. Они в плену разнообразных обязанностей: школа, работа, семья, церковь. Библия дает нам ясное представление об очередности.

На первом месте должно быть личное общение человека с Богом. Религиозный опыт является наиболее важным и требует постоянного внимания. Бог хочет моей и вашей любви. Второе – это семья. После личных взаимоотношений с Богом на очереди ваша семья. Воспитать христианскую семью значит в действительности осуществить поклонение Богу. Мы выражаем свою любовь и честь нашему Господу своим образом жизни в наших семьях. Наивысшее духовное служение – вырастить семью, утвержденную в вере, церковных порядках и поступающую в согласии с нравственными основами жизни. На третьем месте по порядку стоит работа, обязательная для христианина, выполняя которую он зарабатывает на жизнь. Это касается нашего труда для Господа, труда в церкви. Вспомним наставления апостола Павла служителям: они могли заниматься церковным трудом, если умели заботиться о своей семье. Вначале семья, а потом труд. Таков порядок, установленный Богом.

Почему семья не освобождает нас от обязанностей членов Тела Христова?

Чем еще сберегается семья от чрезмерной занятости?

Она сберегается выделением своего времени для взаимного общения. Детям важно знать, что родители хотят их любви, они хотят их самих. Отыскав время для общения, им следует показать, что они родителей любят. Родителям надлежит делать то же.

Источник: Основы христианской нравственности / протоиер. Геннадий Нефедов. - Москва : Паломник, 2006 (М. : Красный пролетарий). - 287 с. ISBN 5-88060-071-8

Что может укрепить семью, как не взаимная любовь, доброта, уважение, вера? Без этих качеств, ценностей, любая семья вряд ли долго будет оставаться крепкой. Они нужны для долгой и счастливой не только семейной жизни, эти качеста нужны во всех сферах жизни, в отношении не только межу членами семьи, но и друзьями, коллегами, знакомыми и т.д.



Какие примеры мне вспомнились? Нравственные ценности людей помогают им создать крепкую семью. Давид и Авигея (библейская история), царевна-Лебель и царевич Гвидон, а также его мать и отец.

Отсутствие этих ценностей приводит к печальным последствиям: "Анна Каренина" и "Крейцерова соната" Л. Н. Толстого.

Семья состоит минимум из двух людей, полноценная семья образуется с рождением ребенка. Трудный период в жизни, когда семейные ценности на дадут разрушить семью. Взаимовыручка, уважение, способность идти на уступки, самопожертвование, поддержка.

Семейные ценности укрепляют семью. Ответственность в семье не только за себя, но за всех членов семьи, щедрость на ласку и любовь, традиции, передаваемые из поколения в поколение, честность в отношениях.

Без нравственных ценностей семья не просуществует долго, быт и тяготы материального плана уничтожат любовь без нравственных ценностей.

В семье не обойтись без любви, уважения, доверия.

Семью укрепляет только знание психологии семьи и отношений и знание, как эту самую семью укреплять. А именно, стремление наладить полноценное, доверительное общение между партнерами, стараться ради партнера в адекватной мере. Больше ничего.

Семью укрепляют добрые нравственные ценности:

  • взаимность;
  • уважение;
  • честность;
  • стремление к росту;
  • щедрость.

А на счет примеров из художественных произведений, я почему-то вспомнил "Бедные люди" Достоевского. Как дед ухаживал за барышей, всегда выручал ее, и не боялся жертвовать тяжело накопленные деньги в помощь ей. Они хоть и не были семьей, но это его искреннее желание помочь создала по-настоящему семейные узы.

В укрепление семьи помогают такие нравственные (моральные) ценности:

  • Любовь к людям
  • Доброта и щедрость
  • Честность
  • Верность
  • Отзывчивость

И все же со всех пересчитанных выше нравственных ценностей стоит выделить именно ВЕРНОСТЬ.

Как по мне - это самая важная ценность в семье.

Ну тут однозначно трудно ответить, нужно присмотреться к ребенку. Почаще обнимайте девочку, говорите, что она для вас сокровище, что она вам очень-очень дорога. Попробуйте сыграть на том, что ваша любовь-это так много, что ни за какие деньги она не продается. Аргументируйте, что ведь когда она маленькая, и у нее нет денег, вы же ее любили и всегда покупали самое лучшее, что могли. И сейчас ее любите также. И потом, даже если у нее будет мало денег, ваша любовь от этого не уменьшится. И это правильно и хорошо. Найдите причину, по которой дочка так заинтересовалась этим вопросом, может это просто результат негласного соревнования во дворе или садике- " А что у кого есть? что блестящее?красивое?Новое?" Говорить, что денег нет, не советую тоже. Лучше замените это на какую-нибудь шутливую форму отказа. Как я говорил своей дочке "Королева, но это не подходит к вашему лицу (фигуре, гардеробу, возрасту и так далее)". Как объяснить, что нельзя купить то, что ребенок хочет сейчас? Просто установите ему (и себе тоже)лимит. Да, я могу сейчас купить эту куклу. Но потом ты не получишь велосипед -"дорогая моя, на него как раз не хватает этих 300 рублей". Возможно будут крики, слезы, обвинения- не поддавайтесь. Многие ли из нас познали цену и силу родительской любви и смогли это оценить? Я сам это понял лишь когда меня в 15 лет откачивали в реанимации. И ведь вы прекрасно занете, что любовь не меряется деньгами и количеством купленных игрушек. Потому что деньги остаются деньгами когда люди остаются людьми. Ну, и попробуйте приучить дочку к мысли, что у нее будет своя сумма, купите копилку - и тогда она быстро поймет, как так может случится, что иной раз нельзя купить то, что она хочет.

Мне кажется ничего нет ценнее в жизни чем сама возможность жить с чувством внутренней свободы в душе и уверенности в завтрашнем дне. Чтобы не висели тяжёлым грузом на душе разные искусственно созданные обстоятельства. Чтобы просыпаясь, у тебя было время насладиться прекрасным солнечным утром или даже не солнечным ( во всём можно найти хорошее). Чтобы было ощущении гармонии в душе и спокойствие. Чтобы человек в этом стремительно несущемся мире остановился и увидел, как он прекрасен этот мир, сколько в нём для него, для человека есть неизведанного, интересного; сколько можно сделать ещё открытий для себя. А ведь жизнь коротка в сущности, не заметишь, как пролетит. И ужасно, что в этой извечной спешке, человек не успевает разглядеть, заметить, испытать на себе очень многое, соприкоснуться с тем, что тебе дарила сама жизнь! Увы, человек "погнался" за другими ценностями, которые, как оказалось не принесли счастья!

Не то чтобы ценность, но просто приятная интересная вещица, которая украшает мою полку. Прабабушка еще приобретала, бабушка хранила у себя и минуя маму (почему то) эта вещица перекочевала ко мне. Очень радует меня, не подарю и не продам даже в самый черный день.

Вот он - кувшин "Напейся, но не облейся"


Любое сочинение будет легче написать, если составить план. Например, для темы "Что значит слово семья в русском языке" я бы придерживалась такого плана:

1.Раскрыть определение слова "семья". Как в словаре.

2.История происхождения слова.

-как появилось название

-как раньше назывались такие ячейки общества, почему не прижились другие названия

-почему слово актуально до сих пор и не видоизменилось

3.Моё отношение к слову семья.

-важность, весомость семьи для меня лично и для русского народа

В семейных отношениях самое главное взаимопонимание и уважение друг к другу. Без этих качеств любовь из семьи может уйти очень стремительно. Главное, чтобы люди слышали друг друга, чтобы при выяснении каких-либо ситуаций не переходилась черта уважения. Как дополнение к семейным отношениям, необходимо иметь общие интересы, должен нравиться запах друг друга, отношения должны развиваться в гармоничном русле.

Нравственное воспитание

Воспитание

Семейно нравственное воспитание и развитие детей играет исключительно важную роль в жизни каждого человека во многом потому, что именно в ее задачи входит привитие ребенку базовых морально-нравственных качеств, представлений о правильном и неправильном, допустимых и неприемлемых формах поведения. И насколько сильным не оказывалось бы влияние на ребенка средств массовой информации, окружения и т.д., именно семья способна заложить в сознании ребенка прочные представления о воспитанности, морали и духовном начале в целом, что даст ему возможность противостоять многим негативным факторам извне.

Нравственное воспитание

Для того чтобы понять, как эффективнее всего строить семейное-нравственное воспитание, нам нужно будет глубже вникнуть в это понятие. Что же такое семейно-нравственное воспитание ребенка?

Семейно-нравственное воспитание и факторы, определяющие его

Духовно-нравственное воспитание личности – это процесс направленного формирование у ребенка базовой личностной культуры, содействующей становлению его личности. Ребенок усваивает те ценности и идеалы, которые в будущем сформируют его мировоззрение и жизненную позицию, которой он станет придерживаться в дальнейшем.

Цели семейно-нравственного воспитания

Для того, чтобы нравственное воспитание детей давалось семье максимально эффективно, необходимо, чтобы в нем принимали участие как семья, так и школа, а также ближайшее окружение ребенка и социум в целом. Однако нельзя не отметить, что именно семья будет играть в этом деле главенствующую роль.

Основным методом, который будет использоваться родителями в процессе семейно-нравственного воспитания, является личный пример, демонстрируемый ребенку в повседневной жизни.

Дети копируют

Начиная с самого юного возраста, ребенок начинает неосознанно копировать и перенимать привычки, отдельные действия, а позже – и характер тех, кто рядом. Каким бы маленьким не был ребенок, он всегда очень тонко чувствует атмосферу, царящую в его семье, и понимает, какие отношения существуют между родителями. Значения имеет каждая мелочь в семье – начиная от поведения родителей с детьми и заканчивая громкостью голоса и интонацией. И каждое событие, свидетелем которой стал ребенок, может существенно отразиться как на его текущем состоянии, так и будущем. Слова и поступки родителей сыграют неоценимую роль, формируя у детей отношение к окружающему миру.

Формирование четких нравственных установок и убеждений – вот конечная цель, которую предусматривает нравственное воспитание.

К числу базовых нравственных качеств личности относятся:

Установки на добро семье необходимо формировать у ребенка с самого раннего возраста. Он должен четко понимать, как хорошо приносить пользу тем, кто в этом нуждается.

Чувство самоуважения

Особенно важно акцентировать внимание на том, что именно хорошие поступки, а не разговоры о хорошем поведении могут повлиять на то, что происходит вокруг.

Принципы семейно-нравственного воспитания

Морально-нравственные качества в семье не являются для человека врожденными. Для их формирования у детей нужна работа родителей и всего ближайшего окружения ребенка. Для того, чтобы нравственное воспитание могло осуществляться максимально эффективно, нежно помнить о следующих принципах:

  1. Принцип единства слова и действия. В том случае, если пытаясь научить детей одному, родитель будет демонстрировать на практике совершенно другие формы поведения, ребенок будет скорее копировать поведенческие формы, чем слушать то, что ему говорят.
  2. Принцип единства правил и норм. Морально-нравственные нормы, принятые в семье, должны разделяться, приниматься и поддерживаться обоими родителями, а также другими членами семьи. В том случае, если тот или иной поступок будет порицаться одними родителями, но одобряться другими, это неизбежно приведет к тому, что ребенок начнет лицемерить, приучая себя к обману и лжи.
  3. Принцип последовательности. Для того, чтобы ребенок мог усвоить принятые в семье основы норм и правил, они должны быть четко сформулированы и постоянны. Конечно же, по мере взросления ребенка и обретения им самостоятельности, нужно пересматривать многие дозволения и запреты. Но вместе с тем, недопустимо менять их под влиянием сиюминутных импульсов (плохого настроения и т.д.).
  4. Принцип разумного поощрения и наказания детей. Семейно-нравственное воспитание не обходится без этих серьезных инструментов развития, пользоваться которыми нужно максимально грамотно. Для того, чтобы ребенок лучше запоминал смыл морально-нравственных норм, а дозволения и запреты лучше закреплялись в его сознании, необходимо использовать систему поощрений и наказаний.

Однако использовать эти инструменты воспитания необходимо очень осторожно. Так, ребенок должен в обязательном порядке понимать, за что именно он был наказан, или, наоборот – за что получил от родителя похвалу.

Суровые наказания, напротив, формируют у ребенка страх перед родителями, заставляя часто прибегать к обману.

Первичная социальная адаптация и ее особенности

Как мы уже установили, именно раннее детство является возрастом, когда начинают формироваться базовые нравственные качества детей. Своеобразной точкой отсчета в процессе нравственного воспитания являются первые моральные требования, предъявляемые ему со стороны ближайшего окружения и общества в целом. Ведущую роль в становлении морали ребенка все также играет взрослый, поведение которого для ребенка становится образцом для дальнейших действий.

Стадии социализации

Механизм понимания того, что можно и что нельзя в дальнейшем ляжет в основу формирования правильного поведения и полезных привычек.

Роль и формы общения родителей с ребенком

Нравственно духовные основы воспитания в каждой семье закладываются уже в первые месяцы жизни. В возрасте около шести месяцев общение между ребенком и родителями начинает претерпевать некоторые изменения. И если раньше оно было преимущественно эмоциональным, то сейчас оно становится более конкретным и предметным. Подражая своим родителям, ребёнок начинает усваивать новые действия и привыкать к новым формам поведения.

Обучение от окружающих

В частности – к игровым формам поведения, пониманию значения и функции речи. Формируются первые навыки предметного общения. Все эти качества в дальнейшем нужны будут ему для более эффективного нравственного воспитания.

Уже в этом возрасте ребенок начинает усваивать первые слова, обозначающие разрешение или запрет на ту или иную деятельность. Но, более важную роль в восприятии речи все еще играет не значение и смысл слов, а их эмоциональная окраска. Речь, не сопровождаемая сменой интонации или мимикой, будет восприниматься им хуже эмоционально окрашенной. Окончательный смысл слов будет доступен ребенку лишь к первому году жизни. До этого его поведение будет руководить, в основном, подражание.

Существенную роль в нравственном воспитании ребенка играет также приобретенный им навык ходьбы. Это объясняется тем, что открывая для себя новые возможности познания мира, ребенок существенно расширяет свои границы познания.

Более эффективный контроль поведения активности ребенка достигается за счет понимания им слова и речи в целом. Немаловажно также и то, что годовалый ребенок прибирает такие качества, как автономия, способность к доверию, что обеспечивает ему возможность выходить за рамки своей семьи. И начинать активно взаимодействовать со сверстниками, другими взрослыми. Расширившиеся возможности общения формируют у ребенка доброжелательное отношение не только к своим близким, но также и другим людям, с которыми он будет взаимодействовать в повседневной жизни: к их числу относятся, например, его друзья, другие родители, воспитатели и т.д.

Принцип доверия

Роль оценки взрослого в формировании морально-нравственных установок ребенка

Направляющую роль в морально-нравственном воспитании ребенка будет играть оценка его поведения и деятельности взрослым, в особенности – родителем. Именно на основе одобрения или порицания будет формироваться представление ребенка о том, что можно делать, а что – нежелательно. Похвала со стороны взрослых укрепляет уверенность детей в том, что поступок – положителен. Это вызывает у него желание в будущем поступить также. Наказание, напротив, вызывает у него чувство неудовлетворенности и дискомфорта.

Способы развития

В дальнейшем, оценка взрослого поведения ребенка ляжет в основу самооценки его поступков, что позволит ему придерживаться усвоенных морально-нравственных норм и в тех случаях, когда взрослых нет рядом.

Роль игры в формировании морально-нравственных качеств

Не забывая об исключительно важной роли игры на этом этап развития, нужно активно использовать ее и в привитии ребенку норм морали и нравственности. Игры позволяют не только смоделировать ситуации, в которых ребенку предстоит проявить свои лучшие качества и делать выбор в пользу более справедливого и правильного решения. Но также приучаться к таким феноменам, как распределение ролей, дисциплина, права и обязанности каждого участника игрового действия.

Сюжетно-ролевые игры

Воспитание нравственных и моральных качеств в семье упростится, если использовать простейшие сюжетно-ролевые игры. Со временем игровой репертуар значительно расширяется и становится более сложным и разнообразным.

Нравственное воспитание

Воспитание

Семейно нравственное воспитание и развитие детей играет исключительно важную роль в жизни каждого человека во многом потому, что именно в ее задачи входит привитие ребенку базовых морально-нравственных качеств, представлений о правильном и неправильном, допустимых и неприемлемых формах поведения. И насколько сильным не оказывалось бы влияние на ребенка средств массовой информации, окружения и т.д., именно семья способна заложить в сознании ребенка прочные представления о воспитанности, морали и духовном начале в целом, что даст ему возможность противостоять многим негативным факторам извне.

Нравственное воспитание

Для того чтобы понять, как эффективнее всего строить семейное-нравственное воспитание, нам нужно будет глубже вникнуть в это понятие. Что же такое семейно-нравственное воспитание ребенка?

Семейно-нравственное воспитание и факторы, определяющие его

Духовно-нравственное воспитание личности – это процесс направленного формирование у ребенка базовой личностной культуры, содействующей становлению его личности. Ребенок усваивает те ценности и идеалы, которые в будущем сформируют его мировоззрение и жизненную позицию, которой он станет придерживаться в дальнейшем.

Цели семейно-нравственного воспитания

Для того, чтобы нравственное воспитание детей давалось семье максимально эффективно, необходимо, чтобы в нем принимали участие как семья, так и школа, а также ближайшее окружение ребенка и социум в целом. Однако нельзя не отметить, что именно семья будет играть в этом деле главенствующую роль.

Основным методом, который будет использоваться родителями в процессе семейно-нравственного воспитания, является личный пример, демонстрируемый ребенку в повседневной жизни.

Дети копируют

Начиная с самого юного возраста, ребенок начинает неосознанно копировать и перенимать привычки, отдельные действия, а позже – и характер тех, кто рядом. Каким бы маленьким не был ребенок, он всегда очень тонко чувствует атмосферу, царящую в его семье, и понимает, какие отношения существуют между родителями. Значения имеет каждая мелочь в семье – начиная от поведения родителей с детьми и заканчивая громкостью голоса и интонацией. И каждое событие, свидетелем которой стал ребенок, может существенно отразиться как на его текущем состоянии, так и будущем. Слова и поступки родителей сыграют неоценимую роль, формируя у детей отношение к окружающему миру.

Формирование четких нравственных установок и убеждений – вот конечная цель, которую предусматривает нравственное воспитание.

К числу базовых нравственных качеств личности относятся:

Установки на добро семье необходимо формировать у ребенка с самого раннего возраста. Он должен четко понимать, как хорошо приносить пользу тем, кто в этом нуждается.

Чувство самоуважения

Особенно важно акцентировать внимание на том, что именно хорошие поступки, а не разговоры о хорошем поведении могут повлиять на то, что происходит вокруг.

Принципы семейно-нравственного воспитания

Морально-нравственные качества в семье не являются для человека врожденными. Для их формирования у детей нужна работа родителей и всего ближайшего окружения ребенка. Для того, чтобы нравственное воспитание могло осуществляться максимально эффективно, нежно помнить о следующих принципах:

  1. Принцип единства слова и действия. В том случае, если пытаясь научить детей одному, родитель будет демонстрировать на практике совершенно другие формы поведения, ребенок будет скорее копировать поведенческие формы, чем слушать то, что ему говорят.
  2. Принцип единства правил и норм. Морально-нравственные нормы, принятые в семье, должны разделяться, приниматься и поддерживаться обоими родителями, а также другими членами семьи. В том случае, если тот или иной поступок будет порицаться одними родителями, но одобряться другими, это неизбежно приведет к тому, что ребенок начнет лицемерить, приучая себя к обману и лжи.
  3. Принцип последовательности. Для того, чтобы ребенок мог усвоить принятые в семье основы норм и правил, они должны быть четко сформулированы и постоянны. Конечно же, по мере взросления ребенка и обретения им самостоятельности, нужно пересматривать многие дозволения и запреты. Но вместе с тем, недопустимо менять их под влиянием сиюминутных импульсов (плохого настроения и т.д.).
  4. Принцип разумного поощрения и наказания детей. Семейно-нравственное воспитание не обходится без этих серьезных инструментов развития, пользоваться которыми нужно максимально грамотно. Для того, чтобы ребенок лучше запоминал смыл морально-нравственных норм, а дозволения и запреты лучше закреплялись в его сознании, необходимо использовать систему поощрений и наказаний.

Однако использовать эти инструменты воспитания необходимо очень осторожно. Так, ребенок должен в обязательном порядке понимать, за что именно он был наказан, или, наоборот – за что получил от родителя похвалу.

Суровые наказания, напротив, формируют у ребенка страх перед родителями, заставляя часто прибегать к обману.

Первичная социальная адаптация и ее особенности

Как мы уже установили, именно раннее детство является возрастом, когда начинают формироваться базовые нравственные качества детей. Своеобразной точкой отсчета в процессе нравственного воспитания являются первые моральные требования, предъявляемые ему со стороны ближайшего окружения и общества в целом. Ведущую роль в становлении морали ребенка все также играет взрослый, поведение которого для ребенка становится образцом для дальнейших действий.

Стадии социализации

Механизм понимания того, что можно и что нельзя в дальнейшем ляжет в основу формирования правильного поведения и полезных привычек.

Роль и формы общения родителей с ребенком

Нравственно духовные основы воспитания в каждой семье закладываются уже в первые месяцы жизни. В возрасте около шести месяцев общение между ребенком и родителями начинает претерпевать некоторые изменения. И если раньше оно было преимущественно эмоциональным, то сейчас оно становится более конкретным и предметным. Подражая своим родителям, ребёнок начинает усваивать новые действия и привыкать к новым формам поведения.

Обучение от окружающих

В частности – к игровым формам поведения, пониманию значения и функции речи. Формируются первые навыки предметного общения. Все эти качества в дальнейшем нужны будут ему для более эффективного нравственного воспитания.

Уже в этом возрасте ребенок начинает усваивать первые слова, обозначающие разрешение или запрет на ту или иную деятельность. Но, более важную роль в восприятии речи все еще играет не значение и смысл слов, а их эмоциональная окраска. Речь, не сопровождаемая сменой интонации или мимикой, будет восприниматься им хуже эмоционально окрашенной. Окончательный смысл слов будет доступен ребенку лишь к первому году жизни. До этого его поведение будет руководить, в основном, подражание.

Существенную роль в нравственном воспитании ребенка играет также приобретенный им навык ходьбы. Это объясняется тем, что открывая для себя новые возможности познания мира, ребенок существенно расширяет свои границы познания.

Более эффективный контроль поведения активности ребенка достигается за счет понимания им слова и речи в целом. Немаловажно также и то, что годовалый ребенок прибирает такие качества, как автономия, способность к доверию, что обеспечивает ему возможность выходить за рамки своей семьи. И начинать активно взаимодействовать со сверстниками, другими взрослыми. Расширившиеся возможности общения формируют у ребенка доброжелательное отношение не только к своим близким, но также и другим людям, с которыми он будет взаимодействовать в повседневной жизни: к их числу относятся, например, его друзья, другие родители, воспитатели и т.д.

Принцип доверия

Роль оценки взрослого в формировании морально-нравственных установок ребенка

Направляющую роль в морально-нравственном воспитании ребенка будет играть оценка его поведения и деятельности взрослым, в особенности – родителем. Именно на основе одобрения или порицания будет формироваться представление ребенка о том, что можно делать, а что – нежелательно. Похвала со стороны взрослых укрепляет уверенность детей в том, что поступок – положителен. Это вызывает у него желание в будущем поступить также. Наказание, напротив, вызывает у него чувство неудовлетворенности и дискомфорта.

Способы развития

В дальнейшем, оценка взрослого поведения ребенка ляжет в основу самооценки его поступков, что позволит ему придерживаться усвоенных морально-нравственных норм и в тех случаях, когда взрослых нет рядом.

Роль игры в формировании морально-нравственных качеств

Не забывая об исключительно важной роли игры на этом этап развития, нужно активно использовать ее и в привитии ребенку норм морали и нравственности. Игры позволяют не только смоделировать ситуации, в которых ребенку предстоит проявить свои лучшие качества и делать выбор в пользу более справедливого и правильного решения. Но также приучаться к таким феноменам, как распределение ролей, дисциплина, права и обязанности каждого участника игрового действия.

Сюжетно-ролевые игры

Воспитание нравственных и моральных качеств в семье упростится, если использовать простейшие сюжетно-ролевые игры. Со временем игровой репертуар значительно расширяется и становится более сложным и разнообразным.

Читайте также: