Радикальный национализм и религиозный экстремизм как идеологическая база терроризма

Обновлено: 30.06.2024

События современности заставили ученых и политиков искать объяснение таким понятиям как исламский радикализм, экстремизм, терроризм. Теоретическая интерпретация проблемы могла бы стать отправным пунктом для решения проблем, которые обострились во многих регионах. Последние события в исламском мире: Ираке, Афганистане, Египте, Ливии, Сирии показывают, что радикальные группировки ведут там борьбу за установление шариатских норм в правлении государств, через насилие и жестокость, нетерпимость к другим верам и нациям, прикрываясь религиозными лозунгам. Итак, терроризм на нашей планете глубоко внедрился в разум и сердца людей. Сейчас каждый первоклассник знает, что есть на свете люди, именуемые террористами, которые взрывают дома, убивают людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ЧАСТЬ 1: ПОНЯТИЕ ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА…………. ……..….7
ЧАСТЬ 2: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА……13
ЧАСТЬ 3: ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ……………………………………….19
ЧАСТЬ 4: ПОЛИТИЗАЦИЯ ИСЛАМА…………….……………….…………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………. …41

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗАВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

студентка 4 курса

Работа допущена к защите _________________ __________________

(подпись руководителя) (дата)

Работа выполнена и

защищена с оценкой ______________________ Дата защиты____________

Члены комиссии: _______________ _____________ __________________

(должность) (подпись) (И.О. Фамилия)

___________________ _________________ ________________________

___________________ _________________ ________________________

__________________ ________________ ________________________

Ставрополь, 2013 г.

ЧАСТЬ 1: ПОНЯТИЕ ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА…………. ……..….7

ЧАСТЬ 2: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА……13

ЧАСТЬ 3: ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ……………………………………….19

ЧАСТЬ 4: ПОЛИТИЗАЦИЯ ИСЛАМА…………….……………….…………28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………. …41

События современности заставили ученых и политиков искать объяснение таким понятиям как исламский радикализм, экстремизм, терроризм. Теоретическая интерпретация проблемы могла бы стать отправным пунктом для решения проблем, которые обострились во многих регионах. Последние события в исламском мире: Ираке, Афганистане, Египте, Ливии, Сирии показывают, что радикальные группировки ведут там борьбу за установление шариатских норм в правлении государств, через насилие и жестокость, нетерпимость к другим верам и нациям, прикрываясь религиозными лозунгам. Итак, терроризм на нашей планете глубоко внедрился в разум и сердца людей. Сейчас каждый первоклассник знает, что есть на свете люди, именуемые террористами, которые взрывают дома, убивают людей.

Российское исламоведение имеет давнюю историю и накопило солидные традиции. Их традиции и достижения развивали Беляев А.Е., Полонская Л.Р. и др. Наиболее важные труды по социальным и политическим аспектам ислама создали Саидбаев Т.С., Степанянц Т.М. и др. Основные усилия исследователей были сосредоточены на роли ислама в истории, философии и политической жизни зарубежного Востока. В их трудах также затрагиваются проблемы современной общественной мысли, социального и политического развития исламских стран.

Политологи Малашенко А.В., Микульский Д.В., рассматривают фундаментализм как теорию. Теоретические аспекты политического ислама являются составной частью исследований социологии религий и взаимодействий политики с конфессиональными учениями. Применительно к исламу религиозно-политические взаимодействия изучены Игнатенко А.А., Левиным З.И., Добаевым И.П.

Об общем и специфичном в устроении исламской цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций. - М., 1998. - С. 360-365; Наср С.Х. О столкновении принципов западной и исламской цивилизаций // Там же. - С. 481-484; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М., 2003. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. - М., 1999; Саидбаев Т.С. Ислам и общество. - М., 1978; Степанянц M.T. Мусульманские концепции в философии и политике XIX - XX вв. - М., 1982. гносеологические, онтологические и психологические, социальные основания ислама, его отдельных направлений и течений.

В ряду современных отечественных ученых, исследовавших различные аспекты мусульманской цивилизации, исламского права, а также политических аспектов данной религии, можно назвать Сагадеева А.В. Ряд исследователей движения радикального ислама - Умнов А.Ю., Религия и общество / Отв. ред., сост. Филатов С.Б.. - М., 2002; Игнатенко А.А. Ислам и политика. - М., 2004;. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. М., 1988; Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. - Ростов-н/Д, 2003.

Объектом исследования являются исламский радикализм, экстремизм и терроризм.

Предмет исследования: исламский фактор как источник международных противоречий.

  • изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;
  • анализ научной литературы, учебников и пособий по международным отношениям, политологии, социологии, психологии, конфликтологии.

Данная работа состоит из четырех частей. Первая часть работы называется: понятие исламского радикализма. Вторая часть освещает понятие исламского экстремизма. В третьей части рассмотрены особенности понятия исламского терроризма. Проблема политизации ислама проанализирована в четвертой части.

ЧАСТЬ 1: ПОНЯТИЕ ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА

Общественность разных стран пристально наблюдает за так называемым исламским возрождением – процессом, стремительно развивающимся в государствах ближнего и среднего востока, мусульманских республиках СНГ и отдельных регионах России.

Повышенное внимание к исламу вызвано тем, что, во-первых, это наиболее динамичная мировая религия, во-вторых, степень политизации ее приверженцев на порядок выше, чем у последователей других конфессий, в-третьих, многочисленные концепции чисто исламского пути развития государств и народов, которые, к тому же, никогда не были реализованы на практике, вступают в противоречия с принятыми в остальном мире, особенно - западном, социальными и политическими установками, т.е. мировоззрением сотен миллионов людей [5].

Одновременно в трех своих ипостасях – религии, духовной сфере и социально- экономической доктрине - ислам становится все более острым фактором жизни мирового сообщества.

Известно, что начало разговорам об исламском возрождении было положено революционными событиями в Иране конца 70-х годов прошлого века. Затем разнообразные движения за возврат к истинной мусульманской вере получили развитие в суннитской ветви ислама, так и не решив, однако, ни одну из острейших проблем обустройства стран третьего мира, находящихся на востоке. Но организационно оформившийся процесс религиозного ренессанса привел к появлению исламского радикализма и обострению конкуренции за господствующее положение в мусульманских общинах между его международными центрами.

Нарастающая в настоящее время конкуренция религиозных исламских радикалов развернулась между двумя объединительными тенденциями - панисламистской и пантюркистской, которые, как показывает жизнь, в их чистом виде основываются на совершенно противоположных тенденциях.

Так, если панисламизм апеллирует к международному уровню объединения всех мусульман, то основу религиозного пантюркизма составляет исламский национализм. И если сторонники мусульманской солидарности в Саудовской Аравии, Афганистане, Пакистане, Индонезии и Алжире призывают мусульман объединяться вне рамок национально-государственных границ, то идеологи т.н. исламского национализма, в первую очередь, находящиеся в Турции, выступают за обособление мусульман тюркоязычных и других народов на этно-национальной основе.

Внутренняя и внешняя борьба объединительных тенденций мусульманского интегризма в одинаковой степени чревата появлением в обширных регионах Евразии, фактически от Лондона до Урумчи, и даже на Североамериканском континенте, через мусульманские общины в Нью- Йорке и других крупных городов США, невиданных здесь ранее агрессивных силовых величин, развитием их потенциальных возможностей для передела сфер влияния в свою пользу [3].

Для более точного содержательного понимания иностранных слов радикализм, экстремизм и терроризм и связей между ними дадим их перевод на русский язык.

Радикализм

Радикализм – от латинского слова Radix - Корень. Когда люди хотят, но не могут добиться безопасности, покоя, достатка, богатства, власти, справедливости, удовлетворения своих актуальных потребностей, у них возникают протестные чувства и желания коренным (радикальным) образом изменить тактику и стратегию достижения своих целей. Вырвать с корнем причины угроз и неудач, начать новый виток (этап, цикл) борьбы за свои интересы с расширением идеологического, социального и технологического пространства этой борьбы за счет освобождения от каких-то (нравственных, моральных, этических, правовых, культурных и др.) ограничений с использованием новых более активных и эффективных приемов достижения поставленных целей.

Радикализм проявляется в разных масштабах, уровнях и сферах жизни. Радикализм не имеет национальности, места жительства, пола, профессии. Он существовал во все времена и во всех странах. Радикализм можно дифференцировать на индивидуальный, групповой и массовый. В основе каждого из них преобладают индивидуально-личностные смыслы.

Принять решение радикальным образом изменить свои моральные принципы, способы и средства достижения субъективно значимой цели может один человек – парень, девушка, отец семьи, тренер футбольной команды, директор предприятия, глава ведомства, лидер партии, общественной, политической, религиозной организации, страны, блока стран и др.

Например, какой-то молодой человек (или девушка) осознал, что он обладает большим интеллектуальным, творческим, волевым и физическим потенциалом, что он лучше многих других, может сделать карьеру, улучшить свое финансовое и социальное положение. Возник образ самого себя – богатого, знаменитого, властного, здорового, сильного, успешного….Образ понравился, запомнился, стал привлекательным, желанным. Оформилась цель – получить престижное образование и перспективную профессию; научиться обращать на себя внимание, нравиться вышестоящим, быть внешне привлекательным, спортивным, сексуальным, интересным, востребованным, конкурентоспособным…. Цель вполне достойная, современная, соответствующая возрастным биологическим, психологическим и социальным потребностям человека. Но достижение этой цели возможно только в пространстве социума. Кроме собственных желаний и ресурсов требуются административные, финансовые, информационные, правовые и другие ресурсы многих людей, которые в рыночном обществе имеют высокую цену…

Радикализм может быть групповым. Например, коллекторы, различные группы в социальных сетях, ориентирующие подписчиков на агрессию, саморазрушение и суициды.

Радикализм может быть массовым. Например, переселение европейцев в Америку. Ради цели разбогатеть жители Европы решили коренным образом изменить все - место жительства, манеры поведения, способы организации бизнеса, устранения конкурентов и др. Так, благодаря радикализации недовольных своим экономическим и социальным положением европейцев, образовалась новая страна – Соединенные Штаты Америки, с новыми принципами и способами организации производства и управления, эффективного устранения конкурентов, силового стиля поведения, стремления к мировому лидерству и доминированию.




Радикализация партийных и бюрократических верхов СССР, жаждавших личного обогащения и освобождения от нравственных ограничений, способствовала их отказу от идеологии коммунизма и социализма, революционному переходу из развитого социализма в дикий капитализм 90-х годов. Это вызвало распад СССР с множеством негативных последствий.

В существующей системе двойных стандартов и подмене ценностей социальные и материальные проблемы молодежи многих стран мира обуславливают ее радикализацию, которая реализуется переформатированием и сменой идеологии, волевыми решениями и действиями для улучшения социального положения и окружения, места жительства, рода занятий, вступлением в протестные движения.

Экстремизм

Удовольствие от острых ощущений, рискованного поведения, выходящего за границы биологических, социальных, психологических, культурных, правовых, нравственных норм получают не только экстремисты на войне, но и много мирных жителей – экстремалов. К ним можно отнести спортсменов любителей дельта-планеризма, авто- и мотогонок, скоростных спусков на лыжах, лыжной акробатики, дайвинга (подводных погружений), прыжков с парашютом и других, нередко гибнущих в результате своих увлечений. Не все риски можно предсказать и предупредить.

В последние годы ряды экстремалов пополняют любители селфи – одержимые влечением фотографировать себя в положениях опасных для жизни – на краю крыши высотного дома, на опоре электропередач, на перилах моста через реку, над пропастью, в клетке с хищниками и т.п. и рассылать эти фотографии по социальным сетям.

Слово край (Еxtremus) синоним слова предел. Мирным аналогом экстремизма является беспредел. Он, как и экстремизм, стал результатом переформатирования радикализированных личностей, алчущих личного богатства любой ценой. Они отказались от нравственных норм, отменили для себя нравственные ограничения, присвоили и поделили общенародную собственность. Своей цели они достигли. Удовлетворяют растущие биологические и социальные потребности. Живут в эйфории. Последствия их эффективного управления для подчиненных они вытесняют за границы своего сознания, как наркоманы вытесняют и отрицают наличие у себя зависимости, не чувствуют стыда за то, что воруют деньги и собственность у своей семьи, приносят тяжелый материальный и моральный ущерб своим родителям, разрушают их соматическое, психическое и духовное здоровье.

В Ветхом завете есть яркие примеры радикальных и экстремальных мер: Моисей 40 лет водил евреев по пустыни, чтобы искоренить рабство. Господь уничтожил огнем города Содом и Гоморру за грехи и разврат их жителей.

Беспредел и экстремизм для современной цивилизации актуальны настолько, что некоторые его проявления, например, коррупция, признаются угрозой международной безопасности.

Сходство беспредела с экстремизмом вызывает сходство реагирования жертв того и другого. Беспредел, оказавшийся компонентом управленческой деятельности, вызывает протесты у нижестоящих граждан и предсказуемо побуждает их к проявлению защитного гетеро- или аутоагрессивного поведения. Для сохранения стабильности в обществе нужно восстанавливать нравственные границы (пределы) в деятельности всех его членов.

Из множества определений экстремизма мы составили самое короткое, отражающее его основные признаки. Экстремизм - это форма вызывающего, демонстративного поведения, самоутверждения, максимализма, доведенная до крайности, до абсурда, с нарушением границ психической нормативности, ломающая структуры и функции организма, личности и общества.

Основные понятия экстремизма даны в Статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "О противодействии экстремистской деятельности" См. Приложение.

Терроризм

Терроризм от латинского слова T error - С трах, Ужас. Терроризм - это следующий этап развития экстремизма. Продолжим аналогию с наркоманией. При всех видах зависимостей происходит привыкание к наркотику. Его привычная доза через несколько месяцев не дает желаемого результата. Центр удовольствия не возбуждается до ожидаемой степени. Для того, чтобы удовольствие получать, зависимому нужно повышать дозу наркотика, учащать его прием, сочетать наркотик с другими веществами. По аналогии с наркоманией экстремисту требуются дополнительные источники острых ощущений, усложнение агрессивного поведения, более изощренные формы насилия, большая физическая и моральная травматизация своих жертв, вызывающая более тяжелые страдания у них, но доставляющая больше удовольствий террористу. Это понимание терроризма на личностном уровне через этап дезадаптации и развития расстройств личности смешанного типа с истерическими, паранойяльными, органическими, шизоидными, аморальными, асоциальными, мизантропическими и другими составляющими. Кроме того, в поведении террористов присутствует сочетание ауто- и гетероагрессии.

На политическом уровне терроризм определяется как один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия.

Законодатели разных стран не пришли к единому определению терроризма. Исследуя и обобщая деяния и признаки составов преступлений террористической направленности, записанных в Уголовных кодексах государств – участников СНГ, В.П.Емельянов конструирует следующее определение терроризма:

терроризм – это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.

Суть терроризма – насилие с целью устрашения.

Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации.

Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того – частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения.

Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

Обязательное условие терроризма – резонанс террористической акции в обществе.

Терроризм является индикатором кризисных процессов.

Это – аварийный канал обратной связи между обществом и властью, между отдельной частью общества и обществом в целом.

Он свидетельствует об остром неблагополучии в некоторой зоне социального пространства. В этом отношении, терроризм не имеет чисто силового, полицейского решения. Локализация и подавление террористов – лишь часть борьбы с этим злом. Другая часть предполагает политические, социальные и культурные преобразования, которые снимают основания для радикализации общества и обращения к терроризму!

Экстремизм и терроризм относятся к формам деструктивного поведения.

Деструктивное поведение – это поведение, не соответствующее правовым, социальным и нравственным нормам, и направленное на радикальное неприятие альтернативных точек зрения. Существует мнение, что деструктивными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды).

Профилактика экстремизма и терроризма у подростков и молодежи непосредственно связана с профилактикой психологического нездоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.

Испытания экстремизмом, беспределом и терроризмом даются обществу для того, чтобы оно осознавало, признавало и исправляло свои идеологические, политические, экономические, управленческие и другие ошибки.

Экстремистские действия, как сеансы шоковой терапии, вынуждают общество исследовать причины появления радикализма, экстремизма и терроризма устранять их, то есть, п обуждают к совершенствованию.

Цель нашей книги – анализ причин и механизмов радикализации, экстремизма и терроризма как форм и этапов индивидуального и массового протеста людей на реальные или мнимые угрозы, а также разработка приоритетных направлений и инновационных методов их профилактики.

Это очень сложная задача. Рост радикализма, экстремизма и терроризма обусловлен множеством причин – идеологических, социальных, экономических, политических, информационных, психологических, психиатрических, наркологических и других. Для противодействия этим феноменам жизни необходимо разбираться в их причинах и объединяться всем специалистам. Мы начинаем это обсуждение и призываем всех к его продолжению.




Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Опрос: Терроризм

Ссылки на сайты борьбы с терроризмом

Экстремизм, фундаментализм, шовинизм и исламский радикализм – особое мнение студента-правоведа.

Для начала стоит отметить, что давать определения экстремизма можно в разных системах ценностей. Из политологического подхода вырастают правовые формулировки. Он диктует один тип описания экстремизма и фундаментализма. Фундаментализм получает совершенно иное наполнение в религиозной системе ценностей, а существование религиозного экстремизма, как такового, вообще может быть поставлено под сомнение. Приведём пример.

То, что в правовом и политическим смысле воспринимается как экстремизм религиозного сообщества, в религиозном мироощущении может восприниматься как Божественная миссия. Таким образом, в виду разных интерпретаций, выходит различие между ценностными подходами. При этом любое религиозное, правозащитное, корпоративное или этнические сообщество передает в общество свое видение и понимания, формируя общественное мнение.

Таким образом, экстремизм- это термин, который используется для описания идеологических представлений или действий групп, выходящих за пределы правовых и этических норм, принятых в сообществе. Это идеология, направленная на нарушение общественных стандартов этики и взаимодействия. Такой термин обычно используется для обозначения социальных или политических идеологий, которые считаются несправедливыми и иррациональными в гражданском обществе. Он имеет скрытое определение незаконности идей и методов. В политическом экстремизме этот термин означает:

использование таких методов и средств, чтобы достичь политических целей, игнорирующих жизненные установки и права других людей;

принятие и отстаивание политической идеи без учета недопустимости отрицательных воздействий на оппонентов для того, чтобы не только противостоять, но ещё и уничтожить их;

невыносимость ценностных ориентаций других субъектов, имеющих иную позицию.

В экстремистском стиле поведения можно выделить три основных момента:

цель искажать реальность в угоду своим собственным идеологическим представлениям;

используя фальшивую логику рассуждений, уходить от критического рассмотрения своих убеждений;

стремление взаимодействовать, исходя из своих интересов под предлогом благополучия общества.

Самой близкой является концепция радикализма. Радикализм можно определить следующим образом - это, направленные на решительное изменение существующих институтов общества, социально-политические действия и идеи, которые проявляются в кризисные исторические периоды, когда появляется угроза существованию и традициям тех или иных групп или слоев. Политический, церковный, религиозный или философский радикализм- это направление или даже принцип политического действия. Этот термин обозначает стремление доводить религиозное или политическое мнение до его конечных выводов, не поддаваясь никаким компромиссам.

Следующим близким понятием можно считать фундаментализм. Фундаментализм- это идеологическое, общественное, политическое или религиозное движение, которое провозглашает преданность исходным принципам и идеалам, определенным учениям и доктринам, выдвигающее требования преодоления извращений, ересей, возрождение обычаев и ритуалов. Как правило, он появляется во время кризиса какого-либо движения и противостоит процессу перемен, обновлений и модернизаций, в том числе и насильственными средствами.

Следующей ступенькой выражения экстремизма является фанатизм. Фанатизм- это крепкая, но слепая приверженность конкретным убеждениям в религиозной и национальной области, выраженная в крайней степени привязанности к каким-либо идеям или к чужим взглядам и стремлениям. Он никаким образом не терпит чужих взглядов или стремлений. Но, с иной стороны, правовые противоречия могут возникать и по причине недооценки или недопонимания природы религиозных явлений.

Ещё одной категорией является понятие шовинизма. Шовинизм- крайняя форма национализма, противопоставление интересов одного народа, интересам других народов, провозглашение национальной исключительности, распространение идей ненависти. Одним словом, шовинизмом можно считать разнообразные проявления националистического экстремизма.

Рассмотрев все эти понятия, можно сделать вывод:

они используются для описания идеологических стратегий, которые применяются для реализации доктрин и положений, которые нашли свое начало в конкретной идеологии;

эти понятия выражают преданность к крайним формам взаимодействия с оппонентами, которые, в конечном результате, предполагают их физическое или идейное уничтожение, таким образом, содержащее в себе условие насилия;

эти стратегии являются противоправными. Они могут выражать различную степень крайности или жестокости, в зависимости от их использования для описания различных сфер конфликтных взаимодействий.

Политический экстремизм – сложнейший социально-политический феномен, сопровождающий человечество на протяжении веков, одно из следствий ненормального развития человеческой цивилизации.

Политический экстремизм в большей степени вызывается социальными причинами, противоположностью интересов и стремлений не отдельных индивидов, а различных общественных групп.

Политический экстремизм отличается от других форм экстремизма (национальный и религиозный) тем, что его основными составляющими элементами выступают субъекты политической деятельности; сама политическая деятельность, целеориентированная на достижение публичной власти, а также предметное конфликтогенное основание, предполагающее конкуренцию политических интересов различных этнонациональных и социокультурных групп. При этом способы достижения поставленных целей как средство разрешения конфликтов могут иметь и насильственный характер.

В узком смысле под политическим экстремизмомобычно понимают незаконную деятельность политических движений и партий, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной розни.

Для политического экстремизма в таком понимании характерны три основных момента:

-нелегитимная политическая деятельность, прежде всего незаконное насилие;

-крайние формы национализма, расизма или социально-классового антагонизма;

- простота и общедоступность идеологии.

Но, с другой стороны, можно ли объединить под одним понятием такие, казалось бы, разные явления, как правление властолюбивых тиранов древнего мира и натовские бомбардировки на Балканах в конце ХХ в., народовольческий террор в самодержавной России и деятельность современных масонских лож, и, наконец, кровавые события эпохи Великой французской революции и массовые убийства мирных жителей Южной Осетии?

В общем и довольно абстрактном смысле экстремизм – это приверженность к крайним мерам, действиям, взглядам, решениям. Это скорее не просто крайнее отрицание существующего положения, а стремление политических субъектов к утверждению чего-либо нового.

Нужно проводить четкое различение политического экстремизма, радикализма, сепаратизма и терроризма.

Радикализм зачастую употребляется как синоним политического экстремизма для характеристики политических интересов отдельных субъектов протестной и оппозиционной деятельности. Однако их различие очевидно и касается демократических и конституционно-нормативных средств разрешения политических конфликтов.

Сепаратизм как вид политической преступности представляет собой наиболее радикальную форму этнонационализма, разрушающую единую государственность требованием суверенной этнократической и государственно оформленной территориальной целостности, базирующемся на принципе самоопределения.

Насильственные действия экстремистов по отношению к инакомыслящим нередко называют терроризмом или политическим терроризмом, который во многих случаях выступает неизбежным спутником политического экстремизма. Экстремизм и терроризм, как правило, неразрывно связаны и неотделимы друг от друга.

Политический терроризм – это систематическое, политически мотивированное, идеологически обоснованное использование насилия, либо угроз применения такового посредством которого через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются преследуемые террористами цели.

Экстремизм предполагает наличие какой-либо идеологии, теоретического обоснования применения насилия, хотя аргументация основана зачастую главным образом на эмоциональных, а не рационалистических представлениях об окружающем мире. Терроризм же, в большинстве случаев, выступает как система действий, опирающихся, как правило, на экстремистскую идеологию. Впрочем, политический экстремизм не ограничивается лишь выдвижением каких-либо теоретических концепций. Он подразумевает и определенные действия, очень часто принудительные, направленные на достижение выдвинутых целей. Терроризм, с некоторым допущением, можно представить как составную часть экстремизма, его наиболее яркое и действенное проявление в социально-политической жизни общества.

Исходя из того, что активизация политического экстремизма и терроризма в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества, они должны быть глубоко и всесторонне изучены. Политический экстремизм и терроризм требует общественного, правового, административно-управленческого и социокультурного противодействия.

В зависимости от основной направленности, религиоведы выделяют:

1) интраконфессиональный или же внутриконфессиональный(межконфессиональная борьба внутри одной религии, сектантский сепаратизм, может вестись конституционными методами, но противоречить принципам религиозного права, к примеру, церковного/канонического христианского права, исламского фикха в интерпретации конкретных мазхабов и т. п.),

5) религиозно-политический (деформация правовой системы государства под прикрытием религиозных лозунгов с целью завоевания политической власти) и 6) социальный (трансформация социально-экономических общественных отношений обычно с надеждой реставрации архаичных или устаревших религиозно-правовых институтов) религиозный экстремизм.

Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма, который главным образом проявляется в сфере религии и не ставит перед собой таких целей. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. Доминирование силовых методов борьбы для достижения своих целей - характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстремизма. Религиозно-политический экстремизм отвергает возможность переговорных, компромиссных, а тем более консенсусных путей решения социально-политических проблем. Сторонники религиозно-политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев.

Типологий терроризма множество. Одна из наиболее последовательных называет семь типов терроризма:

1) политический- связан с борьбой за публичную власть и направлен на устрашение политического противника и его сторонников (его подтипами могут выступать - идеологический, классовый, сепаратистский, этнический, субверсионный, экологический);

2) государственный- претворяется в жизнь государственной машиной в целях установления тоталитарного режима и порабощения собственного населения в тиранических государствах;

3) этнорелигиозный - осуществляется ради торжества своих националистических и религиозных идей (его подтипами могут быть названы - межрелигиозный, межконфессиональный, внутриконфессиональный, сектантский);

5) военный- деморализующий армию и гражданское население противника, может осуществляться с применением оружия массового поражения (химического, ядерного и т. п.);

а) революционным/ контрреволюционным;

б) подрывным/репрессивным;

в) идеологическим (духовным);

г) экономическим.

События в мире показывают, что именно на современном этапе наибольшую угрозу представляет не просто экстремизм, а религиозный экстремизм. По мнению Н.В. Володиной, «он отличается от других видов экстремизма тем, что направлен на насильственное изменение государственного строя и захват власти, нарушением суверенитета и территориальной целостности государства, использует религиозное учение и символы как важный фактор привлечения людей, мобилизуя их на бескомпромиссную борьбу.

Причинами религиозного экстремизма в обществе являются:

деформация политических структур;

падение жизненного уровня значительной части населения; подавление властями инакомыслия и оппозиции;

амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач;

«нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами,

При изучении генезиса экстремистских умонастроений и действий доктор философских наук, профессор И.Н.Яблоков считает целесообразным выделять причины и по таким основаниям: экономические, политико-правовые, брачно-семейные, этические (моральные), духовные и некоторые другие факторы, детерминирующие экстремизм:

2. К политико-правовым факторам относятся: а) активная социальная экспансия государства и права, т. е. стремление внедриться во все сферы социальной жизни и под лозунгом урегулирования подчинить их себе; б) наличие у государства и права силовых инструментов принуждения (вооруженные силы, судебная и пенитенциарная система и проч.), далеко не всегда применяемых с равной степенью справедливости ко всем категориям правонарушителей; в) отчуждение подавляющего большинства населения от прямого участия в реализации государственных функций и управления материальными ресурсами, находящимися де-юре в государственной или коллективной собственности; г) предрасположенность государств к межгосударственным союзам и военно-политическим альянсам исключительно в прагматических целях, без учета культурного и духовного родства населения объединяющихся государств.

5. Среди факторов духовной (но внерелигиозной) жизни могут быть названы: а) духовный плюрализм человечества, гетерогенность (неоднородность по составу) духовной сферы; б) принципиальная неверифицируемость (невозможность установления истинности) и нефальсифицируемость (невозможность подделывания) индивидуального духовного опыта, отсутствие иных общепризнанных критериев истинности духовных ценностей помимо веры (фидеизм).

В каждой из выделенных областей социальной жизни факторы религиозного экстремизма своеобразны:

1. В хозяйственной сфере - это искусственная минимализация экономических потребностей рядовых верующих и сосредоточение финансового капитала (а иногда и торгового, и промышленного) в руках харизматических лидеров и церковных иерархов, что может сопровождаться показным аскетизмом последних (религиозная олигархия).

3. В брачно-семейной сфере - это: а) объективная неспособность главы семьи обеспечить во всех случаях адекватность формального и духовно-религиозного лидерства; б) доминирование материальных семейных забот над всеми остальными, в т.ч. обрядово-религиозными.

4. В этической сфере - несовпадение нравственных и религиозных норм (профессиональная врачебная этика может допустить, например, эвтаназию или аборты, а религиозная будет этому категорически противиться).

5. В духовной сфере - а) исторически обусловленная скомпрометированность церкви или священнослужителей как посредника между человеком и богом; б) низкий порог терпимости к соединению духовных ценностей, культивируемых различными религиями; в) приоритет формы исповедания над его содержанием, обрядоверие.

Социальную базу экстремизма, в том числе и религиозного экстремизма, составляют маргинальные слои населения, представители националистических и религиозных движений и недовольная существующим порядком часть интеллигенции и студенчества, некоторые группы военных.

Он пишет: «причастность к бандитизму и терроризму выводит человека за рамки ислама, мусульманства. Религия никогда не призывает к террору или экстремизму. В рядах боевиков есть представители народов, которые исповедуют ислам, но преступность не знает ни национальности, ни религиозной принадлежности - преступник есть преступник, террорист есть террорист. Такие люди встречаются среди христиан, буддистов, иудеев.

Религиозно-политический экстремизм является разновидностью политического экстремизма. Своими характерными признаками он отличается от других видов экстремизма. Н.В.Володина указывает на следующие особенности религиозно-политического экстремизма:

1. Религиозный экстремизм — это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма.

2. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. По этому признаку он отличается от этнонационалистического, экологического и других видов экстремизма, у которых существует иная мотивация.

3. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей — характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстремизма.

Для религиозно-политического экстремизма характерно: 1) в идеологии- отрицание и подавление всяческого проявления инакомыслия; жесткое утверждение своей системы политических и религиозных взглядов; культивирование слепого повиновения и исполнения приказов лидера; 2) в организации - подпольный характер структурированной организации; проявления агрессивности действий вплоть до террора; попытки противопоставления себя действующему государству и строю, которое исповедует данное государство.

Возвращение к истокам чистого ислама подразумевает обращение к ранним моделям ислама, которые формировали социальный образ вполне определенного типа - по М. Веберу: ислам - это религия воинов-завоевателей, членов рыцарского ордена, состоявшего из борцов за веру; по К. Попперу: ислам - это сословно организованная военная религия. Именно, воинственность, рыцарская аскетичность, орденская закрытая организация привлекает умы молодежи.

Основными фактором роста экстремизма являются затянувшийся экономический и социально-политический кризис, кризис духовно-идеологической сферы переходных стран.

Радикальный ислам сегодня является влиятельной интернациональной силой, основу которой составляют готовые на решительные действия и стремящиеся к ним боевики.

Новый исламский экстремизм не привязан к определенной национальной территории, идеологически не загружен, прост: достаточно верить в Аллаха, следовать требованиям радикального ислама и его главной идее — подавлять врагов джихадом. Программ решения социально-экономических проблем экстремисты не предлагают, поскольку считают, что правление в форме Халифата — истинная исламская власть, и она сможет решить все вопросы.

В современном мире экстремизм и терроризм - одна из наиболее острых и злободневных проблем.Возникает вопрос о том, существовала ли она на других этапах развития человечества?

Анализ развития человеческого общества позволяет сделать вывод о том, что экстремизм и терроризм существовал еще на заре его становления, как средство достижения целей в борьбе за завоевание и удержание власти, как идеология обоснования насилия и жестокости

Читайте также: