Психологическое здоровье несовершеннолетнего как научить ребенка своевременно обращаться за помощью

Обновлено: 06.05.2024

Педагог–психолог с семилетним стажем. Специализируется на возрастной психологии.

Вот тревожные звоночки, говорящие о том, что нужно обратиться с специалисту.
Отсутствие интересов. Обычно для детей характерна любознательность и желание открывать мир вокруг. Если у ребёнка нет хобби, он не знает, чем себя занять, его не увлекает ни один школьный предмет — стоит проконсультироваться с психологом. Вероятно, когда-то его хобби высмеяли. А, может, ему навязывают интересы родители, и он боится протестовать.

‍Проблемы в общении со сверстниками. Иногда дети стесняются вливаться в социум, не умеют заводить друзей, ни с кем не общаются и всегда остаются в стороне. Если ребёнок — белая ворона, то ему поможет разговор с психологом.

Частые болезни. Если дети регулярно болеют, скорее всего, что-то не в порядке с их эмоциональным состоянием. Внешние психологические факторы — скандалы в семье, унижения от учителя в школе, травля сверстников, равнодушие родителей — влияют на физическое самочувствие ребёнка. Все психологи работают с этим, но можно обратиться к тому, кто специализируется конкретно на психосоматике.

Как объяснить ребёнку поход к психологу

Занятия с детским психологом направлены на развитие эмоционального интеллекта и самооценки ребёнка. Встреча будет полезна, даже если у родителей нет конкретного беспокоящего запроса.

Сейчас психотерапия становится всё популярней, особенно среди тинейджеров. Возможно, подросток и сам осознаёт необходимость встречи со специалистом, но стесняется попросить об этом родителей.

Если специалист считает, что нужна работа непосредственно с детьми, есть два варианта. Ребёнок младшего школьного или дошкольного возраста → родители смогут присутствовать на сеансе (но всё индивидуально — обсуждайте заранее с психологом). Ребёнок учится в средней или старшей школе → на сеансе будет только он и специалист. Так ребёнок сможет легче раскрыться и доверить какие-то секреты, которыми не поделился бы с родителями.

Встречи с психологом полностью конфиденциальны. Специалист не имеет права выдавать родителям подробности встреч с ребёнком — это нарушение этического кодекса. Но есть и исключения: когда речь идёт о жизни и смерти. Например, психолог обязан сообщить родителям и правоохранительным органам, если речь пойдёт о совершенном в отношении ребёнка преступлении.

Как объяснить ребёнку поход к психологу

Как родителям вести себя с психологом

Вот несколько советов.

‍Обращайте внимание на поведение психолога. Если вы привели к специалисту юного ребёнка, то взрослый должен садиться так, чтобы находиться на его уровне. Например, на корточки. Отношение и умение идти на контакт считывается через детали.

‍Спрашивайте мнение ребёнка. Если ребёнок отказывается от встречи с психологом через несколько занятий, попробуйте мягко узнать, что именно ему не нравится. Ставьте желание ребёнка в приоритет и попробуйте сменить специалиста. Не рекомендуется настаивать на занятиях, если у вас возникают сомнения в том, что психологу удалось найти контакт с ребёнком.

Разговаривайте с психологом. Задавайте любые вопросы по поводу занятий с ребёнком — как проходит, в чём трудность, есть ли прогресс. Хороший специалист заинтересован в том, чтобы помочь, а если он называет ваши вопросы глупыми, то он недостаточно квалифицирован.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

О правах ребенка на бесплатную медицинскую помощь.

Согласно законодательству Российской Федерации дети, являющиеся гражданами РФ, имеют право на бесплатную медицинскую помощь и льготное лекарственное обеспечение. Ниже приведен перечень документов, устанавливающих и подтверждающих эти права.

Главной целью Национальной стратегии является определение основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права. В указе говорится о создании системы защиты и обеспечения прав и интересов детей, о создании равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства о здоровом образе жизни. Выделены основные задачи, меры и ожидаемые результаты.

В Статье 7. Данного закона сказано, что Государство признает охрану здоровья как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития ребенка. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Согласно Части 1. Статьи 23. Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества. В Части 1. Статьи 24. указано Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Беременные женщины и молодые мамы также имеют право на медицинское обслуживание.

Согласно постановлению детям, относящимся к отдельным группам населения, а именно:

  • Дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет
  • Дети-инвалиды
  • дети и подростки, получившие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы или заболевание, обусловленное генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей
  • Дети и подростки, проживающие на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом
  • Дети с заболеваниями, перечисленными в Приложении №1к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890

имеют право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств государственного или муниципального бюджета.

В приказе, в Приложении №1 указан перечень бесплатных осмотров и исследований при проведении диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно:

1. Осмотры врачами:

2. Клинический анализ крови.

3. Клинический анализ мочи.

4. Исследование уровня глюкозы в крови.

6. Флюорография (с возраста 15 лет).

7. Ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы, органов репродуктивной сферы и тазобедренных суставов.

Данным приказом устанавливается порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, перечислены виды медицинской помощи, оказываемые специалистами профильных отделений по группам заболеваний и состояний.

В документе указаны:

1. Порядок проведения профилактических осмотров

2. Порядок проведения предварительных осмотров

3. Порядок проведения периодических осмотров

Также в приложении дается полный перечень исследований при проведении медицинских осмотров несовершеннолетних, указаны правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой.

Данный документ устанавливает правила прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, согласно ему диспансерное наблюдение осуществляется в отношении:

1) несовершеннолетних, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями, а также имеющих основные факторы риска развития таких заболеваний (отягощенная наследственность по сердечно-сосудистым заболеваниям, сахарному диабету, онкологическим заболеваниям, курение табака, избыточная масса тела или гипотрофия, низкая физическая активность, нерациональное питание, повышенное артериальное давление, высокий уровень стресса)

2) несовершеннолетних, страдающих хроническими инфекционными заболеваниями, в том числе включенными в перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 , а также являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний и перенесших инфекционные заболевания.

3) несовершеннолетних, находящихся в восстановительном периоде после перенесенных тяжелых острых заболеваний (состояний, в том числе травм и отравлений).

Диспансерный прием (осмотр, консультация) медицинского работника, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, включает:

1) оценку состояния несовершеннолетнего, сбор жалоб и анамнеза, физикальное обследование;

2) назначение и оценку лабораторных, инструментальных и иных исследований;

3) установление или уточнение диагноза заболевания (состояния);

4) проведение краткого профилактического консультирования;

5) назначение по медицинским показаниям профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, включая направление несовершеннолетнего в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, на санаторно-курортное лечение, в центр здоровья для детей для проведения углубленного индивидуального профилактического консультирования и группового профилактического консультирования.

6) разъяснение несовершеннолетнему с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания (состояния) или его осложнения, а также его законному представителю правил действий при их развитии и необходимости своевременного вызова скорой медицинской помощи.

В документе установлены:

1. Инструкция об организации работы отделения (кабинета) медико-социальной помощи детского амбулаторно-поликлинического учреждения.

2. Инструкция об организации амбулаторно-поликлинической помощи детям подросткового возраста.

3. Инструкция о порядке передачи ребенка по достижении им возраста 18 лет под наблюдение амбулаторно-поликлинического учреждения общей сети.

Согласно документу в оздоровительные учреждения направляются дети, в том числе с функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями в стадии стойкой ремиссии, не нуждающиеся в специальных коррекционно-терапевтических условиях, не имеющие следующих медицинских противопоказаний для активного отдыха:

  • заболевания в острой и подострой стадии, в том числе острые инфекционные заболевания до окончания срока изоляции;
  • хронические заболевания в стадии обострения;
  • бактерионосительство инфекционных заболеваний;
  • заразные болезни глаз и кожи, паразитарные заболевания;
  • туберкулез любой локализации в активной стадии;
  • злокачественные новообразования, требующие лечения, в том числе проведения химиотерапии;
  • эпилепсия с текущими приступами, в том числе резистентная к проводимому лечению;
  • эпилепсия с клинической ремиссией менее 6 месяцев;
  • психические расстройства и расстройства поведения в состоянии обострения и представляющие опасность для больного и окружающих;
  • психические расстройства, сопровождающиеся нарушениями настроения, поведения и социальной адаптации (при отсутствии сопровождения ребенка законным представителем ребенка или иным лицом на основании доверенности, заверенной в установленном порядке);
  • психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ.

Оказание медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха включает в себя два основных этапа: первый- проведение организационно-подготовительной работы (перед выездом детей в учреждение), второй - период пребывания детей в учреждении.

Также в приложении к документу указаны: рекомендуемый стандарт оснащения медицинского пункта оздоровительного учреждения и рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала медицинского пункта оздоровительного учреждения

Главной целью Национальной стратегии является определение основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права. В указе говорится о создании системы защиты и обеспечения прав и интересов детей, о создании равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, о здоровом образе жизни. Выделены основные задачи, меры и ожидаемые результаты.

Подробнее о правах ребенка на бесплатную медицинскую помощь и льготное лекарственное обеспечение можно узнать в оригиналах документов.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_aprel_2021.docx 18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Найденова Марина Владимировна

Воспитатель 1 младшей группы № 5

Психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% среди поступающих в школу. По наблюдениям педагогов начальной школы дети оказываются все более подготовлены интеллектуально, и менее эмоционально устойчивы и спокойны.

Болезненная ранимость, плаксивость, обидчивость, конфликтность и агрессия, низкий уровень самостоятельности и одновременно с тем высокая тревожность – это только часть проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогу начальной школы.

Комплекс этих проблем возникает у детей не в связи с поступлением в 1 кл., а за долго до этого.

Во – первых, это проблема в семье. Ее можно назвать дисгармония семейных отношений. Не полные семьи, плохие бытовые условия, конфликтные ситуации между родителями, невнимание к ребенку. Все это провоцирует психофизическое напряжение, повышенную тревожность, различные детские страхи.

Во - вторых, это издержки воспитания. Здесь уместно выделить два противоположных фактора (и это, безусловно, факторы риска)

Все разрешено, твои интересы – главные, ты – лучший.

Что происходит впоследствии:

Ребенка не интересуют желания и интересы других людей. Он видит мир только с позиции собственных интересов. Не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие, причем нередко хорошо интеллектуально развитые дети не могут адаптироваться в школьной среде, а в дальнейшем с трудом справляются с реальностью жизни.

У родителей нет общей жизни с детьми, нет настроения или времени ими всерьез заниматься. Подобное положение отвечает нынешней реальности. Мама и папа целый день на работе. Вместе только вечером или в выходные дни. Но и у родителей свои дела. А дети привыкли сами использовать свободное время так, чтобы не навлекать на себя лишний раз недовольство старших.

Подобное отношения приводят к неуверенности в своих силах, низкой самооценке, подавленности или агрессии и др. неблагоприятным проявлениям.

В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей.

Какие существуют угрозы психологическому здоровью наших детей?

  • нецелесообразное удовлетворение естественных потребностей (в пище, отдыхе, нарушение режима дня);
  • ограничение самостоятельности;
  • стремление к раннему обучению не свойственным возрасту видам деятельности: чтению, счету, английскому языку и т. п.
  • бедность или, наоборот, избыточность, перенасыщенность предметной среды, в которой растет ребенок;
  • слабость эмоциональных контактов, невнимание к эмоциональным состояниям ребенка.

По каким признакам мы можем понять, что наш ребенок страдает, произошли нарушения в его психологическом здоровье?

Нарушения проявляются в:

- трудностях засыпания и беспокойном сне;

- усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

- беспричинной обидчивости, плаксивости или наоборот, повышенной агрессивности;

- рассеянности, невнимательности; беспокойстве и непоседливости; проявлении упрямства.

Ребенок беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту для его полноценного развития.

Какие же условия можем создать мы, родители, для того, что наши дети развивались гармонично?

-Создание спокойной и доброжелательной обстановки;

-внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка;

-осуществление необходимого наблюдения и обеспечение материальными средствами, необходимыми семье;

-следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости,

-давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.

Медицинские справки для детей являются подтверждением того, что состояние здоровья ребенка не представляет опасности для других детей, поэтому без справки о состоянии здоровья детей не принимают в школу и дошкольные образовательные учреждения.

По закону справки и медицинские заключения для детей могут выдавать как государственные, так и частные медицинские учреждения.

Порядок выдачи медицинских заключений

Для получения справки нужно предъявить:

  • документ, удостоверяющего личность (паспорт гражданина РФ или заменяющего его документ, а для иностранных граждан, временно проживающих в России — паспорт иностранного гражданина или другой документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый в РФ в качестве документа, удостоверяющего личность, с разрешением на временное проживание на территории РФ)
  • документ, подтверждающего полномочия законного представителя ребенка (если за справкой обращается кто-то кроме родителей)

Медицинские справки детям

К нам чаще всего обращаются за следующими справками:

  • Справка по результатам профилактического осмотра психиатром ребенка в возрасте 3-х лет (перед началом посещения дошкольного образовательного учреждения) и в возрасте 6 — 8 лет (перед началом обучения в школе).
  • Справка о прохождении ребенком медицинского обследования или лечения в нашем Центре или выписка из медицинской карты, подготовленная на основании записей всех специалистов, которые когда-либо принимали участие в оказании медицинских услуг.

Заключение психолога или психиатра для суда

Заключение психолога, или медицинское заключение врача психотерапевта или психиатра на ребенка требуется в тех случаях, когда в результате развода, расставания или каких-либо других причин между родителями возникают судебные споры по следующим вопросам:

  • о месте постоянного проживания ребенка (с отцом или матерью),
  • о порядке общения ребенка с матерью, отцом или другими родственниками,
  • об ограничении или лишении родительских прав,
  • о выезде за границу ребенка.

В таких случаях заключение психолога или детского психотерапевта играет важную роль в судебном процессе и помогает суду защитить законные интересы ребенка.

В соответствии с законом психиатрическое освидетельствование и профилактические осмотры у психотерапевта несовершеннолетних граждан в возрасте до 15 лет производятся по просьбе или с согласия родителей либо законного представителя ребенка. В случае возражения одного из родителей, а также при отсутствии родителей или другого законного представителя несовершеннолетнего психиатрическое освидетельствование ребенка может быть проведено по решению суда или органа опеки.

Такие заключения готовятся на основании комплексного обследования, которое, как правило, включает:

  • оценку психоэмоционального состояние каждого родителя и самого ребенка;
  • выяснение того, в какой степени каждый из родителей способен удовлетворить потребности ребенка;
  • определение характера взаимодействия родителей с ребенком;
  • определение уровня родительской компетенции каждого супруга;
  • оценку взаимоотношений между родителями и влияние этих взаимоотношений непосредственно на ребенка;
  • выяснение того, в какой степени ребенок вовлечен в конфликт между родителями и как сложившаяся ситуация влияет на его психическое состояние.

На основании полученных данных специалисты нашего Центра определяют степень привязанности ребенка к матери и отцу (или людям, которые заменяют родителей) и то, какое психологическое влияние оказывает на ребенка каждый из родителей, а также возможности каждого из родителей по созданию нормальных условий для жизни ребенка и удовлетворению его основных потребностей.

Медицинское заключение (психиатрическое освидетельствование) подписывается всеми специалистами нашего Центра, которые участвовали в освидетельствовании и формировании медицинского заключения. К такому документу также прилагается копия лицензии на право проведения психиатрического освидетельствования. На основании такого заключения может быть более успешно решен вопрос о том, с кем будет жить ребенок после развода и в какой степени другой родитель сможет принимать участие в его воспитании.

При необходимости и по согласованию специалисты нашего Центра могут присутствовать на судебных заседаниях.

Читайте также: