Работая над научным исследованием аспирант решил доказать что в правовой природе

Обновлено: 19.05.2024

Онлайн-интервью с аспирантом юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Игорем Владимировичем Аленькиным

Нужна ли сегодня аспирантура? Какие преимущества она дает? Может ли научный статус помочь в продвижении по службе? Об этом и многом другом мы поговорили с Аленькиным Игорем Владимировичем, аспирантом юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

КонсультантПлюс: Расскажите, как проходит обучение в аспирантуре? Какова его продолжительность? Чем оно отличается от обучения в вузе?

Аленькин Игорь: Процесс обучения в аспирантуре по сравнению с обучением студентов имеет свою специфику. Это обусловлено тем, что в рамках аспирантуры осуществляется подготовка кадров высшей квалификации - научно-педагогических. При этом не стоит забывать, что в соответствии с Законом об образовании 2012 г. аспирантура признается одним из уровней высшего образования, поэтому современные аспиранты, так же как и студенты, ходят на семинарские занятия и слушают лекции. Обучение в аспирантуре составляет три или четыре года, в зависимости от формы обучения - очной и заочной соответственно.


В Московском университете традиционно у аспирантов учебный год начинается 1 октября, а от того, на каком году обучения аспирант, зависит и его учебное расписание. Так, на первом году аспирантам читаются лекции и проводятся семинарские занятия по истории и философии науки, занятия по иностранному языку. По двум этим обязательным для всех аспирантов предметам весной проводятся кандидатские экзамены или, как их еще называют, кандидатские минимумы - экзамены, на которых аспирант подтверждает свое знание соответствующих предметов.

Важная особенность - каждый аспирант вместе с научным руководителем разрабатывает индивидуальный учебный план, а после его утверждения следует ему в течение всех трех (четырех) лет. В индивидуальном плане отражаются сроки сдачи экзаменов (зачетов) по дисциплинам, программа прохождения научно-исследовательской и педагогической практики, основные вехи научной деятельности аспиранта (от сбора материала для исследовательской работы до подготовки текста диссертационного исследования).

В соответствии с действующим законодательством в МГУ приняты собственные образовательные стандарты, среди которых и образовательный стандарт аспирантуры. На основании стандарта в образовательную программу аспирантуры включены дисциплины по выбору аспиранта: отдельные специальные курсы по проблемным вопросам соответствующей направленности (специальности научных работников), а также предметы, посвященные подготовке аспирантов к двум видам профессиональной деятельности в сфере юриспруденции: научно-исследовательской (к примеру, курс "методика научных исследований") и педагогической (например, курс "интерактивные методы обучения").

В то же время привычных для студентов сессий у аспирантов нет. Как уже говорилось выше, аспиранты обязаны сдать кандидатские минимумы по истории и философии науки и иностранному языку, а также важнейший экзамен - по специальности. После его успешной сдачи аспирант вправе вести занятия у студентов. Помимо этого аспиранты сдают зачеты после освоения дисциплин по выбору и других предметов.

На втором и третьем годах обучения больший уклон в обучении аспирантов делается на специальные дисциплины и самостоятельную работу. Особое внимание аспиранты должны уделять научной деятельности: подготовке различных докладов и участию в конференциях, написанию научных статей, текста диссертации.

КонсультантПлюс: Чем занимаются аспиранты, какие у них обязанности? Должны ли аспиранты преподавать в обязательном порядке?

Аленькин Игорь: Главная обязанность аспиранта (после сдачи кандидатских экзаменов) - написание диссертации. Но помимо этого аспирант должен принимать активное участие в жизни своего научного коллектива (кафедры). Самая простая обязанность - посещение заседаний кафедры.

Аспиранты также привлекаются для организации кафедральных научных мероприятий, могут проводить по поручению преподавателей консультации и семинары. Как правило, аспирант должен прослушать лекции своего научного руководителя, помогать ему при проведении занятий и принятии экзаменов. На некоторых кафедрах, например на моей - кафедре конституционного и муниципального права, часть аспирантов привлекается к выполнению научных проектов и научно-исследовательских работ. В рамках указанных научно-исследовательских работ и различных грантов аспиранты совместно с профессорско-преподавательским составом готовят учебно-методические материалы и пособия, научные публикации и организуют научные мероприятия.

Есть у аспирантов и обязанности, связанные с выполнением своих индивидуальных планов, частично они связаны и с выходом на защиту диссертации. Это научно-исследовательская практика и подготовка публикаций в ведущих рецензируемых журналах. Обычно это минимум три публикации в журналах из перечня Высшей аттестационной комиссии но для аспирантов МГУ теперь будут действовать более жесткие требования: аспирант должен подготовить и опубликовать не менее четырех публикаций в рецензируемых научных изданиях, входящих в научные базы данных (Московский университет с 2017 года будет присуждать ученые степени самостоятельно и в соответствии с собственным положением о присуждении ученых степеней).

Что касается преподавания, аспиранты проходят педагогическую практику, являющуюся компонентом их профессиональной подготовки. Осуществляется она в различных формах: проведении семинарских занятий и консультаций, принятии зачетов и экзаменов. К педагогической практике могут относиться также лекции и внеаудиторная работа со студентами (например, проведение заседаний научных кружков, проектных групп и пр.).

КонсультантПлюс: Могут ли аспиранты совмещать обучение с работой?

Аленькин Игорь: Законодательного запрета на то, чтобы аспиранты работали, нет. Совмещать обучение с работой, конечно, возможно, а иногда это даже и нужно - в рамках практической деятельности аспирант может подобрать большое количество эмпирического материала, который впоследствии будет использован в диссертации, а иногда практическая деятельность помогает лучше понять актуальные проблемы той или иной отрасли права, заставляет задуматься над путями их разрешения - как практическими, так и концептуальными.

Но все же не стоит забывать о том, что во всем хороша золотая середина - подготовка диссертации требует много времени и сил, ведь только подбором эмпирического материала процесс подготовки текста не ограничивается, важна его теоретическая, научная составляющая, за которой аспиранты идут в библиотеку, читальный зал или на кафедру, иногда проводя там все дни напролет. Мне кажется, что в вопросе совмещения обучения и работы главное найти оптимальный баланс, грамотно выстраивать свое время и не упускать возможности поработать над диссертацией или посещать научные мероприятия.

КонсультантПлюс: Что такое соискательство и чем оно отличается от аспирантуры?

Аленькин Игорь: Раньше существовала такая форма получения заветной степени кандидата (доктора) наук как соискательство. В настоящий момент существует возможность прикрепления для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата (доктора) наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Прикрепляться можно как для сдачи кандидатских экзаменов (если ранее они не сдавались) и для работы над диссертацией, так и только для подготовки и защиты диссертации. Думаю, из сказанного становится понятным основное различие двух путей стать кандидатом наук. Заключается оно в том, что прикрепленный соискатель не осваивает программы подготовки, не посещает лекции и семинары, а занимается исключительно работой над диссертационным исследованием. Есть еще и некоторые тонкости: прикрепление, в отличие от аспирантуры, возможно только на возмездной основе, отличаются и сроки - прикрепление для сдачи кандидатских экзаменов возможно до шести месяцев, для подготовки и защиты диссертации - на срок до трех лет.

КонсультантПлюс: Используют ли аспиранты в своей работе справочную правовую систему КонсультантПлюс?

Аленькин Игорь: Конечно! В современном быстро меняющемся мире юристу уже невозможно обойтись без справочных правовых систем. Для ученых-юристов справочная система является неоценимым подспорьем, даже в какой-то степени другом, ведь она включает в себя не только информационный банк нормативных правовых актов, судебной практики и иных юридических документов, но и выполняет функцию электронной библиотеки. В СПС КонсультантПлюс есть множество учебных пособий, научно-практических комментариев, а также значительное количество статей. Нельзя не вспомнить и о свежих правовых новостях.

Работа с системой позволяет оперативно получать актуальную правовую информацию - законопроекты по исследуемой тематике, свежие судебные решения, разъяснения госорганов и статьи, в которых представлены взгляды ученых и практиков на те или иные вопросы.

Кроме того, справочная система позволяет быстро находить связанные документы, судебную практику, сравнивать различные редакции законоположений. С точки зрения аналитической работы аспиранта, СПС дает возможность, с одной стороны, сэкономить время, а с другой - более глубоко погрузится в проблему, без нее (СПС) мы, как говорится, были бы как без рук.

КонсультантПлюс: Что дает аспирантура молодому специалисту? Какие вы видите преимущества от обучения в аспирантуре?

Аленькин Игорь: Говорят, диссертация - это путевка в жизнь. И небезосновательно. Есть два важных аспекта. Первый я бы назвал прагматическим. Обучение в аспирантуре позволяет углубиться в изучение фундаментальных проблем той или иной отрасли права, проявить себя и значительно повысить свою теоретическую, фундаментальную подготовку в определенной сфере, а также отработать навыки работы с большими массивами информации. Кроме того, степень кандидата наук (как результат успешного обучения в аспирантуре) подтверждает высокую квалификацию молодого специалиста, говорит о его личностных качествах и способностях. Подготовка и защита диссертации требует немалых усилий, трудолюбия, усердия и целеустремленности. Кандидаты наук в сфере права отличаются развитыми аналитическими способностями, умением вычленять суть и проблемы в различных правовых ситуациях, а главное - предлагать варианты их решения, достаточно эффективные, а порой и вовсе неординарные. Как мне кажется, это зачастую является одним из факторов успешности на профессиональном поприще.

Второй аспект, а мне он видится даже более важным, - личностный. Все-таки занятие наукой и преподавание - это дело для души, некий путь самореализации. И этот путь предполагает постоянное самосовершенствование, повышение своей квалификации как специалиста, поиск нового знания и истины, а главное - донесение этого знания до других. Возможность делиться знаниями и умениями с другими, быть полезным обществу - вот, что может дать аспирантура.

КонсультантПлюс: Какие рекомендации вы можете дать студентам, которые планируют связать свою жизнь с наукой? Что следует предпринять сейчас, чтобы к моменту поступления в аспирантуру бы ть готовым к научной и преподавательской деятельности?

Аленькин Игорь: Думаю, что секретов тут быть не может. Первое и самое главное правило - трудолюбие. Особое внимание всегда обращается на успеваемость студента - более высокие показатели успеваемости всегда являются положительным фактором и способствуют поступлению. По возможности нужно стараться как можно больше читать литературы по интересующей тематике, посещать лекции признанных специалистов, участвовать в научных мероприятиях. Без отслеживания актуальной практики - тоже никуда.

Немаловажный момент: чем раньше студент определится со сферой профессиональных интересов и погрузится в нее, тем будет проще и при окончании вуза, и при поступлении и обучении в аспирантуре. Важна также работа с научным руководителем, прежде всего в плане активности самого студента/аспиранта, не нужно бояться показаться назойливым, чем больший интерес человек проявляет к предмету и проявляет свои способности, тем больше в нем заинтересована научная школа, к которой он бы хотел присоединиться в будущем.

Кроме того, надо отметить, что при поступлении в аспирантуру могут действовать и дополнительные критерии отбора, которые, как правило, используются при прочих равных. Помимо красного диплома сюда относятся наличие публикаций, участие в научных конференциях и иные заслуги. Без соответствия критерию научной активности аспиранту не обойтись.

После поступления новоиспеченному аспиранту пригодятся все навыки, которыми он овладел в студенческие годы: это и умение работать с справочно-правовыми системами, библиографиями и тонной литературы, законодательным массивом, навыки быстрого решения поставленных задач. Несомненно, ценятся организаторские способности и готовность прийти на помощь своей кафедре/факультету. Но более всего справляться со всеми перипетиями научной жизни поможет умение правильно организовать себя. Этот навык, если он еще не сформирован, нужно отрабатывать по максимуму.

В целом могу пожелать будущим ученым усердия, терпения и оптимизма! Как говорится, в борьбе обретешь ты…

В идеале, научная лаборатория — это самостоятельная исследовательская единица в системе научных институтов РАН. Обычно научная лаборатория занимается решением ряда научных задач, имеющих близкое отношение к одной тематике. Например, если лаборатория занимается спектроскопией, то в ней, во-первых, собраны различные приборы для определения спектров разной длины световых волн в различных условиях, во-вторых, собрана группа ученых, умеющих профессионально работать, обслуживать и дорабатывать эту аппаратуру. В этой группе, ученые снимают спектры для других лабораторий, делают собственные исследования, отбирают талантливых студентов и аспирантов, чтобы обучать их всему, что умеют.

Схема идеально работающей лаборатории при хорошем финансировании (1950 — 1989 гг.), показана на рисунке. Снизу вверх идет повышение статуса, градации цвета отражают возраст работников, от бледно-розового до красного — с 20 лет до 80 лет соответственно:

Правильная схема кадрового устройства научной лаборатории в РАН

Прежде всего, надо понимать, что научная лаборатория обладает редким сочетанием двух качеств: с одной стороны, у каждого ученого свои конкретные обязанности, но с другой стороны, любой ученый может при необходимости выполнить любую работу как нижестоящего, так и вышестоящего ученого. Это сочетание и есть причина того, что Русская наука все еще жива.
Итак, упрощенно, кто есть кто.

Лаборант — это работник, который выполняет простейшие задачи, которые не требуют профессионализма и высокой ответственности. Чаще всего это школьники, абитуриенты, студенты. Они делают то, что им говорят и как им говорят.

Аспирант — это ученый, выполняющий свою собственную модельную задачу, имеет много общего с лаборантом. Часто лаборант поступает в аспирантуру при лаборатории, а аспирант подрабатывает лаборантом. Аспирант непосредственно работает под присмотром младшего научного сотрудника (МНС), который на несколько лет старше его. Иногда научный сотрудник (НС) контролирует работу аспиранта, чтобы понять насколько МНС справляется. Длительность аспирантуры от 3 до 6 лет в зависимости от нагрузки аспиранта. Аспирант по совместительству может быть МНС. Задача аспиранта — защита кандидатской диссертации и получение степени кандидата наук.

Заведующий лабораторией (ЗавЛаб) — это номинальный руководитель Лабораторией. СНС и ЗавЛаб — это очень близкие по роду деятельности должности. Только в отличие от СНСа, он активно контактирует и с дирекцией института, и с руководителями других лабораторий. Именно от его умений зависит наличие денег и оборудования, получение грантов на исследования, внедрение разработок лаборатории в бизнес и производство. Именно он отвечает за публикацию научных статей, разные куски которых пишут НСы и СНСы. Этот ученый переводит потребности своей лаборатории с языка СНСа на политический язык.

В деятельности ЗавЛаба научной работы существенно меньше, но это первая ступень карьеры ученого, когда он может определять направление крупного исследования лаборатории. В этой должности ученый обязан быть в курсе работы всех лабораторий института и понимать, кто в институте чем и как занимается. Позиция Завлаба — это необходимая ступень к должности директора института.

Именно из ЗавЛабов состоит Ученый Совет Института, который общим решением распределяет ресурсы между лабораториями. Именно Ученый Совет, состоящий из ЗавЛабов выбирает из своих рядов кандидатов в ЧленКорры или Академики. Именно на этой стадии впервые на пути ученого возникает ситуация, когда ему как ЗавЛабу приходится обсуждать вопросы и принимать решения по задачам, глубинная суть которых понятна только конкретному ЗавЛабу, а остальным ЗавЛабам приходится опираться только на свою НАУЧНУЮ ИНТУИЦИЮ и знание поведения ученых других направлений.

Именно начиная с этого уровня, с уровня Завлаба, ученого нельзя заменить чиновником или военным. Парадокс научной работы — это то, что результат непредсказуем. Исследование, которое идет десятилетиями и не дает никакого результата, как фигурка в пазле, может вдруг сложиться с другим таким же на вид бесполезным многолетним исследованием, а в результате вы получите телепортацию — мгновенное перемещение из одной точки в другую.

Здесь незаменима НАУЧНАЯ ИНТУИЦИЯ, которая вырабатывается десятилетиями работы ученого с другими учеными и наблюдениями их друг за другом. Такое же случается в масштабе лаборатории: два аспиранта курят травку, гонят самогон, всё разбивают, всё путают. Ученый вроде тоже ничего не делает, поддаёт, пьет чай и болтает о политике, ходит на митинги, приходит на работу во второй половине дня. ЗавЛаб завёл любовницу и скандально не хочет разводиться с женой. Два академика не поделили аспирантку, и подрались на конференции.

Чиновник давно бы аспирантов выгнал бы, ученого сократил бы, ЗавЛаба послал бы преподавать, а академиков отправил бы на пенсию.

Но Ученый со своей НАУЧНОЙ ИНТУИЦИЕЙ будет ждать, и дождётся, когда фамилии аспирантов окажутся: Эйнштейн и Менделеев. Когда выяснится, что ученого зовут А.Д.Сахаров. Когда ЗавЛаб окажется теоретиком Львом Ландау. И когда ссора двух академиков приведет к появлению нового НИИ, в котором второй академик разовьет целое научное направление в пику первому.

И все эти курильщики, драчуны, алкаши, лентяи, бабники окажутся НОБЕЛЕВСКИМИ ЛАУРЕАТАМИ.

Читайте также: