Прокурор какая отрасль экономики

Обновлено: 02.07.2024

Прокурорский надзор – это форма деятельности органов прокуратуры на досудебной стадии, направленная на обеспечение законности, а также на выявление, устранение и предупреждение нарушений норм законодательства.

Прокурорский надзор является специфическим направлением, т.к. не представляет ни одну из трех ветвей власти. Целью данной структуры служит осуществление вневедомственного надзора за исполнением законодательных норм и принятие определенных мер по отношению к нарушителю этих норм.

Основные признаки прокурорского надзора:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • деятельность осуществляется посредством системы органов централизованного характера;
  • надзорную деятельность выполняют только прокурорские органы;
  • надзор осуществляется именем РФ.

Под целями прокурорского надзора понимают результат, на который направлена деятельность прокуратуры в общем и прокурорского надзора в частности.

Цели обусловлены иерархическим статусом организации и ее местом во всей прокурорской системе. Они определены в главном законодательном акте страны – Конституции РФ, а также ряде законов о прокуратуре. Наиболее подробно цели раскрыты в п.2 ст. 1 Закона о прокуратуре, согласно которому орган должен обеспечить:

  • верховенство закона;
  • единство и укрепление законности;
  • защиту прав и свобод;
  • защиту охраняемых законом общественных и государственных интересов.

Задачами прокурорского надзора выступают более узкие и конкретизированные категории. Их намного больше, чем целей. Содержание, состав субъектов и средства для решения задач отличаются друг от друга и зависят непосредственно от органов прокуратуры, которые определяют и решают круг задач.

Их можно разделить на 3 разновидности в зависимости от иерархии:

Общие задачи регламентируются на основании положений Конституции, Закона о прокуратуре, УПК РФ и ГПК РФ. Их целью является укрепление норм законодательства и защита от посягательств:

  • на общественный и государственный строй;
  • на политические, трудовые и жилищные права, а также на интересы граждан, прописанные в Конституции РФ и уставах субъектов;
  • на права и интересы предприятий, учреждений и организаций, представленные во всех формах собственности.

Указанные задачи осуществляются в рамках каждого из направлений прокурорского надзора, именуемого отраслью. Суть и содержание специальных задач формируются из общих задач в каждой отрасли.

Примерами специальных задач выступают:

  • гарантия обеспечения законности нормативных правовых актов, перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре;
  • обеспечение исполнения законодательства уполномоченными субъектами.

Основными задачами прокурорского надзора выступают:

  • обеспечение законности издаваемых уполномоченными ведомствами актов;
  • гарантия соблюдения Конституции и исполнения норм закона правоохранительными структурами.

Частные задачи более многообразны и обширны по сравнению с общими и специальными. Они классифицируются в зависимости от отрасли прокурорского надзора и вида правового действия, которое применяется в конкретной ситуации.

Нельзя привести перечень всех частных задач, т.к. они не являются постоянными и зависят от ряда определенных условий, способствующих их возникновению.

К ним, например, относятся:

  • сбор сведений о факте нарушения закона;
  • истребование нормативных актов для осуществления их проверки на соответствие закону;
  • получение правового акта с нарушениями после его издания.

Прокурорский надзор также выступает учебной дисциплиной, которая является частью общеобразовательной программы.

Органы, осуществляющие прокурорский надзор

Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная система органов, которая осуществляет от имени государства контроль за соблюдением конституционных норм и иных законов. Ее действие распространяется на всю территорию страны.

Прокурор участвует при рассмотрении дел судами, если это предусматривает уголовно-процессуальное законодательство (ст. 37 УПК РФ), гражданско-процессуальное законодательство (ст. 45 ГПК) и административное (ст. 25.11 КоАП РФ). Также он занимается рассмотрением жалоб и обращений населения.

Если прокурор находит нарушение закона по тем или иным обстоятельствам дела, то он принимает следующие меры: протесты, представления, предостережения. Также прокурор имеет право подать исковое заявление в суд для защиты конкретного лица или круга лиц, если они не в состоянии обратиться самостоятельно.

Рассмотрим подробно иерархию органов прокуратуры, представленную целостной системой:

  • высшим звеном выступает Генеральная прокуратура РФ, во главе которой стоит Генеральный прокурор;
  • далее следует Управление Генеральной прокуратуры страны в 7 федеральных округах;
  • ниже в иерархии находятся прокуратуры в субъектах государства;
  • затем – районные и городские прокуратуры.

Генеральный прокурор стоит во главе Генеральной прокуратуры. У него есть первый заместитель и заместители, которых назначает Совет Федерации. Обязанности между подчиненными распределяет Генеральный прокурор.

Что касается прокуратуры субъектов Федерации, то здесь, в соответствии с делением на административно-территориальные единицы, городские и районные прокуратуры находятся в подчинении прокуроров республик, краев, областей и автономных округов. В ряде республик, краев, областей и автономных округах функционируют межрайонные прокуратуры, надзорная деятельность которых распространена на территориях нескольких районов.

В прокуратуру субъекта входит коллегия в составе:

  • прокурора субъекта;
  • его первого заместителя и заместителей;
  • прокурорские работники, назначенные прокурором субъекта.

В самом низу иерархии системы – городские и районные прокуратуры. Их возглавляют прокуроры, за ними – первые заместители, заместители, помощники и следователи. Срок полномочий прокурора – 5 лет.

Важно отметить, что в больших городах созданы городские прокуратуры для осуществления оперативного руководства. Они подчиняются прокурору субъекта Федерации, в то время как под их руководством находятся районные структурные подразделения.

Военная прокуратура выступает автономным органом, при этом она включена в систему Генеральной прокуратуры в своей части, а именно там, где действует Главная военная прокуратура.

Направления прокурорского надзора

Одним из главных направлений прокурорского надзора выступает надзор за исполнением и соблюдением законов. Предметом данной отрасли выступает:

  • соблюдение конституционных норм и исполнение закона, которые распространяются на территорию государства;
  • соответствие законодательным нормам нормативных правовых актов.

Рассматриваемая отрасль – очень сложная и обширная, т.к. действие прокурорского надзора распространено на множество субъектов и объектов, которыми являются физические и юридические лица. Для осуществления данного вида надзора необходимо провести проверку правовых актов в больших объемах. Проводимая проверка делится на два вида: исполнение закона и законности юридических актов.

В обязанности прокурора при осуществлении надзора за соблюдением закона на стадии предварительного расследования входят:

  1. Незамедлительное реагирование на факты нарушения закона на любой из стадий уголовного процесса, начиная с того момента, когда произошла регистрация заявления о совершенном преступлении вплоть до принятия окончательного решения прокурором.
  2. Реализация защиты прав и интересов потерпевших лиц. Прокурор должен принять все возможные меры для восстановления нарушенных прав и для компенсации причиненного морального и/или материального вреда.
  3. Установление надзора за соблюдением законности и обоснованности прекращения ведения уголовного дела и уголовного преследования, опираясь на нормы уголовно-процессуального законодательства.

Другим важным направлением прокурорского надзора выступает обеспечение и защита прав и свобод граждан.

В российском праве существует разделение прав и свободы человека и гражданина на 3 категории:

  1. Личные права (право на жизнь, на свободу, на неприкосновенность частной жизни и т.д.). Охраняя данные права, прокуратура обеспечивает цивилизованные условия для функционирования развитого гражданского общества, а также обеспечивает гарантии правовой охраны личности.
  2. Вторая группа – политические права и свободы, благодаря которым гарантируется участие населения в политической жизни страны. Прокуратура охраняет данные права, в т.ч. права на свободу слова, мысли, совести, право на объединение и создание профсоюзов, на проведение митингов, демонстраций и шествий.
  3. Третья группа прав – экономические, культурные и социальные права. Они обеспечивают социальную защиту граждан, способствуют достижению экономических целей и активному участию в процессе производства. Прокуратура охраняет права и свободы граждан, защищает право на применение своих способностей и недвижимости для реализации предпринимательства. Также обеспечиваются права: частной собственности на землю, на выбор сферы деятельности и специальности, на предоставление медицинской помощи и т.д.

Правовое регулирование прокурорского надзора

Прокурорский надзор в качестве отрасли права является системой юридических норм, которые регулируют прокурорскую деятельность в сфере обеспечения конституционных норм, а также по соблюдению и исполнению законодательных актов, защиты прав и свобод граждан и интересов личности.

Конституция РФ содержит в себе принципы, на основе которых действуют органы прокуратуры. Ст. 129 Конституции регламентирует, что прокуратура является единой централизованной системой с иерархической структурой ниже- и вышестоящих прокуроров. Здесь же закрепляется порядок назначения Генпрокурора и его освобождения от должности.

Это положение Конституции регламентирует автономность прокурорского надзора от трех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной, а также обеспечивает независимость их деятельности. Помимо этого, данное положение устанавливает вертикаль управления всей системы прокуратуры так, что надзор реализуется на всех ступенях власти, т.е. вне зависимости от местных направлений и установок.

В Законе о прокуратуре содержится 7 разделов, в состав которых входит 54 статьи. Правовой акт определяет все цели и задачи деятельности прокуратуры, ее функции, принципы, полномочия должностных лиц, порядок их назначения и т.д. В законе указан предмет прокурорского надзора по каждому направлению.

В связи с тем, что деятельность прокурорского надзора распространена на иные сферы правовых отношений, полномочия должностных лиц также отражены и в других федеральных законах.

В статье 30 Закона о прокуратуре содержится положение, в соответствии с которым полномочия прокурора за исполнением законов органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью (ОРД), дознанием и предварительным следствием, регламентируются в уголовно-процессуальных законодательных актах и иных федеральных законах.

Так, полномочия прокурора, связанные с уголовным преследованием и надзором за исполнением законодательства органами дознания и в отношении приставов-дознавателей, содержатся в нормах УПК РФ.

Положения о деятельности прокурора в административном судопроизводстве регламентированы в ст. 25.11 КоАП РФ. Например, к ним относятся полномочия:

  • о возбуждении дел об административных правонарушениях;
  • об участии в рассмотрении дел об административных правонарушениях, о заявлении ходатайств и заключений по вопросам, возникшим в процессе рассмотрения дела;
  • о протесте на постановление по делам об административных правонарушениях вне зависимости от участия в рассмотрении дела.

Нормы международных договоров РФ регламентируют множество норм, затрагивающих организацию деятельности органов прокурорского надзора. К таким актам относится Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993.

Указы Президента РФ также регламентируют вопросы деятельности прокуратуры.

Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ играют существенную роль в прокурорской деятельности. Он может издавать: приказы, указания, распоряжения. Право заниматься законотворческой деятельностью Генеральному прокурору РФ содержится в Законе о прокуратуре. Перечисленные акты принимаются, как правило, в связи с текущими обстоятельствами, требующими оперативных решений.

Правовые Акты Генерального прокурора РФ должны соответствовать ряду требований:

  • исходить от уполномоченных на то лиц – представителей прокуратуры;
  • не иметь противоречий с Конституцией и федеральными законами;
  • быть обязательными для исполнения.

Издаваемые правовые акты имеют обязательное значение для всех должностных лиц поднадзорных учреждений.

По своей сущности прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности един. Это единство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры. Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого прокурорского надзора порождены особенностями законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор, и особенностями, различием субъектов, исполняющих это законодательство и, вследствие этого, различием в полномочиях прокуроров.

В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре выделяются следующие отрасли прокурорского надзора.

I. Надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов.

Более подробно в Законе о прокуратуре характеризуется предмет надзора в части субъектов, исполняющих законы. Хотя и здесь многочисленность и разнообразие этих субъектов позволили ограничиться перечислением только их видов. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре ими являются: а) федеральные министерства; б) государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти; в) представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; г) органы местного самоуправления; д) органы военного управления; е) органы контроля; ж) должностные лица перечисленных органов; з) органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Нет нужды еще раз подчеркивать многочисленность этих субъектов, их разнообразие и специфику их деятельности.

В связи с чрезвычайной широтой предмета рассматриваемой отрасли прокурорского надзора в ее пределах на практике выделяются дополнительные, более узкие направления (подотрасли), например, надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере исполнения законодательства о несовершеннолетних, в сфере природоохранного законодательства и т.д. Названное направление отрасли прокурорского надзора осуществляется в двух формах. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре прокурорский надзор осуществляется не только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, но и за соответствием законам издаваемых перечисленными в этой статье субъектами правовых актов.

Устанавливая право и обязанность прокуроров осуществлять надзор за законностью правовых актов, Закон о прокуратуре (ст. 21) не конкретизирует ни законы, которым должны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов. Установлено только, что эти акты издаются субъектами исполнения законов, перечисленными в той же ст. 21 Закона о прокуратуре. При этом следует иметь в виду, что проверке законности подлежат только правовые акты, т.е. акты порождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Надзор в этом направлении осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определяется сферой общественных отношений, связанных с правами и свободами граждан.




В предмет данной отрасли прокурорского надзора входит соблюдение норм Конституции РФ, определяющих права и свободы граждан и исполнение большого числа законов, объединенных сферой регулирования прав и свобод человека и гражданина. Непосредственно исполняют эти нормативные акты организации, учреждения, их должностные лица, а также руководители коммерческих и некоммерческих организаций и их органы управления.

Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует особо подчеркнуть ее приоритетность как отражение и важный путь реализации государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключительной важностью для каждого гражданина и государства деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее регулирующих. Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы граждан, их нарушения влекут за собой тяжелые, иногда непоправимые последствия для граждан, могут причинять им невосполнимый вред. Вот почему государство сочло необходимым закрепить в Законе о прокуратуре деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов названными органами в самостоятельную отрасль надзора, подчеркивая тем самым ее особую важность.

Данная отрасль прокурорского надзора призвана обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступлений, посягающих непосредственно на интересы государства (государственную федеральную собственность, порядок управления, правосудие и др.), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, своевременного и полного расследования, установления размеров причиненного ущерба и принятия мер к его возмещению и т.д., тем самым защищая интересы государства.

Важно отметить, что осуществление прокурорского надзора в рассматриваемой сфере призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан, о чем на практике иногда забывается.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключенных под стражу. Выделение этой отрасли из единого прокурорского надзора, как и в предыдущем случае, объясняется исключительной важностью специфического комплекса законов, регулирующих права и свободы граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступления, заключенных под стражу или отбывающих наказание, особенностями деятельности органов, исполняющих эти законы. Режим законности распространяется не только на дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры наказания, также имеют права и свободы. Эти права и свободы определены и четко регулируются специальным законодательством. Соблюдение этих прав и свобод лиц, отбывающих наказание, не менее важно, чем соблюдение прав и свобод законопослушных граждан. Вот почему в условиях строительства правового государства прокурорский надзор в этом направлении приобретает особо актуальное значение, ибо отражает политику государства в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Закон о прокуратуре предусматривает осуществление надзора за исполнением законов, регламентирующих права и свободы не только осужденных, но и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в случае их задержания или заключения под стражу. Так как при этом вина указанных лиц еще не установлена судом, прокурорский надзор должен выступать гарантией законности осуществленного ограничения свободы этих граждан. В этом также просматривается двуединая задача прокурорского надзора – обеспечение прав и свобод граждан и интересов государства.

Читайте также: