Прочитайте опись города начальника и сделайте вывод какую память они о себе оставили

Обновлено: 28.06.2024

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

Учитель Н. В. Шилова

МОУ г.Мурманска гимназия №3

Память – продолжение истории. (Способы аргументации в сочинении-рассуждении)*

Тип урока : урок развития речи.

Форма урока : урок-практикум.

Развитие навыков составления текста по определенной модели.

Знакомство со способами аргументации в сочинении-рассуждении.

Подготовка к сочинению – рассуждению по предложенному тексту.

Формирование коммуникативной, культуроведческой компетентностей.

Оборудование:

Пособие «Русский язык. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ (части А, В, С) автор С.А. Павлова, М. Дрофа, 2010г.

Раздаточный материал: карточки с заданиями для учеников.

Компьютер и мультимедийный проектор.

Эпиграф к уроку:

… в мире мы не гости и не безродны,

Если память есть…

Вступительное слово учителя .

2 . Проверка домашнего задания - разноаспектный анализ текста, формулировка проблемы текста Д. С. Лихачева, позиции автора.

1)Как-то я возвращался из поездки до Астрахани и об­ратно. (2)Теплоход современный, огромный, комфорта­бельный; на нём более трёхсот пассажиров. (3)Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при виде за­топленных лесов и ободранных памятников архитектуры на берегах. (4)Не успевало скрыться из виду одно, когда-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появ­лялось в поле зрения другое. (5)И так все двадцать два дня путешествия. (6)Беда, лебедиными крыльями бьёт беда' (7)А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, еще недавно высящегося на берегу, но безжало­стно снесенного под тем предлогом, что вид его из-за без­надзорности и запустения стал безобразен. (8)Это же во­пиющая безответственность и бесхозяйственность!(9)Не­ужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только доб­ротными крышами, предотвратив дальнейшее разруше­ние! (10)Ведь почти все они довольно красивы, поставле­ны на самых видных местах. (11)Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы от­дыха. (12)И огорчало это решительно всех. (13)Не было ни одного человека, которого зрелище уходящей культуры оставляло бы равнодушным.

(14)Мы не храним старину не потому, что её много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошло­го, любящих родную историю и родное искусство, а пото­му, что слишком спешим, слишком ждём немедленной от­дачи, не верим в медленные целители души. (15)А ведь памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей при­роде.

Нам необходимо ощущать себя в истории, пони­мать своё значение в современной жизни, даже если она частная, небольшая, но всё же добрая для окружающих.

( 17)Каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память. (18)Хранить память о других — это оставлять добрую память о себе.

Образец выполнения задания

Проблемы текста Д.С.Лихачева:

Проблема отношения людей к памятникам прошлого. (Почему мы не храним память о прошлом? Почему необходимо сохранять памятники старины?)

Проблема исторической памяти. (Почему необходимо хранить память о прошлом?)

Аргумент из публицистической литературы

Задание : 1. Внимательно прочитайте фрагмент статьи.

2. Найдите ключевые фразы текста.

3. Сформулируйте аргумент.

Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

Памятью обладают различные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.

При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, общественные институты…

Память противостоит уничтожающей силе времени.

Это свойство памяти чрезвычайно важно.

Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим.

Память – преодоление времени, преодоление смерти.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто….

Образец выполнения задания

2)Аргумент из художественной литературы

Задание : 1. Внимательно прочитайте миниатюру

2. Что объединяет тексты Д.С. Лихачева и А.И.Солженицына?

3. Выделите в миниатюре фрагмент, созвучный мыслям Д.С.Лихачева.

4. Подумайте, почему эта картина вызывает пронзительную боль автора.

5. Сформулируйте аргумент.

Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа.

Он — в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными, вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точёными, резными поднявшиеся над соломенной и тесовой повседневностью — они издалека-издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу.

И где б ты в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья, — никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов намётанных и самой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки то из Борок Ловецких, то из Любичей, то из Гавриловского.

Но ты входишь в село и узнаёшь, что не живые — убитые приветствовали тебя издали. Кресты давно сшиблены или скривлены; ободранный купол зияет остовом поржавевших рёбер; растёт бурьян на крышах и в расщелинах стен; редко ещё сохранилось кладбище вокруг церкви; а то свалены и его кресты, выворочены могилы; заалтарные образы смыты дождями десятилетий, исписаны похабными надписями.

И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли — вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном только старом напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги.

В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни.

Ковыряй, Витька, долбай, не жалей! Кино будет в шесть, танцы в восемь.

Образец выполнения задания

Почему же возрождение России начнется именно с Севера? На мой взгляд, в том числе и потому, что в нашем крае жило и живет много людей, которые хранят память о прошлом. Один из них гражданин и подвижник Севера В. С. Маслов.

Образец выполнения задания

4)Учитель: Вот уже почти 10 лет нет с нами В. С. Маслова. Но он остается в нашей памяти, потому что многое воплотилось в этом мире благодаря Маслову, гражданину и подвижнику Севера. В Мурманске ежегодно проходят Масловские чтения. В 2005 году Мурманское Морское пароходство учредило ежегодную премию имени В. С. Маслова. Первым лауреатом этой премии стал П. П. Заборщиков, житель старинного поморского села Варзуга. Почему он? Потому что это еще один хранитель памяти на земле русской.

Задание: Внимательно посмотрите телесюжет. (ТВ - 21 август 2009 года)

Прочитайте фрагменты журнальных и газетных статей.

Подберите доказательства в защиту тезиса «П.П.Заборщиков – известный

хранитель памяти. Его золотыми руками сберегается мир поморской

Сформулируйте аргумент .

Фрагменты статей.

Заборщиков приглашает к себе на чашку чая. Сидим за большим, основательным, как и все в Варзуге, прямоугольным столом и пьем из крутобокого самовара чай с морошкой, в печи уютно потрескивают березовые поленья, а я все гадаю, в чем секрет долголетия Варзуги. Может, место такое исключительное? Земли неплохие, река чистая, рыбная, лес под боком.

— Хорошее место,— соглашается Петр Прокопьевич,— предки знали, где селиться. Только одного места мало. Сколько добрых мест в Поморье обезлюдело, потому что корни не берегли. Гнались за сегодняшним, а завтрашнее потеряли. …

— А Варзуга потому жива,— заключил Петр Прокопьевич,— что не обирали варзужане никогда будущие поколения. Что получали от отцов, то детям, не убавив, передавали. И лес, и землю, и речку. И песни. И память.

Время неумолимо по отношению к Петру Прокопьевичу Заборщикову, коренному варзужанину, которому без малого 70 лет. И уже более 10 лет как он взял на себя нелегкий труд по сохранению культурного наследия русских поморов. Его трудами восстановлена маковка Афанасьевской церкви, законсервирован один из поморских домов. Сегодня пенсионер Заборщиков своими силами восстанавливает дом купца Когачева, построенный сто лет назад! Один, зимой, на своем стареньком "Буране", он привозит из лесу сосновые бревна. А летом, пока сухо, восстанавливает этот дом. Причем пользуется только топором и пилой. В нынешнем году он сам, без помощников, заменил 19 бревен в венце дома, настелил полы, подготовил рамы и сделал заготовку пиломатериалов на будущее…

"Я хочу сделать здесь музей поморского быта, - делится планами Петр Прокопьевич, - Уже и экспонаты готовлю".

Но вот беда. Нет у Петра Прокопьевича постоянных помощников. Да и нынешние строители не умеют одним топором, да без гвоздей, работать. Вот и появилась у Заборщикова еще одна идея - организовать в Варзуге школу мастеров русского топора. Чтобы молодежь не забывала мастерство предков.

Петр Прокопьевич Заборщиков, формально пенсионер, а по сути вот уже много лет добровольный, самодеятельный архитектор и реставратор Варзуги. Очень он удивится, когда узнает, что его так называю. А ведь был архитектором, когда ложился под трактор, препятствуя строительству ресторана рядом с церковью Успения Божией Матери. Потому что истинный архитектор не только тот, кто красоту возводит подобно мастеру Клименту, создателю Успенской церкви, но и тот, кто отстоял гармонию сложившегося ансамбля, не дал разгуляться конъюнктурной стихии. Ну а какой реставратор Заборщиков, видно по соседке главной святыни Варзуги. Девять лет восстанавливал он Афанасьевскую церковь, что в советское время была превращена в сельский клуб. Только бревна и доски, необходимые для реставрации, три года сушил. 18 декабря 1999 года прибил на куполе последнюю дощечку и ощутил гордость: сумел-таки возродить. А потом еще пять лет реставрировал купеческий дом, чтобы создать в нем музей поморского быта. В другом поморском доме мечтает создать музей истории колхоза "Всходы коммунизма" (кстати, и сегодня не поменявшего свое название). До глубины души обидно Петру Прокопьевичу, что широко отпраздновали в области 300-летие Ковдской церкви, а о ее ровеснице с 1705 года - церкви Никольской в Варзуге, превращенной в продовольственный магазин, никто не вспомнил.

Но главная боль - церковь Успения. Нужно менять бревна с восточной стороны, по его словам, погибшие еще в XIX веке. А срублена церковь древними мастерами - бревно не вытащить.

Пока жив, не даст никому погубить варзугскую святыню - памятник русского деревянного зодчества мирового значения Петр Прокопьевич Заборщиков, первый лауреат премии общественного признания имени другого подвижника Поморья Виталия Семеновича Маслова. В память о нем и во имя грядущих добрых дел учредило эту премию Мурманское морское пароходство.

Образец выполнения задания

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Познакомиться со способами моделирования вступления и заключения, составить вступление и заключение по одной из моделей.

(Смотри приложение)

Выбранный для просмотра документ Способы моделирования вступления.doc

Читайте также: