Уставные грамоты как источники права

Обновлено: 18.04.2024

УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ - 1) великокняжеские и царские грамоты XIV - первой половины XVI в., ограничивавшие "кормы" и поборы наместников, волостелей, тиунов и других представителей местного управления и суда. Со второй половины XVI в. вместо У.г. появляются уставные земские грамоты, в которых определяются округ,. получивший местное самоуправление, число выборных должностных лиц, состав избирателей, ведомство выборных, их подчинение органам центральной власти и ответственность перед последними; 2) в России XIX в. документы, которые фиксировали отношения помещика с временнообязанными крестьянами по Положениям 19 февраля 1861 г., устанавливали размер надела и повинности за пользование им. Вводились мировыми посредниками.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ" в других словарях:

УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ — фиксировали отношения помещика с временнообязанными крестьянами по Положениям 19 февраля 1861, устанавливали размер надела и повинности за пользование им. Вводились мировыми посредниками … Большой Энциклопедический словарь

УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ — УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ, документы,составлявшиеся в ходе крестьянской реформы 1861 и фиксировавшие отношения помещиков с временно обязанными крестьянами по Положениям 19.2.1861. Устанавливали размеры крестьянских наделов и повинности за пользование ими … Русская история

Уставные грамоты — фиксировали отношения помещика с временно обязанными крестьянами по Положениям 19 февраля 1861, устанавливали размер надела и повинности за пользование им. Вводились мировыми посредниками. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.

уставные грамоты — фиксировали отношения помещика с временнообязанными крестьянами по Положениям 19 февраля 1861, устанавливали размер надела и повинности за пользование им. Вводились мировыми посредниками. * * * УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ, фиксировали… … Энциклопедический словарь

УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ — 1) великокняжеские и царские грамоты XIV, XV и первой половины XVI вв., ограничивавшие кормы и поборы наместников, волостелей, тиунов и других представителей местного управления и суда. Давались Иваном Грозным в первую половину его царствования… … Энциклопедический словарь экономики и права

уставные грамоты — 1) великокняжеские и царские грамоты XIV первой половины XVI в., ограничивавшие кормы и поборы наместников, волостелей, тиунов и других представителей местного управления и суда. Со второй половины XVI в. вместо У.г. появляются уставные земские… … Большой юридический словарь

УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ — 1) с конца XIV – начала XV в. документы, регламентировавшие отношения между представителями центральной власти (наместниками) и местным населением. Введены с целью ограничения произвола наместников на местах. Гарантировали право обращения к… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Уставные грамоты в Московском государстве — Так назывались акты, определявшие управление той или другой области. Различают два вида У. грамот: 1) У. грамоты, определявшие порядок местного правительственного управления, и 2) У. грамоты, определявшие порядок местного земского самоуправления … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Уставные грамоты (в Московском государстве) — Так назывались акты, определявшие управление той или другой области. Различают два вида У. грамот: 1) У. грамоты, определявшие порядок местного правительственного управления, и 2) У. грамоты, определявшие порядок местного земского самоуправления … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Уставные грамоты в Литовско-Русском государстве — К У. грамотам т. е. к таким законодательным актам, которые содержали в себе определение отношений населения данной местности к государству и его местным органам и регламентировали различные стороны местного управления, профессор М. Н. Ясинский… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

История отечественного государства и права – это самостоятельная историческая и правовая наука, изучающая процесс и причины возникновения Российского государства, его развитие на всех исторических этапах, государственный строй, государственное устройство и правовые нормы, характеризующие правовую и государственную систему Российского государства

Предметомявляется изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

Основные методы изучения:

А)Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Б)Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

В результате сравнительного анализа можно проследить изменения .этих понятий и выявить их причины.

В)Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.

Г)Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

Д)Умозаключение по аналогии это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.

Е)Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.

Периодизация курса обусловлена несколькими факторами. Главные из них – развитие социально-экономического уклада общества (уровень экономического и технического развития, формы собственности) и государственное развитие. Правоведов в истории, прежде всего, должны интересовать государственно-правовые формы, факты и явления.

Историю государства и права Россииможно разделить на следующие периоды:

1)Древняя Русь (IX - XII вв.) или Древнее гос-во и право;

2)Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (ХII-ХIV вв.) или Феод.разробленность;

3)Русское (Московское) государство (XV—XVII вв.): Централизованный (15-16 вв.) и Сословно-представит.монархия (16-17 вв.)

4)Имперский абсолютизм (2-я пол.17 – 18 вв.)

5)Дореформенный (1-я пол.19 вв.)

6)Реформенный (2-я пол.19 вв.)

7)Пореформенный (кон.19-нач.20 вв.)

8)Советский (1917-1922 гг.)

9)Постсоветский (1991-2001 гг.)

Договоры Руси с Византией: историко-правой обзор. Церковные уставы и уставные грамоты как источники древнерусского права. Правовое положение церкви в Древней Руси.

Наиболее ранние письменные памятникирусского права — это тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся кмеждународному, торговому, процессуальному и уголовному праву.

Виды наказаний и преступлений по 911 г.: за убийство смерть (ст.4); за убийство и побег лишение имущества (ст.4); за нанесение побоев 5 л. серебра (ст.5); за кражу со смертью вора потерпевший возвращает свое имущество (ст.5); за кражу и добровольное признание возвращение украденного в тройном размере (ст.5); за насилие и страдание убытки возмещаются в тройном размере (ст.7).

Виды доказательств: показание подозреваемого, потерпевшего (ст.3); показание челядина (ст.4).

Высшие суд.инстанции – царь, князь.

В договоре 911 года стороны имеют равноправные отношения, в отличие от последующих договоров:

1. Делегации со стороны Руси - свидетельство о системе государственного устройства русского государства.

2. Стремление Руси к долголетней дружбе с Византией.

3. Порядок доказательства преступления (присяга).

4. За убийство зажиточному смерть была заменена конфискацией, для бедного – казнь (социальное разделение).

5. За удар мечом устанавливался штраф 5 литров серебра (1 литр = 327,5 грамм), если же совершивший это окажется неимущим, он должен дать столько, сколько сможет и присягнет, что никто не может помочь ему, тогда судебное разбирательство будет закончено.

6. Можно убить вора в момент преступления, но если он сдастся, должен вернуть похищенное в 3-м размере.

7. Наказание за насильственное присвоение чужого – тройной размер.

9. Возможность возвращения из плена.

10. Показана заинтересованность Византии в русских воинах.

11. Плата за пленных греков – 20 золотых.

12. Обязательство чиновников разыскивать беглую челядь, ее возврат гарантирован (выгода для высших слоев).

13. Существование наследования не только по обычаю, но и по завещанию. Если нет наследников в Византии, наследство русского подданного необходимо вернуть на родину, тем самым запрещалось местным властям присваивать это имущество в свою пользу, что существовало в западноевропейском праве до XVΙΙΙ века.

14. Выдача уголовников, бежавших из Руси.

15. Обязательства, вытекающие из договора.

Договор 941 года. В 941 году состоялся неудачный для русских поход на Византию. В 944 году состоялся еще один поход, хоть русские не реализовали свои цели, греки поспешили заключить договор, он был в пользу греческой стороны (оказание военной поддержки в одностороннем порядке при крушении корабля только грекам, ущемление прав русских купцов в Византии).

Состоял из 16 статей:

1. Провозглашение незыблемости мирных отношений; кара за нарушение мира; оглашена делегация Руси.

2. Право русских посылать корабли с купцами и послами, но вводится строгий контроль над приезжающими. По договору требовалась специальная грамота от Великого князя (раньше можно предъявить только печати), в случае отсутствия грамоты русских можно было задержать (если они оказывали сопротивление, они могли быть убиты).

2-а. Подтверждения права на месячное содержание; меры, ограничивающие права русских: запрет на ношение оружия в столице, не более 50 человек, в сопровождении чиновника; срок пребывания в Византии - 6 месяцев; ограничение объема торговых операций.

3. Повтор статьи 12 договора 911 года об ответственности Византии за пропажу челядина русского, но здесь уже нет ответственности чиновника и принудительной процедуры розыска челядина, которая была раньше.

4. Вознаграждение за возвращение беглого челядина греков, и похищенного им добра хозяина - 2 золотника

5. О покушении на грабеж, наказание – двойная стоимость награбленного.

7. По сравнению со статьями 9 и 11 договора 911 года, эта статья снижает минимум в 2 раза цену пленника (с 20 до 10 и ниже золотников). Для греков установлена пропорциональная шкала, а для русских – единая цена, причем высшая из выкупных цен. Еще одна льгота для греков: выкупная цена русского могла быть и выше, чем в статье 7.

8. Отказ русских от претензий на Херсонес; помощь Византии привидения к покорности херсонесцев.

9. Статья направлена против преступлений по отношению к потерпевшим кораблекрушение грекам.

10. Запрет русским вооруженным отрядам зимовать в устье Днепра (предлог – защита интересов херсонесцев).

11. Попытка Византии использовать русские военные отряды для защиты своих крымских владений.

12. Запрет казнить греков без византийского суда (отмена статьи 3 договора 911 года, допускавшей самосуда).

13. Порядок наказания преступника: запрет расправы с убийцей на месте преступления, можно лишь задержать. Это стремление Византии ликвидировать возможные случаи применения оружия русскими.

14. Статья аналогична статье 5 договора 911 года: за удар мечом или копьем - штраф 5 литров серебра (1 литр = 327,5 грамм), если же совершивший это окажется неимущим, он должен дать столько, сколько сможет и присягнет, что никто не может помочь ему, тогда судебное разбирательство будет закончено.

15. Обязанность русских высылать полки для борьбы с врагами Византии.

16. Клятва в ненарушении условий договора.

Договор 971 года. Договор 971 года включал 4 статьи, был заключен Святославом. Этот договор был уже абсолютно в сторону греческой стороны (так как русские потерпели поражение в этом походе).

Вступление говорит о событиях, которые предшествовали договору:

1. Незыблемость мира между Русью и Византией.

2. Подобная статья отсутствовала в предыдущих договорах. Обязательство русского князя воздержаться от организации военных походов против Византии и подвластных ей земель. Статья продиктована страхом греков, боявшихся русских.

3. Статья близка к статье 15 договора 944 года и содержала союзнические обязательства князя Святослава.

4. В статье помещены санкции в случае нарушения пунктов договора.

К числу древнейших источников права относятся также церковные уставыкнязей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X—XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

преступления против христианской веры и устоев Церкви (волшебство, нарушение святынь, гробокопательство, поругание креста, молитва в неустановленных местах, ввод в храм животных); преступления против христианской нравственности, о покушениях на женскую честь, изнасилование, браки между ближайшими родственниками, оскорблении словом, необоснованное обвинение в преступлении (блуде, отравлении, ереси), убийство новорожденного, драка между супругами, нанесение побоев родителям, противоестественные грехи, скотоложество; по всем семейным делам (иски о разводе, брачный сговор с назначением неустойки при несостоявшемся браке , споры о наследстве и др.).

В этот круг включались: духовенство белое (с семьями) и черное(монашеское); миряне, служащие Церкви, врачи и повивальные бабки, люди убогие, получающие от Церкви содержание, вольноотпущенники по духовному завещанию, вдовы, богомольцы и т.п.

Церковные люди по уставу Владимира: игуменья (настоятель православного монастыря); монах; монашка; просвирница (печет свящ.хлеб); паломник; лекарь; грешник; невольник (живет для религии); странник; слепец; хромец.

Устав Ярослава, как и Устав Владимира был частной кодификацией норм церковного права, в которую были внесены санкции, заимствованные из Русской Правды, что превращало его в систематический церковный судебник.

Устав Ярослава отличается от Устава Владимира кругом регламентируемых объектов: некоторые из них (преступления против веры и Церкви, десятина, тяжбы братьев о наследстве и т.п.) вовсе не упоминаются, другие же (преступления против нравственности, незаконные браки, разводы, кровосмешения, оскорбления, драки и т.п.) подробно разбираются и оцениваются. Неупомянутые в Уставе Владимира поджоги, убийства и воровство, в Уставе Ярослава передаются в ведение церковных судов.В отличие от Устава Владимира, Устав Ярослава не просто перечисляет преступные деяния, но и определяет за них наказания. Система наказаний и порядок судопроизводства во втором уставе зависят от двух различных понятий: греха и преступления.

Все церковно -судебные дела подразделялись на три разряда:

дела греховные без элементов преступного деяния (волхование, браки близких родственников, развод по согласию супругов). Эти дела разбирал епископ без княжеского судьи и по церковным законам;

дела греховно-преступные, в которых нарушен также государственный закон (изнасилование — ст. 1, 2, односторонний развод по инициативе мужа без вины жены — ст. 3,оскорбление женской чести — ст. 22,блуд — ст. 5,убийство — ст. 26,поджог гумна — ст. 10 и др.). Суд осуществлялся княжеским судьей при участии церковного судьи; все дела духовных лиц, судимые церковной властью.

Уставы регламентировали : - отношения между церковью и государством; - статус церковных людей (духовенство (священнослужители, монахи), лица, кормящиеся за счет церкви, лица, проживающие на ее земле); - церковную юрисдикцию (сфера брачно-семейных отношений, преступления против церкви и веры); - виды преступлений против церкви (ересь, язычество, волшебство, святотатство, моление у воды, повреждение могил); семьи и нравственности (кровосмешение, оскорбление словом замужней женщины, прелюбодеяние, блудство), виды наказаний за совершение церковных преступлений.

По тяжким делам создавались совместные – светские и духовные – княжеско-церковные суды (преступления, совершенные группой лиц, в составе которой и светские, и церковные; поджог, причинение телесных повреждений). Система церковных наказаний была заимствована из Византии.

Судебная власть Церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам, так же как суд над населением церковных земель (вотчин). В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была Русская Правда.

По мнению А.Е.Преснякова, церковное землевладение первоначально возникло из княжеских земельных пожалований. Другими источниками были пожалования частных лиц и свои собственные приобретения.

В качестве митрополии Константинопольского Патриарха русская православная Церковь осуществляла суверенную законодательную деятельность. Акты, издаваемые ею, носили форму соборных постановлений и канонических посланий.

Многие церковно-правовые акты имели государственное происхождение и издавались разными инстанциями и органами: великими и удельными князьями, византийскими императорами, позже — золото-

Княжеские уставы регулировали преимущественно отношения между Церковью и государством, предоставляя Церкви различные льготы.

После принятия Русью христианства византийское влияние усилилось не только в сфере религиозно культурной, но и собственно правовой. Особенно сильным было воздействие византийского церковного права.

Русская церковь приняла кодексы церковного права, принципы и нормы которых были реципированы, восприняты не только в области собственно церковной жизни, но и в сферах государственного законодательства, судебной и административной практики.

В Своде законов патриарха Иоания Схоластика (VI в.) систематизировались церковные правила, установленные вселенскими и поместными Соборами церкви, а также государственные царские законы, касающиеся Церкви. Церковные и гражданские постановления во многих сборниках объединялись между собой по сходству содержания — такие книги получили название Номоканонов.

В конце IX в. наиболее известным стал Номоканон патриарха Фотия, в котором параллельно церковным правилам были подобраныстатьи и комментарии к ним из Кодекса и Новелл императора Юстиниана.

Оба сборника (Свод и Номоканон) появились на Руси в XI—XII вв., получив название Кормчей книги. Перевод Номоканона был сделан Святым Мефодием , просветителем славян в IX в.

Значительное влияние на усвоение церковного законодательства Русью оказал также болгарский Закон судный людем, компилированный из различных византийских источников.

В XII—XIII вв. к основному тексту Номоканона постепенно прибавляются положения русского права (Русская Правда) и новых источников канонического, церковного права.

В XIII в. формируется путем компиляции многочисленных источников церковного права, новая Кормчая книга митрополита Кирилла II. Наряду с церковными правилами Книга содержала императорские законы и новеллы.

Как церковные, так и гражданские законы , содержавшиеся в византийских церковных книгах воспринимались русским правом избирательно, с оговорками, применительно к местным национальным условиям.

Содержавшиеся в русских Кормчих книгах отрывки из Эклоги (свода семейного и гражданского, отчасти — уголовного права VIII в.) и Прохирона (свода законов IX в., созданного на материалах кодификации Юстиниана), интерпретированы применительно к русским условиям (за-

мена членовредительных наказаний денежными взысканиями, а уголовных — церковными).

Как влияние византийского права, так и факты его приспособления, адаптации к местным условиям весьма заметны в содержании Русской Правды и церковных уставов Владимира Святого и Ярослава Мудрого

(конец X — начало XI в.).

5. Русская Правда: происхождение, списки, редакции, структура. Вещное, обязательственное и наследственное право по РП.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.015)

15. Древнерусские княжеские уставы и уставные грамоты.

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава (Правда Ярослава), которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право. Уставные грамоты - документы, устанавливающие устройство местного управления и регламентировавшие деятельность кормленщиков. Как правило, составлялись с учетом положения данной местности по челобитью и совету ее населения. Издавались в целях все большего подчинения мест власти московского князя. Самыми ранними уставными грамотами были Двинская (1397 или 1398 г.) и Белозерская (1488 г.).

16. Изберательные законы в Гос. думу.

от 6 августа 11 декабря 1905г Депутаты избирались избирательными собраниями, со­стоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда круп­ных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жите­лями, крестьянами и рабочими.

Землевладельцы с полным земельным цензом (150 деся­тин) непосредственно участвовали в уездных съездах земле­владельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мел­кие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.

Городское население малых городов голосовало за выбор­щиков в губернские избирательные собрания, крупные горо­да имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.

Гос Дума по основным гос законам 23 апреля 1906г 56. Государственный совет и Государственная дума ежегодно созываются указами государя императора. .

57. Продолжительность ежегодных занятий Государственного совета и Государ­ственной думы и определяются указами государя императора.

58. Государственный совет образуется из членов по высочайшему назначению .и членов по выборам. Общее число членов Совета, призываемых высочайшей властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам.

59. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях о

60. Государственный совет проверяет полномочия своих членов по выборам. Равным образом Государственная дума проверяет полномочия своих членов.

61. Членом Государственного совета и членом Государственной думы одно и то

же лицо одновременно быть не может.

62. Состав членов Государственного совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий, сих членов по указу государя императора, коим назначаются и новые выборы членов Совета.

63. Государственная дума может быть до истечения пятилетнего срока полно­мочий ее членов распущена указом государя императора. Тем же указом назнача­ются новые выбору в Думу и время ее созыва.

64. Государственный совет и Государственная дума пользуются равными в делах законодательства правами.

67. Ведению Государственного совета и Государственной думы и обсуждению их в порядке, учреждениями их определенном, подлежат те дела, кои указаны в

учреждениях Совета и Думы.

68. Законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет. Законодательные предположения, предначертанные по почину Государственного Совета, рассматри­ваются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу.

69. Законопроекты, не принятые Государственным советом или Государствен­ною думою, признаются отклоненными.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на кото­ром избирались выборщики на избирательное собрание гу­берний или крупного города.

Представительство от горожан и рабочих было трехсту­пенчатым.

новый избирательный закон 3 июня 1907г

Новый избирательный закон существенно урезал представительство окраин — Польши, Кавказа, Средней Азии, евро­пейская Россия избирала 403 члена Думы, азиатская — 15.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 127308
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

15. Древнерусские княжеские уставы и уставные грамоты.

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава (Правда Ярослава), которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право. Уставные грамоты - документы, устанавливающие устройство местного управления и регламентировавшие деятельность кормленщиков. Как правило, составлялись с учетом положения данной местности по челобитью и совету ее населения. Издавались в целях все большего подчинения мест власти московского князя. Самыми ранними уставными грамотами были Двинская (1397 или 1398 г.) и Белозерская (1488 г.).

16. Изберательные законы в Гос. думу.

от 6 августа 11 декабря 1905г Депутаты избирались избирательными собраниями, со­стоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда круп­ных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жите­лями, крестьянами и рабочими.

Землевладельцы с полным земельным цензом (150 деся­тин) непосредственно участвовали в уездных съездах земле­владельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мел­кие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.

Городское население малых городов голосовало за выбор­щиков в губернские избирательные собрания, крупные горо­да имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.

Гос Дума по основным гос законам 23 апреля 1906г 56. Государственный совет и Государственная дума ежегодно созываются указами государя императора. .

57. Продолжительность ежегодных занятий Государственного совета и Государ­ственной думы и определяются указами государя императора.

58. Государственный совет образуется из членов по высочайшему назначению .и членов по выборам. Общее число членов Совета, призываемых высочайшей властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам.

59. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях о

60. Государственный совет проверяет полномочия своих членов по выборам. Равным образом Государственная дума проверяет полномочия своих членов.

61. Членом Государственного совета и членом Государственной думы одно и то

же лицо одновременно быть не может.

62. Состав членов Государственного совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий, сих членов по указу государя императора, коим назначаются и новые выборы членов Совета.

63. Государственная дума может быть до истечения пятилетнего срока полно­мочий ее членов распущена указом государя императора. Тем же указом назнача­ются новые выбору в Думу и время ее созыва.

64. Государственный совет и Государственная дума пользуются равными в делах законодательства правами.

67. Ведению Государственного совета и Государственной думы и обсуждению их в порядке, учреждениями их определенном, подлежат те дела, кои указаны в

учреждениях Совета и Думы.

68. Законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет. Законодательные предположения, предначертанные по почину Государственного Совета, рассматри­ваются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу.

69. Законопроекты, не принятые Государственным советом или Государствен­ною думою, признаются отклоненными.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на кото­ром избирались выборщики на избирательное собрание гу­берний или крупного города.

Представительство от горожан и рабочих было трехсту­пенчатым.

новый избирательный закон 3 июня 1907г

Новый избирательный закон существенно урезал представительство окраин — Польши, Кавказа, Средней Азии, евро­пейская Россия избирала 403 члена Думы, азиатская — 15.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 127308
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: