Прямые выплаты башкортостан с какого числа

Обновлено: 02.07.2024

Переход на систему прямых выплат пособий в 2020 году: что надо знать бухгалтеру

Чем система прямых выплат отличается от зачетной

Зачетная система

Рассмотрим, как действует эта система на примере пособия по временной нетрудоспособности. По окончании болезни работник приносит в бухгалтерию или кадровую службу больничный лист (или передает сведения об электронном листке нетрудоспособности). Работодатель вносит данные из бюллетеня в учетную систему, делает расчет в течение 10 дней и переводит пособие в ближайший день выплаты заработной платы. По желанию работодателя больничные можно перечислить отдельной суммой до дня выплаты зарплаты.

Система прямых выплат

Теперь рассмотрим особенности системы прямых выплат. Пилотный проект по выплате пособий напрямую из ФСС проходит с 2012 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.04.11 № 294 . В настоящее время в нем участвуют 77 регионов (10 их них — с 1 января 2020 года, а еще 8 — с 1 июля 2020 года).

Формы документов, необходимых для назначения и выплаты пособий в рамках пилотного проекта, утверждены приказами ФСС от 24.11 17 № 578 и 579.

В системе прямых выплат работник представляет все документы, необходимые для назначения пособия, в свою организацию. Но ответственность за перечисление выплат лежит на Фонде социального страхования. Работодатель не позднее 5 календарных дней должен представить в ФСС документы и расчет суммы пособия. Выполнить этот расчет можно в любой учетной программе или онлайн-сервисе.

Непосредственно застрахованному лицу ФСС выплачивает:

  • пособие по временной нетрудоспособности, в том числе из-за производственной травмы;
  • пособие по беременности родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • оплата отпуска сверх ежегодного на лечение и дорогу к месту лечения и обратно.

ВНИМАНИЕ

Для назначения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет достаточно один раз передать в ФСС необходимые документы и расчет. Получать от сотрудников повторные заявления не надо. Выплаты будут перечисляться с 1 по 15 число месяца, следующего за расчетным (например, сумма за июнь должна прийти с 1 по 15 июля).

Страхователю ФСС возмещает:

  • оплату четырех дней в месяц по уходу за ребенком-инвалидом (ст. 262 ТК РФ);
  • пособие по нетрудоспособности, выплаченное за счет межбюджетных трансферов;
  • пособие на погребение;
  • расходы на профилактические мероприятия по травматизму.

Работодатель не может уменьшить сумму страховых взносов на указанные выплаты. ФСС именно возмещает эти деньги. Чтобы их получить, организация должна обратиться в фонд.

ВАЖНО

В пилотных регионах действует особый порядок возмещения затрат на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, а также санаторно-курортного лечения лиц, занятых на работах с вредными или опасными факторами. Особенности установлены постановлением № 294, а форма заявления на возмещение расходов утверждена приказом Минздравсоцразвития от 11.07.11 № 709н.

Плюсы и минусы прямых выплат

Принципиальное отличие зачетной системы от эксперимента ФСС по прямым выплатам заключается в том, что в рамках пилотного проекта оплата пособий не зависит от того, перечисляет ли организация страховые взносы. Также неважно, есть ли деньги на ее расчетном счете: выплаты производит ФСС. Главное, что должен сделать работодатель из пилотного региона — своевременно представить пакет необходимых документов. Данные должны быть переданы в течение 5 календарных дней после того, как сотрудник принес документы в свою организацию.

Фонд, в свою очередь, имеет оперативную информацию по периодам нетрудоспособности и выплатам.

Работодатели, которые недавно перешли на прямые выплаты или сделают это в июле, оценят преимущества проекта: не надо изыскивать средства на выплату пособий и отражать эти суммы в отчетности. Главная сложность — большой объем дополнительной работы по обработке заявлений и формированию реестров. Количество операций увеличивается в разы, если работодатель не пользуется электронными больничными.

На каждый вид пособия работник заполняет форму заявления, которая состоит из 7 листов. При этом половина из них может остаться пустой. Заявление надо распечатать для каждого больничного листа. Работодатель должен хранить заявления, в том числе по уволенным работникам, и предъявить по требованию ФСС. В проекте изменений в приказ № 578 есть предложение формировать заявления только из заполненных полей, то есть работы будет меньше, но все же это достаточно объемная задача.

Также участники пилотного проекта должны составлять три вида реестров для следующих выплат:

  • пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также пособие женщинам при ранней постановке на учет по беременности (сведения могут передаваться в одной форме);
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Они формируются в печатном или в электронном виде. Печатные формы все разные. Электронные, в зависимости от учетной программы, можно передать одним файлом или сгруппировать по типам пособия.

И здесь бухгалтер столкнется с еще одной сложностью: печатные формы реестров огромны — в них включено до 47 столбцов. Поэтому, даже если в организации небольшой штат сотрудников, вести реестры в электронном виде гораздо удобнее.

ВНИМАНИЕ

Формируйте электронные реестры и сдавайте их в ФСС через интернет Сдать бесплатно

Уменьшить количество операций по оформлению реестров помогут электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН).

Как электронные больничные облегчают работу бухгалтера

Из бумажных больничных листов все данные нужно переносить в реестр вручную. Тем же, кто перешел на систему ЭЛН, проще — в этом случае программа сама внесет в реестр сведения из электронных листков нетрудоспособности. Вероятно, в будущем ФСС упростит механизм заполнения реестра при использовании электронных больничных. Предполагается, что достаточно будет ввести номер ЭЛН и данные для расчета пособия. В случае с бумажными больничными ручной ввод сведений в реестр сохранится.

  • сертификаты квалифицированной электронной подписи;
  • средства защиты информации (Крипто Про CSP или VipNet CSP);
  • доступ в интернет;
  • программное обеспечение. Это может быть личный кабинет страхователя и (или) сервис, предоставляемый спецоператором, и (или) бухгалтерское ПО.

Сертификат электронной подписи. Чтобы получать электронные больничные с сайта ФСС, достаточно одного сертификата — на юридическое лицо. А чтобы отправлять заполненные больничные, необходимы три подписи:

  • организации,
  • руководителя организации;
  • главного бухгалтера.

Можно обойтись одним сертификатов. В этом случае нужно составить внутренний документ и доверенность, которая дает право подписывать ЭЛН сертификатом, выданным на определенного человека или организацию.

Средства криптозащиты информации. Выбор средств защиты зависит не от желания руководителя или бухгалтера организации. Его определяет выданный организации сертификат электронной подписи.

Часто работодатели сетуют на то, что сервис ФСС не позволяет скачивать сразу все ЭЛН по организации. В фонде объясняют это заявительным характером больничного (сотрудник может не предъявить его работодателю). В ближайшем будущем ФСС планирует ввести подписку на оповещения по выданным электронным больничным. То есть страхователь будет получат извещения о том, что по такому-то СНИЛС выписан, продлен или закрыт больничный лист. Для этого организация должна подключиться к системе электронного документооборота через спецоператора. Пока сервис подписки работает в тестовом режиме.

Очевидны преимущества электронных больничных: у кадровиков нет проблем с хранением и учетом бумажных форм, электронные больничные невозможно подделать, а кроме того, всем участникам взаимодействия доступны сведения о периодах нетрудоспособности, полученных ЭЛН и выплаченных пособиях. Информация хранится в системе ФСС и может запрашиваться страхователем неоднократно. А самое главное — переход на электронные больничные существенно упрощает формирование реестров, исключает ручной ввод данных и минимизирует риск ошибок.

Читайте также: