Продукт речевой деятельности как объект противоправного посягательства

Обновлено: 16.05.2024

1. Фундаментальные науки, изучающие речевую деятельность (речь).

2. Речеведение как теоретическая основа судебного рече-

3. Лингвистика как общая научная база судебного речеве-

4. Нейролингвистика, психология речи, психолингвистика, социолингвистика.

5. Теория коммуникации, теория речевых актов, теория массовой информации (коммуникации) и судебное речеведение.

6. Текстология и судебное речеведение.

7. Семиотика и судебное речеведение.

Задания для подготовки к лекции

Лекция 4. Судебное речеведение в России и за рубежом (2 часа)

1. Судебное речеведение в России.

2. Судебное речеведение за рубежом

Задания для подготовки к лекции

Изучение кейса по теме и подготовка к лекции с элементами

Лекция 5. Судебное речеведение и судебная лингвистика (2 часа)

1. Судебное речеведение и судебная лингвистика: общее и различное.

2. Судебное речеведение и судебная фонетика.

3. Судебное речеведение и судебная риторика (орато-

Задания для подготовки к лекции

Изучение рекомендованной литературы и подготовка вопросов по теме.

Лекция 6. Речевая деятельность (речь): понятие, термины, продукт (2 часа)

1. Речь: понятие, термины.

2. Речевая коммуникация, речевая деятельность, речевое поведение.

3. Речевой акт, речевая способность, речевой навык, дис-

4. Речь как реализация функций языка.

5. Продукт речевой деятельности.

6. Речевое произведение.

Задания для подготовки к лекции

Лекция 7. Механизмы речи (2 часа)

2. Основы теории речеобразования.

3. Речепорождение и речевосприятие.

4. Речевая деятельность и языковая личность.

Задания для подготовки к лекции

Лекция 8. Высказывание и речевой акт в судебном речеведении (2 часа)

1. Высказывание и речевой акт.

2. Архитектоника речевого объекта (континуума).

3. Речевая сегментология.

5. Систематизация продуктов речевой деятельности.

6. Устная и письменная речь.

9. Невербальная коммуникация.

10. Виды речи как деятельности.

Задания для подготовки к лекции

Лекция 9. Речевая деятельность в судопроизводстве

1. Формы и виды речевой деятельности в судопроизводстве; средства документирования (фиксации) продуктов речевой деятельности в судопроизводстве.

2. Теория отражения и следообразование в процессе речевой деятельности.

3. Речь как средство (инструмент) правонарушения.

4. Речевые следы в криминалистике.

Задания для подготовки к лекции

Изучение рекомендованной литературы и подготовка вопросов по теме.

Лекция 10. Речевые продукты в аспекте их судебно-экспертного исследования (2 часа)

1. Продукт речевой деятельности как объект противоправного посягательства.

2. Охраноспособность речевых произведений.

3. Речевая коммуникация в процессуальных действиях.

4. Понятие криминалистически значимой речевой инфор-

5. Вербальная, графическая, визуальная и звуковая форма фиксации речевой информации, имеющей доказательственное значение.

Задания для подготовки к лекции

Изучение рекомендованной литературы и подготовка вопросов по теме, подготовка к лекции с элементами беседы.

Лекция 11. Судебное речеведение как научная основа класса судебных речеведческих экспертиз

1. Судебное речеведение как научная основа судебного почерковедения.

2. Судебное речеведение как научная основа судебного автороведения.

3. Судебное речеведение как научная основа криминалистической фоноскопии.

4. Лингвокриминалистика в системе судебногоречеведе-

5. Место речеведческих экспертиз в классификации судебных экспертиз.

6. Классификация судебных речеведческих экспертиз и их объектов.

7. Роды (виды) речеведческих экспертиз и их родовые (видовые) объекты (САЭ, СЛЭ, СПЭ, СФЭ речи).

Задания для подготовки к лекции

Изучение рекомендованной литературы и подготовка вопросов по теме и подготовка к лекции с элементами беседы.

Лекция 12. Идентификационные и диагностические признаки в устной и письменной речи (2 часа)

1. Система знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека, определяющих индивидуальность письменной и устной речи, ее динамическую устойчивость и вариативность.

2. Понятия устно-речевого и письменно-речевого навыков.

3. Понятие рече-двигательного функционально-динамиче- ского комплекса.

4. Организация ФДК навыков как функциональной динамической системы и отражение параметров ФДК в речи.

5. Письменно-двигательный и устно-двигательный ФДК.

6. Криминалистическое учение о признаках автора и/или исполнителя речевого произведения.

7. Идентификационные и диагностические признаки в устной и письменной речи.

Задания для подготовки к лекции

Изучение рекомендованной литературы и подготовка вопросов по теме. Подготовка к лекции-беседе.

Лекция 13. Субъект речеведческих экспертиз и его компетенциия (2 часа)

1. Субъект речеведческих экспертиз.

2. Общекультурные, профессиональные и дополнительные компетенции эксперта-речеведа.

3. Психологические основы деятельности эксперта-рече-

4. Психограмма эксперта-речеведа.

5. Профессиограмма эксперта-речеведа.

6. Специфика подготовки экспертов-речеведов в сфере высшего профессионального образования.

7. Язык эксперта-речеведа, система понятий судебных речеведческих экспертиз, их формализация и унификация.

Задания для подготовки к лекции

Повторить материалы изученных ранее курсов, затрагивающих вопросы профессиональной подготовки экспертов, и подготовиться к лекции-беседе.

Лекция 14. Методология судебного речеведения (2 часа)

1. Методы и средства судебно-экспертного исследования продуктов речевой деятельности и их классификация.

2. Процесс экспертного исследования продукта речевой деятельности и его основные стадии.

3. Сущность комплексного подхода к судебно-экспертному исследованию продуктов речевой деятельности.

4. Формализация процедур судебно-экспертного исследования продуктов речевой деятельности.

5. Типовые судебно-экспертные методики исследования продуктов речевой деятельности.

6. Специфика иллюстрирования результатов экспертного исследования продуктов речевой деятельности.

7. Влияние интеграция и дифференциация специального знания на методы судебного речеведения.

Задания для подготовки к лекции

Повторить материалы изученных ранее курсов, затрагивающих вопросы методологии лингвистических и экспертных исследований, и подготовиться к лекции-беседе.

3.4. Практические занятия

РАЗДЕЛ I Модуль № 1

Практическое занятие 1

(интерактивная беседа, метод проектов, практика публичного выступления, эссе)

Тема 1. Понятие и сущность судебного речеведения (2 часа)

1. Понятие и сущность судебного речеведения.

2. Широкое и узкое толкование понятия речеведение .

3. Предмет судебного речеведения.

4. Объект судебного речеведения.

5. Задачи судебного речеведения.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Сопоставить и прокомментировать термин речеведение

в разных источниках и подготовиться к беседе.

2. Индивидуальные проекты (в форме презентации или эссе): Речеведение в интерпретации теоретического и прикладного

языкознания (авторы по выбору).

Практическое занятие 2

(дискуссия, работа в малых группах, метод проектов, практика публичного выступления)

Тема 2. Этапы становления судебного речеведения (2 часа)

1. Предпосылки появления судебного речеведения.

2. Три тенденции — три стимула становления судебного речеведения как новой отрасли научного знания.

3. Эмпирические предпосылки появления судебного рече-

4. Этапы развития судебного речеведения.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. На основе изучения концепции Е.И. Галяшиной составить схему (таблицу) формирования судебного речеведения.

2. Определить основные этапы развития судебного речеве-

Проекты, презентации, рефераты (групповые и индивидуальные)

1. История атрибуции текста.

2. Стилометрия как новый этап формирования судебного речеведения.

3. Компьютерные программы (Prostyle и др.) как фактор, способствующий становлению судебного речеведения.

Практическое занятие 3

(беседа, работа в малых группах, практика публичного выступления, кейс-задания)

Тема 2. Этапы становления судебного речеведения (2 часа)

1. Современное состояние судебного речеведения.

2. Научные школы судебного речеведения в России.

3. Печатные (электронные) издания, отражающие деятельность экспертов-речеведов.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Изучить и систематизировать информацию о судебномречеведении, размещённую в сети Интернет.

2. Работа в малых группах (распределить экспертные школы, издания), распределить задания внутри каждой группы.

Проекты, презентации, рефераты (групповые и индивидуальные)

1. Информационный проект о какой-либо школе судебногоречеведения (по выбору).

2. Информационный проект о каком-либо журнале (сборнике, сайте), посвящённом судебному речеведению в России.

3. Возможности применения программы ЛИНГВА-ЭКС- ПРЕСС в судебномречеведении.

4. Возможности применения программы ВААЛ в судебномречеведении.

Практическое занятие 4

(дискуссия, работа в малых группах, метод проектов, практика публичного выступления)

Тема 3. Место судебного речеведения в системе научного знания о речи (2 часа)

1. Текст и речевое произведение (соотношение понятий).

2. Проблема классификации текстов. Подготовиться к дис-

3. Методические основы собирания и фиксации продуктов речевой деятельности.

Задания для подготовки к практическому занятию

Задания в малых группах (проекты):

1. Представить одну из классификаций текстов.

2. Подобрать иллюстративный материал к выбранной классификации.

3. Подобрать аргументы для обоснования выбранной классификации с точки зрения применения данной классификации в судебных речеведческих экспертизах.

Практическое занятие 5

(работа в малых группах, метод проектов, практика публичного выступления)

Тема 3. Место судебного речеведения в системе научного знания о речи (2 часа)

1. Речеведение как теоретическая основа судебного рече-

2. Лингвистика как общая научная база судебного речеве-

4. Психология речи, психолингвистика.

6. Теория коммуникации.

7. Теория речевых актов.

8. Теория массовой информации (коммуникации) и судебное речеведение.

9. Текстология и судебное речеведение.

10. Семиотика и судебное речеведение.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Изучить литературу по теме, углубить и систематизировать знания о лингвистике как научной базе судебного речеведения.

2. Распределить задания в малых группах (или индивидуально) для подготовки проектов.

Проекты, презентации, рефераты, эссе Проект (групповой): Концепция речеведения в работах Р.К. По-

Проекты групповые или индивидуальные: Фундаментальная наука (нейролингвистика, психолингвистика и другие по выбору) и судебное речеведение.

Практическая работа № 1. Место судебного речеведения в системе научного знания о речи. (Кейсы и модель выполнения работы размещены на электронном ресурсе ).

Практическое занятие 6

(беседа, практическая работа в малых группах, метод проектов, практика публичного выступления, тестирование)

Тема 4. Судебное речеведение в России и за рубежом (2 часа)

1. Судебное речеведение в России (школы и направления).

2. Судебное речеведение в ближнем Зарубежье.

Харьковская школа. Киевская школа Литовская школа и др.

3. Судебное речеведение в странах Западной Европы. Forensiclinguistics в Великобритании и др.

4. Международные организации по применению лингвистики в судебной практике.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Подготовить групповые и индивидуальные проекты (эссе, рефераты) о деятельности российских и зарубежных школ и организаций, связанных с судебным речеведением.

3. Оформить выполнение задания (эссе или перевод) как письменную практическую работу № 2.

4. Подготовиться к тестированию по Модулю № 1. Тесты по каждой теме в режиме тренинг размещены в системе обучения Elearning (доступ через План занятия).

Практическое занятие 7

(работа в малых группах, метод проектов, практическая работа, тестирование в системе Elearning )

Тема 5. Судебное речеведение и судебная лингвистика (2 часа)

1. Судебное речеведение и судебная лингвистика: общее и различное.

2. Судебное речеведение и судебная фонетика.

3. Судебное речеведение и судебная риторика (ораторика).

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Распределиться на три группы, в каждой группе организовать работу по сбору и обобщению информации.

в электронном виде (с демонстрацией и пояснениями на практическом занятии), а также в печатном виде (практическая работа № 3).

3. Подготовиться к рубежному контролю (тестирование) по материалам лекций и практических занятий, а также самостоятельного освоения соответствующей литературы.

К противоправным деяниям относится также и злоупотребление правом (правовыми средствами), под которым следует считать основанное на эгоистических побуждениях поведение управомоченного субъекта, противоречащее природе права, закрепленной в его нормах цели, либо связанное с привлечением неправовых средств для ее достижения.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: преступления и проступки. Главными критериями их деления являются, во-первых, характер и степень общественной вредности, которая, в свою очередь, определяется ценностью объекта противоправного посягательства, содержанием противоправного деяния, обстановкой, временем, способами (насильственными или ненасильственными), размером и характером причиняемого вреда, формой и степенью вины правонарушителя, интенсивностью противоправных действий, их мотивацией, личностными характеристиками правонарушителя и др.; во-вторых, субъективный фактор, который в решающей мере оказывает влияние на признание того или иного деяния в качестве противоправного (закононарушающего). Правовая система должна располагать такими механизмами, при которых признание того или иного деяния преступным не находилось бы исключительно в зависимости от усмотрения законодателя или правоприменителя.

Преступление. Его понятие дано в ст. 7 УК России. Это наиболее опасное для общества деяние, прямо предусмотренное уголовным законом. Все непреступные правонарушения или проступки принято классифицировать применительно к отраслям права, соответственно выделяя административные, гражданские деликты, правонарушения в сфере трудового законодательства и т.д.

Гражданское правонарушение. Его понятие не сформулировано в законодательстве, оно выработано теорией гражданского права. Поэтому подходы к пониманию гражданского правонарушения у теоретиков и у практиков различны. В зависимости от характера гражданско-правового нарушения можно различать договорные и внедоговорные правонарушения. Первые связаны с нарушением обязательств стороной гражданско-правового договора, вторые - с несоблюдением или неисполнением требований гражданско-правовых норм. От гражданского правонарушения следует отличать невиновное причинение вреда (ст. 454 ГК России) или субъективно-случайное поведение, объективно-случайное действие непреодолимой силы (ст. 472 ГК России), нарушение имущественных прав вследствие правомерных действий - спасания имущества (ст. 472 ГК России).

Трудовое правонарушение (нарушение трудового законодательства) - это виновное противоправное деяние субъекта трудового права, состоящее в неисполнении, нарушении трудовых обязанностей и запрещенное санкциями, содержащимися в нормах законодательства о труде. Как и в гражданском праве, от трудовых правонарушений необходимо отличать случаи правомерного причинения ущерба, в частности связанные с хозяйственным риском.

Процессуальное правонарушение. Оно связано с нарушениями гражданами или государственными органами (чаще юрис-дикционными) интересов правосудия или процессуальных прав стороны, с которой правонарушитель состоит в правоотношении. Не являются процессуальным правонарушением незначительные издержки процедурного характера, допускаемые гражданами и ущемляющие их же права. Это объективно неправовые действия, которые влекут применение мер защиты (санкции ничтожности): отказ суда в удовлетворении ходатайства, принятии искового заявления, не соответствующего установленной форме, и др.

Международное правонарушение - это противоречащее нормам международного права или собственным обязательствам действие или бездействие субъекта международного права, причиняющее ущерб другому субъекту, группе субъектов международного права или всему международному сообществу. Различают международные преступления и международные деликты. К преступлениям относят работорговлю, пиратство, международный терроризм и др. К иным международным деликтам относят непринятие мер по пресечению противоправных действий в отношении дипломатических представителей, нарушение торговых обязательств и др.

Субъекты, объекты и виды профилактики правонарушений



Профилактика правонарушений — меры социального, правового, воспитательного и иного характера, направленные на нейтрализацию или устранение причин и условий совершения правонарушений, заключающиеся в целенаправленном, предупредительном воздействии на лиц с антиобщественным поведением, как в их собственных интересах, так и в интересах общества, а также направленные на снижение у лиц риска стать жертвами преступных посягательств.

Профилактика правонарушений должна осуществляться по всем направлениям общественных отношений.

Основным субъектом обеспечения профилактики правонарушений является государство, осуществляющее функции в этой области через органы государственной власти.

Государственная политика в области обеспечения функционирования системы профилактики правонарушений является частью внутренней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных и иных мер.

Основные направления государственной политики в области обеспечения функционирования системы профилактики правонарушений определяются Президентом Российской Федерации.

Правовую основу системы профилактики правонарушений составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие вопросы в сфере профилактики правонарушений.

Субъектами системы профилактики правонарушений в Российской Федерации являются:

федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица, а также подчиненные им учреждения, организации, службы, осуществляющие в пределах своей компетенции, в том числе на основе норм настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, профилактику правонарушений;

Создание субъектов системы профилактики, не установленных федеральными законами не допускается.

Органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане являются субъектами государственной системы профилактики правонарушений и участвуют в ней в соответствии с законодательством.

Объектами профилактики правонарушений являются:

общественные отношения, порождающие причины правонарушений и условия, способствующие их совершению или облегчающие их совершение на территории Российской Федерации;

Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.

Видами профилактической деятельности являются:

1) общая профилактика правонарушений, имеющая целью выявление, изучение, устранение (минимизацию, нейтрализацию) социально-экономических, правовых, иных причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих им, или облегчающих их совершение на федеральном, региональном, местном и ведомственном уровнях, а также повышение уровня правосознания граждан;

индивидуальная профилактика правонарушений, осуществляемая на основании фактов предкриминального поведения лица субъектами системы профилактики правонарушений с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в их окружении. Категория лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика, основания индивидуальной профилактической работы, ее сроки и права указанных лиц определяются федеральными законами.

Меры общие профилактики правонарушений реализуются путем применения:

социально-экономических мер по оздоровлению экономики в целом и социальной защите наиболее уязвимых слоев населения;

Для профилактики правонарушений, для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение лица, от которого следует ожидать совершения правонарушения, либо его ближайшее окружение в целях предупреждения совершения правонарушений со стороны указанных лиц, а также устранения (минимизации, нейтрализации) причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений.

Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются:

Меры индивидуальной профилактики правонарушений определяются с учетом индивидуальных особенностей лиц, в отношении которых они применяются, характера и степени проявления предкриминального поведения, при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Прежде всего, проверялись те семьи, в которых кто-либо из членов семьи уже привлекался к уголовной ответственности за совершение правонарушений. По решению судов многие из них уже вернулись в семьи. Как теперь строятся взаимоотношения и не подвергаются ли насилию домочадцы это то, что в первую очередь выясняли сотрудники полиции.

Кроме того, при выявлении ситуаций, когда семейные дела были в стадии обострения, принимались превентивные меры, предусмотренные административным и уголовным законодательством. Выявлено 121 административное правонарушение, в том числе 3 за посягательство на общественный порядок и безопасность.

Лица, в отношении которых осуществляются меры профилактики правонарушений, вправе обжаловать действия субъектов профилактики правонарушений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Действия должностных лиц субъектов системы профилактики правонарушений, нарушающие права, свободы и законные интересы личности при применении мер профилактики правонарушений, могут быть обжалованы в соответствующие органы государственной власти. Те же действия и решения субъектов системы профилактики правонарушений или их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Вред, причиненный жизни или здоровью, имуществу, чести и достоинству личности, имуществу и деловой репутации юридических лиц в результате неправомерного применения мер профилактики правонарушений, возмещается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К противоправным деяниям относится также и злоупотребление правом (правовыми средствами), под которым следует считать основанное на эгоистических побуждениях поведение управомоченного субъекта, противоречащее природе права, закрепленной в его нормах цели, либо связанное с привлечением неправовых средств для ее достижения.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: преступления и проступки. Главными критериями их деления являются, во-первых, характер и степень общественной вредности, которая, в свою очередь, определяется ценностью объекта противоправного посягательства, содержанием противоправного деяния, обстановкой, временем, способами (насильственными или ненасильственными), размером и характером причиняемого вреда, формой и степенью вины правонарушителя, интенсивностью противоправных действий, их мотивацией, личностными характеристиками правонарушителя и др.; во-вторых, субъективный фактор, который в решающей мере оказывает влияние на признание того или иного деяния в качестве противоправного (закононарушающего). Правовая система должна располагать такими механизмами, при которых признание того или иного деяния преступным не находилось бы исключительно в зависимости от усмотрения законодателя или правоприменителя.

Преступление. Его понятие дано в ст. 7 УК России. Это наиболее опасное для общества деяние, прямо предусмотренное уголовным законом. Все непреступные правонарушения или проступки принято классифицировать применительно к отраслям права, соответственно выделяя административные, гражданские деликты, правонарушения в сфере трудового законодательства и т.д.

Гражданское правонарушение. Его понятие не сформулировано в законодательстве, оно выработано теорией гражданского права. Поэтому подходы к пониманию гражданского правонарушения у теоретиков и у практиков различны. В зависимости от характера гражданско-правового нарушения можно различать договорные и внедоговорные правонарушения. Первые связаны с нарушением обязательств стороной гражданско-правового договора, вторые - с несоблюдением или неисполнением требований гражданско-правовых норм. От гражданского правонарушения следует отличать невиновное причинение вреда (ст. 454 ГК России) или субъективно-случайное поведение, объективно-случайное действие непреодолимой силы (ст. 472 ГК России), нарушение имущественных прав вследствие правомерных действий - спасания имущества (ст. 472 ГК России).

Трудовое правонарушение (нарушение трудового законодательства) - это виновное противоправное деяние субъекта трудового права, состоящее в неисполнении, нарушении трудовых обязанностей и запрещенное санкциями, содержащимися в нормах законодательства о труде. Как и в гражданском праве, от трудовых правонарушений необходимо отличать случаи правомерного причинения ущерба, в частности связанные с хозяйственным риском.

Процессуальное правонарушение. Оно связано с нарушениями гражданами или государственными органами (чаще юрис-дикционными) интересов правосудия или процессуальных прав стороны, с которой правонарушитель состоит в правоотношении. Не являются процессуальным правонарушением незначительные издержки процедурного характера, допускаемые гражданами и ущемляющие их же права. Это объективно неправовые действия, которые влекут применение мер защиты (санкции ничтожности): отказ суда в удовлетворении ходатайства, принятии искового заявления, не соответствующего установленной форме, и др.

Международное правонарушение - это противоречащее нормам международного права или собственным обязательствам действие или бездействие субъекта международного права, причиняющее ущерб другому субъекту, группе субъектов международного права или всему международному сообществу. Различают международные преступления и международные деликты. К преступлениям относят работорговлю, пиратство, международный терроризм и др. К иным международным деликтам относят непринятие мер по пресечению противоправных действий в отношении дипломатических представителей, нарушение торговых обязательств и др.

Читайте также: