Распространяется ли законодательство о занятости населения в рф на иностранных граждан

Обновлено: 02.07.2024

Instagram ИЩУ РАБОТУ РАБОТО-
ДАТЕЛЮ

Изменения будут распространяться на граждан, которые обратятся в центр занятости населения и будут признаны безработными после 1 января 2019.

Гражданам, признанным безработными до 1 января 2019, пособие будет выплачиваться в соответствии с редакцией Закона, действовавшей до 01.01.2019.

Согласно статьи 5 Закона о занятости с 2019 года под предпенсионным возрастом понимается период в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначенную досрочно.

- Гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется:

* в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

* в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка;

* в следующие пять месяцев - в размере 45 процентов такого заработка.

При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице (которые ежегодно определяются Правительством Российской Федерации), увеличенных на размер районного коэффициента.

- Гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, определенной Правительством Российской Федерации, в течение 12 месяцев.

  • Размеры пособия иным категориям граждан определены статьями 33 и 34 Закона о занятости.

Согласно статьи 33 Закона о занятости:

- Пособие по безработице:

* гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статьях 34 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель,

* гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель,

и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

- в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

- в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка.

При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

- Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации."

Согласно статьи 34 Закона о занятости:

- Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе:

* гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим),

* гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва,

* гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке,

* гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации,

* гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель,

* гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия,

* гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства,

* гражданам, не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы),

начисляется в течение 3 месяцев в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

  • Обращаем Ваше внимание, что статья 31 Закона о занятостидополненапунктом 5.1 следующего содержания:

Гражданину, которому выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи:

* с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин;

* попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем;

* отказом от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению)

и который не трудоустроен после снятия с учета в органах службы занятости, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице не назначается до истечения указанного периода.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 ноября 2018 г. N 1375

О РАЗМЕРАХ МИНИМАЛЬНОЙ И МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕЛИЧИН

ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

НА 2019 ГОД

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить на 2019 год:

минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 8000 рублей - для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";

минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 11280 рублей - для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление о политике государства в сфере занятости и трудоустройства населения, основы ее правовой регламентации.
  2. Разбираться в основных понятиях занятости и трудоустройства и правовом статусе безработного.
  3. Знать правовые основы социальных гарантий граждан РФ в области занятости.

Оглавление

3.1. Государственная политика в сфере занятости и правовое регулирование занятости и трудоустройства населения

В условиях рыночной экономики при безработице в обществе возникают проблемы, которые приводят к снижению покупательной способности граждан, уровню их жизни, при этом теряются квалифицированные кадры и возрастает риск социальной напряженности.

Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в., обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Анализ данной ситуации показывает, что способность рынка труда к саморегулированию все еще недостаточна, поэтому, несмотря на то, что в ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования этих общественных отношений.

Основой государственной политики в сфере занятости и трудоустройства населения являются следующие принципы:

  • свобода выбора вида занятости, которая базируется на исключительном праве граждан по распоряжению своими способностями к труду;
  • недопустимость какого бы то ни было принуждения к труду, кроме случаев, установленных в законе;
  • обеспечение равных возможностей граждан в реализации их способностей к труду и выборе их вида занятости;
  • приоритет прав российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;
  • направленность политики занятости на обеспечение полной и продуктивной занятости;
  • приоритет активной политики занятости;
  • направленность пассивной политики в области занятости на социальную защиту безработных граждан, стимулирование их на поиск работы и повышение конкурентоспособности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда путем создания соответствующих условий;
  • координация мер по обеспечению занятости, предпринимаемых всеми участниками рынка.

Законодательством предусмотрены определенные гарантии государства в реализации права граждан на труд.

Гарантии гражданам РФ 1

Гарантии безработным гражданам

- свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

- защита от безработицы;

- осуществление мер активной политики 2 занятости населения,

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

- бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

- информирование о положении на рынке труда.

- компенсация затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

Граждане России имеют право на профессиональную деятельность за границей, с этой целью заключаются межгосударственные соглашения, где устанавливается численность мигрантов, их квалификационный состав, условия и сроки найма. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в этой сфере происходит на основании Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 424.

Правовые нормы содержат меры по трудоустройству, под которыми понимается система организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. Среди них выделяются общие и специальные формы трудоустройства. К общим формам относятся самостоятельное или с помощью службы занятости трудоустройство и трудоустройство работодателем в порядке перевода с согласия работника, подлежащего увольнению без его вины, на другую имеющуюся работу.

К специальным формам трудоустройства относятся: организованный набор рабочей силы в отъезд, направление безработного по установленной квоте приема – обязательной для работодателя,. трудоустройство для работы за границей по контракту, направление на работу молодых специалистов, заключивших с работодателями договоры о подготовке квалифицированных кадров для их производства.

3.2. Понятие занятости и занятых граждан, правовой статус безработного

Правовой статус безработного определяется совокупностью прав и обязанностей, социальными гарантиями и компенсациями, предоставляемыми гражданину при потере работы, а также в других случаях.

Для признания граждан безработными необходимо соблюдение следующих условий:

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. По истечении 10 дней, если служба занятости не смогла предоставить гражданину подходящую работу, он признается безработным с первого дня предъявления указанных документов.

Однако безработными не могут быть признаны граждане:

  • граждане не достигшие 16-летнего возраста;
  • граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданине должны знать, что им не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  • граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; граждане, считающиеся занятыми.

В случае отказа гражданину в признании его безработным он вправе через месяц вновь обратиться в органы службы занятости для решения вопроса о признании его безработным.

Права и обязанности безработного, которые определяют его статус, делятся на две группы: общие для всех безработных и те, которые установлены для определенных категорий безработных.

Для всех безработных общим правом является право на получение помощи от государства в поиске работы и трудоустройства, к которому относятся: право на получение бесплатной информации от органов службы занятости, право на бесплатную профессиональную ориентацию, право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, право на содействие в организации собственного дела, право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц,

Право на социальную поддержку, право на бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Право на сохранение общего и непрерывного стажа; право на приглашение в органы не чаще 1 раза в 2 недели, кроме случаев, когда оно связано с предложением подходящей работы или с участием в специальных программах содействия занятости.

Наряду с правами законодатель закрепляет общие обязанности безработных:

  • обязанность являться в органы службы занятости не чаще 1 раза в 2 недели, для предложения ему работы;
  • являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение 3 дней после получения направления в службе занятости;
  • ставить немедленно в известность службу занятости о самостоятельном трудоустройстве, изменении места жительства, назначении пенсии по старости или за выслугу лет, о поступлении на очное обучение.

Определенным категориям безработных: инвалидам, гражданам, имеющим на содержании лиц, которым необходим постоянный уход, помощь или надзор, молодежи до 18 лет, впервые ищущей работу, лицам предпенсионного возраста (за 2 года до возникновения права на пенсию по старости), беженцам и вынужденным переселенцам, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей- инвалидов и т.д. устанавливаются дополнительные права, которые при реализации повышают их конкурентоспособность на рынке труда, что выражается в предоставлении преимуществ при направлении на работу или обучение, или с повышенным уровнем материального обеспечения.

3.3. Социальные гарантии граждан РФ в области занятости

К числу социальных гарантий относится возможность участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах, под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Организация общественных работ возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и регламентируется Положением об организации общественных работ, утвержденных Постановлением Правительства 14 июля 1997 г. № 875, с последующими изменениями. Участие граждан в общественных работах возможно только с их согласия. В этом случае с ними заключается срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев и, соответственно, применяются нормы ТК РФ. В то же время за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, Однако следует иметь в виду, что к общественным работам не относятся такие виды деятельности, которые связаны с необходимостью ликвидации аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, где требуется специальная подготовка работников, их квалифицированные и ответственные действия в кратчайшие сроки.

Для безработных установлено бесплатное медицинское обслуживание, медицинское освидетельствование при приеме на работу или при направлении на обучение. Производится оплата детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря, а также оплачиваются расходы на поездку ребенка к этим местам. Безработным инвалидам, женам, мужьям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, безработным гражданам и гражданам, не имеющим профессии, предоставляется возможность бесплатной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии или среднего заработка в период обучения. На период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам оказывается материальная поддержка. Действия службы занятости и должностных лиц могут быть обжалованы в соответствующие государственные органы.

Как будут регистрировать безработных в 2022 году?

Как зарегистрироваться в центре занятости, чтобы помогли найти работу и начислили пособие по безработице?

Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2021 г. № 1909.

Заявление о содействии в поиске подходящей работы подается в центр занятости населения по месту жительства. В ином случае заявление примут и помогут найти работу, но пособие по безработице не начислят. Гражданин, не имеющий постоянной регистрации, может обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания по месту фактического жительства. Решение суда станет основанием для его постановки на учет в качестве безработного 1 . Иностранцы и лица без гражданства, имеющие разрешение на временное проживание, могут встать на учет в ЦЗН, но пособие по безработице они получать не будут.

К заявлению нужно приложить:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Если заработок исчислен в иностранной валюте, она переводится в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения. Справка выдается последним работодателем по письменному заявлению работника в течение 3 рабочих дней. Ее не заменяет справка, составленная по форме 2-НДФЛ;
  • трудовую книжку, трудовые договоры;
  • документы об образовании и квалификации.

Дополнительно могут потребоваться: справка из отдела социальной защиты населения о получении пособия на ребенка; военный билет с отметкой о дате начала и окончания военной службы; для иностранных граждан – РВП или ВНЖ, удостоверение беженца, удостоверение вынужденного переселенца; для детей-сирот – справка из органов опеки и попечительства, подтверждающая их статус; для инвалидов – индивидуальная программа реабилитации.

Если не получается самостоятельно подать заявление или собрать необходимые документы, можно обратиться в центр занятости населения за консультацией.

Если за 10 дней со дня подачи заявления гражданину не смогут подобрать подходящие вакансии, он признается безработным. При отказе в признании безработным он может обратиться в ЦЗН повторно через месяц.

Как в 2022 г. встать на учет в центре занятости и получить статус безработного дистанционно?

Центры занятости 19 регионов перешли на новый формат работы в ноябре 2021 г. С 1 января 2022 г. на электронный формат перейдут ЦЗН еще более 60 регионов. В Москве оказывать услуги по новым правилам начнут с 1 января 2023 г.

1. Авторизация на портале.

2. Составление резюме.

3. Подача заявления о содействии в поиске подходящей работы.

В форме подачи заявления необходимо заполнить все поля.

Выберите цель подачи заявления (укажите, претендуете ли вы на пособие по безработице).

Кого признают безработным?

Условия признания граждан безработными указаны в ст. 3 Закона о занятости населения.

Не могут быть признаны безработными:

На что могут рассчитывать безработные граждане?

Среди мер социальной поддержки предусматривается выплата гражданам пособия по безработице. Оно выплачивается в процентном отношении к среднему заработку и начисляется при одновременном выполнении следующих условий:

  • гражданин признан безработным;
  • уволен в течение 12 месяцев до начала безработицы;
  • состоял в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

При соблюдении этих условий размер пособия составит (п. 1 ст. 30 Закона о занятости населения):

  • в первые 3 месяца – 75% среднего заработка по последнему месту работы (службы);
  • в следующие 3 месяца – 60% (с применением районных коэффициентов).

Пособие выплачивается в минимальном размере (п. 2 ст. 30 Закона о занятости населения), если:

  • гражданин впервые ищет работу (ранее не работал), за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы);
  • отсутствуют сведения о том, что гражданин состоял в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы;
  • гражданин хочет возобновить трудовую деятельность после длительного, более года, перерыва;
  • гражданин уволен за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • гражданин прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность;
  • гражданин вышел из членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • гражданин направлен органами службы занятости на обучение и отчислен.

В 2022 г. минимальная величина пособия составит 1500 руб.

Ответственность работодателя за нарушение законодательства о занятости

13.08.2019 Обычная важность

Реализация государственной политики по обеспечению занятости населения невозможна без участия работодателей, ведь именно они предоставляют рабочие места, сохраняют сложившиеся трудовые отношения, не допуская незаконных увольнений, взаимодействуют с органами службы занятости населения и другими субъектами рынка труда.


Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, оказывая помощь в трудоустройстве, прохождении профессионального обучения, получении дополнительного профессионального образования, соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и других граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

В соответствии со статьей 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели, в том числе должны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Информация о наличии свободных рабочих мест и имеющихся вакантных должностей представляется не позднее следующего дня после дня появления свободных рабочих мест, а также ежемесячно до 28 числа она подтверждается.

В случае отсутствия в отчётном периоде вакантных рабочих мест работодатель также должен уведомлять службу занятости населения до 28 числа каждого месяца.

Данное информирование возможно осуществлять через интерактивный портал службы труда и занятости населения.

Эта обязанность возложена на всех работодателей без исключения!

Работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность предоставляемой информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения.

Непредставление или несвоевременное представление информации (сведений) о потребности в работниках может явиться основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.

Штраф для должностных лиц – от трёхсот до пятисот рублей; юридических лиц - от трёх тысяч до пяти тысяч рублей.

Работодатели осуществляющие поиск персонала через частные агентства, средства массовой информации, интернет и другие общедоступные источники, не сообщив о вакансиях в службу занятости населения – нарушают законодательство о занятости!

Не запрещается вести самостоятельный поиск работников, но только после того, как информация об имеющихся вакансиях будет направлена в службу занятости населения.

Обращаем внимание работодателей и на то, что согласно п. 6 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Законодательство о занятости предусматривает и ряд других обязанностей для работодателей.

Читайте также: