Распределение семейных обязанностей какая функция семьи

Обновлено: 25.05.2024

Семья — это один из наиболее древних и важнейших социальных институтов, который представляет собой базовую ячейку общества.

В традиционной интерпретации, семья образуется на основе брака двух людей или как следствие кровного родства, а также усыновления. Заключение брака считается отправной точкой в становлении семьи, так как объединяются не только супруги, но и их дети, а также другие родственники с обеих сторон.

Семья как социальный институт — это сложная система связей и взаимоотношений, которая характеризуется следующими основными признаками:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • брачные либо кровнородственные связи между членами семьи;
  • формирование семейных ролей: муж, жена, сын, брат и другие;
  • формирование семейных ценностей и норм семейного поведения;
  • совместное проживание в одном помещении;
  • связанность всех членов семьи общим бытом;
  • общий семейный бюджет;
  • стремление к продолжению рода, социализации и воспитанию детей;
  • взаимовыручка и поддержка.

Семья является неотъемлемой частью общества и одной из наиболее значимых потребностей и ценностей человека. Будучи социальным институтом, она также выполняет функции малой группы и выступает самой сплоченной и устойчивой ячейкой общества. В процессе своего развития человек становится частью множества разнообразных групп и налаживает отношения с десятками разных людей, но только семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Характеристика основных функций семьи

Семья — это первичная социальная группа, в которую вступает человек сразу после рождения. Она выполняет фундаментальную роль в передаче основ социальной структуры общества будущим поколениям и является посредником между индивидом и обществом.

Функции семьи отражают динамику изменений ее роли и характера связи с обществом в определенный период развития общества. Соответственно, функции семьи также претерпевают определенные изменения, приобретая или утрачивая свои значения. Вместе с тем, основополагающие функции остаются неизменными и постоянными.

К традиционным функциям относятся:

Репродуктивная функция отвечает за деторождение. Для человека ее роль состоит в удовлетворении желания иметь детей, для общества — в биологическом воспроизводстве населения и продолжении вида.

Большинство стран старается поддерживать устойчивое демографическое состояние государства, создавая хорошие условия для родительства как цели создания семьи. Однако в условиях современного быстроменяющегося мира, роль репродуктивной функции смещается на второй план, что приводит к спаду рождаемости. Демографический кризис обусловлен социально-экономическими проблемами, недостаточной поддержкой государства, низким уровнем жизни, безработицей и другими факторами из-за которых люди не могут чувствовать себя в безопасности.

Воспитательная функция подразумевает социализацию молодого поколения, передачу норм и ценностей общества. Именно семья закладывает основу личностного развития человека и во многом определяет его дальнейшую жизнь. Влияние семьи на ребенка всегда сильнее других воспитательных процессов, поэтому в семье формируются качества, которые невозможно приобрести ни в какой другой среде.

Хозяйственно-экономическая функция связана с экономической стороной семейных отношений и включает в себя:

  • ведение домашнего хозяйства;
  • питание;
  • приобретение и содержание домашнего имущества;
  • распределение семейного имущества;
  • распределение обязанностей по дому и по ведению быта;
  • уход и материальная забота за недееспособными или несовершеннолетними членами семьи и т. д.

В традиционном обществе с четко распределенными ролями мужчины-добытчика и женщины-хранительницы очага, эта функция имела первоочередное значение. Однако в современном мире, учитывая то, что женщины нередко работают наравне с мужьями и много времени проводят вне дома, происходит перераспределение семейно-бытовых обязанностей и взаимный обмен услугами между членами семьи.

Вторичные функции семьи

Помимо перечисленных постоянных функций семьи, выделяют еще и вторичные функции, роль которых изменчива и может возрастать или уменьшаться в разные периоды жизни общества. К ним относятся:

Статусная функция предоставляет человеку определенный статус и возможность закрепить занимаемые им позиции. Кроме того, семья во многих культурах является предметом уважения со стороны общества и основной ценностью самого человека. Заключение брака и родительство повышают авторитет супругов как полноценной части общества.

Каждый человек, принадлежащий к семье, может обладать статусами национальности, расовой принадлежности, классовым статусом и т. д. С самого детства семья приобщает человека к определенным ценностям и интересам, формируя его взгляды и нормы поведения.

Досуговая функция отвечает за организацию досуга внутри семьи и служит для восстановления сил и энергии. Совместный отдых в кругу семьи позволяет сохранять стабильность и хорошие отношения между близкими людьми.

Функция первичного социального контроля представляет собой свод социальных норм и общепринятых правил, которые должен выполнять каждый член семьи. Она регламентирует поведение членов семьи через взаимные обязательства, учитывая их возраст, состояние здоровья и занимаемую роль. Например, родители несут ответственность за своего ребенка и обязаны его обеспечивать всем необходимым до достижения совершеннолетия.

Функция эмоционального и духовного общения

Функция эмоционального и духовного общения оказывает большое влияние на человека с самого рождения. Именно к семье ребенок в процессе взросления обращается за поддержкой и заботой, у семьи он учится основам коммуникации, на базе которых строится его личность. Эмоциональные и духовные связи внутри семьи основаны на привязанности, взаимной поддержке и взаимопонимании. Благодаря чему создаются крепкие узы, которые не теряют свою силу и актуальность для человека на протяжении всей жизни.

Наиболее успешно эта функция проявляется в больших семьях, где сохраняются тесные и близкие связи не только между детьми и родителями, но и остальными родственниками.

Значение функций семьи в жизни личности

Семья, как любой социальный институт и малая группа, имеет собственные функции, реализация которых обеспечивает успешную жизнедеятельность ее членов. Жизнь каждого человека начинается с семьи, а ценности и ориентиры, которые он там усвоил, предопределяют все его будущее. Функции семьи направлены на удовлетворение важнейших потребностей человека, которые он испытывает в различные периоды своей жизни. В процессе личностного развития меняется и степень значимости функций для человека. Этот процесс можно проследить в этапах взросления индивида:

  1. Младенчество. В этот период семья для ребенка является первым социальным институтом, с которым он знакомится. Родители окружают его заботой и вниманием, ухаживают за ним и удовлетворяют его потребность в общении. В полной мере реализуется функция эмоциональной и духовной связи, потому что отношения между родителями влияют на состояние ребенка. Важно сохранять положительную атмосферу и удовлетворять эмоциональные потребности младенца. Хозяйственно-экономическая функция помогает распределить обязанности по дому и по уходу за ребенком.
  2. Ранний возраст. Это период от года до 3 лет, когда ребенок начинает взрослеть и реагировать на воспитательный процесс. Он уже начинает ходить и говорить, обретая новый уровень свободы, но семья все еще остается для него главным социальным институтом.
  3. Дошкольный и младший школьный возраст. В этот период в жизни ребенка происходят первые серьезные изменения, так он вступает в новые социальные институты. Воспитательная функция частично реализуется в детском саду или школе.
  4. Подростковый период. В этом возрасте происходит активное становление личности, человек находится в поисках своей идентичности, строит отношения со сверстниками и учится самостоятельности. В этот период очень важно сохранять в семье хорошие эмоциональные и духовные связи, чтобы подросток чувствовал поддержку.
  5. Взросление. Молодые люди задумываются о создании своей семьи, после заключения брака основная роль отдается репродуктивной и хозяйственной экономической функции. Также с образованием новой семьи, человек реализует свою потребность в приобретении нового статуса.

Важность функций семьи для современного общества

Выполнение семьей ее функций важно не только для ее членов, но и для общества в целом. Человек на определенной стадии своего взросления становится полноценной частью социума, а от воспитания и ценностей, привитых в семье, зависит его поведение и отношения с окружающими. И хотя роль функций семьи в современном обществе претерпевает определенные изменения, они все еще являются основой здоровых семейных отношений.

Молодые люди все реже стремятся к созданию семьи и продолжению рода, меняются хозяйственно-экономические роли, внедряются новые методы воспитания. Несмотря на это, ценность семьи никуда не исчезает, она, как и прежде остается ядром успешного общества и самым важным институтом в жизни человека.

Семья – закреплённый союз, берущий свою основу в брачных взаимоотношениях, где супруги и дети связаны общим экономическим бюджетом, хозяйством и бытом. Отношения в родительско-детских отношениях представлены основой семьи. Она является важным институтом в социуме, который взаимодействует с государственными учреждениями и иными институтами. Согласно социологии, семья представлена 2 положениями – социальная группа и социальный институт.

  1. Как социальная группа – объектом наблюдения представлены взаимоотношения внутри рода.
  2. Как социальный институт – выяснение общественных функций семьи, связь семьи с обществом.

Институт семьи представлен многими иными институтами (брака). Известны инциденты, когда институт брака не взаимосвязан с институтом семьи. Эти отношения получили термин – гражданский брак.

Семья – социальная группа, сплочённая единой задачей, функционирующая на основе взаимоотношений супругов и выполнении ими общественных ролей.

Семейный социальный статус – статус, задающий позицию индивида не только в семейных отношениях, но и в социуме. Выделяют такие статусы: супружеский, родительский, детский, межпоколенный.

Семейная социальная роль – поведение, ожидаемое от индивида, согласно его занимаемому статусу в обществе.

Социальные функции семьи

​​Брак – юридически оформленные отношения между супругами, регулирующие их права и функции в семейном быту. Помимо этого, брак представлен социальным институтом, задающим правила поведения во внутрисемейных отношениях.

Типы брака

  • Групповой брак – характеризуется брачными отношениями нескольких мужчин и женщин в первобытные времена.
  • Полигамный брак – отношения одного супруга с несколькими. Полигамия разделяется на: полигиния – отношения оного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – отношения одной женщины с несколькими мужчинами.
  • Моногамный брак – стандартные брачные союзы между одним мужчиной и одной женщиной. Браки распространены в христианских семьях и демократичных государствах, где распространена практика равенства полов. Моногамный брак менее распространён в мире, чем полигамный.
  • Парный брак – равенство между супругами, в период изменения матриархата на патриархат. Датируется временами варварства.
  • Экзогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям, в рамках одного социального слоя, общины. Браки заключаются вне родовой группы.
  • Эндогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям в племенах, нациях, кастах.

Выделяют большое количество браков: по любви, по договорённости, гостевой брак и т.д.

Семья, её функции, типы. Брак

Социальные функции брака

  1. Права супругов закреплены на юридическом уровне по отношению к друг другу и ребёнку;
  2. Сексуальные отношения между супругами регулируются обществом;
  3. Регулирование хозяйственных взаимоотношений в рамках семьи;
  4. Регулирование взаимоотношений семейной группы и государства;
  5. Приобретение социального статуса и закрепление его на правовом уровне.

Типологизация семьи

  1. Доминирование в семейных отношениях:
    • Матриархальная семья – главенствующее место занимает женщина. Статус передаётся по женской линии.
    • Патриархальная семья – мужчина занимает доминирующую позицию в семейных отношениях. Женщина выступает собственностью мужа. Статус передаётся по мужской линии.
    • Эгалитарная семья – взаимоотношения построены на равных правах супругов, согласно их занимаемым ролям в обществе.

  2. Сложной семейной структуры:
    • Расширенная семья – семейные отношения, в которых присутствуют люди старшего поколения (прадед, прабабушка и т.д.)
    • Нуклеарная семья – семейные отношения между родителями и детьми в рамках 2 поколений.

  3. Количество детей в семье:
    • Малодетные – один-два ребёнка.
    • Среднедетные – три-четыре ребёнка.
    • Многодетные – пять и более детей.
    • Бездетные – супруги, не имеющие детей.
    • Неполные – представлены одним родителем и ребёнком.

Признаки патриархальной семьи

  • Доминирование родовых интересов над общественными;
  • Экономические интересы се являются фактором заключения брака;
  • Семья состоит из нескольких поколений, живущих в одном месте;
  • Наличие большого количества детей для экономической выгоды;
  • Отсутствие возможности вмешательства в репродуктивные функции женщины (предупреждение или аборт);
  • Отсутствие мобильности поколения;
  • Собственность представлена коллективным владением со стороны мужчин;

В патриархальных семьях не берётся в учёт желания и предпочтений супругов, отношения выстраиваются согласно традициям и обычаям.

Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью.

Функции семьи:

  • репродуктивная – рождение детей, продолжение рода;
  • воспитательная — воспитание характера детей, их нравственных качеств;
  • социализирующая – в семье происходит формирование человека как личности;
  • статусная – передача социального статуса, то есть положения в обществе;
  • хозяйственно-бытовая – общее ведение домашнего хозяйства, устройство быта;
  • экономическая – зарабатывание денег, поддержка одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособ­ных;
  • эмоциональная – любовь, поддержка;
  • сексуальная – удовлетворение сексуальных потребностей;
  • контролирующая— члены семьи ответственны за поведение друг друга в обществе, за их деятельность, ориентируют на ценности и элементы, которые приняты в данном обществе;
  • рекреационная (проведение досуга) – организация досуга совместного отдыха, что зависит от материальных возможностей семьи, национальных традиций, индивидуальных интересов, уровня культуры членов семьи.

Типы семей.

Типы семей по количеству членов:

  • нуклеарные(родители и дети)
  • расширенные (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.)
  • неполная семья – состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей
  • полная – есть оба родителей

Типы семей в зависимости от главенства мужа или жены:

  • матриархат— власть в семье принадлежит женщине;
  • патриархат — во главе стоит мужчина;
  • демократическая – семья , в которой соблюдается равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

Типы семей по характеру взаимоотношений между членами:

  • традиционная (патриархальная)- главенствующее положение у мужа, жена занимается домашним хозяйство и воспитанием детей;
  • партнёрская (демократическая) – совместное выполнение домашних обязанностей, нет лидерства по половому признаку.

Типы семей по количеству детей:

  • бездетные семьи;
  • однодетные семьи;
  • малодетные семьи – не более 2 детей;
  • среднедетные семьи – достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка;
  • многодетные семьи – намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.

Родство.

Родство-совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.

Степени родства:

  • ближайшие
  • двоюродные
  • троюродные

Вместе они составляют фамильное древо.

Поколение.

Поколение – люди, родившиеся в один определённый период времени.

Причины увеличения различий между поколениями:
  • обновление социальной среды обитания человека;
  • возрастание социальной мобильности всех видов;
  • более сложный и многообразный характер современной жизни.

Преемственность поколений – необходимое условие развития общества, то есть передача традиций, нравственных ценностей, ориентиров, культурного достояния от поколения к поколению

Гендерные роли – предписания и ожидания правильного мужского и женского поведения.

Стили семейных отношений:

  • попустительский – ребёнку разрешается всё без ограничений; слабое воспитание со стороны родителей;
  • авторитарный – в семье всё решает отец или оба родителя, не считаются с интересами ребёнка;
  • демократический – в семье по возможности совместно решают проблемы, прислушиваются к мнению ребёнка, исходят из его интересов и склонностей.

Семейные ценности:

  • отношения между членами семьи,
  • традиции, передаваемые из поколения в поколения,
  • элементы культуры,
  • материальное благополучие,
  • самореализация.

Тенденции в развитии современной семьи:

Положительные тенденции:

  • смена стилей семейных отношений, равномерное распределение прав и обязанностей в семье;
  • осознание того, что семья — ячейка общества, малая группа, в которой формируется личность;
  • помощь семьям со стороны государства.

Отрицательные тенденции:

  • сокращение законных браков;
  • падение рождаемости;
  • увеличение числа ранних браков и их распад;
  • увеличение числа разводов;
  • рост девиантного (неправильного, отклоняющегося) поведения в семье, увеличение числа социальных сирот;
  • рост неполных семей;
  • увеличение роли женщины в решении проблем семьи.

Демографическая политика государства.

Демография – это

Демографическая политика – деятельность государства по регулированию процесса прироста населения.

Основные функции семьи — это социализации и воспитания, социального контроля, досуговая, рекреационная, социально-статусная, хозяйственно-экономическая. В этой статье мы доходчиво и на примерах разберем каждую из них.

Продолжаем наш цикл полезных статей и сегодня разберем функции семьи как малой социальной группы и как социального института. Тема эта краеугольная. И входит в кодификатор тем КИМ ЕГЭ по обществознанию.

Функции семьи: самая суть с примерами

Уникальность нашего материала в том, что статья написана социологом кратко и понятно. В статье все акценты расставлены верно, так как нужно для подготовки к государственным экзаменам. Поэтому дочитайте ее до конца!

Семья как социальная группа

Мало кто понимает, что семья в обществе — это не просто понятие, а она существует в двух формах: как малая социальная группа и как социальный институт. Если не знаете, что такое группы и институты, смело переходите по ссылкам и читайте. Потому как дальше без знания этих понятий Вам путь заказан!

Ну так вот, семья как малая группа — это конкретная какая-то семья. Например: семья Ёлкиных, Ивановых и прочие. Сегодня превалируют (господствуют) нуклеарные семьи. И следует различать функции семьи как группы от функций одноименного института.

Итак, вот какие основные из них надо знать и их характеристики в современном обществе:

Конечно, таких семей не большинство, но они есть. Кроме того, имейте в виду, что в современном мире существуют однополые семьи, которые биологически не могут никого воспроизводить. Они усыновляют или удочеряют детей из государственных интернатов. Поэтому функция — эта — репродуктивная — вообще спорная в современных реалиях. Не согласны? Напишите в комментариях, почему!

Воспитательная. Воспитание — это непрерывный процесс социально-психологического воздействия семьи на ребенка с целью формирования у него определенных личностных качеств, да и личности в целом.

Семья, родители, родственники — это основные субъекты воспитания. Понятно, что если дети-сироты, то эту функцию берет на себя государство в лице интернатов. Тут тоже ничего сложного. Примеров воспитания много. Например, отец Джона Кеннеди был бизнесменом и стравливал своих детей между собой, чтобы воспитать в них бойцовские качества. Его детей так и называли волки-Кеннеди.

Воспитание включает в себя усвоение норм морали, правил этикета и всего остального, что делает нас цивилизованными людьми. Семейный кодекс РФ конкретно не определяет, как именно должно проходить воспитание. Однако в статье 65 четко обозначено, что родители не могут причинять никакого вреда в ходе воспитания, а все вопросы воспитания решаются родителями совместно.

Функции семьи: самая суть с примерами

Понятно также, что воспитание зависит от типа семьи. В патриархальной в этом процессе будут задействованы традиции и обычаи, а в нуклеарной — современные представления о морали и нравственности

Социализация. Следует различать воспитание и первичную социализацию детей. Эти понятия соотносятся как частное с общим: воспитание является частью социализации. Последняя длится всю жизнь и включает непрерывное освоение социальных ролей, интеграцию в существующую социальную систему. Семья является агентом социализации, то есть непосредственно участвует в этом процессе. Семьи, которые не в состоянии обеспечить ребенку социализацию называют неблагополучными.

Например, разговоры с ребенком о том, как нужно себя вести с другими людьми, может быть примером социализации.

Хозяйственная. Она включает в себя реализацию домашних обязанностей членами семьи. Если взрослые члены из-за болезни не могут осуществлять их, то эти функции должны брать на себя младшие члены семьи.

Экономическая. Экономика — это всегда труд и финансы. Это функция прямо вытекает из правового поля и означает в первую очередь, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. А совершеннолетние и трудоспособные дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей. Также к этой функции относятся алименты и прочее.

Рекреационная. О ней подробно читайте здесь.

Сексуальная. Если честно, я против выделения этой функции как отдельной. Ведь понятно, что естественные потребности удовлетворяются в ходе осуществления репродуктивной функции. А сексуальное воспитание относится к воспитанию. То есть выделять отдельную сексуальную функцию, на мой взгляд, просто бред. Однако в пособиях такое выделение происходит. Хотя в тестах ЕГЭ я ни разу не встречал, чтобы эта функция как-то выделялась. А я, к слову сказать, прорешал все задания ФИПИ ЕГЭ, ответы, кстати, выложены здесь.

Социальный контроль. Это довольно понятная функция. Она заключается в том, что взрослые члены семьи должны выступать агентами социального контроля: делать замечания детям, если их поведение выходит за рамки. Применять способы воспитания, чтобы недопустимого поведения больше не происходило.

Социально-статусная. Семья наделяет своих членов статусами: муж, жена, дочь, сын, брат, сват и пр. Это все социальные статусы, которые подразумевают определенную модель поведения — определенную социальную роль.

Ну и понятно, что мы должны сделать в промежуточном выводе и ответить на вопрос: справляется ли семья как социальная группа с этими всеми функциями. И ответ будет конечно же нет! Я достаточно проработал в сфере образования, чтобы напрямую об этом судить. Семья перекладывает свои функции на другие социальные институты. При этом господствует такое оправдание: мол, я, как родитель работаю, поэтому пусть моего ребенка воспитывают воспитатели в детском саду, или учителя в школе.

Между тем такие родители (коих большинство) забывают одну простую вещь, что ни воспитатели в детском саду, ни учителя в школе не имеют реальных механизмов для воспитания подрастающего поколения. К примеру, ребенок на уроке обозвал учительницу матом. При том, что учитель вполне корректен и так сам на уроках никогда не ругался. Что ему делать? В реальности ничего.

Между тем, ругаясь на уроках в школе (то есть в общественном месте) нецензурной бранью, ребенок нарушает КОАП РФ. Соответственно, он, по закону, или его родители должны быть оштрафованы на сумму административного штрафа за нецезурную брань в общественном месте. Я больше чем уверен, что если бы система работала, мата в школах, да и в других учебных заведениях не было бы вовсе. Для реализации этого достаточно того, чтобы в школе вместо невменяемого вахтера дежурил сотрудник полиции, коих сейчас развелось немерено.

Функции семьи: самая суть с примерами

Таблица Функции семьи

То есть если ребенок ругается на уроках матом, учительница по кнопке вызова вызывает полицейского и тот выписывает родителям ученика акт об административном правонарушении. И всё. Пара судебных дел с присуждением штрафа и в школе дети будут все культурные и ходить шелковые.

Но это мое личное мнение. А вы что думаете по этому поводу?

Кстати, важно понимать, что функции семьи меняются с изменением условий общественного развития. Например, в традиционном обществе они сводились в основном к защитной и хозяйственной, а социализация сводилась к обучению навыкам труда. В индустриальном обществе семья уже начала брать верх функция социализации и воспитания, а также социального контроля.

Семья как социальный институт

Семья как социальный институт представляет собой правовое поле из Конституции РФ, Семейного Кодекса РФ, и других нормативно-правовых актов, включая органы опеки и попечительства, ЗАКСы, органы социальной защиты, которые должны регулировать жизнь семьи, как социальной группы.

То есть семья функционирует не в вакууме, а в правовом поле и в поле работы специальных государственных органов. И понятно, что некоторые функции, свойственные для семьи как малой группы не будут те же, что и для социального института.

Функции семьи: самая суть с примерами

Вот какие основные такие функции надо знать:

Социальный контроль. Органы социальной защиты должны постоянно следить за тем, как функционируют семьи в их округе. Понятно, что в каждой стране все по-разному. В Испании, например, если ребенок твой неделю не был в школе, тебя, как родителя, просто лишают родительских прав. Жестко? Зато справедливо. Воспитание — это не только право, но и обязанность родителя. Не воспитываешь? Лишаешься права воспитывать! Также, если не жестче, система работает в США.

Защитная. Раньше, в древности, в самом деле семья защищала своих членов от вражды и агрессии. Сегодня в цивилизованных странах эта функция целиком ложится на плечи правоохранительных органов и иных таких организаций.

Социализация. Тут не следует путать. Если семья как малая группа должна обеспечить интеграцию ребенка в социум, то семья как социальный контроль осуществляет то же самое с родителями. Правоохранительные органы, органы опеки должны постоянно общаться с родителями и разъяснять им их обязанности. В странах запада есть практика судебного направления к семейному психологу. Если один из родителей имеет алкогольную зависимость, он принудительно отходит на собрания анонимных алкоголиков. То есть система работает. В России, понятно, все шиворот-навыворот, но об этом я и говорить не особо хочу: сами всё знаете!

По сути это все функции семьи как социального института. Но разделять эти вещи жизненно необходимо, если, конечно, ваша цель — высокие баллы на ЕГЭ по обществознанию.

Пишите, что думаете обо всем этом в комментариях! Делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!

Читайте также: