Психология формирования команд групповая сплоченность как показатель дееспособности команды

Обновлено: 18.05.2024

Цель: развитие навыков группового взаимодействия, сплочения участников коллектива; создание благоприятного рабочего климата в коллективе для продуктивной реализации поставленных целей.

- совершенствование навыков коллективного взаимодействия, сплоченности;

- развитие навыков обратной связи, освоение способов и приемом эффективной коммуникации;

- развитие творческого самовыражения участников коллектива;

- развитие взаимопонимания и эмпатии среди участников коллектива.

Вначале предлагаю Вам ознакомиться с основными правилами поведения и общения в группе (тренинговой):

• Доверительный стиль общения

• Персонификация высказываний (Я-высказывания)

• Искренность в общении

• Уважение говорящего (выслушать, не перебивать)

• Недопустимость непосредственных оценок человека

• Активное участие в происходящем

Цель: формулирование участниками своих ожиданий от тренинга.

Сплоченный и дружный коллектив – залог успешного выполнения и реализации поставленных целей деятельности любого учреждения. Только в сплоченном коллективе возможно установление положительной рабочей атмосферы, позволяющей эффективно взаимодействовать всем его членам, продуктивно выполнять поставленные задачи руководства, максимально проявлять и использовать способности и таланты каждого участника.

Однако, в последнее время, все чаще в рабочем процессе отмечается возникновение небольших ссор, деструктивной критики, конфликтных ситуаций. Сегодня мы с вами уделим внимание развитию группового взаимодействия, взаимопонимания и сплоченности коллектива.

Предварительно с вами было проведено анонимное анкетирование «Определение психологического климата в группе (Л. Н. Лутошкина) В результате интерпретации определен …. уровень психологического климата. Если же брать людей по отдельности, то можно заметить, что кому-то очень комфортно в коллективе, а кто-то чувствует много отрицательных особенностей.

Предпосылки сплоченности

Предпосылки сплоченности группы:

1. страбатывемость группы – это согласованность действий в процессе совместной деятельности

На ее основе формируются 3 уровня совместимости:

1) психофизиологическая совместимость – сходство психофизиологических характеристик

2) психологическая совместимость – люди удовлетворены друг другом в связи с тем, что у них есть общие или сходные признаки

3) социально - психологическая совместимость – сходство ценностных ориентаций, идеалов, принципов

Чем более сплочена группа, тем меньше вероятность в ее распаде.

Свойства, препятствующие нарушению целостности группы:

1)Характер межличностных эмоциональных отношений.

2)Характер отношений между членами группы в процессе совместной деятельности.

3)Характер ценностных ориентаций, установок, стереотипов, поведение членов группы.

Формированию сплоченной группы способствует наличие у ее членов таких качеств,как:

• умение слушать, сочувствовать;

• готовность помогать другим;

• умение найти общую точку зрения, общие ценности и интересы;

• четкость и ясность позиций;

• стремление избежать конфликтов;

Препятствуют формированию сплоченной группы:

желание доминировать и (или) постоянно вступать в спор; безапелляционные заявления,

оценка идей других как плохих или неверных;

привычка быть всегда правым;

потребность быть победителем, брать верх;

безразличие, апатия, скука.

- скотч (или веревки, ленты);

А теперь мы с вами перейдем к практической части.

Возьмите ручки и бумагу. Ваша задача – услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

- Если команда – это постройка, то она….

- Если команда – это цвет, то она…

- Если команда – это музыка, то она …

- Если команда – это геометрическая фигура, то она…

- Если команда – это название фильма, то она…

- Если команда – это настроение, то она…

Проводим опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…

Что вам понравилось в этом упражнении?

Какие ответы были для вас самыми интересными?

Какие ответы удивили вас?

О чём нам говорит это упражнение?

Сейчас мы с вами поиграем в футбол. Не расстраивайтесь те, кто не умеет играть в него или у кого не подходящая форма одежды. Мы сыграем в интеллектуальный футбол. Для этого, в начале, делимся на две команды – всё как в настоящем футболе. Затем выбираем защитников, нападающих и вратаря.Каждая команда должна придумать для другой команды по 5 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т. д.Играем так: команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не справились с вопросом – передают мяч защитникам, затем вратарю. Если ответ и в этом случае не найден – засчитывается гол.

- Как вы себя чувствуете?

- О чём это упражнение?

- Что вам помогало?

- Какие выводы можно сделать на будущее?

Задание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая)необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.

Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды. (в качестве подарка можно взять пачки из под чая)

Участникам предлагается придумать и изобразить свой символ сплоченности.

Цель: эмоциональная и рациональная оценка прошедшего занятия, выводы, пожелания всем участникам тренинга.

Каждый участник по кругу описывает свое состояние, настроение, высказывает какие трудности возникали в процессе тренинга, что понравилось больше всего. Затем каждый участник формулирует одно пожелание для остальных членов группы.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Читайте также: