Сторожевой учет что это в уголовном розыске

Обновлено: 02.07.2024

Виды розыска представлены местным, федеральным и международным.

Местный розыск осуществляют в пределах одного региона органы внутренних дел (ОВД) для нахождения обвиняемых в определенных проступках лиц.

В качестве основания проведения местного розыска выступает постановление, которое следователь выносит об объявлении розыска обвиняемого. Это постановление далее должно быть направлено в соответствующие органы дознания. Сотруднику данного органа поручается розыск, он же должен вынести постановление о заведении розыскного дела, подлежащее утверждению начальником ОВД. дело заводится в течение 10 дней со времени, когда следователь вынес постановление.

В отношении разыскиваемого лица должны быть заполнены опознавательные карты, приобщаемые к материалам розыскного дела. Если за год подозреваемое лицо не удастся обнаружить, производится направление этих карт в систему региональных и федеральных информационных центров. Это необходимо для того, чтобы вести учет неопознанных трупов и ставить их на учет. Помимо перечисленного, необходимо заполнение розыскных карточек и сторожевых листков, которые направляются в региональный информационный центр и помещаются в необходимые картотеки. Для того чтобы предотвратить повторную выдачу обвиняемому человеку паспорта или свидетельства о рождении в органы должны быть направлены сведения о том, что этот человек разыскивается.

После того, как получены данные материалы, сотрудники розыскного подразделения производят несколько действий:

  • включают информацию о человеке и внешних приметах в суточную сводку и информирование о розыске личного состава ОВД;
  • выявляют по месту жительства и работы, в местах вероятного нахождения людей, которые располагают сведениями о местонахождении разыскиваемого лица или способных сообщить другую информацию, которая могла бы способствовать его розыску;
  • получают объяснения от родственников разыскиваемого лица или прочих людей, которые с ним знакомы и располагают информацией о местах его вероятного появления, маршруте передвижения, приметах, связях и др.;
  • принимают меры для получения фотографий, киноизображений, видеоизображений разыскиваемого лица, включая получение образца его почерка;
  • направляют розыскные ориентировки в ОВД по возможным местам нахождения разыскиваемого человека;
  • проводят проверки по оперативно-справочным учетам и др.

Когда ОВД в ходе розыскных ориентировок получает сведения о вероятных местах нахождения разыскиваемого лица, их содержание необходимо довести до всех работников этого данного органа. В дальнейшем данные ориентировки часто включаются в бюллетени оперативно-розыскных сведений. В случае получения положительной информации, ответ инициатору розыска должен быть направлен не позднее 10 дней со времени, когда поступил запрос. Если не удалось установить разыскиваемое лицо, то такой ответ, как правило, не направляется.

По приостановленным уголовным делам деятельность следователя и работников розыскного подразделения в отношении скрывшегося обвиняемого заключается в следующем:

  • подготовка розыскных заданий, ориентировок и материалов для их размещения в сводки (ориентировки), которые выпускаются вышестоящим ОВД и включают перечисление мероприятий, необходимых для проведения по розыску обвиняемого;
  • осуществление проверки в области учета информационного центра и адресного бюро;
  • получение необходимых сведений, которые помогут найти человека посредством исследования сводок-ориентировок и бюллетеней;
  • направление заданий оперативно-поисковым подразделениям регионального уровня, которые впоследствии будут осуществлять мероприятия, направленные на установление разыскиваемого человека;
  • получение материалов, посредством которых можно провести идентификацию разыскиваемого лица;
  • производство специальных технических мероприятий для установки разыскиваемого обвиняемого.

Особенности федерального розыска

Федеральный розыск — это поиск человека, который может быть объявлен, когда установить местонахождение скрывшегося обвиняемого с помощью проведенных мероприятий местного розыска не удалось. При этом были исчерпаны все средства и методы.

В отношении обвиняемого человека, который совершил тяжкое преступление, вооружен огнестрельным оружием или имеет при себе вещества, использование которых способно привести к гибели людей или причинить вред их здоровью, происходит объявление федерального розыска сразу после принятия следователем процессуального решения о начале розыска.

В других ситуациях постановление об объявлении федерального розыска обвиняемого лица может быть вынесено по истечении 6 месяцев с момента, когда был начат местный розыск. Наряду с этим, работниками розыскного подразделения заполняются информационные (поисковые) карты на предмет связей разыскиваемого лица и мест его возможного появления.

Перечисленные документы вместе с розыскным делом должны быть направлены в розыскные подразделения вышестоящего ОВД, при этом на местах нужно оставить дубликаты.

Особенности международного розыска

Международный розыск ОВД в РФ производится в следующих ситуациях:

  • наличие достоверных сведений о выезде разыскиваемого лица из Российской Федерации в другое государство;
  • поступление запроса из национального бюро Интерпола о розыске человека, который въехал на нашу территорию из другого государства.

В качестве основания международного розыска выступает запрос в национальное бюро Интерпола в РФ, который формируется соответствующим ОВД. Он включает исчерпывающую информацию о человеке, объявленном в международный розыск, включая связанные с ним события и факты, наименование иностранных государств, городов, населенных пунктов, куда он может направляться, конкретные адреса, имена и фамилии людей, названия организаций (учреждений), которые это лицо может посещать.

Помимо этого, в запросе должны содержаться указания на основания розыска. Это может быть дата и номер возбужденного уголовного дела, краткая фабула, статья УК РФ, избранная мера пресечения (включает указание даты избрания и судьи, который удовлетворил ходатайство), целесообразность установления контроля передвижения разыскиваемого лица в случае его обнаружения, потребность в задержании с дальнейшей экстрадицией.

В соответствии с общим порядком доказывания в уголовном процессе результаты ОРД проверяются на основании ст. 87 УПК РФ.

Важным направлением проверки полученных результатов оперативно-разыскной деятельности является оценка их относимости к расследуемому событию.

Не менее важными являются проверка и оценка данных, полученных оперативными подразделениями, на соответствие их действительности, т.е. на достоверность.

Проверка достоверности представленных следователю результатов ОРД должна включать в себя изучение содержания каждого оперативного документа на наличие противоречий как внутри самого документа, так и в сравнении с другими.

Значимым свойством представленных следователю и суду результатов оперативно-разыскной деятельности является их проверяемость. Например, следует проверять:

— цели и задачи проведения ОРМ;

— орган — субъект ОРД, а также должностное лицо, подписавшее документы;

— содержание оперативно-разыскного мероприятия, предусмотренного законом;

— компетенция органа, осуществляющего ОРД;

— основания осуществления конкретного ОРМ;

— условия осуществления ОРМ;

— особый порядок проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан;

— гарантии неприкосновенности отдельных категорий лиц;

— рапорта оперработника или обращения руководителя органа — субъекта ОРД или его уполномоченного заместителя;

— в документе (рапорте) необходимых сведений (время, место и иные обстоятельства), а также указание на источники получения предметов, документов и иных объектов, полученных при осуществлении ОРМ;

— постановления о проведении конкретного ОРМ;

— первого экземпляра постановления о представлении результатов ОРД следственному органу;

— копии судебного решения о проведении ОРМ, ограничивающего конституционные права человека и гражданина;

— документов, фиксирующих проведение конкретного ОРМ (акты, протоколы, рапорты и т.п.). Совпадают ли в этих документах названия проводимого (проведенного) ОРМ;

3. Соответствие представленных результатов ОРД требованиям УПК РФ:

— возможно ли сформировать на их основе доказательства, отвечающие требованиям УПК РФ;

— содержат ли полученные сведения указание на ОРМ, при проведении которых они получены;

— возможно ли их проверить в уголовном судопроизводстве;

— иным требованиям (целостность упаковки, сумма и номера денежных купюр, наличие печатей и т.д.) .

Следователю в целях проверки законности проведения оперативно-разыскных мероприятий необходимо использовать сведения, которыми располагают органы прокуратуры.

Так, в п. 7 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. N 33 указывается: «При проверках законности оперативно-розыскных мероприятий… рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц.

— выявленные незаконные решения (количество) должностных лиц органов, осуществляющих ОРД;

— выявленные незаконные решения (количество) о проведении ОРМ;

— направленные постановления в следственные органы об уголовном преследовании сотрудников оперативных подразделений;

— сотрудники оперативных подразделений (количество), привлеченные к дисциплинарной ответственности по результатам прокурорского реагирования.

Наличие указанных сведений может оказать существенную помощь следователю в проверке законности проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Установление фактов умышленного искажения в документах оперативно-разыскной деятельности, представленных следователю, должно быть квалифицировано как провокация либо фальсификация результатов оперативно-разыскной деятельности.

В случае сомнения в законности и достоверности полученных результатов необходимо начать проверку материалов ОРД на предмет возможных фальсификаций и провокаций преступлений сотрудниками оперативных подразделений.

Следователь при проверке результатов ОРД на предмет возможных фальсификаций преступлений сотрудниками оперативных подразделений должен внимательно изучить представленные документы на предмет наличия в них внутренних противоречий.

В дальнейшем следователю необходимо допросить или получить объяснения от основных участников о проверяемых обстоятельствах.

Допрос проводится без присутствия оперативных работников и иных посторонних лиц. Следует уделить внимание доводам подозреваемого или обвиняемого на его понимание незаконности проведенных в отношении его ОРМ. Каждый факт должен проверяться путем проведения процессуальных действий.

Особо следует уделить внимание выяснению обстоятельств (время, место, участвующие лица и др.) первого и последующего контакта опрашиваемого с оперативными работниками, установив, в связи с чем началось общение с оперработниками, не было ли с их стороны инициативы либо действий, имеющих характер провокации или подстрекательства к преступлению.

Установление подобных деталей дела в процессе опроса требует от следователя максимальной выдержки, тактичности, умения не задавать прямых вопросов, которые порождали бы недоверие к оперативно-разыскным органам, сохранения доброжелательности и заинтересованности в выявлении и раскрытии преступления.

Далее следователю необходимо внимательно проверить другие материалы, представленные с результатами ОРД, просмотреть видеоматериалы и прослушать аудиозаписи. В следственной работе вопросы, требующие специальных познаний, как правило, связаны с проверкой подлинности аудиозаписей, а также принадлежности записанного голоса тому или иному лицу.

Обстоятельства, требующие исследования звукозаписи, условно можно разделить на три группы.

1. Есть ли признаки искажений или фальсификации на фонограмме?

Экспертам могут быть поставлены вопросы:

— имеет ли фонограмма непрерывную запись или запись производилась с перерывами;

— есть ли признаки выборочной фиксации;

— имеются ли признаки монтажа или изменений, полученных при записи либо после ее окончания?

2. Если необходимо установить условия звукозаписи, а также характеристики технических средств.

Экспертам могут быть поставлены вопросы:

— изготовлена ли представленная фонограмма на данном записывающем устройстве;

— какие звуки окружающей обстановки отразились на фонограмме (открытое пространство или в помещении, характер звуков и т.д.)?

3. Если необходимы сведения о людях, речь которых записана на фонограмме:

— количество человек, речь которых записана на фонограмме;

— записана ли речь на фонограмме (или отдельной ее части) конкретного лица;

— является ли зафиксированная на фонограмме речь свободной либо подготовленной?

При необходимости можно решить задачи, связанные с диагностикой личности говорящего, а именно: определение гендерной принадлежности голоса, возраста, места формирования речевых навыков и мест длительного проживания человека. Однако необходимо учитывать влияние на процесс речевой деятельности различных субъективных и объективных факторов, поэтому диагностика указанных признаков возможна только с определенной долей вероятности.

Если на фонограмме речь неразборчива либо много посторонних шумов, экспертам поручается произвести шумоочистку фонограммы.

Для проверки полученных результатов ОРД следователь может поручить проведение других ОРМ, которые могут подтверждать ранее представленные результаты ОРД либо поставить их под обоснованное сомнение.

В случаях неисполнения поручения следователь может обратиться к прокурору, осуществляющему надзор за ОРД, с просьбой принять меры прокурорского реагирования по факту неисполнения требований закона поднадзорными ему оперативными органами.

Вопросы, которые необходимо учитывать следователю при проверке результатов ОРД на предмет провокации преступлений сотрудниками оперативных подразделений (на них указывает Европейский суд), рассмотрим на примере проверочной закупки наркотических средств:

— имел ли правоохранительный орган до проведения проверочной закупки сведения о желании проверяемого сбыть наркотик? Располагал ли правоохранительный орган подобными сведениями от источников, не участвовавших в осуществлении указанного ОРМ;

— влияло ли лицо, привлекаемое к проведению ОРМ (убеждением, внушением) на проверяемое лицо с целью побуждения последнего к совершению незаконных действий;

— есть ли в постановлении о проведении ОРМ сведения о задачах и иных обстоятельствах его осуществления;

— есть ли законные основания для проведения указанного оперативно-разыскного мероприятия? Какие еще оперативно-разыскные мероприятия проводились до конкретной проверочной закупки?

Анализ результатов ОРД, представляемых следователю в порядке Инструкции 2013 г. , показывает: имеют место случаи фактического отсутствия оснований для проведения указанных оперативно-разыскных мероприятий.

Гармаев Ю.П. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков: Практ. пособие. Иркутск: Издательство ИПКПР ГП РФ, 2004. С. 32 — 33

Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд от 27 сентября 2013 г.

2. Гармаев Ю.П. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков: Практическое пособие / Ю.П. Гармаев. Иркутск: Издательство ИПКПР ГП РФ, 2004. 99 с.

3. Халиков А.Н. Фальсификация результатов оперативно-розыскной деятельности // Уголовное право. 2013. N 2. С. 59 — 66.

Yours Truly один раз достаточно долго мурыжили на границе, погранец куда то смылся с паспортом, вернулся без него. В результате два часа я торчал в полном неведении, почему же Родина не хочет пускать одного из блудных своих сыновей. Но потом вернули, объяснения дать отказались, на письменную жалобу дали отписку и я забил, так как с пор максимум проблем было - это погранец после сканирования паспорта куда-то звонил и меня пропускали дальше. Но не всем везёт так же.

10458014_774294192602754_4105411256995989819_n

В последнее время наших сограждан все чаще и чаще задерживают в аэропорту при выезде за границу. Обстоятельства задержаний очень странные, ничем не объяснимые и никем не объясняемые.

Во всех случаях, о которых пойдёт речь, сценарий один и тот же - у сотрудников пограничного контроля ФСБ находятся какие-то непонятные, но веские причины, чтобы остановить гражданина при прохождении им паспортного контроля и не дать вылететь за границу планируемым рейсом.

Первый из таких случаев (на моей памяти), который привлек общественное внимание, произошел 5 июня 2014 года с Анной Шароградской, директором Института региональной прессы, которая была задержана в аэропорту Пулково по пути в США, где она должна была читать лекции.

Например, по версии силовиков, уважаемый человек, директор Центра содействия коренным малочисленным народам Севера Родион Суляндзига предъявил сотруднику пограничного контроля ФСБ недействительный паспорт, из которого зачем-то перед этим вырвал одну страницу. Знающие люди меня поймут: сотрудник пограничного контроля- далеко не первый, кому Суляндзига, находясь в международном аэропорту, должен был предъявить свой паспорт.

И наконец, совсем свежая история: в прошлый четверг, когда Надежда Толоконникова и Мария Алехина возвращались из заграничной поездки в Москву, пограничник в аэропорту проявил особый интерес к ним и к их паспортам, о чем Толоконникова тут же написала в ФБ.

Россия представила в ЕСПЧ документы, обосновывающие действия по задержанию Шимоволоса. Так стало известно о существовании трех секретных приказов МВД РФ.

Вот что это за документы.

1. Приказ МВД России от 01 декабря 1999 года N 980 "О мерах по совершенствованию автоматической информационной системы, используемой подразделениями внутренних дел на транспорте". Он предусматривал создание и установление программной базы данных под кодовым названием "Розыск-магистраль". Ее цель заключается в облегчении выявления лиц, подозреваемых в совершении преступлений, чьи имена были внесены в список разыскиваемых лиц. Она подлежала объединению с базами компаний железной дороги и авиакомпаний, чтобы всякий раз, когда любое из лиц, фигурирующих в списке, приобретало билет на поезд или самолет, в милицию направлялось автоматическое уведомление для задержания данного лица.

2. Приказ МВД России от 22 декабря 1999 г. N 1070 "Об установке программной базы данных "Розыск-магистраль" в подразделениях внутренних дел на транспорте". В приложении к приказу определена процедура его исполнения. В базу данных должны включаться: 1) лица, разыскиваемые Интерполом; 2) иностранные граждане и лица без гражданства, чьи имена были включены в перечень разыскиваемых лиц в связи с совершением преступлений на территории Российской Федерации; 3) иностранные граждане, которым ограничен въезд в Российскую Федерацию; 4) лица, подозреваемые в следующих серьезных или особо серьезных правонарушениях: нелегальная перевозка оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ, нелегальная перевозка антиквариата или его контрабандный вывоз из Российской Федерации, умышленное убийство, террористические акты, перевозка наркотиков, финансовые преступления; 5) лидеры этнических сообществ, лидеры и активные члены организованных преступных группировок.

3. И наконец, приказ МВД от 14 апреля 2005 года N 47 "О некоторых мерах по усилению борьбы с экстремизмом". Согласно ему, в рамках базы данных "Розыск-магистраль" должна была быть создана и база данных о потенциальных экстремистах. Ей и было присвоено кодовое название "Сторожевой контроль".

Более того, приказы затрагивают права и свободы человека и гражданина, и в силу Конституции РФ (части 3 статьи 15) именно как нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина и человека, не подлежат применению, если не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Но, как я смогла убедиться на примере дела В., ни Конституция, ни постановление ЕСПЧ по делу Шимоволос – ничто не нарушает спокойствия духа руководящих лиц МВД России, ответственных за массовые нарушения закона в связи с принятыми ими приказами.

Система контроля набирает обороты и, как мне кажется, скоро станет тотальной.

Отсебятина: и всё бы ничаво - пох на общичилавечиские "ценности", - если бы не одно но: во вперденской "конституции" есть пунктик, декларирующий её как часть международной правовой системы. И, пользуясь этим пунктиком, гауляйтерская ОПГ "власть" распродаёт и раздербанивает "этно-накопительную ренту" бывшей РСФСР и бывших автономных республик, напрямую, без всяких там айнэнэ РАЗВОРОВЫВАЯ то, што в единственно НОРМАЛЬНОЙ стране СССР называлось "народным добром" и полностью соответствовало при этом своему названию. И тут вдруг на тебе - ОПГ "власть РФ" нарушает "законы", которые прописали неотъемлемой частью своей правовой системы. Общичилавеки в ахуе (и-таки я их понимаю!) - медленно убивать население "немытой" России очень даже чилавечно и толерантно, а местами и богоугодно, и невъебенно финансово выгодно. Но вот так вот без наркоза похищать, лишать документов, ограничивать перемещение в места выпивания зарубежных вин и прогревания жоп в отелях с дрессированными халдеями или на "солженицынские посиделки". Тут, как обычно, штоб не порвался мозг, нужны либо трусы, либо крест. Либо путинская бандитская клоака полностью закукливаецца (без шанса для пахана и подельников вывозить своих самок и выблядков и вывозицца самим в сопровождении вагонов спизженного в "нормальные" "цивилизованные" страны, к своим чуть более рафинированным и отмытым братьям по интеллекту), либо уж впускать и выпускать всех без разбору, кроме пациентов интерпола.

Розыск подозреваемых и обвиняемых

Граждане не любят общаться с представителями правоохранительных органов, и когда эта нелюбовь по тем или иным причинам превращается в желание скрыться и убежать от всевидящего государева ока, государство применяет институт розыска.

Таким образом, розыск может применяться как в отношении гражданина, так и в отношении принадлежащего ему имущества. На сегодняшний день на основании действующего законодательства можно выделить следующие виды розыска:

  • розыск обвиняемого (подозреваемого) в рамках уголовного судопроизводства;
  • исполнительный розыск должника, имущества должника, ребёнка, лица, уклоняющегося от отбывания наказания в виде обязательных работ или штрафа;
  • сторожевой контроль;
  • розыск транспортного средства (в порядке, установленном Инструкцией по розыску автотранспортных средств, утверждённой приказом МВД РФ № 58 от 17.02.1994 года);
  • розыск лиц при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (на основании ст. 18.1 УИК РФ);
  • розыск пропавших без вести;
  • розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы;
  • розыск иностранных граждан и лиц без гражданства, скрывшихся от учета органов внутренних дел.

Наиболее значительным в плане возможных принудительных мер и степени ограничения конституционных прав и свобод граждан является розыск подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц (с данным розыском по указанным критериям может сравнится и даже превзойти его только розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы).

Розыск обвиняемых и подозреваемых возможен при наличии следующих условий:

  • имеется возбужденное уголовное дело;
  • статус разыскиваемого лица по уголовному делу – подозреваемый или обвиняемый (подсудимый).

Основой для розыска подозреваемого, обвиняемого является статья 210 УПК РФ, согласно которой при отсутствии сведений о месте нахождения подозреваемого или обвиняемого следователь поручает его розыск органам дознания.

Формально процедура объявления в розыск подозреваемого или обвиняемого заключается в вынесении следователем постановления об объявлении в розыск и направлении данного постановления для исполнения в оперативное подразделение соответствующего правоохранительного органа (МВД РФ, ФСБ РФ). Следователь выносит и направляет постановление о розыске в оперативное подразделение в трёх дневный срок с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Розыск может быть объявлен как во время производства следствия, так одновременно с приостановлением следствия. Если следователь объявляет обвиняемого или подозреваемого в розыск одновременно с приостановлением предварительного следствия, то он вправе не составлять отдельное постановление об объявлении в розыск: в этом случае выносится единое постановление о приостановлении предварительного следствия и объявлении в розыск. Для исполнения поручений следователя о розыске обвиняемых и подозреваемых в системе оперативных подразделений МВД РФ и ФСБ РФ созданы специальные розыскные подразделения, сотрудники которых после получения постановления об объявлении в розыск заводят розыскное дело на разыскиваемое лицо и принимают меры к установлению местонахождения последнего. Как правило, розыскное дело заводится по истечении 10 дней со дня поступления постановления следователя об объявлении обвиняемого или подозреваемого в розыск. В течении указанных 10 дней оперативными сотрудниками проводятся первоначальные действия по установлению местонахождения разыскиваемого лица, и если эти действия не дали результата, заводится розыскное дело. Однако в случаях, не терпящих отлагательств, когда имеются сведения о том, что без проведения всего комплекса розыскных мероприятий обвиняемого не обнаружить, например, имеются сведения о том, что обвиняемый покинул пределы России, розыскное дело заводится сразу после объявления лица в розыск. О заведении розыскного дела выносится отдельное постановление, одновременно разрабатывается план розыскных мероприятий, который утверждается руководителем розыскного подразделения.

После заведения розыскного дела оперативный сотрудник незамедлительно заполняет на разыскиваемое лицо розыскную карточку в двух экземплярах, сторожевой листок, статистическую карточку установленной формы, которая направляется для постановки разыскиваемого на учёт в федеральных и региональных информационных центрах (ГИЦ МВД РФ, ЗИЦ ГУ МВД РФ по г. Москве либо иным субъектам федерации, также при необходимости в информационных центрах ФСБ и иных правоохранительных органов). Также на разыскиваемое лицо заполняются опознавательные карты, которые хранятся в материалах розыскного дела, а по истечении гола направляются в информационные центры для проверки по картотекам неопознанных трупов (на без вести пропавших опознавательные карты направляются не позднее одного месяца). О розыске информируется подразделение МВД РФ по месту выдачи паспорта, также органы ЗАГСа по месту получения свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака (делается это на случай обращения разыскиваемым за получением нового паспорта, за сменой фамилии, получением паспорта и др.)

В ходе розыска опрашиваются соседи, родственники и знакомые разыскиваемого лица, изымаются образцы почерка, фотографии и образцы для сравнительного исследования, подготавливаются и направляются в вышестоящие и иные подразделения органов внутренних дел, ФСБ РФ, в частности по месту возможного местонахождения разыскиваемого лица розыскные задания и ориентировки, информация для помещения сведений о разыскиваемом лице в оперативные сводки и ориентировки.

Анализ современной следственной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев следствие в один и тот же день выносит постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановление об избрании меры пресечения, постановление о приостановлении следствия и объявлении лица в розыск. Данная практика заочного предъявления обвинения в целях объявления лица в розыск уходит своими корнями в советскую эпоху, однако в современных условиях ее законность при рассмотрении во взаимосвязи действующих процессуальных норм вызывает сомнения, так как, к примеру, не позволяет уведомить лицо о предстоящей процедуре предъявления обвинения.

Итак, объявление в розыск в связи противоправным поведением лица возможно только в отношении подозреваемого или обвиняемого. С формальной точки зрения для объявления гражданина в розыск помимо факта наличия возбужденного уголовного дела должно быть хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • уголовное дело должно быть возбуждено в отношении разыскиваемого лица;
  • в отношении разыскиваемого лица должно быть вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
  • разыскиваемое лицо должно было быть ранее допрошено по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • разыскиваемое лицо задерживалось ранее по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • в отношении разыскиваемого лица применялась мера пресечения до предъявления обвинения;
  • разыскиваемое лицо уведомлялось о подозрении в совершении преступления при производстве расследования по уголовному делу в форме дознания.

Именно наличие одного из перечисленных обстоятельств подтверждает статус лица по делу как соотвественно подозреваемого или обвиняемого.

По территории проведения розыскных мероприятий розыск подозреваемых и обвиняемых может быть местным (в пределах одного субъекта Российской Федерации), федеральным (по всей территории РФ), межгосударственным (на территории стран-участников СНГ) и международным (за пределами России с использованием возможностей Интерпола или на основании двусторонних международных соглашений).

Как правило, при отсутствии сведений о выезде разыскиваемого лица за пределы региона вышеуказанные виды розыска последовательно сменяют друг друга по истечении определенного периода времени: если местный розыск не дал результатов, проводится розыск по всей территории России, далее розыск объявляется по территории стран – участников СНГ, и, наконец, объявляется международный розыск. Обязательным условием объявления лица в международный розыск является принятие в отношении него судом решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Вопреки устоявшемуся мнению, любой из вышеуказанных видов розыска, включая международный, может быть объявлен сразу при наличии сведений о том, что разыскиваемое лицо покинуло пределы соотвественно субъекта федерации, России, территорию стран СНГ, вылетело в конкретную зарубежную страну.

Следует знать, что обмен информацией в отношении представляющих для правоохранительных органов России лиц происходит между Россией и иностранными государствами не только в форме объявления лица в розыск, но и путём предоставления информации об указанных лицах путём направления запросов. Так, в соответствие с Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утверждённой совместным приказом МВД РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, Минюста и ФСКН РФ, Генеральный секретариат Интерпола на основании полученных от Национальных бюро сведений в отношении лиц, представляющих оперативный интерес, выпускает уведомления различного типа, различающиеся цветовым обозначением (цветом угла уведомления). Так, если в отношении лиц, объявленных в международный розыск, выпускаются уведомления с красным углом, то в отношении лиц, не обладающих статусом обвиняемого или подозреваемого, не объявленных в розыск, но представляющих потенциальную угрозу для законности и правопорядка допускается выпуск уведомлений с зелёным углом, которые не предполагают задержания или применения иных принудительных мер, но дают основания для сбора информации о лице и предоставления этой информации государству-инициатору.

Зачастую сотрудникам правоохранительных органов при решении возложенных на них законом задач необходимо установить местонахождение лица, подозреваемым или обвиняемым не являющегося. С формальной точки зрения розыск таких лиц, в том числе свидетелей и потерпевших законом не допускается. Однако на практике довольно-таки распространёнными являются случаи розыска лиц, представляющих интерес для правоохранительных органов, вне возбужденного уголовного дела или по возбужденному уголовному делу, но в отношении лиц, не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми.

Таким образом, при том, что в целом система розыска подозреваемых и обвиняемых в России прозрачна и соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права, в нашей стране действует параллельная и полностью закрытая от общественного контроля система сыска, позволяющая фактически объявить в розыск любое лицо, независимо от наличия у государства к этому лицу законных и обоснованных претензий уголовно-правового характера. По сути, на основании рапорта оперативного сотрудника может быть установлен контроль за передвижениями любого лица. С одной стороны, устоявшийся порядок оправдан с точки зрения необходимости обеспечения безопасности и правопорядка, борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Однако одновременно данная сложившаяся система не защищена от субъективного усмотрения правоприменителей и возможных злоупотреблений с их стороны. Полагаем, что решение проблемы существует, оно опробовано и применяется на практике в странах Евросоюза; европейская система розыска, с одной стороны, довольно-таки прозрачна и защищена от злоупотреблений со стороны правоохранителей, с другой стороны, достаточно эффективна с точки зрения обеспечения оперативного розыска правонарушителей.

Читайте также: