Путин и япония будут ли уступки

Обновлено: 30.06.2024

По японской традиции, Синдзо Абэ придется делать себе харакири, если он не сдержит слово. Вполне возможно, Владимир Путин поможет японскому премьеру дожить до глубокой старости и умереть своей смертью. Photo by Alexander Vilf (Getty Images).

На мой взгляд, все идет к тому, что давний конфликт будет улажен. Время для установления приличных отношений с Японией выбрано весьма удачно — за пустующие труднодоступные земли, на которые то и дело ностальгически поглядывают их прежние хозяева, можно получить много материальных выгод от одной из самых мощных экономик мира. И снятие санкций как условие передачи островов — далеко не единственная и не главная уступка, которой сейчас, уверен, добивается наш МИД.

Так что вполне ожидаемый всплеск квазипатриотизма наших либералов, направленный на российского президента, следует профилактировать.

Мне уже приходилось подробно разбирать историю островов Тарабаров и Большой Уссурийский на Амуре, с потерей которых никак не могут смириться московские снобы. В посте Почему Путину можно, Пономареву — нельзя шла речь и о споре с Норвегией о морских территориях, который также был урегулирован.

Предыстория

7 февраля 1855 года — Симодский трактат о торговле и границах. Ныне спорные острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи отошли Японии (поэтому 7 февраля в Японии ежегодно отмечается как День северных территорий). Вопрос о статусе Сахалина остался неурегулированным.

7 мая 1875 года — Петербургский договор. Японии переданы права на все 18 Курильских островов в обмен на весь Сахалин.

23 августа 1905 года — Портсмутский мирный договор по результатам Русско-японской войны. Россия уступила южную часть Сахалина.

11 февраля 1945 года — Ялтинская конференция. СССР, США и Великобритания достигли письменной договоренности о вступлении Советского Союза в войну с Японией при условии возвращения ему после окончания войны Южного Сахалина и Курильских островов.

2 февраля 1946 года на основе Ялтинских соглашений в СССР создана Южно-Сахалинская область — на территории южной части острова Сахалин и Курильских островах. 2 января 1947 г. она была объединена с Сахалинской областью Хабаровского края, которая расширилась до границ современной Сахалинской области.

Япония вступает в Холодную войну

Разумеется, в нашей редакции договор конкретен и больше отвечает духу и букве Ялтинских соглашений. Однако принят был англо-американский вариант. СССР его не подписал, Япония — подписала.

С позиций сегодняшнего дня отсутствие подписи под пресловутым договором иногда считается чуть ли не дипломатическим провалом. Однако международная обстановка того времени была куда сложнее и не ограничивалась Дальним Востоком. Возможно, то, что кому-то кажется проигрышем, в тех условиях стало вынужденной мерой.

Япония и санкции

Иногда ошибочно считается, что раз у нас с Японией нет мирного договора, то мы находимся в состоянии войны. Однако это совсем не так.

К такой формулировке стороны пришли после нескольких раундов долгих переговоров. Первоначальное предложение Японии было простым: возврат к Потсдаму — то есть, передача ей всех Курил и Южного Сахалина. Разумеется, такое предложение проигравшей войну стороны выглядело несколько легкомысленно.

СССР не собирался уступать ни пяди, однако неожиданно для японцев вдруг предложил Хабомаи и Шикотан. Это была запасная позиция, утвержденная политбюро, но заявленная преждевременно — глава советской делегации Я.А.Малик остро переживал недовольство им Н.С.Хрущева из-за затянувшихся переговоров. 9 августа 1956 года в ходе беседы со своим визави в саду японского посольства в Лондоне запасная позиция была озвучена. Именно она и вошла в текст Совместной декларации.

Необходимо уточнить, что влияние на Японию Соединенных Штатов в то время было огромным (впрочем, как и сейчас). Они внимательнейшим образом отслеживали все ее контакты с СССР и, бесспорно, являлись третьим участником переговоров, хотя и невидимым.

Мирный договор до сих пор не подписан — в своих взаимоотношениях мы руководствуемся Совместной декларацией 1956 года.

Цена вопроса

Однако в этом году о мирном договоре с Японией мы опять вспомнили.

Похоже, болевая точка нащупана верно. И переговорный процесс (надеюсь, на этот раз в наглухо закрытых от американских ушей кабинетах) идет полным ходом не меньше полугода. Иначе Синдзо Абэ не давал бы таких обещаний.

Если мы выполним условия Совместной декларации 1956 года и вернем Японии два острова, переселить придется 2100 человек. Все они живут на Шикотане, на Хабомаи расположена только погранзастава. Скорее всего, обсуждается проблема нахождения на островах наших вооруженных сил. Впрочем, для полного контроля над регионом вполне достаточно войск, дислоцированных на Сахалине, Кунашире и Итурупе.

Другой вопрос, каких ответных уступок мы ждем от Японии. Понятно, что санкции должны быть сняты — это даже не обсуждается. Может быть, доступ к кредитам и технологиям, расширение участия в совместных проектах? Не исключено.

А внутрироссийское напряжение, которое будут раздувать наши либералы, мы как-нибудь переживем.

Отдаст ли Путин Японии спорные острова?

ЗАХАРОВ Владимир

Встреча 6 мая в Сочи президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ скорее произвела больше туманных и противоречивых формулировок, чем дала ответ на три главных вопроса, которые определяют сегодня состояние двусторонних отношений: возможность заключения мирного договора, способы решения территориальной проблемы и возможности развертывания широкомасштабного сотрудничества.

Собственно говоря, переговоры двух лидеров лишь обрисовали нескорую перспективу: продвижение по этим трем магистральным направлениям ожидается в зависимости от хода многоуровневых дипломатических и технических переговоров и от результативности предстоящего визита Путина в Японию (кстати, даже сроки визита российского президента пока не определены).

Кто и как расставил акценты

Российская сторона никогда и никому не обещала возвратить четыре южнокурильских острова Японии, которые она считает по всем нормам международного права своей суверенной территорией, приобретенной по результатам Второй мировой войны.

Ненужная война

Ранее достижение мирного договора с Японией рассматривалось как результат послевоенного мироустройства в соответствии с выполнением Москвой своих союзнических обязательств, без отягчающих обстоятельств, связанных с возвращением указанных островов японской стороне. Поэтому ни президент Владимир Путин, ни министр иностранных дел Сергей Лавров при подготовке визита Абэ не делали никаких авансов на этот счет. Напротив, общий вектор российской политики был направлен в пользу скорейшего достижения мирного договора, прежде всего за счет наращивания практически связей и создания на этой основе прочной базы взаимного доверия, в том числе и в политической области. Задолго до встречи Москва недвусмысленно подавала сигналы о своей заинтересованности привлечь на российский Дальний Восток японские инвестиции и технологии, обеспечив тем самым там сбалансированное экономическое сотрудничество с участием Японии, Китая и Южной Кореи.


Что стоит за японскими "новыми подходами" и как понимать российское "в конструктивном ключе", пока знают лишь ближайшие сотрудники Путина и Абэ, а также российские и японские дипломаты. Все это пока указывает на весьма деликатный характер состоявшихся переговоров. Нам же предстоит полагаться на оптимизм и питать надежду на улучшение отношений с Японией.

При этом японский премьер предложил российскому президенту большой план экономического сотрудничества, состоящий из восьми пунктов и включающий проекты строительства заводов по переработке сжиженного газа, воздушных и морских портов, учреждений здравоохранения и другой инфраструктуры в первую очередь на Дальнем Востоке.

Геополитические факторы российско-японского дуэта

Если полагаться на сказанное японской стороной, то, без сомнения, Абэ ожидают нелегкие объяснения с США (Обама уже пытался настоять на отмене визита Абэ) и другими западными союзниками в ходе предстоящей встречи "семерки" в Японии.

СМИ: Обама просил премьера Японии воздержаться от поездки в Россию

По всей видимости, ему предстоит определиться по всему фронту давления на Россию – от санкционных мер до проблем выстраивания антироссийской линии в Восточной Азии и АТР (ПРО ТВД, отношения с США в сфере безопасности, увеличение военного бюджета, пересмотр 9-ой статьи конституции Японии и т.д.). Сможет ли Япония подтвердить суверенный статус своей внешней политики, несмотря на теснейшую военно-политическую и экономическую зависимость от США, в том числе в сфере безопасности и в вопросах нахождения на ее территории американских военных баз, а также ангажированность Токио в рамках Тихоокеанского партнерства?

Другой немаловажный для России аспект – это отношение к российско-японскому партнерству со стороны Пекина и Сеула. Однозначно, что любая наша уступка в территориальном вопросе будет с раздражением воспринята в этих столицах и создаст прецедент для укрепления японских позиций в решении островных споров с Китаем (острова Сенкаку или Дяоюйдао) и Южной Кореи (остров Такэсима или Токто). С другой стороны, рост привлекательности российского Дальнего Востока в вопросах выгодного размещения там инвестиций и создания конкурентных условий для китайского, японского и южнокорейского бизнеса станут важным стимулом для регионального экономического развития и обеспечения безопасности и стабильности в Восточной Азии.

Поэтому уже в ближайшие месяцы российским и японским дипломатам предстоит архисложная задача сохранить и упрочить нынешнее хрупкое равновесие в двусторонних отношениях.

Как менялись отношения двух стран за последние 30 лет и как они влияют на формирование образа России в Японии.

Россия и Япония от распада СССР до нашего времени

Отношения Японии и России при Б.Н. Ельцине

25 декабря 1991 года президент СССР М.С. Горбачёв заявил о своей отставке — так завершилась “огромная глава” истории России под названием “СССР”. Как и во всём демократическом мире, Япония восприняла появление нового государства с воодушевлением, так как появлялась возможность для формирования кардинально нового характера двусторонних отношений, тем более что президентом России стал Б.Н. Ельцин, у которого, как упоминалось в предыдущей статье, был положительный опыт выстраивания диалога с соседом.

Однако, следуя своим интересам и учитывая непростую экономическую ситуацию в России, японское руководство вполне обосновано полагало, что нужно “брать быка за рога” и придерживаться курса увязывания помощи новому правительству с решением территориального вопроса, поскольку в такой ситуации оно будет вынуждено пойти на уступки. Такая постановка вопроса, конечно же, произвела неприятное впечатление на администрацию Б.Н. Ельцина, и его планировавшаяся поездка в Токио была перенесена с сентября 1992 г. на “более поздний срок”. И лишь вмешательство президента США Билла Клинтона, который активно поддерживал российские реформы и с которым у Ельцина были довольно хорошие отношения, повлиял на то, чтобы Япония смягчила свою позицию по предоставлению экономической помощи. А это, в свою очередь, способствовало достижению между японским и российским лидерами договорённости о конкретном сроке визита.

Как и предполагалось, официальная поездка Б.Н. Ельцина в Японию состоялась в октябре 1993 г. Её главным результатом стало подписание Токийской декларации, в которой оговаривались принципы, которые станут основой выстраивания дальнейших отношений России и Японии:

  1. Во-первых, было установлено, что Россия является правопреемницей СССР и все ранее заключённые документы будут применятся в российско-японских отношениях.
  2. Во-вторых, было зафиксировано, что “что Российская Федерация и Япония разделяют универсальные ценности свободы, демократии, верховенства права и уважения основных прав человека”.
  3. В-третьих, заявлялось о том, что, проведя обстоятельные переговоры по вопросу принадлежности Итурупа, Кунашира, Хабомаи и Шикотана, стороны обязуются продолжать такой диалог и впредь, “исходя из исторических и юридических фактов, и на основе документов, а также принципов законности и справедливости”. [1; 242-243]
  4. Однако признание Россией силы положения декларации 1956 г. о зависимости заключения мира от передачи Японии Шикотана и Хабомаи закреплено так и не было. [2; 322]

Несмотря, на такое довольно позитивное (в нашей ситуации) начало политического диалога, особого расширения торгово-экономических контактов между странами не произошло. Это обстоятельство навело российское руководство на мысль о том, что Япония, в первую очередь, заинтересована в решении территориального вопроса, а не к выстраиванию взаимовыгодных (!) отношений. И это действительно было так, однако постепенно, наблюдая за активными попытками России расширения связей со странами АТР и за успешным проведением демократических реформ, японское правительство убедилось, что оказание экономической помощи соответствует его интересам.

Во-первых, теперь нет сомнения в том, что Россия разделяет западные демократические ценности, развитию институтов которых нужно способствовать;

А во-вторых, Россия, расширив своё присутствие в АТР, теперь может стать партнёром по обеспечению его стабильности и безопасности. [1; 244-246]

Для налаживания диалога новый премьер-министр Японии Рютаро Хасимото предложил Ельцину провести двустороннюю неформальную встречу. Впоследствии встреч “без галстуков” было целых две — в Красноярске и Кавана. Первая из них состоялась 1-2 ноября 1997 года. На ней:

  1. был сформулирован т.н. “План Ельцина-Хасимото”, касавшийся вопросов экономического сотрудничества и предоставления кредита на проведение российских реформ размером 1,5 млрд долл.;
  2. была высказана готовность Японии поддержать вступление России в АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество);
  3. прозвучало предложение Ельцина о заключении мирного договора до 2000 года.

“Поразмыслив”, на следующей встрече в Москве, проходившей в ноябре 1998 г., Ельцин в первую очередь обратил внимание на территориальную проблему, но изложил своё видение её решения. Он предложил подписать до 2000 года Договор о мире, дружбе и сотрудничестве, зафиксировав там намерение сторон решить проблему островов, конкретную линию границ и готовность установить на Южных Курилах особый правовой режим. Однако новый премьер-министр Японии Кэйдзо Обути отказался, посчитав, что это приведёт лишь к оттягиванию передачи Итурупа, Кунашира, Хабомаи и Шикотана. Тем не менее встреча в Москве не оказалась полностью безрезультатной, так как была принята Московская декларация, где высказывалась готовность стран:

  1. способствовать поддержанию мира и стабильности в АТР и в мире в целом;
  2. сотрудничать в решении глобальных проблем;
  3. развивать двусторонние отношения;
  4. “активизировать переговоры о заключении мирного договора на основе Токийской декларации и договоренностей, достигнутых во время встреч на высшем уровне в Красноярске и Каване” [1; 247-249]

Отношения Японии и современной России

В последнюю ночь 1999 года Б.Н. Ельцин объявил о своей отставке, и пост президента перешёл к В.В. Путину. В марте 2000 сменился и премьер-министр Японии, им стал Мори Ёсиро. И его первой заграничной поездкой стал визит в Москву, где он встретился с новым президентом РФ. Выбор направления, очевидно, был неслучайным — Мори стремился подчеркнуть важность выстраивания диалога с Россией.

Встреча с Путиным состоялась в апреле 2000 года в Санкт-Петербурге и носила неформальный характер. В целом её результаты показали, что новые главы государств придерживаются курса Ельцина и Хасимото, и подобно им, уделяют особое значение выстраиванию личных доверительных контактов.

В скором времени по приглашению Мори Путин совершил ответный визит в Японию, который состоялся в сентябре этого же года. Его результатом стало подписание “Заявления президента Российской Федерации и премьер-министра Японии”, где:

  1. подтверждалась необходимость продолжения переговоров для заключения мира “путём решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи”;
  2. указывалось на необходимость ускорение работы Совместной комиссии по вопросам мирного договора;
  3. заявлялось о готовности обеих сторон составить сборник документов, касающихся решения территориального вопроса до 1993 года;
  4. фиксировалось обязательство “активизировать усилия по разъяснению общественному мнению своих стран важности заключения мирного договора”.

Первый визит Путина в Японию в 2000 (репортаж ОРТ)

Кроме этого, в ходе переговоров Путин заявил, что российская сторона готова признать действие положения декларации 1956 г. о передаче Хабомаи и Шикотана в случае заключения мира. Япония была воодушевлена таким заявлением, поскольку посчитала, что если Россия согласилась на возможность передачи Хабомаи и Шикотана, то в дальнейшем она готова передать и Итуруп с Кунаширом. Но Путин вкладывал в свои слова совсем другой смысл: признание положения декларации 1956 г. означало окончательное решение (!) территориального вопроса передачей Хабомаи и Шикотана. [1; 251-253] Япония, конечно же, не согласилась с такой трактовкой статьи, поэтому переговоры на высшем уровне продолжились.

25 марта 2001 года в Иркутске вновь состоялась неформальная встреча Мори и Путина. Её результатом стало подписание Иркутского заявления, в котором:

  1. Россия официально признавала действие Совместной декларации 1956 г. в полном объеме (!), при этом заявлялось, что это основной (!) документ, на который следует опираться в дальнейшем;
  2. обе стороны вновь договаривались об активизации договоров о мире. [1; 254]

После смены Мори Дзюнъитиро Коидзуми на посту премьер-министра в апреле 2001 процесс маломальского движения к разрешению проблемы сменился застоем. Япония вернулась к традиционному подходу, предполагавшему одновременную (!) передачу всех островов. Этот застой продолжался вплоть до января 2003 г., когда состоялся официальный визит Коидзуми в Россию. Результатом встреч глав государств стало подписание Совместного заявления о принятии Российско-Японского плана действий, где содержались следующие пункты:

  1. продолжение диалога о заключении мира и активизация переговоров;
  2. расширение сотрудничества на международной арене;
  3. расширение сотрудничества в экономической сфере;
  4. расширение сотрудничества на уровне оборонных и правоохранительных ведомств;
  5. увеличение масштабов культурных и личных обменов. [1; 255-257]

В этом же году Коидзуми направил к Путину в качестве специального посланника бывшего премьер-министра Мори, с которым тот был хорошо знаком, и поручил передать российскому главе приглашение посетить Японию второй раз. Поездка Путина состоялась лишь через два года, в ноябре 2005 г. Главным вопросом, обсуждавшимся на встрече, было расширение экономического сотрудничества, а итогом стало подписание целых 12 документов (из 18), касающихся взаимодействия в этой сфере. [1; 258]

Следующей важной вехой в развитии российско-японских отношениях стала встреча глав на Сахалине, которая пришлась уже на время президентства Д.А. Медведева и состоялась 18 февраля 2009 года. Официальной целью визита нового премьера Таро Асо, к слову, первого визита главы Японии на Сахалин после II Мировой, было участие в церемонии открытия завода по производству сжиженного газа. Однако именно здесь он официально заявил, что Япония вновь готова отойти от традиционного подхода одновременного возвращения всех четырёх островов.

Реакция России не заставила себя долго ждать - Государственная Дума РФ заявила, что усилия по заключении мира путём урегулирования территориального вопроса “в сложившихся условиях, по сути, утратили как политическую, так и практическую перспективу” и что они “будут иметь смысл только в случае дезавуирования принятых японскими парламентариями поправок”. Практической демонстрацией позиции руководства РФ стало посещение Медведевым Кунашира 1 ноября 2010 года, что было крайне (!) негативно воспринято в Японии. Кроме этого, 24 декабря того же года Медведев в эфире Первого канала заявил, что “ничто так не сближает, как совместные экономические проекты” и что “все (!) острова Южно-Курильской гряды - это территория Российской Федерации”. [1; 260-262]

Поездка Медвелева на Кунашир, 2010 год (репортаж Первого канала)

В целом, в период третьего и нынешнего срока президентства Путина позиция России осталось такой же, как она была сформулирована в период президентства Медведева:

Вместо заключения. Исторический опыт взаимоотношений и отношение японцев к России сегодня

Но чем объясняются такие низкие показатели? Главным образом, историей российско-японских отношений и негативным историческим прошлым. Так сложилось, что начиная с установления дипломатических отношений в 1855 году, Россия и Япония чаще становились конкурирующими, а иногда даже враждующими странами. Периоды же нормализации отношений были большой редкостью, а когда случались, то длились недолго. Если вспомнить все те вехи истории российско-японских отношений, которые были обозначены в предыдущих статьях, то это становится очевидным.

Симодский договор 1855 года, который установил дипломатические отношения, в Японии считают неравноправным. Помнят и о русско-японской войне 1904-1905 годов. Октябрьскую революцию 1917 г. традиционно считают негативным событием, поскольку она вынудила Японию осуществить интервенцию, защищая своих граждан, проживающих на Дальнем Востоке. Говоря о т.н. Сибирской экспедиции, японские историки часто уделяют особое внимание освещению событий 1920 г. в Николаевске-на-Амуре, где погибло более чем пять сотен японцев.

Главной составляющей негативного исторического опыта, конечно, является “проблема северных территорий”, иначе проблема принадлежности Южных Курил, сформировавшаяся после II Мировой и нерешённая до сих пор. Надежды в отношении решения территориальной проблемы, появившиеся у японцев с развалом СССР, “разбились в пух и прах”, и на данном этапе позиция России жёстче, чем при Ельцине и первых президентских сроках Путина.

Но если ещё раз посмотреть на результаты опроса, то можно проследить тенденцию повышения эмпатии к России в зависимости от уменьшения возраста. В первую очередь это связано с тем, что молодые японцы гораздо меньше интересуются “проблемой северных территорий” и уже очень “далеки” от тех событий, которые вызывали у их родителей, бабушек и дедушек чувство несправедливости и неприязни к соседу. [8; 93] Может, в этом и кроется путь к решению проблемы принадлежности Южных Курил? Ведь в будущем политиков “старой школы” сменит именно это поколение, которое не будет так категорично.


В 2016 г. в российско-японских отношениях наметилось явное оживление. Отношения с партнером одинаково важны как для Токио, так и для Москвы. Увеличением активности и напористости своей дипломатии Япония пытается компенсировать рост зависимости от заокеанского партнера в области безопасности. Россия, энергично развивая отношения с Токио, стремится использовать Японию как мостик в выстраивании отношений с Западом.

Важным фактором представляется и геополитическая ситуация вокруг самой Японии. Усиление Китая и переориентация политики США, которые перекладывают все больше обязанностей на плечи своих союзников, ставят японское правительство в затруднительное положение. После украинского кризиса произошло ощутимое сближение Китая с Россией как в деле согласования внешнеполитических курсов, так и в сфере военного и военно-технического сотрудничества. Для Японии, которую страшит перспектива формирования антизападной оси Москва–Пекин, развитие связей с Россией является еще одним проявлением политики хеджирования рисков, направленной на то, чтобы помешать ее политическому сближению с Китаем, в том числе на антияпонской основе. К тому же Японию крайне тревожит рост военных амбиций Китая, недостаточный, на ее взгляд, уровень гарантий безопасности со стороны США. Согласно распространенной в Японии точке зрения, Америка может не пойти на вооруженный конфликт с Китаем в случае эскалации японо-китайского территориального спора вокруг островов Сэнкаку.

На этом фоне активный диалог с Москвой можно расценивать в качестве своего рода сигнала в отношении Китая. Очевидно, Пекин мечтает иметь в лице России мощного союзника в деле оказания давления на Японию по вопросам региональной повестки дня, включая территориальные проблемы в Восточно-Китайском море, и поэтому не слишком заинтересован в излишнем сближении Москвы и Токио.

На активизацию усилий по решению пограничного вопроса с Москвой Токио толкают внутриполитические соображения. Свою роль играет возможность правящей администрации получить дополнительные пропагандистские очки в условиях фактического краха надежд на новый экономический подъем: успех на российском направлении может существенно повысить шансы Либерально-демократической партии на выборах в нижнюю палату, которые намечается провести уже в январе 2017 г. К тому же произошли и качественные подвижки в общественном мнении Страны восходящего солнца: по социологическим опросам, более половины японцев выступают за компромисс с Россией, хотя ранее фон для возникновения перспектив решения спора был менее благоприятным.

Свою роль играет и то, что у России появились признаки некоторого разочарования в Пекине, который безоговорочно не поддержал Россию по украинскому вопросу и не признал Крым российской территорией. Кроме того, Китай попытался воспользоваться экономическими трудностями России для получения односторонних выгод, например, по ценам на газ.

Таким образом, реверанс Москвы по отношению к Токио – это однозначно часть ее политики по выстраиванию более сбалансированной дипломатической стратегии в Азии. Отношения с Японией заиграли в глазах Москвы новыми красками с учетом того, что Китай стал единственным крупным выгодоприобретателем от нового витка напряженности в отношениях России с Западом и существенно усилил свои переговорные позиции в диалоге с Москвой. В Москве стало понятно, что России не помешает иметь добрые отношения с Японией, которые дадут ей дополнительные дипломатические козыри в диалоге как с Китаем, так и с любой иной крупной мировой державой.

Свою роль играет и то, что у России появились признаки некоторого разочарования в Пекине, который безоговорочно не поддержал Россию по украинскому вопросу и не признал Крым российской территорией.

Конечно, есть и другая точка зрения, заключающаяся в том, что для России в случае некоторой нормализации отношений с Америкой Япония уже утратит свою изначальную привлекательность как партнер, способный помочь в наведении мостов с Западом. Однако в реальности это соображение пока еще не работает и имеет больше умозрительный характер: Трамп еще не определился со своей политикой на российском направлении, а его советники из числа республиканцев могут оказаться по отношению к Москве еще большими ястребами, чем это было при администрации Обамы.

Подготовка официального визита президента В. Путина в Японию, который ранее несколько раз откладывался, имела огромное значение в течение всего 2016 г Большие ожидания в Японии, с точки зрения которой вопрос о территориальном размежевании был главным в повестке дня двусторонних отношений с Москвой, связывались с возможностью прорывного решения данной проблемы. Россия в данном вопросе занимала более сдержанную позицию.

15–16 декабря президент В. Путин совершил визит в Японию. В ходе состоявшихся в городах Нагато (префектура Ямагути) и Токио встреч с японским премьер-министром С. Абэ было достигнуто несколько значимых договоренностей, позволяющих говорить о прогрессе в деле решения застарелого спора.

Прежде всего, обе стороны подтвердили свою решимость заключать мирный договор. При этом был выбран путь в направлении этой цели: проведение на Курильских островах совместной экономической деятельности, которая позволит создать условия для решения проблемы заключения мирного договора. Было решено сразу же начать консультации по вопросу о создании особого режима, который надлежит применить для обеспечения японского экономического присутствия на Курилах. В заявлении лидеров двух государств отмечается, что Россия и Япония в процессе консультаций могут заключить на этот счет отдельный международный договор.

Активное продвижение японского капитала на Курилы и в Сахалинскую область, бесспорно, принесет выгоду не только России. Японским партнерам будут предоставлены все возможные льготы, которые действуют для инвесторов в дальневосточном регионе.

Активное продвижение японского капитала на Курилы и в Сахалинскую область, бесспорно, принесет выгоду не только России. По заявлению российских региональных властей, японским партнерам будут предоставлены все возможные льготы, которые действуют для инвесторов в дальневосточном регионе. Среди тех наиболее перспективных областей сотрудничества были обозначены рыболовство, организация морских ферм, утилизация отходов и формирование городской инфраструктуры.

Являются ли итоги прошедшего саммита прорывом в российско-японских отношениях? Если судить о них только с позиций прогресса в деле решения застарелого территориального спора, конечно, нет. Конкретные варианты решения территориального спора в ходе саммита не обсуждались, а формула его решения не была озвучена. Возможно, это вызвало в Японии некоторое разочарование. Однако если смотреть на российско-японские отношения с более широких позиций, официальный визит российского президента в Японию, бесспорно, привнес в эти отношения позитивное начало. Можно надеяться, что уже в 2017 г. обе стороны смогут в полной мере использовать новые возможности, обозначенные в ходе этого визита, а двусторонние отношения России и Японии продолжат свое развитие по восходящей.

Официальные лица готовят визит президента России в Японию, который, по неподтвержденным сведениям, состоится 15 декабря. Дальневосточные ученые, а также известные политики не остались в стороне – они обратились к главе государства с открытым письмом, в котором высказали собственное отношение к главному вопросу предстоящих переговоров – о совместном с Токио хозяйственном освоении Курильских островов в обмен на мирный договор.


Виды острова Кунашир в Сахалинской области. Фото: Сергей Красноухов/ ТАСС

Авторы послания предостерегают Владимира Путина от его заключения, указывая, что для японской стороны подписание этого документа – лишь средство для других давно вынашиваемых планов по завладению территорией российских островов. Полный текст послания опубликован на сайте ИА SakhalinMedia.

Ученые считают, что такой "формальный мирный договор с Японией" в нынешних реалиях – "анахронизмом" и указывают, что с другой страной, над которой Россия одержала верх во Второй мировой войне, - Германией – такого договора не подписывалось и это никак не отражается на отношениях с ней.

Военное противостояние с Японией закончилось в далеком 1956 году, указывают авторы послания президенту, а для урегулирования сегодняшних отношений, по их мнению, достаточно уже заключенных соглашений. Единственная же цель "совместного хозяйственного освоения" южных Курил, включая инвестиционное сотрудничество, преследует единственную цель – "не мытьем, так катаньем" заполучить Курилы.

Подписанты направленного Путину документа подчеркивают: "Любой опрометчивый шаг на предстоящих переговорах в Токио имел бы для России необратимые роковые последствия", напоминают президенту о его же собственных словах о том, что Россия "не торгует своими территориями" и апеллируют к Конституции, указывая, что в ней говорится, что "территория Российской Федерации целостна и неотчуждаема, что также не позволяет поступаться ни единым островом, ни единой пядью родной земли".

Но Япония, по их словам, навязывая российскому руководству мысль, что "территориальные уступки или же их обещания в будущем приведут к тому, что на нашу страну прольются обильные "иеновые дожди", лукавит. Частные банки и корпорации Страны восходящего солнца никогда не пойдут на альтруистические экономические операции, а заставить их сделать это политики не могут.

Напротив, уверены авторы обращения, отказ России от твердой позиции по Курилам, в какой бы миролюбивой форме это не произошло, лишь подогреет аппетиты японских реваншистов, которые выступают "с притязаниями не только на группу южных островов, но и на весь Курильский архипелаг, а также на южную половину Сахалина".

Между тем вопрос заключения мирного договора обсуждается всерьез и был одной из тем на встрече в Москве 3 декабря, которую глава МИД РФ Сергей Лавров провел со своим японским коллегой Фумио Кисидой, на которой российский министр передал послание Владимира Путина японскому премьеру Синдзо Абэ. О содержании этого документа ничего не известно.

С дальневосточниками – авторами письма президенту РФ солидарен и координатор Сахалино-Курильского общественного движения в защиту итогов Второй мировой войны Юрий Недорез, о чем и заявил "Свободной прессе". При этом он указывает, что официально война между СССР и Японией была завершена в момент подачи японцами акта о безоговорочной капитуляции 2 сентября 1945 года. Именно тогда, отмечает он, Япония автоматически стала безоговорочным исполнителем Ялтинского "Соглашения трех великих держав по Дальнему Востоку", которое сохраняет свою юридическую силу и в наши дни согласно статье 107 Устава ООН. Именно им было закреплено право Советского Союза на южную часть острова Сахалин и всех прилегающих к ней островов, а также Курильских островов.

Даже если Япония не была в течение определенного времени в курсе Ялтинского соглашении в силу его секретности, это никак не противоречит обязательности автоматического его признания тотчас же после безоговорочной капитуляции и исключает возможность иного толкования японцами этого документа, уверен эксперт.

Тем белее, что, подписав в 1956 году под совместную с СССР декларацию, Токио официально признал принадлежность Курильских островов Советскому Союзу. Позже этот факт был подтвержден подписанием японской стороной соглашения по рыболовству в советской (российской) морской экономической зоне, прилежащей к Южным Курильским островам.

Тем не менее, в японской печати появляются материалы, в которых Ялтинское соглашение пытаются оспаривать, исходя из того, что Япония не была его непосредственной участницей, а, следовательно, не несет никаких связанных с ним обязательств.

Сахалинский журналист Илья Шамазов, также убежден, что любая уступка России в курильском вопросе равносильна сдаче островов японцам. Его сильно удручает равнодушие части его земляков, в том числе тех, которые называют себя патриотами, которые вдруг заговорили, что "нам енти скалы" не очень-то и нужны.

Если раньше любой намек на возможность отторжение территорий вызывал сильнейшее негодование, то теперь все изменилось, мало того, находятся те, кто одобрительно относится к передаче японцам Хабомаи и Шикотана, мол, речь-то идет только о двух островах из четырех.

Общественное мнение в России, по словам Шамазова, подогревалось еще и тем, что в отечественных СМИ широко тиражировались результаты исследования, якобы проведенного в Японии, в котором население должно было ответить на вопрос будут ли они удовлетворены, если Стране восходящего солнца отойдут только эти два острова, и большинство ответило "да".

С тем, что такой мирный договор, какой предлагает Япония, России не нужен, согласен и научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кульминков. "Разумнее расставить точки над "i" и для решения территориальной проблемы обсуждать не мирный договор, а, например, договор о пограничном размежевании или договор о мире и дружбе и т. п. То есть открыто позиционировать проблему, если она есть. А то люди думают, что у нас с Японией война. Получается, что за разговорами о мирном договоре Япония скрывает свои территориальные притязания", – сказал он в комментарии "Свободной прессе".

По его мнению, территориальную проблему нудно отделить от вопросов сотрудничества.

"Если Токио хочет с нами сотрудничать — давайте, а если речь идет только о передаче островов, то пусть японцы заявят об этом открыто, а не прячут свои притязания за красивой оберткой о гипотетическом сотрудничестве с Россией", – заявил он.

Читайте также: