Программа наследство без границ в каких городах действует

Обновлено: 03.05.2024

г. Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д.3. работаем с 10.00-17.00. Возможно обслуживание в субботу или воскресенье по предварительной записи.

НАСЛЕДСТВО БЕЗ ГРАНИЦ

С 1 Января 2012г. нотариусы Санкт-Петербурга перешли на новый порядок ведения наследственных дел по программе "Наследство без границ". Теперь Вы можете обращаться к нотариусу Гавриловой О.Ю. по вступлению в наследственные права по любым наследственным делам, касающимся лиц, умерших с 01.01.2012 года. Опыт ведения наследственных дел – более 23 лет.

Исключение составляют случаи, когда наследство открылось до 1 Января 2012 года.

Для первичного приема у нотариуса Вам понадобятся следующие документы для открытия наследственного дела:

  • подлинник свидетельства о смерти наследодателя и ксерокопия;
  • подлинник справки о регистрации наследодателя с датой его выписки в связи со смертью (архивная справка формы № 9 берется в паспортном столе ЖЭК или ЖЭУ);
  • подлинник завещания (если таковое имеется), на завещании ставится отметка о том, что оно не отменялось и не изменялось с момента составления у того нотариуса, который удостоверял данное завещание.
  • документы, подтверждающие родственные отношения с наследодателем (подлинники и ксерокопии). Остальные документы, список которых Вам дадут в нотариальной конторе, можно донести позже.
  • Заявление о принятии наследства должно быть подано в течении до истечения шестимесячного срока со дня смерти наследодателя.

Если у Вас плотный график работы и Вы не можете лично заниматься оформлением своего наследства, то Вы всегда можете выдать нотариально удостоверенную доверенность на любое лицо, которому Вы решите поручить ведение Вашего наследственного дела.

Перечень документов необходимых для оформления наследственных прав при вступлении в наследство

На квартиру:

1. Правоустанавливающий документ (подлинник + ксерокопия), в качестве которого может быть:

  • Договор передачи квартиры (доли) в собственность граждан (в случае если квартира была приватизирована);
  • Договор купли-продажи;
  • Договор дарения;
  • Договор ренты;
  • Договор мены;
  • Свидетельство о праве на наследство по закону или по завещанию;
  • Справка из Жилищно-строительного Кооператива с отметкой о полной выплате паевых взносов на день смерти наследодателя;
  • Решение суда о признании права собственности, вступившее в законную силу.

2. Кадастровый паспорт на квартиру (подлинник + 2 ксерокопии). Заказывается в районном ПИБе по месту нахождения квартиры.

3. Справка об инвентаризационной стоимости квартиры (подлинник) на год смерти наследодателя. Заказывается в районном ПИБе по месту нахождения квартиры.

4. Выписка из ЕГРП (подлинник). Заказывается в Управлении Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по месту нахождения квартиры.

5. Справка о содержании правоустанавливающего (их) документа (ов) на квартиру (подлинник). Заказывается в Управлении Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по месту нахождения квартиры.

На земельный участок:

1. Правоустанавливающий документ (подлинник + ксерокопия), в качестве которого может быть:

  • Свидетельство о праве собственности на земельный участок;
  • Договор купли-продажи;
  • Договор дарения;
  • Договор мены;
  • Свидетельство о праве на наследство по закону или по завещанию;
  • Решение суда о признании права собственности, вступившее в законную силу.
  • Постановление или распоряжение главы администрации;

4. Выписка из ЕГРП (подлинник). Заказывается в Управлении Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по месту нахождения земельного участка.

3. Кадастровый паспорт земельного участка (Выписка из государственного земельного кадастра) подлинник + 1 ксерокопия. Заказывается в Земельной Кадастровой палате по месту нахождения земельного участка.

На дом жилой дом:

1. Правоустанавливающий документ (подлинник + ксерокопия), в качестве которого может быть:

  • Договор о предоставлении земельного участка под строительство жилого дома;
  • Договор купли-продажи;
  • Договор дарения;
  • Договор мены;
  • Свидетельство о праве на наследство по закону или по завещанию;
  • Решение суда о признании права собственности, вступившее в законную силу.
  • Постановление или распоряжение главы администрации;
  • Декларация об объекте;

2. Выписка из ЕГРП (подлинник). Заказывается в Управлении Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по месту нахождения жилого жома.

3. Кадастровый паспорт на жилой дом (подлинник + 2 ксерокопии). Заказывается в районном БТИ по месту нахождения дома.

4. Технический паспорт на жилой дом (подлинник + 2 ксерокопии). Заказывается в районном БТИ по месту нахождения дома.

5. Справка об инвентаризационной стоимости жилого дома на момент смерти наследодателя (подлинник). Заказывается в районном БТИ по месту нахождения дома.

На гараж:

1. Правоустанавливающий документ (подлинник + ксерокопия), в качестве которого может быть:

  • Паспорт на гараж (подлинник + ксерокопия).
  • Справка выданная Гаражно-строительным кооперативом или ВДОАМ (подлинник + ксерокопия).

2. Справка об учете гаража со стоимостью гаража на день смерти наследодателя. Заказывается в районном ПИБе по месту нахождения гаража.

На Транспортное Средство:

1. Паспорт транспортного средства (ПТС) (подлинник + ксерокопия).

2. Свидетельство о регистрации транспортного средства (подлинник + ксерокопия).

3. Отчет оценки транспортного средства. Заказывается в независимой лицензированной организации.

На оружие:

1. Разрешение на оружие (подлинник + ксерокопия).

2. Отчет оценки оружия. Заказывается в независимой лицензированной организации.

На акции:

1. Выписка из реестра акционеров.

Для получения указанной выписки необходимо предварительно получить запрос у нотариуса. Для этого необходимо знать название и адрес реестродержателя акционеров, которому нотариус будет оформлять запрос.

На вклады:

1. Перед оформлением наследства на денежные вклады Вам надо получить запрос у нотариуса. Для этого необходимо точно знать наименование Коммерческого банка, либо № филиала СБ России, в который нотариус будет оформлять запрос.

На недополученную пенсию:

1. Перед оформлением наследства на денежные вклады Вам надо получить запрос у нотариуса. Для этого необходимо знать, где получал пенсию наследодатель – на почте или в банке по карточке. Эта информация необходима для оформления запроса нотариусом.

При оформлении наследственных прав наследникам приходится собирать Выписки и Справки о содержании правоустанавливающих документов на наследуемые объекты недвижимости.

Процедура получения Выписки из ЕГРП и Справки о содержании правоустанавливающих документов:

  1. Выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (Районный отдел УФС ГР КК должен соответствовать месту нахождения объекта недвижимости).
  2. Справку о содержании правоустанавливающих документов на объект недвижимости в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (Районный отдел УФС ГР КК должен соответствовать месту нахождения объекта недвижимости).

При этом в УФС ГР КК Вам необходимо:

  • Обратиться в Справочное окно при УФС ГР КК;
  • Предъявить в это окно запрос от нотариуса на получение Выписки из ЕГРПН и Справки о содержании правоустанавливающих документов на наследуемый объект недвижимости.

В Справочном окошке УФС ГР КК Вам сообщат:

§ В каком терминале (окошке) необходимо взять талон для того, чтобы заказать Выписку из ЕГРПН и Справку о содержании правоустанавливающих документов.

§ Какую пошлину необходимо оплатить через банк за получение этих документов из УФС ГР КК по СПб (при этом Вам выдадут реквизиты, по которым Вы оплатите услуги УФС ГР за выдачу этих документов).

При подаче пакета документов на получение Выписки из ЕГРПН и Справки о содержании Вам необходимо иметь при себе:

§ Копию паспорта заявителя и сам паспорт.

§ Свидетельство о смерти наследодателя.

§ Копии документов, подтверждающие родственные отношения заявителя (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака) и сами оригиналы этих документов.

Нотариат создает полную базу завещаний, когда-либо составленных в стране. Теперь отыскать последнюю волю человека можно будет за считанные мгновенья. Эксперты напоминают, что оформить завещание можно у любого нотариуса, где удобно человеку.

Однако наследственное дело открывается по месту последнего жительства умершего. Поэтому раньше с розыском завещания могли возникнуть проблемы. Допустим, человек когда-то оформил завещание на Камчатке, потом переехал в Пермь, где и умер. Соответственно, наследственное дело открывается в Перми. Однако последняя воля вполне могла оказаться забытой, особенно, если с момента оформления завещания прошло много лет. Теперь нотариус при открытии наследства просто проверяет по базе, нет ли там завещания.

"Еще два года назад - 1 июля 2014 года - начала работу Единая информационная система нотариата, - рассказали "РГ" в Федеральной нотариальной палате. - Соответственно, с этой даты сведения обо всех завещаниях вносятся в нее и хранятся в ней. Равно как и сведения о наследственных делах: для них существует отдельный реестр Единой информационной системы".

Но и старые завещания, оформленные до введения электронной системы, должны оказаться в базе. Сейчас нотариусы ведут большую работу по занесению в Единую информационную систему нотариата завещаний, удостоверенных до июля 2014 года. Точно так же в систему вносятся и данные по наследственным делам, открытым до июля 2014 года.

"В перспективе в Единую информационную систему нотариата будут внесены и наследственные дела, открытые с 90-х годов ХХ века, а также сведения из архивов государственных нотариальных контор", сообщают в Федеральной нотариальной палате.

Надо пояснить, что небюджетный нотариат был создан в России в 1993 году. Соответственно, с этого времени и ведутся архивы частных нотариусов, в которых содержатся, том числе, сведения по завещаниям. До того времени существовал только государственный нотариат. В идеале, актуальная информация из архивов советских нотариальных контор тоже должна быть внесена в Единую информационную систему. Впрочем, вряд ли найдется много актуальных завещаний, оформленных в советское время.

Все-таки для действующего завещания тридцать лет - слишком большой срок. Не говоря уже о том, что тогда была и другая жизнь, и другая страна. В любом случае, в единой базе уже лежат миллионы завещаний. По данным Федеральной нотариальной палаты, только за прошлый год было удостоверено почти 600 тысяч завещаний. По статистике, каждый пятый умерший оставил завещание. За год было выдано 626 тысяч свидетельств о праве на наследство по завещанию, при том, что всего выдано свидетельств о праве на наследство - 3 миллиона 361 тысяча.

Как рассказывают эксперты, сейчас в каждом нотариальном округе работает система регистрации наследственных дел "Наследство без границ". Это значит, что наследники могут обратиться для оформления своих наследственных прав к любому нотариусу на территории определенного нотариального округа.

То есть наследство оформляется по месту жительства. Но теперь наследники не зависят от конкретного нотариуса. В пределах округа они могут выбрать любую нотариальную контору. В Москве система "наследство без границ" существует с 2005 года. Другие регионы переходили на эту систему позднее.

Кстати, до нынешней осени время открытия наследства определялось датой смерти человека. С 1 сентября 2016 года время открытия наследства может определяться не только днем, но и моментом смерти. Причем момент может определяться не только часом, но и минутами, секундами.

Иногда от секунд зависит то, в каком порядке будет осуществляться наследование. К примеру, если в результате автомобильной аварии одновременно умирают муж и жена, у которых есть родители, и момент их смерти определить невозможно, то имущество жены наследуют ее родители, а имущество мужа, соответственно, его отец и мать. Если же установлено, что супруг умер раньше, пусть всего на несколько часов, то доля в наследстве, на которую претендовала бы его супруга, перейдет ее родителям.

Наследство без границ

Главный специалист-эксперт отдела
по контролю и надзору в сфере адвокатуры,
нотариата, государственной регистрации
актов гражданского состояния Управления
Минюста России по Волгоградской области В.Н. Егорова

Белгородская областная
нотариальная Палата

Главная

Наследство без границ.

Белгородская областная нотариальная Палата сообщает, что на территории Белгородской области вводится новый порядок оформления наследственных прав.

Новый порядок предоставляет наследникам право для оформления наследства обратиться клюбому нотариусу впределах округа, в котором нотариус назначен на должность и вкотором проживал наследодатель. Наследники, смогут выбрать нотариуса, который имеет более приемлемый для них график работы либо расположение.

К сожалению, есть у нового порядка и некоторые недостатки. Когда на наследство претендуют несколько человек, и при этом между ними нет согласия, тот из них, кто первый подаст заявление нотариусу, окажется в более выигрышном положении, поскольку дело может быть открыто только в одной нотариальной конторе.

В случае, если другие наследники захотят обратиться к иному нотариусу, действует приоритет наследника, который раньше других обратился к нотариусу. В этом случае дело будет вести тот нотариус, который по заявлению наследника первым зарегистрировал наследственное дело в Единой информационной системе нотариата России.

При наличии открытого наследственного дела, с целью исключения возможности дублирования наследственных дел, система не позволит завести другому нотариусу дело со схожими данными, поэтому все остальные наследники должны будут обращаться только к нотариусу, открывшему дело первым.

Для наследственных дел по умершим до 01 января 2015 года сохраняется ранее установленный порядок ведения наследственных дел, с которым можно ознакомиться в Белгородской областной нотариальной Палате на сайте или по телефону: (4722) 555-272.

Прежде всего изменения коснутся наследников, которые не оформили необходимые документы на перешедшую кним недвижимость, но пользуются ею.

Очень часто граждане, получившие в наследство, например, городскую квартиру и участок земли в придачу, оформляют свои права на квартиру, а с оформлением земли не торопятся, думая, что никуда она не денется, а пользоваться огородом, доставшимся от бабушки, отсутствие документов не мешает.

А стоит поторопиться, ведь если в течение пяти лет с момента присвоения кадастрового номера дому или земельному участку в Государственном кадастре недвижимости не появится информация о правообладателях, то сведения об этих объектах в течение 10 рабочих дней будут направлены в органы местного самоуправления, которые, в свою очередь, получат право инициировать процедуру признания домов и участков бесхозными и изъять имущество в судебном порядке.

Если вы фактически приняли наследство, или подали заявление о принятии наследства, но не получили документы на земельный участок, обратитесь к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследствои зарегистрируйте переход права собственности.

Афоризмы о нотариате

(Из книги Равиля Алеева "Афоризмы о нотариате")

Наследство без границ в каких регионах

Оформление наследства

Жизнь так устроена, что каждый из нас рано или поздно может стать наследником. Квартира, дом, земельный участок, любое иное недвижимое имущество, автомобиль, недополученная пенсия, денежные вклады - все это входит в состав наследственного имущества.

17.03.2011 С чего начать оформление? Куда обратиться?

В Белгородской области ведение наследственных дел между нотариусами распределено по территориальному принципу, то есть зависит от регистрации по месту жительства умершего гражданина на дату смерти. Информацию о том, какому нотариусу поручено ведение наследства, можно получить на сайте Белгородской областной нотариальной палаты, непосредственно в нотариальной палате или у любого нотариуса Белгородской области.

17.03.2011 Наследование возможно по завещанию и по закону.

Если умерший при жизни не определил, кому оставлять свое имущество (то есть не оставил после себя завещание), то после его смерти претендовать на имущество умершего будут наследники по закону, в порядке очередности.

Наследство без границ

С 2015 года процесс оформления наследства стал проще: наследственное дело граждан, умерших после 1 января 2015 года, может вести любой нотариус. Наследник обращается в любую нотариальную контору в пределах нотариального округа, где был прописан наследодатель на момент смерти, нотариус проверяет наличие записи об открытии наследственного дела у другого нотариуса через Единую информационную систему нотариата, и в случае его отсутствия заводит наследственное дело. Эта система исключает возможность дублирования наследственных дел.
В тех случаях, когда наследников несколько, наследство оформляет тот нотариус, к которому обратился первый наследник. В любой нотариальной конторе Вам смогут подсказать, в какую нотариальную контору необходимо обратиться, проверив в Единой информационной системе нотариата наличие информации о наследственном деле.
Для обращения в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства, Вам необходимо иметь свидетельство о смерти наследодателя, справку ЖЭУ или домовую книгу, подтверждающие прописку наследодателя на момент смерти в городе Ростове-на- Дону, документы, подтверждающие родственные отношения с наследодателем или завещание.

Где получить нотариальные услуги
или бесплатную консультацию по вопросу их совершения в городе Ростове-на-Дону?

Чтобы связаться с нами и задать вопрос нотариусу и/или
записаться на консультацию, просто позвоните по телефону
или напишите по адресу электронной почты, указанному ниже.

Либо оставьте онлайн заявку на этом сайте.

1. Общие положения

1.2. Политика распространяется на персональные данные, полученные как до, так и после подписания настоящей Политики.

2.Состав обрабатываемых персональных данных

2.1. Сведениями, составляющими персональные данные, в нотариальной конторе является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

2.2 Нотариальная контора (Нотариус) обрабатывает персональные данные следующих категорий субъектов персональных данных:

- работников нотариальной конторы, состоящих с нотариусом в трудовых отношениях

- лиц, временно исполняющих обязанности нотариуса

- стажеров нотариуса (лиц, претендующих на должность нотариуса)

- должностных лиц органов местного самоуправления, удостоверивших или отменивших завещание или доверенность

- физических лиц, в отношении которых совершены нотариальные действия

- физических лиц, обратившихся к нотариусу.

3. Правовые основания обработки персональных данных

4.Цели обработки персональных данных

Нотариальная контора (Нотариус)обрабатывает персональные данные субъектов персональных данных в следующих целях: обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечения функционирования Единой информационной системы нотариата, регистрации и обработки сведений, необходимых для реализации полномочий, защиты законных прав и интересов граждан, кадровой работы и бухгалтерского учета.

5. Права и обязанности

5.1. Права и обязанности нотариальной конторы (нотариуса)

5.1.1. Нотариальная контора (Нотариус) как оператор персональных данных вправе:

- отстаивать свои интересы в суде

- предоставлять персональные данные субъектов третьим лицам, если это предусмотрено действующим законодательством (налоговые, правоохранительные органы и др.)

- отказывать в предоставлении персональных данных в случаях предусмотренных законодательством

- использовать персональные данные субъекта без его согласия, в случаях предусмотренных законодательством.

5.1.2 Оператор персональных данных обязан:

5.2.Права субъекта персональных данных

5.2.1. Субъект персональных данных имеет право:

- требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав

- требовать перечень своих персональных данных, обрабатываемых нотариальной конторой (нотариусом) и источник их получения

- получать информацию о сроках обработки своих персональных данных, в том числе о сроках их хранения

- требовать извещения всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные его персональные данные, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях

- обжаловать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке неправомерные действия или бездействия при обработке его персональных данных

- на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

6. Принципы и условия обработки персональных данных

6.1. Обработка персональных данных нотариальной конторой (нотариусом)осуществляется на основе принципов:

- законности и справедливости целей и способов обработки персональных данных, соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям нотариуса

- соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных

- достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных, недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных, содержащих персональные данные

- хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки

- уничтожения по достижении целей обработки персональных данных или в случае утраты необходимости в их достижении.

6.2.Обработка персональных данных осуществляется на основании условий, определенных законодательством Российской Федерации.

7.Обеспечение безопасности персональных данных

7.1. При обработке персональных данных нотариальная контора (нотариус) принимает необходимые правовые, организационные и технические меры и обеспечивает их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

7.2. В целях координации действий по организации обработки персональных данных (в том числе -для обеспечения их безопасности) в нотариальной конторе назначается ответственное лицо.

8.1. Настоящая Политика является внутренним документом нотариальной конторы, общедоступной и подлежит размещению на официальном сайте нотариуса Турсункуловой З.Б.

8.2.Настоящая Политика подлежит изменению, дополнению в случае появления новых законодательных актов и специальных нормативных актов по обработке и защите персональных данных, но не реже одного раза в три года.

8.3.Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицом, ответственным за организацию обработки персональных данных.

8.4.Ответственность работников нотариальной конторы (нотариуса), осуществляющих обработку персональных данных и имеющих право доступа к ним, за невыполнение требований норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними документами нотариальной конторы Турсункуловой З.Б.

Согласно этой системе открытие производства и ведение наследственного дела должно осуществляться любым нотариусом нотариального округа, в котором открылось наследство (оно открывается по последнему постоянному месту жительства умершего согласно его регистрации).

Это означает, что начиная с 1 января 2015 года, для принятия наследства наследникам теперь не обязательно идти к определенному нотариусу, за которым закреплён адрес последнего места жительства наследодателя или первой буквы фамилии наследодателя.

Для обращения по вопросу вступления в права наследства наследникам можно будет выбрать того нотариуса, который имеет более приемлемый для них график работы либо расположение, т.е. выбор нотариуса сохраняется за наследником.

В случае, если вдруг объявятся другие наследники, которые захотят обратиться к иному нотариусу, действует приоритет наследника, который раньше других обратился в нотариальную контору и по его заявлению уже открыто производство по наследственному делу. В этом случае дело будет вести тот нотариус, который первым его зарегистрировал, поэтому все остальные наследники должны будут обращаться только к этому нотариусу.

При этом Единая Информационная Система нотариата Российской Федерации не позволит завести несколько наследственных дел со схожими данными.

В случае, если человек умер до 1 января 2015 года, распределение наследственных дел между нотариусами осуществляется по прежней системе, а именно - по территориальному, а в некоторых городах (районах) области - по буквенному принципу.

Для оформления наследственных прав гражданину необходимо представить нотариусу следующие документы:

Конкретный перечень документов в зависимости от обстоятельств дела и видов наследственного имущества можно получить у нотариуса, ведущего наследственное дело.

За дополнительной информацией по вопросам компетенции нотариусов по открытию и ведению наследственных дел жители региона могут обращаться в Саратовскую областную нотариальную палату по телефону 21-44-04.

Президент Ассоциации нотариусов "Саратовская областная нотариальная палата"
ГРУШИЦИНА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСЕЕВНА

Вторник с 10:00 до 13:00

Вице-президент Ассоциации нотариусов "Саратовская областная нотариальная палата"

РАДИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

Среда с 10:00 до 13:00

Прием граждан в Ассоциации нотариусов "Саратовская областная нотариальная палата" производится при предъявлении паспорта.


Процесс принятия наследства считается достаточно сложным и длительным. Воспользоваться имуществом умершего человека преемники могут только спустя 6 месяцев.

При этом они должны доказать, что действительно являются его родственниками, а также входят в конкретную очередь, чтобы рассчитывать на ценности. Теперь принятие наследственной массы становится упрощенным процессом за счет внесения определенных изменений в законодательство.

Какие вносятся правки


Ранее открытие наследственного дела выполнялось нотариусом по последнему месту жительства умершего человека. Официально распределялись все строения в регионе между разными нотариусами, работающими в этом городе. Поэтому специалист обязан был вести конкретное дело без права на отказ.

Нередко такая ситуация приводила к неудобствам для непосредственных преемников, так как часто наследники проживают в другом регионе или районе одного города.

Поэтому им не слишком удобно обращаться к нотариусу, находящемуся за несколько десятков километров. Это привело к необходимости внесения изменений в законодательства.

Как вступить в наследство, если пропущен срок вступления и прошло много лет – смотрите в этом видео:


В чем состоит программа

Программа заключается в следующем:

  • каждый человек, претендующий на имущество, оставшееся от умершего родного человека, может обратиться к совершенно любому нотариусу для открытия наследственного дела. Тут вы узнаете, как проводиться переход на пенсию умершего супруга;
  • при выборе специалиста ограничения имеются только в отношении территориальных округов, поэтому если наследодатель проживал до смерти в столице, то выбирать придется нотариуса, работающего в Москве, поэтому обратиться к нотариусу в любом регионе страны все равно не получится;
  • гарантируется, что другой специалист не откроет еще одно дело, так как сведения об открытом деле будут располагаться в специальной единой электронной системе, предназначенной для учета таких дел;
  • нотариус, заносящий данные о конкретном наследодателе, сможет сразу увидеть в системе, имеется ли уже открытое дело относительно оставшегося имущества, поэтому не получится просто зарегистрировать два аналогичных дела;
  • если будет замечено нотариусом дублирование, то преемники будут отправлены к другому специалисту, который уже занимается ведением данного дела.

С кем нужно поделиться наследством – читайте в статье по ссылке.


К минусам системы относится то, что если у умершего человека имеется несколько преемников, то открытием дела занимается тот нотариус, к которому первым придет какой-либо наследник.

За счет введения этой программы значительно упростился процесс принятия какого-либо наследства. Срок принятия наследства подлежит в ряде случаев восстановлению – подробности можно узнать тут:

Чтобы открыть дело о наследстве, родственники усопшего не всегда могут выбрать, у какого нотариуса оформлять наследство, руководствуясь близостью расположения конторы, репутацией или другими критериями. Такое возможно только в регионах, где действует специальная программа, объединяющая все наследственные дела по городу в единую систему. В остальных областях, которых данное усовершенствование не коснулось, дела распределяются между нотариусами согласно определенному порядку. Помимо этого, хотя обычно все нотариусы уполномочены удостоверять различные виды сделок, ведение именно наследственных дел находится в юрисдикции не каждого из них. Поэтому, кроме их классификации по районам, необходимо учитывать еще и наличие данных полномочий.


Программа учета наследственных дел

Распределение дел между нотариусами

Возможен альтернативный вариант — подтверждение реального места проживания наследодателя в судебном порядке, для чего заинтересованные лица должны предоставить убедительные доказательства (документы или свидетельские показания). В некоторых случаях дела распределяются между нотариусами в алфавитном порядке. При этом каждому достаются несколько букв алфавита (с которых начинаются фамилии наследодателей).

Поиск нотариуса

Наследственное дело может вести лишь один нотариус, к которому и придется обращаться всем претендентам. Если у наследника отсутствуют сведения о том, было ли открыто дело, и если да — в чьем ведении оно находится, за информацией можно обратиться к любому нотариусу в черте города или области или в нотариальную палату (официальный орган, которому подведомственны все местные нотариусы). Там же можно узнать, какой нотариус может оформить наследство в районе, где проживал наследодатель (если дело еще не открыто и в данном городе не внедрена система единого учета). Для этого нужно предоставить данные о регистрации наследодателя и его фамилии. Как оформить наследство, если прошел срок, необходимый для обращения к нотариусу, узнайте здесь.

Наследство без границ в каких регионах

В соответствии с законом все сведения о наследственных делах переносятся в Единую информационную систему нотариата.


Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.


Федеральная нотариальная палата (ФНП) – это некоммерческая организация, основанная на принципах самоуправления, саморегулирования и самофинансирования. Она объединяет всех нотариусов России посредством обязательного коллективного членства в ней нотариальных палат субъектов РФ. Нотариальные палаты субъектов РФ в свою очередь основаны на обязательном членстве в них всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории того или иного региона.

На данный момент Федеральная нотариальная палата объединяет 84 нотариальные палаты субъектов Российской Федерации.

127006, Москва, Долгоруковская, 15, стр. 4-5

Что означает наследство без границ?

Ответ: Нельзя открыть наследственное дело, находясь в другом городе. Программа означает возможность открытия дела любым нотариусом, осуществляющим нотариальную деятельность в пределах того населенного пункта, где проживал наследодатель.

Что такое

До 1 января 2015 года нотариусы вели наследственные дела согласно алфавитному и территориальному принципу. После указанной даты в Основы законодательства о нотариате введены изменения, которые предусматривают возможность оформления гражданами своих прав на наследство у любого нотариуса в пределах нотариального округа.

Такая возможность появилась в результате создания электронной ЕИС (Единой информационной системе) нотариата. Каждый наследник, желающий вступить в свои законные права, вправе обратиться к любому нотариусу соответствующего нотариального округа, вне зависимости от адреса регистрации или фамилии умершего.

Заявление о праве граждане вправе подать в бумажном виде, нотариус переведет его в электронный документ, который может передаваться по каналам электронной связи. Выбор нотариуса позволяет наследникам сэкономить время. Следует отметить, что заведение наследственного дела повторно иным наследником становится невозможным в связи с наличием информации об его открытии в ЕИС. В этом случае наследник будет уведомлен об уже заведенном наследственном деле, и направлен к соответствующему нотариусу.

Открытие наследственного дела

Производится на основании решения первого обратившегося наследника у любого нотариуса того населенного пункта, в котором проживал наследодатель. Выбирать нотариуса можно по различным критериям — удобству места расположения, репутации.

Нотариус проверяет в ЕИС наличие наследственного дела и в случае его открытия другим нотариусом направляет к нему.

Для вступления в права на наследство заявление необходимо подать в течение полугода после смерти наследодателя. Подать документы можно лично либо через представителя.

К заявлению следует приложить следующую документацию:

  • свидетельство о смерти наследодателя;
  • бумаги, удостоверяющие личность наследников (паспорт, свидетельство о рождении);
  • справку с места постоянного пребывания (регистрации) наследодателя;
  • пакет документов, свидетельствующих о родстве с наследодателем;
  • завещание (в случае его составления);
  • бумага с указанием инвентаризационной стоимости имущества;
  • техническая и правоустанавливающая документация на объект наследства (недвижимости);
  • доверенность, удостоверенная нотариально и паспорт представителя.

Преимущества и недостатки

Несомненным плюсом введения программы наследства без границ являются:

  • доступность услуг нотариуса (возможность выбора по месту регистрации наследодателя либо нахождения недвижимости);
  • экономия времени;
  • невозможность введения двойных дел;
  • определение всех наследников по завещанию;
  • ускорение оформления права на наследство.

Кроме того, ведение электронного документооборота создает загруженность нотариусов при введении первичных данных, хотя и экономит время по поиску информации в последующем ее поиске в ЕИС.

Еще пример

После смерти гражданина Ветрова М., проживающего в Лианозовском районе г. Москва на улице Угличская, его сын Ветров С. вправе обратиться к нотариусу, расположенному недалеко от его работы в районе м. Красногвардейская, на ул. Шипиловская. Нотариус внесет все необходимые данные в ЕИС, в том числе сведения о наследниках по завещанию, при его наличии.

Оформление наследства в другом регионе

Добрый день ! Подскажите пожалуйста, если умерший был прописан в г. Ростове-на-Дону, может ли наследник по закону подавать документы на наследство в Краснодарском крае? Спасибо !

Ответы юристов ( 3 )

Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.Если последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории Российской Федерации, неизвестно или находится за ее пределами, местом открытия наследства в Российской Федерации признается место нахождения такого наследственного имущества. Если такое наследственное имущество находится в разных местах, местом открытия наследства является место нахождения входящих в его состав недвижимого имущества или наиболее ценной части недвижимого имущества, а при отсутствии недвижимого имущества — место нахождения движимого имущества или его наиболее ценной части. Ценность имущества определяется исходя из его рыночной стоимости.

Добрый день ! Спасибо за ответ. Но, насколько я знаю от нотариуса по месту регистрации умершего, документы на наследство с 01.01.2015 года могут быть поданы любому нотариусу Российской Федерации. Вот именно это я и хотела уточнить, особенно учитываю разные субъекты Федерации (Ростовская область и Краснодарский край)ю Спасибо !

По существу, Ваш вопрос касается того, что считается местом открытия наследства. В соответствии со статьей 1115 Гражданского кодекса РФ, место открытия наследства признается последнее место жительства наследодателя (статья 20 ГК РФ). А если оно неизвестно, то местом открытия наследства в Российской Федерации признается место нахождения такого наследственного имущества. Если такое наследственное имущество находится в разных местах, местом открытия наследства является место нахождения входящих в его состав недвижимого имущества или наиболее ценной части недвижимого имущества. При отсутствии недвижимого имущества – место нахождения движимого имущества или его наиболее ценной части. Таким образом, наследник должен подать заявление о принятии наследства нотариусу по последнему месту жительства наследодателя (умершего).

Спасибо за ответ !

Таким образом, это порядок вводится только в Краснодарском крае, только в отношении наследодателей, умерших после 01.05.2015 года и в пределах территории нотариального округа. По сути, отменяется только правило распределение наследственных дел по буквам или территории поселений.

Вам, в Вашем случае необходимо обращаться к нотариусу г. Ростов -на-Дону, в соответствии с порядком, установленным в вашем городе относительно открытия наследственных дел.

Как принять наследство, которое находится за границей Российской Федерации ?!

Бывает так, что близкие родственники либо члены одного семейства находятся не в Российской Федерации, а за ее пределами. В таких случаях может прийти письмо о том, что имеется наследство за границей. При вступлении в наследственные права надо быть готовыми к тому, что придется пройти немало сложностей. При этом лучше не действовать самостоятельно, а заручиться поддержкой опытного адвоката, который хорошо разбирается не только в семейном, но и в международном праве.

Как узнать о том, что у вас имеет наследство в другой стране ?!

В первую очередь потенциальный наследодатель может получить письмо от представителя нотариальной конторы, находящейся в другом государстве. В западных странах эта практика носит достаточно распространенный характер. Также можно узнать об имеющимся наследуемом имуществе от родственников, которые проживают за границей.

Особенности получения наследственного имущества за границей.

Дистанционным образом оформить наследство в свою собственность не получится. Наследник должен по закону самостоятельным образом приехать в другое государство для оформления всех необходимых документов. При этом юрисдикционные правила и законодательные нормы не распространяются на другие страны. Сроки вступления в права наследования к каждом конкретном государстве разнятся, и поэтому надо узнавать и уточнять их. В среднем в ряде европейских государств сроки вступления в наследственные права не превышают более одного календарного года.

В целом алгоритм получения наследства выглядит следующим образом:

  • Приехать в государство, в котором на момент смерти находился наследодатель;
  • Осуществить обращение к нотариусу, подготовив формальное заявление в письменном виде;
  • Провести доказывание того, что вы имеете права на наследование имущество. В этих целях потребуются все доступные документы, которые могут подтвердить родственную связь с умершим гражданином;
  • Оплатить все налоги на вступление в наследство и дождаться окончательного оформления документов.

Помнить надо о том, что в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации за принятие наследства за границей в доход государства следует платить налог в размере тринадцати процентов. Но при этом такое правило применяется в том случае, если следует реализация наследственной массы и дальнейшее получение соразмерного денежного дохода.

Какие документы надо для того, чтобы принять наследство за границей ?!

  • Документы, утверждающие личность заявителя. В данном случае это гражданский паспорт;
  • Все сведения, подтверждающие наличие родственных связей с наследодателем. В частности, это свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брачных отношений;
  • Сведения об имеющейся наследственной массе умершего, находящейся за границей;
  • Заявление в письменной форме, составленное по специальному образцу.

Полный список документов уточнить можно у территориального нотариуса, который оформляет наследственные права.

Как действовать, если прошел срок принятия наследства за границей ?!

Важно постараться вступить в наследственные права в разумные и установленные законом сроки. Если они были нарушены, то тогда их можно восстановить в судебном порядке. При этом обращаться за восстановлением сроков надо если причины носят действительно уважительный характер. Например, нахождение в медицинском учреждении или же в длительной командировке и это можно будет доказать в судебном порядке документальным образом.

Без уважительных причин скорее всего при восстановлении сроков в наследство вам откажут. Крайне важно помимо сроков еще и не забывать о том, что есть налоги на вступление в наследство. Например, в Российской Федерации если в наследство не оформляют близкие родственники налог равен 13 процентов от стоимости наследуемого движимого или недвижимого имущества.

Читайте также: