Противоречит ли понятие правового государства понятию социального государства

Обновлено: 30.06.2024

Вступление нынешнего общества в XXI век, помимо получения новых технологий ознаменовало собой создание правового и социального государства, а также реализации данной идеологии в практике цивилизованных стран. Идея правового государства насчитывает несколько тысяч лет, идея социального – одно столетие, но только сейчас появились необходимые условия для осуществления таких идей на практике. Социальное общество многих стран предусматривает реализацию большого количества возможностей во всех сферах общества, которые хоть как-то могут способствовать реализации на практике правовых и социальных идей государства.

Правовое государство – форма существования и действия публично-политической власти, ее властно-правовые отношения с иными субъектами. С древнейших времен начались поиски принципов, форм, необходимых для грамотной связи права и власти.

Более полно идея правового государства оформилась к концу XVIII-началу XIX вв. – во время становления буржуазного общества. В работах Дж. Локка указывалось, что приоритет имеется законодательство, основанное на естественном праве, а установленные права и свободы неотчуждаемы. Ш. Монтескье, в свою очередь, отмечал необходимость разделения власти. По его мнению, власть должна делиться на законодательную, исполнительную, судебную. Это необходимо для защиты от произвола власти, а также для сдерживания каждой из них. На основании идеи создания правового государства были приняты такие законодательные акты, как американская Конституция и Французская декларация прав человека.

Типы государства

К принципам правового государства можно отнести:

  • главенство законодательства в любых сферах общества;
  • соблюдение и гарантия реализации естественных прав человека;
  • ответственность государства и человека друг перед другом: государство с помощью принятого законодательства выполняет свои обязанности перед обществом и конкретным индивидом, а индивид обязуется выполнять требования закона. Особенно важно в таком случае не допускать отчуждение государства от общества;
  • разделение власти на три ветви;
  • суверенитет государства и общества;
  • существование гражданского общества.

Существование качественного законодательства не всегда может обеспечить правовое государство. Если принятие закона предполагает обеспечение существования и функционирования тоталитарных режимов с формальным конституционализмом, то по сути, права и свободы человека реально соблюдаться не будут.

В правовом государстве обеспечиваются принципы реального конституционализма, государство не просто декларативно защищает права человека, а проводит реальные действия для этого. В отношениях государства и личности права человека являются приоритетными и не могут быть ограничены. В рамках организации правового государства, практически должен осуществляться принцип разделения властей, возможность общества осуществлять контроль за действиями государства, защищать граждан. Исторической основой правового государства может считаться гражданское общество, где интересы государства указаны как общественные, а интересы человека как частные.

Представители либерализма говорят о естественных и неотчуждаемых правах личности, естественное право по их мнению появилось задолго до государственности, служит основой создания позитивного права, и призвано ограничивать государство. Институты гражданского общества и правового государства стали противопоставлением средневековым понятиям и имели основой светские установки и естественные права.

Правовое государство

В настоящее время правовое государство служит основой любого цивилизованного общественного строя и предполагает разработку и создание государственного устройства, где отношения государства и человека основываются на праве и сдерживают произвол обеих сторон.

Функциями правового государства являются:

Характеристика

Правовое государство не является идеальной моделью, для каждого государства имеется множество его проявлений с учетом индивидуальных особенностей и проявления национальных черт. Для реализации своих функций правовое государство должно идти вместе с социальной политикой, которую создает социальное государство.

Социальное государство – то государство, которое может создать для человека достойный уровень жизни, обеспечить блага и условия для развития личности.

Такое государство необходимо для создания всеобщего блага, а также для оформления социальной справедливости. Оно сглаживает неравенство в обществе, защищает социально слабые слои населения, контролирует мир в обществе, создание комфортной окружающей среды.

К целям и задачами социального государства относятся:

  1. Помощь членам общества в получении всеобщих благ и достаточного уровня жизни.
  2. Обеспечение всеобщего равенства в плане благосостояния.
  3. Защита членов общества от различного рода рисков.
  4. Улучшение благосостояния людей.

Социальное государство

К более конкретным задачам относятся:

  • вмешательство государства в законодательство для защиты юридического статуса;
  • вмешательство в экономику для увеличения доходов населения;
  • экономическое вмешательство для достижения наиболее комфортных экономических условий;
  • вмешательство в образование для достижения наибольшего педагогического эффекта в рамках образовательных и информационных мероприятий.

Основными условиями достижения социального государства являются:

  • установление в нормах законов понятия частной собственности, рыночной экономики, демократического режима и социальной защищенности, наличие четкой системы законодательства;
  • демократизм и либерализм государства, создание гражданского общества, социального согласия.

Социальное государство возможно создать только при наличии специальной политики. Существует три вида социального государства: либеральное (Великобритания, США), консервативное (Италия, Германия), социал-демократическое (скандинавские страны). Социальное государство провозглашено в основных законах стран Европы.

Если социальная сторона жизни людей не защищена, то происходит нарушение прав и свобод человека, появляется негативное отношение к государству и правовой нигилизм.

Правовое и социальное государство имеет как общие, так и различные черты. Объединяются они стремлением обеспечить благо индивида: правовое государство защищает людей от государственного произвола, беззакония и нарушения прав, социальное государство предполагает защиту материальной стороны жизни. Противоречия состоят в том, что правовое государство не вмешивается в процессы создания общественного богатства граждан, социальное государство, наоборот, призвано охранять частную собственность, конкуренцию, предпринимательство.

Россия социальное государство

Социальное государство западных и восточных стран различается по характеру экономических условий, наличию гражданского общества, пути становления, особенностям реформирования. Так, Конституция РФ (12 декабря 1993 г.) устанавливает, что РФ имеет демократический политический режим, отмечает наличие социального и правового государства, но пока все эти институты не проработаны до конца и требуют совершенствования. В 2020 г. в документ внесены дополнительные поправки, направленные на укрепление статуса правового и социального государства.

Целостную концепцию правового государства можно отнести к концу XVIII – началу XIX в.. В то время появлялись политические теории, которые критиковали абсолютизм, беззаконие и феодализм. При этом сама идея такого государства стала зарождаться еще в период Античности. Разработку концепции правового государства осуществляли Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др.

В современной политической науке до настоящего времени нет единой концепции правового государства, но выделяют 3 базовых концептуальных подхода, которые определяют его сущность:

  • этатистский,
  • юридизированный,
  • субстанциональный (сущностный).

Первый из них отождествлял право с государственным законом, при этом основа подобной трактовки правового государства лежала в концепциях государственного суверенитета и волевой концепции права. Они рассматривали государственную волю в качестве источника и критерия права. Это можно считать примером классического юридического позитивизма. С его позиции поведенческую норму, которая исходит от государства и обеспечена его силой принуждения, автоматически можно считать правовой. В соответствии с данным признаком любую страну, где существуют законы в виде приказа суверена гражданам, можно считать автоматически правовой.

Право с позиции подхода рассматривается как первооснова государства и общества, при этом первое из них может являться источником права и выступать как юридическое лицо.

В данном трактовании позитивным представляется положение, касающееся верховенства закона и правовой связанности государства, включая разграничение между законотворческими и административными функциями, судебную независимость, законодательную установку прав и обязанностей граждан. В число недостатков теории можно включить формальность в понимании закона, стремление к ограничению государственного вмешательства в общественные дела, включая рационализацию данного вмешательства. Таким образом, правовое государство можно представить в виде государства порядка и всеобщей урегулированности.

Субстанциональный (сущностный) подход к социальному государству

Последний подход различал закон и право, право и государство, отдавая приоритет первому. Закон представлялся установлением власти, а право выступало в качестве особого феномена. Оно провозглашается равным для любого субъекта, включая бедных и богатых, слабых и сильных. Любой человек при этом рассматривался как субъект права. Трактовка справедливости в праве состоит в восстановлении правового равенства людей в качестве субъектов права при его нарушении. Это ведет к урегулированности и предсказуемости отношений в обществе. Основой субстанциональной концепции правового государства является теория прав и свобод индивида. Она зародилась в XVII-XVIII вв. в системе либеральной традиции правопонимания. Свобода, равенство, собственность должны признаваться правами, которые принадлежат людям с рождения. Источником права выступает не государство, а именно народ.

Государство как внутренний ограничитель рассматривается с позиции принципа разделения властей. Это не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной властей друг от друга, а фактор, способный формировать условия ограничения ими друг друга. Это выражено созданием системы сдержек и противовесов.

К внутреннему ограничителю необходимо добавить также внешние ограничители:

  1. конституцию, которая принимается с общего согласия общества и определяет формирование органов власти;
  2. законы, которые принимает представительный орган власти, избираемый обществом и отражающий его интересы.

Субстанциональная концепция правового государства разграничивает право и закон страны в качестве одного из его формальных источников. Право обращается к людям и имеет в основе свободу, равенство, собственность. Понимание государства заключается в средоточии реальной политической силы общества, оно может угрожать праву и свободе любого индивида. Можно сказать, что государство и право конфликтуют друг с другом, при этом конфликт должен решаться в пользу права, в состав которого включены индивиды и общество.

С позиции субстанционального подхода к категории правового государства разрабатывается несколько требований к государству и закону:

  1. Закон, принимаемый государством, должен соответствовать правовым принципам свободы и равенства, что не должно нарушать неотъемлемые права человека.
  2. Законы должны быть обнародованы, понятны, стабильны.
  3. Закон может приниматься только представительным органом власти, который избирается с помощью всеобщего, равного, тайного, прямого избирательного права при соблюдении специальной процедуры обсуждения и принятия. Помимо этого, законодательный орган функционирует в соответствии с Конституцией.
  4. Исполнительные органы власти создаются посредством Конституции, реализуя принятые представительным органом законы и осуществляя текущую государственную политику.
  5. Проведение разграничения полномочий осуществляется между центральными и местными органами в соответствии с управленческой вертикалью.
  6. Любой спор по поводу права между гражданами и между гражданами и государством рассматривается в суде, который выступает как беспристрастный арбитр. Споры властных органов должны разрешаться Конституционным Судом.
  7. Любые отношения, возникающие в правовом государстве между гражданином и государством, выстраиваются лишь на основе закона, при этом:
    1. >граждане несут ответственность перед государством лишь в таких случаях, которые предусматривает закон;
    2. >гражданин имеет обязанность выполнять только требования государственных представителей, основанных на законе;
    3. >если должностные лица или государственные органы посредством своих действий или бездействия наносят вред гражданину, то государство должно взять на себя ответственность за возмещение такого ущерба.

    Выполнение институтами правовых государств собственных функций имеет в основе реализацию основных принципов демократии, которая представляет собой условие его формирования. В случае выполнения данных демократических принципов (включая всеобщее избирательное право; свободу слова, печати, собраний; конкуренцию политических организаций за голоса избирателей) производится контроль действий государства со стороны общества.

    Особенности правового и социального государства

    Можно выделить следующие характеристики правового государства:

    1. Верховенство законов в любой области жизни общества. Их принимают государственные законодательные органы в соответствии с конституцией. Они не могут быть изменены, приостановлены или отменены посредством других ветвей власти. Вся деятельность общества производится по законам, закрепление которых осуществляется с помощью Конституции.
    2. Соблюдение прав и свобод, которые принадлежат человеку и гражданину от рождения.
    3. Взаимная ответственность личности и государства. Оно издает законы и принимает обязательства перед гражданами, организациями в обществе, другими странами и всем международным сообществом. Не менее важной считается ответственность граждан перед страной и обществом. Она может ослабляться в периоды застоя, когда ослабляется интерес к делам государства. Преодоление отчуждения граждан от власти, повышение ответственности за их поступки достигается с помощью раскрепощения личности, предоставления возможности для инициативы.
    4. Разделение властей, включающее законодательную, исполнительную и судебную власть, что позволяет исключить монополию на власть с позиции одного органа, лица или социального слоя. Принцип разделения властей характеризуется работой механизма сдержек и противовесов, предназначенных для функционирования всех ветвей власти в рамках отведенных ей полномочий.
    5. Работа механизма контроля и надзора исполнения законов (арбитраж, суд, прокурорский надзор).

    Отметим, что правовое государство занимается не только декларированием прав и свобод своих граждан, но и формированием правового механизма их защиты и реализации.

    Если на ранних стадиях развития концепции правового государства общество, в первую очередь, отстаивало так называемую негативную свободу в виде ограничения государственного вмешательства в экономику и личную свободу индивида, то позже происходит формирование требований к государству в области обеспечения позитивных прав. Они относятся к борьбе граждан за улучшение собственного экономического положения, за социальные права, рост культурного статуса. Для этого появляется необходимость не отстранять государство, а выполнение им функций, предполагающих организацию и координацию. Это прямым образом подводит к появлению теории социального государства.

    Немецкий исследователь Лоренц фон Штайн во второй половине XIX века впервые предлагает концепцию социального государства, которое должно стремиться к обеспечению для каждого гражданина достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. В конечном счете для каждого должны быть обеспечены равные жизненные шансы на самореализацию в обществе.

    Условия, которые требуются для возникновения социального государства:

    1. высокая степень экономического развития государств;
    2. целенаправленная государственная политика и политика гражданского общества;
    3. правовое, в первую очередь конституционное, закрепление частной собственности, включая принципы смешанной экономики рыночного типа, социальную и политическую свободу и демократию в форме правового государства, систему гражданского, трудового законодательства и др.;
    4. открытость власти государства, ее либерализм, приверженность гражданскому миру и социальному согласию, демократизм, социальная защита граждан, высокая степень социальной и правовой культуры граждан. Это помогает достигать уровня социального партнерства в отношениях между государством и обществом.

    Зрелые социальные государства дают гарантию для своих граждан на достойный уровень жизни, особенно в области материального благополучия, обеспечения жильем, здравоохранения, доступной культуры и образования.

    Было бы ошибкой трактовать социальное государство в качестве благотворителя, который поддерживает лишь малоимущие слои населения. Подобное государство формирует новый тип социальных связей в обществе. Они имеют в основе принципы социальной справедливости, социального мира, гражданского согласия. Такое государство не ставит цель достижения общего равенства и процветания, не должно порождать иждивенчество. Социальные государства гарантируют стабильное социально-экономическое положение, правовую и социально-политическую безопасность. В свою очередь, они ждут от граждан инициативы в разных областях жизни общества, готовности поддержать гражданское согласие и мир.

    В число основных задач социального государства включены:

    1. защищать всех граждан от нужды и бедности, гарантировать минимальное достойное существование;
    2. обеспечить большее равенство с помощью исключения различия в уровне благосостояния;
    3. обеспечить большую защиту перед лицом различных рисков, осуществлять адресную социальную помощь не только бедным, но и людям, которые попали в сложную жизненную ситуацию;
    4. обеспечить рост и расширение благосостояния в обществе.

    Эти задачи реализуются с помощью использования нескольких стратегий: правовое вмешательство с целью улучшения юридического статуса, экономическое вмешательство с целью роста доходов человека, экономическое вмешательство с целью улучшения условий окружения, педагогическое вмешательство для совершенствования жизни личности на основе информационных и образовательных мероприятий.

    Западные политологи выделяют 3 базовых типа социального государства: консервативный, либеральный, социал-демократический. Это производится в соответствии со степенью выраженности и масштабами следующих индикаторов:

    1. защита от стихийного рынка, низкого уровня дохода граждан;
    2. социальные права и поддержка самых бедных слоев общества;
    3. удельный вес частных ассигнований, предназначенных для страхования, пенсионного обеспечения, медицинского страхования, в сравнении с бюджетными выплатами;
    4. индивидуальное и коллективное финансирование социальных программ;
    5. дифференцированная система социального обеспечения, разделенная на профессиональные группы и группы социального риска;
    6. емкость фондов социального страхования;
    7. гарантия и обеспечение полной занятости.

    Отметим, что при необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей происходит деформация всей структуры прав и свобод человека. Снижается политическая активность, растет политическая апатия и неверие в государство, индивиду не всегда доступны правовые гарантии свобод и прав и т.д. По этой причине важно помнить, что социальные государства являются гарантами не только экономических, социальных и культурных, но и политических и гражданских прав.


    Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

    О чем эта статья:

    Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
    Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
    (в правом нижнем углу экрана).

    Теория правового государства

    Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

    Правовое государство основывается на принципах:

    закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

    права граждан защищены государством;

    держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

    Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

    Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

    Этапы формирования правового государства:

    Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

    Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

    Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

    Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

    Основные характеристики правового государства

    Выделяют несколько основных принципов правового государства:

    верховенство закона на всей территории страны;

    соблюдение принципа разделения властей;

    взаимная ответственность личности и государства;

    гарантии прав и свобод личности.

    Разберем каждый из этих принципов более подробно.

    Верховенство закона на всей территории страны

    Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

    Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

    Принципы верховенства закона:

    Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

    Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

    Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

    Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

    Соблюдение принципа разделения властей

    Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

    Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

    Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

    Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

    Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

    Взаимная ответственность личности и государства

    Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

    От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

    При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

    Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

    в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

    в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

    в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

    Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

    Гарантии прав и свобод личности

    Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

    В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

    Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

    Организация власти в правовом государстве

    У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

    идеологический и политический плюрализм;

    принцип выборности органов власти и должностных лиц;

    стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

    недопущение монополизма в политике и экономике.

    Раскроем суть каждого из этих принципов.

    Идеологический и политический плюрализм

    Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

    Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

    Принцип выборности органов власти и должностных лиц

    Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

    Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

    Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

    Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

    контроль над законностью решений судов;

    надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

    создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

    надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

    предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

    Недопущение монополизма в политике и экономике

    Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

    Заглянем в книжки по теории государства и права, изданные после 90-х годов. Многие авторы пишут, что в российской юридической науке ещё не сложилась общепризнанная доктрина этого понятия.

    Ироничное отображение иерархии государства

    Так что же такое правовое государство? Реальный субъект или идеал, к которому нужно стремиться?

    Понятие и признаки правового государства

    Единого понятия правового государства (ПГ) нет. Самыми распространёнными стали трактовки из двух теорий – юридического позитивизма и естественного права.

    Правовое государство с точки зрения позитивизма

    Для позитивистов право – это совокупность норм, принятых и одобренных государством. Если говорить простыми словами, статьи законов, указов, постановлений и других юридических источников. Позитивисты признают, что законодательство не всегда строится на принципах справедливости и равенства.

    Правовое государство – это страна, которая подчиняется действующим нормам права, стремится обеспечить эффективность, прозрачность и предсказуемость правовых процедур. Главный принцип – верховенство закона.

    Позитивизм

    Признаки правового государства (в теории юридического позитивизма):

      высшей юридической силы – Конституции;
    1. равная обязанность граждан, организаций, представителей власти подчиняться законам;
    2. чётко определённые процедуры издания НПА, назначения и исполнения наказаний за правонарушения;
    3. стабильный правопорядок.

    Таким образом, позитивисты – это юристы-формалисты.

    Понятие и признаки ПГ в теории естественного права

    Стоит на стыке двух сфер знаний – юриспруденции (что это?) и философии (что это?). Её ядром являются естественные права и свободы. Они есть у каждого уже по факту рождения. Примеры естественных прав:

    1. жизнь;
    2. личная свобода;
    3. выбор вероисповедания.

    Если власть (что это?) посягает на них, то занимается произволом.

    Так вот, правовое государство в естественной теории – это властный субъект, главной целью которого является защита прав и свобод человека.

    Для её реализации власть издаёт справедливые НПА, которые учитывают интересы разных слоёв общества. Основной принцип – верховенство права.

    Читаем внимательно

    Признаки правового государства:

    1. ограничение власти, разделение полномочий и функций между разными ветвями и должностными лицами;
    2. закрепление в законодательстве не только прав, но и механизмов их реализации;
    3. наличие государственных и общественных структур, которые занимаются защитой прав человека;
    4. формирование чувства правовой определённости у граждан и участников экономики (стабильное законодательство);
    5. разнообразие в обществе политических и идеологических взглядов.

    Юридический позитивизм и естественное право не противоречат, а дополняют друг друга.

    При формировании доктрины правового государства, определении его понятия и признаков, учёные-юристы используют наработки из обеих теорий.

    6 принципов правового государства

    Не стоит путать принципы правового государства с признаками. Последние – это внешние проявления, как люди видят действующую власть в стране.

    Принципы – это фундаментальные идеи, которым в идеале должно соответствовать правовое государство.

    Руки вверх

    Кратко рассмотрим 6 основных принципов:

    1. Верховенство закона. Законодательные акты стоят на высшей ступеньке юридической иерархии. Другие НПА должны им соответствовать.
    2. Главенство права. Правовые нормы обязательны для всех, в том числе и представителей действующей власти.
    3. Правовое равенство. Нельзя устанавливать привилегии для отдельных социальных групп или ущемлять права других.
    4. Защита прав и свобод человека. Личность защищена от произвола благодаря справедливым законам, правоохранительным органам, независимому суду.
    5. Разделение властей. Парламент (что это?), правительственные органы и судьи выполняют свою работу самостоятельно, без давления со стороны.
    6. Независимость суда. Органы исполнительной и законодательной власти, высшие должностные лица не должны вмешиваться в работу судей и даже косвенно влиять на принятие решений.

    Иногда реализация принципов на практике натыкается на препятствия. Ведь они одинаковые для всех стран, а культурные ценности, местные обычаи, традиции, менталитет отличаются.

    Например, во многих регионах Азии и Африки (КНР, Иран, Саудовская Аравия) действует смертная казнь. Хотя в странах Европы этот институт считается нарушением права на жизнь.

    Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

    Что такое гражданское общество? Это частные структуры, которые активно влияют на политику, экономику и социальную жизнь. Семья, СМИ, политические партии, союзы предпринимателей – его ячейки.

    Если вы осознанно участвуете в жизни страны (не как госслужащий), то являетесь частью ГО.

    Граждане

    Правовое государство и гражданское общество – два равноправных партнёра. В идеале между ними должна быть обратная связь. Обмен информацией помогает государству учитывать современные тенденции при правотворчестве, а гражданам и организациям – эффективно исполнять предписания и не нарушать правила.

    Государство без развитых структур ГО перестаёт быть правовым.

    Выводы

    Что такое правовое государство?

    Идеальная модель организации власти, при которой гарантируются права человека, а государственные органы слышат свой народ.

    Инструменты реализации – это законы, обязательные для исполнения всеми членами общества. В мире нет ни одной страны, которая бы на 100% соответствовала признакам и принципам правового государства. Однако само стремление к этой модели позволяет сделать жизнь людей лучше.

    Автор статьи: Белоусова Наталья

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    Законы ведь тоже трактовать можно по разному, сколько таких двусмысленных норм и не сосчитать, и дело тут не только в несовершенстве человеческого языка. Часто законы так и пишут специально, чтобы ими можно было манипулировать с выгодой для законодателя или крупного капитала.

    Даже самые идеальные законы не будут работать, если их применять избирательно. Вот это и есть главная наша проблема. Формально, все живут по правилам, но для кого-то постоянно делаются исключения.

    Юрий: а где не так? Мир несправедлив. Будем надеяться, что ситуация будет потихоньку выправляться.

    Читайте также: