Процессуальное положение по делу что это такое

Обновлено: 19.05.2024

1. Дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой и главами 28 - 38 настоящего Кодекса.

2. Дела особого производства суд рассматривает с участием заявителей и других заинтересованных лиц.

3. В случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Комментарий к ст. 263 ГПК РФ

1. В комментируемой норме законодатель, устанавливая общие правила рассмотрения и разрешения дел в порядке особого судопроизводства, несмотря на лаконичность изложения, закладывает основы правового регулирования судопроизводства по гражданским делам, рассматриваемым и разрешаемым в особом порядке.

С одной стороны, по своему характеру положения ч. 1 комментируемой статьи носят бланкетный характер, но, с другой стороны, в них отражено основное правило рассмотрения и разрешения дел особого производства, которое заключается в том, что в основу рассмотрения и разрешения таких дел положены общие правила искового производства, за определенными исключениями. В силу такой позиции законодателя, основываясь на положениях гл. 12 - 21 подраздела II ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел особого производства применяются общие правила о форме и содержании заявления, порядке возбуждения производства по делу, полномочиях суда на стадии возбуждения производства по делу в части возможности оставления заявления без движения, его возвращения или отказа в принятии. Применимы правила искового производства и на стадии подготовки дела особого производства к судебному разбирательству, задачами которой являются:

- уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела;

- определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон;

- разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса;

- представление необходимых доказательств лицами, участвующими в деле.

Практически в неизменном виде применяются нормы, регламентирующие порядок судопроизводства на стадии судебного разбирательства, начиная со сроков рассмотрения дел, порядка в судебном заседании, ведения протокола и заканчивая объявлением решения суда. При рассмотрении и разрешении дел особого производства применяются правила, касающиеся приостановления производства по делу, оставления заявления без рассмотрения, частично - прекращения производства по делу. Решения, вынесенные по результатам рассмотрения и разрешения дел особого производства, так же как и решения по искам, могут быть обжалованы в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.

2. Тем не менее особое производство все же имеет свои особенные черты, что и послужило основанием для выделения порядка рассмотрения и разрешения таких дел в отдельный вид гражданского судопроизводства. Прежде всего основной и существенной особенностью дел особого производства является отсутствие спора о праве. Именно отсутствие спора о праве и накладывает существенный отпечаток на все судопроизводство по делу, специфика которого по замыслу законодателя отражена в гл. 28 - 38 ГПК РФ. Анализ нормативных положений указанных норм позволил ученым-процессуалистам сформулировать ряд особенностей, характерных для дел особого производства. Так, ученые сходятся во мнении, что принципы гражданского процесса по-разному реализуются в исковом и в особом производстве. В частности, по делам особого производства характер и движение процесса определяют принципы судейского руководства и формальной истины ; состязательность не находит в особом производстве такой же широты применения, как в исковом производстве, а часть диспозитивных полномочий лиц, участвующих в деле, предусмотренная для искового производства, в особом производстве не может быть применена, и потому лица, участвующие в делах особого производства, имеют меньше возможностей по распоряжению своими процессуальными правами . В частности, особое производство не может быть завершено путем примирения сторон (вследствие их отсутствия); невозможно применение классических исковых институтов (признание иска, отказ от иска, встречный иск, обеспечение иска и др.), а также обращение в третейский суд; не предполагается альтернативной, договорной подсудности и подсудности по связи дел; неприменимы положения о заочном производстве, а также правила подачи встречного иска .

См.: Мокроусова Л.М. Указ. соч. С. 11, 28.

См.: Францифоров А.Ю. Сущность особого производства: теоретические и практические аспекты: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 9; Он же. Особенности реализации гражданских процессуальных принципов в особом производстве // Исполнительное право. 2006. N 3.

См. подробнее: Аргунов В.В. Общие положения особого производства // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. N 7 - 8; Гражданский процесс: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2014.

При этом ученые, исходя из того, что охранительная юрисдикция предполагает относительное преобладание так называемого "официального начала", предоставляет суду больше самостоятельности, инициативы в раскрытии материальной правды, менее формализована и занимает меньше времени по сравнению с обычным гражданским процессом, значительно проще и находится ближе к сторонам (заявителю, заинтересованным лицам), высказываются за расширение общей части особого производства, наполнение комментируемой главы новым содержанием, более полно отражающим специфику дел особого производства .

См.: Аргунов В.В. Общие положения особого производства // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. N 7. С. 9.

3. В ч. 2 комментируемой статьи отражен еще один существенный признак дел особого производства, касающийся лиц, участвующих в деле, а именно отсутствие традиционных сторон искового производства - истца и ответчика. Как следует из положений комментируемой нормы, в делах особого производства могут принимать участие заявители и иные заинтересованные лица. Такой специфичный субъектный состав дел особого производства обусловлен отсутствием по данным делам спора о праве, а значит, и отсутствием потенциальных нарушителей такого права (ответчика) и лица, считающего, что его право нарушено (истца). Как отмечают ученые, в данной процедуре нет сторон с противоположными интересами, которые могли бы заявлять о наличии своего права, о другой правовой оценке спорных правоотношений, о том, какие нормы права подлежат применению .

См.: Султанов А.Р. Борьба за право на обжалование судебного решения. М.: Статут, 2014.

Действующее процессуальное законодательство не содержит определений понятий "заявитель" и "заинтересованные лица". Рассуждая логически, заявителем является лицо, которое обращается в суд с заявлением и по инициативе которого возбуждается производство по делу. Анализ положений ч. 1 ст. 3, ч. 4 ст. 13 ГПК РФ позволяет сделать вывод, что заинтересованным лицом является любое лицо, обращающееся в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, а также лицо, хотя и не участвовавшее в деле, но права и законные интересы которого нарушаются принятым судебным постановлением. Однако применительно к делам особого производства, учитывая наличие такого субъекта гражданских процессуальных правоотношений, как заявитель, в качестве заинтересованных лиц следует рассматривать всех вышеобозначенных лиц, за исключением тех, по чьей инициативе возбуждается производство по делу в порядке особого судопроизводства.

При этом как заявитель, так и другие заинтересованные лица по делам особого производства отнесены законодателем к лицам, участвующим в деле (см. ст. 34 ГПК РФ). Возможность стать лицом, участвующим в деле, в том числе заявителем и заинтересованным лицом, связана с категориями процессуальной правоспособности и процессуальной дееспособности (см. ст. ст. 36, 37 ГПК РФ). Если процессуальная правоспособность (потенциальная возможность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности) признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов, то вопрос процессуальной дееспособности в делах особого производства имеет существенные особенности. В частности, по отдельным категориям дел особого производства в качестве заинтересованных лиц, а в некоторых случаях и в качестве заявителей принимают участие лица, обладающие ограниченной дееспособностью или полностью недееспособные. Так, к примеру, 1) заявления о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами суд рассматривает с участием такого несовершеннолетнего; 2) в соответствии с ч. 3 ст. 284 ГПК РФ в качестве заинтересованного лица, наделенного правом обжалования судебного решения, выступает гражданин, признанный судом недееспособным.

Такой процессуальный статус ряда заинтересованных лиц по делам особого производства обусловливает в первом из названных случаев обязательное участие в процессе законных представителей несовершеннолетних или ограниченно дееспособных граждан (см. ст. 37 ГПК РФ), а во втором - представляет собой исключение из общих правил обращения в суд, предполагающих возможность возвращения заявления, поданного в суд недееспособным лицом (см. п. 3 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ). Следует отметить, что Конституционный Суд РФ с учетом последствий признания гражданина недееспособным, когда он, по сути, лишается конституционного права на полную и эффективную судебную защиту, признал взаимосвязанные положения ч. 5 ст. 37, ч. 1 ст. 52, п. 3 ч. 1 ст. 135, ч. 1 ст. 284 и п. 2 ч. 1 ст. 379.1 ГПК РФ не соответствующими Конституции РФ, ее ст. ст. 19 (ч. ч. 1 и 2), 45 (ч. 2), 46 (ч. 1), 55 (ч. 3), 60 и 123 (ч. 3), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования кассационного и надзорного производства, - не позволяют гражданину, признанному судом недееспособным, обжаловать решение суда в кассационном и надзорном порядке в случаях, когда суд первой инстанции не предоставил этому гражданину возможность изложить свою позицию лично либо через выбранных им представителей, при том, что его присутствие в судебном заседании не было признано опасным для его жизни либо здоровья или для жизни либо здоровья окружающих .

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2009 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 37, 52, 135, 222, 284, 286 и 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части четвертой статьи 28 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в связи с жалобами граждан Ю.К. Гудковой, П.В. Штукатурова и М.А. Яшиной".

4. Основной причиной вступления заявителей и заинтересованных лиц в процесс является наличие интереса, требующего судебной защиты. Наличие юридического интереса предполагает, что субъект материального правоотношения либо лицо, действующее в его интересах, имеет внутреннее убеждение в том, что участник данного правоотношения в силу положений законодательства и наличия юридических фактов обладает возможностью пользоваться правами или быть освобожденным от какой-либо обязанности и в связи с этим предпринимает действия, направленные на признание этого обстоятельства со стороны других лиц . Заявители и заинтересованные лица, являясь участниками определенных материальных правоотношений, имеют как материальный интерес (получение определенных выгод путем реализации своего права или освобождения от обязанности), так и процессуальный интерес (защита нарушенного (оспоренного) права или законного интереса, гарантирующего получение указанных выгод).

См.: Шегида Е.А. Юридический интерес как основание возникновения процессуального соучастия // Юридический мир. 2008. N 3.

Наличие юридического интереса обусловливает закрепление за лицами, участвующими в деле, в круг которых включены заявители и заинтересованные лица по делам особого производства, достаточно широкого объема процессуальных прав, позволяющих им влиять на ход процесса (см. комментарий к ст. 35 Кодекса).

5. Положения ч. 3 комментируемой статьи закрепляют основной критерий разграничения дел особого производства и дел искового производства, а именно наличие либо отсутствие спора о праве. Более того, в комментируемой норме законодатель определяет дальнейшие действия суда в случае установления наличия спора о праве, подведомственного суду. При этом следует иметь в виду, что наличие спора о праве может быть выявлено как на стадии возбуждения производства по делу (при подаче заявления), так и в ходе дальнейшего судопроизводства по рассмотрению заявления в порядке особого производства. Процессуальным результатом деятельности суда и в том и в другом случае является определение суда об оставлении заявления без рассмотрения ввиду наличия спора о праве, предполагающего его разрешение в порядке искового производства. Следует особо обратить внимание на то, что судом выносится особый процессуальный документ - определение об оставлении заявления без рассмотрения, который не предусмотрен положениями гл. 12 ГПК РФ.

Пример: суд первой инстанции, установив наличие спора о праве при подаче заявления об установлении факта наличия у К. образования и принадлежности утраченного диплома, вынес определение об отказе в принятии заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ. Однако судебная коллегия по гражданским делам областного суда изменила определение суда первой инстанции, указав на неправильное применение им норм процессуального права, поскольку в случае наличия спора по поводу получения заявителем высшего образования заявление следовало оставить без рассмотрения на основании ч. 3 ст. 263 ГПК РФ (см. Определение Саратовского областного суда от 1 сентября 2009 г.).

При этом законодатель обязывает суд разъяснить заявителю и иным заинтересованным лицам возможность защиты их прав в исковом производстве.

Судебная коллегия по гражданским делам областного суда не согласилась с данным выводом и разъяснила, что в данном случае существует подведомственный суду спор о праве, связанный с правоотношениями по регистрации и снятию граждан с регистрационного учета по месту прохождения военной службы, в связи с чем заявление не может быть разрешено в порядке особого производства и подлежит оставлению без рассмотрения, и разъяснила заявителю его право на обращение за разрешением возникшего спора в порядке искового производства (см. Определение Саратовского областного суда от 29 апреля 2009 г.).

Что включает производство по делам об административных правонарушениях и какие стадии выделяют в его рамках.

Совокупность процессуальных мероприятий, которые проводят во время рассмотрения дела о нарушении закона, называют производством об административных правонарушениях. Этот процесс включает множество стадий, начиная от возбуждения дела и до пересмотра постановления, если стороны не согласны с решением. Далее подробно разберем каждую из них.

Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях

Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях

Производство об административных правонарушениях проводится для полного, объективного и своевременного изучения обстоятельств случившегося, вынесения решения по делу и определения причин, которые побудили гражданина нарушить закон.

Выделим его отличительные черты:

  • краткость (оно проходит в сжатые сроки по сравнению с расследованием уголовных дел);
  • отсутствие стороны обвинения;
  • большое количество лиц, которые по закону могут осуществлять производство по делу.

В КоАП РФ производству по делам об административных правонарушениях посвящен раздел 4. В нем рассматриваются общие положения, перечисляются участники процесса, их права и обязанности. Также в административном кодексе есть глава о предмете доказывания и оценке доказательств. Отдельно рассматриваются обеспечительные меры, возбуждение и рассмотрение дел. Завершается раздел вопросами правовой помощи по подобным делам и пересмотрам решений по ним.

Согласно Конституции, производство по делам об административных правонарушениях находится в ведении РФ и отдельных регионов. Если субъекты правомочны лишь устанавливать подведомственность рассмотрения нарушений закона, то на федеральном уровне определяется:

  • порядок производства;
  • порядок исполнения решений должностных лиц;
  • подсудность дел (судам, комиссиям по делам несовершеннолетних, федеральным госорганам).

Перечислим главные принципы административного производства:

  • законность;
  • состязательность (подозреваемый не обязан доказывать, что он не виноват);
  • гласность (дела рассматривают открыто, информация доступна всем желающим);
  • объективность (дело рассматривают во всех деталях, не вставая на чью-либо сторону);
  • равенство сторон перед законом;
  • эффективность (сжатые сроки и минимальные государственные затраты).

Важно знать, что при определенных обстоятельствах производство по делу не проводится. Это значит, что, если их установят, уже начавшиеся мероприятия прекращают, а планируемые не начинают.

К таким обстоятельствам относят следующие:

  • отсутствует событие правонарушения;
  • нет состава правонарушения (например, подозреваемому нет 16-ти лет);
  • нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости;
  • издан акт амнистии;
  • положения закона, в которых установлено наказание за правонарушение, утратили силу;
  • истек срок давности;
  • нарушитель скончался;
  • материалы дела передали прокурору.

Участниками административного производства являются:

  • нарушитель;
  • пострадавший;
  • законные представители сторон;
  • защитник;
  • уполномоченный по правам бизнесменов;
  • свидетели;
  • понятые;
  • специалисты и эксперты;
  • переводчики;
  • прокурор.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Выделяют несколько стадий производства об административных правонарушениях:

  • возбуждение дела;
  • рассмотрение всех обстоятельств произошедшего;
  • вынесение постановления;
  • исполнение решения;
  • при необходимости — пересмотр вердикта.

Рассмотрим каждую из них подробнее. Основаниями для возбуждения дела служат:

Считается, что дело возбуждено, когда:

  • составлен протокол о применении мер обеспечения производства;
  • составлен протокол или постановление прокурора;
  • вынесено определение о возбуждении дела.

Все должностные лица и органы, которые могут рассматривать дела, перечислены в гл. 23.1- 23.61 КоАП РФ (всего их насчитывается 60) Кодекса об административных правонарушениях. Лица, имеющие право оформлять протоколы, названы в ст. 28.3.

Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если протокол составлен неточно, недостатки устраняют в течение 3-х дней. После этого документ снова направляют судье. На это отведены сутки. Если суд решает прекратить дело, он выносит постановление.

Переходим ко второй стадии. Это рассмотрение обстоятельств случившегося — главный этап производства по делам об административных правонарушениях. В него входят подготовка материалов и их оценка должностным лицом. Оно выясняет:

  • относится ли дело к его компетенции;
  • грамотно ли составлен протокол;
  • не заинтересованы ли должностные лица в определенном исходе дела (не являются ли родственниками сторон);
  • есть ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • необходимы ли дополнительные данные для рассмотрения;
  • поданы ли от сторон ходатайства.

После окончания подготовки материалов дела к рассмотрению выносится определение. В нем указывают:

  • место и время рассмотрения;
  • данные о вызове сторон;
  • указание на перенос рассмотрения при такой необходимости;
  • сведения об ошибках в протоколе и его возврате на доработку;
  • информацию о передаче материалов по подведомственности.

Если лицо, которое должно присутствовать при рассмотрении дела, не явилось в суд или госорган, оформляют постановление о приводе.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Перейдем к месту рассмотрения дела. Оно рассматривается по месту совершения или жительства нарушителя либо по месту нахождения госоргана. Если подозреваемому пока нет 18 лет, дело рассматривается по месту его жительства. Если нарушение связано с транспортным средством, рассмотрение может осуществляться по месту его регистрации.

Далее разберем сроки. Дела рассматриваются в течение 15 дней со дня получения протокола и других материалов об административном правонарушении.

Если в процессе будут выявлены дополнительные обстоятельства, период могут продлить, но не более чем на 30 дней. Об этом сообщают в постановлении.

Если наказанием по делу может служить арест, его рассматривают в день получения протокола. Сюда относится мелкое хулиганство, распитие спиртного на улице и т.п. Дела в отношении лиц, подвергнутых ранее наказанию по КоАП РФ, рассматривают в течение 48 часов с момента помещения под стражу.

Именно на стадии расследования должностное лицо или уполномоченный орган решают, виновен гражданин (или юрлицо) или нет. Также определяется санкция.

Дело рассматривают в присутствии нарушителя. Без него это может происходить, только если точно известно, что гражданина уведомили о времени и месте, но от него не поступило ходатайство об отложении разбирательства. Обязательно должны присутствовать при рассмотрении лица, задержанные за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, а также дважды задержанные за нарушения по КоАП РФ в течение года. Если нарушитель не явился, хотя должен был, наказание вынести не могут. Вот как происходит рассмотрение дела:

  • должностное лицо объявляет информацию о себе и о деле, о нарушителе и статье, по которой он преступил закон;
  • определяется, кто явился на заседание, а кто его пропустил;
  • проверяются полномочия представителей, защитника;
  • должностное лицо уточняет, уведомили ли стороны о процессе;
  • сторонам объясняют права и обязанности;
  • рассматриваются заявления участников и заинтересованных лиц, отводы.

Рассмотрение дела могут отложить, если:

  • судья заявил отвод;
  • отводы были заявлены в отношении экспертов, переводчиков;
  • необходимы дополнительные материалы по делу;
  • нарушитель не явился, и вынесено постановление о принудительном приводе;
  • дело передано по подведомственности.

Если рассмотрение дела продолжается, оглашается информация из протокола. На этом этапе главное — оценка доказательств. Важно рассмотреть и оценить следующие обстоятельства:

  • было ли событие административного правонарушения;
  • кто его совершил, и какие факты на это указывают;
  • виновен или невиновен гражданин;
  • есть ли факторы, смягчающие ответственность;
  • характер и размер ущерба;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу.

Должностное лицо берет объяснение с подозреваемого в нарушении закона, показания пострадавшей стороны, опрашивает свидетелей, принимает во внимание заключение экспертов. Доказательствами также являются показания технических средств, результаты экспертиз, документы, фото и видео, звукозаписи и т.д.

Из всех приведенных доказательств делается вывод о виновности или невиновности гражданина. Окончание расследования фиксируется в одном из утвержденных документов. Если это коллегиальный орган, например, комиссия по делам несовершеннолетних, составляется протокол. В нем указывают:

  • дату и место рассмотрения материалов дела;
  • наименование госоргана и состав;
  • обстоятельства случившегося;
  • сведения о явившихся участниках;
  • результаты рассмотрения отводов и ходатайств;
  • показания участников;
  • исследованные документы.

Протокол подписывает председатель заседания и секретарь.

Еще один финальный документ — постановление. Его выносит суд. В нем может говориться о назначении административного наказания или прекращении производства по делу об административном правонарушении. В постановлении содержится следующая информация:

  • должность, адрес и ФИО лица, подписавшего постановление по делу об административном правонарушении;
  • дата рассмотрения и место;
  • данные о правонарушителе;
  • обстоятельства, которые установили во время рассмотрения дела;
  • ссылки на статьи КоАП РФ, в которых установлена ответственность;
  • решение об административном правонарушении;
  • порядок обжалования постановления об административном правонарушении.

Также в документе прописывается, какие вещи были изъяты, и дается решение по ним, за исключением случаев возмездного изъятия имущества или его конфискации.

Постановление подписывает судья или уполномоченное на это должностное лицо.

Виды производства об административных правонарушениях

Выделяют 3 вида производств по делам об административных правонарушениях. Их классифицируют в зависимости от объема и сложности: обычное, особое, упрощенное.

Классический вид производства по административным правонарушениям — это обычное производство. Оно подразумевает четыре стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, исполнение постановления и его пересмотр.

При особом порядке включается еще один этап — административное расследование. Особое производство применяется, если:

  • вынесенное ранее решение обжаловано;
  • дело возбуждено прокурором;
  • дело возбуждено в отношении специальных субъектов: прокуроров, судей, депутатов.

Упрощенный процесс, напротив, предполагает, что все стадии укладываются в одну. Для назначения наказания не нужен протокол. Санкция может быть определена прямо на месте выявления правонарушения.

Упрощенный порядок применяется, если за правонарушение грозит только предупреждение или штраф. В таком случае должностное лицо сразу выносит постановление о назначении наказания.

Резюме

Для расследования дела об административном правонарушении осуществляется производство. Это совокупность действий по выяснению обстоятельств случившегося и вынесению справедливого и объективного решения.

Производство об административном правонарушении включает 4 стадии:

  • возбуждение дела — установление обстоятельств нарушения, оформление результатов расследования, направление составленного протокола на рассмотрение;
  • рассмотрение дела — анализ материалов, оценка обстоятельств и доказательств, ознакомление заинтересованных лиц с решением;
  • исполнение решения — возбуждение исполнительного производства, взаимодействие судебных приставов с нарушителем, исполнение наказания;
  • пересмотр постановления — обжалование, проверка законности, вынесение решения.

Комментарии

сколько стоит составить обжалование ?

Помогите пожалуйста , если возможно составить заявление о рассмотрении в моем присутствии , так как я намерен обжаловать действия сотрудника Гибдд и не согласен с решением суда по административному правонарушению в отношении меня.

Как я понял из материалов дела ( их копий )

Суд определил (от 29.08.2017г августа ) Принять к производству материал об Административном правонарушении , рассмотрение назначить на 4.09.2017г в 9.00

Из числа лиц, указанных в ст.25.1-25.10 КоАП РФ, в судебное заседание вызвать лицо, в отношении которого ведеться производство по делу. Почтовых отправлений, повесток итд не было отправлено , секретарь сказала , что достаточно и того что время и место указано в протоколе! в тот же день я 4.09.17 я приехал к ним и написал заявление на предоставления копий материалов дела , потому как ранее они не могли его принять , так как материалы не поступили , и устно обещали позвонить по моему номеру указанному в протоколе и известить меня о наличии материалов дела , и о дате и времени слушания!

Делюсь своими мыслями по подготовке судебных документов (long read). Применимо и в отношении любых других документов – электронных писем, заключений, справок и т.п.

Логическая структура: сначала тезис – потом аргументы в его обоснование (но не наоборот)

Так легче воспринимать размышления. Можно привести следующую аналогию: если ты знаешь сразу конечный пункт назначения (а не едешь в неизвестном направлении), так спокойнее наблюдать за дорогой.

Кроме того, должны быть именно финальные аргументы, результат мыслительной работы, а не описание процесса размышлений. Так, посетителя здания интересует, что с помощью определенного и заранее известного лифта он может быстро попасть на этаж в офис определенной компании, его не интересует как архитектор здания все рассчитывал, чертил и согласовывал.

Письменная структура: современная гардеробная для аргументов

Необходимо писать документы без заголовков разделов, по которым можно определить суть идеи (тезиса), и без последующих подразделов с заголовками аргументов в обоснование тезисов. Нужно обязательно писать в стиле единая сплошная стена, сквозь которую взгляду и мозгу нужно долго продираться. Чтобы аргументы были в одной большой свалке и визуально никак не структурированы. Это если ваша цель – проиграть дело.

Вроде практически все понимают, что это вредный совет, но периодически получаешь письменные позиции без письменного структурирования. Или бывают позиции с заголовками разделов (тезисов), но потом на 5-6 страниц все равно идет сплошной текст.

Как правило, текст не должен идти больше 1 страницы без заголовка / подзаголовка. Если это правило соблюдается, в документе как в современной гардеробной можно быстро найти (воспринять) все, что нужно.

Судья – ментант?

В научных юридических работах и дискуссиях мы, юристы, мыслим как ментанты – логически и последовательно.

Но в судебных процессах это невозможно, так как помимо правовых норм и доктрин есть факты (часто противоречивые), есть правда жизни (которая у каждой стороны своя). И при принятии решений судьей задействована также и эмоциональная составляющая, и интуиция. Это даже если не учитывать загруженность судей, которая в разы понижает возможности для взвешенного аналитического анализа.

Из этого следует, что в письменной позиции должна быть также ваша история, эмоции и ваша правда жизни.

Либо один из главных аргументов в споре о запрете программного обеспечения ответчика может заключаться в том, что программа ответчика работает по тому же принципу, что и универсальные поисковые системы (Яндекс, Гугл) и что ее запрет будет означать запрет технологии, по которой работают все поисковые системы (индексация).

Детальный документ vs лаконичный: или кто будет читать 20 /40 / 80 страниц текста, когда судья рассматривает десятки дел в день?

Моя позиция – детальный.

Во-вторых, краткая версия документа может быть в его начале (основные аргументы) или в обобщающей позиции.

В-третьих, позиция пишется не только для судьи, но и для вас, это та шпаргалка, по которой можно выступать и в случае необходимости моментально найти нужную информацию для ответа на вопросы судьи. Особенно актуально для апелляции и кассации, где часто начинается пулеметный допрос представителя по аргументам и обстоятельствам. И заранее что конкретно заинтересует судей предсказать сложно.

И, наконец, судьи иногда внимательно читают и объемные позиции. Например, судьи СИП, арбитры третейский судов, судьи по значимым и практикообразующим делам.

И детальный - это не значит, что позиция должна напоминать научную статью.

Визуализация: это модное слово legal design

Мы больше 10 лет используем, например:

- таймлайны для визуализации хронологии обстоятельств дела;

- схемы взаимоотношений (например, схема связи между судебным экспертом и представителем оппонента в стиле расследований того-кого-нельзя-называть);

- визуальные изображения аргументов (например, маленькая точка на большом квадрате может отражать аргумент о ничтожно малом количестве информации, с которой взаимодействует программное обеспечение);

- фотографии ключевых документов из материалов дела с выделением значимых фрагментов и пояснениями по ним;

Мои правила по использованию визуализации

1) Использовать можно и нужно, НО: для наиболее значимых вещей. Не надо каждый аргумент сопровождать визуализацией, визуализация занимает место в документе и увеличивает его объем, визуализация отнимает время на восприятие, очень часто без подробных устных пояснений невозможно понять детальные схемы. Чаще визуализация более эффективна при устных выступлениях, когда схемы можно пояснить.

2) Не обязательно визуализацию использовать в каждой позиции, иногда без нее лучше.

3) Из схем нужно убирать все лишнее, в схеме должна быть основная мысль, в идеале необходимо, чтобы основная мысль воспринималась за 2-3 секунды.

4) Использование идентичных цветов для идентичных видов аргументов (например, дефекты позиции эксперта можно отражать с использование красного шрифта).

О великий могучий русский язык: замена манной каши на железный каркас

Помимо многочисленных советов по сокращению юридических текстов, приданию им ясности и вычеркиванию всего ненужного (есть различная литература по данному вопросу, например, до этих слов в данном предложении можно все убрать), один из главных советов по языку юридического документа следующий: вместо абстрактных рассуждений — факты и конкретика.

Традиционный вопрос к дочитавшим до конца: А что вас больше всего БЕСИТ в судебных и иных документах?

Например, я мягко говоря переживаю, когда невозможно понять мысль оппонента, за него приходится формулировать его аргумент, чтобы можно было на него все-таки ответить, и вариантов возможной позиции оппонента может быть множество. Хотя есть ещё один полезный совет в данных ситуациях - не отвечать вообще на такие аргументы

Основную группу лиц, участвующих в деле, в исковом произ­водстве составляют стороны.

Сторонами в гражданском судопроизводстве являются участвующие в деле лица, спор которых о субъективном праве или охраняемом законом интересе суд должен рассмотреть и разре­шить. В соответствии с правилами ст. 38 ГПК сторонами в граж­данском судопроизводстве являются истец и ответчик. Истцом является лицо, в защиту субъективных прав и законных интере­сов которого возбуждено гражданское дело. Ответчик — это лицо, которое привлекается судом к ответу по требованию, заявленному истцом.

Выделяют следующие признаки сторон: 1) они выступают в суде от своего имени; 2) имеют собственный юридический ин­терес к исходу дела, являющийся одновременно материальным, процессуальным и личным; 3) обладают нравом на совершение распорядительных действий (направленных на возникновение, развитие и окончание процесса); 4) на них распространяется за­конная сила судебного решения.

Права и обязанности сторон значительно шире прав и обя­занностей других лиц, участвующих в деле. Помимо общих нрав, указанных в ст. 35 ГПК, стороны обладают распорядительными (специальными) правами, обозначенными в ст. 39 ГПК. Так, ис­тец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска; ответчик вправе признать иск; стороны могут окончить дело ми­ровым соглашением.

Что же касается обязанностей сторон, то они также подраз­деляются на общие (ст. 35 ГПК) и специальные. Общей обязанно­стью сторон является обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. К специ­альным могут быть отнесены обязанности доказывать факты ос­нования иска и возражения против него (ст. 56 ГПК), подчиняться действиям председательствующего в судебном заседании (ст. 156 ГПК), сообщать суду о перемене места жительства (ст. 118 ГПК), предоставлять копии искового заявления (ст. 132 ГПК), нести су­дебные расходы (ст. 98 ГПК).

По целевым установкам права и обязанности истца пропорци­онально соответствуют правам и обязанностям ответчика.

В соответствии со ст. 40 ГПК иск может быть предъявлен в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам. Допуская множественность лиц на стороне истца или ответчика, законодатель устанавливает институт процессуального соуча­стия. В зависимости от того, на чьей стороне имеет место соуча­стие, согласно теории гражданского процессуального права его разделяют на активное, пассивное и смешанное. Активным называется соучастие на стороне истца, пассивным — на стороне от­ветчика, смешанным — на обеих сторонах. При этом необходимо иметь в виду, что структура сторон при процессуальном соучастии остается неизменной. В процессе участвуют только две стороны — соистцы или соответчики. Существенным признаком соучастия является то, что требования соистцов и возражения соответчиков совместимы и не исключают друг друга.

В зависимости от характера связи между соучастниками их действие может быть обязательным (необходимым) и факульта­тивным (необязательным). Обязательное соучастие возникает в силу материально-правовых оснований и предполагает необхо­димое участие в деле всех субъектов спорного материального пра­воотношения в качестве истцов или ответчиков. ГПК не дает перечень случаев обязательного соучастия. На практике такие случаи встречаются по делам об общей долевой (совместной) собствен­ности, о наследовании, об авторских и изобретательских правах, о защите чести, достоинства и деловой репутации и проч.

Факультативное соучастие возникает в силу процессуально­правовых оснований и означает возможность рассмотрения требо­ваний нескольких истцов или одного истца к нескольким ответчи­кам как в рамках одного процесса, так и независимо друг от друга.

Права и обязанности соучастников соответствуют правам и обязанностям сторон, но каждый из них, несмотря на общность интересов, самостоятелен и процессуально независим от других соучастников.

Кроме субъектов, участвующих в гражданском судопроизвод­стве в качестве истцов и ответчиков, в разрешении спора между ними могут быть заинтересованы и другие лица, которые могут вступать в судопроизводство в качестве третьих лиц.




Третьи лица в гражданском судопроизводстве — это такие участвующие в деле лица, которые вступают либо привлекаются в уже возбужденное в суде дело для защиты своих прав или за­конных интересов, не совпадающих с интересами первоначальных сторон, поскольку решение суда по делу может затронуть и их пра­ва и интересы. Исходя из того что характер заинтересованности в исходе спора между первоначальными сторонами может быть различным, действующее процессуальное законодательство раз­личает два вида третьих лиц: 1) заявляющие самостоятельные тре­бования относительно предмета спора (ст. 42 ГПК); 2) не заявля­ющие таковых (ст. 43 ГПК).

Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования от­носительно предмета спора, — это лица, вступающие в уже воз­никший процесс путем предъявления иска на общих основани­ях для защиты своих прав и интересов. Исходя из определения, вступление третьего лица в процесс есть предъявление собствен­ного иска. Особенность же состоит в том, что иск предъявляется к лицам, которые уже являются участниками судопроизводства по определенному делу. Происходит вторжение в чужой процесс. Самостоятельность требования выражается в том, что оно имеет свой предмет и свое основание.

Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования отно­сительно предмета спора, обладают всеми самостоятельными пра­вами истца, их требования могут быть направлены как истцу, так и ответчику.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, — это лица, участвующие в про­цессе на стороне истца или ответчика в целях защиты своих ин­тересов в связи с возможностью предъявления к ним в будущем регрессного иска или ввиду иной заинтересованности в исходе дела. Признаками таких третьих лиц являются: а) отсутствие са­мостоятельного требования на предмет спора; б) вступление в уже начатое по инициативе истца дело и участие в нем на стороне ист­ца или ответчика; в) наличие материально-правовой связи только с тем лицом, на стороне которого третье лицо выступает; г) защи­та третьим лицом собственных интересов, поскольку решение по делу может повлиять на его права и обязанности. Как разъяснил Пленум ВС РФ, в качестве такого третьего лица, например, по де­лам о взыскании страховых взносов в бюджет Пенсионного фон­да суд должен привлекать соответствующие органы Пенсионного фонда РФ.

В отличие от третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, третьи лица, не заявля­ющие таковые, не могут совершать действия, направленные на распоряжение предметом спора.

Что такое процессуальное правопреемство и когда оно применяется ?!

В соответствии с установленными законодательными нормами Российской Федерации процессуальное правопреемство – это особая процедура, при которой может быть проведена замена участников в суде. Делается это на всех стадиях судебного производства вплоть до вынесения решения судьей. Регламентируется процессуальное правопреемство гражданским, арбитражным, административным законодательством.

Какие могут быть законные основания для применения в судебном процессе процессуального правопреемства ?!

  • Когда происходит процесс слияния юридических лиц. Такая процедура подразумевает то, что проводится переход обязанностей и прав

предыдущих учредителей к новой компании, образованной в процессе слияния;

  • Смерть гражданина и необходимость ведения дела от имени наследодателя умершего лица;
  • Проведение процедуры реорганизации юридического лица или присоединения, когда права и обязанности компании присоединяются к прошлой организации;
  • Прекращение функционирования юридического лица по причине ликвидации компании;
  • Уступка права требования;
  • Производство перевода долга и иные виды ситуаций, когда требуется перемена обязательств.

Какой пример можно привести ?!

Например, истец по гражданскому делу – это физическое лицо. На основании поданного искового заявления он просит о взыскании денег по договору займа. В ходе судебного процесса истец погибает и тогда на основании правопреемства вместо него участие принимать могут наследники. Суд на основании вынесенного постановления проведет замену выбывшей стороны по закону. Это актуально, когда имеются судебные тяжбы, связанные, к примеру, с взысканием имущественных обязательств или установлением прав на объекты движимого либо недвижимого имущества.

Когда не допускается по закону процессуальное правопреемство ?!

Бывают ситуации, когда правопреемство не применяется. Если дело касается гражданского судебного производства, то это иски следующего характера:

  • Иски о расторжении брачных отношений;
  • Гражданские дела о восстановлении в работе;
  • Иски о взыскании алиментных платежей о содержании ребенка, супруги, нетрудоспособных родителей.

После смерти гражданина, выступающего стороной по делу спорное правоотношение прекращается на основании вынесенного постановления судебного органа.

Важно отметить то, что судьей должно быть осуществлено приостановление производства по делу до определения правопреемника на основании вынесения такого документа, как постановление. Если вопрос о правопреемстве возник на стадии ведения обжалования, то тогда судья вернет дело в суд первой инстанции, где надо будет совершить описанные выше процессуальные действия. Правопреемник в свою очередь должен совершать установленные процессуальные действия. Сам по себе правопреемник может отказаться в замене и этот факт оформляется при помощи определения судебного органа. На это определение другими сторонами по делу может быть подана жалоба.

Какими правами обладает правопреемник ?!

В первую очередь правопреемник может обладать правом на обращение с заявлением о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, если таковые были известны ему на тот момент. Статья 44 Гражданско-процессуального кодекса говорит о том, что правопреемство допустимо на любой стадии гражданского процесса. И новые правопреемники имеют право заявить о пересмотре дела в том числе и в свою пользу при необходимости.

Когда может быть принято отрицательное решение о правопреемстве ?!

Знать надо и о том, что в определенных случаях бывает и так, что выносится отрицательное решение о правопреемстве. Это происходит на основании следующих факторов:

  • Обращение было подано в не уполномоченный судебный орган. Например, дело рассматривается в мировом суде, а обращение подается в районный суд;
  • Основание для правопреемства носит незаконный характер. В качестве примера привести можно ситуацию, когда заявитель хочет осуществить это, когда дело касается взыскания денег по алиментам;
  • Нет подтвержденных оснований для правопреемства.

Кстати, важно добавить и то, что правопреемство может быть не только на стадии рассмотрения дела, но и в ходе исполнительного производства, когда уже вынесено решение по делу.

Тут уже решение о правопреемстве определяется судебным приставом, который ведет исполнительное производство. На основании судебного решения надо подготовить в адрес пристава заявление, в производстве которого находится исполнительное дело. В заявление обозначается просьба о замене стороны по законным обстоятельствам. После того, как правопреемник был определен или при получении отказа в замене преемника стороны по делу обладают правом на подачу жалобы. И жалоба эта подается на судебный акт, которым была произведена замена.

Читайте также: