Какие нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти

Обновлено: 02.05.2024

Обязательный признак нотариальной деятельности – ее осуществление специальными субъектами. Нотариальная деятельность в Российской Федерации, как уже отмечалось, осуществляется нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах или занимающимися частной практикой. Однако нотариусы являются не единственными субъектами, имеющими право совершать нотариальные действия. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства о нотариате в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Должностные лица органов исполнительной власти наделяются правом совершать нотариальные действия в связи с тем, что нотариальные конторы располагаются в основном в крупных населенных пунктах и для удовлетворения потребности населения небольших и территориально отдаленных населенных пунктов в нотариальных действиях, совершаемых нотариусами, пришлось бы преодолевать расстояние в сотни километров.

Перечень нотариальных действий, совершение которых возможно должностными лицами органов исполнительной власти, ограничен; к их числу отнесены нотариальные действия, за совершением которых чаще всего обращаются к нотариусам. Кроме того, это действия, не требующие большого объема специальных юридических знаний, поскольку должностные лица органов исполнительной власти не обязаны иметь высшее юридическое образование.

Ограниченность круга нотариальных действий, совершаемых должностными лицами органов исполнительной власти, объясняется тем, что данные лица не отвечают тем требованиям, которым должно отвечать лицо, осуществляющее нотариальную деятельность. Как нами уже отмечалось, должностные лица органов исполнительной власти (как и должностные лица консульских учреждений Российской Федерации) не являются субъектами осуществления нотариальной деятельности, они лишь производят некоторые нотариальные действия. Возможность совершения должностными лицами

органов исполнительной власти и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации отдельных нотариальных действий закреплена ст. 1, 3, 37 – 39 Основ законодательства РФ о нотариате.

Поскольку главное и основное содержание нотариальной деятельности состоит именно в совершении нотариальных действий, на первый взгляд, можно сделать вывод о том, что указанные должностные лица осуществляют нотариальную деятельность наравне с нотариусами. Тем не менее, при осуществлении уполномоченными должностными лицами нотариальных действий объективно не соблюдается целый ряд признаков нотариальной деятельности:

· принцип профессионализма осуществления нотариальной деятельности (согласно ст. 3 Основ законодательства РФ о нотариате, должностным лицам органов исполнительной власти и консульских учреждений Российской Федерации не требуется получения лицензии на право нотариальной деятельности, а отсюда и обязательного наличия высшего юридического образования и выполнения иных обязательных требований);

· принцип независимости и беспристрастности;

· об исключительности нотариальной деятельности, поскольку должностные лица продолжают осуществлять свою основную деятельность.

В соответствии со ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате должностные лица органов исполнительной власти уполномочены совершать следующие нотариальные действия:

1) удостоверять завещания;

2) удостоверять доверенности;

3) принимать меры к охране наследственного имущества;

4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствовать подлинность подписи на документах.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, утвержденной Министерством юстиции РФ 19 марта 1996 г.

Совершение нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти (или распоряжением его руководителя) на одно из должностных лиц аппарата органа исполнительной власти (далее – должностные лица) только в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.

Должностные лица при совершении нотариальных действий в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, конституциями или уставами субъектов РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

Методическое руководство по совершению должностными лицами нотариальных действий осуществляют органы юстиции субъектов РФ.

При совершении нотариальных действий должностные лица обязаны соблюдать тайну совершаемых нотариальных действий, в связи с чем им запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после увольнения, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами.

Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя по представлению свидетельства о смерти.

Правила о соблюдении тайны нотариальных действий распространяются также на лиц, которым о совершении нотариальных действий стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей.

Суд может освободить должностное лицо от обязанности сохранения тайны, если против него возбуждено уголовное дело в связи с совершенным нотариальным действием.

Должностные лица, на которых возложено совершение нотариальных действий, обязаны оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

В необходимых случаях должностные лица по просьбе лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, вправе составлять проекты документов и выписок из них, изготавливать копии документов, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.

Нотариальное делопроизводство осуществляется должностными лицами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции РФ. На нотариально оформленные документы должна проставляться печать с наименованием государственного органа власти и изображением Государственного герба Российской Федерации.

Нотариальные действия могут быть совершены в любом органе государственной власти должностным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий, за исключением принятия мер к охране наследственного имущества.

Нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых для этого документов и уплаты государственной пошлины.

Совершение нотариального действия должностным лицом органа исполнительной власти может быть отложено в случае:

· необходимости истребования дополнительных сведений от физических и юридических лиц;

· направления документов на экспертизу.

Совершение нотариальных действий должно быть отложено, если в соответствии с законом необходимо запросить заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений против совершения этих действий.

Срок отложения совершения нотариального действия не может превышать месяца со дня вынесения постановления об отложении совершения нотариального действия.

При совершении нотариального действия должностные лица устанавливают личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.

Должностные лица органов исполнительной власти не принимают для совершения нотариальных действий документы, имеющие подчистки либо приписки,

зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом.

Не заполненные до конца строки и другие свободные места на документах прочеркиваются, за исключением документов, предназначенных для действия за границей.


Приписки и поправки должны быть оговорены.

В случаях, когда удостоверяемые, выдаваемые или свидетельствуемые документы изложены на нескольких отдельных листах, они должны быть прошнурованы, листы их пронумерованы, о чем должна быть сделана соответствующая запись, которая подтверждается подписью должностного лица и заверяется гербовой печатью соответствующего органа государственной власти.

При удостоверении завещаний, доверенностей, свидетельствовании верности копий документов и выписок из них, свидетельствовании подлинности подписи на документах совершаются удостоверительные надписи в соответствии с формами, утвержденными Министерством юстиции РФ.

Должностные лица не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).

Должностные лица, обнаружив при совершении нотариальных действий нарушение законности гражданами или отдельными должностными лицами, обязаны сообщить об этом для принятия необходимых мер соответствующим организациям или прокурору.

На экспертизу документ направляется с мотивированным письмом, в котором указываются:

· дата направления документа;

· фамилия, инициалы должностного лица, направляющего документ, и наименование органа государственной власти;

· наименование документа, на чье имя он выдан;

· фамилия, имя, отчество, место жительства лица, представившего документ для совершения нотариального действия;

· обстоятельства, вызвавшие необходимость направления документа на экспертизу;

· наименование экспертного учреждения, куда направляется документ для производства экспертизы;

· вопросы, поставленные на разрешение экспертизы.

Должностные лица отказывают в совершении нотариального действия, если:

1) совершение такого действия противоречит закону;

2) действие подлежит совершению должностным лицом другого органа государственной власти или нотариусом;

3) сделка не соответствует требованиям закона;

4) документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства;

5) с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий.

Должностное лицо по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должно изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях должностное лицо не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия.

Заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в суд по месту нахождения органа исполнительной власти, в котором совершено нотариальное действие.

Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства.

Все нотариальные действия, совершаемые должностными лицами, регистрируются в реестре для регистрации нотариальных действий, который ведется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в нотариальных конторах.

Должностные лица выдают выписки из реестров для регистрации нотариальных действий по письменному заявлению физических и юридических лиц, по поручению или в отношении которых совершались нотариальные действия, а также по требованию суда, прокуратуры, органов следствия и арбитражного суда в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами.

Выписка из реестра для регистрации нотариальных действии заверяется должностным лицом с приложением гербовой печати.

В случае утраты документов, удостоверенных или выданных должностными лицами, по письменным заявлениям физических и юридических лиц, по поручению или в отношении которых совершались нотариальные действия, выдаются дубликаты утраченных документов.

Дубликат завещания может быть выдан указанным в завещании наследникам лишь по представлении ими свидетельства о смерти завещателя.

Экземпляры нотариально удостоверенных сделок, а также акты описи наследственного имущества хранятся в нарядах. Документы, на основании которых совершены нотариальные действия, приобщаются к оставляемым в нарядах экземплярам сделок, актов описи имущества, исполнительных надписей и т.п.

При необходимости возврата подлинных документов (например, доверенности, выданной с правом передоверия) лицам представившим их, оставляются копии этих документов. Копии представляются заинтересованными лицами или по их просьбе изготавливаются должностным лицом.

Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти устанавливает также правила совершения отдельных видов нотариальных действий, аналогичные в целом правилам совершения «нотариальных действий нотариусами.

В соответствии с действующей Конституцией России органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, следовательно, их должностные лица не имеют права совершать нотариальные действия. Однако исследователи отмечают, что до принятия Основ законодательства РФ о нотариате и Конституции РФ основной объем нотариальных действий, отнесенных сейчас к компетенции должностных лиц органов исполнительной власти, успешно выполнялся должностными лицами органов местного самоуправления.

Учитывая близость органов местного самоуправления к гражданам и их опыт по совершению нотариальных действий, целесообразно было бы наделить правом совершения нотариальных действий должностных лиц органов местного самоуправления. Для этого можно, во-первых, изменить содержание ст. 37 законодательства РФ о нотариате, дополнив его указанием на должностных лиц органов местного самоуправления. Во-вторых, возможен и вариант делегирования полномочий органов исполнительной власти по совершению нотариальных действий органам местного самоуправления, однако для этого нужен специальный закон субъекта РФ.

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств имеют право совершать должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

В соответствии со ст. 38 Основ законодательства РФ о нотариате должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

2) принимают меры к охране наследственного имущества;

3) выдают свидетельства о праве на наследство;

4) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

5) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

6) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

7) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

8) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

9) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

10) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

11) удостоверяют время предъявления документов;

12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

13) совершают исполнительные надписи;

14) принимают на хранение документы;

15) обеспечивают доказательства;

16) совершают морские протесты.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия, совершаемые должностными лицами органов исполнительной власти и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

В соответствии со статьей 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I (далее – Основы) право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ, имеют следующие должностные лица местного самоуправления:

1) в поселении, в котором нет нотариуса, - глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения;

2) в расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, - глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального района;

3) во входящем в состав территории муниципального округа, городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, - уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального округа, городского округа в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте.

Важные правила:

-должностные лица органов местного самоуправления вправе совершать нотариальные действия только в пределах территории, на которую распространяется их компетенция.

Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами местного самоуправления в соответствии со статьей 37 Основ.

Должностные лица местного самоуправления вправе совершать следующие нотариальные действия:

-удостоверять доверенности, за исключением доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом (ст. ст. 185 - 189 ГК РФ, ст. 59 Основ п.п. 39-43 Инструкции);

- принимать меры по охране наследственного имущества путем производства описи наследственного имущества (п.п. 44 - 55 Инструкции);

- свидетельствовать верность копий документов и выписок из них (ст.ст. 77 - 79 Основ, п.п. 56 - 60 Инструкции);

- свидетельствовать подлинность подписи на документах (ст. 80 Основ, п.п. 61 - 63 Инструкции);

- удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 64 Инструкции);

- удостоверяют факт нахождения гражданина в живых (ст. 82 Основ, п.п. 65-66 Инструкции);

- удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи (ст. 84.1 Основ, п. 71 Инструкции);

- удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте (ст. 83 Основ, п.п. 67-68 Инструкции);

- удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии (ст. 84 Основ, п. 69-70 Инструкции);

- удостоверяют время предъявления документов (ст. 85 Основ, п. 72 Инструкции);

- удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе (ст. 103.8 Основ, п. 73 Инструкции);

- удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу (ст. 103.9 Основ, п. 73 Инструкции)

Законодательными актами Российской Федерации должностным лицам местного самоуправления может быть предоставлено право на совершение иных нотариальных действий.

Нормативно-правовые акты, которыми руководствуются должностные лица местного самоуправления при совершении нотариальных действий.

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть 1 от 30.11.1994 №51-ФЗ, Часть 2 от 26.01.1996 № 14, Часть 3 от 26.11.2001 № 146, Часть 4 от 18.12.2006 № 230-ФЗ (далее - Гражданский кодекс Российской Федерации);

3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 №4462-I;

16. Методические рекомендации по удостоверению доверенностей (утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты 18 июля 2016 г. (протокол №07/16))

и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международные договоры Российской Федерации.

Тайна совершения нотариальных действий

Должностным лицам местного самоуправления при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в органе местного самоуправления, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после прекращения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных Основами. (п. 5 Инструкции).

Общее правило предоставление сведений:

Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия, если иное не установлено статьей 5 Основ.

Исключения:

- сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с государственной регистрацией и по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном частью 5 статьи 34.4 Основ, и нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями (статья 5 Основ)

- справки о завещании, удостоверенном должностным лицом местного самоуправления до 01.09.2019, выдаются только после смерти завещателя при представлении свидетельства о смерти.

Основные правила совершения нотариальных действий

Нотариальные действия совершаются при предъявлении лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, всех необходимых для этого документов и уплате государственной пошлины или нотариального тарифа.

  1. Установление личности. (ст. 42 Основ, п.п. 11-13 Инструкции)

При совершении нотариального действия должностное лицо местного самоуправления устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина или представителя юридического лица и проверяет его место жительства.

2. Проверка дееспособности гражданина. (ст.ст.21, 26 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 43 Основ, п.п. 14-15 Инструкции)

При удостоверении доверенностей должностным лицом местного самоуправления осуществляется проверка дееспособности физических лиц, участвующих в совершении нотариального действия. В случае удостоверения доверенности от имени юридического лица проверяются его правоспособность, а также полномочия его представителя.

3. Проверка правоспособности юридического лица. (ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 43 Основ, п.п. 16-18 Инструкции)

При проверке правоспособности юридического лица должностное лицо местного самоуправления должно исходить из того, что в соответствии с пунктом правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

4. Порядок подписи нотариально удостоверяемых документов. (ст.44 Основ, п. 20 Инструкции)

Документы, оформляемые в нотариальном порядке, подписываются лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, в присутствии должностного лица местного самоуправления, совершающего нотариальное действие.

Если гражданин вследствие физических недостатков, тяжелой болезни или неграмотности не может собственноручно подписать доверенность, заявление или иной документ, на котором нотариально свидетельствуется подлинность подписи, такой документ по его просьбе может быть подписан другим гражданином (рукоприкладчиком) в его присутствии и в присутствии должностного лица местного самоуправления, при этом в документе указываются причины, в силу которых данный документ не мог быть подписан собственноручно гражданином, обратившимся за совершением нотариального действия.

Требования к изготовлению нотариальных документов

Нотариальные документы в электронной форме (ст.ст.44.2, 45.1 Основ, п. 21 Инструкции):

- нотариально удостоверенный документ в электронной форме или свидетельство, выданное должностным лицом местного самоуправления в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица местного самоуправления.

Нотариальные документы, исполненные на бумажных носителях (45.1 Основ, п. 22 Инструкции), не должны иметь:

-подчисток или приписок;

-зачеркнутых слов либо иных неоговоренных исправлений;

-не могут быть исполнены карандашом или с помощью легко удаляемых с бумажного носителя красителей. Текст документа должен быть легко читаемым. В нотариально оформляемом документе на бумажном носителе, состоящем из нескольких листов, листы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью нотариуса, если законодательством не установлен иной способ обеспечения целостности такого документа.

При совершении нотариальных действий выдаются свидетельства и на документах совершаются удостоверительные надписи в соответствии с формами, утвержденными Приказом Минюста России № 226. (ст.46 Основ, п. 25 Инструкции)

Основания и сроки отложения и приостановления совершения нотариального действия

Случаи отложения нотариального действия (ст.41 Основ, п.26 Инструкции):

- необходимости истребования дополнительных сведений от физических и юридических лиц;

- необходимости запросить заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений против совершения этих действий, если в соответствии с законом это требуется;

- направления документов на экспертизу.

Сроки отложения совершения нотариального действия:

- не более 1 месяца со дня вынесения постановления об отложении совершения нотариального действия.

Отказ в совершении нотариального действия

Основания для отказа в совершении нотариального действия (ст. 48 Основ, п. 27 Инструкции):

-совершение такого действия противоречит законодательству Российской Федерации;

-действие подлежит совершению должностным лицом местного самоуправления другого поселения, муниципального, городского округа или муниципального района (применительно к принятию мер по охране наследственного имущества) или нотариусом;

-с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий, гражданин, не имеющий регистрации по месту жительства или пребывания;

-доверенность не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации;

-документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

-факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законодательством Российской Федерации порядке при условии, что подтверждение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Должностное лицо местного самоуправления по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должно изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях должностное лицо местного самоуправления не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия.

Оплата нотариальных действий, совершаемых должностными лицами местного самоуправления

Оплата нотариальных действий производится в соответствии со статьей 22 Основ:

- за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимается государственная пошлина по ставкам, установленным статьей 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей уплаты государственной пошлины, предусмотренных статьей 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации;

-за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимается нотариальный тариф в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ.

При совершении должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий предоставляются льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, установленные подпунктами 11, 12 пункта 1 статьи 333.35, статьей 333.38 Налогового кодекса Российской Федерации.

Основы делопроизводства при совершении нотариальных действий

Делопроизводство при совершении нотариальных действий ведется должностными лицами местного самоуправления в соответствии с Правилами нотариального делопроизводства от 16.04.2014 № 78. и п.п.29-38 Инструкции.

Общие правила:

-делопроизводство при совершении нотариальных действий ведется на русском языке (государственном языке Российской Федерации);

- сведения об удостоверении или отмене доверенности в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью отправителя, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для их внесения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата;

- нотариальные действия, регистрируются в реестре регистрации нотариальных действий (далее - реестр), форма которого утверждена приказом Минюста России № 226.

Контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления осуществляет территориальный орган Минюста России

Контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления осуществляет территориальный орган Минюста России в соответствии ст. 33.1 Основ и Порядком проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, утвержденным приказом Минюста России от 07.02.2020 № 15.

Сведения о принятых мерах по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц направляются органом местного самоуправления в территориальный орган Минюста России:

- не позднее пяти рабочих дней со дня исполнения предписания или представления;

- не позднее двадцати рабочих дней со дня выдачи рекомендаций.

Невыполнения законных требований территориального органа юстиции при проведении проверки либо невыполнения предписания или представления территориального органа юстиции должностное лицо местного самоуправления несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в частности, ст. 19.5 КоАП.

В случае причинения имущественного вреда гражданам в результате совершения должностными лицами органов местного самоуправления нотариальных действий применению подлежат общие положении ст. 1069 ГК РФ об ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.

Основы законодательства РФ о нотариате (ст. 1, 3, 37) предусматривают возможность совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти. В частности, в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные совершать нотариальные действия, совершают следующие нотариальные действия:

- принимают меры к охране наследственного имущества;

- свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

- свидетельствуют подлинность подписи на документах.

В развитие данного положения Основ законодательства РФ о нотариате Министерством юстиции РФ 19 марта 1996 г. утверждена Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти.

При применении данных правил следует принять во внимание следующее.

Во-первых, на практике основной объем таких нотариальных действий совершали должностные лица органов местного самоуправления. Между тем Основы законодательства РФ о нотариате принимались до новой Конституции РФ, согласно ст. 12 которой местное самоуправление является самостоятельным и не входит в систему органов государственной власти. Поэтому в практике возникал вопрос о возможности совершения должностными лицами органов местного самоуправления нотариальных действий.

Во-вторых, согласно ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, полагаем, в том числе и правом совершения отдельных видов нотариальных действий. Однако для этого необходимо менять содержание ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате, в которой речь идет о должностных лицах органов исполнительной власти. Вместе с тем есть разная судебная практика региональных судов общей юрисдикции, в которой в ряде случаев суды обязывали нотариусов принимать документы (завещания, доверенности), выданные должностными лицами органов местного самоуправления.

В-третьих, поэтому бесспорна, на наш взгляд, в настоящее время возможность совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления в тех случаях, когда они прямо указаны в разд. V ГК "Наследственное право", например в п. 7 ст. 1125, п. 1 ст. 1153, п. 2 ст. 1156 и т.д. В других случаях такая возможность нам представляется небесспорной.

Согласно п. 2 указанной Инструкции Министерства юстиции РФ совершение нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти (или распоряжением его руководителя) на одно из должностных лиц аппарата органа исполнительной власти (далее - должностные лица) только в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.

Для того чтобы должностное лицо органов исполнительной власти было вправе совершать нотариальное действие, необходимо решение органа исполнительной власти субъекта РФ (например, в Свердловской области - Указ Губернатора области или постановление Правительства области) о наделении должностного лица такими полномочиями. Само же такое должностное лицо должно входить в структуру органов исполнительной власти, в том числе и создаваемых на местах управленческих подразделений органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Возможен и вариант делегирования полномочий органов исполнительной власти по совершению нотариальных действий органам местного самоуправления, однако для этого необходим специальный закон субъекта РФ.

Критерий разграничения компетенции между нотариусами и судами как двумя органами гражданской юрисдикции определяется по признаку спорность либо бесспорность права. Основная сфера деятельности нотариуса - бесспорная юрисдикция, а судебная - осуществление спорной юрисдикции путем разрешения правовых конфликтов.

Поэтому дела бесспорного характера подведомственны суду общей юрисдикции только в случаях, указанных в законе, например дела особого производства, указанные в ст. 264 ГПК, дела об установлении усыновления ребенка (ст. 125 СК), дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК).




Нотариус удостоверяет целый ряд юридических фактов бесспорного характера, при отсутствии спора вправе выдать свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, удостоверить соглашение о разделе совместно нажитого имущества.

Продление срока для принятия наследства осуществляется судом, но при согласии остальных наследников, принявших наследство, осуществляется в рамках нотариального производства (ст. 1155 ГК, ст. 71 Основ законодательства РФ о нотариате). Такие же последствия наступают и при невозможности одним или несколькими наследниками по закону представить доказательства отношений, являющихся основанием призвания к наследованию (родственных отношений). В этом случае согласно ст. 72 Основ законодательства РФ о нотариате такие наследники могут быть включены в число наследников в свидетельство о праве на наследство с согласия всех остальных наследников, принявших наследство и представивших такие доказательства.

В ряде случаев обязательную силу имеют нотариально удостоверенные сделки, которые в случае невыполнения их условий создают право для одной из сторон требовать принудительного исполнения ее условий, например, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов (ст. 100 СК) отнесены к числу исполнительных документов. Кроме того, для обращения взыскания на заложенное имущество по общему правилу необходимо решение суда. Вместе с тем удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного недвижимого имущества без обращения в суд допускается на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога (п. 1 ст. 349 ГК).

Говорить о наличии каких-либо нормативных критериев для разграничения подведомственности между нотариусами и другими органами исполнительной власти, действующими в сфере бесспорной юрисдикции, сложно. В законодательстве в последнее время с легкостью нотариальные функции перелагаются на органы, которые не имеют условий осуществления для удостоверительных процедур, например, на основании ч. 2 п. 4 ст. 185 ГК доверенность на получение банковского вклада, денежных переводов и другие действия может быть удостоверена соответствующим банком или организацией связи. Вряд ли правильна передача нотариальных функций коммерческим организациям, не имеющим никаких условий для такой деятельности. Поэтому критериями для осуществления традиционных нотариальных действий другими органами и лицами может быть только процедурная урегулированность и наличие основных составляющих нотариальной процессуальной формы в их деятельности (независимость, совершение юридически значимого действия от имени государства, соблюдение тайны, регулирование тарифов, имущественная ответственность и другие ее элементы). Однако данные критерии должны быть реализованы в текущем законодательстве, для чего по ним должно быть найдено определенное согласие.

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (далее - реестр нотариусов), ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (далее - федеральный орган юстиции) в порядке, им установленном. Сведения, содержащиеся в реестре нотариусов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, носят открытый характер и размещаются на официальном сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В течение двух рабочих дней после дня обращения лица, внесенного в реестр нотариусов, по просьбе этого лица территориальный орган федерального органа юстиции (далее - территориальный орган юстиции) выдает ему выписку из реестра нотариусов, содержащую сведения о сдаче им квалификационного экзамена и (или) о назначении его на должность нотариуса.
Право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют следующие должностные лица местного самоуправления:
1) в поселении, в котором нет нотариуса, - глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения;
2) в расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, - глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального района;
3) во входящем в состав территории муниципального округа, городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, - уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального округа, городского округа в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте.
Сведения о должностных лицах местного самоуправления, указанных в части четвертой настоящей статьи, направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции.
(см. Приказ Минюста России от 30.12.2015 № 324 "Об утверждении порядка и формы учета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов")
Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Пожалуйста, подождите. Документ загружается.

Навигация по сайту

  • Об уставном нормотворчестве
  • Обзоры судебной практики [ + 13]
    • Обзор судебной практики за 3 квартал 2021 года
    • Обзор судебной практики за 2 квартал 2021 года
    • Обзор судебной практики за 1 квартал 2021 года
    • Обзор судебной практики за 4 квартал 2020 года
    • Обзор судебной практики за 3 квартал 2020 года
    • Обзор судебной практики за 2 квартал 2020 года
    • Обзор судебной практики за 1 квартал 2020 года
    • Обзор судебной практики за 4 квартал 2019 года
    • Обзор судебной практики за 3 квартал 2019 года
    • Обзор судебной практики за 2 квартал 2019 года
    • Обзор судебной практики за 1 квартал 2019 года
    • Обзор судебной практики за 4 квартал 2018 года
    • Обзоры судебной практики за 3 квартал 2018 года
    • Обзор от 15 декабря 2021 года
    • Обзор с 16 октября по 30 ноября 2021 года
    • Обзор от 15 октября 2021 года
    • Обзор от 30 сентября 2021 года
    • Обзор от 15 сентября 2021 года
    • Обзор от 31 августа 2021 года
    • Обзор от 15 августа 2021 года
    • Обзор от 31 июля 2021 года
    • Обзор от 15 июля 2021 года
    • Обзор от 30 июня 2021 года
    • Обзор от 15 июня 2021 года
    • Обзор от 31 мая 2021 года
    • Обзор от 30 апреля 2021 года
    • Обзор от 15 апреля 2021 года
    • Обзор от 31 марта 2021 года
    • Обзор от 14 марта 2021 года
    • Обзор от 28 февраля 2021 года
    • Обзор от 1 февраля 2021 года
    • Обзор от 14 января 2021 года
    • Обзор от 15 декабря 2020 года
    • Обзор от 30 ноября 2020 года
    • Обзор от 13 ноября 2020 года
    • Обзор от 2 ноября 2020 года
    • Обзор от 16 октября 2020 года
    • Обзор от 2 октября 2020 года
    • Обзор от 2 сентября 2020 года
    • Обзор от 21 августа 2020 года
    • Обзор от 1 августа 2020 года
    • Обзор от 15 июля 2020 года
    • Обзор от 30 июня 2020 года
    • Обзор от 16 июня 2020 года
    • Обзор от 29 мая 2020 года
    • Обзор от 15 мая 2020 года
    • Обзор от 30 апреля 2020 года
    • Обзор от 15 апреля 2020 года
    • Обзор от 31 марта 2020 года
    • Обзор от 15 марта 2020 года
    • Обзор от 27 февраля 2020 года
    • Обзор от 16 февраля 2020 года
    • Обзор от 31 января 2020 года
    • Обзор от 15 января 2020 года
    • Обзор от 30 ноября 2019 года
    • Обзор от 15 ноября 2019 года
    • Обзор от 31 октября 2019 года
    • Обзор от 15 октября 2019 года
    • Обзор от 30 сентября 2019 года
    • Обзор от 15 сентября 2019 года
    • Обзор от 30 июня 2019 года
    • Обзор от 15 июня 2019 года
    • Обзор от 31 мая 2019 года
    • Обзор от 15 мая 2019 года
    • Обзор от 30 апреля 2019 года
    • Обзор от 15 апреля 2019 года
    • Обзор от 31 марта 2019 года
    • Обзор от 15 марта 2019 года
    • Обзор от 28 февраля 2019 года
    • Обзор от 31 января 2019 года
    • Обзор от 15 января 2019 года
    • Обзор от 29 декабря 2018 года
    • Обзор от 17 декабря 2018 года
    • Обзор от 30 ноября 2018 года
    • Обзор с 1 по 15 ноября 2018 года
    • Обзор от 31 октября 2018 года
    • Обзор от 30 сентября 2018 года
    • Отчеты о деятельности
    • Форма отчетности
    • Информационные письма
    • Обзор методических разработок
    • Делопроизводство
    • Проектная деятельность
    • Муниципальное имущество
    • Проектирование объектов капитального строительства
    • Муниципальный бюджет
    • Муниципальная служба
    • Безопасные и качественные дороги. Транспортное обслуживание
    • Благоустройство и комфортная городская среда
    • Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений (умный город)
    • Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне;
    • Обеспечение эффективной "обратной связи" с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах
    • Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами
    • Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства

    Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    © 2001–2022, Официальный сайт исполнительных органов государственной власти Камчатского края.
    Все права защищены.

    Читайте также: